back to top
19.1 C
Узбекистан
Вторник, 21 мая, 2024

Сквозь завесу тайны: когда заговорила бумага

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
Сквозь завесу тайны: когда заговорила бумага

Многие из нас помнят и любят сериал «Следствие ведут Знатоки», одна из героинь которого – эксперт Зиночка Кибрит – являет собой образец такого криминалиста-универсала, для которого даже малейший след – открытая книга, а любой предмет – «говорящая вещь».

В жизни, однако, в век научно-технической революции на смену универсалам, которые знали «понемногу о многом», давно уже пришли специалисты, знающие «многое о немногом», а то и «все об одном». Ныне эксперт-криминалист – как правило, узкий специалист в одной из областей криминалистической науки: эксперт-баллист, эксперт-трасолог, эксперт-почерковед… Только подобная специализация делает возможным профессиональное владение многочисленными средствами и методами экспертного исследования, применить всю совокупность которых не под силу универсалу.

Эксперт-криминалист – это всегда исследователь, человек, причастный к развитию криминалистики. Экспертная лаборатория – своеобразный полигон, на котором испытываются, совершенствуются и разрабатываются новые средства и методы исследования вещественных доказательств. А это под силу опять-таки только подлинному знатоку своего дела, сосредоточившему весь свой опыт, знания и умения в какой-то одной области.

Исследования, которые мы сейчас назвали бы криминалистическими, проводились и в древности. Еще не возникли предпосылки для формирования криминалистики как науки, а в судебных протоколах уже упоминались «сведущие в сличении почерков лица» – первые эксперты-почерковеды. На Руси в те далекие времена ими бывали дьяки и подьячие.

Затем дьяки уступили место секретарям присутственных мест, писарям, учителям чистописания – каллиграфам.

Долгий путь прошла графическая экспертиза (идентификация личности по письму и почерку), пока встала на прочную научную основу.

В криминалистике под «письмом» принято понимать объект исследования, включающий письменную речь и почерк.

Письменная речь охватывает собой языковые средства выражения мысли. На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики и литературы, различных стилей изложения, профессия, местные диалекты, общение с определенным кругом людей, родной язык, если документ выполняется на другом языке, состояние центральной нервной системы и т.д.

…В одной из строительных организаций орудовала группа расхитителей. Контролер-ревизор, производивший там проверку финансово-хозяйственной деятельности, обнаружил, что ряд ведомостей на выплату заработной платы рабочим не был оправдан нарядами на выполнение соответствующих работ. Он выборочным путем проверил правильность выплаты денег рабочим, фамилии которых значились в ведомостях, и выяснил, что некоторые из них в ведомостях не расписывались, денег не получали и работы не производили.

На основании акта ревизии возбудили уголовное дело. Подозрение в совершении хищений пало на главного бухгалтера и бухгалтера-кассира конторы. Они оба отрицали свою причастность к фальсификации денежных ведомостей. По делу была назначена графическая экспертиза.

Перед экспертом стояла трудная задача. Подпись, как говорят специалисты, содержит в себе мало графического материала. Иногда это несколько закорючек, росчерков, мало напоминающих буквы. А ведь ее исполнителя нужно установить именно по признакам почерка. Однако эксперт в результате тщательного изучения поддельных подписей в ведомостях и образцов почерка главного бухгалтера и бухгалтера-кассира дал категорическое заключение: подписи подделывались ими. После ознакомления с выводами эксперта-криминалиста преступникам ничего не оставалось, как признать себя виновными в хищениях. Как и в большинстве случаев, маскировка почерка преступников не спасла.

О чем же еще может рассказать почерк?

По определению словарей, почерком называется письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, образующие слова. Устойчивость и индивидуальность почерка, неповторимость комплекса его признаков являются теми его качествами, благодаря которым эксперт-криминалист может установить исполнителя рукописи или ее отдельных фрагментов, например, подписи.

Что же происходит, когда человек пытается умышленно изменить свой почерк, подделаться под почерк другого лица? Его движения в этом случае становятся замедленными, неуверенными, непривычными; непринужденность письма исчезает, возникают признаки подражания чужому почерку. Само подражание приобретает индивидуальный характер. Картина станет еще более ясной, если пишущий прибегнет к необычному способу письма, например, левой рукой, иногда даже ногой. Не спасает и подражание печатному шрифту…

Неплохо, если бы это помнили авторы анонимных писем, любители легкой наживы, фальсифицирующие подписи в денежных ведомостях, мошенники, фабрикующие поддельные дипломы и аттестаты. Думается, это сдержало бы не одну преступную руку.

Ну, а если поступить еще более хитроумно и написать письмо, скажем, стенографическими знаками или даже… азбукой Морзе? Не станут ли тогда в тупик эксперты-почерковеды?

Вот какой случай произошел несколько лет назад в нашей столице. Долгое время в различные организации и учреждения поступали анонимные письма, содержащие клевету и угрозы по адресу инженера одного из крупных предприятий. Порочащие этого человека сведения были и в объявлениях, которые вывешивались на этом предприятии, на афишных тумбах и в других общественных местах.

Подозрение пало на некую Башорат Ж. На экспертизу поступили тексты большого числа анонимных писем, адресов на конвертах и объявлений, выполненных скорописью – правой и левой руками, с подражанием буквам печатного текста. Обращало на себя внимание сходство смыслового содержания и манеры изложения: наличие угроз, упоминание одних и тех же фактов и лиц, однотипность выражений, в том числе и нецензурных.

У Ж. были отобраны экспериментальные образцы почерка. Исследуемые тексты совпали по признакам почерка и письменной речи с образцами, достоверно написанными рукой подозреваемой. При рассмотрении дела в суде она призналась в этом и была осуждена.

Но не только с документами работают криминалисты-почерковеды. Экспертизы подписей дали возможность установить авторство ряда картин Третьяковской галереи, других художественных музеев мира.

В бухарестской коллекции произведений изобразительного искусства был найден не подписанный рисунок, приписываемый Ван Гогу. Специалисты, рассматривавшие его, отметили разительное сходство сюжета с сюжетами серии других работ Ван Гога. Помимо сходства в темах, были отмечены существенные соответствия в движениях персонажей и манере исполнения рисунка. Был сделан вывод, что рисунок исполнен Винсентом Ван Гогом приблизительно в 1885 году. Оставалось, однако, решить вопрос о рукописной надписи в нижней части рисунка. Решением этой задачи занялись румынские криминалисты. Они установили, что надпись сделана самим великим Ван Гогом, – а попутно выяснили, что можно установить и совпадение графических элементов сравниваемых рисунков. А значит, таким образом, криминалист в состоянии оказать помощь искусствоведу в установлении авторства рисунка, если такая необходимость возникнет.

Ну, а как быть, если документ исполнен на пишущей машинке, набран на клавиатуре компьютера или отпечатан типографским способом? Не есть ли это надежный путь сохранить в тайне место изготовления документа и личность его исполнителя? Теория и практика криминалистической экспертизы отвечают: нет. Криминалистическое исследование машинописного текста позволяет не только решить, на каком именно печатном устройстве был исполнен документ, но и определить, кто его печатал.

В одном из ширкатных хозяйств до сих пор помнят случай, произошедший в 1990-х годах. Заведующий складом в течение длительного времени совершал хищения различного имущества, а для сокрытия этого фабриковал подложные накладные, по которым он якобы отпускал его. Для производства экспертизы следователь собрал подлинные документы, которые печатал на машинке обвиняемый. Они послужили для эксперта образцом того, как обвиняемый пишет на машинке. При сравнительном исследовании фиктивных и подлинных документов были установлены совпадения в силе и равномерности удара по клавишам, в манере расположения текста, дат, наименования должностных лиц, в размерах отступа в начале строк, повторяемости технических ошибок и т.п. По всем этим признакам можно было заключить, что фиктивные накладные – дело рук обвиняемого.

Ныне же с возможностями экспертизы письма и почерка знакомы не только следователи, оперативные работники и судьи, но и литературоведы, историки, археологи. Экспертная практика знает случаи, когда почерковедам приходилось исследовать нотное письмо, автором которого оказался П.И. Чайковский, материалы подлинного судебного дела о смерти царевича Дмитрия и многое другое…

Т. Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На Энергетической неделе Узбекистана Росатом представил перспективные решения по АЭС большой и малой мощности

В рамках Энергетической недели Узбекистана Росатом принял участие в 17-ой Международной выставке «Power Uzbekistan 2024», представив перспективные решения по...

Больше похожих статей