Вместо эпилога
Мировая культура, русская душа и любовь к Востоку – три кита личности и творчества художников Волковых. Каждый из них ярок и талантлив по-своему, и каждый не мыслит жизни вне искусства.
Переехав после землетрясения 1966 года вместе с женой Светланой Завадовской в Москву, Валерий впервые вместе с нею, специалистом по французской литературе, отправляется Париж, где Светлана, «русская француженка», как её называли, провела с родителями детство.
Франция подарила ему встречи с художником-абстракционистом Андреем Ланским и гениальным Марком Шагалом, чей портрет он напишет спустя 10 с лишним лет.
Впечатления от поездки отразились в картинах «Париж», «Ницца», абстрактной работе «Калейдоскоп», в которой просвечивают краски витражей Шартрского собора.
Не скованный рамками определённых направлений, В. Волков равно выразителен и в абстракциях, и в фигуративной живописи. Цвет и свет помогают ему создавать картины, пропитанные экспрессией и живым, динамичным, наполненным воздухом пространством. «Новая реальность создаётся в контакте художника со зрителем, — запишет он в своем дневнике «Realizme non-figuratif». – Приближение живописи к зрителю вводит его в «игру». Он может «пройти» сквозь холст, живопись окружает его».
Достичь этого включения зрителя в художественный процесс – великое мастерство.
Работы «французской» серии в 1969 году художник показывает на своей персональной выставке в библиотеке Иностранной литературы в Москве. После вернисажа, на котором он поделился с публикой рассказом о поездке во Францию, его, беспартийного, «проработали» в живописной секции, парткоме, на заседании Московского городского партбюро… Встал даже вопрос об исключении из Московского Союза художников. Так что круги Ада, по которым прошёл Волков-отец, коснулись и сына, у которого хватило стойкости не изменить себе.
Поездки в Среднюю Азию, практически ежегодные, дарили всё новые серии картин. Одна из них — «Восточные базары».
В абстрактных работах этого цикла Валерий свободными пёстрыми мазками отображает шумную жизнь щедрого на краски среднеазиатского рынка.
Пишет и портреты: опалённые солнцем и временем лица стариков, простых людей из народа. В них проступают характеры и судьбы, как в ранней работе «Портрет Б.Э. Бердыева», некогда наркома просвещения Туркестана, который 20 лет провёл в сталинских лагерях. Портрет передавал силу характера и очень понятную художнику несломленность героя его картины.
Так же, как глава династии, Валерий Александрович на протяжении более чем полувека создавал галерею автопортретов – своеобразный художественный дневник своей жизни.
Их около десятка — работ, помогающих постичь художнику себя, а зрителю — автора. Порою они словно отсылают к автопортретам отца — волковская непримиримость сквозит и в чертах сына. Один из автопортретов — в ферганском халате — словно признание в особой близости Востоку. И это соответствует действительности. Знатоки восточной философии находят в работах В. Волкова и суфийские мотивы.
Кроме творчества немало сил отдали братья преподаванию, проповедуя принципы волковской школы новому поколению художников. Валерий, начиная с 1970 года, десять лет учил живописи и композиции студентов Московского художественного училища памяти 1905 года; Александр – с 1993 по 2000 год тоже преподавал и был деканом факультета живописи в Академии изящных искусств.
И сегодня приглашают Волкова-младшего на лекции в музеях, которые он проводит блестяще; некоторые видеозаписи этих встреч размещены в интернете.
Александр Александрович, как когда-то отец для Валерия, стал первым наставником для своего первенца Андрея, родившегося в 1968 году. Забирал, когда тот подрос, в поездки по Средней Азии и был доволен, что сын после окончания школы поступил в Московский государственный художественно-промышленный университет имени Строганова. Андрей делал успехи, работая в живописи и графике, и после окончания университета пять лет (1993 – 1998) преподавал в Института художественного творчества при Академии изящных искусств.
Выставлять свои работы начал с 18 лет. Позднее увлёкся чистой абстракцией, успешно разрабатывая новую технику работы с цветом и техникой живописи. Его композиции приобрели Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Художественный музей «Новый Иерусалим (Истра), «Gregory Gallery» (Нью-Йорк, США); Галерея «Еleutheros»(Савона, Италия). Работы Андрея Волкова привлекают и частных коллекционеров, они представлены в частных и корпоративных собраниях США, Англии, Германии, Италии, Голландии, Португалии, Кореи.
Давая оценку выставочным проектам или разрабатывая их концепцию, Андрей Волков провляет исключительную искусствоведческую компетентность, которой наделен далеко не всякий художник.
Вот, к примеру, его комментарий к выставке «Складки. Видимое-невидимое»: « Видимое и невидимое присутствуют в визуальном как следы застывшего движения, как траектория движения во времени, создавая сложную конфигурацию поверхности, доходящую до неразличимости данного и сокрытого. Этот образ всегда волновал художников, мы можем заметить, что художники классической эпохи, изображая Мадонну или статую Венеры, уделяли такое внимание нерепрезентативной части –складкам, драпировкам одежды, в которых и проявлялся их почерк, темперамент – тема случайной остановки времени в ткани была тем пространством, где классический художник получал свободу самовыражения. … Рефлексия художников на тему явленного и сокрытого, как в природе, в материи, так и в изображении даст интересный материал для дальнейшего осмысления темы визуальности и образа в искусстве».
Творческим исследованием визуальности и образа, сокрытого в цвете, Андрей Волков поглощён на протяжении многих лет.
Удивляет воздействие полотен художников Волковых и секрет свечения их картин. Работы притягивают к себе, чаруют цветом и экспрессией движения. Динамизм присутствует даже в монохромных абстракциях Андрея Волкова, втягивающих в себя реальное пространство, отражая его на отполированной поверхности картин.
В чём секрет? Вряд ли он объясним… Возможно, в многослойности: наложенные один на другой, подкладочные слои придают основному цвету глубину и свечение. Такие картины благодарно раскрываются перед внимательным и вдумчивым зрителем, обретая объёмность голограмм.
До сих пор вспоминают в Москве выставку «Восток и русское искусство. Конец XIX — начало XX века». Организованная в 1977 году в Музее искусств народов Востока, она вновь вернула поклонникам живописи имя А.Н. Волкова.
С тех пор в городах России и Узбекистана прошло немало коллективных показов, на которых демонстрировались работы художников Волковых.
Президенты России и Узбекистана у картин А.Н. Волкова на выставке «Сокровища Нукуса» в ГМИ имени Пушкина. 2017 г.
В 2017 году Москва триумфально приняла творчество ныне признанного во всём мире главы туркестанского авангарда на выставке «Сокровища Нукуса» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
В начале сентября в Москве состоится очередная персональная выставка Александра Александровича Волкова — своеобразный творческий отчёт в связи с 80-летием. Известный скульптор, художник, график 27 августа отмечает день своего рождения. Юбилейные торжества соберут большой круг друзей. Приедет из Ташкента и друг юности Дамир Рузыбаев. Мастерам кисти и резца есть что вспомнить за шесть с половиной десятилетий дружбы: совместную учёбу, Вторую бригаду Волкова, выставки, встречи в Узбекистане, Москве, других городах.
Александр Александровичя Волков рано утвердил себя как скульптор. Первая работа — скульптурный портрет на могиле отца — создана шесть десятилетий назад. В мае 1966 года во дворе ХТИ имени Менделеева в Москве установили памятник студентам добровольцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны – так была реализована дипломная работа молодого скульптора в Строгановке. В 1967 на родине Короленко в Удмуртии был открыт памятник писателю, созданный А.А. Волковым. В Нукусе в 1975 году водружён памятник его работы на могиле заслуженного художника Каракалпакстана К. Саипова.
В 1989 году город Карши (Узбекистан) украсила 25-метровая композиция «Узбекские музыканты», которая стала визитной карточкой города.
Участник симпозиумов по камню в Ереване и в Акташе (Узбекистан), он всегда со страстью отдавался скульптуре.
К сожалению, не все из работ сохранились, но в личном собрании А.А. Волкова целая галерея авторских произведений в глине, шамоте, бронзе, камне…
И десятки картин, сотни акварелей и пастелей: циклы неповторимых по красоте и воздушности пейзажей Подмосковья, Прибалтики, Узбекистана, Италии, Египта; графические серии «В поисках бессознательного», «Моцарт и Сальери», абстрактные импровизации «Джаз» и другие произведения.
Очень выразительна построенная на контрасте черного и красного графика серии «Фламенко», вдохновляющая на танец и автора, и зрителей.
В квартире Волковых на Большой Полянке, где художник живёт с семьёй сына Дмитрия, у которого подрастают Василий и Степан — правнуки знаменитых художников прошлого века Волкова и Рыбникова — чувствуется связь всех поколений и ветвей рода: в обстановке, картинах, скульптурах, фотографиях. И, конечно, во взаимоотношениях, основанных на любви и заботе. Душа и ангел-хранитель дома — Мария Степановна. Самоотверженная дочь, жена, мать, бабушка, к тому же профессор, специалист по немецкой филологии, проработавшая многие годы в МГИМО, она успевала заниматься наукой и преподаванием и заботиться обо всех, оставаясь неизменно прекрасной во все годы.
Нашла время и для редактирования воспоминаний матери — Прасковьи Бубновой-Рыбниковой. Эта книга, написанная актрисой театра имени Ермоловой, рисует картину жизни и окружения семьи, в которое входили актер Михаил Чехов, языковед Мария Александровна Рыбникова, архитектор Жолтовский, пианист Ведерников, Елена Леонидовна Якушкина, Андрей Михайлович Лобанов, Вероника Витольдовна Полонская и другие.
В портрете жены, написанном перед рождением сына Дмитрия, художник вновь обращается к теме матери. Но картина изображает не только мать — перед нами Муза, подруга, любимая женщина, способная вдохновить, понять и поддержать. Портрет написан в бирюзовых тонах, и цвет лёгкого платья оттеняет лучистость голубых глаз, озаряющие всё вокруг мягким светом.
Музыка и поэзия, театр и литература — неизменные спутники художника. Они живут и в его творчестве. Прекрасный рассказчик, лектор, декламатор, он
выпустил несколько тематических альбомов. Один из них — «Театр красок Александра Волкова. В четырёх действиях и тридцати двух картинах». Музыка, Танец, Поэзия, Странствия – все четыре действия сопровождаются текстами и репродукциями живописных и графических работ.
Ничем к земле не привязан —
Жаворонок звенит.
Мацуо Басё
Другой альбом — изысканное «Приглашение к созерцанию» — прочтение в пастелях хокку японских поэтов. «Моё обращение к японской средневековой поэзии как источнику вдохновения, — признаётся автор, — произошло не случайно. Сыграли свою роль и любовь к Востоку, и понимание неторопливого, созерцательного образа жизни, столь характерного для жителей Средней Азии. … Я выбирал только те хокку, которые ложились на картины русской природы и соответствовали моему душевному состоянию. .. Мы постепенно утрачиваем такую замечательную способность постижения жизни, как созерцание. А хокку позволяет нам сделать остановку в пути, чтобы прислушаться к самим себе».
С лицом моим старым несхожие.
О первая вишня в цвету!
Мацуо Басё
Тонкость восприятия, лиричность и экспрессивное жизнелюбие Александра Александровича соединены с философской глубиной его работ. О многогранности художника говорит и его мастерская, в которой представлены все стороны его творческой натуры.
Порою он воплощал глубоко тронувшую его тему и в скульптуре , и в живописи. Так произошло с библейским сказанием «Бегство в Египет». В 1988 году художник создал на эту тему скульптурную композицию, а спустя два года — одноимённую монументальную картину, которую можно считать программной в его творчестве.
Сюжет «Бегства в Египет» вдохновлял в своё время Тициана, Джотто, Рембрандта, Питера Брейгеля, Караваджо и других живописцев. Представлен он также в римских фресках и православных иконах. Художники по-разному трактовали библейскую легенду. Не страшась сопоставления с великими именами, А.А. Волков пишет не религиозную, а общечеловеческую картину, связанную с горькой необходимостью матери, защищающей дитя, покинуть родные края. Вечная тема материнства не оставляла художника после смерти матери, начиная с дипломной работы «Мать и дитя». Стимулом к созданию скульптурной композиции, выполненной им в Доме творчества в Дзинтари (Латвия), послужил творческий вояж Валерия Александровича в Египет. Спустя год древняя и от этого еще более притягательная страна открылась и для Александра. Поездка принесла ему, как и брату, массу новых впечатлений. Художник окунулся в историю египетского народа, побывал в подземной крипте храма, где по преданию пряталась Мария, постиг очарование египетских ночей.
Однажды на улице Каира он увидел молодую египтянку с ребёнком на руках, восседавшую на осле. Пронзила мысль: будто и не было тысячелетий, отделявших эту женщину от Богоматери, которая спешила укрыться со своим Боговоплощённым младенцем в Египте. Став свидетелем совпадения бытийного и духовного в реальности, художник вновь вернулся к библейской теме, воплотив её в живописи.
Помнить прошлое, жить в настоящем, но смотреть в будущее – таков принцип этой семьи. Здесь живо откликаются на события современности, воспитывая в волковском духе детей и внуков. Отстаивают права художников, медиков, музеев и галерей, историю, экологию и культуру Москвы.
В ненастные дни Волковых согревает дальний свет родной ташкентской улицы: летняя зелень или осеннее золото деревьев, обрамлявших вымощенную булыжником дорогу; одноэтажные старые дома, смотревшие промытыми окнами на дорогу; голубеющие в простреле Советской горы… Ничего из прежнего не осталось на этой улице, кроме нескольких деревьев и здания Республиканской детской библиотеки. В памяти и сердце живёт верность прожитым вместе с родителями светлым и трудным десятилетиям, запечатлённым на полотнах отца родным местам.
Место картинам в музее – так полагал Волков-отец. Потому Валерий Александрович был первым из художников, который передал изрядную часть работ своего отца Савицкому — в нукусскую коллекцию русского авангарда. Позднее подарил Третьяковской галерее литографии А. Ланского и свои картины.
Валерий, Александр и Андрей Волковы – яркое явление в современной художественной жизни. Каждый из них – не просто живописец, но теоретик, критик. Подготовленные и изданные Волковыми на средства семьи книги, альбомы, опубликованные статьи, снятые при их участии документальные кино- и видеоленты – еще не в полной мере оцененный вклад в историю искусствознания и культуру. Хочу отметить и труд Андрея Волкова в подготовке двух прекрасно изданных томов о творчестве Валерия и Александра Волковых — он взял на себя труд автора-составителя. Двухтомник выпущен при поддержке Фонда Марджани. Перечислю фундаментальные книги, опубликованные Волковыми в новом веке: «Мастер «Гранатовой чайханы». Живопись. Поэзия. Друзья», «Александр Волков. Солнце и караван», «Валерий Волков», «Александр Волков». Представленные в этих объёмистых томах репродукции работ Волковых хранятся в музеях и галереях, в частных коллекциях во многих странах мира, некоторые принадлежат семье.
У людей, родившихся на Востоке, считает Александр Александрович Волков, иное восприятие мира, человеческих отношений и даже живописи, нежели в других краях. Там, где много солнца и тепла, рождается наполненная светом живопись. Волковы почти каждый год приезжают в Узбекистан. Привозят и дарят книги, участвуют в творческих встречах, путешествуют по республике.
Братья Волковы видели немало европейских и азиатских стран, побывали и за океаном. Каждая страна дарила новыми впечатлениями. Но тепло узбекской земли, запах её хлеба, пропитанный ароматами трав легкий горный воздух, румянец на смуглых щеках детей ни с чем для них не сравнимы. Потому что эта земля и этот народ были и остаются для них родиной. Не всегда доброй и ласковой, но близкой, дорогой, любимой.
Прошлое, настоящее и будущее художников Волковых плавно перетекает одно в другое, как переходит в разные состояния вода, как сменяются времена года, повторяясь в вечном круге времени и пространства. В 2012 году выставочный тандем братьев Волковых в Государственном музее Востока в Москве получил название «Наследники русского Востока». И это справедливо. Они сохранили наследие отца, развили свои таланты и передали эстафету потомкам. Уверена, свет земного созвездия Волковых не померкнет и в будущем.
Тамара Санаева
Фото автора и из архива семьи Волковых
Автор сердечно благодарит Александра и Андрея Волковых за интервью, консультации и помощь при подготовке материала.
Завершён биографический очерк о жизни и творчестве династии художников Волковых.
За год работы над ним сжилась с судьбой героев. Начав повествования с рождения Александра Николаевича Волкова, появившегося на свет 31 августа (по старому стилю — 19 августа) в городе Скобелеве, нынешней Фергане, завершила его в знаменательную в жизни семьи дату.
27 августа 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения младшего сына художника – Александра Александровича Волкова, который, как отец и старший брат Валерий Александрович (ему 1 мая 2018 года исполняется 90 лет), выбрал делом своей жизни изобразительное искусство.
Поздравляю талантливого живописца, скульптора и графика, талантливого во всём человека с юбилеем. Он молод душой, полон творческих планов, энергичен, жизнелюбив – пусть это состояние не оставляет его во все дни, даря радость и счастье.
Александр Александрович рано потерял отца – его не стало в 1957 году. Но спустя 11 лет, в день рождения Александра Николаевича Волкова увидел свет Андрей Александрович Волков, первенец юбиляра. Такой вот подарок преподнесли ему небеса. В этом году 31 августа, в год 131-летия деда, Андрей Волков начнёт отсчет времени, приближающий его к золотому юбилею – ему на пороге сентября исполняется 49 лет.
Биография семьи Волковых, описанная в очерке, вместила в себя три столетия. Процветания роду во все времена, благополучия всем поколениям фамилии, творческих достижений, достойных памяти предков.
Тамара Санаева
Дорогой Александр Александрович. С юбилеем Вас. Желаю здоровье, радости и всех земних благ.
С юбилеем Уважаемый Александр Александрович Волков. У нас на востоке говорят -"Умриз узок, бу'лсин" т.е. Долгих вам лет. Творческий человек не может не творить, а уж Волковы творят прекрасное как ГРАНАТОВАЯ ЧАЙХАНА. Пусть Прекрасное будет обителем Волковых.
Очень интересный очерк! Необъятная тема!
С Юбилеем Александр Александрович! Многие лета! Спасибо за подаренную радость!
Вечная память Великому художнику А.Н.Волкову и с юбилеем А.А.Волкова,долгих лет!
Доргой, Александр Александрович, с юбилейной датой в постоянном творчестве!!! Ваш творческий стаж надо бы начинать от зачатия!!! Энергии открытий, эксперемента, чистого поиска новых горизонтов для творческой, неугомонной души!!! Здоровья, благополучия и радости жизни!!!!
Поздравляю с юбилеем! Желаю счастливого творческого пути!
Тамара, внимательно прочитал Ваш очерк, посмотрел видеоролик. Не поверите, аж слёзы навернулись на глазах – Восточная тематика всегда прошибает. Сначала подумалось – что написать…, и вдруг захотелось поделиться с Юбиляром своим стихотворением «За что люблю тебя, Восток», с Вашего позволения. Может даже ещё бы кое-что добавил из своих произведений.
Кстати, я в первый класс пошёл в Каракалпакии (г.Кунград), жил целое лето на Аральском море со стороны Устюрта (1967г.), прекрасно помню Нукус 1960-х и Ташкент — ещё до землетрясения и после… А благородная Бухара связана у меня с окончанием средней школы. Спасибо большое за нахлынувшие воспоминания! Саломат булинг! Вы замечательно пишите очерки об искусстве, и не только. С уважением и наилучшими пожеланиями, Сергей Лепешкин Шара-Бара (Шара-Бара –псевдоним).
ЗА ЧТО ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ВОСТОК.
За солнца лучика исток.
Откуда, из глубин седин,
С волшебной лампой – Алладин.
Там верховодит мелкий Мук
Глупцами жадными вокруг.
А хитроумный Насреддин —
Он в Бухаре такой один!
Где тысяча и одна ночь
Дурные мысли гонят прочь.
Скажи — чудесное: сим-сим,
И мир откроется большим —
На космос — смотрит звездочёт,
Строчит для Светоча отчёт.
Сам Пушкин черпал из ларца
Восточный эпос – чудеса;
Салтан, Руслан; там цепью звон —
Словес персидских перезвон;
А Шамаханская царица,
Петух метавшийся на спице.
Восток повсюду души вьёт,
А ритмы дойра задаёт.
Там дело тонкое — царит,
Восточной мудростью — пестрит.
Всем сердцем внемлет в знойный день —
Чинар спасительная тень.
Бывает, путник приустал —
Его напоят из пиал.
Как минарет уносит ввысь
Творцов искусная мысль.
О гордость древних городов —
Лазурь нетленных куполов!
Слова: очаг и карандаш,
Колпак, сундук и ералаш,
Деньга, амбар, баран, шашлык,
Сарай, каблук, башмак, башлык,
Штаны, фитиль, да богатырь,
Балда, буран, камыш, чигирь,
Изюм, халат, утюг и нефть…
Ох, этих тюркских слов не счесть!
Ковры бухарские, и плов —
Струится жаром из котлов,
Под чай зелёный, да с халвой.
А ночь со сказочной луной,
Под ритмы птичьи – беданы!
Сады чудных плодов полны:
Инжир, хурма и виноград —
Вкусней не выдумать наград.
Граната зреющего треск,
То страсти символичный всплеск!
Дурманит дыни аромат.
За всё тебе, Восток – рахмат!
Здоровья и Творческого Долголетия, Александр Александрович!
За всё Вам — рахмат!
Творчество замечательной династии Волковых — яркий пример взаимодействия, синтеза русской и среднеазиатской культур. Достойна восхищения верность всех представителей семьи художественным и нравственным традициям русского искусства и их любовь к Узбекистану и его культуре. Александра Александровича — с днем рождения! Ему и всем членам семьи — здоровья и творческих успехов! Не уставать!
А Тамаре Ягмуровне Санавой спасибо за прекрасную статью!
От всей души поздравляю Вас, дорогой Александр Александрович, с бравым юбилеем!Здоровья Вам самого крепкого на многие лета, чтобы сердце пело радостные песни, а душа жила красотой и счастьем!
Спасибо Тамаре Санаевой за серию замечательных очерков о талантливой семье Волковых. А Александра Александровича с юбилеем! Здоровья и дальнейших творческих успехов.