Народному артисту Узбекистана и Азербайджана, лауреату Государственной премии, профессору Государственной консерватории Узбекистана Фирудину Сафарову есть чем поделиться с современниками. Постановщик масштабных оперных спектаклей, встречая 84-й год своей жизни, делится со своими зрителями мыслями о времени, жизни и творчестве.
Прежде чем перейти к беседе, напомним вехи жизни и творческого пути Фирудина Сафарова.
Родился в 1933 году в Баку. В 1957 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени У. Гаджибекова, затем, в 1968 году, факультет оперной режиссуры Ленинградской государственной консерватории.
После окончания консерватории вернулся на родину и до 1977 года работал главным режиссером Азербайджанского Государственного театра оперы и балета имени Ахундова, где поставил «Кероглу», «Лейли и Меджнун» Гаджибекова, «Пиковую даму» Чайковского, «Оптимистическую трагедию» Холминова, «Ван Гога» Кодаллы.
В 1977 году был приглашён для постановки оперы «Пиковая дама» в Ташкент, после чего получил предложение заступить на должность главного режиссера Государственного академического Большого театра имени Навои.
За 40 лет творческой деятельности в Узбекистане поставил более свыше полусотни оперных спектаклей. В их ряду: «Петр I» Петрова (опера удостоена Государственной премии Узбекистана), «Огненный ангел» Прокофьева, классические оперы мирового репертуара и узбекских композиторов — «Проделки Майсары» Юдакова, «Буран» Ашрафи и Василенко, «Омар Хайям» Бафоева, «Сердце матери» Рахимова, «Садокат», «Хивинский орден» Абдуллаева, «Царь зверей» Мансурова, «Оркестр» Янов-Яновского и другие.
Кроме того режиссёр подготовил десятки праздничных концертов: в рамках «Дней литературы и искусства Узбекистана» в Азербайджане, России, Украине, Таджикистане, открытия сезонов ГАБТ, саммита ШОС и другие.
Занимаясь творчеством, являлся также профессором кафедры оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана, членом Координационного совета азербайджанцев мира. За заслуги в общественной и музыкальной деятельности награжден орденом «Буюк хизматлари учун» (За большие заслуги) в Узбекистане и медалью «Тарагги» («Прогресс») в Азербайджане.
— Фирудин Саттарович, в сентябре ГАБТ открывает новый театральный сезон. Вы отдали нашему театру 40 лет жизни и творчества. На ваших спектаклях всегда аншлаги. С чем связан такой успех?
— Думаю, зрителей привлекает универсальность оперы: её зрелищность, соединение в постановке музыки и вокала, драматургии и сценографии. И, конечно, обращенность к миру чувств современников. Я стремлюсь выявить тонкие смысловые нюансы, заложенные в музыкальной ткани оперы, подчеркнуть наиболее острые моменты в каждой опере и связать их в цепь эмоционального воздействия на зрителя Оперная классика вновь востребована, хотя лет 10 назад поговаривали об угасании интереса в этому жанру. Я же всегда верил, что жизненные силы, заключенные в опере, весьма актуальны для нашего времени и классические оперы остаются современными..
Сегодня события меняются так стремительно, информации море – всё это оказывает влияние на нас. Произведения искусства должны соответствовать эмоциональному строю времени, в чем-то опережать события. Концепцию моих постановок строится на этих позициях. Возможно, этим они привлекают зрителей.
— Вы ориентируетесь на современного зрителя?
— Сейчас иные критерии в опере. Лет 20 — 30 назад зритель приходил услышать с блеском спетую арию, ныне же хочет видеть яркие сценические образы, полнокровных людей, в унисон с которыми он жил бы и чувствовал сам. Зритель идёт на спектакль, а не просто послушать любимые арии, и лишь подчинив вокал актерским задачам, оперный артист может преуспеть и в классике, и в современной опере. Постановщики и артисты ищут новые средства выразительности. Опера позволяет заглянуть в человеческую душу, вовлечь зрителя в размышления о сущности бытия, а не завлекать скандальностью постановки. Я сторонник «горячего» театра. Зрителя мало удивлять, его необходимо потрясать, побуждать к активной работе сознания и чувств.
— Поговорим о критиках. Кто оценивает спектакли с профессиональной точки зрения?
— У нас мало профессиональных театральных и музыкальных критиков, они не очень часто выступают в СМИ. Но ваша газета в какой-то мере восполняет этот пробел. Главным критиком служит зритель, ведь именно для публики мы ставим спектакли. Безусловно, профессиональная строгая критика помогает театру. Не может быть спектакля, безоговорочно принятого во всех своих деталях. Тем более, критиками. Но такой критики у нас пока нет.
Современная режиссура не может быть чересчур рассудочной. Ей нужны качества пылкого сердца, высокого вдохновения для выражения накала страстей, сконцентрированных в опере – без этого нечего рассчитывать на успех постановки и доброе слово критиков.
— Оперный режиссер… У нас нет даже такой специализации в консерватории, вы единственный в республике имеете диплом оперного режиссёра. Какими качествами должен обладать постановщик оперы, какими обладаете вы сами?
— В оперном режиссёре важно многое. Нужно быть музыкантом, способным слушать и слышать музыку, на которой выстраивается будущее зрелище. Ему нужна способность видеть музыкальную драматургию, увлечь исполнителей своей концепцией. Я всегда говорю, что человек этой профессии должен обладать нестандартным мышлением, высоким интеллектом, он призван острее и больше видеть, включая то, что другие не видят. Необходимы профессиональные знания в области истории и современного театра, способность к синтезу. Не стоит повторяться – опыт исканий прошлого должен служить для новых откровений. Режиссер от природы должен обладать током высокого творческого горения. Эта особенность помогает ему передавать творческие импульсы артистам во время репетиций и спектаклей. Высокий эмоциональный строй самого режиссера вызывает ответное вдохновение, желания у артистов преодолевать сложности воссоздания образов оперных героев. Я пропускаю через себя музыкальное и стараюсь броско выдать этот сплав с помощью постановки зрителям. В каждой постановке ищу новое В «Травиате», к примеру, мы не пошли по образцу детального письма в декорациях, реквизите. На сцене три витража — три временные плоскости, которые раздвигаются и соединяются, привнося новый стиль в декоративное оформление спектакля.
Так же в оперной постановке «Кармен», где много незнакомых образных деталей. Я много думал о том, что такое жизнь, каким символом можно ее обозначить. И решил, что жизнь – это арена, на которой идет беспрерывное противостояние тех или иных сил, личностей, событий. Этот символ и стал центральным в художественном воплощении спектакля. Он определил сценографический образ оперы, представленный художником-постановщиком Давроном Раджабовым: круглый подиум как арена жизни, кабинки для зрителей корриды вокруг него. Это новое сценическое решение, как и то, что уже в увертюре на авансцену выходят три главных героя, предвещая столкновение страстей, вокруг которых завязывается действие оперы. Большой резонанс имели новые постановки «Трубадура», «Аиды». К своим спектаклям привлекаю молодых исполнителей, давая им дополнительный стимул к творческому росту.
Все поставленные мною в Узбекистане оперы осуществлены в соавторстве с Дильбар Гулямовной Абдурахмановой — первой в Узбекистане и на Востоке женщиной-дирижером. В том числе и премьеры последних лет: «Любовный напиток» Доницетти, «Травиата» Верди, «Кармен», «Трубадур», «Садокат», «Аида». В этом тандеме я нашел истинного соратника.
— Что нового в оперной труппе?
— К счастью, у нас произошла хорошая смена поколений. Пришел новый поток ярких молодых певцов. Все они — сегодняшние выпускники Ташкентской государственной консерватории, многие завоевали звания лауреатов на республиканских и международных конкурсах и фестивалях. Несмотря на сложности, театр старается обеспечивать себя, ищет и находит финансовые возможности для постановок. Это говорит о хорошей команде организаторов. Спектакли посещаются, залы не пустые, часто приходит к нам и учащаяся молодежь — значит, воспитывается новый зритель.
Регулярно ГАБТ проводит ставшие традиционными фестивали оперного и балетного искусства «Тошкент бахори» — «Ташкентская весна». Приглашаются солисты и дирижеры из России, Италии, Украины, Беларуси. Международные фестивали позволяют послушать новых исполнителей, увидеть другой почерк, вынести для себя новые уроки, получить необходимый опыт: публике – зрительский, участникам — творческий.
— В этом году 1 августа вы отмечаете 84-летие. Позвольте поздравить вас с днём рождения и высказать наилучшие пожелания. Что вы хотели бы пожелать зрителям в преддверии 88-го сезона в ГАБТе?
— Желаю, чтобы зрители вдохновлялись нашими спектаклями, радовались каждому из них. Хочу, чтобы постановки были осуществлены на высоком профессиональном уровне, как удалось нам поставить в прошлом сезоне оперу «Аида». Театр и зритель — это неразрывная связь, без которой мы не можем существовать. Для зрителя театр — советчик, а для нас — оппонент, он — источник наших общих глубоких переживаний. Основной критерий нашего успеха – зрители. Мы творим для вас и несём ответственность перед вами.
Тамара Санаева
Фото и видео автора
От всего сердца поздравляем с днём рождения! Крепкого здоровья, долголетия и душевного подъёма. Музыка вдохновляет, и придаёт силы и энергии. С уважением, Сабина Мустаева
С Днем рождения, Мастер! Спасибо за ваш вклад в развитие искусства и культуры нашей страны. Желаю встретить еще много-много театральных сезонов, в добром здравии, ясной мысли и прекрасном настроении!
Здоровья и долгих лет плодотворной творческой жизни! Спасибо за ваше искусство!
Мои самые искренние поздравления и огромную благодарность за его подвижничество в развитии классической музыки в Узбекистане, за вклад в поддержку оперы и балета!
Это поздравление прислала из Израиля Дебора Ягода.
Дорогой Фирудин Саттарович!
От всей души поздравляю Вас с днем рождения! Желаю Вам долгих здоровых и счастливых лет, творческих свершений, успехов во всех начинаниях, радости бытия и гармонии с собой и с миром, всяческого благополучия и любви, любви, любви!
С доброй памятью о совместной работе
Дебора Ягода.
С днем рождения, дорогой МАСТЕР.
Долгих Вам жизни и еше много интересных работ.
Уважаемый Фируддин Саттарович! От всего сердца поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю Вам долгих лет жизни, творческой активности, новых идей и замечательных проектов. Пусть Ваше творчество продолжает нас восхищать и радовать. Ваше творчество составляет немалую часть нацинальной сокровищницы музыкального сценического искусства и является гордостью Узбекистана. Не одно поколение выросло и воспитано на нем, за что Вам низкий поклон. Выражая свое почтение, благодарю Вас за высокое искусство, создаваемое Вашим необыкновенным огромным талантом. Желаю Вам еще много-много всего хорошего, доброго, пусть Вас всегда окружают близкие и любимые люди и ничто не омрачает Вашу жизнь.
Поздравляю с днем рождения! От ташкентских любителей оперы выражаю Вам благодарность за долголетнюю творческую деятельность в нашем театре, желаю здоровья и хорошего настроения.
Дорогой и любимый наш Фирудин Саттарович! От всей души поздравляю Вас с днем рождения! Здоровья Вам и долгих лет жизни!
Дорогой Фирудин Саттарович! Поздравляю Вас с очередным юбилеем! Семь полных мучалей — это Вам не шуточки. Знаю Вас со времен блестящих гастролей нашего Большего театра в Москве, когда вся Первопрестольная была покорена Вашим талантом и ваших воспитанников, а также блистательной Дилбар Гулямовны Абдурахмановой.
Хорманг! Не уставайте никогда! Долгих лет Вам жизни и реализация новых проектов!
С днём рождения, Мастер! Долгих лет жизни!
С днём рождения, жить и работать до 130!
Живите долго и радуйте народ своим искусством!