back to top
8.2 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

Эсклюзивное онлайн-интервью Саидмурата Муратова для информационного портала «Новости Узбекистана», Часть 2

— Саидмурат, продолжая нашу беседу, не могу не отметить, что о ваших успехах в джазе известно многим, вы обрели большое число поклонников вашего творчества, но как стали саксофонистом? Что повлияло на выбор жизненного пути и чему вы, джазмен, отдаёте предпочтение?

— В музыку я пришел из сферы экономики, где до гармонии далеко, зато немало импровизаций. Это, конечно, шутка. В нашем роду в основном были представлены профессии филологов, врачей и экономистов, так что в семье я первопроходец в музыке. В детстве и в голову не приходило, что стану саксофонистом. Решение пришло в 18 лет – внезапно, но осознанно и навсегда. Поступив в экономический университет, как-то пошел на джазовый концерт. Больше меня в университетских аудиториях не видели. Я начал брать частные уроки игры на саксофоне. Первый мой педагог, Хайрулла Сагдиев, преподал азы музыки и исполнительства. Наверстав упущенное в детстве, я подготовился к поступлению в музыкальный колледж имени Хамзы, затем учился в Государственной консерватории Узбекистана, в классе профессора Баходира Муртазаева. Если говорить о моих музыкальных пристрастиях, они разнообразны — от классики и народной музыки до авангарда и Heavy Metal. Сейчас, к примеру, слушаю сборник музыки «Buddha Bar».

— До вашего концерта в Париже осталось две недели. Как проходят репетиции и как французские музыканты отнеслись к вашей программе?

— Репетиции пока виртуальные, так как во Франции сезон отпусков, музыканты отдыхают за пределами Парижа. Программа пробудила в них большой интерес — настоящих джазменов радует, когда джаз переплетается с какой-либо новой культурой. Они разбирают ноты, сверяют их с аудиозаписями, проговариваем мы и какие-то моменты в онлайне. Вскоре приступим к живым, привычным для музыкантов репетициям.

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

— Помнится, как тепло принимала публика французского пианиста Пьера де Бетманна на Первом международном фестивале джаза в Ташкенте. Удивило, как переполненный консерваторский зал на закрытии фестиваля подпевал песне Джона Леннона «Imagine», словно молодежь впитала мелодию и слова с молоком матери. Похоже, джаз повсюду объединяете мир. Но есть ли нечто, отличающее французский или какой-либо иной стиль джазового исполнительства от остальных?

— Джаз действительно музыка мира, объединяющая людей и, смешавшись с различными культурами, он служит мостом между народами. Джаз повсюду разный, но если говорить о традиционном, он везде звучит почти как в Америке. Его систематизировали и стараются играть, стремясь сохранить традиции и культуру исполнения, так, как это делали легенды джаза. Известны и другие стили: бразильский джаз — босса нова и самба; цыганский, турецкий, азербайджанский, афро-кубинский, и эта тенденция обращения в джазе к народной музыке набирает обороты во всем мире. Во Франции, к примеру, возник стиль «джаз-мануш» ((jazz-manouche или gypsy-jazz — цыганский джаз). У него свои особенности; я, признаться, не вникал глубоко, но знаю, что легендарная джаз-глыба Франции Джанго Рейнхартд поднял этот стиль на мировой уровень.

— Вы попали во Францию в непростое время. Немногим более месяца назад произошла трагедия в Ницце. Изменилась ли атмосфера в Париже, и как вы, человек восточный, чувствуете себя на улицах: нет ли недоверия, проверок? Словом, безопасен ли Париж, каково в нём сегодня туристам?

— Трагедия в Ницце потрясла всех — мои близкие друзья как раз находились в Ницце в Национальный праздник и только чудом спаслись. В Париже, слава Богу, все спокойно, и чувствую я себя здесь как парижанин. Проверку, там, где она проводится, проходят все, без различий по цвету кожи и внешности. Думаю, Париж безопасен, и туристам в нём, как это бывало всегда, хорошо.

— Расскажите чуть подробнее о намечающихся концертных выступлениях. Как на них попасть?

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

Парижская мэрия

— Концерты пройдут в самом центре Парижа — в галерее на улице Риволи и в концертом зале Cite Des Arts, совсем рядом с Парижской мэрией. Оригинальна история галереи на Риволи 59. Это галерея-музей. Прежде здесь был банк, потом его закрыли. Здание стояло незаселённым до конца 90-х, и его самовольно заняли уличные художники. Жители близлежащих домов не выразили особого восторга, но разрешили богеме остаться в доме с условием, что жить они будут в другом месте, а в доме на Риволи станут заниматься исключительно творчеством. Узнать это здание легко — его обычно украшает какое-либо произведение, так что мимо не пройдешь. Это пространство креатива.

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

Вход в галерею и на концерты свободный. Конечно же, я переживаю, как «поймать кураж» и выступить наилучшим образом. Со мной будут играть известные в Париже и за его пределами джазмены. Это пианист, профессор консерватории Пьер де Бетманн, с которым мы играли в Ташкенте, и относительно молодые музыканты Этьенн ( контрабас) и Эли (ударные).
Необычным было наше знакомство с Эли. Буквально в 10 минутах от городка искусств, где я живу, находятся лучшие джаз клубы Парижа. В их числе клубы Duc Des Lombards и Sunset/Sunside. В первые же дни в Париже я посетил джем-сейшен в Duc Des Lombards и познакомился там с молодым и сумасшедше талантливым барабанщиком Эли. Мы поговорили и обменялись контактами. Позже, во время встречи с профессором Пьером де Бетманном, удивило, что именно этого музыканта он советует мне пригласить в барабанщики для совместного концерта. Мистика? Я называю это магнетизмом мысли, когда похожие по духу люди волей судьбы пересекаются и сотрудничают.

— Поездки для вас – своего рода школа? Не влечёт ли возможность остаться за рубежом?

— Любая поездка – уникальный опыт: и музыкальный, и жизненный. Но я придерживаюсь при этом принципа «Учись у всех — не подражай никому». В жизни то же самое: важно быть собой и идти своим путем. Стараюсь любить всё и всех в общечеловеческом плане. Идея, что всё сотворено Всевышним и явлено по его воле, наталкивает на мысль о присутствии частички Творца в каждом из нас. Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших людей, и справедливо любить всех вокруг, принимая их такими, какие они есть. Жизнь вдали от родины, как видите, настраивает на философский лад. Отчизна для меня — это моя мама, родные и любимые люди, друзья, мои учителя, музыка, моя улица, город и даже запах Ташкента. Всё, что напоминает об Узбекистане, — для меня родина. Я, честно сказать, пока не чувствую ностальгии или темной тоски, хотя провел в Париже почти два месяца. Интернет позволяет постоянно оставаться на связи с домом, родными и друзьями. Не дают скучать и новые люди, встречи, проекты и дела.

— Как вы проводите время в Париже, что успели посмотреть, появились ли любимые места? В каких музеях побывали, что впечатлило? Можете ли дать советы туристам из Узбекистана?

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

— Условия пребывания в Cité Internationale des Arts таковы, что я сам решаю, чем заниматься. Вечерами гуляю возле Нотр-Дам де Пари – легендарного Собора Парижской Богоматери, в традиционном студенческом Латинском квартале на берегу Сены, знаменитом историческом квартале Марэ с его обилием книжных и других магазинов, в окрестностях станции метро Сент-Пол, на площади перед Центром Помпиду, где всегда много художников, музыкантов, циркачей и бродячих артистов. Мне очень нравятся все достопримечательности Парижа. Интересно бродить по бульвару Сен-Жермен с его антикварными лавками, часто бываю в самом известном районе Парижа — Монмартр, где есть всё. Нравится также парк Тюильри с его летними аттракционами – он расположен совсем рядом с Лувром.

— Центр вашего пребывания — Cité Internationale des Arts, где вы живете, — расположен в сердце Парижа?

— Да, как раз вблизи улицы Риволи. Мы называем его Cité. Из окна моей комнаты открывается вид на набережную реки Сена, Нотр-Дам, а Лувр и Центр Помпиду — всего в 10 минутах ходьбы. Артистам, приглашенным в Cité, дается полная свобода. Но, естественно каждый приезжает с проектом, который был представлен для конкурсного отбора в эту программу. Мой проект, ориентированный на узбекистанскую публику, связан с легендарным французским певцом и джазовым гитаристом Анри Сальвадором, который у нас, к сожалению, мало известен. Возвратившись в Ташкент, непременно организую концерт, посвященный жизни и творчеству этого замечательного артиста.

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

Мне повезло, профессор Парижской Консерватории, пианист Эрве Селлан, который приезжал в этом году в Ташкент, очень помог мне с этим проектом — мы вместе выступали у нас на джазовом фестивале и подружились. Этим летом несколько раз встречались и в Париже, а не так давно я побывал у него в гостях в пригороде Парижа. Эрве Селлан большой музыкант, он играет и записывается со звездами джаза мирового уровня, у него много связей в мире музыки. Именно он помог мне с информацией об Анри Сальвадоре, посвятив мне время и даже сопроводив в большой магазин компакт дисков и виниловых пластинок, где я приобрел нужные мне записи Анри. Виниловых пластинок в магазине не нашлось, и он решил свозить меня на рынок «Macheaux Puces», там я смог найти редкие раритетные пластинки Анри. Господин Эрве познакомил меня с музыкантом, работавшим с Анри Сальвадором, и я вскоре должен с ним увидеться, чтобы уточнить кое-какие из моментов последних лет жизни Анри Сальвадора. У меня получается очень интересная и достоверная история о творчестве французского певца, который шесть с лишним десятилетий не покидал сцены. Уверен, она никого не оставит равнодушным, и люди узнают еще одну страницу из истории французской музыки.

— Проект узбекского этно-джаза — это другая программа?

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

— Да, подготовкой этих концертов я занимаюсь по своей инициативе. Хочется познакомить своих новых друзей с узбекской музыкой. В Cité живут 320 представителей разных стран мира, и администрация периодически утраивает для нас ланчи, во время которых музыканты и художники знакомятся и общаются друг с другом, налаживая человеческие и культурные контакты. Это народная дипломатия, которая нередко бывает действеннее официальной.
Сентябрьские концерты, надеюсь, послужат популяризации узбекского джаза, а видеозаписи с концертов помогут предметнее вести переговоры с джазовыми промоутерами о последующих выступлениях – надеюсь, этот визит в Париж у меня не последний. В будущем хочется выступить с сольной программой в клубах Duc Des Lombards и Sunset/Sunside. Всё получится, если идти путем самосовершенствования и оставаться верным своему выбору.

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 2

Еще раз поздравляю всех друзей с наступающим праздником и шлю привет ташкентской публике из Парижа. Вернувшись в родной город, возобновлю деятельность «Ильхом джаз клуба» и продолжу работу над вторым альбомом группы «Jazzirama».

— Успешных вам выступлений, Саидмурат! Надеюсь, соотечественники не пропустят концертов в Париже и поделятся впечатлениями, а французы откроют для себя красоту узбекских народных мелодий.
До встречи в Ташкенте!

Тамара САНАЕВА

Саидмурат Муратов: « Я счастлив играть в Париже!» Часть 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей