Внесшая неоценимый вклад в развитие археологической науки в нашей стране, Нина Борисовна Немцева хорошо известна в Средней Азии и за ее пределами своими масштабными археологическими раскопками на таких выдающихся археолого-архитектурных памятниках, как Ходжа-Машад, Рабат-и Малик, ханака Сайф ад-Дин Бахарзи и особенно Шахи-Зинда, которым она посвятила более шести десятилетий своей жизни.
Ее перу принадлежат несколько фундаментальных книг, брошюр, более 150 научных работ, опубликованных как в нашей стране, так и в России, Франции, Великобритании, Германии и Италии.
В прошлом году вышел в свет пилотный выпуск монографии Н.Б.Немцевой об уникальном архитектурном ансамбле Шахи-Зинда, ставшей итогом многолетней плодотворной работы неутомимого ученого. По мнению коллег, Нина Борисовна Немцева является непревзойденным специалистом по так называемой архитектурной археологии, ярким примером чего как раз и является ее новая книга.
– Фундаментальный труд, в котором подводится итог археолого-архитектурным исследованиям всемирно известного памятника зодчества Средней Азии, комплекса мавзолеев в Самарканде – ансамбля Шахи-Зинда, – пример того, как надо изучать архитектуру: и с точки зрения методологии, и в плане исторической интерпретации, – считает академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе.
Приехав в Узбекистан более шестидесяти лет назад из Башкирии, Нина Немцева закончила исторический факультет Среднеазиатского Госуниверситета в Ташкенте. Учителями и наставниками ее были такие известные ученые, как профессор М.Е Массон, Г.А Пугаченкова, Б.А. Ливинская. За плечами Нины Борисовны – многолетняя плодотворная работа в Институте истории, Институте искусствознания АН Узбекистана, многочисленные археологические экспедиции, научная и преподавательская работа.
– Меня здесь на всю жизнь задержала не только Шахи-Зинда и другие архитектурные памятники. Я люблю в Узбекистане всё: природу, людей, их историю, культуру и образ жизни. Это мой Узбекистан, – говорит Нина Борисовна…
Поздравляем замечательного ученого, одну из тех, кто составляет цвет науки Узбекистана, Н.Б.Немцеву со славным юбилеем, желаем ей здоровья и творческого долголетия!
16 декабря Казахстан отмечает день независимости. Именно в этот день в 1991 году Верховным Советом был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
Из всех республик бывшего СССР, Казахстан объявил о своей независимости последним. Республика Казахстан является молодым независимым государством, однако за этот период в стране произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования.
Был учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица. Существовавшая система экономики радикально преобразована. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций.
Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах. Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном.
Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.
Республики Средней Азии стали первыми, с кем было подписано пятистороннее Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Одновременно с этим создавались законодательная и институциональная базы рыночных отношений, осуществлялись меры по либерализации экономики: снятие барьеров для продвижения многих товаров, организация банковской деятельности, привлечение иностранного капитала и др.
Проделав огромную работу, за годы независимости Казахстан построил успешную экономическую и политическую систему. Сегодня Казахстан признан мировым сообществом как динамичное, конкурентоспособное и зрелое государство. Республика приобрела серьезный геополитический вес, наладила крепкие отношения со всеми ключевыми партнерами, стала привлекательной для зарубежных инвестиций.
Республика Казахстан продолжает системное проведение многовекторной, сбалансированной внешней политики, придерживается магистрального курса на успешную интеграцию в мировое экономическое пространство.
Экономический потенциал Евразийского экономического союза, реализация совместно с КНР проекта «Экономический пояс Великого Шелкового пути» превращает Казахстан в важного делового партнера для государств Евразийского континента. Во многом, этому будет способствовать полноправное членство Казахстана во Всемирной торговой организации, что расширит географию внешней торговли, повысит инвестиционный потенциал, позволит геополитическим соседям использовать Казахстан в качестве транзитной площадки для вывода своей национальной продукции на общемировой рынок.
После успешного завершения Председательства Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества в июне этого года, Казахстан, в качестве нового председателя, продолжит активно развивать потенциал и возможности ШОС. Также Казахстан всемерно стремится ускорить процесс трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Организацию по безопасности и развитию в Азии.
По случаю этой знаменательной даты, посольство Казахстана в Узбекистане 12 декабря 2016 года устроило торжественный прием в престижном столичном отеле HYATT Regency Tashkent. Среди приглашенных гостей были представители дипкорпуса, научной и культурной общественности, бизнес-структур, обширной казахской диаспоры и средств массовой информации. Правительство Узбекистана представлял вице-премьер Улугбек Рузыкулов.
Национальный колорит вечеру придали фотовыставка, презентационные книги, буклеты о Казахстане, предназначенные для гостей, а также выступления музыкантов и солистов фольклорного ансамбля «Тумар», который специально приехал из города Шымкент. Оригинальное исполнение гимнов двух стран студентами Ташкентской Государственной консерватории приятно поразило гостей вечера.
В своей приветственной речи Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана в Узбекистане Ерик Утембаев отметил, что «в 2017 – 2018 годах Казахстан первым среди государств азиатского континента войдет в число непостоянных членов Совета безопасности ООН, и мы благодарны за поддержку со стороны государств — партнеров, в том числе и Узбекистану».
Как заявил посол, Казахстан будет использовать этот авторитетный международный институт для продвижения вопросов, в решении которых остро заинтересована вся Центральная Азия. Это — борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом, проблема трансграничных водных ресурсов, противодействие наркотрафику и мирное урегулирование проблем в регионе.
Ерик Утембаев подробно остановился на двусторонних отношениях между Казахстаном и Узбекистаном: «Мы всегда жили в мире и согласии, и на этой мудрой традиции, заложенной нашими великими предками, на многовековой дружбе казахов и узбеков, были основаны два очень важных документа: Договор о вечной дружбе между Казахстаном и Узбекистаном и Договор о стратегическом партнерстве.
В основе дружбы и добрососедства, союзнических отношений во все времена лежала взаимная торговля, сложившаяся в далеком прошлом на путях Великого шелкового пути, обеспечивавшая наше взаимное партнерство и получившая новый импульс уже в наши дни.
Одним из этих новых импульсов, который должен укрепить связи между предпринимателями Казахстана и Узбекистана должен стать проведенный недавно Инвестиционный Форум. В ходе этого мероприятия бизнесмены Казахстана и Узбекистана смогли напрямую, без посредников, без излишней опеки установить дружеские контакты и заключить взаимовыгодные контракты.
Сегодня Казахстан ввозит в Узбекистан пшеницу, муку, полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, цинковый концентрат. Из Узбекистана в Казахстан поставляются углеводороды, свежие ягоды фрукты и овощи. В период с 2005 года до середины 2016 г. казахстанские предприниматели вложили в экономику Узбекистана 254,4 млн. долл. США инвестиций, а их узбекские коллеги инвестировали казахстанскую экономику почти на 8,5 млн. долл. США.
Однако, еще остается потенциал неисчерпанным. Именно поэтому в ходе сентябрьской встречи Нурсултана Абишевича и Шавката Миромоновича было принято решение обеспечить рост ежегодного товарооборота до 5 млрд. долл. США.
Данное поручение легло в основу важного для двусторонней торговли документа — «Основных направлений торгово-экономического сотрудничества между РК и РУ», подписанного первыми заместителями Премьер-Министров Казахстана и Узбекистана А.Маминым и Р.Азимовым 21 сентября т.г.
Для реализации положений этого документа Посольством активно продвигается ряд проектов, как создание казахско-узбекского Делового совета и подготовка первого заседания «Рабочей группы по выработке предложений по расширению товарооборота» и многое другое».
В заключении Ерик Утембаев выразил надежду, что вечная крепкая дружба двух народов станет залогом для реализации многочисленных совместных планов и проектов, имеющихся у Казахстана и Узбекистана.
Прием прошел в доброжелательной и теплой атмосфере.
МВД Египта подозревает в причастности к теракту в коптской церкви в Каире бежавших после 2013 года в Катар представителей запрещенного в Египте движения «Братья-мусульмане», пишет во вторник египетская газета «Аль-Вахда» со ссылкой на заявление МВД страны.
Согласно предварительному расследованию, организатором теракта стал находящийся сейчас в розыске 30-летний Мохаб Касем по кличке «Доктор», который ездил в Катар, где попал под влияние местной ячейки «Братьев-мусульман», сформировавшейся из бежавших из Египта экстремистов, и вернулся затем в Египет для организации террористических атак. Именно он, по данным следствия, завербовал 22-летнего исполнителя взрыва в церкви Махмуда Шафика Мустафу.
В ходе обысков в Каире полиция нашла убежище, где последние месяцы скрывался сбежавший из семьи Махмуд Шафик. Как сообщает издание, в квартире были обнаружены еще два готовых пояса смертника и взрывчатка. По данному делу в настоящее время задержаны четыре человека, которых подозревают в подготовке теракта. Именно они, как полагает следствие, тренировали и готовили смертника, подбирали место исполнения теракта, обеспечили исполнителю укрытие, изготовили взрывное устройство.
Мощный взрыв прогремел в минувшее воскресенье в соборном комплексе в Аббасии в Каире, где расположено сразу несколько церквей, в том числе Кафедральный собор, где проводит службу коптский патриарх. По последним данным, в результате взрыва погибли 25 человек, 49 получили ранения.
Накануне президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси на траурной церемонии в Каире заявил, что взрыв в церкви осуществил молодой террорист, пришедший в коптский храм с поясом-смертника.
Сирийское командование объявило об установлении полного контроля над «98 процентами» территории восточного сектора Алеппо, и только «крохотный участок территории» все еще находится в руках вооруженной оппозиции. В официальном заявлении генералов отмечается, что войска заняли район аль-Фардус, один из самых крупных на востоке Алеппо. Противники Асада контролировали его с 2012 года. По сведениям сирийского Центра мониторинга нарушений прав человека, бои в этом районе еще продолжаются.
По сообщениям из района Пальмиры, вооруженные отряды экстремистской группировки «Исламское государство» установили полный контроль над античным городом. Ожесточенные бои продолжались несколько дней и привели к отступлению армии Башара Асада из Пальмиры.
Директор Сирийского ведомства по изучению и сохранению памятников античного периода Маамун Абдулкарим, в интервью британскому изданию The Guardian назвал произошедшее «катастрофой». По его словам, надежды на сохранение города нет, мы его потеряли, сказал ученый.
Первый захват Пальмиры произошел в мае 2015 года, после боев, продолжавшихся неделю и отступления правительственных сил. Экстремисты разрушили важные исторические памятники. В начале 2016 года в результате совместной операции сирийских войск и российской авиации, контроль над Пальмирой перешел к армии Асада.
«Правильное толкование и ошибочное толкование не являются исключением друг для друга полностью»
Франц Кафка
Начало № 1
Художник К. прибыла к Театру «Ильхом» поздно вечером. Огромного Театра не было видно. Он не давал о себе знать ни малейшим проблеском света. Долго стояла К. и смотрела в кажущуюся пустоту…
Начало № 2
Я в театре «Ильхом», где на пятницу, 9 декабря, назначен предварительный прогон… нет, лучше так: дебютное театральное действо, на котором публике будет явлен «Замок» по Францу Кафке. Впервые в Ташкенте.
«Замок» Кафки.
«Замок»-Кафка.
Кафказамок…
Блаженный натюрморт созвучия букв. Я повторяла его с юности, как заклинание, ещё не понимая сути, но чувствуя его бесконечный всеобъемлющий транс. Здесь же, в этот вечер, столкнулась с ним лицом к лицу. Кафказамок меня настиг, смял и затянул в лабиринт игры.
Максим Фадеев, режиссёр постановки, казалось, помогал найти путь из лабиринта, но в то же время и убеждал меня, что я угодила в безвыходную ловушку. Эту двойственность постановщик воплотил наглядно в первой же сцене появления К., когда К. оказалось двое! Думаю, такой ход был выбран не для того, чтобы зритель начал сравнивать двух прекрасных актёров – Владимира Юдина и Бориса Гафурова. Ни в коем случае не делайте этого, а то вы попались. Весь спектакль просидите напрасно, так и не пробудившись и не поняв, что наши сны реальны и не имеют конца.
Обратите внимание на люстру под священными сводами театра. Те, кто проснутся, поймут, что это вовсе не люстра. А что? Портал, висящий в невесомости? Некий двигатель, показывающий сны-кино? Когда вы приблизитесь к разгадке замысла режиссера, то и восточные вкрапления в костюмах актёров покажутся вам настолько уместными, будто не только герои «ильхомовского» Кафказамка, но и сам Кафка расхаживал в самом центре Праги в колокольчиках и тибетском головном уборе…
Музыка. Она плывёт сквозь туман и снег. Пока вы любовались люстрой и пытались побороть головокружение от двоящегося К., она влилась в ваши уши и расширила ваши зрачки. Всё потому, что звукорежиссёр Сухроб Назимов смело взял ноты из самых недр сна. Сна Франца Кафки.
Спектакль. Выдержан в монохромном стиле «Ильхома». Декорации, костюмы, движения актёров – всё подчёркивает однообразие текста Кафки. Не прибегая к особой хореографии, Фадеев создаёт на сцене выразительный танец, передающий внутреннее нарастающее напряжение. Действие плотно сопрягается с текстом романа, который, казалось бы, почти не поддается визуализации театральными средствами, – и всё-таки Фадееву удается сделать акцент именно на визуальном пространстве, воплощая не только буквальный текст источника, но и эпоху, когда создавался роман. Тибетская атрибутика подчёркивает мистицизм Кафки и в то же время добавляет красок, – как маленький мазок на полотне, без которого произведение остается неполным, незавершенным.
Всё пространство сцены очень продуманно организовано и уравновешенно: даже когда актёры разбегаются (а порой и расползаются) по сцене, картина, предстающая зрителю, продолжает быть цельной. Единственное, о чём можно сожалеть, – что яркая индивидуальность замечательных актёров не смогла достаточно проявиться в этом неумолимо-сдержанном спектакле. Впрочем, возможно, ограниченность, скованность человеческих проявлений в виду и вблизи кафкианского Замка – именно такой и была режиссерская задумка, продиктованная текстом великого мастера кошмарных фантасмагорий.
Кафка – «застенчивый, беспокойный, нежный», но мёртвый при жизни. Путник, захлебнувшийся своею дорогой, так и не вошедший в Ханаан. Попав к чертогам Бога, он не обратился к Нему, не увидел Его, а блуждая в поисках Истины, запутался в собственных отражениях. Искал Любовь всюду, не заглядывая в своё собственное сердце. Засыпал в тысяче миров, но предпочёл не пробудиться, а умереть. Гений Кафка! Ты не знал, что потеря жизни безвозвратна во всех мирах.
Фадеев. Режиссёр-шаман. Он пытается воскресить Кафку. Он совершает ритуал, необходимый для каждого из нас, чтобы мы смогли ВИДЕТЬ. Смотрите спектакль в том случае, если вы пытались преодолеть страх и прочесть роман, но так его и не прочитали, боясь изрезаться кафкианскими острыми осколками. Идите на спектакль тогда, когда вы прочитали роман, но захлебнулись в тумане смыслов. Пусть вас ведут на спектакль, если вы прочли роман, но вас сковало рефлексией. Приходите, если в тексте вы разглядели только бюрократизацию общества и мира в целом. Бегите на спектакль, если Кафка был вам до сих пор просто неинтересен.
…Но вскоре меня разбудили. Молодой человек с лицом актёра, – узкие глаза, густые брови, – стоял надо мной. Им оказался Сухроб Назимов, звукорежиссёр.
– Вы нарушили тишину, Сухроб. Вы написали музыку к спектаклю, – как вам это удалось?
– Ничего я не писал. Я и нот-то не знаю, – ответил музыкант и направился к столику в театральном буфете, где сидел… ещё один такой же Сухроб, который напевал фальцетом какую-то новую баварскую мелодию и отстукивал пальцами ритм. Я молча присела рядом с Сухробами.
– Знаете, Маша, – второй Сухроб оборвал пение и обернулся ко мне, – знание нот – это математика. Но музыка, хоть и насквозь пропитана ею, – скорее астрономия и астрология. Никогда не известно, что будет в ближайшие пять минут. Знание нот – это как знание цифр. Все знают цифры, но не все математики. Я не занимаюсь определениями: композитор, музыкант, художник. Всё это – лишь слова из «Замка» Кафки. Для меня он определяется скорее не как спектакль, а как музыкальная театральная инсталляция. Наподобие музыкальных произведений Джона Кейджа и Питера Гринуэя в кино. Лаборатория Фадеева меня привлекла как первый совместный эксперимент в этом стиле.
Здесь каждый спектакль не одинаков, в нём изменяется длительность музыки, сокращаются или удлиняются фразы. Всё течёт, всё меняется. Так и человек каждый раз встречается с абсурдными ситуациями в своей жизни. Персонажи Кафки уникальны, они живут такой ситуацией. Строят планы, мечтают, но во всём этом – пустота, и, к сожалению, не дзен-буддистская.
Тут налетели тучи и ветер, и в наш реальный(?) мир вышел сам режиссёр Максим Фадеев. Никогда этого не забуду! Как-то недоверчиво посмотрел на двух Сухробов, видимо, подумав, а не перестарался ли он с постановкой. Присел за наш столик. Уловив его замешательство, я решилась к нему обратиться.
– Хммм… ну это… – не зная, как начать, наклонилась к Фадееву, взглядом указывая на музыкантов: – Как понять? И потом… два К. Зачем? У меня от этого заныли зубы…
– Я не отвечаю на банальные вопросы, – Максим тут же принял вид человека, способного знать и видеть всё и открывать все двери. – И вообще это моё личное восприятие, мой секрет.
– А как быть, если моё восприятие помешает мне в него проникнуть? И вся эта тибетская атрибутика… Хотя она неплохо отражает суть западного мистицизма. Как вы к ней пришли?
– Вспомни, как увлекались европейцы Тибетом в то время, когда Кафка писал «Замок». К тому же, – Фадеев лукаво подмигнул мне, – ты слишком много думаешь, а думать не должна. Просто достигни состояния не-отражения или не-разума. Ощущай… В буддийском зеркале разум и «Замок» имеют одно отражение…
И я стала ощущать. Свой недостижимый, невесомый и в то же время грандиозный замок. Я иду к нему. На моих подошвах налипло пять сотен звёзд. И я падаю на колени, и стою, расплескав руки, и ветер усиливает мою молитву. Я чувствую, как меня изнутри разрывают его величие и красота. Мои остекленелые лёгкие, звеня, разбиваются на тысячи мелких осколков, летающих в пустоте. Теперь я не стремлюсь, я просто достигаю. И Любовь дарует мне бессмертие.
Торговая марка Musaffo подвела итоги второго, финального этапа призовой акции «Вкусная осень с Musaffo», которая продолжалась с 15 сентября по 30 ноября 2016 года.
На втором этапе было разыграно 19 призов: микроволновая печь, два тостера, два блендера, 14 электрочайников. Кроме того, 76 участников получили брендированные футболки и сувенирные кружки.
В среднем каждый победитель активировал за финальный этап акции по 4 промо-кода (на первом этапе этот показатель составил 13). Максимальное количество активаций составило 15 промо-кодов (на первом этапе один из победителей отличился, отправив аж 250 кодов).
Участником-рекордсменом по количеству активированных кодов оказался Альерхон Джамолханов из Андижана. Молодой человек, ставший обладателем блендера, пьет молоко Musaffo около полугода. По его признанию, покупать эту марку он стал из-за акции: «Узнал, что разыгрываются призы, решил попробовать. А теперь это мое любимое молоко. Почему-то верил, что выиграю, хотя раньше никогда не везло. Теперь считаю себя удачливым человеком. Блендер подарю маме, она обожает готовить и очень рада этому выигрышу».
Другой андижанец, Рустамбек Ахмедов, активировал 12 кодов и выиграл тостер. «Musaffo пьем уже давно, постоянно покупаем, — рассказывает победитель. — Увидел блестящие значки на пачках, зашел в Интернет, почитал — оказывается, проводится акция. Стал участвовать по инерции, так сказать: регулярно берем по две упаковки в неделю, почему бы не отправить код? Конечно, не был уверен, что выиграю, уже думал, прозевал удачу. А тут такой неожиданный подарок к Новому году. Раньше даже не пользовался тостером, но вообще люблю жареный хлеб, так что приз очень кстати».
На втором этапе акции оказалось шесть счастливчиков, которые выиграли призы после всего одной активации промо-кода. В их числе постоянная покупательница Musaffo Гульджапан Курбанбаева из Нукуса и Камола Турхонова из Навои, ставшие хозяйками электрочайников. Камола пополнила ряды поклонников Musaffo именно после начала призовой акции. «Такая радость! Как раз электрочайника у нас не было, будем пользоваться с удовольствием, — говорит девушка. — Никогда в жизни ничего не выигрывала, думала уже, что акция закончилась и мне не повезло. Впервые попробовала себя в такой акции, и сразу приз, это очень воодушевляет! А молоко Musaffo теперь пью каждый день».
Еще один обладатель электрочайника, Дониер Игамбердиев из Коканда, покупает Musaffo для своих деток. «Очень нравится это молоко, любимая марка. Увидел на упаковке информацию об акции, стал отправлять коды иногда. Без особой надежды, просто чтобы зря не пропадали, — делится победитель. — Впервые в жизни что-то выиграл! Появилось ощущение предновогоднего чуда. Всем, кто пьет Musaffo, желаю удачи, участвуйте в других акциях и выигрывайте».
Организаторы акции обещают, что впереди потребителей ждет много нового и интересного. Следите за обновлениями и испытайте свое везение: возможно, в следующий раз фортуна улыбнется именно вам.
Подразделение Курдской рабочей партии (КРП) взяло на себя ответственность за взрывы в Стамбуле, в результате которых погибли 38 человек и 155 получили ранения. Организация «Ястребы свободы Курдистана», которая ранее в этом году провела несколько других терактов, сообщила на своем сайте, что организовала взрывы, произошедшие ночью в субботу.
В Турции объявлен однодневный национальный траур.
Ростуризм рекомендовал россиянам, находящимся в Турции, в ближайшее время не выходить из отелей. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования президенту Турции Реджепу Эрдогану в связи с терактом в Стамбуле.
Два взрыва произошли в субботу вечером возле стадиона Vodafone Arena после матча между футбольными командами «Бешикташ» и «Бурсаспор». У автобуса со спецназом полиции, дежурившим на территории, прилегающей к стадиону, в 22 часа 30 минут взорвался заминированный автомобиль, и примерно в то же время в парке у стадиона подорвался смертник.
Субботним вечером рядом со стадионом Vodafon-Arena, принадлежащим футбольному клубу «Бешикташ», произошли два взрыва, унесшие жизни 29 человек. Оба взрыв случились около 22:29 с разницей примерно в 45 секунд.
По сообщению Сулеймана Сойлу, министра внутренних дел Турции, в результате случившегося пострадали 166 человек. Среди погибших 27 сотрудников полиции и двое гражданских. Местные больницы сообщают о дефиците крови для переливаний.
По сообщениям местных СМИ, заминированный автомобиль протаранил полицейский автобус почти под трибунами. Второй взрыв произошел в парке рядом со стадионом. Предположительно, второе нападение совершил смертник.
В это время «Бешикташ» проводил матч с клубом «Бурсаспор», завершившийся победой хозяев со счетом 2:1. Представители «Бурсаспора» позднее сообщили, что среди болельщиков гостей нет пострадавших.
Полиция оценила взрывы как теракт. Официальная версия турецкого МВД еще не озвучена, однако правоохранительные органы склоняются к тому, что нападение организовали радикалы из «Рабочей партии Курдистана» или боевики группировки «Исламское государство». Представитель полиции сказал «Интерфаксу», что будут рассматриваться все версии, но очевидна направленность теракта «против представителей власти», «против полиции». Пока никто не взял на себя ответственность за теракт.
Взрывы были слышны во многих районах Стамбула. Очевидцы рассказывают, что кроме них слышали автоматные очереди. Предположительно, один из взрывов попал на любительскую видеозапись. Молодые люди на одной из улиц пели песни под гитару. В кадр попал район стадиона, в котором видна сильная вспышка света и огонь.
О теракте доложили первым лицам государства. Премьер-министр Бинали Йылдырым выступил с осуждением атаки и призвал граждан сплотиться, чтобы противостоять террористам. Вместе со следственной группой на месте взрывов работает генеральный прокурор. По делу о теракте задержаны 10 человек.
В память о погибших воскресенье объявлено в Турции траурным днем. По всей стране будут приспущены государственные флаги.
Кому не случалось в жизни оступаться? Вот только ведут себя люди при этом по-разному. Одни извлекают для себя урок, чтобы никогда больше такой ошибки не повторить. Другие же начинают винить во всем обстоятельства, несправедливую судьбу, других людей, – только не себя. Таких жизнь ничему не научит…
…Норбай Т. считал, что ему крупно повезло: за пустяковую работу такие деньги пообещали! А нужно-то всего-навсего двух коров провести по указанному маршруту и доставить в нужное место.
До «нужного места» в камышах он коров доставил и даже заслужил похвалу Амриддина: – Браво, да ты шустряк, – похлопал тот его по плечу. – Ну а дальше, как мы договаривались, действуешь сам… – Не переживай, с остальным справлюсь, – перебил его Амриддин. – Что-то мне не нравится эта тишина, – Норбай беспокойно огляделся вокруг. – Что плохого? Тихо – значит, все спокойно. Возвращайся домой, расчет позже, – и Амриддин повел коров в заросли.
Остальное произошло очень быстро. Норбай моргнуть не успел, как его окружили сотрудники органов внутренних дел. – Подонок, ты предал меня! – выкрикнул тоже попавший в их руки Амриддин. Но Норбаю было не до него: он пытался доказать, будто не знал, что коровы краденые, придумывал все возможное, чтобы выйти сухим из воды. Но объяснить, почему взялся перегонять под покровом ночи неизвестно откуда взявшуюся скотину, да еще за большие деньги, так и не мог. Впрочем, это бы и не помогло: сотрудники оперативно-следственной группы районного отдела внутренних дел располагали неопровержимыми фактами, доказывавшими его причастность к краже.
…Рано оставшись без отца, Карим вырос в доме дяди. Повзрослев, женился, стал честно трудиться, чтобы содержать семью. И все это, как и его доброе имя, пошло прахом в одночасье, когда дернула его нелегкая связаться с компанией бездельников, привыкших жить за счет других. Новые друзья вмиг его изменили. Теперь Карима интересовали только пьянки, на которые уходило все добро, накопленное за годы. Когда же пропивать стало нечего, бывших дружков словно ветром сдуло…
Теперь все старались избегать Карима, соседи судачили о том, как плохо он относится к своей семье, а родные – вырастивший Карима дядя и его дочь Нигора, двоюродная сестра Карима, – не могли от стыда глаз поднять на людей…
Однажды Нигора пришла к отцу: – Украли ткани моих заказчиков! Что я им скажу, как оправдаюсь? Наверняка это дело рук Карима! Хорошо хоть швейную машину оставил!.. – и девушка расплакалась.
– Не спеши делать выводы, – попытался утешить ее отец. – Может, это и не он… Обвиним сейчас вот так, без доказательств, – оскорбим человека… Пропавшие ткани… Я тебе куплю новые. Только не выноси сор из избы. Нехорошо обвинять своего родственника. К тому же я ведь сам доверил Кариму установить на новое, пристроенное к дому здание двери и окна.
Жаббор-ота успокаивал дочь, а у самого на душе кошки скребли. В глубине души отец, как и она, понимал, что некому было больше совершить эту кражу, кроме непутевого родственника. И все-таки ложно понятая семейная честь не позволила ему «вынести сор из избы», сразу же обратиться с заявлением о краже. Решил сам, без свидетелей, серьезно поговорить с племянником.
Как же пожалел Жаббор-ота об этом уже на следующий день, когда увидел свою дочь лежащей во дворе без сознания и истекающей кровью! Бедный старик чуть ума не лишился. Выбежал на улицу, взывая к соседям о помощи.
Когда приехала скорая, возле дома уже толпились соседи… Врачи привели Нигору в чувство.
– Я сидела на веранде и занималась шитьем. Вдруг заметила во дворе мелькнувшую фигуру мужчины и вышла посмотреть, кто это. И увидела, как Карим-ака выносит дверь, из тех, что были сложены во дворе для новой пристройки. Видя, что я его заметила, он бросил дверь, двинулся ко мне и сильно ударил в лицо. Остальное не помню…
У Жаббора-ота потемнело в глазах. Все еще не желая верить тому, что родной племянник способен поступить с ним и с его дочерью, словно злейший враг, он прошел во двор и пересчитал сложенные там новые двери. Одной не хватало.
Больше уже старик не колебался: трясущими руками достал телефон и набрал нужный номер…
Получив поступившую в дежурную часть райотдела внутренних дел информацию, оперативно-следственная группа выехала на место. Уже вскоре Карим был задержан с вещественными доказательствами.
Дверь вернули хозяину. Но потрясение Жаббора-ота и его разочарование в племяннике были слишком велики, чтобы его могло утешить возвращенное имущество. Сам же Карим, помимо давно утраченного уважения земляков, теперь лишился и родственников…
Обе рассказанные истории произошли в одном районе. Но если у Норбая, уведшего чужих коров, еще есть пути к исправлению, хотя бы в силу его молодости, если его все же можно назвать оступившимся, – то о Кариме, обокравшем человека, который заменил ему отца, и поднявшем руку на сестру, сказать можно лишь одно: что он дошел до последней степени падения…
Узбекистанец Сардор Милано прошел в полуфинал российского музыкального телепроекта «Голос». Его победа до последнего момента была под вопросом, поскольку Полина Гагарина отдала предпочтение конкурентке Сардора, Татьяне Шаманиной. Однако симпатии зрителей оказались на стороне певца, и в полуфинал вышел именно он.
Выступая в четвертьфинале, Сардор Милано соперничал с Татьяной Шаманиной и Аделиной Моисеевой. Конкурсанты выступали в прямом эфире, в ходе которого зрители могли голосовать за каждого из них. Помимо этого, участники команды по итогам выступления получали балы от наставника в соотношении 20/30/50.
На этот раз Сардор Милано исполнил композицию перуанской певицы Имы Сумак под названием «Taki Rari».Аделина Моисеева спела «Валери», а Татьяна Шаманина – авторскую песню, посвященную ее отцу.
После выступления всех троих исполнителей и добрых слов в их адрес наставников, Полина Гагарина вынесла свой вердикт, распределив баллы следующим образом: Алелина Моисеева – 20, Сардор Милано – 30 и Татьяна Шаманина – 50.
Однако на этом четвертьфинальный этап не закончился. Окончательное решение зависело от телезрителей, участвовавших в SMS-голосовании – а они отдали большинство голосов за узбекистанского певца. Благодаря их поддержке Сардор получил в общей сложности 92 балла и вышел на первое место в тройке. Тем самым узбекистанец обеспечил себе место в полуфинале конкурса.
Таким образом, на следующей неделе в эфире Первого канала станет известно имя «лучшего голоса» России в этом году. За это звание помимо Сардора Милано будут бороться Дарья Ставрович из команды Григория Лепса, Кайрат Примбердиев из команды Димы Билана и Дарья Антонюк из команды Леонида Агутина.
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы пройдёт выставка художника Кахрамона Нуритдинова под названием «Киноларда менинг ҳаётим…» — «Моя жизнь в кино…». Открытие состоится 12 декабря 2016 года в 17:00.
Выставка посвящена Году здоровой матери и ребенка. Она будет идти до 31 декабря 2016 года.
К.Нуритдинов успешно сочетает ипостаси художника и кинохудожника. Первое образование он получил на факультете станковой живописи Ташкентского театрально-художественного института. Затем стал ассистентом художника на «Узбекфильме», а после этого вновь поступил учится. На сей раз – во ВГИК.
В качестве художника-постановщика Кахрамон Нуритдинов участвовал в съёмках множества фильмов, как в Узбекистане, так и в России. Картина «Отамдан колган далалар» (режиссер Ш.Аббасов) в 1999 году получила награду кинофестиваля в Алматы за лучшее изобразительное решение фильма. Фильм «Савдогар» (режиссер Е.Туйчиев) в 2004 году был отмечен призом российского кинофестиваля за создание атмосферы времени и лучшее изобразительное решение.
Параллельно с работой в кино К.Нуритдинов занимается и живописью, создавая яркие и динамичные картины.
15 и 16 декабря в Галерее изобразительного искусства Узбекистана и в галерее Bonum Factum Британский Совет представит проект Moving Pictures. В программу войдут короткометражные авторские фильмы номинантов Лондонской кинопремии Джармена.
На показах будет присутствовать один из режиссеров, Бред Батлер, который проведет творческие встречи с ташкентцами.
Проект Moving Pictures продемонстрирует фильмы художников, живущих или работающих в Великобритании. Эти работы были в течение последних семи лет номинированы на Лондонскую кинопремию Джармена – награду для экспериментальных работ, выходящих за рамки определённого жанра.
Программа, разбитая на две части, включает в себя яркую и разнообразную палитру фильмов. Работы для неё были отобраны Британским Советом и агентством Film London.
В первый и второй день показа ташкентской публике будет представлено по девять картин. Длительность показов — около 70 минут.
Растительный мир Узбекистана невероятно разнообразен и богат. Пустыни, равнины, степи, предгорья и горы образуют не только уникальный ландшафт, но и обуславливают разнообразие флоры. Основой разнообразия послужила высотная зональность рельефа, где каждый высотный пояс представлен своим уникальным климатом и погодными условиями, почвами, различным режимом для развития растительности. В пустынях и степях произрастает свой, особый, приспособленный к маловодному и засушливому климату растительный покров. Северная и западная части Узбекистана заняты равнинами Туранской низменности, южная и восточная — горными хребтами Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Ландшафты Узбекистана представляют уникальное разнообразие: пустыни, горы, степи, тугайно-камышовые заросли в поймах рек. Флора Узбекистана насчитывает более 4500 видов растений.
Для дальнейшего совершенствования правовых основ охраны растительного мира, повышения эффективности рационального использования, сохранения экологии был подписан Закон «Об охране и использовании растительного мира» в новой редакции от 21 сентября 2016 года.
Обеспечение охраны и рационального использования растительного мира, регулирование ввоза и вывоза объектов растительного мира, требования по охране и использованию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений, введение правовых основ мониторинга и контроля в сфере охраны и рационального использования растительного мира являются основой принятого Закона.
Жамшид Шакаров, инспектор отдела растительного мира Госбиоконтроля Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы дал комментарий на этот счет:
За годы независимости в качестве компонента биологического разнообразия, биологических ресурсов, в том числе природных растительных сообществ, для целостности окружающей среды, диких видов растений и их сообществ существует восстановление и сохранение генетического фонда.
В течение этого периода в данную сферу были направлены 60 нормативно-правовых актов, в том числе по сохранению растений и более эффективному использованию, одним законом и тремя постановлениями первого Президента Республики Узбекистан Кабинет министров принял 44 резолюций и 12 ведомственных документов.
С учетом национальных интересов Узбекистана об исчезающих видах дикой фауны и флоры в международной торговле, главным образом о местообитаниях водоплавающих птиц, были включены в международную конвенцию о водно-болотных угодьях.
Настоящий Закон, принятый в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 21 сентября 2016 «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан «об охране и использовании растительного мира» » выполняет следующие задачи:
национальное законодательство по охране природы и окружающей среды, охраны природы и окружающей среды с соблюдением норм международного права, в качестве компонента биологического разнообразия, видового состава видов и сохранения генетических ресурсов в естественных условиях;
по сохранению и восстановлению видов, а также целостности естественного роста популяции дикорастущих растений;
предотвратить прогресс потери или сокращения растительного мира и прекращения причин их ликвидации;
для регулирования уровня загрязнения окружающей среды растительных комплексов от самых негативных последствий;
генетически измененные организмы используют растение, чтобы ограничить негативное влияние на растительный мир и уменьшить риск нарушения экологического баланса;
части отношений дикорастущих растений в области импорта и экспорта из Республики Узбекистан;
использование и воспроизводство правового регулирования деятельности, в том числе сохранение генетических ресурсов растений, юридических и физических лиц в растительном мире.
С 18 ноября по 2 декабря 2016 года в городе Пезаро (Италия) проходил второй Международный художественный фестиваль дружбы и мира Италия – Узбекистан. В организации фестиваля, главным инициатором которого стала художница Аида Абдуллаева, участвовали Международная ассоциация «Verbumlandia» Регина Реста, мэрии города Пезаро, региона Марке и провинции Пезаро Урбино, Конфсомерчио провинции Пезаро Урбино, Академия художеств Узбекистана, Посольство нашей республики в Риме, авиакомпания «Ўзбекистон ҳаво йўллари», «Узбеккино».
Фестиваль состоялся в Зеркальной галерее музея Alexander Museum Palace Hotel galleria delle Specchi города Пезаро, сообщается на сайте Академии художеств.
Узбекистанскую живопись представляли Акмаль Нур, Алишер Аликулов, Тохир Каримов. Также в экспозицию вошли картины художников из Италии, Германии, Испании, Мексики и Хорватии.
Состоялась серия концертов артистов из Узбекистана и Италии. Пианистка Нигора Хусанова исполнила произведения узбекского композитора Кахрамона Рахимова в дуэте с Марьям Ильясовой. Выступили неаполитанская оперная певица Тереза Спарако и музыкальная группа “Le Dame del Regno”, певец Мауро Бранда, Мария Морена Лепри с фольклорной группой “Quintessenza italiana” и другие музыканты.
В показе мод, прошедшем в рамках фестиваля, участвовала узбекский стилист Таисия Чурсина.
7 декабря 2016 года в Национальной библиотеке Узбекистана совместно с Посольством Республики Корея был проведён «Korean Animation Day-2016». Консул Чве Дён Хо и другие сотрудники посольства встретились с посетителями читального зала «Окно в Корею» и ташкентскими школьниками.
Как сообщает пресс-служба Национальной библиотеки Узбекистана, в дар от посольства библиотеке были переданы книги на корейском языке. Дети увидели два мультфильма и приняли участие в фотосессии с их героями, сразу же получив снимки на память. Волонтёры посольства научили гостей традиционным играм и созданию корейских национальных сувениров. Кроме того, школьники получили в подарок канцтовары и сладости от организаторов.
Очередной репортаж телеканала Euronews из цикла «Открытки из Узбекистана» посвящен Государственному музею искусств имени Игоря Савицкого в Нукусе.
Передача вышла в эфир 5 декабря и будет идти до 11-го. О коллекции музея, истории его возникновения и биографии Игоря Савицкого корреспонденту Euronews рассказывает сотрудница музея Мийригюль Ерекеева.
В передаче подчёркнуто, что подвижничество Игоря Савицкого сохранило для будущего не только работы авангардных узбекских и русских художников, но и произведения этнографического искусства Каракалпакстана, сообщает ИА «Жахон». На сегодняшний день музей, в коллекции которого насчитывается порядка ста тысяч экспонатов, является одной из крупнейших туристических достопримечательностей страны.
То, что представляет из себя тот или иной коллектив, чем он «дышит», насколько плодотворна его деятельность, – как известно, во многом зависит от установившегося в нем социально-психологического климата. Что же означают эти привычные сегодня слова, что мы подразумеваем под психологическим климатом? Видимо, им можно назвать настрой коллектива в целом: межличностные отношения, качества и состояния, выражающие самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения индивидуальных потребностей и преобладание групповых настроений. Относительно устойчивый психологический настрой может проявляться в самых разных формах. Несомненно, что социально-психологические особенности группы обусловлены отношением членов коллектива к делу, друг к другу, доминирующим настроением, интеллектуальной и моральной атмосферой. Человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим сотрудником в одном коллективе – и совершенно не вписываться в другой.
Психологический климат создается в зависимости от того, как воспринимают члены коллектива в социальном плане различные стороны общей жизни и деятельности, в какой степени они удовлетворяют сотрудников. Весьма важен, конечно же, и стимул к успешному решению поставленных задач. Однако социально-психологический климат – не просто сумма психологических состояний составляющих коллектив индивидов, но и фактор, через который преломляется, опосредуется вся его деятельность. Определите, какой психический настрой преобладает в коллективе – и вы сможете определить не только меру включенности каждого сотрудника в его деятельность, но и направленность этой деятельности, ее эффективность. Благоприятный социально-психологический климат позволяет успешно преодолевать стрессовые и конфликтные ситуации, создает доброжелательную атмосферу в межличностных отношениях, поддерживает устойчивость традиций в коллективе, оптимизм его членов и в конечном счете обеспечивает максимальный эффект деятельности коллектива.
Создание такого климата – не только свидетельство зрелости служебного коллектива, но, в первую очередь, результат большой и целенаправленной работы его руководителя. Именно ему принадлежит центральная роль в формировании деловой, нравственной и морально-психологической обстановки в коллективе. Успешность деятельности достигается во многом благодаря способности главы коллектива оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в нем. Руководитель имеет наибольшие возможности влияния на состояние социально-психологического климата, который складывается из взаимосвязей между сотрудниками, мотивов их деятельности, моральных норм, принятых в коллективе, степени сплоченности, организованности, отношения к служебным обязанностям.
Успешный руководитель, оказывая позитивное влияние на социальные процессы в служебном коллективе и формируя в нем благоприятный социально-психологический климат, осуществляет подбор сотрудников таким образом, чтобы они профессионально и психологически дополняли друг друга, недостатки одних компенсировались достоинствами других, преобладали люди с одинаковыми взаимными ожиданиями и устремлениями, симпатизирующие или индифферентно настроенные по отношению друг к другу.
Однако важно не только подобрать нужного человека «под должность», оптимально расставить сотрудников, но и уметь сохранить жизнеспособность и длительность функционирования созданной кадровой структуры. Для этого в распоряжении руководителя есть идейно-нравственные, психолого-воспитательные, материальные и другие средства. Он может управлять состоянием социально-психологического климата в коллективе, например, мотивируя людей возможностями служебного роста, распределением наград, премий, направлением на учебу.
При формировании благоприятного социально-психологического климата очень важно исключить конфликты на межличностном уровне, психологическую несовместимость членов коллектива, психологическую напряженность, скрытую критику условий труда или стиля работы, что всегда приводит к снижению эффективности общей деятельности.
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Отношения между его членами в этом случае характеризуются активным межличностным взаимодействием, готовностью поддерживать друг друга. Члены такого коллектива всегда готовы прийти на помощь друг другу, преданы интересам коллектива.
Помимо высокой сплоченности, для слаженного и оптимально функционирующего служебного коллектива характерны объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности, доброжелательность и товарищеские отношения между сотрудниками. Такие отношения создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. Создание коллектива сотрудников, сознательно нацеленных на эффективное решение общих задач, – бесспорно, один из самых сложных аспектов проблемы.
Сложность задач, которые приходится повседневно решать руководителям больших коллективов, требует от них понимания закономерностей проявления и формирования личности подчиненных сотрудников и коллективов в целом в различных условиях служебной деятельности, учета закономерностей межличностных отношений в группах. В решении этих задач может помочь организация и проведение работы, основная цель которой – повышение социально-психологической компетентности руководителя, оптимизация социально-психологического состояния сотрудников и коллектива в целом, поддержание его на уровне, обеспечивающем эффективную служебную деятельность.
По итогам конкурса художников-живописцев «НАРИСУЙ МНЕ НЕСНЮ» посвящённого 80-летнему юбилею Народного артиста Узбекистана БАТЫРА ЗАКИРОВА выпущен календарь с репродукциями картин – лауреатов. Конкурс проводился по инициативе фонда им. Батыра Закирова совместно с Академией художеств Узбекистана в Центральном выставочном зале с 26 апреля по 8 мая 2016 года. В основе творческой концепции конкурса была обозначена МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА во всех её жанрах и направлениях. На уникальной экспозиции были выставлены более 150 полотен самых видных живописцев Узбекистана: Акмаль Нур, Джавлан Умарбеков, Мухтархан Исанов, Владимир Бурмакин, Гафур Кадыров, Файзула Ахмадалиев, Хуршид Зияханов, Жамол Усманов, Негмат Джураев и мн. др. Согласно условиям конкурса компетентное жюри отобрало 12 картин – победителей, которые представлены в перекидном календаре формата А3 на 2017 год. Данный проект реализован Фондом им. БАТЫРА ЗАКИРОВА при поддержке компании VIlLENA INFORM.
Пять граждан Узбекистана погибли в Рязанской области при столкновении легковушки и грузовика, сообщил РИА Новости в пятницу источник в экстренных службах региона. «На 268-м километре федеральной автодороги М-6 «Каспий» столкнулись легковушка и грузовик. Погибли 5 человек. Предварительно, граждане Узбекистана», — сказал собеседник агентства.
Правительством Кыргызстана будет разработана государственная программа по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Об этом сообщили в пресс-службе кабинета министров. Вице-премьер-министр Жениш Разаков на рабочем совещание отметил важность такой программы, учитывая, что угроза религиозного экстремизма и терроризма приобрела глобальный характер.
Особое внимание будет уделено профилактике религиозного экстремизма в обществе, в частности, среди молодежи, которая больше всего подвержена влиянию деструктивных сил.
Разаков акцентировал внимание на том, что нужно повысить уровень взаимодействия государственных органов, в том числе правоохранительных и органов местного самоуправления при выявлении и пресечении фактов экстремистской деятельности.