В последние дни октября сайт «Ильхома» порадовал посетителей приятной новостью. Администрация театра решила вопрос попадания в него людей с ограниченными возможностями передвижения.
Теперь колясочникам не нужно преодолевать ведущую к театру лестницу. Для них предусмотрены два въезда, изображенные на схеме. Первый ведет к служебному входу через внутренний дворик «Ильхома», второй — к центральному входу через эстакаду соседней гостиницы Shodlik Palace.
Сотрудники театра просят людей с ограниченными возможностями передвижения уведомлять их за день до визита (как для покупки билета, так и для посещения спектакля). Это позволит администрации обеспечить необходимые условия в зрительном зале, а также оказать другую помощь. Контактные телефоны: +998 90 1753354 (Анна), +998 90 9090842 (Владимир).
Количество иностранных гостей, которые примут участие в международном фестивале искусства «Золотая осень», продолжает увеличиваться. Организаторы фестиваля сообщили о знаменитых певцах из Италии, приезд которых уже запланирован.
22 ноября в Ташкенте во Дворце международных форумов «Узбекистан» состоится концерт одного из самых популярных певцов итальянской эстрады, легенды 80-х и 90-х – Тото Кутуньо. А 1 декабря 2016 года Ташкент посетит легендарный итальянский тенор и эстрадный певец, создатель жанра «поп-оперы» – Алессандро Сафина.
В фестивале также примут участие немало музыкантов из разных стран мира. Это дирижер Владимир Горбик, пианист Владимир Свердлов-Ашкенази и скрипач Игорь Калнин (Россия), пианисты Юрий Гандельсман (Израиль) и Сеннет Рошелль (США). Все они проведут в Узбекистане мастер-классы для начинающих артистов.
Итак, как видим, очень непростыми, но какими же увлекательно интересными были пути, заблуждения, повороты и открытия криминалистики в поисках истины! Каково же ее состояние на сегодняшний день, какими новейшими методами вооружила она своих верных рыцарей – ученых-криминалистов в их вечной борьбе со злом уже в двадцать первом веке?
Мы уже рассказывали о том, как судебные эксперты помогают сегодня раскрыть тайны, которые веками оставались неразгаданными. Вот еще один пример. Английский король Карл II много времени отдавал занятиям алхимией. Решив поправить финансовые дела королевства, он пытался открыть способ превращения ртути в золото. Умер король в 1685 году в возрасте 55 лет.
В 1961 году была опубликована статья двух американских врачей, утверждавших на основании изучения сохранившихся документов, что причина смерти Карла II – хроническое отравление ртутью. А несколько позже судебный медик Гамильтон Смит из университета Глазго исследовал волосы Карла II, подвергнув их радиоактивационному анализу. Оказалось, что концентрация ртути в волосах короля в десятки раз превышала нормальный уровень. Это позволило заключить, что смерть его действительно наступила от отравления этим веществом.
Английские ученые А. Перконс и Р. Джервис предложили использовать этот же анализ для установления индивидуальной принадлежности волос. Они пришли к выводу, что относительное количество различных микроэлементов в волосах разных людей различно.
Активационный анализ блестяще зарекомендовал себя и при исследовании старинных монет и картин старых мастеров.
Современная наука, техника вооружили криминалистов и такими методами, как лазерный микроспектроанализ, инфракрасная спектрометрия, газовая крематография, полярографический анализ.
Лазер, например, стали в последнее время использовать для обнаружения следов пальцев на тканях, резине, штукатурке и других поверхностях, где обычно заметить их трудно.
На помощь трасологам пришел и такой метод исследования, как дендрохронология. С его помощью можно устанавливать, составляли ли части предметов из дерева ранее одно целое, определять породу дерева, от которого остались опилки, его возраст, местность, где оно росло, год рубки.
Мелкие кусочки древесины, краски, грунта, ржавчины, пепла мы называем пылью. Она издавна привлекала внимание криминалистов.
Учитывая важное криминалистическое значение пыли, ученые сконструировали приборы для изъятия малых ее количеств с различных мелких предметов – ключей, монет и т.д., а также одежды. Визуальный метод исследования уступил место более точным и эффективным методам: геолого-минералогическому, спорово-пыльцевому, элементоорганическому и другим.
Применение новых методов исследования расширяет круг объектов, которые следователь может использовать по делу в качестве вещественных доказательств. Недавно к их числу прибавились «отпечатки голоса» – различные фонозаписи.
Методика вокалографической экспертизы идентификации человека по голосу исходит из того, что голос каждого человека индивидуален: можно сделать его своеобразный чертеж, преобразовав звуковые колебания в электромагнитные, а последние отобразить графически. Так же, как и голос, такая вокалограмма индивидуальна, характерна только для одного человека.
Проблемы вокалографической экспертизы интенсивно разрабатываются в Японии. Фонетическое общество Японии предложило произвести «перепись» голосов всех жителей страны, считая, что это облегчит работу криминалистов. Правда, данная идея очень напоминает пресловутое предложение о поголовном дактилоскопировании населения, с которым время от времени выступает то один, то другой высокопоставленный полицейский чиновник…
А знаете, как много может рассказать эксперту-криминалисту запах, даже едва уловимый? Хрестоматийным примером этого в истории криминалистики стало так называемое дело об аромате свежих персиков.
В мае 1924 года проводник купейного вагона экспресса НьюЙорк – Филадельфия обнаружил мертвого пассажира. Это был нотариус Шервурд. Его портфель с деньгами бесследно исчез. В купе в это время явственно ощущался аромат свежих персиков.
Через несколько дней таким же странным образом скончался адвокат Бель. Его нашли на рассвете во вторник на пристани НьюПерта. Вечером в понедельник он выехал на такси из своей конторы, чтобы передать клиенту 250 тысяч долларов. Денег, разумеется, и след простыл. От одежды адвоката исходил нежный аромат свежих персиков…
Это сочли бы простым совпадением, если бы в течение последующих трех недель не было найдено еще четыре трупа состоятельных людей. Их смерть тоже сопровождал персиковый аромат, а деньги и ценные вещи исчезали. Расследование поручили сыщику Джонстону, магистру химии, опытнейшему сотруднику химической лаборатории ньюйоркской полиции. Прежде всего он выяснил, что запах свежих персиков присущ одному из сильнейших ядовитых газов, применявшихся в Первую мировую войну. Он производится в ограниченных количествах только в военной лаборатории под НьюЙорком, куда имеет доступ весьма узкий круг гражданских лиц.
А тем временем в НьюЙорке обнаружилась новая жертва – ювелир О,Сюливэн.
Драгоценности на большую сумму оказались похищенными, а в тяжелых бархатных занавесях алькова над постелью ювелира медленно таял аромат свежих персиков. Кроме запаха – никаких следов, если не считать недокуренной сигареты «Корона» в пепельнице на столе.
На увеличенных фотоснимках окурка стали видны следы двух пальцев и четырех зубов. Джонстон выяснил, кто из химиков НьюЙорка курит «Корону». Таких набралось девятнадцать человек. Отпечатки пальцев на окурке из квартиры покойного ювелира совпали с отпечатками пальцев доктора химии МакЭйлоу. К нему домой сразу же выехал вооруженный отряд полицейских, однако взять злодея живым не удалось. В завязавшейся перестрелке он был убит и унес с собой ответ на вопрос, как он сумел раздобыть страшный ядовитый газ, издающий приятный аромат свежих персиков, и использовать его в своих преступных целях…
С каждым днем наука предоставляет в распоряжение следователя все новые и новые средства установления истины. В Канаде, например, органы расследования стали интенсивно использовать данные метеорологии. Так, в Торонто климатологи помогли найти убийцу. Удачным обстоятельством оказалось то, что в сумочке жертвы была найдена свернутая мокрая пластиковая накидка от дождя. Записи метеорадаров показали, что дождь в тот день шел в двух районах города. Опрос полицейских, дежуривших в этих районах, позволил уже через несколько часов арестовать преступника.
В ясный солнечный, с легким ветром день на стройплощадке обрушилась кирпичная стена, погибли люди. И в этом случае климатологи помогли установить причину происшествия. Оказалось, что на солнечной и к тому же обдуваемой ветром стороне раствор, скрепляющий кирпичи, быстро высох, а на затененной стороне оставался еще жидким. Возникшее напряжение перекосило стену, и она рухнула…
В наши дни ни одно дело, связанное со смертью или причинением телесных повреждений, не обходится без проведения судебно-медицинской экспертизы. Но судебные медики решают не только вопросы о причине и времени наступления смерти, о степени тяжести телесных повреждений и орудий, которыми они могли быть нанесены. Они помогают следователю восстановить картину события, определить, в какой позе потерпевший должен был находиться в момент ранения. Медики могут дать заключение о расстоянии, с которого был произведен выстрел; по крови, обнаруженной на месте происшествия, установить, не страдает ли человек какой-либо болезнью. Особенно ценной может оказаться для следователя помощь судебного медика при установлении личности погибшего. Следы переломов, ранений, анатомических аномалий и тому подобное – вот те особые приметы, по которым оказывается возможным сделать это. Часто «говорящими» доказательствами оказываются коронки, зубные протезы. Существует и специальная наука о зубах – одонтология.
Одонтологи, в частности, считают, что зубы человека так же индивидуальны, как и отпечатки пальцев. К тому же они очень прочны – зубная эмаль может прочертить стекло, как алмаз. Меньше других тканей поддаваясь разрушению, зубы чаще других останков оказываются предметом изучения археологов, палеонтологов, патологов и даже судебных медиков.
Но не только зубы, а также и другие костные останки через много лет могут помочь в раскрытии тайны.
Профессор Д.Г. Рохлин, создатель новой науки – рентгенопалеопатологии, доказал возможность по костям определять в отдельных случаях профессию и род занятий человека, узнать, какими он страдал заболеваниями, и даже представить себе картину его гибели.
По просьбе историков Рохлин исследовал скелет великого князя Андрея Боголюбского, убитого боярами-заговорщиками летом 1174 года. Вот какую картину нарисовал ученый.
В 63-64 года Андрей Боголюбский, судя по его костям, выглядел моложе, по физиологическим данным его возраст соответствовал 50-55 годам. Это был активный человек, лишь с некоторыми ограничениями движений в области шейного отдела позвоночника – результат артроза на суставных поверхностях первого и второго отдела шейных позвонков. Обнаружилось и срастание второго и третьего шейных позвонков, что можно было считать врожденной аномалией. Боголюбский, по предположению исследователя, к старости почти не сгибал шею.
По характеру и расположению ран можно было представить себе и картину убийства. Только один – и притом легкий – удар был нанесен князю спереди. Остальные – сзади и сбоку. Видимо, сильный удар по плечу лишил князя возможности эффективно обороняться. Удар мечом по затылку, тяжелое ранение сбоку копьем в лоб… Такие удары позволяют предполагать, что нападение было внезапным, и это согласуется с летописью.
Впрочем, не только естественные науки – химия, биология, медицина – содружествуют с криминалистикой. Не меньшую роль начинают играть и науки технические – электроника, кибернетика, радиотехника и многие иные. Но об этом – в следующих выпусках.
В Краснодаре 30 октября прохожие обнаружили сильно обгоревшее тело женщины, сообщает Кубань 24.
По предварительным данным, на территории первого отделения учхоза «Кубань» в хозяйственном блоке заброшенного помещения местный житель обнаружил тело женщины со следами термических ожогов. Установлено, что погибшая является 38-летней уроженкой Республики Узбекистан, она жила в Абинском районе.
По данному факту следственный отдел по Прикубанскому округу Краснодара СКР по краю проводит доследственную проверку, назначили судебно-медицинскую экспертизу, по результатам которой примут процессуальное решение, сообщает пресс-служба СУ СК РФ по Краснодарскому краю.
Пассажирский автобус «Ютон», за рулем которого находился 23 летний Хурсанд К., с питерскими номерами, двигавшийся из Санкт-Петербурга в Узбекистан, на значительной скорости съехал в кювет, в результате чего перевернулся на крышу, а затем вновь встал на колеса. Авария произошла в 7 часов 50 минут в нескольких километрах от стелы на село Карякино.
Причиной ДТП стало ухудшение дорожных условий – выпавший мокрый снег и скользкий асфальт. К месту автокатастрофы прибыли машины «скорой помощи» и сотрудники МЧС из Саратова, Татищево, а также опергруппа аткарских спасателей, которые оказывали необходимую помощь пострадавшим гражданам Узбекистана, находившимся в автобусе.
По предварительным данным пострадала половина пассажиров. У большинства из них незначительные порезы и ушибы. Кареты скорой помощи доставили пострадавших в больницы Октябрьского городка, Татищево, а три человека со средними и тяжелыми повреждениями направлены в Саратов.
А вот что рассказал один из пассажиров автобуса. Информация с телеканала Лайф — Дорога была скользкая и туман был, плохая видимость. Водитель не справился с управлением. Люди испугались, конечно, но сотрудники МЧС быстро приехали, помогли. Проезжавшие мимо водители останавливались, чтобы помочь. В Саратове узбекская диаспора помогла и её лидер Рустам Мансуров.
— Мы созвонились с Санкт-Петербургом, нам обещали помочь. Они неделю ехали сюда, сейчас пассажиры остались без денег. Но мы все расходы берём на себя. Надеемся, что в Санкт-Петербурге найдут перевозчика, он вернёт деньги и мы их отправим домой, — рассказал Рустам Мансуров.
Пассажиров, которые не получили серьёзных травм, разместила у себя местная узбекская диаспора.
Публикации на страницах прессы и в Интернете, выступления сотрудников правоохранительных органов, предостерегающих об опасности стать жертвой торговли людьми, признания и горькие исповеди потерпевших… Что к этому можно добавить? Казалось бы, о проблеме, ставшей одной из серьезнейших угроз эпохи глобализации, сказано уже все. Однако многие ли из нас, читая обо всех этих тревожных фактах, соотносят все это с собой, со своей собственной жизнью? Человеку свойственно думать, что его-то что-либо плохое уж точно не коснется, что это – участь других людей, словно живут они на другой планете… Но есть ли что-либо в этом мире, что не было бы взаимосвязано?..
Три истории, о которых мы хотим рассказать, произошли несколько лет назад. Но сначала – небольшое отступление. Дело в том, что когда мы говорим о торговцах людьми, вербовщиках, воображение обычно рисует стереотипный облик злодея со сладенькой улыбочкой, возникшего неизвестно откуда. И это понятно – трудно представить себе в этой роли своего хорошего знакомого, с которым вместе росли, соседа, а то и вовсе родственника. Свой, знакомый с детства, с которым за одной партой сидели, – неужели он может обмануть, поступить с тобой коварно?..
К сожалению, именно на это часто и делают ставку опытные торговцы людьми, вовлекая в свой бесчестный бизнес людей, которым скорее поверят их земляки. И верят…
А как же сами вербовщики, неужели им не стыдно смотреть в глаза односельчанам, бывшим одноклассникам, друзьям детства, которых они без зазрения совести отправляют в рабство? Увы, похоже, что понятий «совесть», «порядочность» «честь» не существует для таких людей. Что значит для них все это перед выгодой?..
Житель одного из районов южной области республики 34-летний Уткирбек Т. решил разбогатеть за счет своих земляков. Он набрал группу из восьми жителей района, пообещав им приличный заработок в России, и вместе с ними выехал в город Волоколамск Московской области. В течение одного года и двух месяцев узбекистанцы трудились на стройке, возводили частные объекты. Уткирбек, выполнявший роль бригадира, только распоряжался и покрикивал, а получая заработную плату за своих земляков, отдавал им лишь небольшую часть на питание. Остальные же деньги просто брал себе. Когда чаша терпения его земляков переполнилась и они потребовали полного расчета, Уткирбек не стал объясняться, а просто исчез… Кое-как собрав деньги на обратный билет, его соотечественники вернулись на родину и написали заявление в органы внутренних дел.
В ходе проверки этого заявления было установлено, что Уткирбек Т. присвоил в общей сложности более 18 миллионов сумов В отношении него возбудили уголовное дело. Т. был задержан во время своего очередного приезда в родной кишлак: он собирался набрать здесь следующую группу практически бесплатной рабочей силы…
Под давлением доказательств и свидетельских показаний Уткирбек признался во всех своих неблаговидных делах и полностью возместил заявителям материальный ущерб. Следствие по этому делу недавно закончено и передано на рассмотрение суда.
…Известно: у любой медали две стороны, и оборотная, как правило, менее привлекательна, чем парадная. Понятно, что медаль, сверкающая новенькой чеканкой и настоящим или фальшивым золотом – это очень приятно. Тешит тщеславие, дарит почет и богатство… Вот только важно помнить и о ее оборотной стороне: ведь если почести дутые, а богатство неправедное, то однажды за них придется расплатиться сполна. В этом пришлось убедиться на собственном опыте «героине» еще одной нашей истории.
Озода Ж. испробовала разные виды заработка, но не осталась довольна ни одним: всюду, оказывается, если хочешь получать деньги, надо работать. Если же пытаться «зарабатывать» в обход закона – заработаешь, скорее всего, только раннюю судимость. Именно так у нее и произошло. Но тогда, за молодостью лет, Озода отделалась легко. И решила, выйдя на свободу, замахнуться на «бизнес» покрупнее. Да, повертеться придется, и хитрость применить, и актерские способности, но дело того стоит! Какое занятие даст более высокие доходы, чем торговля людьми! А они, эти простаки, готовые на любую пахоту, лишь бы как-то обеспечить свои семьи, – лучшего и не заслуживают, как только дать использовать себя таким умным и «крутым», как она, Озода!..
Вместе со своими подельниками Зухрой, Одилом, Комилом и Анваром Озода начала новый «бизнес». Пообещав Али Д., Уруну А., Адизу Ж. и еще нескольким жителям сельского схода граждан одного из отдаленных районов нашей республики хорошие условия труда в России, жилье и заработок от 500 долларов, она уговорила их довериться ей.
– И не забудьте, при выезде, заполняя анкеты, отвечая на вопросы, говорите одно – вы едете отдыхать. Или к родственникам. Главное – пересечь границу. Остальное – не ваше дело. Я гарант. Если возникнут какие-нибудь проблемы, я договорюсь.
Через Каракалпакстан, потом Бейнеуский район Казахстана – и вот уже Ж. привезла своих земляков в российский город Волгоград. Здесь она отобрала у них паспорта и другие документы, удостоверяющие личность, и… продала в рабство. Только так можно назвать сделку, в результате которой «живой товар» из Узбекистана был продан неким Евгению и Константину всего за 500 долларов. И началась для наших соотечественников работа в голоде и холоде, на унизительных условиях и без копейки заработка…
А деловая женщина Озода продолжала свою успешную деятельность по продаже людей. Следующими ее жертвами стали жители другого сельского схода граждан того же района три брата К. и Худоёр Б. И они тоже были проданы недорого, – но, рассуждала Озода, курочка по зернышку клюет… Главное – не «наследить» вокруг своего собственного места жительства, «работать» по другим районам. Да и не с руки ей было появляться в тех махаллях, где по ее милости целые семьи, женщины, дети остались без кормильца, проводили своих мужей и отцов в далекую Россию, откуда теперь от них – ни слуху, ни духу, ни помощи…
Слезы ли и проклятия этих обездоленных, или оперативная и умелая работа сотрудников органов внутренних дел по выявлению и пресечению деятельности торговцев людьми, а скорее всего сыграло роль все вместе, – только блестящая «медаль» судьбы Озоды Ж. сделала оборот, показав ловкой и бесстыдной обманщице свою неприглядную сторону. Теперь торговке людьми и ее подельникам придется почивать не на лаврах, а на нарах.
…Шамсиддин И. давно уехал из родного кишлака, уже несколько лет работал в соседней республике, в Узбекистан же периодически приезжал навестить родных. И всякий раз, собрав вокруг себя односельчан, с воодушевлением рассказывал им, как замечательно устроился на новом месте, какие большие деньги зарабатывает. Мало того – может обеспечить хорошей работой всех, кто готов поехать с ним…
Итак, Шамсиддин набрал группу из тридцати своих земляков, среди которых были не только его приятели, но и соседи, и даже родственники. Предупреждая их сомнения, заявил, что полностью берет на себя все расходы по доставке их к месту будущей работы, с условием, что они возместят ему все затраты из первой получки.
Сказано – сделано. На границе, как и обещал Шамсиддин, их уже ждал автобус, который и повез искателей больших заработков дальше, в глубь территории соседней республики. Ехали, тревожась об оставленных дома семьях и одновременно – мечтая о сказочных доходах, которые ждут их на новом месте…
Наконец прибыли. Новое место оказалось строительной площадкой, на которой шло возведение частных строений. Здесь Шамсиддин сдал своих земляков некоему Булату, который, под предлогом того, что им нужно пройти регистрацию, сразу же собрал их паспорта. Сам Шамсиддин, заверив, что через пару дней вернется, а пока ему нужно съездить за новой партией рабочих, исчез.
И вот тут сказка для ребят из Узбекистана закончилась и началась страшная реальность. Булат и еще несколько таких же, как он, оказались самыми настоящими надсмотрщиками. Ни свет ни заря начиналась работа на объекте и продолжалась до глубокого вечера. За малейшую провинность – промедление в работе, непредусмотренный перекур – их наказывали, избивая дубинками…
Так прошло два месяца. Наконец некоторые из парней нашли смелость заикнуться о выплате им денег за работу. В ответ их так избили, что они несколько дней были вынуждены отлеживаться в подвале, причем без оказания элементарной медицинской помощи.
В дни рейдов по местам возможного скопления нелегальных мигрантов, которые время от времени проводились миграционной полицией страны, словно кто-то предупреждал владельцев объектов. В такие дни никто не работал, всех наемных рабочих загоняли на чердаки строящихся зданий. Там они должны были отсиживаться, пока не закончится проверка. А затем кошмар начинался снова…
К большому счастью для потерпевших, – хотя надсмотрщики проводили систематические обыски, – у одного из них остался не обнаруженным мобильный телефон. Именно благодаря этому родители ребят узнали об их участи и обратились в правоохранительные органы нашей республики. Так что в конце концов наши доверчивые соотечественники смогли вернулись к своим семьям…
Таким образом, у всех нами рассказанных историй, к счастью, благополучный конец. Однако остается немало вопросов. И главный из них – почему, несмотря на проводимую большую работу по предупреждению населения о рисках нелегальной миграции, многие наши сограждане все же поддаются на уловки всяких мошенников, отправляясь в незнакомую страну без элементарных представлений о порядке трудоустройства и легализации пребывания в чужом государстве? Ответ здесь, видимо, кроется в низком уровне правовой грамотности и правового сознания части наших соотечественников, особенно в сельской местности. И значит, именно повышение этого уровня – одна из первоочередных задач в профилактической работе по противодействию торговле людьми. Чтобы не приходилось кому-то постигать мудрость наших предков о том, что «цену старому дому узнаешь в новом», – лишь пройдя через испытания, лишения и горести на чужбине…
Поездка на север Израиля–это была для нашей группы возможность познакомиться с множеством удивительных и живописных мест Земли обетованной, привлекающих паломников и туристов со всего мира. Те, кто читал Библию или просто увлекается историей, смогли вживую познакомиться с Назаретом, Кейсарией, Акко, Хайфой – древнейшими городами планеты, каждый из которых уникален по-своему.
Север – это ещё и Галилея, которая в древние времена была самостоятельным государством. Из окон автобуса она и впрямь выглядит райским местом по сравнению с каменистыми и пустынными землями других регионов Израиля. Именно после поездки на север страны складывается впечатление об Израиле как о «земле, текущей молоком и медом».
По библейскому преданию, сорок лет вел Моисей иудейский народ через Синайскую пустыню к Земле обетованной. Когда же подошли они к границе Израиля, по повелению Господа послал Моисей разведчиков на землю Ханаанскую. Вернувшись через сорок дней, они возвестили: «…Пришли мы в землю, в которую ты послал нас… и течет она молоком и медом».
Но так было не всегда. Страшные испытания пришлось вынести этой прекрасной земле за ее многотысячелетнюю историю. Возрождение же Израиля, с его сегодняшней красотой, начинает отсчет с конца XIX – начала XX веков, когда сионисты были воодушевлены идеями Теодора Герцля, мечтавшего возродить еврейскую государственность. Это было время идеалистов, мечтавших о земле, которая будет принадлежать евреям: не знающей антисемитизма и погромов, земле, где можно не бояться за жизнь своих детей.
И вот в почти забытую и заброшенную людьми, но не Б-гом, провинцию фактически умирающей Османской империи начинают прибывать первые еврейские поселенцы.
Местечко было то ещё! Никаких полезных ископаемых; заброшенные пару тысяч лет назад невозделанные поля; малярийные болота.
Надо иметь ввиду, что много веков, после разрушения второго Храма и изгнания евреев из Иерусалима, евреи не имели права в странах расселения владеть землёй. Долгое время традиционными профессиями для них были сапожное дело, портновское ремесло, – в общем, всё то, что позволяло в случае погрома быстро собрать весь скарб в торбочку и вместе с многочисленным семейством покинуть насиженное место – чтобы на новом месте начать заново жизнь и свое дело… Правда, от погромщиков можно было ещё откупиться. Может быть, поэтому среди евреев много хороших математиков и финансистов? А хороших музыкантов – потому что хороший, или, точнее сказать, обостренный слух позволял издали различать шаги погромщиков?..
Прибыли поселенцы в эти края из Европы и, конечно, не знали земледелия, да и вообще не были приспособлены к тяжёлому физическому труду. Но сионисты были уверены: евреи не обретут суверенитета до тех пор, пока не научатся работать на земле. Однако несмотря на все старания и твердую решимость добиться успехов в сельском хозяйстве, результаты труда первых поселенцев оказались совсем уж плачевными. Отсутствие опыта, да вдобавок активное противодействие немногочисленного арабского населения, которому явно не понравились новые колонисты, свели на нет все мечты о возрождении в Палестине еврейства.
И тут, в самый тяжёлый момент, момент отчаяния, приходит спасение. Откуда? Правильно – из России. Октябрьская революция, гражданская война, новая волна антисемитизма, жестокие погромы в Польше, Украине, Белоруссии, Прибалтике заставили еврейскую бедноту покинуть свои места и отправиться в «новые земли». Этих евреев отличало от их соплеменников, прибывших в Палестину из Европы, умение пахать – в прямом и переносном смысле: работать много и своими руками.
Справедливости ради надо заметить, что в этой волне еврейской иммиграции – алии, как ее называют в Израиле,– были и работяги, свято верующие в идеи Маркса и даже Ленина. Они выступали против частного фермерства, за совместное владение землей, то есть за жизнь в коммуне.
В общем, из первой и второй волн колонистов – идейных сионистов, «пахарей», социалистов и коммунистов, – с помощью финансовых вливаний еврейских банкиров сложилось «лего» первых кибуцев (в переводе с иврита «кибуц» означает «собрание») – сельскохозяйственных коммун, где каждый трудится на благо общины практически бесплатно, получая от неё взамен всё необходимое для жизни.
Кибуцы в Израиле, конечно, изменились за последнюю сотню лет, но все же сохранились и поныне. История кибуцев – это и возрождение Израиля, и борьба за независимость, и современнейшее сельское хозяйство сегодняшнего дня. Это, в конце концов, почти десятая часть населения страны. Поэтому мне кажется справедливым немного рассказать о том, как и чем живет кибуц, или – более привычно для нас – колхоз.
Изначально коммуны управлялись общим собранием всех членов, которое избирало секретариат и несколько комиссий для руководства текущими делами. С момента вступления в кибуц новых членов община брала на себя полную ответственность за них и их детей, если они были. Имущество кибуца принадлежало всему коллективу и не подлежало разделу, так же, как и прибыль, полученная от использования этого имущества и труда кибуцников. Зато община обеспечивала своих членов едой, одеждой, жильем, образованием не только средним, но и высшим. Не обладая личной собственностью и имуществом, кибуцник был обеспечен до конца своих дней всем необходимым на приличном уровне.
В общем, идеи коммунизма евреи воплотили в кибуцном движении, и когда в 1948 году ООН было готово возродить Израиль, в кибуцах жили более 50 тыс. человек.
Первые кибуцы возникли стихийно, без каких-либо идей об архитектурном планировании, но потом за создание кибуцных построек взялись ведущие архитекторы-евреи того времени. Неудивительно, что до странности скромную на вид кибуцную архитектуру ставят по значимости в один ряд с творениями многих последователей функционального минимализма.
В центре кибуца расположена общественная зона (столовая, кинозал, бассейн, библиотека) с красиво подстриженными газонами, цветниками и зеленью; вокруг нее столь же зеленая жилая зона из одноэтажных или двухэтажных домов; далее следуют блоки хозяйственных построек, сады, поля и пруды.
Я уже упомянул, что кибуцы сыграли огромную роль во время войны за независимость, и неудивительно, что созданная кибуцниками Рабочая партия Земли Израиль во главе с Давидом Бен-Гурионом выиграла первые выборы в 1948 году.
Следующие тридцать лет были годами расцвета кибуцного движения, похоже, доказавшими, что утопическая идея–построить жизнь на принципах справедливости –не так уж утопична. Возможно, успех кибуцев в том, что труд в них, в отличие от колхозов, был делом сугубо добровольным. А когда нет «обязаловки», а труд вершится по велению души, тогда и результаты впечатляют.
Но в 1977 году в Израиле разразился экономический кризис. Влияние левых в стране резко падает, кибуцы теряют государственные дотации – и начинают планомерно менять свое внутреннее устройство.
Сегодня примерно 270 кибуцев разбросаны по всему Израилю, но лишь 50 из них живут так, как было завещано социалистами из России, – без зарплат и прочих капиталистических штучек. Ныне кибуцы уже не автономные общины, а активные участники рыночной экономики, с неплохими, по западным меркам, финансовыми результатами.
Примером может служить кибуц, создавший всемирно известную компанию «Нетафим», правообладателя патентов на капельное орошение, без которого весь Израиль выглядел бы каменистой пустыней. Да и не только Израиль.
Сельское хозяйство перестало быть монополией кибуцников. Где-то решили продавать электроэнергию и построили солнечную электростанцию, кто-то шьет очень удобную, эргономичную обувь, пользующуюся спросом на мировом рынке. В общем, коммунары выбирают тот путь развития, который более востребован на мировом рынке разделения труда.
Кроме светских в Израиле есть религиозные коммуны, в которых кибуцники живут по канонам иудаизма. Часть общин до сих пор исповедуют крайне левые идеи: пишут, что в их столовых даже можно увидеть портреты основоположников идей коммунизма и Сталина.
При этом тотальное обобществление труда во многих общинах кануло в Лету. Однако социалистические идеалы всё же сохраняют популярность. Более того, население кибуцев не сокращается: «человеческие» отношения внутри общины и стабильно высокое качество жизни, здоровая экология, отсутствие преступности, надежный социальный пакет – все это очень уж привлекательно в сегодняшнем жестком мире. Кроме того, кибуцное братство, кибуцная солидарность и кибуцная гордость никуда не исчезли. Да и жизнь в кибуцах сегодня меньше регламентирована: кто хочет – ест в общественной столовой, кто не хочет – дома, с семьей. Кто хочет – работает в поле, кому земледелие неинтересно – может сидеть с детьми или работать на фабрике.
Кстати, в кибуцах работают и те, кто живет в городах, получая при этом обычную зарплату. Более того, стать кибуцником не так уж и просто. Принимают в коммуну того, за кого проголосует община, отсев обусловлен не столько профессиональными качествами претендента, сколько его взглядами на жизнь. Деньги не должны быть причиной и смыслом жизни кибуцника. Может быть, поэтому в кибуцах сегодня по-прежнему, как и 70 лет назад, живет 10% населения страны
Несколько слов еще об одном уникальном явлении, которое родилось в кибуцах,– волонтерстве из-за рубежа. Кибуцный дух идеализма притягивал молодых энтузиастов со всего мира, причем далеко не только евреев. Начиная с 1960-х они прибывали в кибуцы, чтобы поработать несколько месяцев и заодно познакомиться с Израилем изнутри. Сотни тысяч бывших добровольцев, среди которых были Боб Дилан, Саймон Ле Бон, Джерри Сейнфелд и другие знаменитости, вспоминают это время как лучшую пору своей жизни.
Кейсария – римская столица иудейской провинции
Выехав рано утром из Тель-Авива, мы довольно скоро прибыли в Галилею. Уже примерно через полчаса автобус приблизился к очень красивому городку Герцлия. Несколько лет назад мне посчастливилось провести пару дней на этом, просто шикарном – по израильским меркам, конечно, –курорте на берегу Средиземного моря. Отдохнуть в Герцлии можно за меньшие деньги, чем в Тель-Авиве, при таком же уровне сервиса и питания. Кроме того, в Герцлии замечательные яхт-клубы, любителей подводного плаванья ждут дайвинг-центры. Пляжи, пожалуй, получше тель-авивских, и ночная жизнь гудит здесь так же, как в любом популярном туристическом городе в Европе.
Первая наша остановка была запланирована в Кейсарии. По дороге в стороне остался еще один красивый город – Нетания, в котором множество фонтанов, торговых центров, кафе и ресторанчиков, клубов, баров, дискотек. Нетанию, которую обожает молодежь, можно смело назвать городом-праздником.
Еще немного – и мы добрались до Кейсарии, маленького городка на средиземноморском побережье Израиля. Вот что рассказал наш гид Яков о Кейсарии: «Это был один из важнейших городов, построенных Иродом Великим как римская столица провинции и как крупнейший морской порт. Порт Кейсарии в те времена уступал по величине лишь Александрийскому. Ирод начал строительство одного из чудес света того времени на месте небольшого рыбачьего поселка, основанного финикийцами более трех с половиной тысяч лет назад. Ироду удалось воздвигнуть совершенно римский город, названный им в честь императора Октавиана Августа. Кейсария служила столицей римским прокураторам в этой провинции империи».
У некоторых дам из нашей группы имя Ирода ассоциировалось с совсем уж нехорошим дядькой, именем которого ругали всех супостатов даже в самой глухой деревне. Толком историю великого, что ни говори, царя Израиля никто не знает, поэтому – несколько слов об этом человеке, который успел за тридцать лет наворотить такого, что его имя стало нарицательным и ассоциируется с абсолютным злом.
Уже в молодости Ирод отличался удивительным умением, как сейчас говорят, быть в тренде. Ему удалось удачно выбрать невесту – принцессу Мириам из рода законных иудейских царей династии Хамомеев. После этого получить поддержку Рима и стать правителем Иудеи для него уже было делом техники.
Правда, не всегда всё шло у Ирода так гладко. Неудачи во внешней политике – явление не новое, ошибочки совершали цари еще две тысячи лет назад. Так вот, Ирод поддерживал теплые отношения с Антонием, известным нам как любовник Клеопатры– хотя бы по знаменитому голивудскому фильму. В конце концов, если помните, Октавиан Август одолел Антония. Ироду же пришлось срочно «разрулить» свой промах с неверной ставкой не на того политика.
Чтобы не лишиться головы, Ирод решается расстаться со значительной суммой и построить римский город, а назвать его – понятно в чью честь –Цезарией. Чтобы доказать свою преданность хозяину Ирод строит еще и морской порт, причем в сжатые сроки, но высочайшего качества и с применением технологий, которые через две тысячи лет – в 70-х годах прошлого столетия – использовали для строительства порта в Ашдоде. Морской порт Кейсарии сослужил важнейшую службу, полностью изменив экономику всего Израиля и став главным источником римской культуры в этом крае. Однако в наше время посмотреть порт могут лишь дайверы – море за прошедшие столетия поднялось на несколько метров.
Поэтому ипподром, на котором раньше бились гладиаторы, и амфитеатр, где, благодаря его уникальной акустике, сегодня получают удовольствие почитатели классической или рок-музыки, «съехали» к самому пляжу.
Любителей старины, прогуливающихся по раскопкам древней Кейсарии, посещают философские мысли. Еще бы! Такая «концентрация» истории в одном месте! А накал человеческих страстей, которые видели эти руины! Кого только не было на этих землях: евреи, римляне, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки… и опять евреи.
Отсюда вышел в поход печально знаменитый десятый легион, разрушивший Иерусалим. Здесь был один из оплотов римского войска при восстании евреев под предводительством Бар Кохбы в 132–135 годах. Здесь же был казнен его идеолог, рабби Акива: с него живьем содрали кожу на потеху публике.
При императоре Юстиниане в IV веке Кейсария стала столицей римской провинции Палестина Прима (в Римской империи Израиль был поделен на несколько Палестин. Видимо, отсюда пошло выражение «в наших Палестинах»).
Кейсария существовала и во времена крестоносцев. Сохранились мощные оборонительные стены, окруженные рвом Людовика Святого. Римский театр, как и в других местах, крестоносцы превратили в крепость. О важной роли, которую сыграл город в истории христианства, свидетельствует рассказ, приведенный в «Деяниях апостолов»,– о сотнике Корнелии и апостоле Петре (гл. 10). Именно здесь были отменены правила, предписывающие христианам выполнять все еврейские традиции, и здесь же новую религию принял первый нееврей. В местной тюрьме сидел апостол Павел.
Цитадель крестоноцев в Кейсарии стояла на мысе и спасла защитников города в 1220 году, когда эмир Дамаска аль Муаззам взял город. Жители бежали в цитадель, и их спасли оттуда генуэзские корабли. Окончательно город был разрушен в марте 1265 года султаном Бейбарсом после длительной осады.
Раз я коснулся христианства, расскажу немного о связанных с севером Израиля святынях этой религии, которые, к сожалению, нашей группе в этот раз не удалось посетить.
К югу от Галилеи расположен Назарет, почитаемый по святости после Вифлеема и Иерусалима. Именно в Назарете Марии явился архангел с вестью о том, что она родит Сына Божьего. Здесь Иисус провел свои детские годы.
Сегодня в Назарете действует Храм Благовещения, возведенный над криптой и Гротом Девы Марии. Западнее города находится гора Фавор, ставшая местом Преображения Иисуса.
А центром этой области является озеро Кинерет, которое расположено ниже уровня моря. На его берегах проповедовал Иисус, по водам этого озера он однажды прошел, как по суше. Это уникальное пресное море можно объехать за пару часов и воочию увидеть места, описанные в Евангелии.
Пропитавшись глубокой стариной, мы отправились в еще один удивительный город Израиля – Хайфу…
В Ташкенте начался Международный фестиваль искусств «Олтин куз», организованный Министерством по делам культуры и спорта, а также Объединением оркестров Узбекистана. Он продлится с 28 октября по 3 декабря 2016 года.
Фестиваль открыл концерт «Юные таланты из Европы», состоявшийся 28 октября в Государственной консерватории Узбекистана. Вместе с Национальным симфоническим оркестром выступили Илва Вера Эйгус (Латвия/Швейцария), Аврора Гехтер (Франция/Швейцария) и Карлис Буковскис (Латвия).
29 октября здесь же состоялся творческий вечер композитора Феликса Янов-Яновского с участием камерного оркестра «Туркистон» и инструменталистов Национального симфонического оркестра Узбекистана.
Следующее событие фестиваля пройдет 8 ноября. В Государственной консерватории будет дан концерт «Приношение Моцарту». Камерный оркестр «Солисты Узбекистана» при участии инструменталистов Национального симфонического оркестра исполнит произведения великого композитора. Дирижер – Владимир Горбик.
10 ноября состоится Вечер классической музыки во Дворце «Туркистон». Национальный симфонический оркестр Узбекистана и дирижер Азиз Шохакимов представят публике произведения Бетховена и Чайковского. В концерте примет участие солист Владимир Свердлов-Ашкенази (Россия)
12 ноября в Государственной консерватории Узбекистана снова зазвучит музыка Моцарта. На концерте к 260-летию со дня рождения композитора выступят камерный оркестр «Туркистон», инструменталисты Национального симфонического оркестра Узбекистана, а также солисты Юрий Гандельсман (Израиль/США) и Динара Сабитова (Узбекистан). Дирижер – Элдар Азимов.
17 ноября там же будут исполнены произведения венгерского композитора Бела Бартока. Национальный симфонический оркестр Узбекистана и солист Юрий Гандельсман (Израиль/США) выступят вместе с дирижером Тиграном Шиганяном.
22 ноября в консерватории пройдет вечер камерной музыки. Перед ташкентскими зрителями выступят камерный оркестр «Солисты Узбекистана» и дирижер Анвар Раимджанов.
23 ноября публику приглашают на вечер джазовой музыки. В Большом зале консерватории популярные эстрадные произведения исполнит Эстрадно-симфонический оркестр им.Б.Закирова под управлением Мансура Ташматова. Дирижер – Игорь Азаренко.
26 ноября состоится вечер инструментальной музыки. Концерт камерного оркестра «Туркистон» и солистов Национального симфонического оркестра Узбекистана дополнят солисты Рошелль Сеннет (США) и Игорь Калнин (Россия). Дирижер – Тигран Шиганян.
Финальные события фестиваля состоятся в декабре. 1 декабря 2016 во Дворце международных форумов «Узбекистан» пройдет концерт Национального симфонического оркестра Узбекистана с участием музыкантов из Италии. А 3 декабря там же состоится Гала-концерт. Национальный симфонический оркестр Узбекистана, солист Бехзод Абдураимов и дирижер Азиз Шохакимов подарят зрителям сокровища мировой классики.
Состоятся мастер-классы от зарубежных гостей для учащихся музыкальных заведений. Кроме того, в рамках фестиваля ташкентские театры отправятся с гастролями по всей республике.
Как сообщают организаторы, в программе возможны незначительные изменения. Получить справки можно по телефонам 289-57-95 и 844-57-95.
На «UZINFOCOMUNF-2016», проведенной в Национальной библиотеке Узбекистана им.А.Навои, были объявлены семь исторических и культурных памятников, победивших в акции «Семь чудес Узбекистана». Конкурс проводился Центром UZINFOCOM и Национальной библиотекой на площадке сайта Meros.uz, открытого специально для этой цели.
Как пишет Kultura.uz, в список семи наиболее популярных объектов, выбранных голосованием посетителей сайта, вошли ансамбль Регистан (Самарканд), Государственный музей им. Савицкого (Нукус), Ташкентская телебашня, Дворец форумов «Узбекистон»(Ташкент), Обсерватория Мирзо Улугбека (Самарканд), Архитектурный ансамбль Ичан-Кала (Хива) и Мавзолей Гури-Амир (Самарканд). Каждая из названных достопримечательностей получает статус «Чудо Узбекистана – 2016». Их руководители, присутствовавшие на церемонии, были отмечены специальными призами от Центра UZINFOCOM.
С поздравлениями выступили директор Центра Гайратходжи Сайдалиев и популярный певец Шерали Джураев, большой знаток истории Узбекистана.
Акцию планируется продолжать и дальше – она полюбилась узбекистанцам. С каждым годом наша страна будет раскрывать все новые и новые чудеса, демонстрируя свои природные и архитектурные богатства.
Доклад «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования», является 13-ым выпуском в серии ведущего ежегодного издания Группы Всемирного банка, который производит оценку норм, способствующих расширению предпринимательской деятельности, а так же норм ограничивающих ее.
Исследование «Ведение бизнеса» использует количественные показатели, которые оценивают уровень благоприятности правовых норм для предпринимательской деятельности и защиты прав собственности, а также позволяют сопоставить данные для 189 стран, от Афганистана до Зимбабве, по мере их изменения с течением времени.
«Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В этом году десять из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к электроснабжению, регистрация собственности, получение кредитов, защита прав миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности предприятий.
Список из 12 стран, в которых наиболее благоприятные условия для бизнеса, представлен на первом рисунке.
Обратите внимание, что 12 строчку рейтинга занимает Эстония, входившая ранее в состав СССР. Грузия занимает в этом рейтинге 16 строчку, Литва 21, Казахстан 35. Беларусь и Армения на 37 и 38 местах соответственно. РФ на 40 строчке рейтинга, Азербайджан на 65, Кыргызстан на 75, а Украина на 80 месте.
Узбекистан в рейтинге доклада «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования», лишь на 87 месте.
Разбирая параметры, которые учитывали эксперты, можно понять в каких направлениях мы движемся правильно, а в каких — нам предстоит серьезная работа. Достаточно высоко эксперты оценили процедуру регистрации предприятий в нашей стране — здесь Узбекистан на 25 месте. В общем неплохо обстоят дела с исполнением контрактов — 38 строчка рейтинга. Получение кредитов можно назвать относительно приемлемым — Узбекистан на 44 месте среди других стран.
А вот с налогообложением у нас все плохо — Узбекистан занял низкое 138 место. Еще хуже у нас дела с получением разрешений на строительство — 147 строчка рейтинга. И совсем плохо — оценка международной торговли, лишь 165 место в мировом рейтинге.
В заключении. Программа глубоких экономических реформ в Узбекистане, которую обозначил ВРИО Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёев, должна вывести Узбекистан на более высокие позиции в оценках качества и эффективности регулирования бизнеса по итогам следующего года.
Выставка «Хлопок одной ладони», открывшаяся 28 октября 2016 года в ташкентской арт-галерее «ZERO LINE», больше всего напоминает, пожалуй, буддистскую притчу. Есть в ней и глубина, и несколько слоев смысла, и внешние противоречия, складывающиеся в итоге в цельность.
Основная идея выставки – связь буддийской философии и искусства. В том числе и древнего искусства нашей страны, поскольку именно через Узбекистан буддизм шел на Восток: в Китай, Корею, Японию. На юге республики найден целый ряд монастырей и храмов с остатками росписи. И, как отмечает археолог и искусствовед В. Карасев, вполне вероятно, что первые изображения Будды как человека, а не условного символа, зародились именно здесь в I-II веке н.э.
Документальный фильм Гавхар Вахидовой «Путешествие в древний, таинственный буддизм Средней Азии», демонстрирующийся на мониторах в фойе, рассказывает об археологических памятниках прошлого. А в залах – наглядные, осязаемые свидетельства жизни буддизма в настоящем. Удивительную коллекцию икон-танка, принадлежащую художнику Вячеславу Ахунову, дополняют изображения Будды из сгоревшего бурятского дацана и картины наших современников.
Как рассказывает В.Ахунов, иконы были переданы ему на хранение ламами из Иволгинского дацана в Бурятии. Сохраняя танка от уничтожения атеистами, ламы вывозили их в Ташкент. Это и спасло произведения искусства от пожара, вспыхнувшего однажды в храме. В огне погибли изображения Будды, иконы, книги…
Ламы не решились спасти ничего: ведь огонь – один из главнейших символов Будды. Они приняли пожар, как наказание за свои несовершенства. На пепелище удалось отыскать статую Будды без руки, голову и две правые руки от других статуй. Эти реликвии тоже перекочевали к Вячеславу Ахунову.
Сокровища хранились у него – а тем временем сменился государственный строй, буддизм вышел из-под запрета. Ламы, приезжая в Ташкент, могли свободно носить свои шафранные одежды. Но забирать реликвии они отказались – богатейшая коллекция перешла в собственность художника.
Это собрание и составило основу выставки. Однако оно было осмыслено и творчески дополнено организаторами.
Нужно признаться, что композиция вызывает ассоциации скорее не из буддизма, а из индуизма. Невольно вспоминается троица-Тримурти, составляющая основу мироздания: созидание – сохранение – разрушение. И начинается все именно с разрушения.
В первом зале однорукий Будда смотрит на экран, где демонстрируется уничтожение статуй Будды в Бамиане (Афганистан). Талибаны варварски разрушили их в 2001 году. На других экранах – фильм о храмах Бамиана и разрушение скульптуры в сирийском музее. Однако Будда остается бесстрастен. Ведь, отвечая злом на зло, мы всего-навсего увеличиваем количество зла.
Здесь же находится инсталляция «12 желаний и бесконечность» Нормурода Негматова. На полу – та самая, уцелевшая в пожаре голова Будды на небольшом постаменте, засыпанная гильзами от патронов. В день открытия выставки в первом зале был показан перфоманс. Одетая в черное актриса фотографировалась на фоне скульптур, затем долго швыряла в Будду гильзами и, наконец, «добила» его гранатой. После чего сделала финальное селфи. Все это оставило крайне тягостное, гнетущее ощущение, что, несомненно, свидетельствует: авторы добились своей цели и перфоманс, осуждающий терроризм и бездуховность, определенно удался.
Тем не менее, от торжества разрушения, демонстрируемого в первом зале, хотелось скорее перейти к другой части триады – сохранению. О нем повествуют не только многочисленные иконы на ткани, но и буддистские сутры XIX века, а также сияющий огнями алтарь.
Здесь же представлен третий принцип – созидание. Выставку украсили работы знаменитых узбекистанских художников, в своем творчестве обращавшихся к теме буддизма. Это три литографии Медата Кагарова из «Турфанской серии», полотна Лекима Ибрагимова и Шахноз Абдуллаевой. Их неожиданным штрихом дополняют серебряные украшения ювелира Алёны Гуревич и художника Алексея Дмитриева, выполненные в стиле архаики.
И в качестве эпиграфа ко всему собранию зрителей встречает и провожает у входа диптих Вячеслава Ахунова «Буддистская мантра «Ом мани падме хум». На двух белоснежных холстах – небольшие силуэты Будды. Левый заполнен санскритскими надписями – это звучание мантры. Правый же силуэт девственно чист. В нем слышится то самое молчание, в котором только и можно постигнуть сущность божественного.
Увидеть выставку своими глазами можно до 1 декабря 2016 года.
28 октября Чехия празднует свой главный национальный праздник — День образования независимой Чехословацкой Республики.
Ранее этот день называли Днем Республики. После Первой мировой войны, 28 октября 1918 года, Чешским национальным комитетом в Праге была провозглашена независимость от Австро-Венгрии, а также объявлено об объединении Чехии и соседней Словакии в Республику Чехословакию.
Несмотря на то, что в ноябре 1989 года в Чехословакии произошла, так называемая, «Бархатная революция», в результате которой в стране завершилась эпоха коммунистического влияния.
Летом 1992 года лидеры Чехии и Словакии договорились о разделении страны, и 1 января 1993 года образовалась независимая Чехия. Но 28 октября — День образования Чехословацкой Республики до сих пор считается в Чехии одним из важнейших в истории.
В 1999 году Чехия вступила в НАТО, а в 2004 году — в Европейский союз. На территории Чешской Республики находятся наиболее важные промышленные зоны бывшей Чехословакии — сталеплавительные и машиностроительные заводы, производство бумаги, стекла и керамики.
В сам же праздник в стране проводится множество торжественных и праздничных мероприятий. Традиционно к этому дню приурочено вручение государственных наград особо отличившимся деятелям страны, проведение военного парада в Праге, дня открытых дверей в чешском парламенте и множество массовых развлечений и народных гуляний.
В связи с этой знаменательной датой, посольство Чехии в Узбекистане 27 октября 2016 года организовало торжественный прием в столичном отеле «Мирана». На праздничный вечер были приглашены представители дипломатического корпуса, общественности и творческой интеллигенции, а также средств массовой информации. Правительство республики представлял министр высшего и средне-специального образования Рустам Касымов.
Прежде чем начать свое короткое выступление к собравшимся гостям, Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики Ярослав Сиро, выразил глубокие соболезнования узбекскому народу и узбекскому правительству в связи с кончиной Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.
Несколько слов об истории праздника сказал Ярослав Сиро, продолжая свое выступление: «День возникновения Чехословакии, 28-е октября 1918 года, самый важный праздник Чешской республики. Это переломный момент в тысячелетней истории чешской государственности: возникновение современного самостоятельного государства после нескольких веков в составе Габсбургской монархии. Поэтому этот день и отмечается, несмотря на то, что Чехословакия как государство уже не существует. Многолетнее движение сопротивления и государственно-правовая борьба за национальное равноправие, в рамках Австро-Венгрии, достигли своей кульминации во время Первой мировой войны, когда чешские политические вожди действовали совместно со словацкими».
«Чешская Республика считает Узбекистан своим хорошим другом, важным партнером и стабилизирующим фактором в центральноазиатском регионе. Я с огромным удовольствием подтверждаю, что со стороны Чешской Республики существует огромный интерес к дальнейшему углублению традиционных дружеских отношений и сотрудничества с Узбекистаном.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность правительству Узбекистана, МИДу, другим министерствам и ведомствам, а также представителям бизнес-сектора, за тесное сотрудничество и их ценную поддержку в процессе создания благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества между Чешской Республикой и Узбекистаном, и в то же время выразить надежду, что я могу рассчитывать на аналогичную поддержку и в будущем» — в завершение своего обращения заявил Ярослав Сиро.
Прием прошел в теплой и доброжелательной атмосфере.
Более 35 тысяч ташкентских предпринимателей приняли участие в обсуждении Указа «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», подписанного исполняющим обязанности Президента Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым 5 октября 2016 года. Новая встреча из этой серии состоялась во Дворце искусств «Истиклол».
С подробным разбором значения и сути указа, поставленных ими задач выступили Генеральный прокурор Республики Узбекистан, Председатель Государственного налогового комитета, хоким города Ташкента и председатель УзЛиДеП.
Как пояснил Генеральный прокурор Узбекистана, указом предусматривается создание принципиально новых механизмов государственного контроля, которые позволят обеспечить гарантированную правовую защиту предпринимателей от необоснованного вмешательства. В рамках дальнейшей либерализации административного и уголовного законодательства Указом запланированы изменения и дополнения, которые будут внесены в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Налоговый кодекс и другие законы.
В выступлении Председателя Государственного налогового комитета был сделан особый акцент на то, что Указ предусматривает льготы для производственных предприятий с иностранными инвестициями. В том числе, новые СП имеют право пять лет пользоваться ставками налогов и иных обязательных платежей (кроме ресурсных и таможенных), существовавших на момент их государственной регистрации.
Состоялось обсуждение нового Указа, в ходе которого предприниматели могли задать свои вопросы и высказать предложения. Организаторы сообщили, что все мнения будут приняты к сведению. Также они напомнили, что порталы министерств и ведомств, принимающие обращения и заявления граждан, работают оперативно: обращения рассматриваются в кратчайшие сроки, а информация о них передается в соответствующие инстанции.
Отметив приоритетную важность законной деятельности предпринимателей для исполнения Указа, выступающие сообщили о том, что новый институт Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан станет гарантом правовой поддержки предпринимателей, увеличивая эффективности использования и соблюдения законов страны.
Разговор с предпринимателями в таком открытом и доверительном формате проводился первый раз в истории страны. Обещания руководителей Генеральной Прокуратуры, Налогового Комитета, Центрального банка создать максимально комфортные условия для деятельности предпринимателей однозначно вызовут уверенность в бизнес сообществе Узбекистана.
С 7 по 14 ноября 2016 года в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, будет проходить десятый кинофестиваль «Русское зарубежье». В программе — 40 фильмов режиссеров из России, Белоруссии, Узбекистана, Сербии, Франции, Германии, США, Австралии и ЮАР.
Все ленты посвящены русским эмигрантам. Среди героев фильмов (игровых и неигровых) — Иван Бунин, Гайто Газданов, Сергей Рахманинов и Петр Врангель.
Узбекистанская кинематография будет представлена документальным короткометражным фильмом режиссера Э.Давыдова «Великий князь Николай Константинович», снятым в 2005 году. Картина будет показана 10 ноября.
Эдуард Давыдов, лауреат Госпремии Узбекистана, снял в общей сложности более двухсот документальных, игровых и музыкальных фильмов. Многие из них были награждены призами и дипломами на международных кинофестивалях, а также получали Гран-при.
Главной наградой фестиваля «Русское зарубежье» за фильмы в обоих жанрах станет бронзовая скульптура Галины Шилиной «Философский пароход». Кроме того, участников ожидает специальный приз международного аналитического журнала «Геополитика».
В городе Торунь (Польша) состоялась XX Международная биеннале рисунков детей и молодежи. Об этом сообщает из Варшавы ИА «Жахон».
Жюри предстояло оценить более 9 000 работ, созданных участниками из сорока с лишним стран мира. В число призеров попало всего 40 молодых художников. На выставке, которой завершилась биеннале, были представлены две работы из Узбекистана.
По решению судей 15-летнему Зарруху Давлатову, ученику Республиканской специализированной школы-интерната искусств, была присуждена награда: он стал лауреатом биеннале. При этом организаторы конкурса отметили высокий уровень подготовки узбекистанских участников, свидетельствующий о достижениях страны в сфере профессионального образования художников.
В Ташкенте отметили 110-летие Дмитрия Шостаковича. Концерт в честь композитора состоялся 26 октября 2016 года в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее им.В.А.Успенского. Он был организован при поддержке и участии Представительства Россотрудничества в нашей республике.
В программе приняли участие лауреаты и победители международных конкурсов, а также самые юные ученики лицея. Они исполнили известные произведения Дмитрия Шостаковича. «Изюминкой» концерта стало то, что в программу была включена музыка узбекского композитора Сулеймана Юдакова, ровесника и друга российского композитора.
Также Представительство Россотрудничества сделало подарок ученикам Лицея: в дар библиотеке была передана подборка музыкальной и художественной литературы.
«Найти общий язык с прошлым — всегда трудное дело. Но в немногих странах споры об истории могут иметь такие серьезные последствия, как на Украине. Во многом это вызвано сложной историей страны, которая на протяжении большей части XX века провела, как в ловушке, между двумя тоталитарными державами, стремившимися ее уничтожить, — утверждает немецкий политолог Андреас Умланд в Foreign Policy. — Не помогает тут и то, что преемница одной из этих держав — агрессивная и шовинистическая Россия Владимира Путина — цинично использует самые противоречивые элементы украинской истории в рамках своей войны с Киевом. Однако все большая часть ответственности должна быть возложена на сам Киев».
«Поэтому было удивительно то, что политические лидеры Украины в 2014 году решили вручить Украинский институт национальной памяти (УИНП) — главный правительственный орган, ответственный за историческую память — группе относительно молодых активистов, не заявивших о себе в качестве ученых, — говорится в статье. — При своем новом директоре Владимире Вятровиче институт начал продвигать обеленную версию идеологии ОУН(б) (бандеровского движения Организации украинских националистов) и его действий во время [Второй мировой] войны.
Посредством различных популярных публикаций, передач в СМИ, сетевых проектов и других инициатив УИНП изображает лидеров этой группы — таких как Степан Бандера, Роман Шухевич и Ярослав Стецько, — национальными героями безупречного благородства. В результате, несмотря на попытки Украины интегрироваться с Западом, ее печально известное ультранационалистическое движение времен войны было официально признано вершиной украинского патриотизма. Однако есть опасность, что этот подход не только вызовет тревожные отголоски внутри самой Украины, но и расшатает важнейшие отношения Киева с его западными партнерами. В частности, кампания института по воспеванию экстремально националистического движения идет совершенно вразрез с принципами, лежащими в основе всего предприятия европейской интеграции».
«Последствия того, что Украине не удается должным образом изучить, признать и преподать темные стороны своего прошлого, ощущаются. По всей вероятности, они с возрастающей регулярностью становятся причинами международных скандалов. УИНП и другие активисты отпугивают важнейших международных партнеров Украины в то время, когда Украина нуждается в них больше всего. Поэтому и по другим причинам Украине следует усвоить более академический и менее эскапистский подход к своей истории времен войны — как это в конечном итоге сделало большинство западных стран», — резюмирует автор.
Милосердие и гуманность… Как много заложено в этих понятиях! Широту человеческой души, доброту, искренность и умение прощать от всего сердца – это и многое другое вбирают они в себя. И все эти неоценимые качества испокон веков были присущи узбекскому народу. На благодатной земле Узбекистана существует давняя благородная традиция прощать оступившихся на жизненном пути, помочь, подставить плечо, дать возможность снова поверить в себя и в свои силы. Ведь от ошибок не застрахован никто.
Гуманное законодательство нашей страны многим оступившимся людям дает новый шанс начать честную жизнь. Ведь лишение свободы – это испытание не только для самого осужденного, но и для его близких. Да, простить бывает нелегко, особенно если твой родной человек совершил тяжкое преступление. Иной раз и поверить трудно в то, что он способен на такое… Разочарование, стыд, косые взгляды знакомых… Все это трудно пережить. И все-таки настоящая любовь умеет прощать…
Ситуации бывают разные, но поддержка любимых, родных людей – единственная радость для многих, кто находится в учреждениях по исполнению наказаний. И порой именно она помогает выдержать это испытание, не сломаться. Да и потом, после освобождения, во многом определяет и направляет жизнь людей, отбывших наказание. Примет ли такого человека семья вновь, простит ли, поможет ли забыть прошлое и начать все заново? В жизни немало примеров, когда, пережив вместе эту беду, перестрадав боль и разлуку, семьи становились еще крепче, сумев обрести свое счастье несмотря ни на что. А право на счастье имеет каждый, даже, на первый взгляд, неисправимый грешник. Если он чувствует любовь своих близких – он обязательно изменится к лучшему. Главное – чтобы они сохранили веру в него. Как сохранили ее герои нашего рассказа, которые, пережив это страшное испытание, не предали своих близких и дождались их спустя годы…
НИГИНА, жена бывшего осужденного К.: «Недавно мой муж был освобожден из исправительного учреждения. Все эти пять лет, что его не было с нами, мы не теряли с ним контакта и с нетерпением ждали того момента, когда он вернется домой. За это время выросла наша дочурка. Ей уже шесть лет. Конечно, ребенку очень трудно было объяснить, почему так долго папа не жил с нами. Я ей сказала, что он просто уехал на заработки, но обязательно к нам вернется. Так и случилось. Теперь наша семья воссоединилась. Конечно, мой муж изменился за это время. Но – в лучшую сторону: в учреждении исполнения наказаний он освоил несколько профессий, которые помогут зарабатывать на свободе. В последнее время он жил на вольном поселении и ухаживал за животными. И, к своему удивлению, обнаружил, что сельская жизнь, простые хозяйственные заботы ему по душе. Теперь мы даже подумываем, не купить ли нам домик где-нибудь в сельской местности, чтобы заняться фермерством. Мой муж благодарен за то, что я простила его и дождалась. А я и не могла поступить иначе, потому что очень люблю этого человека. Да, он совершил ужасную ошибку, запятнал себя. Но вину свою он искупил. От близких друзей я не стала скрывать, что он был осужден, хотя было непросто признаться в том, что твой муж, в которого ты всегда верила, способен на преступление. Друзья, к счастью, не отвернулись от нас, тоже поддерживали его, писали письма. Думаю, именно такие испытания, которые выпали на нашу долю, позволяют понять, что есть настоящая любовь и настоящая дружба. Сейчас мы решаем вопрос с его трудоустройством. Большую поддержку оказывает инспектор профилактики, дает дельные советы, а главное, относится к нам не как к изгоям, а по-человечески. Я уверена, что все у нас будет хорошо, и подобное в нашей жизни не повторится».
ЮСУПЖОН-АКА, отец бывшего осужденного А.: «Что мог чувствовать отец, когда его сын попался на воровстве? Это были минуты отчаяния, я не мог понять – почему он это сделал? Дома ему ни в чем не было отказа, он единственный сын (у меня еще четыре дочери). Может, избаловали его, во всем потакали, вот он и подумал, что любой его поступок может остаться безнаказанным. Когда стало ясно, что его осудят, и сам сын, и жена просили меня: подключите свои связи, не допустите этого. В тюрьме такой изнеженный парень пропадет. Но я был тверд: если он избежит на этот раз наказания, то впоследствии может совершить еще более тяжкое преступление. Ведь таких примеров немало. Да, мы пережили позор, да, мой сын поначалу затаил на меня обиду. А как нам было тяжело морально, ведь это наш ребенок – плохой или хороший, мы не можем его разлюбить. Страдали, конечно. Сколько слез жена пролила! Но мы его навещали и всегда давали понять, что простили и ждем возвращения домой. В учреждении исполнения наказаний сын показал свою дисциплинированность и был досрочно освобожден по амнистии. Государство проявляет гуманность к осужденным, и мы должны тоже научиться прощать тех, кто причинил нам столько боли. Когда сын освободился, мы поговорили с ним по-мужски, и он поблагодарил меня за этот жизненный урок. И для меня это тоже было уроком: я понял, что многое упустил в его воспитании, не уделял ему должного внимания, всегда считал, что если он сыт и одет – этого достаточно, мой долг перед ним выполнен. Теперь я так не думаю. Я увидел перед собой человека повзрослевшего, который теперь очень ответственно подходит к своим поступкам. Я верю, что он не повторит подобной ошибки. Кстати, сын уже устроился на работу. Через полгода планируем сыграть его свадьбу…»
ВЕНЕРА, девушка бывшего осужденного Д.: «Я познакомилась с Рустамом три года назад. Мы встречались и уже собирались пожениться. Но незадолго до назначенного срока свадьбы случилось так, что его спровоцировали на драку. В тот момент он не думал о последствиях, так как вступился за мою честь и хорошенько надавал парню, оскорбившему меня. Конечно, я понимаю, что распускать руки – это нехорошо. Но считаю, что он поступил, как настоящий мужчина.
Рустама осудили за нанесение телесных повреждений средней тяжести. Я дождалась его возвращения из исправительного учреждения, хотя многие мои родственники и друзья говорили, что ждать не стоит, что из тюрьмы он вернется другим человеком, и к нему теперь всегда будут относиться как к бывшему «зеку». Но я с этим не согласна. Рустам все такой же добрый и внимательный. В компьютерной фирме, где он работал до осуждения, его тут же взяли обратно на работу. Ведь мой парень еще и отличный специалист. Он сказал, что тюрьма стала для него школой жизни, но он не озлобился, наоборот, стал еще больше ценить жизнь, добрые человеческие отношения. Мне даже показалось, что он стал относиться к жизни более философски. Все это время мы общались, переписывались. Его письма я сохранила, – в них столько нежности, столько тепла… Он даже начал писать стихи, чего раньше никогда не было. Словом, наша любовь выстояла и даже стала еще крепче. Теперь я точно знаю, что с этим человеком мне хочется прожить всю жизнь, делить радости и горести».
ВИКТОРИЯ, жена бывшего осужденного О. «Все началось в февральский день позапрошлого года. Поздний звонок и абсолютно без эмоций голос в трубке: «Люся повесилась».
Звонил Сергей, ее муж. Люся была моей подругой детства, наши семьи за много лет дружбы уже стали родными.
У Люси родился второй ребенок – сын. Вроде все было нормально, но… затянувшаяся послеродовая депрессия. Она и заставила сделать это…
Когда это случилось, Сергей был на работе, она с двумя детьми – дома. Дочке шесть лет и сыну восемь месяцев. Вот так при детях и ушла.
Через час я была у них дома. Детей отвели к соседям. Зайти в комнату, где лежала Люся, не было сил. В глаза Сергея невозможно было смотреть. Он ходил по квартире, которую заполнили к тому времени сотрудники милиции, прокуратуры и еще бог весть кто, что-то подписывал… Особенно дико было смотреть, как он развязывал ту самую веревку. Он что-то делал, но – его не было. Странно было, что все чувствовали присутствие ее – Люси…
В два часа ночи, забежав к детям, я увидела их дочку – маленькое шестилетнее чудо. Она не спала, судорожно выводила на бумаге солнышко, потом раскрашивала. Подняла на меня глаза и утвердительно сказала: «А мама в больнице».
Невозможно на одной странице уместить все это: чувство потери, свалившейся в одночасье, боль, горе, непонимание…
После похорон все разъехались по своим городам. Мама Сергея увезла с собой в Россию девятимесячного малыша, он остался один с дочкой – Катей.
Желание помочь этой крохе, успокоить, оградить от бед было для меня тогда сильнее всего остального. Как-то незаметно Катя вошла в мою жизнь, стала чем-то очень важным. Наши еженедельные встречи стали необходимы, и не только для нее, но и для меня. А Сергей – он был никакой… Все так же жизнь по инерции, только ради детей.
Тем временем в моей судьбе наметились крутые изменения: я приняла решение уехать за границу. Шла подготовка документов, решались прочие формальности. И вот, как снег на голову, поздно вечером – телефонный звонок. Встревоженный голос Сергея: «Забери Катю».
Оказалось, что его задержали. Никого не убил, не ограбил, – экономическое преступление. И в один день меня вынули из моей теплой постельки, дали ребенка, и началось: судебные дела, адвокаты, предательство его друзей… И никакой личной жизни.
Так прошел год. В этот год Катя пошла в первый класс. В этот год мы были вдвоем. О загранице пришлось забыть, отныне в моей жизни была только эта девочка. Родные Сергея, пока было следствие и суд, забрать ее не могли – другая страна…
Этот год был и тяжелейшим, и счастливым одновременно. Катя – точная копия своего папы, и не только внешне, но и своеобразным характером. Как-то незаметно для себя я ее полюбила, и она меня тоже, это я точно знаю.
Катя заканчивала первый класс, стала отличницей. Я была счастлива как никогда: ведь это были и мои пятерки. Смотря на Катюшу, я узнавала Сергея. Привыкала, понимала и как-то прирастала к ним…
Следствие закончилось, прошел суд. Приговор, этап в другой город… Так я узнала и эти стороны жизни: передачи, свидания…
При встречах с Сергеем ни о каких чувствах у нас и разговор не шел. Чувства? – они были какими-то неопределенными… Трепетная близость – и в то же время барьер, стоявший между нами, преодолеть который, казалось, невозможно.
Пришел май, школьный год заканчивался. Мама Сергея приехала забрать Катю.
Осознание, что она уедет, было страшным. Я была в отчаянье. Это уже был мой ребенок, я знала каждый ее вздох, чувствовала настроение, по взмаху ресниц понимала, что она сейчас скажет. И в то же время понимала: она не моя, и сделать тут я не могу ничего…
Вскоре они уехали. А через некоторое время мама Сергея пригласила меня к себе.
Я решила, что не поеду: зачем душу травить? Это очень больно. Надо начинать жить новой, своей жизнью. Сергею написала, что буду помогать как могу, но будет лучше, если его дела станет вести кто-нибудь другой.
Я опять засобиралась уехать за границу – вернее, сбежать. Но куда там… От себя – разве получится?..
Не выдержав, через месяц поехала в гости к Катеньке. К моей маленькой радости и, наверное, смыслу жизни… Мы чудно провели время, на новом месте ей все понравилось. Все родные Сергея уже недвусмысленно намекали, что пора нам с ним пожениться – ради детей. Но, несмотря на мою любовь к детям, я понимала, что для союза этого мало. Мне нужно было большего. Но первой я об этом сказать не смела, да и не хотела.
Вскоре я вернулась домой – и сразу поехала на свидание к Сергею. Стала рассказывать о детях, о том, как они там живут, как привыкает Катюша к своему маленькому братику и как это важно – быть родным вместе. В конце сказала: «Вот только балует сильно деток бабушка, трудно тебе придется потом».
И услышала ответ, которого не ожидала: «Почему мне? Почему не нам?»…
В общем, через месяц мы поженились. Не было ни свадьбы, ни обмена кольцами. Только незабываемых три дня в гостинице колонии…
Сказать, что после женитьбы стало все легко и просто? Нет, это не так. Мы с ним только привыкаем друг к другу, и многое еще надо преодолеть, и за кадром осталось то, как тяжело ждать и как я скучаю по Кате и по нему. И то, что память не сотрешь, и много чего осталось в прошлом… Но главное – мы вместе.
Бывает и так, как у нас. Сначала родилось искреннее доверие друг к другу, бесконечное уважение, а теперь ждем ее величество Любовь, которую мы сами вырастим. А может, она уже и пришла… Только чтобы сознаться себе в этом, нужно еще немного времени».
…Да, человек, совершивший преступление – быть может, и не осознавая этого, – противопоставляет себя нормам закона, установленным правилам поведения, сложившимся жизненным устоям, вступает в противоречие с интересами общества и государства. И все же, воздав по заслугам за противоправный поступок, общество не должно делать его изгоем, лишенным прав. К сожалению, как показывает практика, не всех осужденных с любовью ждут дома. У многих из них потеряны социальные связи, разорваны семейные узы. А ведь от того, как пройдет социальная адаптация вернувшихся из мест лишения свободы, во многом зависит не только их собственная судьба, но и состояние общества в целом: озлобленный, неустроенный человек может пойти на повторное преступление… Поэтому так важно помочь оступившемуся поверить в себя, открыто взглянуть в глаза людям, чтобы снова начать нормальную жизнь. Ни в коем случае не следует исключать такого человека из социальной среды – наоборот: следует дать осужденному шанс на исправление, надежду на лучшее. Именно это диктуют принципы гуманности и милосердия, лежащие в основе нашего законодательства и общественных отношений. Это продиктовано заботой о судьбе человека, стремлением простить оступившихся, которые искренне сожалеют о содеянном. Тем самым наше государство проявляет большое милосердие к людям, совершившим ошибку, но желающим вернуться на правильный путь, и дает им возможность сделать это. Это и есть путь построения гуманного демократического правового общества в независимом Узбекистане.
В Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась персональная выставка Жавлона Умарбекова. Она посвящена 70-летию художника.
В экспозицию вошли картины разных жанров и направлений. Творческий путь Народного художника Узбекистана, академика Академии художеств, профессора Жавлона Умарбекова показан здесь практически целиком. На выставке можно увидеть полотна в жанре реализма, авангарда, кубизма, а также исконно восточные мотивы, преломленные взглядом художника и поданные в новом свете.
Перед открытием гости выставки увидели документальный фильм о художнике, снятый Шахнозой Ганиевой вместе с режиссером Шухратом Махмудовым. Был презентован каталог картин Жавлона Умарбекова, изданный специально к праздничной дате.
«ZERO LINE», самая молодая ташкентская арт-галерея, представляет свой новый проект, в котором делается попытка вписать буддизм в контекст современного узбекистанского искусства. Выставка под названием «Хлопок одной ладони», намекающим на известную дзенскую притчу, откроется 28 октября в 18.00.
Основой выставки станет коллекция буддистских икон танка (или тхангка) из частного собрания В. Ахунова. Вместе с ними посетители смогут увидеть элементы традиционного алтаря и предметы культовой малой пластики.
Параллельно будут демонстрироваться полотна художников разных поколений, обращавшихся в своем творчестве к искусству и философии буддизма. Это М. Кагаров, Л. Ибрагимов, В. Ахунов, Ш. Абдуллаева, Н. Негматов.
Еще одну грань выставки составят археологические материалы, рассказывающие о буддизме в Средней Азии, в том числе и в Узбекистане. И, наконец, последним штрихом станет демонстрация коллекции украшений из серебра дизайнера и ювелира Алёны Гуревич. Уроженка Ташкента, сейчас она живет в Израиле. Коллекция стала результатом трехлетней работы с художником Алексеем Дмитриевым. Вдохновением для авторов служит архаичное восточное искусство, преображенное современными западными технологиями.
Выставка будет идти до 1 декабря 2016 года. Ее посещение для посетителей показа бесплатно, хотя организаторы приветствуют приобретение репродукций выставленных работ.