В течении четырех вечеров были показаны десять лучших картин Мастера, вошедших в золотой фонд советского/узбекского киноискусства.
На показе публика была отборная. Прежде всего, это были кинокритики, организаторы кинофестивалей, журналисты, пишущие о кино, коллеги режиссера, актёры, студенты.
Мы опросили нескольких деятелей кино, все дни присутствовавшие на ретроспективе, поделится своими впечатлениями об увиденном.
Хелен Герритсен – Директор программ кинофестиваля Центральной и Восточной Европы в Висбадене
В прошлые выходные я имела удовольствие посмотреть несколько фильмов Али Хамраева на большом экране в Музее кино Франкфурта-на-Майне. Было радостно смотреть его ленты в кинотеатре, показанные на исторических 35-миллиметровых оригинальных копиях.
С некоторыми работами Али Хамраева я, конечно, былa знакомa и раньше. Например, фильм «БЕЗ СТРАХА» («Узбекфильм», 1971) был показан несколько лет тому назад на goEst – фестивале фильмов Центральной и Восточной Европы во время симпозиума, посвященного кино Центральной Азии, кураторами которого выступили мои коллеги Джоэл Шапрон и Биргит Боймерс. Но из-за Covid-19 мы, к сожалению, показали тогда этот фильм только онлайн.
На этот раз на большом экране кинозала блистали все актёры, и особенно впечатляет Дилором Камбарова в своей дебютной роли. В фильме превосходно использованы локации, пейзажи и узбекские текстильные ремесла, отдавая дань уважения эпохе немого кино Узбекистана. Диалоги, частично адаптированные по пьесе Камила Яшена, очень острые и затрагивают вопросы, которые, несмотря на частые цитаты Владимира Ленина, по-прежнему актуальны сегодня – не только в Узбекистане, но также во всем мире, где религия, идеология и индивидуальная автономия личности слишком часто конфликтуют друг с другом, а женщины и мужчины становятся жертвами ожиданий общества. Лично для меня «БЕЗ СТРАХА» — один из самых важных фильмов тогдашнего Советского Союза.
Операторская работа Юрия Клименко впечатляет в «ТРИПТИХЕ» 1979 года – еще одном фильме, посвященном правам женщин в Узбекской ССР. Здесь также хочется отметить структуру фильма: монтаж, темп, повествование фрагментарны и атмосферны. Зрителю ничего не остается, как отдаться образам и собрать свою мозаику повествования. Хотя действие фильма происходит сразу после Второй мировой войны, опять же, проблемы остаются актуальными и сегодня: ожидания общества в отношении роли женщины как матери, работницы и образца для подражания. И все эти подробности наблюдает деревенский учитель — за самого Али Хамраева, поскольку режиссер наблюдает с огромным сочувствием и принимает сторону наиболее уязвимых. Помимо Дилором Камбаровой, одну из главных ролей, играет супруга Али Хамраева — обворожительная и загадочная Гульбустан Ташбаева.
Главная особенность Али Хамраева, на мой взгляд, – это его чутье на талант, способность мобилизовать и мотивировать коллег на создание фильмов даже в трудных обстоятельствах. Многие из его сотрудников – кинематографистов, актеров, писателей, композиторов – оставались с ним на протяжении многих лет. И во время серии блиц вопросов-ответов во Франкфурте Али Хамраев поделился с нами множеством воспоминаний о времени, проведенном с ними.
Без какого-либо преувеличения скажу, что фильмография Али Хамраева — это великое достижение искусства кино.
Олаф Меллер, кинокритик, отборщик Роттердамского фестиваля
Али Хамраев, как немногие другие, умеет быть всегда современником, оставаясь при этом в полной гармонии с самим собой. Его произведения советского периода сегодня выглядят, может быть, даже сильнее, чем тогда, поскольку только сейчас мы можем увидеть, насколько дальновидны они в своем гуманизме. Его величайшие фильмы «БЕЗ СТРАХА», «ТРИПТИХ», «Я ТЕБЯ ПОМНЮ» демонстрируют формальное мастерство и изобретательность, не имеющие аналогов ни у одного другого режиссера в истории кино.
Гари Ванесян, куратор Берлинского Музея кино.
Благодаря ретроспективе во Франкфурте-на-Майне, я смог впервые увидеть фильмы «Человек уходит за птицами» («Узбекфильм» 1976 г) и «Я тебя помню» («Узбекфильм» 1985 г). Оба фильма, каждый по-своему, являются шедеврами — и узбекского кино, и мирового кино. «Человек уходит за птицами» — это воплощение поэзии образами кинематографа и неповторимое владение всеми средствами кино.
«Я тебя помню» — бессмертный подвиг режиссёрского искусства Али Хамраева, блестящая документация красоты Узбекистана, его народа, его архитектуры, как и потрясающий рассказ о поиске человеком его прошлого и его счастья.
Считается, что если режиссер за свою карьеру снял только эти два сильных фильма, он должен считаться одним из мастеров мирового кинематографа.
По возвращении в Ташкент я поговорил с Мастером об участии в ретроспективе собственных работ в Франфурте-на-Майне.
- Али Эргашевич, вы на днях вернулись из Германии, где приняли участие в ретроспективе ваших фильмов. Какие впечатления?
- Четыре вечера общения со зрителями и специалистами в Музее кино Франкфурта-на-Майне были для меня необычными — ведь я вернулся в те годы, когда создавались показанные в ретроспективе фильмы. Например, «Без страха» был снят в далеком 1971 году. «Седьмая пуля» 1972 год, более пятидесяти лет прошло.
- Какие еще фильмы были показаны?
- С 7 по 30 мая зритель увидел 8 лент киностудии «Узбекфильм», «Телохранитель» 1980 года, снятый мной в Таджикистане, документальную ленту «Я тебя не забыл» студии «Рок» из России.
- Что особенно запомнилось из поездки?
- Я впервые увидел свой фильм на немецком языке. «Без страха» дублировали в 1972 году еще в Германской Демократической Республике, отличный дубляж. Я даже снял с экрана на телефон несколько кадров и послал Рустаму Сагдуллаеву, замечательному актеру, любимцу публики. Он был в шоке!..
- В ретроспективе участвовала и актриса Гульбустан Ташбаева?
- Да. Она ведь снялась в таких фильмах, как «Человек уходит за птицами», «Триптих», «Я тебя помню».
- Как принял зритель ваши фильмы?
- Были интересные обсуждения, задавали много вопросов, в частности, спрашивали о сегодняшнем кино Узбекистана. Я, конечно, поделился информацией: пришел большой отряд молодых кинематографистов, среднее поколение работает продуктивно, седовласые мастера-аксакалы тоже не сдаются, помогают молодежи. В общем, последние пять лет процессы наблюдаются позитивные, самое главное — государство уделяет кинематографу большое внимание.
- И традиционный вопрос: над чем сейчас Вы работаете?
- 60 лет в этом году исполняется популярному в народе фильму «Ёр-Ёр» — и снова мне пришлось вернуться в мою молодость. Пишется сценарий под условным названием «Ёр-Ёр-Ёр», действие, конечно, стремительно развивается в сегодняшние дни, будет много юмора и немного сатиры, фоном сюжетных событий станет Новый Узбекистан. Начинаем на днях выбор локаций, кинопробы исполнителей на главные роли, успели отснять в районе Джизака маковые поля для популярной песни «Дугоналар». Будем стремиться создать музыкальный фильм, который, надеюсь, понравится и молодым, и старым поклонникам искусства КИНО.
- Как я вижу – планов громадьё! От души желаю успехов!
- Рахмат!..
Рахимжан Султанов.
Фото: Кадры из фильма «Без страха»; Али Хамраев и Гульбустан Хамраева в музее кино Франфурта-на-Майне.