back to top
2.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 21 декабря, 2025

Дефиле учащихся

0

Дефиле учащихся В ближайший вторник, 15 сентября 2015 года, Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана проводит показ модной одежды.

Костюмы, участвующие в дефиле, созданы учащимися Республиканского художественного колледжа (известного также как бывшее училище имени П. Бенькова). Все модели придуманы и сшиты ими самими. Учащиеся колледжа также выступят в роли моделей.

Начало дефиле — в 17.00, вход свободный. Дополнительную информацию о показе можно получить по телефонам 256-35-56, 252-30-88, 252-74-73.

Анна НИМ.

Тренд мировой моды: смешение стилей и этническая мода

0

9 сентября 2015 года, в Посольстве Бангладеш в Ташкенте при поддержке ЮНЕСКО в Ташкенте состоялся семинар с Биби Рассел, модельером из Бангладеш и Артистом ЮНЕСКО за мир.

Тренд мировой моды: смешение стилей и этническая мода

В семинаре приняли участие молодые ташкентские дизайнеры, супруги дипломатов, аккредитованных в Узбекистане, а также культурные активисты и сотрудники посольства.

Тренд мировой моды: смешение стилей и этническая модаПосол Бангладеш в Узбекистане Мосуд Маннана: «Организацию данного семинара мы рассматриваем, как важный фактор культурного сотрудничества между двумя странами в сферах моды, одежды и текстиля. Надеемся, что этот семинар поможет многим местным дизайнерам, которые уже популярны и для молодых начинающих, узнать об истории успеха Биби Рассел, и получить вдохновение в поиске новые возможностей и творческих идей».

Редко в модельном бизнесе можно увидеть представительницу пуританской страны и история Биби Рассел действительно заслуживает внимания. Она росла в семье, где было три дочери, была самой младшей и то, что шила мама, ей не нравилось.

В 10 лет отец купил ей швейную машинку. Через некоторое время, папа подарил ей книгу «Коко Шанель», которая перевернула ее сознание и она поняла, чтобы чуть-чуть быть похожей на нее, ей надо многому учиться. Она стала первой студенткой из Бангладеш в Лондонском колледже моды.

Свою модельную карьеру Биби Рассел начала несколько позже, чем обычно начинают девушки – с 24 лет, но продолжалась относительно долго, почти до 40 лет. Закончив модельную карьеру, она не ушла из мира моды, а вплотную занялась дизайном и моделированием одежды. В этом она добилась не меньшего успеха, коллекция Биби Рассел представлена широкой линейкой моделей разных категорий, от «прет-апорте» до «от кутюр».

Тренд мировой моды: смешение стилей и этническая мода

Ее выступление перед молодыми ташкентскими дизайнерами сопровождалось со слайд-шоу с ее модными коллекциями в фоновом режиме. Неожиданным оказалось то, что она не только модельер, но и дизайнер тканей, аксессуаров, сумок и разных других изделий, необходимых в обиходе для женщин.
Тренд мировой моды: смешение стилей и этническая модаТренд мировой моды: смешение стилей и этническая мода
Продемонстрированные модные предметы одежды и другие изделия, произведенные её дизайнерской компанией Биби Продакшнс (Bibi Productions): ткани, шарфы из шелка и хлопка, ювелирные изделия, коробки и сумки из переработанных материалов вызвали огромный интерес и восторг собравшейся публики. И недаром ткани, которые разрабатывает Биби Рассел использует Армани, шарфики носит известный актер Бандерас.
Тренд мировой моды: смешение стилей и этническая модаБиби Рассел: «Я хорошо знакома с узбекской культурой и модой, несколькими дизайнерами, мне очень нравится ткань «икат», а также красивые узоры, которые украшают головные уборы. Некоторая схожесть в моде Узбекистана и Бангладеш имеется, учитывая общие мусульманские традиции. Это головные уборы у мужчин, а у женщин сари в Бангладеш и национальные платья у узбекских женщин. В мировой моде идет смешение стилей. Все больше вторгаются национальные мотивы, иначе говоря, появился тренд на этническую моду».

Это уже третий визит в Узбекистан, и как говорит Биби Рассел, в нашу страну она приезжает с большим удовольствием. Помимо семинара, она с огромным желанием приняла участие в фестивале традиционного текстиля «Атлас байрамы» (Праздник Атласа), который прошел 10-12 сентября текущего года в Маргилане и Фергане.

Максад ДЖАНГИРОВ.
Фото автора

Фестиваль короткометражек

0
Фестиваль короткометражек

Республиканский кинофестиваль короткометражных фильмов PROlogue объявил прием заявок. К участию приглашаются молодые кинорежиссеры, как профессионалы, так и любители, в возрасте до 35 лет.

Как сообщает пресс-служба Национального агентства «Узбеккино», фестиваль ставит перед собой цель поиска и поддержки перспективных дебютантов в мире кино.

Требования, предъявляемые к работам, состоят из двух пунктов. Во-первых, фильм, чтобы соответствовать тематике фестиваля, должен идти не более сорока минут. Во-вторых, он должен быть выпущен не ранее, чем за два года до фестиваля.

Награждение победителей состоится в двух категориях – за взрослое и за детское кино. В каждой из категорий предусмотрены номинации за лучший короткометражный фильм, лучший сценарий, лучшую режиссерскую и операторскую работу.

Анна НИМ.

«МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА» открыла в «Ильхоме» юбилейный сезон

0

Старт нового сезона — всегда праздник, а юбилейного — приумноженный еще и круглой датой.
«Ильхом» вошел в элегантный возраст, открыв свой 40-й сезон. Андеграундный холл обрел благородство высокого дизайна, так что любителям старины остается лишь ностальгировать по его былым, потертым временем уголкам, которые обрели шик изысканного стиля в сочетании красного с черным, озаренного золотом электрического света, рассыпающегося солнечными бликами на светлом мраморе.

За сорок лет молодежная экспериментальная театральная студия Марка Вайля времен нашей молодости выросла в театр с мировой известностью, который назван его именем. Художественный руководитель с памятного и скорбного сентябрьского дня 2007 года не выходит к публике вместе со своей командой, как это бывало при его жизни. Но он продолжает жить в стенах своего театра, встречая и провожая взглядом каждого из своих современников, а теперь и племя младое – всех, кто спускается в заветный ильхомовский зал. Зрители проходят по длинному коридору, видя автографы гостей на стенах и реквизит лучших спектаклей. Не от хорошей жизни цветущие деревца и стальные баки выставлены в коридоре, но нет худа без добра – реквизит интригует, как и заявленные в новом сезоне новые спектакли или полюбившиеся прежние.

«МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА» открыла в «Ильхоме» юбилейный сезон

И все же открывается юбилейный сезон не новым, а 36-летним спектаклем-старожилом, поставленным самим Марком Вайлем. На его премьерные показы в 1979 году валом валила публика, упиваясь «семейным» ретро-портретом». Брехтовская пьеса в ташкентской версии обрела тогда, как и сегодня, новую жизнь. Гротеск перерос в самоиронию, фарс – в великолепную психологическую пластику. Словно в искривленном зеркале, зритель невольно узнавал и узнает в нем себя и свое время, не переставая вытирать слезы, выступающие от хохота.

Насмешливый и горький взгляд на общество в советское время вызвал шквал нелицеприятной критики, ставившей в укор режиссеру сатирическую (увы, такую правдивую!) картину современности, представшей в ретро-отражении. Но это не помешало спектаклю с аншлагами пройти в Москве и Ленинграде, на зарубежных сценах и фестивальных показах и оставаться одним из самых посещаемых в Ташкенте. В 1999-м году «Мещанская свадьба» отметила 20-летие. Спустя три года предстала в новой версии с Евгением Дмитриевым. В 2009-м – отметила 500-м спектаклем 30-летие со дня премьеры.

И вот – новая версия и многообещающий успех в юбилейном сезоне спектакля с участием заслуженных артистов Республики Узбекистан: неподражаемого Михаила Каминского в роли отца невесты, Марины Турпищевой в образе матери новобрачной (в этой роли кому-то повезет увидеть и Ольгу Володину). Невесту и ее сестру сыграли две ильхомовские Юлии – Усадова и Плакида (сразу эти же две роли для другого состава подготовила Христина Белоусова). В женихах — Максим Фадеев: его и заменить в этой роли невозможно, настолько он с нею сжился. Владимир Юдин с Яном Добрыниным будут сменять друг друга в разные дни показа в качестве друга жениха. Ну а гротескную семейную пару, как отреставрированную пластинку, предстоит постоянно проигрывать Алине Цимерман и Алексею Писцову.

Многие могут не узнать в еще одном персонаже – «молодом человеке» — художественного руководителя «Ильхома» Бориса Гафурова. Как этот красавец с амплуа героя-любовника превратился в напомаженного хлыща с гнусавым голосом и маленькими масляными глазками — уму непостижимо! Может, даже чуть перегнул в изображении сластолюбца, но играл блестяще, все время оставаясь в игре!
Глаза разбегались, стараясь уследить за переменами мин, поз, жестов каждого из героев, слух ловил нюансы интонаций в диалогах и мизансценах, калейдоскопически сменяющих друг друга.

«МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА» открыла в «Ильхоме» юбилейный сезон

Благостный «семейный портрет» рассыпался на части вместе с добротными костюмами и мебелью. Благополучный, на первый взгляд, мир предстал картинкой, в которой зрителям наверняка не хотелось бы увидеть себя… В том и ценность этого спектакля – снять флер напускной красивости и показать естество мещанства, неприглядного даже в счастливые дни жизни.

Вот как отозвался о спектакле художник Александр Волков, впервые познакомивший с творчеством «Ильхома».

«МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА» открыла в «Ильхоме» юбилейный сезон

— Я очень театральный зритель, много спектаклей, в разное время и в разных театрах видел в Москве, но, к сожалению, в предыдущие приезды в Ташкент не удалось побывать в этом театре. Меня приятно поразил уровень театральной труппы – ровный подбор актеров, каждый из которых играл хорошо и находил свою краску в образе. В то же время был выстроен единый ансамбль. И, конечно, чувствовалось лицедейское искусство мастера, заслуженного артиста Михаила Каминского, сыгравшего роль отца невесты. Важно, чтобы спектакль порождал живую реакцию, и зритель не сидел, думая о том, как режиссер выстроил мизансцену, а просто был увлечен зрелищем.

В спектакле не было статики, он построен на движении. Зрители сидели с двух сторон — это интересное пространственное решение, некое внедрение в жизнь, которое было здорово передано. Я получил большое удовольствие и от спектакля, и от театра. Может, до отъезда в Москву посмотрю другие постановки. Желаю театру Марка Вайля успеха в юбилейном сезоне. Теперь, бывая в Ташкенте, непременно буду приходить в «Ильхом», чтобы посмотреть, как театр движется дальше.

К этому пожеланию присоединяются все поклонники «Ильхома» — театра, каждый спектакль в котором дарит не только удовольствие от соприкосновения с живым театральным искусством, но и приводит к мыслям о веке нынешнем, даже если разговор идет о веках минувших.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

Радости и трудности диалога

0

Конкурсную программу полнометражного игрового кино казанского кинофорума, ставшего на этой неделе главным культурным событием столицы Татарстана, составили 10 фильмов из девяти стран – Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России.

Радости и трудности диалогаНаша газета уже писала, что Узбекистан в Казани представляет фильм режиссера Мансура Васат — «Кудук» («Колодец»).

Действие фильма разворачивается еще в советское время.

Главный герой Лаллай – непревзойденный мастер по рытью колодцев, он всегда безошибочно выбирает место, и вода в его колодцах обязательно бывает вкусной, а то и целебной.

Прозвище героя переводится как «неудачник», и дела у простодушного Лаллая действительно идут не лучшим образом: его обманывают заказчики, в семье проблемы.

Однако он продолжает рыть колодцы, веря, что все наладится. «В Лаллае много от „праведников“ из классической литературы, русской и европейской, но, по сути, это архетип простака, которому рано или поздно судьба должна подарить чудо.

«Но Чуда так и не происходит», – написал о картине один из критиков.

Редакция сайта www.nuz.uz

Ацтеки и ташкентцы

1

Ацтеки и ташкентцы 18 сентября 2015 года, в 18.00, в ташкентском Музее Сергея Есенина состоится необычный вечер, посвященный Мексике, ацтекской культуре и поэзии.

Основную часть программы составит выступление Алины Дадаевой, автора поэтического сборника «В узелки заплетая шарады». Последний год она провела в Мексике, где, помимо испанского, изучала один из диалектов нахуатля — ацтекского языка, сохранившегося до наших дней. Это позволило ей сделать переводы стихотворений древних ацтекских поэтов на русский язык с оригинала. В числе переведенных авторов — Toчиуитзин (поэт XIV века) и Неcауалкойтль (годы жизни -1402-1472).

Произведений ацтекской поэзии уцелело очень мало. До наших дней дошло 36 стихотворений правителя-поэта Несауалькойотля, 9 стихотворений Toчиуитзина (или, в иной транскрипции, Текайеуатцина). Остальные авторы оставили по два-три текста, имен многих из них не сохранилось. Вся ацтекская поэзия выжила только благодаря устной традиции передачи стихотворений из поколения в поколение. Письменные же источники нещадно уничтожались конкистадорами, захватившими Мексику.

Интересно, что темы ацтекской поэзии – вневременные и потому понятные жителю любого века. Древних авторов волновали философские вопросы жизни и смерти, смысла человеческого бытия. Возникала в их стихах и природа – как символ вечного возрождения к жизни. Не случайно слово «поэзия», in cuicatl, на нахуатле составлено из двух корней: «цветок» и «песня».

Не увянут мои цветы,
Не утихнут мои песни,
Я, певец, вознесу их к небу,
И по свету они разлетятся.
И даже когда пожелтеют
Цветы мои, и иссохнут,
Там, вдалеке от дома,
Будут они разноситься
На золотистых перьях
Золотокрылой птицы.

Это – стихотворение Несауалькойотля, переведенное Алиной Дадаевой. На вечере зрители смогут услышать и оценить и другие ее переводы. Чтению стихов будет предшествовать рассказ о Мексике и об ацтекской культуре.

Во втором отделении вечера выступят ташкентские поэты – Николай Ильин, Бах Ахмедов, Вика Осадченко, Фархад Юнусов, Анна Бубнова. Они будут придерживаться той же тематики, что прослеживается в стихах древних ацтеков: жизнь, смерть, природа. Ведь, несмотря на различия в структуре языка и системе образов, поэтов всех времен и стран волнуют одни и те же темы, не случайно именуемые вечными.

В программу вечера войдут также импровизированное интервью с Алиной, которое проведут Бах Ахмедов и Николай Ильин, и песни Фархада Юнусова.

Вход на вечер — свободный.

Анна НИМ.

Узбекский поэт – в китайском вузе

0

Узбекский поэт – в китайском вузе Памятник Алишеру Навои будет установлен в Шанхае. Он разместится на территории Шанхайского университета. Об этом сообщил прессе директор Центра исследований и образовательных обменов Узбекистана при Шанхайском университете Яо Симин.

Центр исследований и образовательных обменов Узбекистана работает при Шанхайском университете с 2013 года и вносит значительный вклад в процессы двустороннего взаимодействия между нашей страной и Китаем. Он активно сотрудничает с институтами и университетами Узбекистана.

Также в этом году в Шанхайском университете международных исследований была создана кафедра узбекского языка.

Анна НИМ.

Библиотекари вернулись из Кореи

0

Библиотекари вернулись из Кореи Узбекистанские библиотекари посетили Сеул. Поездка состоялась по инициативе Центральной библиотекой Университета Кёнхи. С 25 августа по 2 сентября специалисты из Ташкента, Навои, Бухары и Республики Каракалпакстан изучали новые тенденции библиотечного дела в Южной Корее.

Это уже вторая делегация, побывавшая в Сеуле с момента подписания в прошлом году Меморандума о сотрудничестве между Национальной библиотекой Узбекистана имени Алишера Навои и Центральной библиотекой Университета Кёнхи.

В ходе поездки узбекистанцы изучили принцип системы хранения документов и электронной библиотеки, используемый корейскими коллегами. В Национальной библиотеке они познакомились с технологиями, используемыми в книгохранилище. А в Центральной библиотеке Университета Кёнхи специально для них состоялась презентация, рассказывающая об истории и работе библиотеки и используемых здесь технологиях и методах.

ИА «Жахон» сообщает, что также достигнута договоренность с Университетом Кёнхи, который станет снабжать Национальную библиотеку Узбекистана материалами на корейском языке.

В ближайшее время ожидается ответный визит южнокорейских библиотекарей в столицу Узбекистана. Гости поделятся с коллегами опытом работы и посетят книгохранилища нашей страны.

Анна НИМ.

Узбекская диаспора в Тюмени приглашает на день культуры

0

Завтра, 11 сентября в Тюмене в Доме Культуры «Строитель» пройдет День узбекской культуры, организованный представителями местным узбекским национальным обществом «Навруз», действующего в этом городе более 10 лет. Праздник, посвящен 24 годовщине Дня Независимости нашей страны

Узбекская диаспора в Тюмени приглашает на день культуры

Национально-культурный проект, который, кстати, узбекская диаспора проводит каждый год, расскажет жителям многонациональной Тюменской области о традициях, музыке, танцах, национальной кухне и прикладных видах искусства узбекского народа.

По доброй и сложившейся за несколько лет традиции гостеприимные хозяева и организаторы угостят многочисленных гостей праздника вкуснейшим узбекским пловом и множеством даров узбекской земли. Стол с угощениями и казан с пловом установят на улице возле Дома Культуры «Строителя». Здесь же пройдет выставка автомобилей UZ-Daewoo, организованная официальным дилером завода в Тюмени.

Главным же событием дня культуры станет праздничная концертная программа с участием национальных творческих коллективов и исполнителей Тюменской области и из Узбекистана.

Фотовыставка «Традиции и современность Узбекистана» расскажет гостям мероприятия о богатых и древних культурных традиций и историю узбекского народа, а также современную жизнь нашей страны, в частности известных на весь мир городов: Ташкента, Бухары, Самарканда.

Почетными гостями мероприятия станет делегации Наманганской области из нашей страны, которая посетит Тюменскую область с рабочим визитом. Целью визита представителей из Ферганской долины — налаживание и развитие торгово-экономического сотрудничества. между Наманганской и Тюменской областями.

ред. сайта www.nuz.uz

Пресс-служба ИГИЛ распространила видео об обезглавливании, якобы в Афганистане

0

Пропагандисты экстремистской группировки «Исламское государство» распространили во вторник в социальных сетях ужасающий 10-минутный фильм, сообщает британская газета The Daily Mail.

Джихадисты сняли обезглавливание острейшим мечом афганского солдата.

Видео было распространено буквально через несколько часов после того, как британские СМИ сообщили, что в результате удара беспилотника в Сирии были ликвидированы два террориста из Великобритании. По возвращении с Ближнего Востока они угрожали совершить у себя на родине теракты.

На видео, которое распространили джихадисты, снят командир. Он приветствует «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), присягнувшее в августе на верность «Исламскому государству».

Пресс-служба ИГИЛ распространила видео об обезглавливании, якобы в Афганистане

Спустя несколько мгновений показано, как палач затачивает огромный меч.

Пресс-служба ИГИЛ распространила видео об обезглавливании, якобы в Афганистане

Заключенный в оранжевой робе зачитывает короткую речь, в которой признает, что он — сотрудник афганских сил безопасности. Затем палач отрубает ему голову.

Пресс-служба ИГИЛ распространила видео об обезглавливании, якобы в Афганистане

Ранее во вторник премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что ударом, нанесенным британским беспилотником, в Сирии были убиты трое джихадистов, двое из них — граждане Великобритании.

Один из убитых, Рейан Хан из Кардиффа, похвалялся, что вступил в заговор, чтобы совершать «убийства на наших (британских) улицах». Ему был 21 год.

Источник

Мастер-класс от Ларисы Москалевой

0

Мастер-класс от Ларисы Москалевой Заслуженная артистка РУз, певица Лариса Москалёва выступит в театре «Ильхом». 14 сентября в 18:30 в рамках работы IlkhomJazzClub состоится джем-сейшн, в котором она примет участие.

Встреча с певицей будет поделена на три части: мастер-класс, ответы на вопросы участников и выступление Ларисы Москалевой. В программе – классические джазовые композиции из репертуара артистки.

Как сообщается на сайте «Ильхома», на мастер-классе Лариса Москалева поделится секретами своей вокальной школы, а также расскажет участникам, как правильно работать над голосом и музыкальным вкусом.

Анна НИМ.

Выпустили словарь

0

Выпустили словарь Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма выпустил новое издание «Маданият ва санъат атамаларининг изоҳли луғати» («Толковый словарь терминов по культуре и искусству»). Его презентация прошла в Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои.

В презентации приняли участие директор Национальной библиотеки Асаджон Ходжаев, проректор Государственного института искусства и культуры Узбекистана Гузал Холикулова, доктор социологических наук, профессор Абдусалом Умаров, доктор социологических наук, профессор Мансур Бекмуродов, ученый Абдулла Аъзамов, главный редактор ИПТД имени Гафура Гуляма Илхом Зоиров.

Словарь предназначен для специалистов в области культуры и искусства.

Анна НИМ.

Чеченские джихадисты уезжают из Сирии и вступают в борьбу на Украине

0

Чеченские джихадисты уезжают из Сирии и вступают в борьбу на Украине«Всего в часе езды от этого осажденного города, на старом курорте на Азовском море, который сейчас является военной базой, боевики из Чечни — ветераны джихада в своих землях и совсем недавно в Сирии — теперь служат в так называемом «Батальоне шейха Мансура». Некоторые из них утверждают, что они прошли подготовку, по крайней мере, на Ближнем Востоке вместе с бойцами так называемого «Исламского государства», или ИГИЛ», — передает из Мариуполя корреспондент The Daily Beast Анна Немцова.

«Среди нерегулярных сил, включившихся в борьбу против поддерживаемых Россией сепаратистов в Донбасском регионе Восточной Украины, мало кто вызывает больше споров или представляет большую опасность для репутации того дела, которому они, по их словам, хотят служить. Российский президент Владимир Путин с удовольствием бы изобразил боевиков, которых он поддерживает, как борцов с джихадистами-экстремистами, а не с правительством Украины, которое хочет более тесного сближения страны с Западной Европой», — пишет она.

«За последний год десятки чеченских боевиков перешли украинскую границу, некоторые легально, некоторые нелегально, и связались на Донбассе с «Правым сектором» (запрещенная в России организация. — Прим. ред.), крайне правой вооруженной организацией. У двух группировок с двумя батальонами мало что общего, но у них один противник и одна база», — говорится в статье.

The Daily Beast побеседовала с чеченскими боевиками об их возможной поддержке «Исламского государства» и его подразделения в Северо-Кавказском регионе России.

Чеченские боевики заявили, что их мотивирует возможность воевать на Украине против русских, которых они назвали «оккупантами нашей страны, Ичкерии».

Человека, которого чеченцы называют своим «эмиром», или лидером, зовут Муслим. Он рассказал о том, как он сам перешел украинскую границу в прошлом году: «Переход украинской границы занял у меня два дня, и украинские пограничники стреляли в меня».

«Трое наших ребят приехали сюда из Сирии, еще пятнадцать ждут в Турции, — рассказал он The Daily Beast. — Они хотели пойти по моему пути, присоединиться к нашему батальону прямо сейчас, но украинские пограничники не пускают их».

Кадыров послал некоторых своих чеченцев воевать на российской стороне в прошлом году, заявил Муслим, и в результате «возникла временная опасность, что чеченские семьи могут депортировать с Украины… Но с тех пор как мы начали прибывать сюда в августе прошлого года, ни у одного чеченца на Украине нет причин для жалоб».

«Украинское правительство должно отдавать себе отчет в том, что радикалы-исламисты борются против демократии, — говорит Варвара Пахоменко, эксперт в International Crisis Group. — Сегодня они объединяются с украинскими националистами против русских, завтра они будут сражаться против либералов».

«Однако многие простые украинцы и чиновники в Мариуполе поддерживают идею пригласить больше чеченских боевиков», — отмечает Анна Немцова.

«Они — бесстрашные бойцы, готовые за нас умереть, мы их любим, всех, кто защитит нас от смерти», — сказала The Daily Beast Галина Однорог, волонтер, снабжающая батальоны водой, продовольствием и другими предметами.

Источник

Маймонид: философия здоровья

1

Абу-Амран Муса ибн Мамун -легендарный Маймонид (1132-1204) – одно из самых ярких имен в истории медицины. Известный австрийский историк медицины Г. Глязер писал: «Гиппократу принадлежит положение: «Врач, который является так же и философом, равен Богам». Эти слова никому не подходят лучше, чем к Моисею Маймониду» (1).

Маймонид:  философия здоровья

Слава великого врача пришла к Маймониду еще при жизни. Его врачебное искусство, способность сострадать, врачуя тем самым не только тело, но и душу, было воспето известным арабским поэтом Аль-Саид ибн Сурат аль-Мульком в стихотворении, где, в частности, есть такие строки:

Искусство Галена исцеляло тело,
Абу Имрана (Маймонида) — и тело, и душу…
Если бы луна подлежала его искусству,
Он освободил бы ее от пятен в полнолуние…

Медицинские знания Маймонида восходят к врачебному искусству знаменитой Косской школы. Маймонид воспринимал опыт античностикак прямой последователь Гиппократа и как истинный приверженец его школы: «не хочет быть только целителем, но старается рассказать людям о самом драгоценном даре из всех — о здоровье» (2).

В трактате «Письмо Моисея Маймонида к египетскому султану. Гигиенические советы» он рассматривает основные положения Гиппократа и Галена о здоровом образе жизни, дополняя их своими поразительно точными замечаниями и наблюдениями.
В первых строках своего «Письма» Маймонид обращает внимание на то, что «если бы человек следил за собою так, как он следит за своей лошадью, то был бы спасен от всяких злых недугов. А именно, никто из нас не дает скотине корма больше, чем нужно, больше, чем она в состоянии принять, а человек ест больше, чем нужно, без меры, без плана» (3).

Интересно сопоставить эти слова Маймонида с высказыванием известного французского ученого XIX века Биллоуса, который писал в книге «Философия еды»: «У нас имеются книги о пчелах и канарейках, где мы можем узнать, что нужно и что ненужно для поддержания их здоровья… Как много людей знают, какая пища потребна для их скота или даже любимой собаки, и не знают в то же время, что нужно для них самих» (4).
Питание и здоровье — основная тема трактата Маймонида. «Исторический опыт нас учит, — писал он,- что врачебное искусство необходимо человеку, потому, что он подвержен болезням вследствие излишества в еде» (5). В данном случае переедание рассматривалось Маймонидом, говоря современным языком, как основной фактор риска.

Особенно ценными являлись советы Маймонида, касавшиеся употребления вина. Обращая внимание, прежде всего, на то, что «мера потребления его неизвестна народу», он совершенно определенно указывал на последствия пьянства: «Пьянство действует разрушающе на все тело, особенно на мозг». Таким же, как и вино, действием на организм человека, по мнению Маймонида, обладало «приготовленное из ячменя» пиво. Среди советов Маймонида, касающихся употребления вина, есть требование: «Детям и пробовать его нельзя; оно вредно действует на их тело и душу» (6).

В целом «Гигиенические советы» Маймонида свидетельствуют о его обширном личном опыте, об устойчивых и продуманных взглядах на то, что полезно и вредно в питании с точки зрения сохранения здоровья. Популярность Маймонида была огромной. Так, в письме известному мыслителю Ибн Тиббону, сообщая о тягостях службы при дворе, он писал: «И когда я, умирая с голоду, возвращаюсь домой, я нахожу свои приемные полными людьми, иудеями и мусульманами, знатными и простыми, друзьями и врагами, пестрая смесь разных лиц, ожидающих моего медицинского совета» (7).
История жизни Маймонида окружена легендами. Известно, что еще в Кордове, где он родился и жил до 13 лет, самые известные арабские учителя дали ему основы знаний практически во всех областях науки того времени. Кроме отца, бывшего судьей в Кордове, каковая должность была почти наследственной в семье, в числе наставников Маймонида называют Ибн Рушда (Аверроэса), что, однако, L.Leclerc отвергает (8). Впрочем, Аверроэсу не обязательно было напрямую быть учителем Маймонида,тому достаточно было общаться с многочисленными последователями его учения.
О «всемирной отзывчивости» Маймонида, о его ненасытной тяге ко всему, что могла дать наука его времени, свидетельствует многое: и создание им в юности (1160 г.) нескольких комментариев к вавилонскому и иерусалимскому Талмуду; и его тяготение к исламу, который он принял как культуру, как новую философию жизни; и сочинение о календаре (9) для своих соотечественников, которые, подобно ему, предпочли стать частью мусульманской культуры, но продолжали изучать и собственные культурные и духовные истоки.

В 1148 году семейству Маймонида пришлось оставить Испанию и после многолетних скитаний осесть в Египте, поселившись в так называемом Старом Каире. Здесь Маймонид начал активно заниматься чтением лекций и медицинской практикой. То было начало самого плодотворного периода его жизни, когда он мог полностью посвятить себя науке, отдавая предпочтение философии и медицине.

Важно отметить, что именно классическая философия мусульманских мыслителей становится для него школой познания. Вслед за Ибн Рушдом Маймонид открывает для себя аль-Фараби. Так, он, в частности, пишет: «Аль-Фараби указал на то, что медицинское искусство, искусство кораблеведения и земледелия имеют то общее, что примененное ими действие не всегда ведет к ожидаемой цели, а именно: врач применяет к данному случаю все, что только указано в медицине, и не достигает цели – выздоровления больного. Причина та, что, кроме лекарств, есть еще один фактор – реакция природы, которая во многих случаях оказывается не предсказуемой, вследствие многих факторов, учесть которые почти невозможно. Точно также постигает неудача земледельца, который сделал все нужное для получения урожая. В таком же положении оказывается и капитан корабля, построенного по всем правилам кораблестроения и ведомого им по всем правилам кораблеведения, когда вдруг налетает шквал и разбивает корабль. Причина всего указанного – участие в этих явлениях двух факторов, из которых один действует разрушительно, а другой оказывается не вполне достаточным и надежным, чтобы противостоять ему» (10).

Все замечательно в этом отрывке: и ссылка на среднеазиатского ученого, говорящая о едином научном пространстве от Самарканда до Кордовы, и поэтическое сравнение медицины, кораблевождения и культуры земледелия, заимствованное Маймонидом у ал-Фараби, но главное – идея о непредвиденном природном факторе, способности противостоять природе в критических ситуациях. Даже в ученичестве Маймонид уникален, так как заимствует у своих предшественников только жемчужины мысли, только прозрения непреходящего значения.

Вряд ли нужно удивляться, что такой яркий мыслитель обратил на себя внимание одного из самых просвещенных дворов того времени – двора легендарного султана Саладина. Маймонид был приглашен ко двору Саладина визирем Аль-Кади аль-Фадиль аль-Байсами (Al-Kadial-Fadilal-Baisami), который был в то время его тайным покровителем. Возможно, что Маймонид оказал медицинскую помощь визирю или его близким, так как аль-Байсами не только рекомендовал талантливого врача семье Саладина, но и спас его от наказания по доносу бывшего друга – фанатичного богослова и поэта Абу-аль-Араб аль-Мунты, возведшего на Маймонида обвинение в отпадении от ислама и возврате в иудейство (11).

В 1179 г. Маймонид был назначен лейб-медиком при дворе султана Саладина. Слава его была так велика, что Ричард Львиное Сердце хотел назначить его своим лейб-медиком, однако ученый отклонил это предложение. История отношений Маймонида с Ричардом Львиное Сердце подробно описана в романах Вальтера Скотта, но, к сожалению, представляет больше культурологический интерес, нежели исторический. Вместе с тем, сам факт таких контактов являет собой исторический феномен, так как известно, что Ричард Львиное Сердце много лет возглавлял крестовые походы, отчаянно сражаясь с Саладином, бессменным врачом при дворе которого был Маймонид.

Популярность его в этот период была громадна. Знаменитый арабский теолог и врач Абд-аль-Латиф из Багдада признавался, что одной из причин, побудивших его посетить Каир, было желание познакомиться с тремя лицами, среди которых фигурирует Муса ибн Мамун (12).
Маймонид был врачом, в мировоззрении которого причудливо переплелись духовные традиции иудейства, античности, христианства и ислама. Его духовный опыт поражает глубиной нравственных убеждений и чистотой помыслов. Если интеллектуальный новатор Восточного Ренессансаар-Рази пишет специальный трактат, называя его «Духовная медицина», то Маймонид всей своей жизнью, самоотверженным трудом врача доказывает, что медицина просто не может быть иной. При этом оба мыслителя видели в человеке духовный аналог Вселенной, атомы которой одухотворяет ее Творец(13).

В своем знаменитом труде «Путеводитель колеблющихся» Маймонид писал: «Знай, читатель этой книги, что если ты поймешь душу и ее способности, то ты поймешь истинную сущность всякой вещи в ее бытии» (14). Далее мыслитель объясняет суть единства духовности на основании того, что мир состоит из атомов, что человек есть микрокосм – аналог Вселенной. Это сходство, утверждает он, простирается не на всякое существо, а только на человека: «Мы не слышали, чтобы кто-либо из древних авторов называл осла или лошадь микрокосмом» (15). Отсюда «божественная этика Маймонида», в которой доминирует не религиозный фанатизм, а научная мысль, стремление познать атомарную природу мира, разгадать нравственное предназначение человека во Вселенной.

Маймонид:  философия здоровья

Страница из иллюстрированного издания восьми трактатов Маймонида. Феррара. 1470 год

Набирающий силу в конце ХII века религиозный фанатизм не мог допустить существования такого духовного авторитета в мусульманском мире. Но, несмотря на преследования противников, творения Маймонида стали руководством для всего просвещенного человечества. Он стал героем многих известных произведений. С восхищением о нем пишет Джеймс Джойс в своем романе «Иллюзия», где объединены такие далекие по времени, но близкие по духу врачи, как Маймонид и Парацельс. Однако ни Джойс, ни упомянутый выше Вальтер Скотт не смогли передать истинное величие идей Маймонида, их огромное значение для развития духовного начала в человеческой истории.

Закончить этот небольшой исторический экскурс в пространство времени Моисея Маймонида, мы хотели бы последней фразой его знаменитой «Молитвы врача», в которой, обращаясь к Богу, он говорит: «Дай мне быть удовлетворенным во всем, кроме великой науки моей. Никогда не позволяй зародиться во мне мысли, что я достиг достаточных знаний, но удостой меня волей, временем и стремлением, чтобы постоянно расширять свои знания. Велико врачебное искусство, но безграничен и ум человека познающего. О, всемогущий Бог, Ты выбрал меня в своем милосердии, чтобы охранить жизнь и насколько можно отвратить смерть от твоих созданий! Сейчас, когда я отдаю всего себя врачебному долгу, поддержи меня в этом великом деле, чтобы оно могло принести пользу роду человеческому» (16).

Как утверждал Н.К. Рерих, именно молитва духа вознесет страны на ступени величия (17). Запертый в рамках условностей своего времени, Маймонид, говоря словами Рериха, пытался «мир скуки, обезображенный непониманием Этики», преобразить «огнем сердца» (18).Когда Маймонид умер, в Каире был объявлен трехдневный траур. Позднее религиозные фанатики написали на его могиле: «Тут лежит Моисей Маймонид, отлученный еретик». Так в списках «отлученных еретиков» к именам Фараби, Фирдоуси, Ибн Сины, Омара Хайяма прибавилось имя Маймонида — последнего крупного ученого-энциклопедиста Восточного Ренессанса.

Примечания авторов

1Глязер Г. О мышлении в медицине. — М., 1969, с. 29.
2 Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. — Т. II. — М., 1959, с. 206.
3Маймонид. Письмо Моисея Маймонида к египетскому султану. Гигиенические советы / Врачебное дело. — 1930, № 16, с. 1091.
4Биллоус А. Философия еды. – Санкт-Петербург, 1895, с. 14.
5 Маймонид. Письмо Моисея Маймонида к египетскому султану. Гигиенические советы / Врачебное дело. — 1930, № 16, с. 1092.
6Там же, с. 1096.
7 Гретц Г. История евреев от расцвета еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида. – Санкт–Петербург, 1902, с. 334.
8 Leclerc L. Historie de la medicine arabe. — T. 2. — Paris, 1876. p. 135.
9 КовнерС.Г. Историяарабскоймедицины. – Киев, 1893, с. 136.
10Маймонид. Письмо Моисея Маймонида к египетскому султану. Гигиенические советы / Врачебное дело. — 1930, № 16, с. 1094.
11 Maudoodi A.A. The EthicalViewpoint of Islam. – Rampur, 1954, s. 71.см. также Goodhill V. Maimonides – modern medical relevance // Trans. Amer. Acad. Ophthal. Otolaryng. – 1971. — V. 75, № 3, p. 467.
12 КовнерС.Г. Историяарабскоймедицины. – Киев, 1893, с. 136.
13 См. в кн.: Маймонид. Путеводитель колеблющихся. – В кн.: Григорьян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). – М., 1960, с. 267-325. Абу Бакр Ар-Рази. Духовная медицина. — Душанбе, 1990. — 88 с.
14 Маймонид. Путеводитель колеблющихся. – В кн.: Григорьян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). – М., 1960, с. 302.
15 Тамже, с.282.
16 Goodhill V. Maimonides – modern medical relevance // Trans. Amer. Acad. Ophthal. Otolaryng. – 1971. — V. 75, № 3, p. 487.
17Рерих Н.К. Знак эры. – М., 2002, с. 170.
18 Там же, с. 158.

Владимир ИСХАКОВ,
Татьяна ИСХАКОВА

Главный экспонат – черный «воронок»

0

Главный экспонат – черный «воронок»Наряду с Днем независимости в Узбекистане отметили еще одну дату – День поминовения жертв репрессий.
Конечно, выглядит довольно спорным, что главный праздник страны, когда все наполнено радостью, счастьем, весельем и улыбками, соседствует со столь трагической датой, но объясняют это тем, что независимость дала возможность объективного изучения истории родного края, в том числе и ее трагических страниц. В связи с этим в 2000 году на живописном берегу реки Бозсу был возведен мемориальный комплекс «Шахидлар хотираси», а в его составе образован музей «Памяти жертв репрессий».

«Шахидлар хотираси» находится в том самом месте, где в тридцатые годы прошлого века — эпоху массовых репрессий — были расстреляны и захоронены в общей могиле тысячи сыновей и дочерей нашей республики. Мемориальный комплекс буквально утопает в зелени, там разбито много цветников, везде очень чисто и уютно. Изгибающиеся асфальтированные тропинки ведут и к набережной, и к музею — величественному зданию с куполами, выполненному в восточном стиле и чем-то напоминающему архитектурные сокровища Самарканда.

Главный экспонат – черный «воронок»В первом зале музея на основе исторических документов рассказывается о репрессиях, получивших название «раскулачивание», «коллективизация», «басмачество». С одной из фотографий, например, на нас смотрит раскулаченный Мавлон Сулайманов —бедно одетый дехканин с малолетними сыновьями, в детских глазах которых сквозит неимоверное отчаяние. Им предстоит путь в далекий Херсон, чтобы там по воле партии выращивать хлопок. (Интересно, кому пришла в голову столь «гениальная» идея?). Макеты вагонов, в которых они поедут на Украину, и рабочих поселков с бараками, где им предстоит жить, не оставляют сомнений – до места доберутся далеко не все и мало кто вернется.

Весьма красноречив документ инспектора НКВД, из которого можно узнать о цифрах раскулаченных по Узбекистану на август 1931 года — «выслано 18.597 человек, подлежат к высылке – 17. 839». Комментарии излишни. Еще один любопытный документ — партийное постановление с грифом «строго секретно», запрещающее публикацию «фактов расстрела кулацких элементов как в местной, так и в центральной печати без особого на то разрешения». Ну и ну! Значит, расстрелы стали настолько массовыми, что писать о них было уже не то, чтобы неудобно, но и просто опасно.

Главный экспонат – черный «воронок»Но самый примечательный экспонат этого зала, да и всей экспозиции, это натуральная «Эмка», привлекающая внимание всех без исключения посетителей. Да, тот самый черный «воронок» под номером ЭИ 55-48, известный всем из фильмов и книг, приезд которого означал арест, тюрьму, скорый и неправый суд, и, чаще всего, расстрел. И рассматривая этот черный «бумер» с кожаными сидениями невольно задумываешься: сколько же безвинных людей – учителей и писателей, руководителей и хозяйственников, ученых и общественных деятелей — совершили на нем последний путь от родного дома до немыслимых мучений и тяжких нечеловеческих испытаний. О чем они думали тогда? На что надеялись? Кого вспоминали? С кем мысленно прощались?

Очень интересны материалы судебного процесса над представителями «право-троцкистского блока», по которому проходили и тогдашние руководители Узбекистана. Читая ответы на вопросы прокурора Вышинского одного из руководителей нашей республики тех лет Файзуллы Ходжаева, сразу становится ясно, что подсудимого хорошо «подготовили» (пытками и издевательствами), и он говорит то, что нужно суду и следствию. Так, Ходжаев «сознается» в том, что в случае его вредительской деятельности, Рыков гарантировал… независимость Узбекистана. На это следует красноречивый вопрос Вышинского: а что это значит – независимость Узбекистана? И подсудимый словно по бумажке отвечает так, как того хотят его мучители и палачи — «в данном случае независимость от Союза нужно рассматривать как зависимость от какой-либо другой капиталистической страны».

Главный экспонат – черный «воронок»Да, видимо, по — иному вышинские и ему подобные независимость представить и не могли.
Факты, выворачивающие душу, — о репрессированных родственниках «врагов народа». Оказывается, аресту подлежали не только жены, состоящие в юридическом или фактическом (то есть гражданском) браке, но и жены, находящиеся в разводе (в том случае, если они вовремя не донесли на своих бывших мужей). Репрессиям подвергались даже дети. Все имущество конфисковывалось, а квартиры опечатывались.

Каждому в Ташкенте известна улица Усмона Насыра, а вот о человеке, в честь которого она названа, знают, возможно, далеко не все. В музее можно познакомиться с удивительными подробностями его трагической жизни. Несправедливо осужденный он направляет из Магадана, где отбывал заключение, письмо «вождю народов», которого убеждает, что ни в чем не виноват, оклеветан врагами. Он пишет, что молод, полон сил, сочинил за три года тюрьмы один роман в стихах, три пьесы и много стихов, что хочет и может принести пользу обществу. Какой удивительный, отважный и талантливый человек! Конечно же, «вождь» не ответил ему, и узбекский поэт скончался на Соловках, вдали от родного края.

В экспозиции музея есть стенд, посвященном деятельности фон Кауфмана, который с 1867 года являлся генерал-губернатором Туркестана. Свидетельства его современников, почерпнутые из российских источников, не оставляют сомнений в истинной сущности этого человека, якобы «способствовавшего развитию торговли и искусств».

«Как теперь вижу генерала Кауфмана на нашем дворе, творящего расправу над разным людом. Добрейший Константин Петрович, окруженный офицерами, сидел на походном стуле и, куря трубку, совершенно бесстрастно произносил: расстрелять, расстрелять, расстрелять!».
Еще одно высказывание принадлежит генералу Скобелеву – будущему военному губернатору Ферганской области:
«Только не печатайте этого, а то в глазах всего мира я прослыву диким варваром. Мой принцип таков, что спокойствие в Азии находится в прямом отношении к массе вырезанных там людей. Мы убили 20.000 при Геок-Тепе, живые долго не забудут этого урока».

Известный российский ученый Сергей Абашин, посетив этот музей написал большую научную статью. Высказывая некоторые критические замечания, российский историк тем не менее подчеркивает, что «желание вспомнить, пусть выборочно, жертв последних двух столетий имперского и советского правления в регионе не только вполне легитимно, но и достойно уважения. Ведь репрессии и жертвы действительно имели место. Идея национальной независимости позволила показать многие недостатки и черные страницы этих эпох».

Сергей Тарутин.

Супермодель и fashion — дизайнер из Бангладеш проведет семинар в Ташкенте.

0
Супермодель и fashion - дизайнер из Бангладеш проведет семинар в Ташкенте.

Бангладеш страна для нас в какой-то степени экзотическая, но fashion – дизайнеры там вполне современные. Яркая их представительница – бывшая супермодель, а ныне fashion — дизайнер Биби Рассел.

На фоне коллег Рассел более всего выделяется своей ярчайшей индивидуальностью. Яркие костюмы, невероятная бижутерия – от браслетов до колец в нос – и лучшие ткани просто не могут не привлечь внимание окружающих. Стены офиса Биби увешаны фотографиями; на них, однако, Биби изображена вовсе не в образе модели \’Vogue\’ или \’Armani\’; модель предпочитает демонстрировать окружающим свои хорошие отношения с детьми и рабочими её Модного дома.

Родилась Биби в Читтагонге, Бангладеш (Chittagong, Bangladesh); была она третьей из пяти детей Мухлесур (Mukhlesur) и Шамсунахар Рахман (Shamsunnahar Rahman) – видных сторонников сохранения культурного наследия страны. Именно родители привили Рассел любовь к культуре Бангладеша.
Росла девочка в Дхаке (Dhaca); здесь же она окончила сначала школу, а затем – колледж. Учеба никогда особо не влекла Биби; она стремилась как можно быстрее получить аттестат и заняться тем, что её действительно интересовало.
Супермодель и fashion - дизайнер из Бангладеш проведет семинар в Ташкенте.С детства Рассел очень любила рисовать. Её родителей часто навещали крестьяне из окрестных земель; девочка не уставала восхищаться красочностью их национальных нарядов. На каком-то этапе Биби задумалась – а можно ли научиться создавать подобную красоту самой?
До модельной карьеры на том этапе, впрочем, было еще далеко – маленькую Рассел больше интересовали готовка, огородничество, шитье и ксилография. Уже в десять лет девочка получила собственную швейную машинку; разумеется, ей отнюдь не всегда удавалось сшить что-то действительно приличное, но удовлетворение от самого процесса с лихвой оправдывало все трудности.
Супермодель и fashion - дизайнер из Бангладеш проведет семинар в Ташкенте.Юную Рассел с детства окружали различные аспекты бангладешской культуры; родители постарались, чтоб их дочь полюбила музыку и живопись своей страны. Надо отметить, впрочем, что красоту Биби черпала не только из бангладешских \’источников\’ – с одинаковым интересом она изучала труды Рабиндраната Тагора (Rabindranath Tagore) и журналы \’Chanel\’.

В 1975-м она окончила Лондонский Модный Колледж (London College of Fashion). Пять лет после этого Рассел провела, работая моделью на различные популярные журналы – вроде \’Vogue\’, \’Cosmopolitan\’ и \’Harper\’s Bazaar\’. Выступала Биби – по крайней мере, до 1994-го – и на модных показах; услугами её пользовались бренды вроде \’Yves Saint Laurent\’, \’Kenzo\’, \’Karl Lagerfeld\’ и \’Giorgio Armani\’.

Супермодель и fashion - дизайнер из Бангладеш проведет семинар в Ташкенте.

В 1994-м Рассел вернулась в Бангладеш и открыла собственный Модный дом \’Bibi Productions\’; в своих разработках Биби активно использовала элементы культуры своей родной страны. Два года Биби странствовала по стране – знакомясь с крестьянами, нанимая себе под начало местных умельцев и изучая ранее неизвестные образчики бангладешской моды. Очень скоро Рассел поняла, что новейшие технологии, с которыми она познакомилась в колледже, во многих отношениях уступают приемам древних мастеров.

Супермодель и fashion - дизайнер из Бангладеш проведет семинар в Ташкенте.

С помощью UNESCO Рассел сумела организовать свой первый показ в Европе – прошел он в 1996-м, в Париже. Уже тогда стало ясно, что на европейском модном небосклоне появилась новая, невероятно яркая звезда. \’Bibi Productions\’ получили целую уйму заказов; к счастью, талантливых мастеров в Бангладеше было более чем достаточно – а уж искать их Рассел всегда умела.

По данным на 2004-й, на Рассел работало более 35000 жителей сельскохозяйственных районов Бангладеша. Творения Биби принесли ей целый ряд крупных премий; критики в один голос хвалят её творчество – так, журнал \’Asiaweek\’ назвал её одной из наиболее интересных людей тысячелетия.

(По информации пресс-службы Посольства Бангладеш в Узбекистане)

Наше кино в Нью-Йорке

0

Наше кино в Нью-Йорке В Нью-Йорке прошел вечер документального кино Узбекистана, посвященный 24-летию независимости нашей страны. Организаторами вечера стал Союз бухарско-еврейских писателей, поэтов и журналистов при содействии Конгресса бухарских евреев США и Канады, фонда «Ташкент» и телекомпании «Кайков-Медиа».

Как сообщает kultura.uz, почетными гостями мероприятия стали работники Генерального консульства Узбекистана в Нью-Йорке. Также на вечере присутствовали главный редактор газеты «Бухариан таймс» Рафаэль Некталов, президент клуба «Рошнои» Роберт Пинхасов, директор Музея наследия бухарских евреев Арон Аронов и другие.

Гости увидели два документальных фильма, снятых в Узбекистане. Картина «Ташкент — родина телевидения» режиссера Учкуна Исраилова рассказывает о работе узбекистанских ученых под руководством Бориса Грабовского над прибором «телефот» — прообразом современного телевизора. На международном телевизионном фестивале «Лучшие ленты Содружества» в Санкт-Петербурге этот фильм получил специальную награду.

Вторым фильмом стала лента режиссера Данияра Шакирова «Если ты прав…», снятая по заказу НА «Узбеккино» на Республиканской студии документальных и научно-популярных фильмов. Она посвящена защите прав человека в Узбекистане.

Перед собравшимися выступил автор сценариев обоих фильмов, ташкентский журналист Борис Бабаев, рассказавший об истории создания этих кинолент.

Также в программу вечера вошла презентация нового иллюстрированного журнала «Мир искусства Узбекистана», который начал выходить в Ташкенте.

Анна НИМ.

«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

2
«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

Всемирно известный коллектив «Танцоры Коренных Народов» («NativePrideDancers»), представляющий инновационное сочетание современного и традиционного танцевального стиля, порадовал ташкентских зрителей театра «Ильхом», своей совершенно необычной программой «Танцуй по жизни».

«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

За эти годы познакомиться с творчеством танцоров, поклонники удивительного танцевального искусства могли в основном в США — на ярких парадах «Мэйси» в честь государственного праздника «День Благодарения»в Америке, и традиционных встречах индейцев США, проходимых во Всемирный День Индейца – 9 мая.

«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

В 2003 году Ларри Яззи –директор коллектива «NativePrideDancers», придумал, как рассказать своим современникам посредством танца про культуру коренных народов Америки. Чуть позже, Ларри посчастливилось познакомиться с молодыми ребятами — представителями различных индейских племен, которые согласились стать частью танцевального коллектива.

«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

Участники танцевального шоу в театре «Ильхом» — Шон Шнайдер и его сестры Шаина и Ориенна из Южного Юта – племени «Навахо», Уильям Леонардиз Хо -Чанк, племени «Потаватоми» и Эдриан Стивенсониз Северного Юта, племени «Шошоны» выглядели совершенно необычно в традиционных индейских нарядах, расшитых ярким бисером, лентами и звонкими колокольчиками.

Ребята рассказали, что костюмы они с удовольствием шьют сами, основываясь на старинных традициях мастеров своих племен. Вот только,древняя семейная реликвия — обязательный головной убор, украшенный перьями орла,передается по наследству – он служит неотъемлемой, самой узнаваемой частью костюма и символизирует силу огня и бессмертия у всех коренных народов Северной Америки.

В этот вечер музыканты и танцоры из США подготовили для наших зрителей разнообразную программу, богатую исполнением соло на флейте, игрой на барабане и ритуальными танцами. По словам молодых артистов, каждое движение, мелодия и звук- несут собой исцеляющую силу, о которой не раз слагались легенды, которые они слышали от старейшин своих племен.

«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

«Однажды одному мужчине из племени «Навахо» приснился необычный сон, в котором незнакомые ему женщины в ярких костюмах, расшитых бисером и перьями птиц,, совершают ритуальный танец над его дочкой. Этот сон мужчина понял, как знак свыше. Ведь у него дома лежала больная дочь и лишь чудо могло спасти её. Тогда, мужчина обратился к женщинам своего племени с просьбой – сшить в точности такие же наряды, какие он видел во сне. Женщины под впечатлением необычной истории, рассказанной индейцем, принялись за работу. Спустя некоторое время, наряды были готовы. Облачившись в яркую и красивую одежду, индианки отправились к больному ребенку и исполнили ритуальный танец, который описал им отцом девочки. И вот чудо свершилось! Под звуки барабанов и танцевальные па женщин племени «Навахо», юнная индианка поднялась с кровати».

Интересная легенда увлекла зрителей в зале, на несколько секунд наступила абсолютная тишина, а затем…индейская музыка и зажигательные танцы взорвали публику театра «Ильхом».

«Танцуй по жизни»:В театре «Ильхом» выступил коллектив «Танцоры Коренных Народов Америки»

Завершился удивительный вечер грандиозным совместным танцем на сцене театра настоящих индейцев с потрясенными красивейшем зрелищем зрителями, пришедшими на концерт.

Анна ДЕМЧЕНКО

Музей Савицкого: проверка недосчиталась картин

1

Музей Савицкого: проверка недосчиталась картин Служба национальной безопасности Узбекистана возбудила уголовное дело по факту отсутствия в Государственном музее искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого пяти картин.

Вызывающая недоумение ситуация вокруг Музея имени Савицкого вышла на новый виток. Вслед за скандальной публикацией анонимных доносов и внезапным увольнением директора музея Мариники Бабаназаровой (так и не восстановленной в должности, несмотря на протесты общественности) состоялась проверка фондов. Об этом сообщила в выпуске от 2 сентября информационная программа «Ахборот» телеканала «Узбекистан».

Согласно приведенным сведениям, 28 августа Служба национальной безопасности Узбекистана возбудила уголовное дело по факту отсутствия в музее пяти картин. Этому предшествовала проверка с участием экспертов, которые осмотрели 800 картин и графических работ. Как отмечалось в сюжете, при этом специалисты использовали метод анализа картин в ультрафиолетовом излучении (применяется как один из основных способов определения подлинности полотна).

Согласно промежуточным результатам проверки, в фонде музея не обнаружено картин «На отдыхе» Гана, «В ауле» Кашиной, «Портрет женщины в шляпе» Сафронова, «Виноградник» Турусова и «Женщины, собирающие тюльпаны» Карахана. «Ахборот» сообщает, что вместо них хранились «совершенно другие произведения», но какие именно и как подобное стало возможным, не уточняется.

Комиссия по оценке экспонатов Управления художественной экспертизы Министерства по делам культуры и спорта оперативно подсчитала суммарную стоимость утерянных картин. Она составила 581,625 млн. сумов.

Вслед за этим сообщением «Ахборот» рассказал о недавнем обнаружении подделок 278 картин в Государственном музее искусств Узбекистана и значительного числа полотен художника Виктора Уфимцева в Ангренской галерее, что может быть воспринято, как проведение аналогии между этими событиями.

Других официальных комментариев пока не последовало, и ситуация вокруг музея продолжает оставаться неясной.

Напомним, что сегодня, 4 сентября, в Нукусе проходит празднование 100-летия со дня рождения Игоря Савицкого. Подробности об этом читатели nuz.uz смогут узнать в ближайшее время из репортажа нашего корреспондента Тамары Санаевой, присутствующей на мероприятии.

Тем временем Посольство Франции в Республике Узбекистан разместило на своей официальной странице материал «100-летие Игоря Савицкого и дань уважения Маринике Бабаназаровой», посвященный дню рождения основателя музея. В поздравлении подчеркивается роль Мариники Бабаназаровой, отдавшей 31 год своей жизни музею, в деле сохранения и популяризации бесценной коллекции, собранной И.Савицким. Отмечается, что при поддержке Посольства Франции ее книга о Савицком была издана на французском языке, а в июле 2013 года Маринике Бабаназаровой были вручены знаки отличия Кавалера Ордена «За заслуги в области искусства и литературы» – основная награда, присуждаемая Министерством культуры Франции.

Анна НИМ.

«Шарк тароналари» на Euronews

0

«Шарк тароналари» на Euronews С начала сентября телеканал Euronews демонстрирует специальный репортаж «Самарканд: мелодии Востока», рассказывающий о X Международном музыкальном фестивале «Шарк тароналари». Он выходит в рубрике «Le Mag» — «Журнал». Репортаж можно послушать на 14 рабочих языках Euronews.

Сюжет подготовлен при содействии НК «Узбектуризм». Он рассказывает об истории фестиваля «Шарк тароналари» и его значении для культуры нашей страны и всего мира. В репортаж вошло интервью заместителя генерального директора ЮНЕСКО по связям с общественностью Эрика Фальта, бывшего почетным гостем фестиваля. Зрители могут увидеть съемки церемонии открытия «Шарк тароналари» и выступлений артистов со всего мира.

Это не первое обращение Euronews к узбекистанской тематике. В прошлом и позапрошлом году на канале прошел цикл телепередач «Uzbekistan Life», рассказывающий об исторических городах нашей страны. Также Euronews освещал 99-ю сессию Исполнительного совета ЮНВТО, которая состоялась 1-3 октября 2014 года в Самарканде.

Анна НИМ.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться