Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Созвездие художников Волковых. Часть 1

Созвездие художников Волковых. Часть 1

Созвездие художников Волковых.  Часть 1

На границе лета и осени культурная общественность России и Узбекистана отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося художника XX века Александра Николаевича Волкова – живописца, графика, поэта, основателя собственной школы современной живописи и династии мастеров кисти.

Сегодня в московской Галерее ARTSTORY продолжит работу выставка "Очарованные Востоком", на которой представлены около 170 произведений 30 художников «туркестанского авангарда». в их ряду - редкие работы А.Н. Волкова и его сыновей Александра и Валерия Волковых (22 июня - 31 июля; 1 - 9 сентября).

1 сентября, здесь непременно соберутся поклонники творчества художников Волковых, а 6 сентября пройдёт презентация каталога выставки и показ документального фильма "Искусство, затерянное в песках" о музее имени Савицкого в Нукусе, в коллекции которого свыше 90 работ мастера "Гранатовой Чайханы".

Два народа, две культуры – русская и узбекская – заявляют свои права на имя Александра Николаевича Волкова. И это справедливо – русский по национальности, художник родился и жил в Узбекистане, воспев родной для него край во всей его неповторимой красе и колоритности. И всё же по большому счёту имя Волкова принадлежит мировому искусству, ибо творчество его, оставаясь связанным корнями с культурой двух народов, впитало в себя наработанный со времён Византии и эпохи Возрождения богатейший опыт создания монументальных полотен, тонких портретов, рисунков и проникнутых высокой поэтической нотой стихов.

Кроме богатейшего художественного вклада в мировую сокровищницу культуры А.Н. Волков оставил миру потомков, которые продолжают и развивают в самостоятельном творчестве традиции его неповторимого по энергетике и мощи искусства.

Династии Волковых, яркому созвездию талантов, посвящается представляемый здесь цикл очерков - скромный вклад, приуроченный к юбилею Мастера кисти и подготовленный специально для читателей информационного портала «Новости Узбекистана».
Первые части посвящены основателю династии – Александру Николаевичу Волкову. В последующих расскажем о сыновьях - талантливых и многогранных художниках Валерии Александровиче и Александре Александровиче Волковых, и одном из внуков – живописце Андрее Александровиче Волкове.

Часть 1
Александр Николаевич Волков: Гранатовый свет Востока

На выставках авангардного искусства, в залах лучших музеев России и Узбекистана, в частных коллекциях взор ценителей сразу же притягивают пылающие краски картин Александра Николаевича Волкова.

Созвездие художников Волковых.  Часть 1

А.Н. Волков. Гранатовая чайхана. Собрание Государственной Третьяковской галереи, Москва

В Третьяковской галерее и Государственном музее искусства народов Востока, Государственном музее изобразительных искусств Узбекистана и Государственном музее искусств Каракалпакстана в Нукусе, Русском музее в Санкт- Петербурге и музее «Новый Иерусалим» г. Истра, в ряде других музеев бывшего СССР его работы хранятся как шедевры авангардного искусства, выступая ценнейшими экспонатами международных выставочных проектов и пользуясь особым вниманием знатоков и коллекционеров.

Созвездие художников Волковых.  Часть 1

Русский по национальности, А.Н.Волков родился в 19 (31) августа 1886 года в Фергане, в семье генерала военно-медицинской службы, старшего врача 14 линейного туркестанского батальона Николая Ивановича Волкова. Мать будущего художника -Феодосия Филипповна, урожденная Давыдова, стойко переносила вместе с мужем тяготы военной жизни в далеком от российских столиц Туркестане, все силы души вкладывая в воспитание детей.

Маленькому Саше было всего два года, когда отца направили в приграничный с Афганистаном гарнизон, и семья в 1888 году переехала в едва ли не самое знойное в Средней Азии местечко - Керки, где провела десять с лишним лет.

Едва будущий художник в 1897 году окончил начальную школу, как 11 летнего мальчика поместили учиться в реальное училище в Ташкенте. Отец мечтал, что сын продолжит его дело, и в 14 лет будущий художник поступает во второй Оренбургский Кадетский корпус. Но военная карьера не привлекает юношу. Выпустившись в 1905 году из кадетского корпуса, Волков поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского Университета, параллельно посещая частную школу художника-акварелиста Д. И. Бортникера.

Студентом, занимаясь в биологической лаборатории, он поражается открывшейся под микроскопом гармонии и величию материи. Не эти ли впечатления приведут в будущем к кристаллической структуре художественных композиций на его полотнах?

Жить в Петербурге и не «заболеть» искусством сын генерала военно-медицинской службы, выросший в Туркестане, не сумел. Северная Венеция после азийских степей и древних экзотических руин произвела на него поистине магическое воздействие. Александр твёрдо решает стать художником и в 1908 году поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств, в мастерскую профессора В. Е. Маковского, а в 1910 году переходит в мастерскую М. Д. Бернштейна, открытую им после возвращения из Парижа. В числе педагогов новой мастерской были признанные мастера изобразительного искусства Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, Л. В. Шервуд – о таких наставниках можно было лишь мечтать.

Но на этом этап ученичества молодого художника, страстно увлеченного рисунком и живописью, не завершается. В 1912 году он переезжает в Киев, еще четыре года отдав учёбе в Киевском художественном училище у Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка. На третьем курсе, в 1914 году, впервые представляет свои работы на выставке учащихся этого учебного заведения. В ту пору Александру Волкову исполнилось 28 лет – возраст не юный и говоривший о серьезном и осознанном выборе профессии.

Постигая мастерство живописи в Киеве, Волков невольно впитывает и начала духовного опыта Византии. Потрясённый мозаиками храма Святой Софии и росписями гениального Михаила Врубеля в Кирилловской церкви, он открывает для себя новые пласты и возможности в изобразительном искусстве, восхищается непостижимым таинством творчества Врубеля, который навсегда остаётся для него любимейшим из русских художников. Своё влияние оказали на живописца и новейшие течения современного французского искусства, с которыми он познакомился, посещая частные собрания коллекционеров Морозова и Щукина в Москве. Особенно интересными и близкими его темпераменту оказались кубизм и футуризм, переплавившиеся в магической лаве его собственной художественной фантазии и декоративных традиций искусства Востока.

Наступил 1915 год. Продолжалась мировая война, в которой русская армия терпела крупные поражения, оставив захваченные немцами огромные территории, принадлежавшие Российской империи. Патриотический подъем сменился «патриотической тревогой», в обществе наблюдалось брожение. Киев наводнили беженцы из оккупированных германскими войсками Галиции, Волыни и польских губерний. Прибывали и пленные, которых привлекали к работам по очистке трамвайных путей, рубке леса и даже выпечке хлеба. Несмотря на войну, дефицит и коммунальные неурядицы в городе работали театры, давались концерты. Киевлян радовали гастролями пианисты Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и прима-балерина императорских театров Матильда Кшесинская, из артистов цирка - дрессировщик Анатолий Дуров. Словом, светская жизнь бурлила, и, наверняка, как-то вовлекала в свой круговорот артистическую молодёжь.

Александр Волков был не только художником - у него был прекрасный тенор, он брал уроки вокала, пел в кругу друзей и как-то в один из приездов к родителям в Ташкент познакомился с талантливой оперной певицей, яркой красавицей Марией Ильиничной Таратуниной. До окончания училища Волкову еще год, но что и когда останавливало влюбленных? Взаимное чувство приводит молодых к брачному союзу, и спустя год, получив аттестат художника, Волков возвращается в Ташкент – город отрочества, с которым он не расстанется до последнего дня своей жизни.

Тема восточной земли и её красок царила в творчестве молодого художника еще в Киеве. В год перед выпуском он создаёт серию акварелей и пейзажей маслом - циклы «Вода и камни», «Женщины на фоне мазаров», в которых проявляется будущий углублённый философский настрой живописца.

В Ташкент Волков вернулся в год своего тридцатилетия – то есть ровно сто лет назад. Чем мог занять себя в Туркестане художник? Пока не грянула Октябрьская революция, круто развернувшая «колесо арбы» новейшей истории на окраинах бывшей Российской империи, он преподавал графику в различных народных школах Ташкента. После переворота 1917 года работал в Ташкентском учительском институте и на Высших педагогических курсах, затем учителем рисования в Ташкентском железнодорожном училище. Серия акварелей, эскизы к легендам, горные пейзажи маслом – всё это создавалось в свободные от уроков часы.

Ташкент 1919 года… Трудное время. Романтика и революционный беспредел шли рука об руку. Грандиозные перспективы строительства новой жизни увлекали, и Волков поверил в идеи всеобщего равенства, братства и справедливости. Со свойственным его личности масштабом выполнял работу по организации и художественному оформлению революционного праздника в Ташкенте. Видел и то, как веками создаваемая культура грозила быть уничтоженной штыками ничего не понимающих в ней солдат революции, которых хватало даже в этом отдаленном от революционного Петрограда благословенном краю, охваченном пламенем перемен.

Созвездие художников Волковых.  Часть 1
[
Вдове Великого князя Искандера, как называли в Ташкенте дядю свергнутого и расстрелянного большевиками русского императора Николая II, новые власти дозволили остаться в национализированном дворце, в котором находились уже не принадлежащие ей ценности. Тем не менее, она убедила комиссаров Туркестанской республики создать на основе коллекции дворца Великого князя Н. К. Романова Художественный музей.

Александра Николаевича Волкова назначили первым директором (заведующим) вновь созданного хранилища ценностей культуры и искусства. Проработал он в этой должности несколько месяцев – администрирование не для творческого человека. В это время в его скромной мастерской - комнате дома, где он жил с женой, - рождается цикл работ «Восточный примитив».

Оставив должность директора музея, художник работает мастером-руководителем при Краевых центральных мастерских Туркестанской народной художественной школы. С его мнением считаются, признавая разносторонние таланты, но не подозревая об их безмерности. Время было голодное, не было и топлива для обогрева комнаты, согреваемой любовью и самоотверженной заботой жены Марии – она понимала и ценила талант мужа. К сожалению, счастье молодой четы было недолгим… Но об этом расскажем в следующей части.

В 1919 году публикуется первая объемная статья о творчестве А. Н. Волкова. Она появилась в газете «Красный звон» и подписана была псевдонимом Джура, под которым выступил друг художника, критик и поэт Ю. И. Пославский. «Пославскому Волков, который писал не только маслом, но и стихами, был закадычным другом, - спустя десятилетия напишет в предисловии к переизданию сборника стихов Джуры «Газали» поэт Дмитрий Сухарев. — Оба родились в семьях русских первопоселенцев и отличались неистовой влюбленностью в свою экзотическую родину».

В статье хорошо передана атмосфера времени и настрой, свойственный тем, кто принял перемены века. Обращаясь к европеизированным знатокам Туркестана, Пославский пишет о творчестве первого настоящего туркестанского художника: «Быть может, к счастью, а быть может, к сожалению, Волков «таит» свои работы. …Нежелание же сделать свои произведения достоянием «публики», особенно местной, «ташкентской публики», закалило творчество Волкова, сделало его произведения совершенно самостоятельными, независимыми от злободневных вкусов и настроений. Но не пора ли Волкову выйти из периода келейности и дать почувствовать «туркестанцам», что земля, по которой они ходят, не так уже известна, как они думают, и что почва, на которой они стоят, не так тверда, как им кажется? Современность отличается своими стремлениями к громадным строительным задачам, к построениям в огромных коллективных масштабах, к замене индивидуалистических произведений «изящных искусств» творчеством единого нового здания культуры. На смену стилизованным картинам-украшениям, домам, мебели, утвари должен придти большой стиль, подобно стилям эллинскому, мусульманскому, готическому, ознаменовавшим себя не отдельными продуктами творчества самостоятельных художников-индивидуалистов, а единством культурного плана и идеи. …И в этом отношении в туркестанском творчестве Волкова можно заметить те начала, которые могут превратить его в участника огромного коллективного зиждительства, вкладывающего неотъемлемую долю как художник в долженствующие явиться на свет дворцы-храмы, и не просто дворцы-храмы, а храмы, вышедшие из прекрасной солнечной туркестанской земли, приспособленные к той земле, по которой мы ходим, соками которой мы питаемся и которую мы знаем так случайно, так не глубоко».

Да, так воспринимала переустройство общества и его перспективы передовая, как её называли, творческая интеллигенция.

Созвездие художников Волковых.  Часть 1

А.Н. Волков. Караван. 1920

Наступил 1920 год. Волков работал в это время инструктором школьного отдела Наркомпроса по организации художественного образования детей в школах первой и второй ступеней мусульманского Ташкента. Именно в этот период художник почувствовал, что пора отказаться от «келейности», в которой его упрекал Джура, и решает провести показ своих работ. В здании Туркестанского университета в Ташкенте организовали Первую персональную выставку Александра Николаевича Волкова, она вызвала большой интерес. Художник продолжил свои поиски, создавая всё новые и новые работы - картину «Надгробный плач», «витражные композиции» в технике акварели, темперы, - и 1921 году показал их на Второй персональной выставке.

Продолжение следует
Тамара САНАЕВА
Фото из семейного архива Волковых


См.: часть 2
часть 3, часть 4
Комментарии
ХУДОЖНИКУ А. Н. ВОЛКОВУ

В твоих картинах солнце заплясало,
В них Туркестан звенит огнями красок!
Быть может, солнце их нарисовало,
Быть может, это чары древних сказок!..

Цвета — зелёный, жёлтый, синий, алый
Вливаются поющею рекою!
— Да, ясно, ясно: солнце рисовало!
Но знаю: ты водил его рукою!..

АЛЕКСАНДР ШИРЯЕВЕЦ (1887-1924)

ХУДОЖНИКУ А. Н. ВОЛКОВУ

В твоих картинах солнце заплясало,
В них Туркестан звенит огнями красок!
Быть может, солнце их нарисовало,
Быть может, это чары древних сказок!..

Цвета — зелёный, жёлтый, синий, алый
Вливаются поющею рекою!
— Да, ясно, ясно: солнце рисовало!
Но знаю: ты водил его рукою!..

АЛЕКСАНДР ШИРЯЕВЕЦ
Маленькая поправка, Великий князь Николай Константинович, не брат, а дядя Николая II.
А у нас где выставляются?
Цитата: Кахраман
А у нас где выставляются?

У нас в Государственном музее искусств в Ташкенте и в музее имени Савицкого в Нукусе есть залы Волкова.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Шахло Ахмедова прокомментировала историю с отъемом лицензии

Ташкентское время…

Прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели ребенка после прививки в Сергелийском районе

В чем причина торговой войны, которая стоит на пороге Узбекистана и Украины? В местных олигархах - уверен наш читатель из Киева

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева, Александр Волков, Живопись, Художник