back to top
2.8 C
Узбекистан
Понедельник, 22 декабря, 2025

Связь поколений

0
Связь поколений

Завершая Год внимания и заботы о старшем поколении, Каракалпакское отделение Академии художеств Узбекистана открыло в своем выставочном зале в Нукусе тематическую фотовыставку. Она носит название «Благополучие в семье, где есть старшие». Организаторы выставки — Академия художеств Узбекистана и Ташкентский Дом фотографии.

Свои работы для выставки предоставили разные авторы. Это члены секции художественной фотографии Творческого объединения художников Узбекистана: Абдугани Жумаев, Рустам Шарипов, Владимир Шлосберг, Рустам Шагаев, Хусниддин Ато, Хасан Пайдоев, фотокорреспонденты Национального информационного агентства Узбекистана: Аъло Абдуллаев, Сарвар Урмонов, Жамшид Норкобылов. Кроме того, в экспозицию вошли снимки молодых фотографов.

Восемьдесят работ, составляющих эту выставку, отличаются друг от друга авторским стилем и представляют разные направления фотоискусства. Объединяет их только общая идея: связь поколений, семейные ценности, почтение к старикам – те национальные традиции, которые неизменно бережно сохраняются народом.

Как сообщает пресс-служба Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана, выставка продолжит свою работу до 14 января 2016 года.

Анна НИМ.

Под арестом еще на два месяца! Грустно…

0
Под арестом еще на два месяца! Грустно…

Районный суд Москвы продлил срок ареста семерым гастарбайтерам из Узбекистана, подозреваемым в краже памятника актеру Евгению Леонову в Москве. Они останутся в СИЗО еще на два месяца, с ними проводятся необходимые следственные действия в рамках уголовного дела.

Напомним, что выходцы из нашей страны украли и распилили на части скульптуру, изображавшую матерого преступника Доцента из культового фильма «Джентльмены удачи», великолепно сыгранного Леоновым. Они

погрузили памятник на грузовик и отвезли в пункт сдачи металлолома, где его распилили на части. Доход ворюг составил 40 тысяч рублей (тогда это было 600 американских долларов). Но уже в течение суток после совершения преступления, все семеро были арестованы.

В суде, где рассматривалась мера пресечения фигурантов этого дела, 21-летний Бекзод Туйчибоев в свое оправдание сказал, что на стройке, где он работает, ему уже пять месяцев не выплачивали зарплату. Фазлиддин Шерматов, Аскарбек Абдулхалилов, Абдулхалим Рафиев (его следствие считает организатором кражи) и другие валили вину друг на друга. Почти все они работали в Москве нелегально и не жили по месту регистрации. Все они по решению суда были арестованы до 16 декабря, теперь этот срок продлен до 16 февраля. Их ждет суд и наказание в зависимости от степени вины – от штрафа в 200 тысяч российских рублей до пяти лет колонии.

Примечательно, что задержанные ничего не знали о Евгении Леонове и никогда в жизни не видели фильм «Джентльмены удачи», часть которого, кстати, снималась в Узбекистане. Ведь по идее они с трепетом должны были относиться к своему коллеге по воровскому цеху, многие выражения которого стали классикой и разошлись по миру в виде цитат – «Редиска», «Пасть порву!», Моргала выколю!» и многие другие.

Многие москвичи были крайне возмущены случившимся.

– Это дело рук настоящих мерзавцев, которые уподобляются террористам «Исламского государства», разрушающих памятники в Сирии, – не скрывала эмоций Галина Маланичева, руководитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – Они должны понести самое серьезное наказание.

Однако чуть позже история с пропажей этого памятника получила развитие в совершенно неожиданном ключе – внезапно выяснилось, что вычурная скульптурная композиция вообще-то мало кому нравилась. И посетовав на вандализм, некоторые деятели культуры не стали скрывать облегчения из-за того, что в Москве стало одним уродливым памятником меньше.

Тем не менее, автор украденной и распиленной скульптуры Екатерина Чернышева уже заявила, что готова взяться за ее восстановление и назвала ориентировочную стоимость нового Доцента – 1,6 миллиона рублей.

… А наших ребят все-таки искренне жаль. Бросив семью и детей, уехать на чужбину в поиске больших денег, пахать там как папа Карло, не получая зарплату, и… оказаться в СИЗО, а потом быть может и в тюрьме. Я смотрел по телевидению, как они отвечали на вопросы судьи – плохо понимая русский язык, не зная, что сказать в свое оправдание… Грустно, очень! Может, лучше было строить сельские дома (по типовым проектам) в родном Узбекистане или собирать хлопок?

Чулпон ХАМАТОВ.

«Мангалочий дворик» взрослеет

0
«Мангалочий дворик» взрослеет

Ташкентский клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» отметил свое 16-летие. Праздничный вечер, посвященный этой дате, прошел 17 декабря 2015 года в Российском центре науки и культуры в Ташкенте. Встреча, на которую собрались постоянные гости музея, сотрудники и молодые курсанты РЦНК, носила название «Нам 16».

— Год назад мы отмечали пятнадцатилетие, «подростковый» юбилей, а в этом году музей, можно сказать, получил паспорт и повзрослел, — пошутила, открывая вечер, Альбина Витольдовна Маркевич, общественный директор музея. – Это значит, что возрастают требования к нашей работе, расширяется круг возможностей и, конечно, продолжается жизнь в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой».

Она подвела итоги уходящего года, который был для музея весьма плодотворным. Проводились экскурсии, хоть и не так много, как в прошлые годы. Состоялось 42 заседания на самые разные темы. Были среди них творческие встречи с поэтами, музыкантами и просто интересными людьми. В «Мангалочьем дворике» в 2015 году отметили 70-летие Победы, 125-летие со дня рождения Анны Ахматовой и 120-летие со дня рождения Сергея Есенина. Еще одной радостной датой стала 195-я годовщина выхода в свет первой завершенной поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Встреча по этому поводу прошла не в музее, а у подножия памятника поэту на бывшей Театральной площади. Она стала первым культурным мероприятием, проведенным по новому «месту прописки» ташкентского Пушкина.

«Мангалочий дворик» взрослеет

Проводились вечера к 195-летию А.Фета, 100-летию К.Симонова, а также к 100-летию композитора А.Козловского, ташкентского друга Анны Ахматовой. Отмечались день рождения А.Платонова, Х.Алимджана, день памяти Н.Гумилева, А.Блока, М.Цветаевой, а также, по давней традиции музея – день рождения и день памяти В.Высоцкого. Гордостью «Мангалочьего дворика» стал XIV Цветаевский костер, проводимый здесь ежегодно.

Фонды музея пополнились несколькими бесценными экспонатами: сборником стихов Зульфии, автографом стихотворения Ойбека, посвященного Анне Ахматовой, автографом Константина Симонова. Известный филолог А.Н.Давшан передала в дар «Мангалочьему дворику» часть своей библиотеки и старинные предметы быта. Кроме того, к коллекции музея прибавились новые сборники ташкентских поэтов, аудиозаписи барда Г.Арефьева.

Вспомнить радостные и торжественные события прошедшего года присутствующим помогло слайд-шоу, составленное из фотографий музейных вечеров.

«Мангалочий дворик» взрослеет

С поздравлениями выступили постоянные гости клуба-музея: О.Бордовский, Р.Крапаней, Т.Попова, Г.Богдасарова, В.Осадченко. Прозвучали стихи Александра Файнберга, которого помнят и любят в «Мангалочьем дворике», исполненные И.Парамоновой и А.Ястребковым. Классические романсы исполнили П.Борисов и Л.Болдеску, а Г.Арефьев и Н.Александрова представили цикл романсов на стихи Альбины Витольдовны Маркевич.

Итоги вечера подвел руководитель РЦНК в Ташкенте Виктор Шулика, поблагодаривший всех собравшихся и рассказавший о готовящихся мероприятиях Центра. «Всем спасибо за прекрасную работу, за сотрудничество, за то, что мы вместе с вами двигаем русскую литературу, русскую культуру», — сказал он.

Анна ГРИЦЕНКО.
Фото Раисы КРАПАНЕЙ.

«Лико.Время»: фотовыставка-загадка

0
«Лико.Время»: фотовыставка-загадка

15 декабря 2015 года в Ташкентском Доме фотографии была представлена выставка фотохудожников Виктора Ана и Виктора Вяткина. Еще до своего открытия она интриговала ташкентцев загадочным названием «Лико.Время».

Авторы объединили в своем проекте около трех десятков работ, выполненных в жанре черно-белой фотографии, что придает выставке особую изысканность. Половина снимков представляет собой портреты. Выразительные лица композиторов и музыкантов, фотографов и поэтов в черно-белой гамме рассказывают такие непохожие истории жизни. И если «Лико» из названия выставки относится к портретным снимкам, то «Время» — это вторая половина работ. На этих снимках – двери. Украшенные орнаментами и металлическими кольцами, такие старинные двери и по сей день сохранились в некоторых махаллях, сами по себе являясь исторической ценностью. Они в прямом смысле воплощают в себе время. Но в то же время дверь – это яркий и многозначительный символ, позволяющий различные толкования. И художники сделали портреты наших современников удивительно многоплановыми, вписав их в подобный контекст.

Организаторами выставки стали Академия художеств Узбекистана и Ташкентский Дом фотографии. На открытии выступил руководитель отдела Академии художеств Узбекистана Гайрат Шукуров, поздравивший фотохудожников с открытием интересного и необычного проекта.

Анна НИМ.

Победителей объявят завтра

0
Победителей объявят завтра

Республиканский этап телевизионного фестиваля «Санъат мактаби» («Школа искусства») проходит во Дворце творчества молодежи в Ташкенте. В нем участвуют 134 молодых артиста, отобранных из 1200 участников региональных этапов. Они соревнуются по номинациям эстрадного искусства, традиционного и академического исполнения, инструментального исполнения, танца.

Организаторы фестиваля — Министерство по делам культуры и спорта, Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Центр культуры и искусства молодежи. «Санъат мактаби» направлен на поддержку молодых исполнителей страны. Фестиваль в значительной мере ориентирован на сохранение национальных традиций исполнения, предоставляя возможность участвовать в конкурсе представителям школы «Устоз ва шогирд» («Мастер-ученик»).

Как сообщает УзА, в церемонии открытия фестиваля принял участие заместитель председателя Союза композиторов Узбекистана Х.Рахимов.

Победителей и призеров фестиваля определит компетентное жюри. Их имена станут известны уже завтра, на финальном мероприятии «Санъат мактаби» — гала-концерте в столичном Дворце творчества молодежи.

Анна НИМ.

«История – это пророк, смотрящий в прошлое».

0
«История – это пророк, смотрящий в прошлое».

200 с лишним лет назад эту весьма занимательную мысль высказал великий немецкий философ и писатель Фридрих фон Шлегель. Даже не имея в виду уникальных Нострадамуса (Мишеля де Нострадама), Вольфа Мессинга, или бабушку Ванду (Вангелию), признаем, что надо обладать фантастической проницательностью и прозорливостью, чтобы пророчески точно предсказывать будущее. В то же время, видимо, надо иметь не менее замечательные качества, прежде всего – пытливую аналитичность, скрупулёзную тщательность и неподкупную объективность, чтобы зорко всмотреться и правильно разобраться с прошлым, а значит, и настоящим. Особенно если дело касается истории целого народа, его места среди других, если речь идёт о попытке дать строго научную характеристику конкретных персонажей прошлого и современности, оставивших заметный след в летописи человеческого развития, а также природных явлений, общественно-политических событий, естественно-научных, технических понятий и факторов, других аспектов, составляющих всю нашу живую и неживую материю, все наши знания и представления об окружающем видимом и невидимом мире.

Вся премудрость в том, что Шлегель не манипулировал привычными понятиями «прорицатель», «ясновидящий» «гадальщик», «колдун» и пр., а использовал слово «пророк», то есть тот, кто изначально не может ошибиться или сознательно обманывать. Значит, именно такая миссия настоящего историка, открывающего нам взгляд на истинное прошлое, как бы острым скальпелем вскрывающего подлинную суть развития и становления того или иного народа, отдельного региона или же человечества в целом.

Я далёк от того, чтобы полностью присоединиться к другим словам, высказанным примерно в то же время французским учёным Пьером Буастом: «Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, о своём отечестве, своей партии», хотя общий пафос данного призыва вполне разделяю – над историками ни в коем случае не должны довлеть какая-либо конъюнктура, соображения идеологического или делового характера. Честность учёного должна проистекать только лишь из высочайших соображений служения истине!

Эти рассуждения, так сказать, общеметодологического характера, и вряд ли кто с ними открыто поспорит. Но если вспомнить, что ровно 15 лет назад – в конце 2000 года вышел первый том «Национальной энциклопедии Узбекистана», то можно поразмышлять — насколько эти сентенции подтверждаются на практике? Не знаю, как для других. но моё мировоззрение, мои исторические, литературные и художественные взгляды в основном формировалось в 14 лет изучением всех томов Большой Советской Энциклопедии, которые появились у нас дома, как подарок руководства ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства) страны моему отцу, завоевавшему золотую медаль. Такие вот награды и поощрения выдавались победителям социалистического соревнования. Папа признавал, что помимо фронтовых боевых наград. присланная библиотека из Москвы была самой лучшей наградой в его жизни. А я ещё в 18-й школе выделялся как наиболее эрудированный ученик.

Вернусь к Национальной энциклопедия Узбекистана. Сведущие читатели знают, что она состоит из 12 томов. В её 11 томах опубликовано 50 тысяч различных познавательных статей, а 12-й том целиком посвящён Республике Узбекистан,

В каждом томе энциклопедии размещено от 800 до 1200 цветных и черно-белых иллюстраций, диаграмм и карт. В создании данной энциклопедии принимали участие около 5000 авторов, рецензентов и ученых. Весьма солидный и основательный труд.

В чём же принципиальная важность и ценность этого фундаментального научного издания, рассчитанного на многие годы? Конечно, прежде всего в том, что, несмотря на наличие в мировой библиотеке таких выдающихся образцов, как Британская энциклопедия, БСЭ, подобные американские, французские и немецкие издания, во всех них – или далеко не полностью отражена многоаспектная история узбекского народа и государства, или же, зачастую, она даётся искажённо, с грубыми фактологическими и понятийно образующими ошибками. У авторского коллектива нашей Национальной энциклопедии появилась реальная возможность исправить эту ненормальную ситуацию и ввести в научно-популярный оборот оригинальные и точные определения, касающуюся всех сторон характеристики минувших эпох и современного состояния нашего края.

Но в то же время, на мой, не претендующий на абсолютную истину взгляд, в отдельных статьях были допущены однобокие подходы и выводы, есть необъективная избирательность в выборе персонажей, особенно ХХ-го столетия. Это можно было бы как-то понять, когда речь идёт о политических деятелях прошлого столетия, но никак нельзя оправдать игнорирование или замалчивание некоторых писателей, деятелей культуры, науки и искусства нашей республики. Все они, отмеченные Божьей искрой, — это дети своего непростого времени и своего народа, по мере сил и возможностей, служившие своей Родине. Кстати, в большинстве других энциклопедических словарях даётся упоминание и краткая характеристика всем персонажам истории, даже если они противоречат сегодняшним политическим и идеологическим взглядам и воззрениям.

Такое несоответствие чревато тем, что со временем возможны новые переосмысления, новое прочтение высокой и бескомпромиссной правды, которую придётся подправлять или изменять. А энциклопедии составляются, как правило, на многие десятилетия вперёд.

Так надо ли, если некоторые неполные тома будут выглядеть устаревшими ещё при жизни одного поколения?

А. ХОДЖАЕВ

«Раскольников» из Узбекистана зарубил в Сочи пенсионерку

0
«Раскольников» из Узбекистана зарубил в Сочи пенсионерку

В Сочи по обвинению в убийстве пенсионерки задержан гражданин Узбекистана.

Как сообщает пресс-служба Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Краснодарскому краю, 5 декабря в дачном домике садоводческого товарищества «Мамайка» села Альтмец было обнаружено тело 79-летней женщины с черепно-мозговой травмой, а также другими повреждениями головы.

Сотрудниками Главного Управления МВД России по Краснодарскому краю по подозрению в совершении данного преступления задержан 46-летний гражданин Республики Узбекистан, проживающий в России около 8 лет. По данным следствия, рано утром 5 декабря мужчина пришел к пенсионерке домой и стал просить дать денег взаймы. Получив отказ, он, находящимся в помещении топором, нанес несколько ударов по голове хозяйки дома. Совершив убийство пожилой женщины, злоумышленник скрылся.

Сотрудники полиции Лазаревского района Сочи получили информацию от местного жителя, обнаружившего труп старый соседки по участку на даче.

Сейчас мужчина заключен под стражу. Известно, что ранее задержанный привлекался к уголовной ответственности за совершение имущественных преступлений», — информируют правоохранители.

По материалам российских СМИ.

Ко дню рождения Хамида Алимджана

0
Ко дню рождения Хамида Алимджана

Темой очередного поэтического вечера в клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при Российском центре науки и культуры в Ташкенте стал день рождения Хамида Алимджана (12.12.1909 — 03.07.1944). Встреча была посвящена биографии и творчеству этого поэта, драматурга и переводчика, успевшего за свою недолгую, но яркую жизнь стать классиком узбекской литературы двадцатого века.

С обзором основных вех жизни Хамида Алимджана выступила Раиса Крапаней. Ее рассказ дополнила общественный директор «Мангалочьего дворика» Альбина Маркевич, напомнив собравшимся о встречах поэта с Анной Ахматовой, жившей в годы войны в Ташкенте. В числе экспонатов музея можно увидеть записку, сделанную рукой Х.Алимджана. Надпись на странице календаря адресована поэтессе Зульфие, жене поэта. Он просит не забыть передать Анне Андреевне лепешки. За короткой запиской встают полуголодный военный быт и забота узбекистанцев об Ахматовой. Этот экспонат был передан музею вместе с другими реликвиями дочерью поэтов, Хулькар Хамидовной Алимджановой.

Стихи Х.Алимджана и других авторов прозвучали на вечере в исполнении поэтов Олега Бордовского, Сергея Слонова, Ивана Шмакова, Евгении Абалян, Гуарик Багдасаровой. Музыкальную часть программы представил Геннадий Арефьев, написавший несколько песен на стихи поэта.

Был анонсирован следующий вечер: 17 декабря «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» отметит свое 16-летие. Очередная встреча в четверг будет посвящена этой радостной дате.

Анна НИМ.

Приглашают «Хранители керамики Узбекистана»

0

Организованная Академией художеств Узбекистана, Галереей изобразительного искусства Узбекистана, Caravan-group и OOO Asha production, выставка «Хранители керамики Узбекистана» познакомит жителей и гостей столицы с творчеством более чем 20 мастеров из разных регионов республики.

Приглашают "Хранители керамики Узбекистана"

Несколько дней кураторы и авторы работ выстраивали экспозицию, отображающую сохраненные старыми мастерами и возрожденные потомками национальные традиции гончарного искусства. Немало труда вложили мастера, чтобы создать свои произведения из, казалось бы, самого простого природного материала — глины. Их творения — не музейные экспонаты, хотя каждое из изделий достойно занять место в собраниях прикладного искусства. Керамические шедевры, представленные на стендах, исключая отдельные, наиболее ценные экспонаты из личных коллекций мастеров, может приобрести любой из посетителей выставки. Многие ценители народного искусства с нетерпением ожидают встречи с полюбившимися им мастерами-кулолами.

Мы попросили рассказать о выставке одного из ее организаторов — директора ООО «Asha production» Гульжамал Милибаеву.

Приглашают "Хранители керамики Узбекистана"

— Главной целью выставки, — сказала она, — является презентация разнообразных направлений самобытной и необычайно богатой узбекской керамики, некогда насчитывавшей десятки школ и стилей. Некоторые из них сохранились и продолжают свое развитие, поражая необычайной красотой, глубиной цвета и богатством орнамента керамических изделий.
На стендах выставки посетители сразу заметят изготовленную по старинной технологии неполивную керамику. Позже, в конце VIII века, появилась глазурованная. Ее окрашивали с помощью состава, который называется ишкор. Он получается из особых степных трав и дает очень красивый сине-голубой тон при обжиге глины. Потому керамика Ферганы и Хорезма, где применяли такие краски, имеет общий колорит. Однако по орнаменту и форме она отличима.

Благодаря выставкам, организуемым Академией художеств Узбекистана и экспозиционными площадками центров национального искусства, мы давно сумели познакомиться с ташкентскими керамистами — академиком Акбаром Рахимовым и его сыном Алишером, продолжающими традиции своего отца и деда Мухиддина Рахимова. Полюбили и народных мастеров из Риштана — Шарафиддина Юсупова, Рустама Усманова, Алишера и Бахтиера Назировых. Ныне в Риштане работают сотни керамистов, тогда как несколько десятков лет назад школа была на грани исчезновения. Работы риштанских усто привлекают взор ярким цветом голубой керамики и традиционным орнаментом, в узорах которого фигурируют цветок и плоды миндаля и граната, побеги, четырехлистник. Можно встретить и предметные узоры из стилизованных изображений кувшинов, ножей или геометрический орнамент из различных линий, насечек, решетчатых узоров.

Нельзя пройти мимо работ искусного андижанского гончара Мирзабахрома Абдувахабова. Работы усто хорошо знакомы ташкентцам по его персональной выставке в музее прикладного искусства, состоявшейся в 2013 году. Мы, сотрудники «Asha production», впервые попали в андижанскую мастерскую два с лишним года назад. И словно перенеслись на машине времени в прошлое. Старая дедовская мастерская усто Мирзабахрома стоит нетронутая, такая же, как в прапрадедовские времена. «Новую мы построили после землетрясения», — сказал нам мастер. А на вопрос, какого землетрясения, пояснил: того, что было в 1902 году. Чувствуете эхо времени?

Приглашают "Хранители керамики Узбекистана"

Гости Ферганской долины и ценители ремесел даже из дальних стран сегодня хорошо знают дорогу в мастерские узбекских керамистов, различают стиль работы мастеров. Говорят, что сразу узнаваемы ляганы работы академика Шарафиддина Юсупова — он наносит на свои блюда столь разнообразные и наполненные символикой орнаменты, что их можно читать как книги. Особый стиль и цвет присущ школе усто Алишера Назирова. Мастер передает своим ученикам собственный рецепт ишкоро-оловянной глазури и художественной росписи, да и забытые в прошлом веке, но вновь возрожденные им формы керамических сосудов — саршуяк, урдак. Создает также изысканные чайные сервизы. Глазурь на его изделиях настолько прочна, что даже металл не оставляет на ней царапин.

А какое удовольствие побывать в мастерской и музее в доме усто Рустама Усманова! Словом, любители керамики услышат имена, известные прежде только специалистам — Музаффара Саидова, Исмаила Комилова и других. Приедут также усто-кулолы из Хорезма, Ферганы, Шахрисабза, Самарканда и Бухары. Покажет свое искусство и новое поколение молодых керамистов – шогирты и продолжатели традиций прославленных мастеров.

Нельзя не восхититься разнообразию росписи и форм керамических сосудов — ляганов, кувшинов-офтоба, блюд-тогора, чашек-коса и пиал. Причем, на выставке посетители поймут, чем отличаются настоящие авторские работы от тех поддельных мелкоузорчатых ляганов и тарелок в сине-белых тонах, которые на базарах выдают за «риштанские». Раз увидев оригинальную керамику Риштана, оценив изысканность традиционных орнаментов с их глубокой смысловой символикой, не захочется приобретать подделку.

Кроме риштанской известна и голубая хорезмская керамика. Ее традиции продолжает Одил Матчанов из села Мадир — сын усто Раимберды. Хорезмские блюда-бадия выделяются изящным геометрическим узором на внутренней поверхности.
Поражают самобытностью архаичные орнаменты на блюдах Шахрисабза, символы оберегов на ляганах андижанского мастера, глиняные игрушки-хуштак из Самарканда и Убы (Бухарская область). А золотисто-желтая и охристо-зеленая роспись работ гиждуванских усто Нарзуллаевых!.. Ее и словами не опишешь. Увидим мы в экспозиции и керамику мастера из села Мадир – в ней чувствуется влияние средневековой архитектурной майолики. Ургутские мастера (Самаркандская область) удивят кувшинами офтоба и куза с резными деталями. У каждого мастера есть работы, которые привлекут особое внимание зрителей. Заметим, что керамика эта экологична, в ней используются природные красители, и она проходит обжиг при очень высокой температуре, обретая особую чистоту материала.

К сожалению, в некоторых регионах традиции и гончарные школы были утрачены. Даже в Бухаре не осталось гончаров. Традиции бухарской керамики сегодня продолжает своими инновационными поисками молодой керамист Абдувахид Каримов, основавший несколько лет назад центр бухарской керамики.

Приглашают "Хранители керамики Узбекистана"

Не осталось мастеров, которые продолжили бы дело отцов и дедов, например, в Денау, Джизаке, Каттакургане. На грани исчезновения школа Гурумсарая — а ведь она в 70-е годы прошлого века стала открытием для искусствоведов и любителей керамики и получила всемирную известность. Потому одна из задач нашей выставки — познакомить зрителей с разными школами, поддержать исчезающее искусство. Сохранить то, что есть, и показать молодым престиж занятия ремеслом. Ведь это часть нашей истории. И мы готовы приобщить к ней детей и молодежь. Они смогут попробовать себя за гончарным кругом и в росписи керамики прямо на выставке, где пройдут мастер-классы по формовке и росписи, посетить круглый стол с мастерами и искусствоведами. Экскурсии пройдут также на английском и французском языках. В отведенные часы экскурсии по залу проведут именитые эксперты-искусстоведы — заместитель директора Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана Людмила Хаджимуратовна Кодзаева и арт-директор Caravan group Наталья Константиновна Мусина.

Чтобы представить, как проходит работа в мастерских, можно посмотреть в интернете небольшой ролик о керамике Риштана, снятый нашими операторами, а также любительские ролики из бухарской и гиждуванской мастерских, сделанные во время нашей поездки в Бухарскую область осенью этого года.
Все три дня в любой час работы выставки наши гиды-волонтеры проведут вас по экспозиции, расскажут о мастерах и школах керамики Узбекистана, ответят на интересующие вас вопросы.

Приходите на выставку. И вам непременно захочется унести с собой частицу древнего искусства узбекских керамистов.

Тамара САНАЕВА.

На конгрессе в Нара

0
На конгрессе в Нара

В ходе VI конгресса местных и региональных органов управления стран Восточной Азии в городе Нара (Япония) был представлен туристический потенциал Узбекистана. Об этом сообщает ИА «Жахон».

Презентацию посетили представители правительства и общественности Японии, журналисты.

В узбекистанскую экспозицию вошли фотографии и видеоролики, рассказывающие о таких центрах туризма нашей страны, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз. Материалы, представленные на выставке, охватывали историю и культуру Узбекистана, архитектурные памятники, традиции народа, а также современные достижения страны.

Узбекистанские артисты исполнили народные песни и танцы. Концерт дополнил показ национальных тканей, а также сшитой из них одежды.

Анна НИМ.

«Крылья мечты» кокандского художника

0
«Крылья мечты» кокандского художника

Персональная выставка Лутфулло Кадырова «На крыльях мечты» открылась в Мемориальном парке-музее К. Бехзода Академии художеств Узбекистана. В этом событии приняли участие сотрудники зарубежных дипломатических представительств, творческая интеллигенция, учащиеся колледжей и лицеев, представители прессы.

Лутфулло Кадыров — воспитанник Кокандского творческого художественного центра «Иктидор», созданного для обучения художественному творчеству детей с ограниченными возможностями. Как подчеркнул на открытии выставки председатель Академии Художеств Узбекистана Акмаль Нуридинов, одаренные ученики центра могут рассчитывать на поддержку Академии в организации выставок. Также он вручил художнику и руководителю центра Т. Ахмадалиеву памятные подарки.

Прежде 24-летний Лутфулло Кадыров уже участвовал в выставках как республиканского, так и международного значения. В новую экспозицию вошло около пятидесяти его работ, как живописных, так и графических. Более половины из них были в первый же день приобретены посетителями выставки. Нужно отметить, что художник, помимо работы над картинами, занимается преподаванием, обучая детей с ограниченными возможностями.

Анна НИМ.

Культпоход детей из Ангрена и Чирчика

0

Редкая возможность побывать на праздничных мероприятиях в столице появилась у школьников областных учебных заведений.

Культпоход детей из Ангрена и Чирчика

Такую возможность предоставила компания «Нестле Узбекистан», которая в рамках запуска нового молочного коктейля NESQUIK® со вкусом клубники, организовала новогодний детский праздник в киноконцертном центре «Зарафшан» в городе Ташкенте.

На новогодний праздник были приглашены дети из детского дома-интерната № 34 г. Ангрена и из Чирчикской школы-интерната, с участием волонтёров столичной группы «Доброе Дело».

Культпоход детей из Ангрена и Чирчика

На протяжении всего праздника детишек ожидала веселая развлекательная программа с участием кролика Квики, который рассказал ребятам, их родителям и воспитателям о новом продукте.

Ведущему удалось быстро найти контакт с детьми, и они с удовольствием участвовали в увлекательных играх и конкурсах, с неподдельной радостью получали призы и подарки от Квики.

Одновременно дети смогли оценить новый молочный коктейль со вкусом клубники на дегустации, которую организовали волонтеры группы «Доброе Дело».

Культпоход детей из Ангрена и Чирчика

За калейдоскопом весёлых игр, конкурсов, викторин и танцевальных номеров самих детей, время праздника подошло к концу незаметно. Необычный культпоход завершился для детей сюрпризами. Приглашенные детишки из детских домов, получив подарки от торговой марки NESQUIK®, отправились домой с огромным зарядом положительных эмоций и яркими воспоминаниями.

Максад ДЖАНГИРОВ, фото автора

Ниёзали Холматов в «Ильхоме»

0
Ниёзали Холматов в «Ильхоме»

15 декабря в 17.30 в театре Марка Вайля «Ильхом» откроется новая выставка. Свои работы представит известный художник-миниатюрист, академик Ниёзали Холматов.

На сегодняшний день Н. Холматов – один из самых знаменитых миниатюристов Узбекистана, возрождающий и развивающий это древнее искусство Востока. Он является членом союза художников УзССР, Академии художеств Узбекистана, обладателем звания «Узбек халк устаси», награжден дипломом «Мастер — золотые руки».

Ниёзали Холматов преподавал на кафедре книжной графики и миниатюры в Национальном институте художеств и дизайна им К.Бехзода, выставлялся как у нас в стране, так и за рубежом.

Анна НИМ.

Нестареющее искусство миниатюры

0
Нестареющее искусство миниатюры

В мемориальном парке-музее Камолиддина Бехзода Академии художеств Узбекистана отметили 560-летие мастера миниатюры. Здесь прошла республиканская научно-практическая конференция «Роль творчества Камолиддина Бехзода в мировой культуре: история и современность». Кроме того, в рамках мероприятия была представлена выставка «По стопам великого мастера».

В работе конференции принял участие председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуридинов, подчеркнувший в своей речи важность наследия Камолиддина Бехзода, которое не только остается предметом изучения ученых, но и развивается современными мастерами-миниатюристами. С докладами о творчестве Бехзода выступили искусствоведы, литературоведы и историки.

В выставке, открытой в мемориальном парке-музее, приняли участие академики Алишер Мирзаев, Ниёзали Холматов, лауреаты премии имени Бехзода Тойир Болтабоев и Гайрат Камолов, известные миниатюристы Бахадыр Ходжиметов, Мирхамид Мирсагатов, Aбдухаким Каримов и другие признанные художники. Кроме того, в экспозицию, как символ преемственности поколений и развития искусства миниатюры, вошли работы студентов художественного института.

Выставка наших современников развернулась в зале второго этажа, в то время, как первый этаж был отведен для восточных рукописей и миниатюр, хранящихся в фонде мемориального парка-музея Камолиддина Бехзода, а также качественных репродукций миниатюр, иллюстрирующих произведения Алишера Навои (их оригиналы хранятся в Национальной библиотеке Франции в Париже и Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета в Великобритании).

Анна НИМ.

Обменять паспорт? – Легко!..

7
Обменять паспорт? – Легко!..

Хочу поделиться с вами, дорогой читатель, своим опытом в данном вопросе, то есть попытке получить биометрический паспорт – может пригодится. Законопослушная гражданка, я в очередной раз отправилась в соответствующее подразделение управления внутренних дел нашего Яшнабадского тумана столицы. Уточню: уже в пятый раз в текущем году.

Случилось это 1 декабря, то есть ровно за месяц до истечения срока действия небиометрических паспортов на территории нашей страны и за ее рубежами. До этого являлась сюда весной, дважды – летом, затем в октябре. Причем, время варьировала: приходила то утром, то после обеда, с надеждой, авось получится сдать бумаги и получить заветный номерок для фотографирования (он как луч надежды, символ света в конце тоннеля!). И всякий раз видела толпы граждан, осаждавших двери кабинетов начальника и заместителей паспортного стола (с вашего позволения, так кратко, по–старинке, назову ОВВиОГ районного УВД, занимающийся выдачей биометрических паспортов), других кабинетов, сотрудники которых так или иначе были задействованы в обмене паспортов. Люди теснились в душных коридорах обоих этажей небольшой площади здания, отгороженной для нужд паспортного стола, у любой двери, и никогда здесь не было такой, чтобы можно было спокойно подойти, открыть ее и войти, встретить приветливый прием инспектора, получить интересующую тебя информацию. Увы, это оставалось в грезах, на деле я уходила, как говорится, не солоно хлебавши.

За месяц до конца года, прикинув про себя, что народу, наверняка, поубавилось, я опять пошла в «родное» УВД, выделив на все про все месяц срока, решив что его будет достаточно для процесса получения биометрического паспорта. Подстегнула меня к этому решению и заметка на одном из сайтов (REGNUM), в которой, со ссылкой на интервью начальника отдела Ташкентского ГУВД Санжара Касимова, приводилась информация о том, что граждане страны могут обменять свои паспорта на биометрические в течение 10 дней, а те, кто находится за ее пределами, через консульства республики, – в течение 15 дней. Те же, кто останутся при старых паспортах, не действительных после 31 декабря 2015 года, будут платить штраф, говорилось в той же заметке. Его размер с учетом возросшего размера госпошлины плюс штраф выливается в немалую сумму – за 100000 сумов…

И вот, спроецировав оптимистическое заявление руководителя городского УВД на опыт, почерпнутый из предыдущих визитов в наше Яшнабадское (ранее – Хамзинское) РУВД, подкорректировала «10 дней» на 31 день, приехала в офис.

И как вы думаете, дорогой читатель, удалось мне начать процесс приобретения биометрического паспорта?.. В паспортном столе Яшнабадского района в тот день я наблюдала все ту же знакомую картину: толпы взволнованных, возбужденных людей, толпящихся у каждой двери, в коридорах невозможно пройти, не задев кого–нибудь. Кабинет, с которого следовало начинать дело, то есть где просматривали заявление–анкету, паспорт с его копией и, выдав номерок, назначали определенный день для фотографирования на паспорт, вовсе был закрыт.Кто–то из очереди сказал, что слышал от кого–то: сегодня стоять бесполезно, кажется, номерки уже не дают, говорят, чтобы приходили после 15го декабря…

Если все на самом деле так и обстоит, при этом раскладе можно и не успеть в срок обменять паспорт. Значит, попаду в штрафники, вот что неприятно. Но тут в глаза бросилось объявление: «Пожилые граждане в возрасте более 65 лет обслуживаются вне очереди». Летом я как раз отметила эту прекрасную дату своей биографии. Приободрившись, я стала что есть силы пробираться к двери начальника паспортного стола УВД. Человек, оказавшийся в его кабинете (сказали, что он помощник начальника), подтвердил: да, номерков уже нет, они розданы до 31 декабря. И велел прийти после 15–го декабря за уточнением информации.
– А когда же нам номерки дадут (как знак того, что ты вступила в процесс обмена паспорта старого образца на новый)? И все, кто не получит биометрический паспорт до 31го декабря, будут платить штраф? – поинтересовалась у него.
– Вот приходите после 15–го – узнаете, – стойко ответил он, не желая делиться тайной.
– Просто я не знаю – мне что, копить деньги для штрафа? – поделилась своими сомнениями.
– Приходите после 15го, – невозмутимо повторил он.

Неужели сегодня нельзя получить ясный ответ, когда будут заниматься обменом паспорта моего и мне подобных, каковых было немало в тот день, и все они разочарованно разводя руками, шли прочь, чтобы через полмесяца вновь вернуться сюда за тем только, чтобы узнать, как действовать дальше. Причем многие выстаивали по полчаса очередь за тем только, чтобы услышать то, что я услышала, пробравшись в кабинет без очереди. Почему нельзя было вывесить объявление с соответствующим текстом? Потому что – плевать хотели на ваше личное время?.. При этом один из сотрудников уже в коридоре стал, как говорится, на защиту чести мундира, укоряя нас в безответственности: что вы только сейчас проснулись, ведь с 2012 года идет обмен паспортов на биометрические! Возражения же типа – поэтому здесь у вас до сих пор под всеми дверями толпы людей? – были совершенно бесполезны.

Обескураженная, я возвращалась домой. Но тут вдруг осенило: дай–ка загляну в паспортный стол соседнего РУВД, и, если здесь схожая ситуация, – может, не так обидно! Здание УВД Мирзо–Улугбекского района находится неподалеку от моего дома, минут за пять можно дойти.

По широкой аллее, засаженной можжевельником вперемешку с сосной, хочется идти не спеша, чтобы отойти от пережитого стресса. Вхожу в здание, у окошка касс –несколько человек, а не толпы, как у нас. И здесь они в здании. А в нашем районе летом вы стоите у касс под раскаленным солнцем, осенью и зимой – под дождем и снегом. Поднявшись на второй этаж, прошлась по коридору. Здесь не было толп: в комнатах, прилегающих к кабинетам, люди – их было немного – спокойно сидели в ожидании своей очереди. В 9–й кабинет, где просматривают бумаги и выдают номерки, кроме меня был еще один человек, а дверь оказалась запертой. Выглянув в коридор, спросила у проходившей мимо сотрудницы, где найти инспектора из 9–го, и она тут же вызвала ее. Миловидная девушка по имени Мастура не замедлила отозваться, извинившись, пригласила нас в кабинет. Деловито просмотрев документы мужчины, она выдала ему номерок на 7–е декабря. И обратилась ко мне. Я уже узнала все то, что мне нужно было, и, не желая занимать ее время пространными объяснения по поводу цели визита, обошлась коротким вопросом, где могу получить бланк заявления–анкеты, и получила вежливое разъяснение.

Как я сожалела в тот день о том, что не отношусь территориально к Мирзо–Улугбекскому району и не могу пользоваться услугами его паспортного стола. И как порадовалась за граждан этого района, которым оказывают их на должном уровне.

Но вернусь к своей ситуации: не желая платить штраф по причине того, что руководство паспортного стола Яшнабадского района не в состоянии рационально организовать и провести обмен паспортов старого образца на биометрические, я решила зафиксировать документально свое обращение.

И позвонила в соответствующий отдел Министерства внутренних дел и оповестила его сотрудника о том, что, обратившись в Яшнабадское РУВД 1 декабря, была «откинута» на очередной визит после 15го, а там – неизвестность… На том конце провода, выслушав меня, ответили, чтобы пришла на прием «завтра до 13.00». На следующий день я оставила свое заявление–жалобу. Жду ответа и того, что мне скажут после 15го. Обещаю, что поделюсь с вами информацией.

Адолат САИДОВА.

Викторина от ZiyoNET

0
Викторина от ZiyoNET

Названы имена победителей викторины “Конституция – правовой гарант социального благополучия и развития страны”, проведенной на портале информационной образовательной сети ZiyoNET в честь празднования Дня Конституции.

За оценку правильности ответов отвечало независимое жюри. В ходе викторины, как сообщается в пресс-релизе, оно столкнулось с неожиданной трудностью – одна часть конкурсантов давала неполные и сжатые ответы, а другая в качестве ответа присылала скопированные фрагменты текста Конституции. Поэтому было принято решение продлить соревнование, ужесточив его условия. На первый план вышло проявление самостоятельного мышления и умение изложить значение Основного Закона страны своими словами.

Этот метод дал желаемые результаты, и жюри наконец обнародовало имена победителей. На первое место вышел пользователь под ником Saidsheyx, второе место занимает Gulhayojon, а третье — Azizaeg. Кроме того, специальным решением жюри отмечен еще один конкурсант под ником Rebecca.

Анна НИМ.

Молодежь против терроризма

0
Молодежь против терроризма

Курсанты Российского центра науки и культуры в Ташкенте приняли участие в конкурсе видео-презентаций «Молодежь против терроризма». Победители были названы 9 декабря 2015 года. Жюри конкурса возглавил член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук Давлятбек Саъдуллаев.

Финальное мероприятие конкурса, прошедшее в РЦНК, посетили участники Исторического клуба, курсанты и волонтеры Российского центра науки и культуры в Ташкенте, студенты и ветераны-афганцы. Конкурсанты представили свои доклады, после чего собравшимся были показаны работы, поданные на конкурс. Жюри объявило имена победителей: на первом месте Юлия Рыкова, на втором — Сабина Ярулина и Вера Фомина, на третьем – Сабина Фахретдинова. Все они получили призы от РЦНК.

Молодежь против терроризма

После выступлений Г.Смирнова и В.Авдеева с осуждением террористических действий собравшиеся почтили память погибших от рук террористов минутой молчания.

Анна ГРИЦЕНКО.

«Домохозяйка» от литературы отрабатывает премию

2
«Домохозяйка» от литературы отрабатывает премию

Популярный телеканал «Евроньюс» показал пространное интервью с лауреатом Нобелевской премии по литературе 2015 года Светланой Алексиевич. Смотрел его по телевизору и все ждал, когда же лауреатка что-то скажет непосредственно о литературе.

Не дождался! Ни одного слова! Да и что она может говорить о том, в чем, по-видимому, совершенно не разбирается. Ведь ее даже писательницей назвать очень сложно, скорее журналисткой, причем весьма посредственного районного уровня.

Правда и на политолога, на ниве которого она подвизается последние годы и отрабатывает в том числе «нобелевский» хлеб, лауреатка тоже тянет слабо. В основном «кудахтала» о событиях на Украине, причем пользовалась данными и штампами пяти-шести месячной давности. Так, она вновь повторила заезженный тезис, что «гражданскую войну на Украине развязал Путин», причем никаких доказательств этого совершенного неадекватного утверждения не привела.

Затем долго и цветасто восхищалась украинской летчицей Надеждой Савченко, которая российским правосудием обвиняется в причастности к убийству тележурналистов канала «Россия». Слов сочувствия к погибшим у писательницы и журналистки не нашлось. Говоря о реакции «батьки» Лукашенко на ее награждение (президент Белоруссии, несмотря на прохладное отношение к ее творчеству, тем не менее, поздравил ее с престижной наградой), она объяснила это только тем, что «были выборы и тогда в Минске находились иностранные наблюдатели…».

«Домохозяйка» от литературы отрабатывает премию

В передаче явно чувствовалось «недоработка» ребят из «Евроньюс», которые по недомыслию плохо подготовили тетю Свету к этому важному разговору. Им надо было объяснить ей, что тема Украины пока ушла на третий план, что в ходу сейчас Сирия и Ближний Восток, нежданное для Запада участие России в борьбе с ИГИЛ. И тогда лауреатка, скорее всего, использовала бы и озвучила более свежую «информацию» – «бомбардировки российской авиацией мирного населения в Сирии», «нарушение российским истребителем территориальной целостности Турции с коварными целями» и тому подобный бред.

Впрочем, наверное, и так сойдет, главное, льется грязь на Россию, ее президента, по пути и на белорусского, и ни кем-нибудь, а лауреатом самой престижной литературной премии. В этом и состоял весь «фокус» при ее награждении.

«Домохозяйка» от литературы отрабатывает премию

Месяца два назад сайт nuz.uz опубликовали мою статью «Политика это хорошо, но при чем здесь литература?», где я дал собственную оценку выбору лауреата Нобелевской премии в 2015 году. Потом ознакомился с отзывами читателей, некоторые из них были возмущены моей статьей.
Одни почему-то назвали меня «слоном, который бродит по улицам», считая, по-видимому, что автора надо поместить в клетку в зоопарке. Другие, наоборот, уверены, что я «моська, которая лает на слона». Обвинили меня в невежестве… А я, честно говоря, ждал хоть одного отзыва, в котором бы читатель рассказал, как его потрясли произведения Алексиевич, как они изменили его взгляды на войну или жизнь. Но таких не было, и это говорит о многом.

Но приведу мнения известных людей по поводу скандального награждения, которых при всем желании не назовешь «слонами», «моськами», а уж тем более «невежественными людьми».

Главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков сказал: «Лично я считаю, что творчество Алексиевич — это средний уровень советской публицистики. Каких-то литературных достоинств ее произведения не содержат».

Белорусский писатель Андрей Геращенко был более категоричен: «Присуждение Нобелевской премии в области литературы Светлане Алексиевич — полная дискредитация и самой премии, и ее оргкомитета».

По его мнению, «Нобелевская премия для Алексиевич выглядит полной несуразицей», так как уровень награжденной невысок даже относительно белорусских писателей, не говоря уж о зарубежных.

Эдуард Лимонов был лаконичен: «Нобелевский комитет подтвердил свою увядающую стремительно репутацию. Выбрали еще одну очередную писательницу для домохозяек, Светлану Алексиевич».

Колумнист сетевого издания «Взгляд.ру» Михаил Бударагин сказал: «Если художественная литература — это любой текст, написанный по-русски, то «У войны не женское лицо» — безусловно, литература. Если же мы полагаем литературой метод создания убедительного художественного мира, то любой текст Алексиевич — не более литература, чем инструкция к микроволновой печи или утюгу». Он также добавил, что она не имеет собственно к литературе никакого отношения, но зато отлично понимает, что такое мейнстрим, какие взгляды отлично продаются и что именно нужно говорить в интервью.
Известный литературовед Егор Холмогоров в статье «Вручена Нобелевская премия по нелитературе» заявил, что в России есть примерно сотня писателей, превосходящих Алексиевич по литературному мастерству, независимо от того, читать их в оригинале или переводе.
Перечень таких оценок можно продолжать очень долго.

«Домохозяйка» от литературы отрабатывает премию

Так что ваш верный слуга, точнее «слон» или «моська», еще не зная два месяца назад этих довольно уничижительных мнений о белорусской «писательнице», попал в самую точку, в общую струю оценок большинства литературных деятелей. Я основывался на собственном мнении, поскольку, читая произведения будущего нобелевского лауреата, удивлялся крайне низкому их уровню, неспособности автора создать образы, которые бы нас восхищали или, наоборот, возмущали до глубины души. Неужели писателем можно назвать того, кто просто расшифровывает наговоренные ему на диктофон монологи?

Чем же еще, кроме патологической ненависти к России, примечательна нобелевская лауреатка. Она родом из западной Украины, где прожила до своего совершеннолетия. Там, по ее мнению, не было партизанского движения, поскольку все население поддерживало бандеровцев, включая её родную бабушку, которая ненавидела отца маленькой Светы как «москаля».
Она называет себя белорусской писательницей, хотя не знает белорусского языка и ничего не пишет о Белоруссии, разве что долгое время ругала Лукашенко, который якобы ее «преследовал».

За последнее время будущая лауреатка объездила всю Европу, обливая помоями не только российскую власть, но и русский народ.
«На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди…» Вот ее прямая речь, и она относится не только к россиянам, но и к нам, живущим в других постсоветских государствах. Комментарии, как говорится, излишни.

Но надеюсь, что читатели сайта составят собственное мнение, познакомившись вживую с произведениями нобелевской лауреатки. Не взирая на авторитет других писателей и литературоведов, и уж тем более не на авторитет членов нобелевского комитета, которые в своем скандальном решении руководствовались совсем не литературными соображениями.

Чулпон Хаматов.


С самими произведениями С.Алексиевич в режиме он-лайн читатель может познакомиться по ссылкам, приведенным ниже:

Время секонд хэнд

У войны — не женское лицо

или

Другие книги С.Алексиевич

Со своей стороны редакция призывает читателей, имеющих отличную точку зрения «Ч.Хаматову», высказать её на страницах сайта.
Заранее благодарны всем, кто готов откликнуться на предложение редакции.

Портрет Муножат

0
Портрет Муножат

27 ноября на 83 году жизни в мир иной ушел Юрий Иванович Зорькин. Это был удивительно скромный и тонкий человек, а как художник – явление, классик узбекской живописи. Придет время, и о его картинах еще напишут немало книг.

Портрет Муножат
Портрет Муножат

У него не было званий и регалий, но он написал много дивных полотен, воспитал целую плеяду художников, среди которых Акмаль Нур, Джамал Усманов, Мухтархан Исанов и еще многие другие.
Он создал светлый, полный лиризма портрет одной из самых любимых певиц страны – народной артистки Узбекистана Муножат Йульчиевой.
Отрадно, что поводом для её создания послужила публикация в газете «Новости Узбекистана» 25 ноября 2011 года. Очерк «Триумф Муножат» повествовал о благотворительном концерте артистки во Дворце международных форумов «Узбекистан». О творческом пути и счастливой семье певицы, о значении имени Муножат, о её песнях, после которых неходячие больные поднимались на ноги.

Портрет Муножат

И эта газета попала в руки художнику. Юрий Иванович позвонил мне и попросил познакомить его с певицей. Я связался с ней и сказал, что художник хочет написать её портрет.
Муножат, в отличие от многих других зазнавшихся артистов, деликатный человек, внимательно выслушала меня. И, несмотря на большую занятость, нашла время и в один из декабрьских вечеров приехала ко мне домой, где и состоялось знакомство с художником.

Портрет Муножат

Вот тогда и зародилась идея этой картины. Было дружное и веселое застолье, которое никого ни к чему не обязывало. У всех было хорошее настроение. И тут Муножат спела песню.
Зорькин был очарован. Хотя он русский по национальности, не так глубоко знающий узбекский язык, но песня Муножат, артистичность ее выступления глубоко запали в его душу.

Портрет Муножат

И он еще больше загорелся желанием написать её портрет.
Ох, как нелегко он создавался!

Портрет Муножат

Это был мучительный процесс. Не один раз я возил Зорькина домой к певице, он сделал немало набросков. Мы долго искали подходящий молебенный коврик, на котором, по его задумке, певица должна сидеть. Возил я его и на оптовый базар канцтоваров, что около Солнечного, и где большой выбор кистей и красок.

Портрет Муножат

И с отцом Муножат – тогда 83-летним Абдувалиходжи-ота — художник сразу нашел общий язык. К сожалению, в ноябре прошлого года аксакал ушел из жизни.

Портрет Муножат

Я и вся моя семья любим эту певицу. Помню, на заре нашей дружбы мы пришли с ней в гости к Чарыеву. Была ранняя весна. Художник встретил нас в своём саду. Она сразу покорила Рузы своей чуткостью и добротой.
Тогда Муножат взялась приготовить на очаге димлама. А я записался к ней в кочегары. И то ли руки у неё золотые руки, то ли выказал усердие истопник, но все были в восторге от этого блюда. Вкус того димлама и сейчас во рту.

Портрет Муножат

Кулинарный дуэт с будущей великой певицей оказался на редкость удачным. Тогда она ещё не была народной, но всемирная слава и сегодня не изменила её.
10 марта 2013 года, в день своего 60-летия, я открывал в Ташкентском доме фотографии свою персональную выставку. Тогда она тоже спела чудную песню.

Портрет Муножат

Целый год Зорькин работал над портретом. Художник долго искал характерную позу, композицию и фон. И когда известный ташкентский дизайнер Рафаэль подобрал удачный багет, то стало ясно, что картина удалась.

Портрет Муножат

И в честь этого триумфа мы устроили её презентацию у меня дома. Накрыли дастархан, приготовили плов. И опять было веселое застолье. Ведь не всегда создаются такие шедевры.
А Муножат – молодец, расщедрилась и приобрела свой портрет.
Красиво жить не запретишь!

Портрет Муножат
Портрет Муножат

…Вспоминаю все встречи с художником. Его мастерская на улице Художников была этажом выше чарыевской, большие окна выходили на солнечную сторону. Помню, у него был целый цикл работ, где он написал цветы. Я снял их на слайдовую пленку чертову дюжину, была задумка сделать перекидной календарь: обложка и каждому месяцу – отдельные цветы.

Портрет Муножат

Но потом Зорькин не стал показываться в мастерских. Что-то не поладил с руководством и на многие годы порвал отношения с Союзом художников. Как-то я встретил его с сыном Искандером на нашем Бродвее. Сказал, что у меня сохранились те слайды.
А он: «Давай куплю!»

Портрет Муножат

Я объяснил, что у художников никогда не беру деньги. Ему понравился ответ, а моя коллекция пополнилась его работой.
Он много рассказывал о поездках с Рузы в Сурхандарью. О том, как подружился со многими своими героями, о красоте этого девственного края.
Однажды он рассмешил нас с Машей своей импровизацией: взял со стола чайник и вышел в другую комнату, прикрыв за собой дверь. Раздался стук. Чуточку погодя дверь тихо открылась. Зорькин сидел на корточках и, стыдливо прикрывая лицо рукавом, осторожно поставил чайник у порога и закрыл дверь.
Мы хохотали до слёз!
В сурхандарьинской глубинке еще были сильны путы мракобесия, когда женщина не осмеливалась показывать чужому мужчине лицо…

Портрет Муножат

И у меня вошло в привычку рано утром, когда приношу кофе жене, то тихонько стучусь в дверь спальни.
И от этого звука – целый радостный день!

Портрет Муножат
Портрет Муножат

За окном зима, снегом покрылся дворик. А на кухне, на стене – «Мое окно» Зорькина, квадратик жаркого лета. От нее исходит светлая, радостная аура.

Портрет Муножат

Славный он был человек, великий художник Юрий Зорькин.
Пускай земля будет ему нежным пухом!

Портрет Муножат

Рустам ШАГАЕВ,
фото автора – специально для сайта www.nuz.uz

Выставки от Евросоюза

0
Выставки от Евросоюза

Делегация Европейского Союза в Республике Узбекистан объявила о проведении в рамках празднования в нашей стране Европейского года развития-2015 «Образовательной выставки» и «Выставки сотрудничества». Они состоятся 11 и 12 декабря в Арт-центре Ташкент Плаза.

«Образовательная выставка Европейского Союза» откроется 11 декабря в 9:30. В ее программе — презентации стипендиальной программы «Эразмус+» и программ стран-участниц Европейского Союза, а также проектов научно-технического сотрудничества между европейскими университетами и вузами нашей страны. Выпускники программы Эразмус Мундус расскажут о жизни и учебе в Европе. Будут проведены тренинги по составлению эффектного резюме и мотивационного письма. Гостей выставки ждет лотерея с призами от Европейского Союза.

«Ярмарка сотрудничества Европейский Союз – Узбекистан» состоится 12 декабря в 11:00. на ней пройдут презентации проектов сотрудничества, финансируемых Евросоюзом, а также проектов стран-участниц Европейского Союза. Для детей предусмотрен уголок с играми, а взрослых посетителей развлекут ди-джей и ансамбль «Бузуки» Греческого культурного центра. Также им будет предложено принять участие в викторине.

Адрес Арт-центра Ташкент плаза — проспект Амира Тимура, 107, станция метро Бодомзор. Необходимо иметь при себе удостоверение личности.

Анна НИМ.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться