back to top
19.4 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Опера Вареласа — сорок лет спустя

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
Опера Вареласа - сорок лет спустя

В Государственном Академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои 15 мая состоится премьера новой оперы-сказки «Волшебная лампа Аладдина».

Но прежде чем говорить о постановке, попробуем заглянуть в интригующую историю сказки, которая многими считается арабской.
Триста лет тому назад европейцы получили в руки первый перевод сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Книгу перевёл и издал французский ученый Антуан Галлан. Среди других в ней была «Волшебная лампа Аладдина». Но вот незадача – этой сказки нет ни в одной из арабских рукописей! Галлан ссылался, что историю рассказал ему в Париже некий сирийский сказочник, но есть мнение, что сказка является авторской мистификацией – такое в литературе и искусстве случалось не раз. Как бы там ни было, сказка полюбилась читателям. Она была переведена на многие языки и будила творческое воображение художников-иллюстраторов, режиссеров театра и кино, мультипликаторов, сочинены и поставлены даже оперы, мюзикл.

Первым из композиторов оперу «Волшебная лампа Аладдина» написал Нино Рота – один из самых известных итальянских композиторов XX века. Для нас его имя связано с музыкой к кинофильмам Федерико Феллини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы. Кроме музыки к кино он написал 12 опер, одна из которых — «Волшебная лампа Аладдина» — создана автором в 1968 году для детей. Недавно оперу поставили в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, она стала первой премьерой текущего сезона и радует маленьких зрителей, начиная со 2 октября 2015 года.

В 1971 году к этому же увлекательному сюжету обратился узбекистанский композитор Совет (Сергей) Афанасьевич Варелас. Обладая литературными талантами, сам написал либретто. Сочиненная им опера «Волшебная лампа Аладдина» не сразу вышла к зрителю. Впервые она поставлена в театре имени Навои в 1978 году — примечательно, что в тот год у композитора родился внук Дмитрий. Детская опера пользовалась большим успехом у зрителей и выдержала более 200 показов.

И вот, в 2016 году спектакль решили восстановить в новой версии, которую можно бы назвать молодежной, хотя каждый из постановочной группы, начиная с Георгия Дмитриева — режиссёра-постановщика, лауреата престижных конкурсов оперных режиссеров и вокалистов — имеет достаточно богатый и успешный опыт театральной деятельности.

Хотелось бы рассказать об авторе оперы – человеке непростой судьбы, ставшем, несмотря на трудные испытания, пережитые в детстве и юности, известным композитором, заслуженным деятелем культуры Узбекистана.

Родился С.А. Варелас 17 марта 1923 года в Таганроге. Семья очутилась в Ташкенте не в самые лучшие для неё времена, были у Вареласов и более светлые годы. В XIX веке дед композитора, Георгий Афанасьевич, ребенком был привезён из Греции в портовый российский город Таганрог на берегу Азовского моря. Когда подрос, работал матросом, обзавелся семьей, вырастил троих сыновей. Младший, Афанасий Афанасьевич, получил высшее техническое образование, работал начальником научно -исследовательского сектора технической промышленности в Народном комиссариате по тяжелой промышленности. Был он разносторонне одаренным человеком и вместе с женой — Тамарой Васильевной Бережной — дал своим детям хорошее воспитание и образование. Из Таганрога семья перебралась в Ростов-на-Дону. С пяти лет Совет – младший из троих сыновей — не только рисовал, что делают все дети, но, обладая абсолютным слухом, сочинял музыку, писал стихи, придумывал пьесы.

Но покой и благополучие семьи разрушил период репрессий. В 1934 году Афанасия Афанасьевича несправедливо осудили и отправили в двухлетнюю вольную ссылку в Ташкент. Этого наказания за несовершённые грехи следователям показалось мало, из Ташкента ссыльного переслали в Ухтипечерский лагерь, присудив ему «тройкой» новый срок. Из лагеря А.А. Варелас не вернулся, и лишь посмертно, в послесталинский период, был реабилитирован вместе с тысячами других невинно пострадавших людей.

Семье выживала нелегко. Брались за любую работу. Совету Афанасьевичу с юности довелось работать почтовым агентом, маляром, слесарем, бухгалтером. Армейская служба пришлась на военное время, с 1942 по 1945 год он отбывал её в трудовой армии на Урале. После войны вернулся в Ташкент и, следуя своим музыкальным наклонностям, окончил музыкальное училище им. Хамзы. Сережа – так звали Совета Афанасьевича в семье и в кругу друзей — прекрасно играл на гитаре и фортепиано и в студенческие годы работал концертмейстером в Ташкентском хореографическом училище. Поступив в Ташкентскую государственную консерваторию по классу композиции, продолжал после занятий подрабатывать в музыкальном училище. Когда в 1955 году получил диплом, было ему уже 32 года.

Энергичный, добрый и улыбчивый, Совет Афанасьевич с большой любовью относился к детям. Преподавал композицию в музыкальном училище имени Хамзы, служил в издательстве, был концертмейстером и преподавателем в Республиканской музыкальной школе имени Успенского, затем работал на кафедре композиции и инструментовки Ташкентской государственной консерватории. Заслужил звание доцента, позже профессора. В списке его сочинений, в числе которых особое место занимают произведения для детей, опера-сказка «Волшебная лампа Алладина» (1971); кантата — «Зоя» на стихи М.Алигер и В. Лебедева-Кумача; симфонические поэмы, симфониетта, концерты, сонаты, сонатины, произведения для узбекских народных инструментов чанга и ная, а также вокальные сочинения. Труды были высоко оценены, и в 1988 году С.А. Вареласу, автору 145 музыкальных произведений и двух учебных пособий, присвоили звание заслуженного деятеля искусств УзССР.

Счастливо сложилась и семейная жизнь С.А. Вареласа. Жена, Тамара Аванесовна Головянц, преподавала историю музыки, была профессором Ташкентской государственной консерватории. Продолжилась и музыкальная династия: сын Анатолий Варелас продолжил дело отца, он композитор и скрипач, профессор Государственной консерватории Узбекистана ; дочь Елена Мейке стала музыковедом, кандидатом искусствоведения; внук Дмитрий Варелас — композитор и флейтист; внучка Нина Мейке по семейной традиции выбрала профессию музыковеда, она выпускница академии имени Сибелиуса.

Опера Вареласа - сорок лет спустя

В марте 2016 года С.А. Вареласу исполнилось бы 93 года. Его земной путь завершился 25 мая 1997 года. Педагог, композитор и общественный деятель оставил после себя сотни воспитанных им музыкантов и внёс значимый вклад в композиторское искусство Узбекистана. Новая постановка его оперы «Волшебная лампа Алладина», вернувшаяся в обновленном виде спустя сорок с лишним лет после создания, — лучшее тому подтверждение.

В ГАБТе имени Навои 4 мая состоялся брифинг для журналистов с участием Георгия Дмитриева и Анатолия Вареласа — сына композитора. Они посвятили представителей СМИ в подробности премьерного спектакля.
Сюжет этой захватывающей истории известен нам с детства. В первой сцене зрители увидят шумный базар в Багдаде, заполненный торговцами, чеканщиками, гадалками… И тут – какая же сказка без волшебства! – на сцену выйдет Магрибинец, злой волшебник. Торговцы зазывают его, предлагая пестрые товары. Но странный незнакомец ищет Аладдина, которого пока никто не знает. Ну а дальше сказка развивается, как ей и положено. Главным стержнем действия становится вечное и прекрасное чувство – любовь простого юноши Аладдина к своенравной царевне Будур, сердце которой тоже пленило нежданное чувство к простому бедняку. Зло в образе Магрибинца не дремлет. Найдя Аладдина, он выдает себя за брата его отца и, привезя в дом Аладдина сундук, – якобы с драгоценностями — покидает дом, но просит юношу проводить его.

И тут начинаются злоключения Аладдина. Он должен принести Магрибинцу волшебную лампу из мрачного подземелья. Змеи, пауки, скелеты, феи – путь его полон препятствий, но Аладдин преодолевает их и получает в руки заветную лампу. Едва дотронувшись до неё, храбрый юноша становится властелином доброго Джинна, готового выполнить любое его желание. Джинн спасает Аладдина от злого волшебника. И наш герой, вернувшись в Багдад, просит руки Будур — дочери султана. Казалось бы – счастье рядом. Но не тут-то было. Возмущенный правитель наказывает влюбленного, отправив его в зиндан. Дальше события развиваются как и должно быть в сказке. Зло одолевает Добро, но справедливость, в конце концов, торжествует: Аладдин и Будур соединяются в счастливом союзе, народ поёт им славу, а Добрый Джинн уходит в сказочный мир.

Прекрасная мелодичная музыка, острый сюжет и сценические эффекты послужат прекрасной возможностью посвятить детей в волшебное действие оперной постановки – самого крупного и сложного для восприятия театрального жанра, в котором сливаются воедино музыка, вокал, хореография, искусство сценографии.
Премьера – это всегда праздник, но путь к нему долог и непрост. В эти дни весь постановочный коллектив — музыкальный руководитель и дирижер Бобомурод Худойкулов, художник-постановщик Аброр Шарифов, художник по костюмам Лобар Палванова, автор компьютерных эффектов Ян Макмилан, балетмейстер Амина Бабаджанова, главный хормейстер Сулейман Шадманов и солисты оперы и балета — вместе с режиссёром-постановщиком Георгием Дмитриевым готовятся представить свою творческую работу самому непредвзятому и неподкупному зрителю – детям.

Пожелаем успеха новому оперному спектаклю!

Тамара САНАЕВА
Фото из сети интернет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Цветы и единство: фестиваль цветов и культурное сближение

19 мая в Намангане стартовал 63-й международный фестиваль цветов, событие, которое не только украшает улицы города, но и объединяет...

Больше похожих статей