back to top
2.8 C
Узбекистан
Понедельник, 22 декабря, 2025

Спецназ отработал Тархана Батирашвили

0
Спецназ отработал Тархана Батирашвили

Один из главарей группировки ДАИШ Абу Омар аш-Шишани был захвачен силами американского спецназа в результате операции в иракской провинции Киркук. Рыжебородый боевик регулярно появлялся в новостных сводках последних двух-трех лет: либо когда делал громкие заявления, либо когда СМИ сообщали о его якобы гибели.

В этот раз источником информации выступает информагентство EIN. По его данным, вместе с аш-Шишани были захвачены еще двое полевых командиров ДАИШ. Кроме того, как передает ТАСС, спецназу удалось уничтожить семерых боевиков. Соответствующая операция в Киркуке прошла еще в прошлую пятницу.

В средствах массовой информации многократно тиражировалась информация о гибели аш-Шишани. Его «убивали» еще в феврале и сентябре 2013 года, а затем — в мае 2014. Последний раз о его смерти было заявлено в октябре этого года, когда иранское государственное агентство IRNA распространило данные об успешной атаке иракских ВВС по позициям террористов в провинции Анбар. Отмечалось, что в этой же атаке был тяжело ранен лидер ДАИШ Абу Бакр аль-Багдади, который на днях пообещал расправу половине мира и звучал при этом вполне здоровым.

Настоящее имя аш-Шишани — Тархан Батирашвили, он родился в Панкисском ущелье, служил в грузинской армии. Во время военного конфликта 2008 года Батирашвили шпионил за российскими танковыми колоннами и передавал их координаты грузинской артиллерии. Два года спустя Батирашвили попал в военный госпиталь с туберкулезом, а затем был признан негодным к воинской службе по болезни.

В 2010 году он оказался в тюрьме за незаконное хранение оружия. После освобождения в 2012 году он отправился в Турцию, а оттуда — в Сирию. При этом Батирашвили — этнический чеченец, отсюда и пошло его прозвище аш-Шишани («Чеченский»). В Сирии Батирашвили некоторое время командовал группировкой «Армия эмигрантов и партизан», связанной с «Аль-Каидой», а затем взял на себя военное руководство одной из группировок ИГ — «Бригадой мухаджиров (мигрантов)».

В начале этого года стало известно, что аш-Шишани пообещал своему отцу вернуться домой и «показать русским». Боевик заявил, что за ним пойдет много тысяч человек. «Я привлеку еще больше. Мы отомстим России», — подчеркнул он. Мстить россиянам он собирался за конфликт между РФ и Грузией.

Омар аш-Шишани впервые напомнил России о себе еще в 2013 году: он присутствовал на видеозаписи, опубликованной после заявления главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что в Сирии якобы не воюют уроженцы Чеченской республики. На ломаном русском рыжебородый террорист пригрозил «убивать с помощью Аллаха».

В мае 2015 года Батирашвили попал в список из четырех ключевых лидеров ДАИШ, за которых Госдепартамент США объявил вознаграждение на общую сумму в 20 миллионов долларов. Компанию ему в этом перечне составили Абд аль-Рахман Мустафа аль-Кадули, Абу Мохаммед аль-Аднани, а также Тарик бен аль-Тахар бен аль Фалих аль-Авни аль-Харзи.

В прошлом году США уже ввели санкции против гражданина Грузии за «пособничество терроризму». Верховный суд РФ считает Батирашвили «командующим северным фронтом ИГ. На это было указано в постановлении суда по итогам рассмотрения дела о признании «Исламского государства» террористической организацией.

Госдеп, в свою очередь, заявлял что Батирашвили руководил военной тюрьмой ДАИШ в сирийском городе Аль-Табка, в которой, как предполагается, содержались иностранные заложники, а также координировал финансы группировки.

Источник

Новый подход к Беруни

0
Новый подход к Беруни

Заново издана книга Абу Райхона Беруни «Памятники минувших поколений». Ее презентация прошла в Самаркандском филиале Ташкентского университета информационных технологий.

Гостем мероприятия стал профессор Ашраф Ахмедов, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук. Он занимался подготовкой нового издания к печати.

Как сказал в своем выступлении А.Ахмедов, предыдущему изданию труда великого восточного ученого уже почти исполнилось 60 лет. «Памятники минувших поколений» были переведены и снабжены комментариями известным востоковедом М.Салье в 1957 году.

Новый подход к Беруни

За истекшее время история, археология и востоковедение шагнули далеко вперед. Возникло такое направление, как беруниведение. Иначе рассматриваются затрагиваемые ученым религиозные моменты. Все это не могло не отразиться на переводе М.Салье, который уже не соответствует требованиям времени. Кроме того, из текста были выключены некоторые фрагменты, термины и обороты, используемые Беруни, частично были переведены неверно.

В силу этого появилась необходимость нового, полностью переработанного издания. Профессор Ашраф Ахмедов дополнил и исправил перевод, подготовил 1636 комментарий и указатели к книге. Кроме того, ему принадлежит вводная статья к изданию.

В мероприятии приняли участие заместитель директора международного центра Имама ал Бухори Бахтиёр Тураев, директор института археологии Академии наук Узбекистана Амриддин Бердимуродов, профессор Юсуф Абдуллаев. Они высоко оценили новое издание и подчеркнули его значение.

Анна НИМ.
Источник

Праздничный «HO-HO-HO ART»

0
Праздничный «HO-HO-HO ART»

Галерея BONUM FACTUM завершила 2015 год предпраздничной выставкой-распродажей картин «HO-HO-HO ART», которая состоялась 26 декабря.

В украшенном к Новому году выставочном зале галереи разместилась большая и разнообразная коллекция картин, предоставленных художниками для акции. Каждая была украшена винтажной елочной игрушкой и загадочным свитком – пожеланием от художника на будущий год.

Праздничный «HO-HO-HO ART»

В оформлении полотен отсутствовала всего одна деталь – ярлычки с именем художника и названием картины. Несомненно, знатоки и ценители могут определить авторов работ и без подсказки. А вот менее опытным посетителям выставки эта информация бы совсем не помешала. И, конечно, хотелось бы отметить поименно авторов наиболее запомнившихся полотен, хотя все выставленные работы были прекрасны по-своему. Однако придется ограничиться только одним именем – три огромных картины Аслиддина Каламова буквально завораживали не только своей красотой, но и ощутимой энергетикой. К ним хотелось возвращаться снова и снова, открывая новые слои смыслов в многомерной, подвижной вселенной художника, заполненной образами и символами.

Праздничный «HO-HO-HO ART»

Посреди зала разместилась экспозиция с менее масштабными работами, а также картинами и вещами художников, предназначенными для аукциона. Перед основной частью мероприятия публика получила возможность рассмотреть и оценить все выставленные картины. Также для просмотра была открыта «непраздничная» часть экспозиции в нижнем выставочном зале.

Праздничный «HO-HO-HO ART»

Обещанный организаторами Дед Мороз мгновенно собрал вокруг себя оказавшихся на выставке детишек и примкнувших к ним взрослых. После непременного хоровода вокруг елки, в котором старшее поколение участвовало едва ли не с большим энтузиазмом, чем малышня, Дед Мороз перешел к основной части программы, выступив в роли аукционера. Картины стоимостью от 9 999 до 999 999 сумов уходили с переменным успехом.

Праздничный «HO-HO-HO ART»

Не выдержав накала аукционных страстей, Дед Мороз вскоре удалился в более прохладные края, но Снегурочки из числа сотрудниц галереи, а также присутствующие художники приняли у него эстафету, доведя торги до конца.

Счастливчикам, которые приобрели в этот день работы узбекистанских художников, можно только позавидовать. Но стоит отметить, что и все остальные гости галереи кое-что унесли с собой: им достались яркие впечатления от встречи с прекрасным и праздничное настроение.

Анна НИМ.
Фото Раисы КРАПАНЕЙ.

Лидер «Фронта революционеров Сирии» скорее мёртв, чем жив

0
Лидер "Фронта революционеров Сирии" скорее мёртв, чем жив

Сирийская армия уничтожила лидера экстремистского движения «Фронт революционеров Сирии» Лида Мухаммада аль-Масаальма. Об этом в субботу, 26 декабря, заявил официальный представитель вооруженных сил арабской республики, бригадный генерал Али Майхуб.

По его словам, лидер группировки был убит в провинции Дамаск, а вместе с ним — большое количество террористов. «Подразделения ВС Сирии уничтожили бронированные машины с террористами и три машины с установленными крупнокалиберными пулеметами южнее квартала аль-Манчия в городе Даръа, а также нанесли удары по террористическим группировкам в лагере беженцев южнее площади Бусра», — цитирует Майхуба «Интерфакс».

Представитель сирийской армии также рассказал, что военная авиация с середины декабря выполнила 168 вылетов по 190 целям, уничтожив несколько командных пунктов в окрестностях городов Хомс, Хама, Идлиб, Алеппо и пригороде Дамаска, передает ТАСС.

В окрестностях Хомса были уничтожены 22 центра управления и связи и три укрепленные позиции боевиков. В пригороде Идлиба сирийская авиация уничтожила колонну машин с террористами. Генерал заявил, что успехи сирийской армии приводят к росту дезертиров в рядах террористов, «особенно в направлениях границы с Турцией».

Отметим, что ранее генеральный координатор Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции Риад Хиджаб заявил, что авиаудары по позициям местных группировок ставит под угрозу политический процесс, который должен начаться в январе. Так он прокомментировал вчерашнее уничтожение главаря радикальной группировки «Джейш аль-Ислам» Захрана Аллуша.

О гибели Захрана Аллуша стало известно накануне вечером. По предварительным данным, удары наносили самолеты российских Воздушно-космических сил. Налет был совершен на секретный штаб «Джейш аль-Ислам». В районе Дамаска группировка Аллуша является одной из крупнейших сил: организация располагает несколькими тысячами бойцов.

На счету этой группировки тысячи минометных и ракетных обстрелов сирийской столицы, в результате которых погибли сотни мирных граждан. Она также являлась одной из сирийских оппозиционных Башару Асаду группировок, представленных на крупном конгрессе сирийской оппозиции в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде, в начале декабря. Приглашение «Джейш аль-Ислам» на конференцию вызвало недовольство российского МИДа. Москва возлагает на организацию ответственность за обстрелы российского посольства в Дамаске.

Отметим, что уже спустя несколько часов группировка избрала нового лидера. Новым главарем повстанцев был избран Абу Химам Буядан.

Источник

Все времена года

0
Все времена года

Ташкентский Дом фотографии завершил свою работу в 2015 году масштабной фотовыставкой «Времена года». В экспозицию вошли 130 снимков, демонстрирующих все грани пейзажной фотографии.

Как пишет KULTURA.UZ, в торжественной церемонии открытия выставки приняли участие главный ученый секретарь Академии художеств Узбекистана Абдумаджид Мадраимов и руководитель фотосекции Творческого объединения художников Узбекистана Рустам Шарипов.

В числе участников экспозиции – такие признанные мастера фотографии, как В.Гончаренко, В.Вяткин, А.Джумаев, Л.Асханова, В.Соколов, Т.Кузиев, В.Жирнов, В. Шлосберг. Многие из фотографов были награждены в ходе церемонии дипломами фотосекции Творческого объединения художников при Академии художеств Узбекистана в знак признания их достижений.

Организаторы также объявили, что участвующие в выставке пейзажные фотографии можно приобрести после закрытия вернисажа.

Анна НИМ.
Фото: Сергей Савчук-Курбанов.

Менять ли убеждения?

0

Менять ли убеждения?Согласен с основными выводами статьи А. Ходжаева «Безнравственно не менять убеждения» от 18 декабря 2015года, которая, наверняка, заинтересовала и других читателей. Действительно, наши идеи, научные и политические теории, являются отражением (адекватным или приближенным) существующей действительности. Но она ведь находится в постоянном развитии, изменении. Еще выдающийся древнегреческий философ-материалист, диалектик Гераклит (540-483 годы до н.э.) писал: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его ученик Кратил «пошел» еще дальше: «В одну и ту же реку нельзя войти и один раз».

К тому же, человеческое познание безгранично, и от уровня знаний зависит наше понимание вещей. Бывают такие открытия, общественные катаклизмы, которые буквально переворачивают существующие теории и отбрасывают их напрочь. Это особенно относится к общественному развитию, которое более динамично, чем природа. Меняется историческая эпоха, общественно-политическая ситуация. И то, что вчера было или представлялось верным, сегодня становится ложным, что для одной страны благо – для другой вредно. Что для одного человека хорошо – для другого плохо. Как говорится «Что русскому здорово – то немцу смерть». (И наоборот)

Поэтому неприемлемы насильственные попытки некоторых западных стран навязать другим народам свои «ценности». (Еще вопрос: ценности ли это?). Или приносить демократию на крыльях бомбардировщиков. «Демократия канонерских лодок», если можно так выразится по аналогии с известным крылатым выражением. У общества, отдельных людей не могут не меняться какие-то концепции, взгляды, подходы, отражающие новый этап познания мира. Другое дело, как пишет А. Ходжаев, «чтобы человек не торговал своими убеждениями, не спекулировал ими, не менял их коньюктурно, как хамелеон». Во все времена с презрением относились к ренегатам, перебежчикам, предателям. У еврейского народа есть мудрое изречение: «Выкрест хуже инородца». (Выкрест – крещеный еврей, продавший свою веру ради мнимого преуспеяния).

Интересно в плане адекватности меняющейся обстановке обратиться к Новому Завету. Иисус Христос наставляет: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфей, глава 5 стих 39). Но в другой ситуации Он провозглашает: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (глава 10, стих 34). Так что Евангелие учит нас диалектике.

Несколько слов о демократии. Я лично убежден, что будущее человечества за демократическим устройством, но это «будущее». А что в настоящем? Мне кажется, что человечество еще не доросло до демократии. В действительности ее еще не было. Правда, историографы ссылаются на античные Афины времен Перикла (род 492 году до н.э., правил 40 лет с 461 года), называя их золотым веком афинской демократии, расцветом литературы и искусства. С первым я бы поспорил. Прежде всего, это была рабовладельческая демократия. Раб не имел никаких прав и не считался человеком. К нему относились как к домашней утвари, корове, лошади. Раб был выведен из юрисдикции государства. Наказать его или простить даже за убийство мог только его владелец. Существовало специальное учреждение, которое по заказу хозяина и за соответствующую плату подвергало провинившегося телесному наказанию, или лишению жизни (Обычно сбрасывали несчастного со скалы).

А за что приговорили к смертной казни великого философа Сократа (родился 469 году) – за инакомыслие.

В частности , к существующему пантеону языческих богов он осмелился присовокупить «своих». Но ведь право на свое мнение, отличное от мнения властей, и высказывать его, не важнейшая ли черта демократии? А сколько философов, политиков, военачальников, даже полководцев вынуждены были бежать в другие страны, спасаясь от преследования афинского суда, скорого на расправу.

Жители афинского города-государства делились на граждан и неграждан (совсем как в нынешней Латвии). Статус гражданина Афин имели те, у кого оба родителя являлись афинскими гражданами. Все остальные – не граждане (О рабах, которые составляли значительную часть населения, вообще нет и речи). Так вот, граждане имели право на долю военной добычи (драгоценные металлы, изделия, зерно, скот, масло, рабы и проч.), а неграждане получали кукиш с маслом. Не случайно, древнегреческий историк Фукидид писал об эпохе Перикла: «На словах это была демократия, на деле — правление одного лица».

Но, вернемся к современности. Во многих западных «продвинутых» странах, для выборов в члены парламента, местного самоуправления, достаточна явка избирателей менее 50 ;процентов голосуют «за» еще меньше. Какое уж тут волеизьявление народа!

В нашей стране законодатель в целях развития самоуправления граждан, их общественной активности упразднил жэки и принял закон «О товариществах частных собственников жилья». Логично: своим жильем должны управлять сами владельцы. Но беда в том, что они не хотят им управлять. Например, проводятся выборы правления ТЧСЖ или его отчет, из тысячи жильцов являются 3-4 десятка человек. Остальных даже не интересует, как расходует дирекция их кровные денежки (членские взносы). А на собрание жильцов стоквартирного жилого дома по выборам председателя домового комитета являются чуть более десятка человек. Так насколько оправдано на практике такое подобие демократии?

Григорий Айрапетянц

О чести, нравственности и нравах

0
О чести, нравственности и нравах

Что заставило меня в наше суровое «деляческое» время обратиться к столь непопулярной теме? Только ли обида за всевозможные ругательные ярлыки, которыми в изобилии осыпали меня за последние недели большей частью незнакомые мне, и уж тем более не знающие меня вовсе, субъекты, которым не понравились мои откровенные воспоминания? Это можно было бы понять, простить и забыть («Бог вам судья!» — написал я, закрывая свою переписку), если бы не одно существенное обстоятельство – критики использовали весьма громкие и помпезные сентенции о нравственности, чести и совести, далёкие от правды и реальной жизни. Попытаюсь доказать.

Первое: насколько правы творческие люди, когда упоминают о своей близости с конкретными людьми, с которыми их связала жизнь? В комментариях к моей статье встречаются такие суровые выводы: «обманывать доверие женщины некрасиво. В этих мемуарах нарушен неписаный кодекс мужской чести — Автор не мужчина. Мужчины не будет смаковать свои победы подобным языком. Порядочный человек не будет писать о ночи со звездой, да и вообще о своих ночах… порядочные люди не должны ни писать, ни читать ничего подобного».

Хлёстко! Но понимают ли наши доморощенные блюстители нравственности, что такими безапелляционными дефинициями они замахиваются на самого Пушкина, хотя для блюстителей русского языка и духовности, казалось бы, нет большего авторитета. Давайте разберёмся. Вспомним, пожалуй, самое известное стихотворение Александра Сергеевича «Я помню чудное мгновенье». Оно, как известно, обращено к А. П. Керн, молодой привлекательной женщине, которую двадцатилетний поэт впервые увидел на балу в Петербурге в доме Олениных в 1819 году. Это была мимолётная встреча, и Пушкин сравнивал её с видением божественной красавицы из прекрасного произведения «Лалла Рурк» Василия Андреевича Жуковского, рождённого в свою очередь под влиянием одноимённой романтической повести в стихах и прозе, сочинённой в 1817 году англо-ирландским поэтом Томасом Муром:
«Ах! не с нами обитает
Гений чистый красоты;
И блистая и пленяя —
Словно ангел неземной —
Непорочность молодая
Появилась предо мной;
Светлый завес покрывала
Оттенял ее черты,
И застенчиво склоняла
Взор умильный с высоты».

Здесь даны небольшие выдержки. Само пушкинское стихотворение известно даже очень далёким от литературы людям. Повторяю, оно адресовано конкретной личности, в которую Пушкин некоторое время был влюблён. Возведя на божественный пьедестал, Александр Сергеевич удивительно красивыми и проникновенными словами обессмертил Анну Петровну Керн, которую, как и Пушкина, знают все… Её именем, как минимум, назван отель в Финляндии на водопаде в Иматре; в Риге, где она жила, ей установлен памятник; в отеле в Санкт Петербурге есть двухместный номер «Анна Керн», но главное – оно стало символом всепоглощающей любви и обожания. Чего же больше!

Но проходит всего полтора года и в феврале 1828 года в письме к своему знакомому Соболевскому (заметьте, не близкому доверительному другу, а всего лишь приятелю), не стесняясь в выражениях, поэт пишет «о m-me Kern, которую с помощью Божьей я на днях у…» (сокращено это вульгарное слово мною, но во всех публикациях, в частности, в книге Вересаева «Пушкин в жизни» даётся полностью А.Х.) Как понимать такое?

Разные есть предположения. Вересаев пишет, что только в Москве Пушкин, когда былая страсть поугасла, познал Керн как женщину, хотя некоторые авторы и утверждали, что впервые это произошло в Михайловском в 1826 году, и такое откровенное и грубое сообщение о близости с некогда страстно любимой женщиной Пушкин, видимо, написал, потому что испытывал сильнейший комплекс из-за того, что не сумел получить эту близость раньше, и ему непременно нужно было донести до друзей, что факт этот случился, пусть даже запоздало. Но, на мой взгляд, не только. Пушкин опять же несколько запоздало понял, что Керн совсем не тянет до уровня возвышенной любви, и хотел, чтобы современники и потомки знали о его ошибке. Это интуитивно поняла сама Керн – не случайно она в своих воспоминаниях пишет: «Когда я сбиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».
У Пушкина влюбленность, как это бывало часто, прошла быстро. Впоследствии Пушкин саркастически спросит в письме Алексея Вульфа: «Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?»

Тот же Вересаев в оправдание Пушкина написал: «Был какой-нибудь один короткий миг, когда пикантная, легко доступная многим барынька вдруг была воспринята душою поэта как гений чистой красоты, — и поэт художественно оправдан». Прав был исследователь, написав, что если где-то поэтический образ и реальный человек не совпадают, что ж … это только доказывает, что и Поэт, и Женщина были просто нормальными живыми людьми, а не лубочными картинами, какими их нам представляли ранее, и эта их человеческая нормальность никаким образом не умаляет их места в духовной ауре нации.
Кстати, Пушкин, как замечает сама Керн, «был невысокого мнения о женщинах, его очаровывало в них остроумие, блеск и внешняя красота», а не добродетель. Однажды, говоря о женщине, которая его страстно любила (речь шла об Анне Николаевне Вульф), он сказал: «…нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности». «Я думаю, он никого истинно не любил, кроме няни своей и потом сестры», – напишет Анна Керн в воспоминаниях.
Так или иначе, но мне лично представляется глубоко символичным, что его неудачная любовь, которой он явно тяготился, и неоправданно ранняя смерть имели созвучные имена: шаловливая Керн и барон Геккерн (Дантес).

«Всё это, конечно, ужасно и неблагородно, — упрямо возразит мне фарисействующая оппонентка, — но «Пушкин такими историями делился лишь с близкими друзьями (?) — в личной переписке, а не с общественностью на страницах журнала(?)».
Ах, оставьте, не будьте столь наивной – Пушкин в то время уже был признанный классик и прекрасно понимал, что исследователи будут тщательно изучать не только его художественные произведения, но и эпистолярное наследие, все его письма и дарственные посвящения. Он этого не боялся. А наоборот – хотел, чтобы все знали о его подлинных чувствах к женщинам, в частности – к Керн. У великих таких «мелочей» не бывает.

Среди множества стихов, посвящённых женщинам, мне лично, нежели возвышенно-надуманное «Я помню…», гораздо ближе и достовернее кажутся
«Я Вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!»»

Как известно, написано оно Прасковье Осиповой, также, как и самый его совершенный поэтический цикл «Подражание Корану».
Имя Анны Керн, как сегодня сказали бы, стало брендом… Конечно, решающую роль сыграл здесь гениальный романс Михаила Глинки, который так же, как и его старший друг, влюбился в Керн, но не в Анну, а в её дочь Екатерину. И романс посвятил ей. Тоже символическое совпадение. Как не согласиться с мнением критика, что, видимо, всем нам важнее мифы и легенды, чем реальность… Мифы преследуют нас всю жизнь… или мы придумываем их себе сами…

Объективность требует сказать, что упомянутые откровения Пушкина – не из ряда вон выходящий случай. Или мы не читали «Исповедь» Жан-Жака Руссо? Или нам недоступна книга одного из самых оригинально мыслящих деятелей современной России кинорежиссёра Андрона Михалкова-Кончаловского «Возвышающий обман», в которой он подробно (заметьте, не в частной переписке!) описывает свои амурные связи с конкретными женщинами – жёнами, и не только?

Разумеется, я никоем образом даже не помышляю сравниваться с Пушкиным и иными. Важно соблюдение принципа- что может и не может «порядочный мужчина»? Кому-то спокойно дозволено в открытую писать о своих амурных делах, а кому-то… Перечитайте статью, ведь там нет никакой двусмысленности, я уже не говорю об оскорблении, унижении, использовании доверчивости женщины и пр. – это Гимн, от начала и до конца пронизанный восторгом, благодарностью и ощущением вины перед нею. Упрекать за это несправедливо и по отношению ко мне, и по отношению к самой Белле Ахатовне, которая испытала вдруг нежные чувства к восторженно влюблённому ташкентскому поклоннику. Да, видимо, избирательный принцип «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку» остаётся актуальным. Да, кстати, Белла Ахмадулина отнюдь не была только лишь слабой «горящей свечой на ветру» – она была подлинным бойцом, находила силы менять мужей, поклонников и друзей. (Любопытно, как сыграет её Чулпан Хаматова в новом фильме «Таинственная страсть» по Василию Аксёнову?)

И – вкратце – о том, что я «жалок и пошл в своем стремлении приобщиться к чужой славе».
Господи, что за бредовая чушь? Я, как и любой другой, имею право писать воспоминания. О чём? О том, сколько стоили огурцы в незапамятные времена, или всё же о самых ярких впечатлениях своей, уже достаточно некороткой, жизни? И почему надо при этом жеманно умалчивать об очевидных, хотя и неожиданных, событиях и встречах? Я абсолютно не нуждаюсь в приобщении к чьей-либо славе – ни по характеру своему, ни по реальному положению вещей. Меня знают тысячи людей, и отзываются обо мне только в превосходной степени. Кстати, несмотря на возраст (мне 75), я и сейчас вполне востребован и являюсь «знаковой» фигурой.

Не стыжусь своего комсомольско-партийного прошлого, потому что не совершил ни одного явно недостойного поступка, а помогал сотням людей, среди которых немало ставших выдающимися (Абдулла Арипов, Рузы Чарыев, Евгений Ширяев, «Ялла» и др.) Будучи крупным деятелем, я так и не приобрёл ни собственного дома, ни собственной дачи (хотя и служебной у меня никогда не было – мои дети росли на городском асфальте), ни собственного автомобиля. Я никогда не брал и не давал взятки, не пользовался положением, чтобы лично обогащаться. Многие ли этим могут похвастаться? А я и не бахвалюсь, я просто констатирую факты, которые легко перепроверить.

Больше того, я всегда был в определённой оппозиции к власть имущим. Нужно подтверждение? На днях наш прекрасный автор Рустам Шагаев передал мне на флэшке книгу Александра Фитца: «Легенды старого Ташкента и Другие истории». Почти незнакомый мне автор, некогда живший в Узбекистане, а ныне проживающий в ФРГ, издал солидную книгу, в которой полторы страницы уделил мне:
«И вообще Ходжаеву жилось ох как не просто. Почему? Потому что вечно плыл не по течению. То публично выступит против широкомасштабной кампании против Владимира Дудинцева и Бориса Пастернака, то начнёт разоблачать местных коррупционеров, одновременно спасая попавших под каток идеологической машины. Но это принесло ему не только массу неприятностей и бесконечную нервотрёпку, но также широкую известность в республике и во всём СССР. Выдающийся советский и российский поэт и политический деятель Расул Гамзатов, прилетев однажды в Ташкент и среди сонма встречавших его чиновников и собратьев по литературному цеху не увидев Ходжаева, нахмурившись, сказал: «имейте в виду – для меня Узбекистан делится на две половины – одна, это мой друг Ало, а вторая – все остальные». Такой неожиданно высокий отзыв был бы несколько оправдан, если бы книга носила общий панегирический характер, — нет, её основная тональность – язвительно критическая и ироническая.

Эти воспоминания вышли в 2015 году, но ещё в феврале 1981 года в московском журнале «Знамя» был опубликован очерк Валерия Осипова «Удвоение пройденного». Известный писатель, журналист, драматург, автор сценария фильма «Неотправленное письмо», бывший муж актрисы Татьяны Самойловой также уделил мне почти полторы страницы, где, в частности, писал: «Но секретарь обкома партии Ало Ходжаев, человек очень молодой, непосредственный и эмоциональный (по правде сказать, я ещё ни разу и нигде не встречал такого молодого и такого эмоционального секретаря обкома — это, наверное, партийный работник совершенно нового типа)».

Вынужден сейчас упомянуть сей факт, хотя за 35 лет я ни разу никому, даже самым близким друзьям, не показывал этот номер журнала – считал нескромным. А сегодня духовно мелкие людишки считают себя вправе издевательски попрекать меня прошлым, при этом, совершенно меня не зная. Что ими движет? По-моему, все они обделены личным счастьем, они недолюблены, недоцелованы, они так и не дождались от кого-либо возвышающих признаний: «Дорогой, милый, с любовью, с нежностью».

Не буду утомлять, а скорее – раздражать этих завистливых неудачников перечислением десятков и десятков замечательных людей не только нашей республики, но и бывшей супердержавы и зарубежья, с которыми дружески общался, которые одаривали меня автографами и письмами. Теперь у меня появилось вполне оправданное желание издать их отдельной книгой (если найду деньги!) – но не для того, чтобы потрафить своему честолюбию, а просто ради справедливости. Конечно, и в них не будет полной правды о моих отношений с Инной Кашежевой, Риммой Казаковой, Татьяной Лиозновой и другими женщинами, поскольку, в самом деле, это наше личное дело, хотя живы ещё некоторые свидетели.

Я рад, что жизнь свела меня с ними, как и с Чингизом Айтматовым, Андреем Дементьевым, Робертом Рождественским, Сергеем Смирновым, Львом Ошаниным, Георгием Товстоноговым (прощаясь в аэропорту, он сказал, что самое большое впечатление по Узбекистану – это знакомство с Ало Максумовичем!), Юрием Любимовым, которого с женой-венгеркой я удивлял узбекской свадьбой, с Сергеем Герасимовым, Львом Кулиджановым, Станиславом Ростоцким,с незабвенной Людмилой Гурченко, (с ней мы провели целый день в поездке по Ташкентской области), Отаром Тактакишвили и многими- многими другими «звёздами» культуры и политической деятельности.

Жизнь моя, действительно, была богата на встречи и впечатления. Но это не значит, что она была лёгкой и безмятежной. Больше того, меня часто мучает совесть за допущенные ошибки, за то, что не оправдал ожидания многих, может, кого-то и обидел невзначай. Я грешен, и прежде всего, — перед женой, удивительным созданием, которым я безмерно горжусь и восхищаюсь. Но страдала она из-за меня много. Теперь я каюсь, а она болеет… Увы, в воображаемый «рай», или «эдем» мне попасть не суждено…

Этой предновогодней статьёй я хочу закрыть и забыть историю с неправедными укусами в мой адрес людей, которых мне искренне жаль.

А. ХОДЖАЕВ.

Со своей стороны редакция приняла решение закрыть тему для дискуссий на страницах сайта. Всей желающие могут высказать свое мнение о статье А.Ходжаева в социальных сетях

«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом»

5
«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом»

«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом» — так называется музыкальный спектакль, поставленный для детей в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои.

Помните, как вместе с родителями ходили на новогодние представления в театр оперы и балета – наш ташкентский Большой? Праздничные спектакли в нем были всегда самыми красочными, зрелищными — с яркими декорациями, костюмами, танцевальными номерами, красивой музыкой. Какие добрые, знакомые с раннего детства сказки ставили в театрах в пору нашего детства !

В современном театре сказки другие. В век компьютеров бал правят виртуальные герои. Приведя детей в ГАБТ, будьте готовы разделить вместе с малышами и подростками их восторги, переживания и размышления и обязательно обсудите после просмотра новую сказку в Большом. Она как раз на самую животрепещущую тему – о компьютерных играх в нашей жизни. Премьера состоится 25 декабря, и вплоть до 10 января сказку ежедневно будут показывать четыре раза в день: в 10, 12, 14 и 16 часов. И все равно все желающие могут не успеть ее посмотреть. Так что самое время запастись билетами впрок.

До премьеры посмотрела «прогон» спектакля и постараюсь немного посвятить вас в волшебные повороты сюжета этой постановки. Вначале назову, конечно, имена ее авторов. Режиссёр спектакля Георгий Дмитриев, лауреат международных вокальных и режиссерских конкурсов. В Ташкенте и за рубежами страны его знают как талантливого артиста и певца, автора целого ряда современных оперных постановок. Он зарекомендовал себя все еще необычным для нас синтезом современных постановочных приемов, в которых немалое место занимают компьютерные эффекты.

«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом»

Так как сказка поставлена в Большом, в ней, конечно, много музыки — её сочинил молодой композитор Марат Максуди, а сценарий написал лидер популярной рок-группы «Крылья оригами» Ашот Даниелян. Как видите, команда авторов исключительно молодежная и очень креативная. В исполнителях тоже молодёжь, к тому же, главные герои — дети.

О чем повествует новая сказка? В ней рассказывается о невероятных приключениях девочки Юли, которая, как и многие ее ровесники, до самозабвения увлечена компьютерными играми. Каждую свободную минуту она посвящает своему любимому айфону с его виртуальными волшебствами. Даже праздник не в праздник — ведь он может отвлечь от игры! Героиня спектакля не ждет наступления Нового Года и не верит в добрые книжные сказки. И собачка Пушок не в радость, и родители досаждают!..

Хитрый Вирус, явившийся к ней из заэкранного компьютерного мира, заманивает Юлю в страну «GameOver». Он обещает ей непрерывные компьютерные игры. И титул принцессы в этой стране! Но для этого героине придется разбить волшебную новогоднюю Звезду, подаренную Дедом Морозом, — Звезду мечты, которая исполняет все желания. Пройдя вместе с Вирусом сквозь экран компьютера, Юля действительно попадает в виртуальный мир. Он поначалу ей очень нравится. В восторг приводит и жизнь в этой стране — любимые компьютерные игры с их графическими роботами! Здесь можно непрерывно играть! И забыть обо всем! Какое дело до Колобка или бабы Яги, Богатыря или Айболита, когда даже песик Пушок не мил и родители надоели!

«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом»

Именно такую девочку искали Вирус и Доктор Глаз. Они захватили в плен добрых героев народных и книжных сказок и хотят уничтожить не только их, но и праздник Нового года. Правитель темной страны «GameOver» мечтает превратить жизнь в глобальный компьютерный мир, избавить детей от прежних сказок, лишить ребят простых земных радостей – общения с родными и друзьями, да и в целом детства! И Юля, поддавшись на уговоры Доктора Глаза, дает обещание в 12 часов ночи, когда в мир должен придти Новый год, разбить новогоднюю Звезду.

«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом»

Тем временем родители повсюду ищут свою дочку. Они зовут на помощь Деда Мороза. Добрый дедушка Мороз, увидев, что из комнаты Юли исчезла волшебная Звезда, понимает, чем это может грозить. Стоит ее разбить, и девочка никогда не вернется домой — время остановится и Новый Год на Земле не наступит.

Дед Мороз отправляет в виртуальный мир супергероя — Крошку-Мартына. Эта красная обезьянка — символ грядущего 2016 года. Она ловка, весела и находчива, к тому же мастерски владеет приемами восточных единоборств. Перед глазами зрителей разыгрывается извечная борьба добра и зла. Герои добрых сказок освобождаются из темницы и вступают в сражение с войском Доктора Глаза. Но пока в руках девочки волшебная Звезда, судьбы мира, праздника и добрых сказок зависят от ее желания.

Быть сказкам или не быть? Жить людям настоящей жизнью — с ее земными радостями и любовью близких — или превратить мир в бездушных роботов?

«Новогодняя мегабайтная сказка в Большом»

Это решат вместе с героиней мегабайтной сказки зрители, пришедшие на представление, которое авторы подготовили вместе с постановочной группой: художником- постановщиком, заслуженным работником культуры Зубайдулло Ботировым, художником по костюмам Лобар Палвановой, балетмейстером — заслуженным артистом Республики Узбекистан Замиром Нурымбетовым, учащимися детской студии, солистами и артистами миманса Государственного академического Большого театра Узбекистана.

Тамара САНАЕВА
Фото автора

День корейской анимации

0
День корейской анимации

22 декабря 2015 года Национальная библиотека Узбекистана в сотрудничестве с Посольством Республики Корея в Узбекистане провела у себя «Korean Animation Day-2015». Встречу посетили постоянные пользователи читального зала «Окно в Корею» и другие читатели библиотеки.

Для показа ташкентской публике был выбран мультфильм «Отважная Лифи» (Madangeul Naon Amtak), снятый 2011 году. Он предназначен для семейного просмотра. Режиссёр Сон Юн Ох и автор сценария Энджени Ким постарались совместить в мультфильме развлекательное и воспитательное содержание. История, которая в нем рассказывается, является адаптацией корейской народной сказки.

В речи, предваряющей показ мультфильма, директор корейского центра образования в Узбекистане Ким Бум Су рассказал о его истории создания и об успехе ленты в Корее. Кроме того, он подчеркнул, что дружеские отношения между нашими странами развиваются и выходят на новый уровень. Об этом свидетельствуют и совместные мероприятия, регулярно проходящие в Национальной библиотеке Узбекистана.

Анна НИМ.

Праздник в BONUM FACTUM: распродажа с Дедом Морозом

0
Праздник в BONUM FACTUM: распродажа с Дедом Морозом

Галерея BONUM FACTUM отмечает наступление Нового года выставкой-распродажей картин «HO-HO-HO ART». Она состоится 26 декабря в 16.00. В честь праздника узбекистанские художники выставят на продажу свои работы стоимостью от 9 999 сум до 999 999 сум.

Кроме того, BONUM FACTUM обещает гостям акции елку, Деда Мороза и праздничный фуршет. Состоятся розыгрыши и мини-аукцион вещей художников для особо ярых поклонников их таланта. Также ожидается специальная акция от Вячеслава Усеинова — «1 у.е.» за работу.

Распродажа состоится в галерее BONUM FACTUM по адресу: ул.С.Азимова, 20, тупик 3 (ориентир — Японское посольство). В целях безопасности организаторы просят иметь при себе документы и пройти предварительную запись по телефону 232-03-60.

Анна НИМ.

Вручена премия «Эътироф-2015»

0
Вручена премия «Эътироф-2015»

Объявлены имена лауреатов премии «Эътироф-2015» в сферах культуры, искусства, спорта, журналистики и художественного творчества. Церемония их награждения прошла во Дворце искусств «Истиклол».

Как сообщает УзА, премия присуждается Центром культуры и искусства молодежи Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана совместно с рядом других организаций. Ее лауреатами могут стать представители соответствующих профессий, добившиеся успеха в своей деятельности, продвигающие национальную культуру и духовные ценности.

Обладатели премии «Эътироф-2015» были определены по 23-м номинациям в шести направлениях. Специально подготовленный видеоролик продемонстрировал гостям награждения достижения победителей. Лауреаты получили статуэтки «Эътироф-2015», дипломы и памятные подарки.

В их честь был дан концерт, на котором выступили известные артисты и талантливые молодые исполнители.

Анна НИМ.
Фото Ёлкина Шамсиддинова (УзА).

Искусство канатоходцев как культурное наследие

0
Искусство канатоходцев как культурное наследие

В 2015 году наша страна внесла предложение включить традиционное узбекское искусство канатоходцев «дорбозлик» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Об этом сообщает газета «Правда Востока» со ссылкой на заведующего отделом Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы М. Йулдошева.

Старинное искусство канатоходцев, как и многие традиционные ремесла и искусства Узбекистана, сегодня переживает второе рождение. В стране зарегистрировано более четырех десятков объединений артистов-канатоходцев. С 1997 года проводится республиканский фестиваль «Искусство площадных представлений». Наши артисты регулярно выступают за пределами республики, демонстрируя искусство «дорбозлик» в других странах.

Сохранение и развитие мастерства узбекских канатоходцев поддержано Государственной программой по охране, сохранению, пропаганде и использованию объектов нематериального культурного наследия на 2010-2020 годы.

Анна НИМ.

Салафиты Казахстана как движущая сила рекрутов для джамаатов ИГИЛ на Ближнем Востоке

0

Салафиты Казахстана как движущая сила рекрутов для джамаатов ИГИЛ на Ближнем Востоке (продолжение. 1 часть)
Констатируя рост религиозных настроений в казахстанском обществе, невозможно не сказать про множество спонсоров (причем, из государственных структур), поддерживающих строительство мечетей. В таком своеобразном деле есть, кому подавать пример. В экономической столице Казахстане городе Алматы на территории массива Каскелен действует мечеть, построенная на пожертвования младшей дочери Президента страны — Динары Назарбаевой.

Понятно, что собственный авторитет у простых граждан можно поднять гораздо скорее строя мечети, чем инвестированием, к примеру, в образование молодежи, строительством инфраструктуры, помощи молодым в реализации собственных бизнес проектов, которые сегодня называют модным словом – стартапы.

Динаре Назарбаевой подражает известная в городе Кызыл-орда бизнес леди Гуля, контролирующая в городе с десяток торговых точек на рынках города. На свои пожертвования она построила в родном городе одну из самых красивых мечетей. Возможно, что дополнительную лепту в эту мечеть вложил и её супруг – депутат парламента Республики Казахстан.

Чиновники Казахстана не самые бедные люди в стране, поэтому не удивительно, что стараются соблюсти одну из основных заповедей ислама — пожертвование десятины от своих заработков на святое дело, а именно строительство мечетей.

В городе Актюбе многим знакомо имя руководителя подразделения, занимающегося проверкой технического состояния грузовых машин при местном МВД – Батырхан. Офицер полиции выделил часть заработанных денег, из которых строители возводят в поселке Опытный мечеть, рассчитанную на 200 прихожан. Отделочники торопятся, ведь дата сдачи объекта определена декабрем этого года.

Так уж случилось, что об этой мечети стало известно и за рубежом. Недавно в Актюбе приезжали «эксперты» по культовым сооружениям из Пакистана. Иностранных специалистов в Казахстан пригласил старший брат полицейского – Бахитхан, кстати, ранее отбывавший наказание в одой из колоний Казахстана за активное участие в деятельности местной ячейки джихадистов.

Возводили мечеть единомышленники Бахитхана и приглашенные строители из Узбекистана и Таджикистана.

Конечно, в такого рода благотворительности, нет ничего предрассудительного, если бы не тенденция.

Вот цифры, озвученные недавно главным имамом Южно — Казахстанской области А.Керимбек в интервью местным журналистам: «…в настоящее время на территории Казахстана функционируют более 2 500 мечетей, 788 из которых расположены в Южно-казахстанской области, в которой проживает более 2,7 млн. человек. При этом в 286 мечетях области созданы специальные центры по обучению ислама, где проходят курс обучения около 12 тыс. человек». Так уж получается, что рост религиозных настроений напрямую связан с ростом числа мечетей в стране. Теперь по новому закону достаточно собрать 50 подписей и в сельской местности можно открыть новую мечеть. А если учесть тот факт, что местные предприниматели не заморачиваются на поиск объектов для благотворительности, а просто дают денег на строительство новой мечети, то понятно, почему последние растут в стране как грибы.

Да и местная власть всеми своими действиями показывает, как жалует местных бизнесменов за такую благотворительность. Например, в начале осени этого года в поселке Каракай Махтааральского района на открытие мечети прибыли аким района С.Турабеков со своими заместителями С.Сериковым и Б.Жуматов. Ну а поскольку мечеть находится вблизи городка Джетысай, то и местный аким Ж.Бейсенбеев церемонию открытия мечети тоже не пропустил. И непонятно при этом, кого на самом деле приехало поддержать местное начальство: то ли местного бизнесмена – Кайрата, построившего мечеть на собственные деньги, то ли духовенство района или же жителей поселка?

Новые мечети начали активно функционировать в поселках Манкент, Мартобе Сайрамского района, в поселке Жана-аул, того же Махтааральского района.

Тогда не стоит удивляться тому, что в отдаленных населенных пунктах Южно-Казахстанкой области все чаще можно встретить молодых женщин, облаченных в черный хиджаб (когда видны лишь глаза) или молодых людей в религиозной одежде и отпущенной бородой. Эти внешние и другие признаки свидетельствуют, что салафиты все плотнее занимают свою нишу в религиозной жизни южных областей Казахстана. Кстати, в стране существует официальный запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах, но судя по всему в этих районах, просто, некому поддерживать имидж светского образа жизни.

А вот кто ответит на вопрос: связан ли рост числа мечетей с увеличением количества рекрутированных на джихад муджахедов из Казахстана в ряды ИГИЛ и других террористических группировок? Наверное никто не ответит, потому, что вопрос скорее всего можно считать риторическим.

(продолжение следует)

Виктор МИХАЙЛОВ

Antiterrortoday

Семинар от Рене Фалькнера

0
Семинар от Рене Фалькнера

17 декабря 2015 года в телекомплексе «Бунёдкор» состоялось закрытие семинара-тренинга, проходившего с 6 декабря в Самарканде и Ташкенте. В семинаре приняли участие журналисты и операторы информационных служб негосударственных телестанций. Руководил его работой Президент Федеральной ассоциации телекомпаний Германии Рене Фалькнер.

Организаторами семинара стали НАЭСМИ и Региональное представительство Фонда им. Конрада Аденауэра по Центральной Азии.

Как сообщает пресс-служба НАЭСМИ, в этом году Рене Фалькнер несколько раз побывал в Узбекистане, проводя цикл семинаров и мастер-классов для операторов и журналистов негосударственных телеканалов по всей республике.

12-дневная программа обучения включила в себя технику подготовки информационных репортажей и методы оптимизации работы информационных служб, позволяющие наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Также внимание было уделено изучению современных международных стандартов в создании новостного контента и другой социально-значимой медиа-продукции. Как отметил Рене Фалькнер, участники семинара за время работы продемонстрировали явный профессиональный рост и в творческой, и в технической сфере.

Анна НИМ.

Почему мы почти не читаем книги?

1
Почему мы почти не читаем книги?

Вопрос совсем не праздный. Но прежде чем на него ответить, давайте вернемся немного в прошлое, лет так на тридцать назад. И с гордостью вспомним, что принадлежали к самой читающей стране в мире. Вспомним миллионные тиражи литературных журналов, ночные дежурства в очереди за трехтомником Пушкина, вспомним объявления в газетах: меняю «Жигули» на Библиотеку всемирной литературы…

Читали все — стар и млад, горожане и сельчане, студенты и инженеры, домохозяйки и секретарши. Читали дома, уютно устроившись на диване, и в дальней поездке на полке вагона, и на сиденье автобуса, а дети иногда — ночью, под одеялом с фонариком.

А потом вдруг все изменилось. К книге перестали даже прикасаться, а ее значение в обществе, в котором все превратилось в товар, упало до нулевого уровня. На смену интеллектуалам пришли бойкие предприимчивые деляги, чьим девизом стало: «Если ты такой умный, то че такой бедный!».
Роскошные библиотеки, которые собирались несколькими поколениями семьи, исчезали на толкучках за бесценок или даже в пунктах приема макулатуры. Конечно, человека трудно винить, если, разрываясь между книгой и колбасой, он все-таки выбирал последнюю. Но исчезали не только книги и библиотеки — стала потихоньку исчезать потребность в чтении, ее культура, которая прививалась на протяжении многих лет. Тем более, что часами просиживать у телевизора значительно легче.

Однако, опубликованные недавно результаты социологического опроса на тему «Читательские предпочтения граждан Узбекистана», проведенного центром «Ижтимоий фикр», вносят коррективы в эти пессимистические нотки. Они неопровержимо свидетельствуют: в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению продукции книжных издательств и потребительского спроса на книги.

Но насколько верно это наблюдение, насколько оно соответствует действительности?
Давайте заглянем на книжный «развал» возле ташкентского ЦУМа — место очень известное. Бытует мнение, что там можно приобрести все, что хочешь. Но оно сильно преувеличено, даже ошибочное. Да, здесь широко представлена учебная и детская литература, много экономических книг, очень нужных сейчас изданий по компьютерным технологиям, но… при довольно высоких ценах. А классическая художественная литература просто-напросто отсутствует. Зато полно всякой «мути» — мистики, предсказаний, трудов и советов всяких целителей, мастаков «быстро разбогатеть». Очень много вредной литературы.

Ну, например, чему может научить книга вора в законе, изобилующая ненормативной лексикой?
— А у вас «Отелло» есть? — спрашиваю у дородной продавщицы, смачно жующей конфету.
— Что, что? — очумело переспрашивает она, оглядывая меня как сумасшедшего.
— Ну, автор Вильям Шекспир, написавший трагедии «Ромео и Джульетта», «Отелло»? — объясняю я.
На помощь коллеге приходит другой продавец и показывает на старушку, которая расположила на земле нехитрый книжный скарб: такое только у нее…

Но ведь в городе есть и книжные магазины. Их, конечно, стало мало, раньше они были на каждом шагу. Самый лучший –«Книжный мир» возле ЦУМа, где продается литература, изданная российскими полиграфистами. Чего там только нет! Про Шекспира уже не говорю, книги любого жанра, в том числе и классика, представлена в широчайшем ассортименте. Но цены на них просто фантастические! Если книга издана на хорошей бумаге и с иллюстрациями, то меньше чем за 100 тысяч сумов ничего не найти. Если же на ужасной желтой бумаге, то подешевле, но все-равно она очень дорогая.

Спасают букинистические магазины, которых в Ташкенте также осталось очень мало. Но именно там можно найти Шукшина и Вознесенского, Хемингуэя и Уайльда, Симонова и Цветаеву, не говоря уже о Пушкине, Толстом или Достоевском. И по волне приемлемым ценам. Так что при желании книги приобрести все-же можно. И на колбасу должно остаться…

Однако, нигде, будь то на «развале» возле ЦУМа, или в магазинах, либо же в букинистических точках, мы не обнаружим «бума» на книги. Читать уже не престижно, иметь шикарные библиотеки тоже. Поэтому, зайдя в дом даже вполне состоятельного человека, можно не удивляться отсутствию книг в шкафах или на полках. К тому же рекламируя «Колу», никто не рекламирует книги, не продвигает культуру чтения, необходимость этого интеллектуального процесса. Жаль…

Закономерен вопрос: а как у них? И если бы вдруг на «диком Западе» или в других частях света также наблюдалось исчезновение интереса к литературе, чтению, книге, то нам бы стало легче, мы назвали бы это общемировой тенденцией. Но нет, такое там не наблюдается. У меня есть знакомый, по роду своей работы много путешествующий по миру, – он часто бывает в странах Европы и Азии, в том числе Германии, Сингапуре, Малайзии, Таиланде и других. И там он обязательно заходит в книжные магазины, чтобы приобрести литературу на английском языке. И его всегда удивляет большое количество посетителей, особенно молодежи, в этих торговых точках. К кассам для оплаты выбранных книг там выстраиваются огромные очереди покупателей… Это же здорово, когда очереди не за колбасой, а за книгами, как у нас когда-то, когда мы были самой читающей в мире страной!

Вспомним известную миниатюру Аркадия Райкина о дефиците, в которой он говорил о том, что в первых рядах на спектакле в театре сидят – директор магазина, товаровед, продавец, то есть люди, тогда не принадлежавшие к элите общества. В то время, кстати, они дружно разбирали и хорошую литературу, поскольку могли взамен предоставить дефицитный товар. Согласимся, что сейчас положение иное.
А в опросе общественного мнения, которое я цитировал выше, речь идет, скорее всего, об учебной и детской литературе. Что ж, и это прекрасно!

… Никого не хочу стыдить или агитировать, призывать к постоянному чтению литературы, особенно классики, объяснять разницу между просмотром телесериалов по «ящику» и прикосновением к живому слову. Но так хочется верить, что после прочтения этой статьи хоть кто-то подойдет к книжному шкафу, где пылятся произведения, десятилетиями собиравшиеся родителями, бабушками и дедушками, достанет первую попавшуюся книгу и в восхищении прочтет гениальные строки «Мне нравится, что Вы больны не мной, мне нравится, что я больна не Вами, что никогда тяжелый шар земной не уплывет под нашими ногами…».

Борис Савельев.

Легенды грузинского кино в Ташкенте.

0

В столице в эти дни проходят «Дни грузинского кино», на который прибыли знаменитые грузинские актеры и режиссёры.

 Легенды грузинского кино в Ташкенте.

Грузинское кино в настоящее время переживает период второго рождения и фильмы, создаваемые в студиях Грузии вновь заявляют о себе на международных конкурсах и фестивалях.
Показ художественных и короткометражных фильмов на экранах Республиканского Дома кино, стал возможен благодаря инициативе грузинского посольства, и стал новогодним подарком ташкентским любителям кино.

Для участия в «Днях грузинского кино» в Ташкенте прилетели известные грузинские мастера кино – киноактер и кинорежиссер, сценарист и телеведущий Баадур Цуладзе, актер Зураб Кипшидзе, актер театра и кино Георгий Накашидзе , актер и певец Элгуджа Бурдули, киновед Дали Окропиридзе.

Программа показов является представлена всем спектром грузинского кино. Вниманию зрителей представлены киноленты «Кето и Коте» (реж. В. Таблиашвили и Ш. Гедеванишвили), «Первая ласточка» (реж. Н. Мчедлидзе), «Осеннее солнце» (Т. Палавандишвили), «Мелодии Верийского квартала» (Г. Шенгелая), «Солнце неспящих» (Т. Баблуани).

В последний день показов ташкентские киноманы увидят «Одинокий охотник» режиссёра К. Долидзе, «1101 рецепт влюбленного кулинара», снятый Н. Джорджадзе, а также серию «Короткометражные грузинские фильмы».

19 декабря, в рамках «Дней грузинского кино» в Доме кино состоялась дружеская встреча киноактеров из Грузии с узбекскими коллегами.

 Легенды грузинского кино в Ташкенте.

В ходе непринужденной беседы актеры и режиссёры поделились воспоминаниями, впечатлениями о состоянии кино в Грузии и Узбекистане, рассказали об опыте возрождения национального кино. По мнению легенды грузинского кино Баадура Цуладзе, проблемы киноиндустрии всех постсоветских стран приблизительно одни и те же.

По его словам без государственной поддержки производства фильмов и их прокате, киноиндустрии выживать очень тяжело. Сам Б. Цуладзе, несмотря на свой почтенный возраст продолжает активно работать и преподаёт в киноинституте, передавая свой богатый опыт молодому поколению.

Присутствующий на встрече и.о. генерального директора Национального агентства «Узбеккино» Ахмаджон Умаров отметил необходимость налаживания «культурного моста» и сотрудничества в сфере кино между двумя странами.

Максад ДЖАНГИРОВ, фото автора

РСМАЛ представляет: акция «Посланники добра»

0
РСМАЛ представляет: акция «Посланники добра»

Республиканский специализированный музыкальный академический лицей (РСМАЛ) имени В.Успенского проводит очередное мероприятие в рамках проекта «Дети детям». 22 декабря 2015 года в 18.00 в гостинице «Wyndham Tashkent» состоится благотворительная акция «Посланники добра». Ее организаторы — РСМАЛ имени В. Успенского и компания «Art Life Media Uzbekistan», которые также являются и авторами идеи проекта.

Гостей вечера ждет концерт, на котором выступят ученики лицея, завоевавшие звание лауреатов республиканских и международных конкурсов, молодые эстрадные артисты и учащиеся Ташкентского эстраднo-циркового колледжа. В программе – европейская и национальная классика, джазовые композиции, эстрадные песни и музыка, сочиненная самими участниками концерта.

Кроме того, акция включит в себя выставку рисунков и работ одаренных детей из Городского детского психоневрологического центра. Выручка от продажи билетов будет передана на техническое оснащение этого учреждения.

В дальнейшем планируется проводить акцию «Посланники добра» каждый месяц, причем не только в столице. Организаторы намерены охватить все регионы республики.

Стоимость билета на концерт – 5.000 сумов. Подробности можно узнать по телефонам 273-32-74, 233-15-87.

Анна НИМ.

Актеры учатся мастерству по Шекспиру

0
Актеры учатся мастерству по Шекспиру

В Государственном институте искусств и культуры завершился цикл мастер-классов, проводимых на основе произведений Шекспира для молодых узбекистанских актеров. Они были организованы Британским Советом в сотрудничестве с Министерством культуры и спорта, Узбекским государственным институтом искусств и культуры и великобританским Колледжем театра и актерского мастерства Роуз Бруфорд.

Более 30 студентов и 15 преподавателей Узбекского государственного института искусств и культуры прошли курс совершенствования актёрского мастерства и сценической речи. Обучение позволит им в дальнейшем участвовать в национальных и международных проектах и театральных фестивалях. Для работы участникам были предложены монологи и сонеты Шекспира – им предстояло представить свое видение произведений британского классика на узбекском, русском или английском языке.

Преподавателями курса стали Джон Такер – тренер по актерскому мастерству и специалист по постановке голоса, Ирина Браун – театральный режиссер-постановщик, преподаватель, писатель и драматург, и Ниф Доулинг – директор Школы актерского мастерства при Колледже театра и актерского мастерства Роуз Бруфорд, Великобритания.

Кроме работы со студентами, 17-19 декабря Ирина Браун и Ниф Доулинг дали мастер-классы для начинающих действующих актеров Молодежного театра Узбекистана под художественным руководством Наби Абдурахманова и актеров Театра-студии «Дийдор» под руководством Баходыра Юлдашева.

По словам директора Британского Совета в Узбекистане Марка Кросси, проведенные мастер-классы продолжают серию мероприятий, проводимых в рамках возобновления программы Британского Совета по культуре и искусству (выставки «Генри Мур: мастер Графики», спектакля «Гамлет» от театра «Глобус» и театрального Форума). Впереди у молодых актеров, прошедших курс обучения, участие в Шекспировском фестивале, который состоится в апреле 2016 года.

Анна НИМ.

Жаждете нового? Смотрите «Приключение’С»!

0
Жаждете нового? Смотрите «Приключение’С»!

— Это спектакль для людей, которые хотят увидеть что-то новое, чего они в Ташкенте, возможно, еще не видели, — говорит Максим Фадеев, актер и режиссер театра имени Марка Вайля «Ильхом». – Это эксперимент.

В спектакле нет сюжета в традиционном понимании – он из мира постдрамматического театра. Постановка была задумана Фадеевым лет восемь назад как моноспектакль по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя для актрисы Наргис Абдуллаевой. Работа не была завершена, хотя продолжала жить в творческой лаборатории самого режиссера и обросла со временем новыми персонажами. Теперь героев в спектакле трое. А может быть, тот, что был задуман вначале, просто рассыпался на части. А к повести Н. Гоголя добавились тексты Василия Кандинского и артиста театра «Ильхом» Яна Добрынина, одного из персонажей постановки.

Жаждете нового? Смотрите «Приключение’С»!

Вчера посмотрела «Приключение’С» и невольно вспомнилась песня А.Дольского:
Мое лицо упало на пол,
Я сам рассыпался на части,
Потом куда-то долго капал…

И знаете, с того момента, как закончился спектакль, троица ильхомовских лицедеев, заглянувшая в себя (или в меня?) не оставляет воображения. Один приглашает взглянуть на мир через «окно» своего восприятия и раскрывает в нем мерцающий поток мыслей, ощущений. Парочка других погружает в сознание и подсознания в поисках ответа на вопрос «Кто Я?». Вот и продолжаю искать ответ на этот вопрос после спектакля. Хотя всю жизнь ищу, порою удовлетворяясь или ужасаясь результатам самоисследования.

Замечу, режиссер и его герои вовсе не предлагают зрителю заняться самокопанием, во всяком случае в зале. Максим Фадеев предлагает: «Посмотрите, просто посмотрите…». Он, пожалуй, действительно первый из ташкентских режиссеров, пытающийся воплотить эстетическую логику современного европейского театра. Чтобы немного яснее представить принципы лабораторных поисков Фадеева, попробуем понять, в чем особенности постдрамматического театра, его отличие от традиционного. Прежде всего, спектакль не иллюстрирует драму, в нем размыта фигуративность, он, как говорят теоретики, «становится местом встречи разных искусств». Подробнее с новым направлением можно познакомиться по книге Ханса‐Тиса Лемана «Постдраматический театр», в 2013 году она была переведена и издана на русском.

«Приключение’С» напоминает мозаику или калейдоскоп, в котором пантомиму сменяет танец, человеческую плоть дополняют куклы и мультимедийный ряд. Считается, что в таком театре нет единого стилистического стержня, но отсутствие стиля в нем как раз и есть стиль, как мне показалось. Во всяком случае, в постановке Фадеева он ярко выражен, в том числе и в оформлении спектакля. Режиссер здесь проявил и свой талант художника – мне его сценография и костюмы показались очень интересными, во всяком случае, я получила эстетическое удовольствие от сочетания приемов, материалов, красок и фактур в декорациях и костюмах. Не меньшее впечатление вызвала игра актеров — то отстраненных, то идущих прямо к зрителю, импровизирующих, впадающих, как говорится, в состояние изменённого сознания. В нем и пребывает актер на сцене, считает Максим Фадеев. Это актер, реальный человек – и в то же время не он. Пожалуй, так оно и есть.

Жаждете нового? Смотрите «Приключение’С»!

И разобраться в этом интересно хотя бы потому, что все мы немного актеры в этой жизни: кто больше, кто меньше. Играем не только на публику, но и сами с собой – совсем как персонажи «Приключения’С».

Словом, я не скучала. И продолжаю вспоминать свои впечатления. Спектакль не коммерческий, авторы не стремились завлечь публику и пополнить кассу — это видно уже по тому, что стульев в ильхомовском подвале на этом спектакле вполовину меньше, и они расставлены в шахматном порядке, чтобы каждый из зрителей почувствовал себя один на один… С собой? С героями? Этого у вас никто не спросит. От вас ожидают лишь внимания. Не пропустите спектакль. Это и впрямь для нас нечто новое. Почему бы не посмотреть и, таким образом, самим не включиться в эксперимент?

Немного о режиссере

Жаждете нового? Смотрите «Приключение’С»!

Выпускник 4 студии (2002) Школы драматического искусства при «Ильхоме». После выпуска работает в этом же театре – с небольшими перерывами на пробы себя на других площадках в качестве руководителя и режиссёра театральных проектов , педагога по сценической речи и актёрскому мастерству.
Обладатель Гран-при первого конкурса актёрской песни им. К. Мухитдинова (2008). Человек ищущий, новатор. Сам себе режиссер, художник, артист и певец. В творческом портфолио не менее двух десятков интереснейших ролей и постановки спектаклей.
Из недавних удач — Мистерия «Чаша Хайяма» из цикла «Прикосновение… Время, Место, Люди» — по произведениям Омара Хайяма (Ташкент. 2014 ); отрывок «Керинейская Лань – четвёртый подвиг Геракла» в рамках Лаборатории молодых режиссёров Центральной Азии и Казахстана (2014); сценическая импровизация «Ливия, 13″ К.Риндеркнехта. И премьера юбилейного сезона в «Ильхоме» — лабораторный мультимедийный проект «Приключение’С» .

Тамара САНАЕВА.
Фото со спектакля — автора.

Премьера оперы, посвященной Зульфие

1
Премьера оперы, посвященной   Зульфие

В Государственном академическом Большом театре имени А.Навои прошел брифинг для представителей средств массовой информации.
Времени для встречи с журналистами у творческого коллектива было в обрез – в театре шли ежедневные репетиции, прогоны новой оперной постановки, запись новогодней музыкальной сказки, вечерние спектакли по репертуарному плану. И все же часик для встречи с прессой выкроили.

Постановка любой оперы, тем более национальной — событие масштабное. На брифинге заметила, как волнуются маститые авторы нового оперного спектакля «Садокат». Они рассказали о том, как создавалось произведение, с какими сложностями пришлось столкнуться при воплощении замысла. С трепетом говорили о спектакле и своих партиях солисты. В основном это молодые певцы, ведь герои оперы тоже молоды — это поэтесса Зульфия, рано утраченный ею единственный спутник жизни поэт Хамид Олимджан, писатели Ойбек и Гафур Гулям. Кому же воплощать такие образы, как не молодым исполнителям?

Опера — о любви, о верности. Музыка написана композитором Рустамом Абдуллаевым в 1981 году, и опера впервые была поставлена в Самарканде еще при жизни поэтессы Зульфии. Не так давно композитор переработал свое произведение. Либретто оперы «Садокат» написал в А.Матчан. К новой постановке оно прошло редакцию народного артиста Узбекистана и Азербайджана Фирудина Сафарова. Он же — режиссер-постановщик первой, поставленной в Самарканде, и второй версии оперного спектакля. Музыкальный руководитель и дирижёр — заслуженный деятель искусств Фазлиддин Якубжанов, балетмейстер — народный артист Республики Узбекистан Кадыр Муминов, хормейстер Сулейман Шодманов. Художник-постановщик — лауреат Государственной премии Зубайдулло Батыров, художник по костюмам — Лобар Палванова.

Постановка красочная, в ней много массовых сцен, танцев. Состоит она из двух актов и начинается с пролога.
Ночь. Комната Зульфии. Она пишет посвящение Хамиду, портрет которого вызывает в памяти живой образ. Поэтесса слышит его голос, вспоминает молодые годы и подходит к окну, грезя о прошлом. Далее мы видим, как народ празднует Навруз. В разгар веселья появляются счастливые Хамид и Зульфия и с удовольствием участвуют в народных играх и танцах, воспевая весну и счастье на родной земле.

Премьера оперы, посвященной   Зульфие

В минуты вдохновении Зульфия слагает стихи. Появляются девушки и бахши. Их пение привлекает Хамида и Зульфию. Очарованный поэт не скрывает чувств, и спустя некоторое время Зульфия и Хамид соединяют свои судьбы. В их доме часто собираются друзья, среди которых писатели Гафур Гулям и Айбек. Зрители увидят и мушоиру — поэтическое состязание. Жизнь героев наполнена творчеством, любовью, дружеским общением. И вдруг приходит сообщение о начале войны…
Зульфия трагически теряет мужа, но его образ всегда с нею. Как-то, посвящая очередные стихи Хамиду, она засыпает и видит во сне любимого. Сон и реальность сливаются – Хамид призывает Зульфию к стойкости и мужеству. Влекомая призывом мужа и любовью к детям, она устремляется к новой жизни.
В финальных сценах показан юбилей Зульфии. На красочном торжестве звучат арии-посвящения Гафура Гуляма, Айбека, учениц поэтессы. Она благодарит народ.

Удалась ли опера — покажет премьера. Пожелаем успеха авторам и солистам, а спектаклю — полного аншлага.

Тамара САНАЕВА.

На фото — солисты Азиза Мухамедова, Джабраил Идрисов и Рахим Мирзакамалов.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться