Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Созвездие художников Волковых. Часть 12

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Через тернии - к звёздам
Ежегодно в последний день лета, 31 августа, к бюсту Волкова на Боткинском кладбище в Ташкенте ложатся земные символы небесных светил – астры, словно напоминая, через какие испытания довелось пройти художнику на пути к звёздной славе. Да, дороги к прекрасному тернисты и не всем по плечу. Мастеру «Гранатовой чайханы» трудностей в жизни выпало немало, но его творения, выдержав проверку временем, стали достоянием вечности, а судьба – примером верности творческому предназначению.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Дмитрий (в центре слева) и Андрей Волковы с родителями у работ деда

Потомки Александра Николаевича Волкова унаследовали таланты своих предков, чьё дело они достойно продолжают. Сыновья Валерий и Александр, внук Андрей служат искусству – они художники, известные в России и за её рубежами. Внук Дмитрий выбрал профессию прадеда, генерала военно-медицинской службы, и стал высокопрофессиональным хирургом.

Какую стезю изберут в будущем правнуки, покажет время, но краски и кисти, картины, рисунки, музеи и выставочные проекты для них привычные общесемейные атрибуты и события.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Василий, Степан, Марфа и малышка Александра Волковы с бабушкой Марией Степановной Бубновой

Путь в искусстве оказался непрост не только для Волкова, но и его сыновей. Они изначально отличались от других художников независимостью в творчестве. Культуру несли в себе на уровне генетического кода, постигая её в семье и в художественных мастерских, по книгам и выставкам, а со временем и в поездках в мировые культурные центры. Словно по предназначению свыше выбрали по себе и спутниц жизни.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий женился на Светлане Завадовской, дочери известного востоковеда Юрия Николаевича Завадовского, поселившегося в Ташкенте после возвращения из эмиграции. Александр добился руки Марии Бубновой - внучки Алексея Александровича Рыбникова, художника и руководителя реставрационных мастерских Третьяковской галереи, дочь известных московских театральных артистов Степана Кузьмича Бубнова и Прасковьи Алексеевны Рыбниковой.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий и Александр Волковы. Ташкент, 1959 год

Детство, юность и молодость Валерия и Александра прошли в трудные годы. Недолгая оттепель, за которой последовали «бульдозерные» гонения на современную живопись, тоже не принесла истинной творческой свободы. Как и отец, братья не были приверженцами социалистического реализма и, хотя не входили в круг участников выставок «неофициальных» художников, в своих работах никогда не копировали действительность. С младых ногтей впитали любовь к родной для них среднеазиатской земле и, воспитанные в духе творческой независимости на примере незаурядной личности отца, органично соединили в своем искусстве яркую многокрасочность и поэтику Востока со свободой европейских художественных направлений.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий Волков. «Гранаты и солнце». 1961. Холст, масло

Земное и небесное, восточное и европейское неразрывно соединены в творчестве Волковых. Одну из первых картин Валерия Волкова абстрактного характера - «Гранаты и солнце» (1961) - можно смело трактовать как синтез Запада и Востока. В композиции - древние символы космоса и любви, начала начал и основы жизни, ориентальность и экспрессия.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий и Александр Волковы. 12 августа 2017 г.

Главным собеседником для Валерия и Александра был и остаётся отец. Как при жизни, он смотрит на сыновей со своих автопортретов доброжелательным и поддерживающим взглядом. На полотнах Александр Николаевич моложе сыновей. Первенцу, Валерию, 1 мая 2018 года исполняется 90, Александр 27 августа 2017 года отмечает 80-летие. Отец навсегда остался для них Мастером и главным мерилом, по которому Волковы сверяют поступки, жизнь и творчество. Не подражая, не копируя, а словно спрашивая его же словами: «Ну как»? Братья верны клятве, данной друг другу в холодный декабрьский день похорон отца: сделать всё, чтобы его творчество заняло достойное место.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Работы А.Н. и А.А. Волковых. Один из уголков выставки "Очарованные Востоком" в галерее Artstory. Москва, 2016

Эта борьба продолжается и сегодня: «Давно признан ранний период, наступает признание среднего. А поздние работы до сих пор по-настоящему не оценены», - напишет в 2012 году младший из сыновей в своей книге «Александр Волков» (М., 2012). Мне довелось увидеть небольшие картины позднего периода творчества А.Н. Волкова на выставке «Очарованные Востоком» в галерее современного искусства «Artstory». Долго всматривалась в них, ощущая невероятные сгустки энергии в пастозных, резким движением кисти оставленных на картоне или фанере мазках. Тёмные азийские ночи, серебристая луна, космическая тоска по невозможности выплеснуть все силы и восторг перед величием природы…

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Лунная ночь I. 1946-47. Фанера, масло

Рамки очерка не позволяют описать каждую работу и оценить мастерство живописи, да и как передать таящуюся в красках глубину мыслей и чувств художника? Передать сопереживаемые с ним вместе восторг, печаль, любовь… Недосказанность влечёт к другим картинам - ищу в них продолжения истории, обращаюсь к стихам художника-поэта, работам и книгам его сыновей и внука.
Валерий с детства был серьёзно поглощён творчеством. Первые уроки получил в кружке под началом отца, а с 15 лет в Ташкентской художественной студии, у эвакуированного в тыл М.Ф. Шемякина. Московский художник школы Серова и Коровина, он помог юноше развить художественное видение и понимание света, открыл секреты работы с белилами.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий Волков (крайний справа в 1 ряду) в Республиканском художественном училище. Ташкент, конец 1940-х

Поступив в художественное училище, Валерий вновь продолжил профессиональное становлению под началом отца, обучавшего студентов рисунку и живописи.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий Волков на фоне своих работ в годы учёбы в Республиканском художественном училище. Ташкент, конец 1940-х

Высшее образование получил в Среднеазиатском университете, став специалистом по истории искусств, но не расставался с кистями и красками. В 1949 году показал свои работы на выставке в Союзе художников Узбекистана, в тот же год в университете была организована экспозиция рисунков, сделанных им в юности в Ташкентском зоопарке. Молодой художник и искусствовед публикует критические статьи, анализируя художественное творчество современников.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Перед выступлением (Канатоходец). 1962. Картон, масло

Внимательно всматривается в народную жизнь, открывая её внутреннюю сущность в красочных образах восточных арлекинов-маскарабозов, канатоходцев. И еще при жизни отца начинает отстаивать его место и роль в истории искусства.

Пылающий кармин, который главенствует в палитре художников Волковых, нередко трансформируется в абстракции, сохраняя некое «фамильное», чувственное постижение гранатового цвета.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Валерий Волков. «Красное пятно». 1963

Александр, как и брат, не мыслил себя вне изобразительного искусства. Признавался, что общение с отцом и его живописью помогло ему и брату легко принять как классиков, так и новое искусство, определило безупречный вкус и взгляды, которые стали для них путеводными на всю жизнь, но и вызывали трудности, связанные с упрёками в пристрастном, «семейном» отношении к искусству отца.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Андрей и Александр Волковы на выставке "Красное и чёрное" в Государственном выставочном зале "На Каширке" (фото А. Коллерова)

«Сейчас в эту сложную жизнь включается мой сын Андрей, - пишет он в своей книге, - художник, впитавший от нас многое, что делает его настоящим Волковым. Во всяком случае, сейчас в мире нет экспертов, кроме нас, кто может достоверно атрибутировать творчество А.Н. Волкова. Да, его творчество и жизнь сформировали наши личности очень рано. Но то мерило ценностей, которое он в нас заложил, никогда не мешало, а наоборот, помогало искать и двигаться в поисках своих путей в жизни».

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Александр, Вадим Семёнович Мельников (брат матери), Валерий и Елена Семёновна Волковы. Ташкент, конец 1950-х

В 1959 году, 23 апреля, братья простились с тяжело болевшей после кончины мужа Еленой Семёновной. Александру пришлось собрать всё душевные силы, чтобы закончить учёбу в Республиканском художественном училище имени Бенькова. Он вспоминал, как незадолго до болезни мамы побывал с нею в Москве и, впечатлённый столицей и её музеями, стал задумываться о будущем. Свою дипломную работу на отделении скульптуры, защищённую на отлично, он назвал «Мать и дитя». Фигуры композиции сливались, передавая единении и любовь матери и ребёнка.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Александр Волков и Нина Константиновна Крымская. Ташкент, 1958

Помогая ташкентскому скульптору Н.К. Крымской лепить монументальную, в 3,5 метра высотой «Женщину с голубем», Александр заработал на следующую поездку в Москву и повёз показать московским художникам десять работ отца. Побывал у С.А. Чуйкова, скульптора Е.Ф. Белашовой. Показал ей также фото своих авторских работ, и она воодушевила: «Если вы так «по-взрослому» будете лепить, из вас получиться хороший скульптор. Надо приезжать в Москву, учиться».

Оглушённый потерей мамы, с дипломом об окончании училища на руках, Александр отправился погостить к родным в Одессу. Лишь в конце августа, когда в вузах уже прошли экзамены, добрался до Москвы. В Ташкент возвращаться не хотелось и, по совету друга отца, художника З. Комиссаренко, он поступил на только что открывшиеся курсы художников-мультипликаторов при Союзмультфильме. С полгода проучился вместе с будущими звёздами советской мультипликации Ю. Норштейном и другими, но окончательно утвердился в желании заниматься скульптурой и начал готовиться к поступлению в 1960 году на факультет скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского).

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Александр Волков. Ташкент, 1957

Побывав на ошеломившей его американской промышленной выставке в Сокольниках, пытался подражать вдоховившим его в павильоне изобразительного искусства произведениям абстракицонистов, экспрессионистов и поп-арта. Особенно восхитил Александра Дж. Поллок, и будущий скульптор со свойственной ему страстью отдался подражательной графике. Валерий, тогда занимавшийся фигуративной живописью, приехав навестить младшего брата, раскритиковал его абстракции - переживал, что Саша может отойти от принятых в семье ценностей. Но, несмотря на горячие споры с младшим братом о направлениях современного искусства, позднее и сам увлёкся экспериментами в абстракции, разработав, в итоге, своё творческое направление - «нефигуративный реализм».

В первые же зимние каникулы Александр устремился в родные края. Валерий, как некогда отец, решил создать Вторую бригаду Волкова. В неё вошли Александр со своим другом-живописцем и скульптором Дамиром Рузыбаевым и художник Евгений Кравченко. Главой бригады, атмосфера в которой была весьма демократичной, стал, конечно же, Валерий, и, надо отдать должное, он оказал большое влияние на своих молодых собратьев.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Дамир Рузыбаев, Александр Волков и Евгений Кравченко после возвращения с Иссык-Куля. Ташкент, 1964

В летние месяцы бригада объездила и исходила немало дорог, работая на пленэре. От воспоминаний А.А. Волкова о Маргилане невозможно оторваться! Улицы, на которых яркими павлиньими хвостами развешивали для просушки крашеные шёлковые нити для хан-атласа; старинные ткацкие станки в глинобитных домах; вечера в чайханах, где собирались музыканты; пёстрые уличные представления, первобытной красоты рассветы и закаты, испепеляющее до звонкости горячее солнце и дрожащее над дорогой марево… Нагруженные этюдниками, молодые художники выходили спозаранку и возвращались, обожженные солнцем, с набросками и рисунками. Как-то, повесив на грудь дощечки с надписью «Дайте нам работу!», привели в ужас администрацию местного художественного комбината, заявившись туда в самый свой бессеребренный день. Люмпенам от искусства тут же поручили иллюстрировать сказки, чтобы не накликать на комбинат гнев соответствующих органов.

Созвездие художников Волковых. Часть 12

Квартирная выставка. Москва, Большая Полянка, 1968 год

Волковы и Кравченко после землетрясения1966 года переехали в Москву, но каждый год Вторая бригада совершала всё новые поездки по Средней Азии, возвращаясь с богатейшими впечатлениями, этюдами и картинами. Встречаясь с другом юности Дамиром Рузыбаевым, Александр Александрович вспоминает массу историй о «бригадных» поездках и походах: квартирной бригадной выставке в Москве в 1968 году; проживании в Нукусском музее у И.В. Савицкого; выставке в Нукусе, которую волковцы провели по предложению директора Каракалпакского музея искусств в 1973 году.

Окончание следует

Тамара Санаева
Фото автора и из архива семьи Волковых

На заставке: Александр (второй слева), Валерий и Андрей Волковы на выставке в музее "Новый Иерусалим" (Истра, РФ)

Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 , 9 , 10 , 11
Комментарии
Спасибо Тамаре Санаевой, опубликовавшей серию эссе, посвященную Художникам, династии легендарной семьи Волковых! Она скрупулезно собрала и тонко объединила в одно целое не простую жизнь и пути развития, становления творчества каждого в отдельности своих героев! Узбекистан, его народ гордится теми, кто много лет назад , приехал из России помочь нам, потомкам Улугбека, Беруни, Ибн-Сина, Ал-Хоразми в становлении нового искусства, литературы, науки, театра. Тем, кто полюбил Узбекистан и отдал свою жизнь на благо нашего народа. Один из них был художник Александр Николаевич Волков основоположник династии Волковых. Вот откуда корни! Поздравляем Александра Александровича Волкова с этим красивым юбилеем! Здоровья, дальнейших творческих проектов, удачи и хорошего настроения! С уважением Джасур и Мастура Исхаковы.
Спасибо, Мастура! Волков нашему краю еще ближе: родился в Скобелеве (Фергане) в 1886 году; затем отца, военного медика, перевели служить в самую южную точку Средней Азии; подростком учился в Ташкенте, и лишь потом уехал в Россию, поступив в Оренбургский кадетский корпус. Затем были университет и художественное училище в Питере, Киеве. Родители оставались здесь, так что художник был коренным туркестанцем. В 1916 году году вернулся в Ташкент, и 41 год прожил на улице Садовой (Советской).
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Двойник Зеленского в Москве оказался гражданином Узбекистана (ВИДЕО)

На одном из ташкентских рынков покупательница украла у продавца около 15 миллионов

Неожиданно: «Узбекконцерт» решил вернуть отобранные лицензии сразу четырем артистам

ГУВД подаст в суд на автора видеоролика об инспекторе, сбитом сегодня водителем «Ласетти»

expo
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева, Александр Волков