back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Ходить надо уметь

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Ходить надо уметь

Один из героев Мольера однажды с изумлением обнаружил, что всю жизнь говорил прозой. Смешно, не правда ли? Невежество всегда вызывало улыбку. Но что бы сказали многие из нас, если бы им сообщили, что они не умеют ходить?

Нет, разговор идет не о том, чтобы уметь передвигаться на своих двоих. Это большинство из нас делают весьма успешно, в любом направлении и даже на весьма высоких скоростях. Речь о другом. Об умении быть пешеходом, культурным пешеходом. Потому что поведение человека на улице, знание и соблюдение им основных требований Правил дорожного движения говорят и о его культуре. А разве можно назвать культурным того, кто шагает по левой стороне тротуара и толкает встречных, переходит улицу где попало, мешая движению транспорта?

А многие ли могут похвастаться, что умеют правильно ходить по дороге? К сожалению, далеко не все, так же, как далеко не все знают, что существуют специальные правила для пешеходов.

Начать с того, что пешеходами считаются все, кто находится на дороге, но не в транспортном средстве, и не выполняет на ней работу. Здесь стоит напомнить, что дорогой считается любая используемая для движения улица, проспект, переулок и т.п. по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы). Пешеходами считаются и те, кто передвигается в инвалидной коляске без двигателя, ведет по дороге руками велосипед, везет санки, тележку или детскую коляску.

Действительно, если человек находится внутри транспортного средства, то он может быть водителем, пассажиром, сопровождающим груз экспедитором, контролером, инструктором, но в данных случаях это уже не пешеход. Не относятся к пешеходам и те, кто ремонтирует дорогу, наносит на нее разметку, убирает ее.

Первое и основное правило для пешеходов: ходить следует не по проезжей части дороги, а по тротуарам или пешеходным дорожкам. Там же, где их нет, надо идти по обочине или велосипедной дорожке, если это, конечно, не мешает велосипедистам.

Тротуар и пешеходная дорожка – это специально отведенные пути для ходьбы. Они отделены от проезжей части для того, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. Тротуар возвышается над проезжей частью и имеет усовершенствованное покрытие, а пешеходная дорожка может быть похожа на велосипедную или просто очень узкую дорогу. Вот почему обозначается она особым знаком – в середине синего круга изображается силуэт шагающего человека. Называется этот знак «Пешеходная дорожка». Идти надо, придерживаясь правой стороны, потому что в нашей стране установлено правостороннее движение. Говорят, что правило это пришло из глубокой древности: так в старину расходилилсь встречные вооруженные воины, держа в левой руке щит, которым прикрывались на всякий случай. Сейчас такие встречи, конечно, нам не грозят, но правило осталось.

Но вот вы попали на загородное шоссе, где нет никаких специальных путей для ходьбы. В таком случае, если на шоссе нет обочины, можно идти по проезжей части, но только по самому краю и в один ряд, то есть «гуськом». И самым безопасным будет двигаться… по левой стороне! Именно по левой. И это, оказывается, нисколько не противоречит правостороннему движению. Ведь когда ты идешь по шоссе навстречу движущемуся транспорту, то видишь приближающиеся автомобили, тракторы, мотоциклы. И можно вовремя сойти с проезжей части, чтобы уступить им дорогу.

В сумерки и ночью идти по шоссе лучше всего с так называемыми световозвращающими элементами, которые надо прикрепить к своей одежде. К сожалению, в магазинах не всегда можно найти что­то подходящее в этом смысле, разве что элементы, выпускаемые для велосипедов и мопедов – «катафоты», как их иногда называют. Но и они позволят водителям своевременно заметить вас и принять меры предосторожности. Можно воспользоваться и карманным зеркальцем, которое нужно держать перед собой, чтобы встречный водитель увидел в нем отражение фар своего автомобиля. Годится и включенный карманный фонарик.

Правда, здесь надо сделать оговорку: пешеходам, ведущим руками велосипед, мопед, мотоцикл или едущим в инвалидной коляске, двигаться по левой стороне дороги нельзя. Они должны следовать по ходу транспортных средств.

Группы детей могут ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, и водить такие группы должны взрослые. Если нет ни тротуара, ни пешеходной дорожки, то водить их по обочине дороги разрешено только в светлое время суток.

Но вот потребовалось перейти на другую сторону дороги или улицы, а для этого надо пересечь проезжую часть. Это можно делать только в строго определенных местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, где разметкой типа «зебра» обозначен пешеходный переход или где находится знак «Пешеходный переход» – синий квадрат, внутри которого в белом треугольнике нарисован черный силуэт человека, идущего по «зебре». Если же ни переходов, ни мостиков, ни обозначенных для перехода мест нет, тогда улицу надо переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин. По дороге же вне населенного пункта, если на ней нет обозначенных пешеходных переходов, или в местах, где в зоне видимости нет перехода или перекрестка, переходить дорогу можно только под прямым углом и в таких местах, где она хорошо просматривается в обе стороны.

К сожалению, не так уж мало людей, которые с этими правилами не считаются. Сокращая себе путь, они переходят улицу где хотят, не обращают внимания на транспорт. И, как часто бывает, из­за двух­трех «сэкономленных» минут на дороге по их вине происходит дорожно­транспортное происшествие.

Шестиклассник Абдувосит П. опаздывал в школу. Решив сократить путь, он стал перебегать улицу перед движущимся транспортом. Водитель грузовика, перед которым неожиданно появился бегущий мальчик, чтобы не сбить его, резко свернул в сторону и столкнулся с «Матизом». Водителя легковой машины и его пассажира в тяжелом состоянии увезли в больницу. Шестиклассник же остался невредимым, но стал виновником тяжелых травм двух ни в чем не повинных людей. И лишь потому, что ни родители, ни учителя не научили его правильно переходить дорогу.

А сколько людей, особенно юных, на всю жизнь остаются инвалидами из­за того, что нарушили правила для пешеходов! В Хамзинском районе нашей столицы часто можно видеть совсем молоденького парнишку на костылях. Это старшеклассник Витя К. Он с завистью смотрит, как его сверстники играют в футбол, хоккей, катаются на роликах. Сам он никогда уже не сможет заниматься тем же. Несколько лет назад Витя по причине собственной торопливости и невнимательности попал под машину и получил серьезное повреждение позвоночника, из­за которого теперь всю жизнь будет вынужден ходить в корсете и на костылях. Бывают и более трагичные исходы – когда дети и подростки, нарушившие ПДД, погибают под колесами.

Итак, если вы убедились, что проезжую часть переходить безопасно, переходите не задерживаясь и не останавливаясь без надобности на проезжей части. Не успели закончить переход из­за того, что появился запрещающий сигнал регулировщика, светофора или пошел поток автомашин, – остановитесь на островке безопасности или на середине проежей части и ждите, когда можно будет идти дальше.

Не забудьте: перед тем, как начать переходить улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины проезжей части – направо. Эта мера безопасности также связана с правосторонним движением: вначале убеждаешься, что безопасна ближайшая к тебе, правая сторона дороги, затем – противоположная, левая. Правда, может быть исключение – при переходе улиц с односторонним движением. На таких улицах транспорт едет только в одном направлении. Вот почему и смотреть во время всего перехода улицы приходится только в одну сторону, направо или налево.

Конечно же, в тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика. Но главное – надо быть всегда предельно бдительным, внимательным, осторожным при переходе улицы, даже если дан разрешающий для перехода сигнал.

Запомните еще несколько запретов для пешеходов. Нельзя переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если на ней имеется разделительная полоса, а также в тех местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения. Запрещено ходить по дороге, которая обозначена знаком «Автомагистраль» – зеленым прямоугольником с белым мостиком над ним. В районе автомагистрали пешеходам можно находиться лишь на пешеходных дорожках, в местах стоянки и отдыха. Нельзя выходить из­за стоящего транспортного средства или иного препятствия, которое ограничивает обзорность, не убедившись в том, что нет приближающихся автомобилей, автобусов, троллейбусов или иных транспортных средств.

Ну и, наконец, нельзя переходить проезжую часть, если вы видите, что приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком («мигалкой») или со специальным звуковым сигналом («сиреной»). Такими средствами оповещения снабжены автомашины, мотоциклы и другой транспорт, который выполняет неотложное оперативное задание и может отступать от Правил дорожного движения (милиция, «скорая помощь», пожарные автомобили и т.д.). Все участники дорожного движения должны им уступать дорогу.

Основные правила для пешеходов несложны, и выполнять их нетрудно. А знать – обязательно. Вместе с тем, хотя это и не входит в правила движения, думается, любой подросток поможет перейти улицу маленьким детям, инвалидам, пожилым людям, слепым, которым сложно ориентироваться в дорожной обстановке. Ведь, если уж мы начали разговор с культуры поведения, излишне доказывать, что нет культуры без предупредительности и внимания к другим людям.

Дилором Нурмухамедова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей