Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт

→ Созвездие художников Волковых. Часть 11

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Продолжение
Десять долгих лет, вплоть до 1956 года продолжалось забвение народного художника Волкова. Правление Союза художников немало способствовало его изоляции. Ссылались на болезнь Волкова, на отсутствие новых работ. Но такие заверения не останавливали его московских коллег, приезжавших в Ташкент.
В каждый из своих визитов в солнечную столицу собрата навещали народные художники, лауреаты громких премий Семён Афанасьевич Чуйков, Василий Николаевич Яковлев, скульптор Ольга Максимовна Мануйлова, ценившие его мастерство и человеческие качества.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

А.Н. Волков. Весна. 1946 -1956. Картон, масло

Волков никогда не оставлял работу. В глухие годы затворничества он пишет пейзажи-воспоминания, вновь обращается к жанру портрета.
Рефлексивно изучает свой внутренний мир и его материальное воплощение, анализирует собственные состояния, прожитые годы, словно вступая в разговор с самим собой в автопортретах. Это очень личный, глубокий взгляд сильного, не смирившегося и не сдавшегося перед реальностью человека - подведение итогов, дальнейшее постижение цикличности жизни, переданное в сдержанной цветовой гамме и уравновешенности ритма.

Красный (тёмный бордо) еще присутствует в автопортрете 1950 -1952 года. Последующие станут более монохромными. Философски символичен автопортрет 1954 – 1955 года, написанный маслом на картоне без единого мазка гранатового цвета. На переднем плане, в левом углу картины, сам художник в темной блузе и неизменном берете. Взгляд его умудрённых глаз оживляют две небольшие, бледно-розовые точки. Фон небольшой картины изображает холодное закатное солнце, опускающееся в светлые, мерно движущиеся воды. Словно бесстрастная Лета уносит в даль, к горизонту, все прожитое и пережитое. Сгустившиеся над головой тучи не могут затмить света - пусть бледного, рассеянного, но солнечного. Всматриваясь в картину, раскрываешь в ней всё новые пласты и смыслы и проникаешься спокойным принятием неких теософских начал, которые постиг мастер, предчувствовавший скорый уход.

Волков воплощает в эти годы образы Михаила Врубеля, Владимира Маяковского, простых людей, создаёт портреты сыновей, жены; дорабатывает картину "Партизаны (Мать)", ассоциативно связанную с библейскими образами.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

"Партизаны (Мать)". 1946 - 1956. Холст, масло

Эмоциональное состояние мастера передают рефлективные пейзажи. В простых, очень небольших картинах лунных ночей, степных кочевий экспрессивно передана загадочная сила мироздания. Он умел придавать особое свечение не только ярким, но и самым мрачным краскам – при внимательном рассмотрении видишь экспрессию ударов кисти и мазков, обилие тонов и полутонов, придающих голографический объём его работам.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

А.Н. Волков. Караван в горах. 1946 - 1956. Картон, масло

Летом 1956 года Волкову исполнилось 70 лет. К этому времени стали возвращать из забвения имена его современников. Молодежь открыла для себя стихи Сергея Есенина – он в 1921 году был в Ташкенте, посетил Волкова и затем, в 1923 году, содействовал организации его персональной выставки в Москве. Еще не в полный голос, но зазвучали стихи поэтов Серебряного века, реабилитировали Анну Ахматову, вернув ей членство в Союзе писателей СССР. До Ташкента тоже докатились волны политического потепления, и в Союзе художников Узбекистана было решено организовать «Выставку произведений Народного художника Узбекистана А. Волкова. 70 лет со дня рождения, 50 лет творческой деятельности».

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Председателем выставочного комитета назначили верного «волковца» Николая Карахана, членами выставкома - Валерия Волкова и живописца Таджата Оганесова, сокурсника Валерия и ученика Адександра Николаевича по училищу живописи. Экспозицию пришлось составлять из домашнего собрания – все волковские работы в Музее искусств Узбекистана были сняты и находились в хранилище в рулонах. Свёрнутые таким образом холсты лежали на стеллажах не по авторам, а по размерам, так что отыскать нужные оказалось делом нереальным.
Лишь спустя еще три десятка лет на выставке, организованной в музее к 100-летию Волкова, сыновья художника узнают, что в запасниках хранилось 50 живописных и 100 графических работ художника, многие из которых они и сами увидели впервые.
Мало кому известно, что во время транспортировки картин для юбилейной выставки 1956 года случайно повредили одну из самых известных в наши дни работ Волкова. Картины загрузили в открытую полуторку, прислонив одну к другой, и, когда водитель тронулся, одна из рам, сдвинувшись, углом прорезала «Гранатовую чайхану». Как Валерию и его товарищу удалось в считанные минуты, дрожащими от волнения руками, отреставрировать картину – отдельный рассказ. В Третьяковской галерее, где хранится знаменитое полотно, посетители не замечают следа от «раны», он практически не виден. Почему бы эту картину, мечтают сыновья художника, не показать зрителям в отдельном затемнённом зале с хорошо поставленным освещением полотна, как делают теперь в музеях, устраивая выставки одной картины? Зрителям, возможно, наиболее полно раскрылась бы её мистическая, сакральная сила.

Выставка Волкова стала первой из «оттепельных» в Ташкенте. Зрители увидели ранние работы, включая акварели и темперы 20-х годов, картины среднего и позднего периодов, портреты - Врубеля, Маяковского, Хамзы, Ленина...

Созвездие художников Волковых. Часть 11

А.Н. Волков. Портрет В. Маяковского. 1956. Картон, масло

Многим не было понятно свободное самовыражение в художественном творчестве - сказывалось влияние натуралистических направлений соцреализма, на которых развивалось советское искусство. Разгорелись споры в среде молодых художников, и в Республиканском художественном училище решили обсудить выставку. Педагоги в своих выступлениях порицали творчество Волкова за близость к буржуазному искусству и «выкрутасам Пикассо», упрекая художника в плохом рисунке и безыдейности, попрании принципов соцреализма. В защиту выступили некоторые из учеников-волковцев, прежде всего П.П. Мартаков. Он опроверг все обвинения в адрес наставника и заявил: «…Если говорить о живописи, то такому чувству цвета, как у Волкова, Пикассо может только позавидовать!»

Созвездие художников Волковых. Часть 11

А.Н. Волков. Осень. 1956. Картон, масло

Официальное обсуждение в залах Союза художников, на которое из-за многолюдия не смогли попасть все из желающих, прошло в стиле революционных диспутов. Оно продолжалось семь часов – с вечера до часу ночи. Вёл дискуссию давний недруг Волкова, член правления творческого союза Владимир Елпидифорович Кайдалов. Попытка свернуть обсуждение, не представить вниманию собравшихся письма и приветственные телеграммы ведущему не удалась. Сторонники Волкова отстаивали не только творчество автора выставки, но и собственное право жить и думать по-новому.
Валерий Волков как член выставкома зачитал общественности письма и телеграммы поэтов Николая Тихонова и Сергея Городецкого, художников Мартироса Сарьяна, Роберта Фалька, Павла Кузнецова, Семёна Чуйкова, Сергея Герасимова, Алексея Подковырова, Александра Тышлера, художников Литвы, Казахстана, Армении, ряда известных искусствоведов, коллективов Третьяковской Галереи и Академии художеств СССР. Александр Николаевич после выставки внимательно прочитал книгу отзывов и стенограмму дискуссий. Только и сказал: «Таких бурных обсуждений не было со времени моих выставок в Туркестанском университете в 1920-е годы».

Созвездие художников Волковых. Часть 11

А.Н. Волков. Вечер (Сбор помидоров). Картон на фанере, масло

Несколько работ с юбилейной выставки приобрёл Музей искусств Узбекистана. Союз художников продолжал хранить молчание о творчестве мастера.

Прошёл год. Александр Николаевич всё реже вставал за мольберт. Сердце художника билось с трудом, всё тяжелее давался каждый вдох. Елена Семёновна не отходила от постели мужа, сыновья без конца бегали в аптеку за кислородными подушками. Шёл декабрь с его промозглыми днями и холодными ночами. Волковы с надеждой считали дни до весны, надеясь, что солнце вернёт силы светолюбивому творцу.

Наступило 17 декабря. Вечером художник подозвал к себе младшего сына.
- Дай твою руку, - попросил он.
Александр протянул ему ладонь. По-мужски крепко сжав её, отец негромко произнёс:
- Видишь, сила у меня еще есть, я еще поборюсь.

Спустя несколько часов сердце народного художника остановилось навсегда.
Елена Семёновна пережила мужа всего на полтора года.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Книга М.И. Земской "Александр Волков. Мастер "Гранатовой чайханы". 1975 г.

Жизнь продолжилась в картинах, рисунках и стихах, книгах... Сыновьях, внуках и правнуках.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Антология поэзии А.Н. Волкова. Италия, Ун-т "Ca ' Foscari" , 1998 г.

Одна за другой проходят выставки, в которых представлены картины Волкова, его сыновей Валерия и Александра, внука Андрея – известных ныне художников.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Открытие выставки "Александр Волков и его ученики". Москва, Государственный музей искусства народов Востока, 1987.
На фото: А.А. Волков, В.А. Набатчиков (директор музея), В.А. Волков

Старший сын, Валерий Александрович, которому в 2018 году исполнится 90 лет, бережно хранит мольберт, который Волков еще в студенчестве привёз из Петербурга и всю жизнь писал на нём свои шедевры. Лекции, встречи, интервью, посвященные отцу, проводит Александр Александрович Волков. На средства семьи подготовлены и изданы великолепные книги-альбомы о жизни и творчестве Александра Николаевича Волкова, безвозмездно переданные в библиотеку Государственного музея изобразительных искусств и другие культурные центры Ташкента.

В родном Узбекистане, который А.Н. Волков так ярко воспел в своих полотнах, его произведения заняли достойное место в музейных залах Ташкента и Нукуса. На исторической родине, в России, волковские работы украсили музеи и галереи Москвы, Санкт-Петербурга, областных городов. Представлены они в частных коллекциях в родных ему отечествах и за рубежом.

Созвездие художников Волковых. Часть 11

Последний приют художник обрёл на Боткинском кладбище в Ташкенте, рядом с родителями - генералом военно-медицинской службы Николаем Ивановичем и Феодосией Филипповной Волковыми. Надгробный памятник, бюст из бетона молодого скульптора Александра Волкова, поставили в 1958 году на средства семьи. В 2012 году при помощи скульптора Дамира Рузыбаева бюст был отлит в чугуне.

Памятник А.Н. Волкову или мемориальная доска в городе, где жил и творил наш выдающийся соотечественник, посвящённые ему документальные или художественные фильмы, исследования, книги, статьи - долг нового поколения узбекистанцев.

Тамара Санаева
Фото из архива семьи Волковых
На заставке: А.Н. Волков. Автопортрет. 1954 – 1955. Картон, масло

Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 , 9 , 10
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)