Из цикла Туркестанские генерал-губернаторы
Начальник Южно-Маньчжурского отряда генерал-лейтенант Суботич 8-го сентября 1900 года прибыл морем из Порт-Артура в Инкоу и в тот же день, поездом, отправился в Хайчен. Именно там сосредотачивался его отряд. Оттуда до Мукдена предстояло пройти 120 километров, по сравнительно хорошей дороге, проходящей по ровной и населенной местности.
Едва сойдя с поезда Суботич отдаёт приказ войскам готовиться к выступлению. При этом для облегчения трудностей похода командующий издаёт распоряжение, чтобы солдаты, кроме оружия и патронов взяли с собой только шинель, две смены белья, походную палатку и котелок для приготовления пищи. Остальные вещи: мундир, шаровары, сапоги и т. п. оставлены на складе в Хайчене. Благодаря этому места в телегах освободились, для быстрой подвозки продовольствия и боеприпасов войскам. Способствовало это и тому, что путь до Мукдена был пройден всего за неделю.
Первый бой в который вступил отряд Суботича произошёл у города Ньючжуан. Генерал-майор Флейшер, выполняя приказ командующего, силами 6-ти батальонов, 10 орудий, двух сотен казаков и полуроты сапёров, на рассвете 11 ентября подошёл к этому небольшому городку.
Заметив наступление русских, китайцы открыли ожесточённый огонь, как со стен города, так и из соседних деревень. Ответный огонь не заставил себя ждать. Престрелка продолжалась несколько часов. “Боксёры” яроостно сопротивлялись – их приходилось выбивать из каждой деревни, из каждого дома. Но, вскоре город, к этому времени покинутый и жителями и солдатами, был взят.
12 сентября генерал Суботич со своими войсками начал наступление на Мукден. Для успеха операции, кроме взятия ключевого города Ньючжуан, необходимо было занять Аньшаньчжанские высоты, на которых китайцы соорудили весьма мощные укрепления.
По разведданным, китайский военачальник Шоу, противостоящий гененерал-майору Флейшеру у Ньючжуана, бежал со своим шеститысячным войском и соединился с отрядом защищавшим высоты. Там, на высоком гребне с цепочкой овальных вершин была сосредоточена самая современная артиллерия – дальнобойные пушки Круппа и пулемёты Максим. Кроме того, армии Суботича противостояли 30 тысяч китайских солдат обученных германскими инструкторами. Задача была не из простых.
План разработанный командующим и его главным штабом, заключался в следующем: войска были разделены на три колонны, наступающие с трёх сторон. Генерал Флейшер со своими силами, должен был выдвинуться из Ньючжуана и утром 13 сентября ударить с запада на правый край обороны противника. Одновременно, правая колонна под командованием полковника Мищенко, должна была ударить на левый фланг. Центральная колонна под началом полковника Артамонова штурмует в лоб.
В 5 часов утра наступление началось. Колонна полковника Мищенко ударив по противнику артиллерийским огнём, заставила китайцев отступить с левого фланга, а затем, достигнув города Айсяндз, приостановилась, ожидая две отставшие колонны. Одновременно, полковник Артамонов открыл шквальный огонь по окопам, заставив противника оттуда уйти. В то же время колонна генерала Флейшера обходила “боксёров” с запада, выбивая китайцев из каждой деревни, которые были по пути. Интересно, что вместе с военными шёл летучий санитарный отряд, состоящий из одного врача и двух братьев милосердия. Задача его была оказание немедленной медицинской помощи раненым на поле боя. Это был первый опыт применения экстренной медицины на войне.
К двум часам пополудни ни одного китайского солдата на высотах не оказалось. Успех был полный. Русские потеряли в этом бою четырёх нижних чинов и во время разведки был смертельно ранен командир сотни Охранной стражи (подразделение занимающееся охраной КВЖД) , — штабс-капитан Страхов. Потери китайцев неизвестны.
На следующий день наступление было продолжено. В авангарде шли бойцы полковника Мищенко, за ним двинулись главные силы, в котрых находился генерал Суботич. Отряд генерала Флейшера из-за переутомления был оставлен на суточный отдых.
Головной отряд быстро продвигался вперёд и уже через два часа вступил в бой у небольшой деревушки Шахэ. Там на небольшой горке засели китайцы, принявшиеся обстреливать русский авангард с господствуещей высоты. Положение Мищенко становится критическим и он посылает сигнал о помощи. Суботич немедленно посылает вперёд колонну полковника Артамонова и отправляет приказ Флейшеру следовать за главными силами.
Помощь подоспела вовремя. К этому времени китайцы сосредоточили на позиции, которую занимал ортяд Мищенко весь свой ружейный и артиллерийский огонь. Боксёры стреляли из ближайшей деревни, из-за железнодорожной насыпи, горных высот и даже зашли к русским с тыла. С приходом подкрепления завязался ожесточённый бой.
Мищенко с небольшими силами начинает громить левый фланг китайцев. Артамонов атакует в лоб. Начальник артиллерии Нищенков выезжает на позицию и выбирает место для новой батареи, которую отправляет на подмогу Суботич. Первыми побежали китайские артиллеристы провожаемые визгом шрапнели и свистом пуль русских винтовок. К двум часам дня ни одного китайца уже не было. Путь был свободен полковник Артамонов занял две деревни, а стражники Мищенко заняли высоты.
Между прочим, в отряде Мищенко сражался героический старик – 70-летний черногорец по фамилии Пламенец. До начала войны он в Порт-Артуре занимался мирным трудом – строительным подрядом. Построил, в чатности, здание Пушкинского Русско-Китайского училища. А когда начались кровавые события, вскипела славянсккая кровь и он, несмотря на возраст, пошёл воевать и стал настоящей грозой “боксёров”. За свои подвиги Пламенец дважды награждался знаками Военного ордена Св. Георгия. Генерал Суботич, неоднократно выносил черногорцу благодарность за пример безудержной храбрости, который Пламенец подавал солдатам.
15 сентября китайцы вновь попытались остановить наступление армии генерала Суботича, заняв довольно сильную позицию на труднодоступном кряже перед Ляояном. Деан Иванович не стал изобретать велосипед, а применил тот же план, как и в предыдущих боях — атаку вести тремя колоннами, охватывая противника с двух флангов.
Едва выступив, головной отряд попал под артиллерийский огонь. Тут же в ответ загудели русские снаряды. Началась артиллерийская дуэль. На предложение двинуть в атаку стрелков Суботич ответил: “Пока не замолчит неприятельская артиллерия, до тех пор не переходить в наступление. Я не желаю терять ни одного солдата!”. Вскоре к артиллеристам Мищенко присоединись батареи других отрядов и китайские пушки замолчали. Вперёд двинулась пехота, меткими залпами заставляя китайцев отступать, оставляя орудия, снаряды, оружие и патроны.
Наступление было продолжено и через два с половиной часа городя Ляоян был занят передовыми частями генерала Флейшера.
Путь на Мукден был открыт и на следующий день Южно-Маньчжурский отряд продолжил наступление. В 11 километрах от города, в селении Байтепу, Суботич получает письмо от мукденских купцов в котором говорилось: “Дорогой Сэр! Мы очень рады известить вас, что здешней монгольский (так в письме, В. Ф.) генерал (Шоу) и все власти бежали отсюда ночью третьего дня, благодаря вашей славной храбрейшей армии. Узнав об этом, здешняя китайская чернь стала производить беспорядки сжигая дома купцов и обывателей, вследствие чего мы находимся в самом горячем ожидании, что вы прикажете немедленно вашим знаменитым войскам как можно скорее прибыть в Шэнцзинь (Мукден). Так как здесь нет ни одного китайского солдата, то город можно взять без всяких потерь. Любящие вас купцы и христиане. Пожалуйста приходите сюда как можно скорее, чтобы спасти народ и защитить нас”.
Опасаясь ловушки Суботич высылает вперед конный отряд под начальством Артамонова. Информация оказалась верной и копыта казацких лошадей зацокали по мощёным улицам главного города Южной Маньчжурии. Утром 19 сентября основные силы русского отряда торжественно, под звуки военного оркестра, вошли в Мукден, где 21 сентября на площади Императорского дворца полковым священником Пивоваровым был отслужен торжественный молебен.
Война в Южной Маньчжурии была окончена, однако теперь перед Суботичем встала новая задача. На территории усмирённого края воцарились хаос и насилие. Население бежало или попряталось, селения опустели, вокруг бродили шайки грабителей и мародёров, грабя и убивая мирных жителей. Необходимо было устанавливать законность и порядок.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует
На заставке: Художник Ричард Катон Вудвилл. Ихэтуаньское восстание в Китае. Русская казачья артиллерия.