back to top
16.5 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

«Shato-Hovli»: ночлег, хлеб, вино

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

В Узбекистане внедряется новый формат эногастрономического туризма

Мир уже не будет другим. Глобальный вызов всему человечеству заставил искать способы адаптации к новым политическим, экономическим, социальным и общественным отношениям. Во всех странах мира одной из наиболее пострадавших сфер социально-экономической деятельности стал туризм. Несмотря на то, что в Узбекистане в последние два года были проведены системные изменения в этой сфере, новая реальность, а точнее уже «новая нормальность» или «new normality», заставляет участников туристского рынка совершенно по-новому взглянуть на туризм.

В настоящее время, помимо создания обязательных условий обеспечения безопасного путешествия, как например кампания @Uzbekistan. Safe travel guaranteed, уже недостаточно просто активизировать деятельность отечественных туроператоров по привлечению дополнительных потоков зарубежных туристов или стимулировать поездки узбекистанцев по историческим центрам родной страны.

Нужны совершенно иные подходы и решения даже в продвижении традиционных туристских предложений, которые ранее, как правило, касались культурно-познавательных туров в основные исторические центры страны. Отметим, что спрос на такие стандартные программы в Узбекистане на зарубежных рынках туризма сложился давно и до пандемии был довольно устойчивый, что не требовало от местных организаторов туризма дополнительных затрат на его продвижение.

Теперь же и государство хорошо понимает, что для кардинального изменения ситуации необходима существенная диверсификация национального туристского продукта. Такое указание было дано главой Узбекистана еще в прошлом году (см. Указ Президента РУз «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» (№У-5611 от 05.01.2019). Наряду с широким комплексом мер поддержки сферы туризма, принятым уже в этом году, поиск и разработка новых видов турпродукта или кардинальный пересмотр прежних туристских предложений становится еще более актуальными. В этой связи, одним из перспективных направлений развития современного рынка туристских услуг в нашей стране может стать относительно новый для Узбекистана тематический туристский продукт – эногастрономический туризм, представляющий собой, например, совокупность нескольких видов туризма — гастрономический, винный и сельский.

Традиционные напитки и вина – должны стать украшением узбекского дастархана

В настоящее время в Узбекистане в отличие от гастрономического, винный туризм, в том понимании, как этот вид путешествий представлен в мире, еще полностью не сформирован. Однако определенные предпосылки для этого имеются, хотя винная тематика ещё не стала главным побудительным мотивом туристских поездок в нашу страну. Правда, можно побывать, например, на самаркандском винзаводе им. М.А. Ховренко, которому, кстати сказать, в 2018 исполнилось 150 лет со дня его создания. На этом предприятии можно с интересом ознакомиться с экспозицией пока единственного в Узбекистане музея виноградарства и виноделия, созданного более пятидесяти лет назад, а также принять участие в дегустации вин, произведенных на этом предприятии.

За последние пару лет и в других регионах страны появились новые дегустационные залы при крупных винзаводах в Ташкенте, Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Ферганской и Сурхандарьинской областях. Однако, по словам местных туроператоров, винные дегустации, как правило, предлагаются туристам в качестве дополнительной опции. Эти объекты не решают главной задачи – не дают полного представления об особенностях узбекского виноградарства и виноделия, а предлагаемые на дегустациях вина, зачастую, не отражают всего потенциала узбекистанского виноделия и в большинстве случаев уступают в качестве зарубежным аналогам. Кроме этого, в настоящее время экскурсионные материалы по этой теме имеют общий характер, отсутствуют подробные методические материалы, как и карты винных маршрутов с описанием объектов посещений.

В отечественных ресторанах пока ещё представлен узкий ассортимент узбекских вин, не отражающий особенностей винодельческих регионов страны, а персонал предприятий общепита слабо владеет навыками подбора гастрономических сочетаний местных вин и блюд национальной кухни. Наличие сомелье в ресторане скорее исключение, чем правило, а в винных картах многих заведений общепита высокого уровня местные вина занимают значительно меньшую площадь, чем их зарубежные конкуренты. Сложно говорить о вариантах гастрономических сочетаний блюд национальной кухни и узбекских вин. Более того, этим вопросом можно поставить в тупик сомелье и официантов, которые в ряде случаем оперируют только названием производителей и типом вина – белое или красное, сухое или полусладкое.  

Вместе с тем, в республике районировано и выращивается несколько десятков сортов винограда, занимающих территорию не менее сотни тысяч гектаров (по некоторым данным больше), среди которых, наряду с местными автохтонными сортами, широкое распространение получили и европейские сорта, выращиваемые по столовому, кишмишно-изюмному и техническим направлениям.

Принятые за последнее время беспрецедентные законодательные решения в сфере виноградарства и государственно-частного партнерства для фермерского виноделия открывают большие перспективы и для эногастрономического туризма. Одним из стимулов возможной заинтересованности местных виноградарей в расширении посадок перспективных технических сортов винограда, используемых в виноделии, может стать инициатива руководства страны придать статус сельхозпродукции для вин естественного брожения, а также отмены лицензионных требований при производстве винной продукции из собственного винограда (правда, при наличии у фермерского или виноградарского хозяйства не менее 10 га, прим.автора).

Это особенно важно для районов традиционного виноградарства и виноделия, обладающих уникальным терруаром – набором уникальных местных почвенных и природно-климатических особенностей. К числу таких регионов нашей страны относится Паркентский район Ташкентской области, где большинство виноградников возделываются фермерскими и садово-виноградарскими хозяйствами. Так, по данным хокимиата Паркентского района, на этой территории создано более 1000 фермерских хозяйств с общей площадью около 10 тысяч гектаров, отведенных под виноградарство, садоводство и приусадебные участки. Большинство виноградников в Паркентском районе расположены в предгорной зоне на высоте от 800 до 1400 метров над уровнем моря, что позволяет выращивать качественный виноград для любого назначения, как столовый, винный, изюмный и кишмишный, так и винную продукцию самых разных типов и стилей.

Все это и дает новые возможности для активизации фермерских и предпринимательских инициатив, привлечения частных инвестиций в виноградарство и виноделие, а в перспективе — создание терруарных вин, обладающих региональными особенностями, в том числе из автохтонных сортов винограда – присущих только данной местности. Заметим, что основу виноделия в ряде европейских стран как раз и составляют небольшие фермерские хозяйства. В Австрии, например, таких небольших предприятий и кооперативов, занимающихся виноделием около 30 тысяч. В нашей стране прежде таких хозяйств никогда не было, но в настоящее время ситуация кардинально меняется.

По мнению Сергея Данилова, инициатора проекта «Вкусный Узбекистан» по продвижению нашей страны как эногастрономической дестинации, в последнее время появилась заинтересованность в создании винодельческих хозяйства нового поколения, которые будут ориентированы на мировые стандарты отрасли, исследование терруаров, подготовку почв и выращиванию наиболее подходящих сортов винограда, а также на разработку оптимальной технологии производства как натуральных вин, так и экологически чистых продуктов переработки винограда.

— Таким новым направлением развития малых фермерских виноделен, ориентированных на эногастрономический туризм, может стать формат «Shato-Hovli» (Шато-Ховли), когда небольшие хозяйства, располагающие необходимым количеством собственных или арендованных виноградников могли бы ещё оказывать и разнообразные туристские услуги и заниматься производством локальных гастрономических брендов, а также создавать терруарные вина, что и определяют собственное лицо любого винодельческого региона, например, Паркентского района Ташкентской области, — подчеркнул Сергей Данилов.

По его словам, концепция фермерского виноделия и винного туризма в формате «Shato-Hovli», как одно из направлений проекта «Вкусный Узбекистан» сочетающего в себе западные винные технологии и местные агротехнические особенности выращивания винограда, туризм и гастрономию, была предложена на международной конференции в рамках винного фестиваля в Ташкенте WineArt в Ташкенте два года назад. Тогда же была озвучена и другая инициатива создания винной деревни «Вкусный Паркент», как своеобразного модельного фермерского кластера (садоводство, виноградарство, виноделие, гастрономия, туризм) для объединения выделенных фермерских хозяйств в Паркентском районе в целях диверсификации туристского продукта Узбекистана и удовлетворения растущего спроса на международном рынке туризма на разнообразные туристские услуги в сельской местности.

Эту же тенденцию подтверждает и директор ташкентской компании Innovation center Vektor Елена Мохова, которая в настоящее время является также и руководителем небольшого садово-виноградарского хозяйства в Паркентском районе.

Ещё несколько лет назад мы начали строительство небольшого эко-отеля, расположенного в живописном окружении виноградников в Паркентском районе и первоначально планировали заниматься только гостиничными и ресторанными услугами, однако изменившаяся ситуация на рынке дала нам новый импульс и теперь в нашем распоряжении более десяти гектаров для садоводства, виноградарства и, конечно, виноделия, – подчеркнула предприниматель.

По Елены Моховой, в сотрудничестве с проектом «Вкусный Узбекистан» на базе эко-отеля в поселке Заркент и виноградников в поселках Санганак и Невич и будет реализован первый в своем роде комплексный объект эногастрономического туризма «Shatо-Hovli Zarkent» в формате «малой туристкой зоны», что, кстати сказать, предусмотрено и новыми изменении в туристском законодательстве.

На нашем хозяйстве «Shatо-Hovli Zarkent» мы уже заложили виноградник, сад, планируем создать небольшую современную микровинодельню рядом с небольшим эко-отелем, ошхоной, дегустационным залом, уже имеем необходимые производственные помещения и подсобное хозяйство,  – отметила в заключение Елена Мохова. 

Виноградарство и виноделие в сочетании с национальной кухней является одним из важнейших факторов туристической привлекательности любой страны, а подобные проекты под брендом «Shatо-Hovli» могут быть масштабированы и в других винодельческих регионах Узбекистана, считает итальянский эксперт Фабрисио Вельмини, научный сотрудник Вестминстерского Университета в Ташкенте, занимающийся проектами развития интеграции стран, в том числе и в сфере туризма под брендом «Шелковый путь».

Я уверен, что развитие экспортного потенциала туризма и сельского хозяйства, гастрономии и виноделия в странах Шелкового пути, оказывает существенное влияние на вовлечение в туристский оборот малых и средних предприятий, как непосредственно организаторов туризма, так поставщиков сопутствующих услуг – например, винодельческих ферм, дегустационных залов, ресторанов и баров, как это делается в Италии или Грузии, – подчеркнул Фабрисио Вельмини по результатам технической поездки в Паркентский район.

Добавим, что такие инициативы не только способствуют привлечению инвестиций для развития сельского, гастрономического и винного туризма, но и оказывают положительное влияние на методы ведения сельского хозяйства местными сообществами и побуждают их учитывать интересы местных и зарубежных туристов.

В новых условиях такие конкурентные туристские предложения, наиболее полно учитывающие особенности традиционного гостеприимства, гастрономической и кулинарной культуры, дополненные натуральными, чистыми и честными продуктами местного овощеводства, садоводства, виноградарства и виноделия, могут стать реальной основой развития разных видов туризма в сельской местности. А ещё сделать щедрый дастархан Узбекистана разнообразнее и вкуснее!   

Сирожитдин Данияр

2 КОММЕНТАРИИ

  1. алло, nuz
    подправьте опечатку в заголовке — » … эТногастрономического …»

  2. Уважаемый Владимр.
    Именно эНо. Дело в том, что в корне используется латинская составляющая. ЭНО — означает ВИНО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей