back to top
15.8 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Нужна ли «национальная» Концепция узбекской исторической науке?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Недавно  на сайте Regulation.gov.uz была выложена на обсуждение «Концепция развития исторической науки в Республике Узбекистан до 2030 года». Сразу отмечу: эта Концепция, по сути, мало чем отличается от концепции, принятой в 1998 году и ратует за жёсткое регулирование исторической науки в Узбекистане.

Осуществление этого проекта на практике приведет к изоляционизму узбекской исторической науки от мирового научного сообщества. Прочитав внимательно проект Концепции, я был глубоко встревожен и опечален. Это чувство побудило меня написать эту статью. Я хочу вкратце поделиться мыслями, которые беспокоят не только меня, но и все историческое сообщество Узбекистана.

 К моему удивлению, как указано в Концепции, мы по-прежнему хотим «научно изучать историю узбекского народа и его государственность» и «эффективно использовать историю в пропагандистских целях». Эти цели составляют суть всей Концепции!!! Отмечу, что в Концепции не отражена основная цель – интеграция с мировой наукой. Предусмотрено только «учитывать лучшие образцы международного опыта». Должен сказать, что переход нашей образовательной системы и научной  сферы на Болонскую систему требует публикаций качественных статей в международных известных научных базах данных (Scopus, Web of Science, E-library) и сотрудничество с зарубежными учёными. Интеграция в мировую науку должна быть основным требованием к узбекским учёным. Эти важные аспекты международного научного сотрудничества совсем не нашли отражения в Концепции. Эта Концепция приводит историков и историческую науку к научному изоляционизму, то есть к игнорированию мировой науки.

 Нужно отметить, что за последние 30 лет государственная политика в области гуманитарных наук привела к застою этой сферы. Гуманитарные науки Узбекистана в международных наукометрических базах занимают последние места. Уверен, что если эта Концепция будет принята, узбекский историк будет изолирован от мировой науки!

Отмечу, что основным научным принципом истории и историка является поиск научной истины. Историк, как и всякий гуманитарий, служит Истине. Историческая наука основывается на общепризнанных принципах научной этики и положениях современной философии науки. К примеру, если возьмем требования любого академического научного журнала в любой стране мире, они основаны на гуманистических и этических принципах. Любой автор обязан соблюдать международные этические правила, то есть он не должен пропагандировать расовое деление, национальную рознь, сеять раздор, национальную дискриминацию, быть рупором государственной пропаганды и т.п. Такие статьи просто не станут публиковать, и автор станет изгоем. Если идеи и принципы Концепции вступят в силу, то статьи и книги узбекских историков нигде не будут публиковаться. Потому что эти «научные» работы будут считаться  идеологизированными, и служащими пропаганде определенной страны.

Наши власти и научные круги должны понять одну простую истину: есть академическая (научная) история, и есть история, которая служит государственной пропаганде. И то, и другое, конечно, необходимо. Однако в Концепции эти понятия смешаны. Авторы Концепции желают, чтобы историк-учёный поступился своими принципами и его научная продукция служила пропагандистским целям. Отмечу еще раз, академическая (научная) история не нуждается ни в какой Концепции, созданной государством, потому что научная история имеет собственные научные принципы, подходы, методы, методологии и научные концепции.

Политика (идеология) не может вмешиваться в научный процесс. Потому что главная цель академической (научной) науки — искать, находить и изучать научную истину. В Концепции четко прописано, что финансирование исторической науки выборочное, т.е. деньги будут получать только те «проекты, реализуемые по государственному заказу». Конечно, такое выборочное финансирование ведет к непосредственной идеологизации исторической науки в Узбекистане.

В Концепции упорно подчеркивается «уникальность» нашей истории. Согласно Концепции, одна из важнейших задач историка найти «своеобразие» истории Узбекистана. «Уникальность» — основа идеологии изоляционизма. Мы хотим жить по принципу исторической «оригинальности» и «уникальности» исторического опыта, а не соответствовать стандартам мировой науки. Т.е. авторы Концепции невольно ведут к межнациональной розни. Бесспорно, что гуманистический принцип универсален, и никто не имеет эксклюзивного права сужать общечеловеческие ценности до «национального масштаба». Узбекистан последние четыре года активно вовлечен в демократические процессы и признаёт общемировые человеческие ценности. И поэтому в нашей стране действуют нормы международного права. Поэтому нужно семь раз подумать о последствиях интерпретации нашей истории по принципу «оригинальности» и «уникальности нашего исторического опыта».

В Концепции неоднократно встречается еще одна фраза: «наши национальные интересы». К сожалению, внимательно прочитав Концепцию, я не смог найти чёткого определения фразы «национальный интерес». Я думаю, что авторы концепции перепутали историческую науку с политологией. Сначала мы должны чётко сформулировать критерии наших «национальных интересов». Ведь для историка есть только одна цель – научная истина!

Одним из приоритетов Концепции является централизация воспроизводства исторических знаний. В Концепции призывается утвердить «Институт истории в качестве базового научного учреждения для развития исторической науки; призывается создать Республиканский совет по координации научной деятельности в области истории при Институте». То есть Институт истории АН РУз устанавливает монополию на научную истину в исторической науке!!! Хорошо известно, что никому или ни одному учреждению не позволено доминировать над научной истиной в международном академическом мире.

В 5-й главе Концепции чётко прописано: «Развитие исторической науки будет осуществляться систематически и на совершенно новой основе, что позволит эффективно управлять процессом формирования исторической сферы»! То есть эффективное управление исторической наукой — главная цель Концепции. История XX века показала трагические последствия «эффективного управления» гуманитарной сферой.

В той же 5-й главе отмечается: «Будет подготовлена ​​совершенно новая серия работ по истории узбекского народа и его государственности, основанная на научных подходах в соответствии с нашими национальными интересами». Обратите внимание на фразы «совершенно новый», «национальные интересы», «научные подходы». Интересно, что фраза «научные подходы» используется в самом конце предложения. То есть «научные подходы», если Концепция будет принята, будут подчинены «национальным интересам», историк станет слугой идеологии, а историческая наука станет инструментом пропаганды. В результате историческая наука Узбекистана не будет интегрирована в мировую науку, и мы превратимся в граждан параллельной Вселенной.

Самое смешное, как отмечалось в 5-й главе, «таким образом, будет разрушен фундамент, заложенный советской исторической школой, который сохранился до сих пор»!!! Я, как профессиональный историк, утверждаю, что эта Концепция, напротив, возрождает самые худшие формы и образцы советской историографии и историописания, и мы возвращаемся к неосталинской интерпретации истории. И самая «интересная» идея 5-й главы  Концепции гласит: «сформируется поколение учёных с глубокими познаниями, творческим и системным мышлением, пропитанные национальным духом»!!! Здравый смысл доказывает, что творческое мышление требует творческой свободы, системное мышление требует чёткого метода и методологии, а ученый, «пропитанный» национальным духом, неизбежно будет заниматься только пропагандистской работой.

Давайте не будем идеологизировать историческую науку, историк должен быть в гармонии с мировой наукой. Историк по своей сути патриот и трезвомыслящее существо. История исторической науки показывает, что академической (научной) историей управлять нельзя, что это ошибочная стратегия. Данная Концепция делит историков на «плохих» и «хороших» историков, то есть на «историков-предателей», «историков-патриотов» и т.п. Кто-то из наших внутренних недругов и противников реформ хочет вызвать раскол среди историков и напугать их. Если эта Концепция будет принята, я уверен, что многие профессиональные честные историки покинут свою страну, чтобы избежать духовных и физических преследований и репрессий.

Реформы, проводимые в новом, обновленном Узбекистане под руководством Президента, дают свои результаты. И, надеюсь, найдутся трезвомыслящие руководители, осуществляющие реформы Президента, и они  не позволят принять такую Концепцию по развитию исторической науки на ближайшие 10 лет. Эта Концепция сводит на нет все усилия правительства по модернизации всех сфер жизни в республике. Я уверен, что все наши историки поддержат мою точку зрения. И, конечно же, я всегда открыт для обсуждения и диалога. Я призываю всех наших историков, востоковедов, философов, филологов, политологов широко обсудить эту Концепцию и высказать свое ценное мнение.

 Бахтиёр Алимджанов, кандидат исторических наук

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Могу только сказать, что во всем мире наука напрямую связана с идеологией. Достаточно ознакомиться с историей Второй мировой войны, которую преподают в европейских и американских школах, и сразу отпадает желание приобщаться к этой версии мировой науки.
    Потому что по этой версии Узбекистан должен быть осужден за то, что воевал против фашизма.

    • А Узбекистан воевал против фашизма?
      Вот вам и Новая Версия ИСТОРИИ!

  2. «Я был глубоко встревожен… Я хочу вкратце поделиться… Я не смог найти… Я думаю… Я уверен… Я уверен… Я всегда открыт… Я призываю…»
    Автор, кого интересует ваше «я»?

    • Азамат Зиямухамедов, автор делится своим мнением и поэтому естественно употребляет «я». Но Вас, видимо, интересует только мнение идеологических певчих из госаппарата, так любящих слово «мы». «МЫ» особая нация, «у НАС» свой путь развития и «великое будущее» и т.д. и т.п. Встретил в интернете очень хорошее выражение: наркотический дух нацподхалимажа.

    • Он пишет свое личное мнение. Поэтому так часто указывает «я,».
      Было бы интересно, если бы он указывал, Мы, Николай 2.
      В целом я согласен с автором статьи. Истина дороже.

  3. Вот поэтому все больше убеждаюсь, что и та история, которую мы изучали в школах, в ВУЗах, и, тем более, современная, настолько перевраны, что все больше принимаю теорию новой истории академика Фоменко. Убеждаюсь, что Тартария все-таки существовала, что после смерти М.В.Ломоносова документы из его кабинета были украдены и спрятаны, либо попросту уничтожены, что города специально закапывали, чтобы потом откопать и объявить это все ну очень «культурным» слоем. Я теперь, как Станиславский, только в отношении истории: — НЕ верю!

  4. Остается только снять шляпу, склонить голову и возложить цветы на могилу Науки.

  5. Может пора успокоиться и не вымарывать историю. Её надо дополнять,т к. жизнь находится в динамике, что то новое узнается. Но нельзя её переписывать, например касательно 2й мировой, как это стало модно во многих странах. Как фашизм стал возводиться в ранг героизма в разных странах, причем пострадавших от этой суммы. Так что, давайте без этих лозунгов и разных концепций.

  6. Абсолютно согласна с автором статьи! История не должна превращаться в инструмент пропаганды! Духовность и патриотизм не воспитаешь концепциями и приказами! Против «Концепции»

  7. Полностью солидарен с автором! Сей инквизиторский по сути Проект готовили в Институте Истории , под руководством ее нынешнего директора Азамата Зиё, который, увы никогда не занимался академической наукой, но очень любит поучать ученых — как это делать.
    Вицепрезидент Академии Наук Бахром Абдухалимов настоял чтобы сначала ее обсудили, иначе ее уже опубликовали бы. Азамат Зиё уже развалил Институт истории, о чем мне пишут даже иностранные коллеги — именитые профессора . На самом деле этот документ о назначении этого Института (чит. Азамата Зиё) главным цензором в гуманитарных науках Узбекистана. Ему не дают покоя лавры Главного Инквизитора! Даже художникам предписывается согласовывать свои творения на историческую тему с Институтом (чит. А. Зиё).
    Уверен, что этот документ, составленный в лучших традициях сталинских постановлений, только дискредитирует Президента!
    Его нужно срочно переделать, не допуская к этому Азамата Зиё, который давно себя дискредитировал псевдо-патриотизмом и полным непрофессионализмом в академической науке!
    Д.ист.наук Бахтиёр Бабаджанов.
    Гл. научный сотр.ИСМИ при Президенте РУз

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей