back to top
4.3 C
Узбекистан
Суббота, 27 декабря, 2025

Новая система электронных рецептов в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,160ПодписчикиПодписаться

В мультимедийном пресс-центре Sputnik Узбекистан состоялась пресс-конференция на тему «Цифровизация системы здравоохранения Узбекистана. Новая система электронных рецептов».

В мероприятии приняли участие директор по цифровизации здравоохранения Uzinfocom Руслан Султанов, заместитель начальника отдела внедрения и координации цифровых технологий Министерства здравоохранения Республики Узбекистан Наврузбек Аллаберганов, специалист Центра безопасности фармацевтической продукции при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан Мавлюда Гиясова, а также заместитель начальника медицинского объединения Яшнабадского района города Ташкента Галина Дурманова.

Зачем в Узбекистане ввели электронные рецепты?

В рамках исполнения ключевых положений постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему ускорению процессов цифровизации системы здравоохранения» было уделено особое внимание задачам цифровизации системы здравоохранения, повышению эффективности и доступности медицинской помощи, обеспечению безопасности пациентов, а также созданию эффективной системы управления оборотом лекарственных средств, в том числе в рамках внедрения новой системы электронных рецептов.

По словам Руслана Султанова, электронные рецепты упрощают получение лекарств, позволяют лучше контролировать их оборот, помогают выявлять контрафактные препараты, ввозимые без обязательной маркировки.

Наша задача заключалась в цифровизации процесса продажи лекарств, то есть мы сделали бумажный рецепт электронным. Это намного облегчает процесс получения препаратов и их мониторинг в целом. Так мы будем понимать, какие, например, у нас на сегодняшний день существуют болезни, какие препараты употребляются и обязательно их побочные действия. То есть система цифровизации нам позволяет посмотреть в корень этой проблемы. При запуске мы сделали несколько вариантов выдачи электронных рецептов. У самого пациента есть возможность через QR-код получить рецепт и обратиться к фармацевту, либо он может, назвав ПИНФЛ, получить лекарства. Со своей стороны система здравоохранения будет отслеживать сами препараты, учитывая, что на сегодняшний день на рынке очень много контрафактных лекарственных средств, которые завозятся без маркировки. Из них более 30% – поддельные. Чтобы этот момент тоже как-то ограничить, мы запустили цифровой вид рецепта, – пояснил Руслан Султанов.

В госучреждениях Ташкента электронная система работает полностью. Врачи прошли обучение. Специалисты Uzinfocom подготовили IT-медсестер, а те дальше по цепочке обучили почти весь врачебный персонал. В тестовом режиме выписывать электронные рецепты начали с 1 ноября, а с 10 ноября их стали оформлять практически на все лекарства.

Новая система введена в том числе для того, чтобы свести к минимуму случаи самолечения среди пациентов.

Мы достигли того, что лекарственные препараты назначаются не самим пациентом, не соседями, не искусственным интеллектом, а именно врачами, которые осмотрели больного. Благодаря стандартам, утвержденным в Узбекистане, назначаются препараты, которые действительно можно получить в нашей республике и которые соответствуют нашим клиническим стандартам. Сейчас возникает много случаев, когда пациенты самовольно принимают, например, антибиотики, а когда антибиотики на самом деле нужны, они уже не действуют. Поэтому благодаря электронным рецептам количество самолечения со стороны пациентов, думаю, сократится до минимума, – отметила Галина Дурманова.

Она также пояснила, что пациенты, регулярно принимающие лекарства, могут получить электронный рецепт сразу на 60–90 дней, что позволит ходить к врачу не ежемесячно, а раз в два-три месяца.

Система DMed охватывает не только государственные, но и частные медучреждения. Подключение частных клиник уже в процессе внедрения. Главное условие – интеграция их внутренних систем с DMed или использование системы, привязанной к ПИНФЛ, так как медкарта формируется на основе данных из Государственного центра персонализации.

Что касается частных клиник, то мы с ними сейчас идем по пути поэтапного внедрения системы. Единственный момент: у многих частных медучреждений есть определенные CRM-системы, которые зачастую не соблюдают протокол, а система, которую мы разработали совместно с Министерством здравоохранения, основана на протоколах – национальных и международных. А в некоторых системах частных клиник, к сожалению, этого нет, нет также единой идентификации. В нашей системе мы ее привязали к ПИНФЛ. То есть мы обращаемся за ПИНФЛ, и Государственный центр персонализации отправляет нам базовые данные, на основе которых формируется медицинская карта. А в частных клиниках или других учреждениях одно и то же имя, фамилия могут генерироваться несколько раз, потому что для них это неважно, важен просто учет кассы, – рассказал Руслан Султанов.

Если обычные пациенты семейных и частных медучреждений могут попасть к врачу и получить вожделенный рецепт, то как быть пенсионерам, инвалидам, одиноким пожилым людям, не имеющим возможности самим пойти в поликлинику?

Эксперты утверждают, что новая система делает для них лекарства доступнее, ссылаясь на услугу дистанционного назначения препаратов, которые семейный врач может оформить онлайн. Пациенту или его доверенному лицу достаточно назвать ПИНФЛ в аптеке – и все назначения сразу появляются в системе.

Если человек маломобилен или лежачий, лекарства могут получить и привезти домой доверенное лицо, патронажная медсестра или соцработник. За такими пациентами постоянно закреплены медработники, которые помогают решать все вопросы с лечением и лекарствами.

Мы дали возможность дистанционного назначения препаратов. Если пациент закреплён за какой-то определённой поликлиникой, там есть семейный врач, который сможет осмотреть, придя к нему. Если названных симптомов достаточно для назначения препарата, то врач может зайти в систему и дистанционно назначить эти препараты. А доверенное лицо, либо сам пациент, заходит в аптеку, фармацевту называет свой ПИНФЛ, и сразу появляются лекарства, которые были ему назначены, – рассказала Галина Дурманова. – За каждым престарелым или лежачим больным закреплён кто-то из медицинской бригады. Врач обязан посещать его раз в месяц, а патронажная медсестра – один раз в неделю. Кроме того, за одинокими престарелыми закреплён социальный работник, с которыми медицинские учреждения работают очень тесно. Все проблемы, которые возникают у данных людей, мы стараемся решать совместно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Климат как экономика: почему зеленая трансформация важна для Узбекистана

Климат перестал быть темой только для экологов. Сегодня он напрямую влияет на экономику, инвестиции, сельское хозяйство и качество жизни....

Больше похожих статей