Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Безнравственно не менять убеждения»

«Безнравственно не менять убеждения»

«Что за крамольная, даже абсурдная мысль! – воскликнет читатель. – Нас с детства приучали думать, что надо иметь твёрдые убеждения, что за них можно и нужно, при необходимости, идти даже на смерть, а тут пытаются противопоставить им нравственность!»

«Безнравственно не менять убеждения»

Я бы хотел сразу же успокоить разгорячённого оппонента – во-первых, это не моё умозаключение, а очень искреннего мыслителя Фёдора Достоевского. Во-вторых, и великий писатель, и, в данном случае, я имели в виду не любую оправданность смены убеждений, а неприятие их статичности, все временной «железобетонности». Для лучшего пояснения вновь обращусь к классику, ибо так, наверное, убедительнее. Вот как высказывался другой мудрейший русский писатель Лев Толстой: «Как ни странно, самые твёрдые, непоколебимые убеждения – самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны».

Не может быть абсолютно законченных истин, тем более, в вопросах политики, идеологии, эстетики, культуры и т.д., особенно для людей разного возраста или даже одного человека в разные годы. «Всё течёт, всё меняется!» И это нормально, важно только, чтобы человек не торговал своими убеждениями, не спекулировал ими, не менял их конъюнктурно, как хамелеон. Но в процессе познания мира, усвоения диалектики его развития, в процессе взросления, обретения мудрости и большей ответственности за судьбу своего народа, своих детей, свою собственную человек не может не меняться, не корректировать и не уточнять свои взгляды, а значит, и убеждения. У нормальных людей этот, иногда очень болезненный, мучительный процесс очищения, называемый «катарсисом», выглядит достойно и не вызывает никаких чувств осуждения. У людей же упрямых, может быть, даже неумных, не обладающих должной внутренней культурой и нравственностью, так называемые «убеждения», с какими они носятся как с жупелом, - ничто иное, как дешёвый способ привлечь к себе внимание или оправдать свои бесчестные поступки, своё нежелание сознательно трудиться во имя сегодняшних и завтрашних интересов страны. Конечно, речь идёт далеко не о всех – у меня есть друг, который никак не может и не хочет менять свою ярую приверженность безгрешности социалистических идей, (хотя многие из ни, увы, на практике обанкротились) что явно мешает ему объективно воспринимать объективно меняющиеся реалии сегодняшнего мира. Но это несоответствие не мешает ему оставаться глубоко порядочным и цельным человеком и патриотом. Если бы все так!

Более 300 лет назад французский писатель Жан Лабрюйер точно подметил: «Ничто так не похоже на искреннюю убежденность, как злобное упрямство». Читая и слыша сейчас о том, что среди игиловцев есть и несколько сотен представителей узбекистанской молодёжи, я вспоминаю, как ещё в январе 2000-го года на сессии Олий Мажлиса наш президент обратился ко всякого рода бежавшим за границу своим противникам: «Если к Вам применимо понятие «мард» (то есть истинно смелый, отважный), если вы действительно мужчины, то перестаньте вредить своему народу, , возвращайтесь на свою родину, работайте здесь, содействуйте её счастливому будущему, и, ради Бога, если что не нравится , то критикуйте открыто, выдвигайте свои альтернативные идеи и методы, но не упрямьтесь, не выставляйте себя невинными жертвами. Слишком дорогой ценой даётся ваша озлобленность обществу, особенно молодому поколению».

Если исходить из этих слов, то можно сделать вывод, что судить кого-либо наше руководство за бывшие взгляды, былые убеждения не намерено. Лишь бы они не оставались вечными шорами на глазах, не застилали их пеленой слепоты или дремучей ненависти.

Есть в этом и нравственный урок. Нам действительно нужно всем сообща, бескомпромиссно бороться со всеми проявлениями религиозного и идеологического экстремизма, политического и уголовного бандитизма. Но нельзя обречённо ставить «крест» на всех, кто сегодня оказался среди «заблудших». Определённую «скидку» мы должны делать и на возраст, - а молодым всегда была свойственна категоричность и необузданная, неосознанная горячность, - и на отсутствии у них общей и правовой культуры, и на объективные и субъективные трудности нашего экономического и социального становления. А ещё не забывать при этом, что в определённой степени виноваты и мы сами – на начальном этапе обретения независимости, решительно отмежевавшись от «прежнего мира» и не успев сразу же дать взамен стройную систему воспитания мировоззрения, мы вольно или невольно позволили молодёжи «с головой» окунуться в религиозную и рыночную стихию, лишив её благотворного повседневного воздействия духовных м нравственных ценностей. Тогда почти в одночасье исчезли у нас сотни кинотеатров, клубов, библиотек, книжных магазинов. Только со временем положение стало меняться к лучшему. Отсюда и неизбежные «огрехи» в сознании и поведении наших подростков. К тому же мы убеждаемся в явном усилении внешнего фактора – как известно, «враг не дремлет!»

В заключение скажу о себе лично. Я был и остаюсь по убеждениям твёрдым адептом демократии, несмотря на все видимые её недостатки (помните, у Николая Бердяева: «Демократия – худшая из всех политических систем, но лучшей не дано»!). Тем не менее, в настоящий тяжелейший период я осознаю и оправдываю наличие «сильной» власти, автократии, ибо на кону стоит сам факт сохранения мира и покоя миллионов моих сограждан, будущее нашей любимой Родины.

А этот фактор неизмеримо важнее всех философских размышлений и притязаний!

А. ХОДЖАЕВ
Комментарии
Аъло Максумович, согласна на все сто. Вы очень доступно выразили мысль, которая давно мучит многих. Смена убеждений, порой, ассоциируется с беспринципностью. Только, вот что любопытно, именно те, кто особенно громко кичатся своей принципиальностью, на практике часто готовы отдать ее ради собственного, порой весьма дешевого благополучия.
Со многим, о чем написал автор согласен. Можно и нужно менять убеждения на основе знаний и опыта. Хотел бы только уточнить, что "сильная власть" вовсе не означает правового беспредела и вполне сосуществует с демократическими принципами и правосудием, которое осуществляет независимый суд.
Бесспорно, согласен. 1010
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

К Новому году Алишер Усманов подарит узбекистанцам сразу несколько благотворительных концертов

Болгария открывает свои двери для трудовых мигрантов из Узбекистана

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Что мы купим на зарплату к новогоднему салату?

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев