back to top
17.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 16 ноября, 2025

Гуля Сафаева: «Работа доставляет мне огромное удовольствие»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,900ПодписчикиПодписаться

Как-то я увидела на канале «Дунё буйлаб» («Вокруг света») программу «Витражи», которая привлекла мое внимание не только просветительским «зарядом», но  и ее автором и ведущей, притянувшей к себе с первых минут своего появления в кадре врожденной интеллигентностью, природной женственностью, мягким, душевным обаянием, безупречной элегантностью и задушевным голосом. Очаровательная Гуля Сафаева рассказывала о музыке, о классике, о театрах (как музыкальных, так и драматических), художественных выставках, погружая зрителей в мир высокой культуры …

 Вместе с автором «Витражей» телезрители знакомились с новыми постановками, театральным закулисьем, заглядывали   в гримерки    к известным музыкантам, певцам, артистам. Впрочем, почему пишу об этом в прошедшем времени, когда эта программа и сегодня выходит в эфир каждую неделю и многие ждут  ее с нетерпением? Знаю об этом не понаслышке: зрители настолько привыкли к ней, что далекие от классики люди слушают ее, постепенно приобщаясь к настоящему искусству. Хронометраж «Витражей» составляет почти 30 минут. Программа, ориентированная на широкую аудиторию, носит культурно-просветительский характер, помогая телезрителям разобраться в азах классической музыки, новых постановках и премьерах. В гостях у «Витражей» бывают музыканты, певцы, артисты оперы, балета и оперетты, композиторы и дирижеры. И, конечно, в нее включаются и музыкальные фрагменты различных жанров.

Этой программе я обязана знакомством  с Гулей Сафаевой, с легкой руки которой третий год принимаю участие в некоторых ее выпусках на правах музыковеда.  Общаясь с автором «Витражей», я вижу  колоссальную работу, которую она проделывает, чтобы найти и подготовить материал. Сафаева сама слушает все, что записали ее операторы, и выбирает для эфира лучшие фрагменты. Мое появление  в кадре – инициатива Гули, которая прекрасно  понимала, что слушать музыку  еще не значит слышать музыку. И, чтобы помочь в этом слушателю, нужен музыковед, рассказывающий об истории создания произведения, о необычных фактах из жизни композиторов и интересной судьбе произведения, и, конечно, о самой сути сочинения. Впрочем, она сама пишет интересные закадровые   тексты, в которых удивительным образом сочетаются легкость, позитив и простота. Нет в них заумных речей, недоступных для большинства телезрителей, – все всегда к месту, вовремя, по делу, а главное – просто и профессионально. И все это ради того, чтобы телезритель, смотрящий «Витражи», после окончания очередного выпуска был вдохновлен высокой классикой. Каждый раз, общаясь с Гулей, вижу, как она любит свою работу, целиком предана ей и своему делу. Оттого и передачи у нее получаются искренними, добрыми, душевными.

В ней удивительным образом переплетаются такие замечательные качества, как жажда знаний, творчества, порядочность, ответственность, отзывчивость, доброжелательность.

И я искренне рада, что в преддверии женского праздника у меня  появилась прекрасная возможность пообщаться с этой удивительно приветливой и обходительной женщиной.

Гуля, первая Ваша специальность – педагог русского языка и литературы. Что же привлекло Вас в профессии журналиста, если учесть, что папа Ваш  был выпускником дирижерско-хорового факультета Ташкентской консерватории, заведовал кафедрой эстетики в Институте усовершенствования учителей, а мама была педиатром?

– Это дело случая. Я же поступала на романо-германский факультет, но недобрала баллов, и, чтобы не терять время, по совету  папы, перешла на вечернее отделение филологического факультета. А так как днем я была свободна,  то  в 1976 году,  когда мне исполнилось 18 лет, с легкой руки своего дяди радиожурналиста, поступила на работу в фонотеку радио, где прикоснулась к классической музыке, эстраде, литературным спектаклям. Мне было очень интересно там работать, однако через три года  я вышла в декрет  и  вернулась на радио спустя два года, но уже в узбекскую музыкальную редакцию, где стала делать  передачу по письмам радиослушателей. И не только. Основной моей работой было составление   концертных программ, которых было много: в редакции распределялись дни между редакторами и каждый из нас готовил  их по 10-15. Заведовала отделом Зульфия Обидова, которая буквально жила своей профессией. Будучи грамотным и безукоризненным журналистом, она многому меня научила. Под ее чутким руководством я постигала   «тайны» профессии радиожурналиста.

А в 2006 году  меня перевели в редакцию «Ахборот» канала «Узбекистан», где  я вела утренний десятиминутный новостной блок. Это были прямые эфиры, не допускающие просчетов. К сожалению, сегодня их практически не существует. А тогда, чередуясь с Нигорой Абдуллаевой, я каждый день выходила в эфир, понимая при этом о большой ответственности, возложенной на меня, став вездесущей, «всеядной», чтобы быть компетентной в том или ином вопросе. Помимо новостей,  у меня была радиопередача  «Сегодня», в которой я рассказывала о многом, включая культуру и интересные факты о музыке.

– У Вас же была огромная аудитория радиослушателей, несравнимая ни с каким публичным залом мира, тепло которой Вы должны были почувствовать на расстоянии…

– И внимание этой аудитории нужно было не только привлечь, но и удержать, несмотря  на то, что радиослушатели не видят ни самого ведущего, ни его глаз, ни его мимики.

– Но ведь ведущий тоже не видит своих радиослушателей, он не чувствует их живой реакции, которая дает оценку его труда, помогая тем самым избежать определенных ошибок, не так ли?

– Все верно, но мне нравилась эта работа, ведь я вкладывала  ту живую душу, которая вначале заставляла прислушиваться к тому, что ты говоришь, а затем слушать, не отрываясь.

– Однако, спустя годы, Вы оказались на телевидении…

– Дело в том, в 2015 году на телевидении были открыты новые  каналы, и на радио началось сокращение штата. Тогда многих перевели на эти новые телеканалы, в числе которых оказалась и я. Честно признаюсь, мне очень не хотелось уходить с радио, которому я отдала 37 лет, но, будучи уже пенсионного возраста, возражать, естественно, не стала. Так я оказалась на канале «Оилавий» («Семейный»), директором которого был назначен известный журналист Омон Бурханов. Три месяца я была в полной растерянности, никак не могла определиться с темой будущей передачи. Кроме этого, мне казалось нереальным видеть себя на телевидении, тем более в кадре, вдобавок еще и говорить, ведь по характеру я очень стеснительная, внутренне зажатая. Я уже готова была написать заявление об уходе, но, видя доброе отношение ко мне Омона Бурханова и его супруги  Ирины Нестеровой, которые все это время поддерживали меня, не сделала этого.  Между прочим, Ира сыграла большую роль в моем становлении  на телевидении и всегда помогала мне.  В итоге 26 августа 2015 года состоялся  мой дебют: в эфир вышла часовая программа «Семейное утро».

– Мне известно, Ваш дебют на телевидении был успешным и с «Семейного утра» началась Ваша телевизионная карьера, верно?

– Да, программа,  на мое счастье, получилась, а вместе с ней пришлась по душе и моя новая работа, в которую, как говорится, я окунулась с головой. Со временем пришли и навыки. В дальнейшем у меня в этой передаче было по шесть-семь сюжетов о флористике, искусстве, музыке, художественных выставках, мастер-классах и даже страничка с советами для садоводов. Со мной в кадре были психологи, врачи, дизайнеры, стилисты, парикмахеры, общение с которыми проходило между сюжетами об интересных  событиях. Как правило, это был интересный разговор и полезные советы телезрителям. «Семейное утро» выходило в эфир каждую неделю по субботам. А потом случился ковид…

– А после ковида последовало сокращение – на базе канала «Оилавий» был создан новый обучающий телеканал  Foreign Languages («Иностранные языки»), не так ли?

– Да, он специализировался на изучении  иностранных языков и транслировал узбекские программы на иностранных языках 24 часа в сутки. Говорю об этом в прошедшем времени, потому что с января этого года  телеканал Foreign Languages прекратил свое вещание. Я благодарна Надыру Туляганову (на тот период и до начала 2025 года он был директором канала «Дунё буйлаб»), который предложил мне работу старшего редактора. Кстати, на радио, работая в «Ахбороте», я дослужилась до заведующей отделом,  а на «Семейном» – до заместителя главного редактора.

– На «Дунё буйлаб» появилась программа «Витражи», в которой я Вас впервые увидела?

– Да, поначалу она была о музыкальных событиях, проходящих в Ташкенте. Позже появилась субботняя программа «Витражи Intro». Приятно, что эта передача стала рейтинговой. Она представляет собой телеафишу, дающую возможность не только узнавать о важных событиях Узбекистана, проходящих за рубежом, но и выбирать заинтересовавшее нашего телезрителя художественное, музыкальное или театральное действо в Ташкенте. Что касается программы «Витражи», то она об известных людях и явлениях в культурной жизни Узбекистана и выходит еженедельно по средам и воскресеньям. С февраля этого года я стала вести еще и программу «Узнаем друг друга», в которой рассказываю о культурных центрах Узбекистана.

– О чем Вы думаете во время работы?

– О своем профессиональном долге, продумывая все до мелочей. Мне важно вжиться сердцем в программу, вложить в нее свою душу. И если меня останавливают на улице и спрашивают, где можно посмотреть спектакль, выставку или послушать концерт, о которых упоминалось в эфире, я становлюсь безмерно счастливой. Этот проект подарил мне немало   впечатлений, бесценный опыт и незабываемые встречи.

Как-то я прочла в одной из статей, что легендарный диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР Ольга Сергеевна Высоцкая говорила своим ученикам: «Человек может тебя предать, а работа, если хорошо к ней относиться, никогда». Эти слова я очень хорошо запомнила… А что Вы думаете по этому поводу?

– Признаюсь, мне вообще несвойственно тщеславие. Сколько себя помню, я всегда хотела хорошо работать и много для этого трудилась. Работа была и остается смыслом моей жизни. Я несусь из дома затем, чтобы ею заняться. Все остальное меня мало волнует. Работа доставляет  мне огромное удовольствие.

– Значит, вы счастливый человек, ведь реализовать себя в любимом деле мечтают многие из нас, но не всегда и не у всех это получается. Еще Конфуций советовал: «Делайте то, что любите делать, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня»…

– Очень часто из-за ошибки в выборе профессии или неподходящих условий труда люди не могут себя реализовать. На кого-то влияет опыт родителей, и он или она старается воплотить их мечты и желания, предполагая, что это его желания. Но чтобы не упустить свою юношескую мечту, есть шанс вернуться к тому, что ты любишь делать, что приносит тебе удовольствие. Поэтому я счастливый человек, который работает для души. Так что я стопроцентно согласна с Конфуцием, потому что все знания, опыт и навыки я применяю для души, для удовольствия.

Вы невероятный трудоголик, работающий с полной отдачей. Каждую неделю у Вас выходит в эфир три программы, которые нужно отснять, смонтировать… Они отнимают  немало сил и времени. У Вас не возникало желания уменьшить свою нагрузку?

– Нет, что Вы, никогда! Несмотря на съемки, встречи, обработки различных материалов, мои дни не похожи один на другой: разные локации, интересные люди. И если я устаю, то это приятная усталость. У меня 48 лет  трудового стажа в одной системе – радио и телевидения, и я не собираюсь сдавать свои позиции. Мне несказанно повезло в жизни, так как в течение многих лет я напрямую общалась с радиослушателями,  и вот уже десятый год с телезрителями. Очень хочу как можно дольше работать потому, что в моей душе еще так много всего, что я могу отдать людям.

– Все, что Вы делаете – это искренне, от чистого сердца, на энтузиазме,  поэтому у Вас все получается со знаком качества.

– Позвольте заметить, что хороший результат передачи, это не только моя заслуга, но и всей нашей творческой команды, – начиная с операторов, режиссера, видео инженеров, которые вносят свою значимую лепту. Режиссер на обеих передачах у меня один.  Это Сергей Стопневич, с которым мы очень хорошо сработались, как и с оператором Нозимом Юсуповым – в основном он  выезжает со мной на съемки, и я ему за это очень благодарна. Свою созидательную лепту вносят и видео инженеры Андрей Тытчук и Гавхар Зоитова.

Я очень благодарна Лене Мирзаевой – заместителю директора канала «Дунё буйлаб» за ее поддержку и чуткое отношение ко мне. Мы с ней с 2015 года на одной волне, то есть с моего самого первого дня появления на телевидении. Не могу не назвать опытного тележурналиста Элю Тухватуллину, имя которой хорошо известно в Узбекистане и стало эталоном   профессионализма в журналистике. Коллеги и телезрители всегда говорят о ней с глубоким почтением. Она была моим истинным наставником на «Дунё буйлаб». Всем этим людям я безмерно благодарна.

Гуля, очень интересно узнать о Вас лично немного больше. Например, что Вам поднимает настроение, веселит вас, даже смешит?

– Если говорить о хорошем настроении, то его мне  поднимают по утрам хорошие песни. Особенно со смыслом, которые близки мне. У меня есть голосовая помощница Алиса, которая ставит по моей просьбе  мои любимые песни. Утреннюю бодрость  придают ежедневные физические упражнения, которые я стараюсь не пропускать. А ещё лучше становится настроение, когда слышу по телефону о хорошем самочувствии моей мамы, о крепком здоровье дочерей и внуков. Тогда я в полной эйфории на весь день. Я слишком щепетильная насчет моих близких. Если они болеют, я всегда чувствую их боль, проношу через себя. Поэтому, если у них все хорошо, то и мне отлично. Радует меня и моя работа, которая в удовольствие!

А веселит и смешит меня мой младший внучок – забавный и  умненький мальчишка! 

– Что может Вас расстроить?

– Невежественные люди, их халатное отношение к работе, непунктуальность, необязательность. В работе я люблю четкость во всем.

– А   что Вы цените в людях?

– Доброту, простоту, ответственность и отзывчивость.

Какую музыку любите?

 Классическую музыку и популярную, особенно ретро.

Как вы отдыхаете?

– Отдыхать я не умею. Если остаюсь дома, то обязательно нахожу себе какое-нибудь дело по хозяйству или по своей работе – тогда сажусь за компьютер. Отдыхаю я только в путешествиях. Это моя стихия!

– У вас есть женские слабости?

– Люблю красивые вещи, хорошо одеться, выглядеть, как подобает женщине,  все это поднимает мне настроение, придает уверенность.

Что неизменно вас утешает?

– Утешает меня, как я уже говорила выше, здоровье и счастье моих близких.  Ну и, конечно же, моя любимая работа, на которой я до сих пор при деле, несмотря на преклонный возраст.

С чем Вы никогда не сможете смириться?

– С предательством и несправедливостью.

Что Вы делаете в случае неудачи?

– Даже не знаю, что сказать. Если я расстраиваюсь,  звоню Диле Бабаджановой, с которой дружу более 30 лет. Она тоже журналист с большим стажем и всегда знает, как  меня утешить, если я расстроена, и как поддержать, когда мне трудно. Особых неудач,  слава Богу, не было. Благодарю Всевышнего за то, что он всегда со мной.

Как Вы думаете, ради чего стоит жить?

– Ну, я, например, живу ради своих близких: мамы, дочерей, внуков.

Вот такая она – невероятно скромная, но целеустремленная и удивительно работоспособная Гуля Сафаева, которая, если перефразировать известную формулу Эйнштейна, «не стремится быть известной, а стремится быть полезной». Она не боится ставить высоких целей в жизни, умеет расставлять приоритеты, и у нее всегда есть к чему стремиться. Но самое главное – профессия журналиста для нее, прежде всего, любимое занятие, приносящее ей ни с чем несравнимое удовольствие.

Интервью  вела Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива Гули Сафаевой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Президент Узбекистана выдвинул ряд инициатив по дальнейшему укреплению регионального сотрудничества ЦА

16 ноября под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева прошла седьмая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. В саммите приняли...

Больше похожих статей