back to top
15.3 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Посткоронавирусная ситуация: Правительство Узбекистана приняло масштабную программу по восстановлению экономики на 2020-2021 годы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

План действий реализуют в два этапа, первый – стабилизация и восстановительный рост до конца 2020 года; второй – продолжение системных реформ, обеспечивающих с 2021 года устойчивые темпы экономического роста в размере 5,0-5,5%.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа т.г. № 526 «О мерах по восстановлению экономического роста в 2020-2021 годах и продолжению системных структурных реформ в отраслях экономики» предусмотрено принятие плана практических действий на 2020-2021 годы «Дорожной Карты» по реализации мер по восстановлению и продолжению структурных реформ экономики.

По сообщению пресс-службы ЦЭИР, Программа утверждена в целях устранения негативного влияния пандемии коронавируса на социально-экономическое развитие Республики Узбекистан, восстановления инвестиционной и внешнеэкономической активности субъектов хозяйствования, а также создания условий для дальнейшего углубления экономических реформ.

Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству информационных технологий и коммуникаций, Центральному банку, ведомствам и ассоциациям для восстановления и продолжения структурных изменений в секторах поручено:

Реализовать макроэкономическую политику, направленную на поддержание развития ключевых секторов экономики в 2020 году и обеспечение устойчивого экономического роста на уровне 5,0-5,5% с 2021 года, продолжить реформирование рыночных институтов;

Прежде всего, продолжить дальнейшее реформирование банковской системы в посткризисный период, направленное на трансформацию банков и реализацию, мер по обеспечению эффективности качества банковских услуг;

Стимулирование внутреннего спроса и сокращение бедности за счет обеспечения занятости и увеличения доходов, расширения программных мер по оказанию финансовой поддержки начинающим предпринимателям;

Совершенствование промышленной и конкурентной политики, в том числе на основе стимулирования внутреннего спроса на национальную продукцию, развитие кооперативных отношений, а также продолжение реформ на предприятиях стратегических отраслей;

Интенсификация инвестиционных процессов, прежде всего за счет расширения внутренних ресурсов для стимулирования участия местных инвесторов в реализации проектов по финансированию инфраструктурных проектов и создания «цепочек» производства с добавленной стоимостью;

Дополнительное финансовое развитие предприятий-экспортеров посредством поддержки, в том числе расширения использования современных средств торгового финансирования, стимулирования внешнеэкономической деятельности и поддержки предприятий-экспортеров путем поощрения торговых организаций к расширению поставок местной продукции на новые экспортные рынки;

Расширение участия частного предпринимательства в системе государственных закупок, повышение удобства ведения бизнеса и конкурентной среды за счет развития малых промышленных зон в регионе и выделения дополнительных финансовых ресурсов на перенос объектов транспортной инфраструктуры, развитие частного предпринимательства;

Развитие сети торговых организаций, оказывающих комплексные услуги населению в регионах, постепенная продажа государственных активов местных операторов мобильной связи и привлечение частных инвестиций в развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности, а также высокоскоростной доступ к сети Интернет для всех социальных учреждений в сельской местности и населенных пунктов в 2021 году, поддержка обслуживающих предприятий и развитие цифровых технологий.

Правительство утвердило:

План практических действий по восстановлению экономического роста и продолжению структурных изменений в Республике Узбекистан на 2020-2021 годы (далее — план действий);

    «Дорожную карту» (далее — «дорожная карта») по реализации мероприятий по восстановлению и продолжению структурных реформ в экономике.

Определено, руководители соответствующих министерств, ведомств и ассоциаций несут персональную ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации плана действий и соответствующих мер в «Дорожной карте» с включением информации на ежемесячной основе для Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.

Министерству экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан поручено:

обеспечить систематический анализ реализации мероприятий «Дорожной карты» по отраслям, а также по регионам и оценить их влияние на достижение основных целей и задач, изложенных в плане действий;

при необходимости вносить изменения и дополнения в «Дорожную карту» по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и ассоциациями, направленные на повышение эффективности реализации плана действий;

Ежемесячно представлять в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию об оценке воздействия мер, принимаемых в рамках Плана действий и «Дорожной карты» для обеспечения макроэкономической стабильности и структурных реформ в экономике.

В Плане практических действий на 2020-2021 годы представлен подробный анализ социально-экономических последствий распространения пандемии коронавируса, а также основные меры, предпринятые в Узбекистане для поддержания населения и экономики в острый период распространения коронавирусной инфекции, этапы восстановления и ожидаемые итоги 2020 года.

Описаны основные вызовы, цели и задачи, ключевые меры в сфере макроэкономической политики и реформы рыночных институтов.

Отдельное внимание уделено ключевым мерам в банковском секторе, мерам по стимулированию внутреннего спроса за счет роста занятости, доходов населения и сокращения бедности, а также повышению комфортности деловой и конкурентной среды, развитию частного предпринимательства, мерам в сфере промышленности и локализации, улучшению инвестиционного климата, развитию цифровизации и расширению экспорта.

«Дорожная карта» по реализации мер состоит из 163 пунктов. В ней подробно представлены мероприятия, механизмы реализации, затраты и источники финансирования, ожидаемые результаты и сроки исполнения мер по восстановлению и продолжению структурных реформ экономики на 2020-2021 годы.

До 1 марта 2021 года Министерству экономического развития и бедности, Центру экономических исследований и реформ, Министерству финансов, Госкомстату, Министерству по поддержке махалли и семьи, Министерству занятости и трудовых отношений поручено разработать Стратегию сокращения бедности в Республике Узбекистан до 2030 года.

Планируется изучить показатели мониторинга реализации национальных целей устойчивого развития, потенциал национальной экономики и задачи, выполняемые на основе программы сокращения бедности, а также международный опыт; определение движущих сил будущей экономики; прогнозирование роста экономики и создания новых рабочих мест.

Еще одним из пунктов реализации обозначено внедрение единой системы оценки комплексного и сбалансированного социально-экономического развития регионов, эффективности использования природно-сырьевых ресурсов, экономического и инвестиционного потенциала, а также других сравнительных преимуществ территорий для их устойчивого и динамичного развития в соответствии с постановлением Президента «О внедрении системы рейтинговой оценки социально-экономического развития регионов», предусматривающий от 1 мая т.г.

В связи с этим Центру экономических исследований и реформ, Госкомстату, Министерству экономического развития и бедности, совместно с Всемирным банком, Министерством по поддержке махалли и семьи поручено оценить статистические показатели по восьми приоритетным направлениям:

    экономическое развитие и эффективность;

    эффективность рынка труда;

    доступность и качество услуг в социальной сфере;

    развитие и доступность инфраструктуры;

    конкурентоспособность и диверсификация экономики;

    качество деловой среды и развитие предпринимательства;

    финансовая самостоятельность, развитие банковско-финансовой сферы;

    эффективность работы органов государственной власти на местах с обращениями граждан и доступность информации.

В целях и задачах плана действий описаны ограничения и вызовы предстоящего периода:

Ограничения отечественного производства товаров и услуг. Для его преодоления необходимо скорейшее восстановление хозяйственной деятельности предприятий, обратив особое внимание на те, которые имеют финансовые сложности из-за временной приостановки в карантинный период. Решение проблемы требует дополнительного вливания финансовых ресурсов в экономику, в том числе в форме пролонгации задолженностей по инвестиционным кредитам и выделения «быстрых денег» в качестве оборотных средств.

Ограничения внутреннего спроса в связи с падением доходов населения, разрывом в производственных цепочках. Решение проблемы связано с восстановлением производственной деятельности предприятий, созданием новых рабочих мест и восстановлением, а затем ростом доходов населения.

Опасность распространения инфицирования населения в связи с либерализацией карантинных мероприятий и возможного ослабления внешней закрытости границ для передвижения населения из стран с высоким уровнем распространения коронавирусной инфекции. Решение проблемы видится как в сохранении отдельных санитарно-гигиенических норм и ограничений (особенно при проведении массовых мероприятий, заезде в страну извне и т.п.), так и в расширении необходимой медицинской помощи заболевшим. Учитывая, что коронавирус продолжит циркулировать на планете, единственный способ – научиться его вовремя диагностировать и эффективно лечить. Нельзя допустить второй волны массового карантина для экономики.

Увеличение бюджетного дефицита и рост внешнего государственного долга, проявление рисков макроэкономической стабильности. Резкое сокращение производства в мировом масштабе и высокий уровень неопределенности относительно перспектив восстановления глобальной экономики вынуждает страны мира наращивать объемы бюджетных расходов (в том числе за счёт внешнего заимствования) для поддержки населения и совокупного спроса в экономике.

Важным условием посткризисного восстановления и обеспечения устойчивого развития экономики в средне- и долгосрочной перспективе является формирование основ для сдерживания роста внешнего долга, последовательное улучшение условий для увеличения частных и прямых иностранных инвестиций.

Это, в свою очередь, обуславливает необходимость последовательного продолжения начатого курса реформ по либерализации экономики (в том числе рынка энергоресурсов), развитию конкурентной среды, улучшению делового климата, сокращению доли государственного сектора в экономике, что будет способствовать устойчивому увеличению притока иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе.

Ограничения инвестиций, особенно внешних, складывающиеся из-за ухудшения финансового положения потенциальных инвесторов в условиях глобального экономического кризиса и появления новых (карантинных) видов рисков инвестирования в зарубежные страны (ограничения передвижения людей и грузов, управления зарубежными предприятиями и т.п). Ситуация требует усиления мотивации и возможностей инвестирования для отечественных инвесторов, создания равных с иностранными инвесторами условий инвестирования.

Ограничения внешнего спроса в связи с мировой рецессией и кризисом в странах – импортерах узбекской продукции. Экономический спад в России, странах СНГ и Китае обусловливают снижение физических объемов экспорта из Узбекистана основных видов товаров: природного газа, плодоовощной, текстильной, электротехнической, химической продукции, минеральных удобрений, а также падение цен на основные экспортные товары: хлопок и текстиль, природный газ, медь. Решение проблемы лежит в плоскости ускоренного расширения географии экспорта, выхода на европейские и азиатские рынки, а также продолжения мер по стимулированию экспортеров, в том числе, посредством субсидий части транспортных затрат за счет государственного бюджета.

Большим вызовом для Узбекистана является проблема с занятостью, в том числе в связи с сокращением возможностей трудовой миграции, а также выросшей бедностью.

С учетом текущей ситуации, вызовов и проблем, стоящих перед экономикой, План практических действий призван скоординировать усилия правительства, всех министерств, ведомств, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах для:

    преодоления негативных последствий пандемии коронавируса для экономики и населения (восстановительный рост);

    создания условий для продолжения системных реформ;

    определения новых возможностей и резервов, которые могут придать дополнительный импульс для развития экономики («точки роста»).

Предлагается реализовать План практических действий в два этапа:

1 этап – стабилизации и восстановительного роста – до конца 2020 года. При полном выполнении уже намеченных и предлагаемых мер, ожидаемые показатели 2020 года оцениваются следующим образом:

рост ВВП – 102,2% (первоначальный прогноз 105,5%); промышленность – 103,4% (106,5%); сельское хозяйство – 103,3% (104%); инвестиции – 101,2% (109,3%); услуги – 100,1% (105,8%); розничный товарооборот, включая общепит – 103% (105,6%); экспорт – 94,3% (115,6%).

Указанные расчеты не включают вероятность повторного введения карантина в республике и в глобальном масштабе.

2 этап – меры по продолжению системных реформ, обеспечивающих с 2021 года устойчивые темпы экономического роста в размере 5,0-5,5% с корректировками на последствия коронавирусной пандемии – в течение 2020-2021 гг.

Вместе с тем, с учётом продолжительности внешнего воздействия и тяжести последствий пандемии на отдельные отрасли и сектора экономики (туризм, транспорт, экспорт) их выход на докризисные тенденции может выйти за пределы 2021 года.

Ключевыми мерами в сфере макроэкономической политики и реформы рыночных институтов определены:

– сдерживание роста внешнего долга, жёстким контролем за эффективностью использования заемных средств. Это требует удержания фискальных расходов, всемерное стимулирование частных инвестиций. Необходим продуманный план среднесрочных мер по недопущению в последующие годы превышения законодательно установленных предельных объемов вновь подписываемых соглашений по привлечению внешнего государственного заимствования, планированию бюджетных расходов на приемлемом уровне и ужесточению контроля за их использованием, а также строгий контроль за финансированием средств ФРРУ;

– эффективное использование внешних заимствований, направлением их преимущественно на финансирование бюджетного дефицита и инфраструктурных проектов и социальных объектов, имеющие прямой и вторичный эффект для роста экономики, обеспечением занятости населения и сокращения бедности в средне- и среднесрочной перспективе;

– оптимизация инвестиционных расходов государства за счет ужесточения критериев отбора проекта на стадии ТЭО, внесения корректировок и отказа от реализации инвестиционных проектов, потерявших актуальность в связи с изменением рыночной конъюнктуры, стоимости и сроков реализации, а также и мониторинга за реализацией инвестиционных проектов и эффективностью после их ввода, расширения использования частных инвестиций и инструментов проектного финансирования, развития государственно-частного партнерства, фондового рынка, включая за счет эмиссии корпоративных и инфраструктурных облигаций;

– завершение работы по оптимизации таможенных льгот;

– совершенствование промышленной и конкурентной политики. Разработка и принятие Стратегии промышленной политики на среднесрочную перспективу с определением новых драйверов развития для привлечения прямых иностранных инвестиций и концентрацией финансирования «точек роста», стимулирования последовательного увеличения участия отечественных предприятий в международных цепочках добавленной стоимости, повышения конкурентоспособности на экспортных рынках, завершением процесса реформы государственных предприятий;

– продолжение реформирования аграрного сектора. Полным исключением административного вмешательства в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных производителей, внедрения рыночных механизмов ценообразования, движения финансовых средств, совершенствование механизма залогового оборта земли. Стимулирование создания цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве;

– рост производительности труда в экономике и каждой отрасли за счет оптимизации производственных затрат, внедрения современных технологий, цифровизации производственных процессов, конечной целью которых является рост удельной продукции на одного занятого и его заработной платы, повышение международной конкурентоспособности отечественной продукции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей