Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Созвездие художников Волковых. Часть 7

Созвездие художников Волковых. Часть 7

Созвездие художников Волковых. Часть 7

Продолжение

Александр Николаевич Волков: Гранатовый свет Востока

«Он смотрит на меня добрые полвека. Я помню, как отец его писал. На обороте: «Мне 60 лет. А Волков», - говорит старший сын художника - живописец, график, искусствовед Валерий Александрович Волков. - Я уже намного старше отца, но продолжаю советоваться с ним, всегда думаю, как бы поступил отец – решение приходит само собой. Многие испытали его благотворное влияние, ведь он не только известнейший мастер «Гранатовой чайханы» и «Караванов», которые разбрелись теперь по музеям, но и пример честности и беззаветного служения искусству».


Всмотритесь в полотно, как когда-то сам художник, сидя за мольбертом, вглядывался в обрамлённое красным деревом небольшое старинное зеркало. Он часто писал свои портреты, они сродни философским размышлениям, и в каком бы конце зала ни стоял зритель, он ловит на себе обращенный к нему с картины взгляд.

Послевоенный 1946 год. Ещё не угасло эхо войны, не демобилизованы сотни тысяч советских солдат и офицеров, но жизнь возвращается в мирное русло. Волков преподаёт в художественном училище; ему под 60, здоровье подорвано, и он не может, как прежде, возглавлять пленэрные походы и поездки. Прямой и бескомпромиссный, не способный к лицемерию, по-прежнему твёрдо придерживается своих принципов и без дипломатических экивоков оценивает работы коллег и учеников. Не все сносили его суждения и выдерживали энергию его духа, верность убеждениям. Свобода творчества становилась всё более рискованным делом, ученики и соратники по «Бригаде Волкова» стали понемногу отходить от своего наставника. Верным оставался лишь Николай Карахан – он брал на себя труд вытребовать учителю в Союзе художников ордер на уголь, выбить материальную помощь на лечение, заглядывал к нему в самые трудные годы.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

На Всесоюзной художественной выставке, которая открылась 19 января 1946 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве, среди полутора тысяч экспонатов обратила на себя внимание картина Волкова «Натюрморт». Это был последний показ его работ, после чего на долгие десять лет – ни одной выставки. Не потому, что не творил – не звали.

В творческой среде во все века существовала конкуренция, художники отстаивали право на получение заказа. Как ни грустно, кроме здорового соперничества существовала и продолжает жить элементарная зависть. Стоит приподняться над общим уровнем или заявить право на свободу самовыражения - можно угодить в изгои. Прокрустово ложе идеологических установок и негласный титул «белой вороны» на годы закроют двери фортуне и доступ к положенным правам, не говоря уже о привилегиях и благах.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

А.Н. Волков. Голубые грядки. 1944-1946 гг. Картон, масло

Волков всегда выделялся смелостью творческих поисков, внешним обликом и даже манерой одеваться. В военные и послевоенные годы в моде были френчи сталинского покроя и галифе. Волков ходил в напоминающей гимнастерку чёрной рубашке с широко распахнутым воротом и подпоясанной ремнём на талии. Брюки напоминали спортивные шаровары, на щиколотках они застёгивались на пуговицы. В любое время года - военные или рабочие чёрные ботинки. Зимой короткая куртка, в послевовоенные годы - английское серое пальто с поясом, полученное по лендлизу и перешитое вручную им самим. И неизменный берет на голове.

Спартанско-футуристический вид Волкова шокировал тех, кто не знал его ближе. Во многих отношениях он слыл человеком неудобным. Несмотря на возраст и заслуги в подготовке молодых мастеров изобразительного искусства, его обходят в присуждении звания народного художника. В 1943 году это звание получает живописец Виктор Уфимцев, в то время член правления Союза художников Узбекистана. Уфимцеву исполнилось всего 44, тогда как Волкову - 57 лет, и на его счету были и крупные выставки, и монументальные работы, и десятки учеников. Тем не менее, роль и положение Александра Николаевича еще значительны, и пока не отбыли из Ташкента российские художники, эвакуированные в Узбекистан в военное лихолетье, у него оставались авторитет и поддержка в профессиональной среде. По рекомендации российских корифеев изобразительного искусства (Фаворского, Тышлера и других) к 60-летию со дня рождения Волкову присваивают звание народного художника Узбекистана и вручают медаль «За трудовую доблесть».

К церемонии вручения звания Александру Николаевичу посоветовали сменить гардероб. Он отказался, сказав, что скорее не пойдёт на торжество, нежели изменит свой облик. Но заслуженной наградой гордился. Сын генерала военно-медицинской службы, прошедший школу кадетского училища и до конца дней не утративший военной выправки, он с достоинством носил медаль на своей груди.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

А.Н.Волков. Закат 2l. 1946-47 фанера, масло

Изучая творчество Волкова, невольно задаёшься вопросом: был ли он космополитом в истинном значении этого слова, как понимают космополитизм в классической философии? Он знал и ценил мировую культуру, разделял идеи разума и всемирного единения, воплощая их в братстве с многонациональным народом края, в котором жил и творил. Не замыкался в рамках классовой борьбы или национализма - то есть, с точки зрения утвердившейся в СССР в то время борьбы с космополитизмом, всё это могло представлять угрозу пролетарской культуре, как бы алогично сие ни звучало. На столах партийных и карательных органов росла стопка доносов на Волкова. Но ни у кого из следователей не поднялась рука подписать против него какое бы то ни было обвинение. Да, вызывали «куда следует», беседовали, но к «врагам народа» причислить Волкова было невозможно. Его все знали. Не было в его творчестве и в образе жизни антиленинского, антисталинского или антисоветского содержания. Более того, сын своего времени, он создавал, как и все крупные художники того периода, портреты Ленина, написал портрет Сталина - и всё это делал талантливо.

Рулевых партии перещеголяли некоторые из собратьев по цеху художников. Воинствующие борцы с инакомыслием с упоением набросились на Волкова после Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В стране развернулась горячечная борьба с писателями, художниками, композиторами, театральными деятелями, в творчестве которых усмотрели «пошлый пасквиль на советский быт и советских людей», формализм или упадничество. Закрывались некоторые из музеев и театров, в искусстве стали преобладать технически, может быть и грамотные, но малохудожественные, конъюнктурные произведения, не отражавшие личностного отношения создателей к своему творению - едва ли не самого ценного в искусстве.

На Волкова посыпались упреки в формализме, в искажении образов тружеников на его полотнах. В мощи монументальных фигур видели огрубление, в правдивой передаче состояния занятых тяжелым трудом людей – клевету на советскую действительность.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

А.Н. Волков. Строители Ферганского канала. 1930-е гг., холст, масло

От несправедливости общества по отношению к творцам, казалось, содрогнулась сама земля. В ночь со 2 на 3 ноября 1946 года в Ташкенте произошло землетрясение, о котором почему-то мало кто в наши дни слышал. О нём не принято вспоминать, хотя город подвергся разрушениям, вероятно, были и жертвы. О том стихийном бедствии расспросила младшего сына Волкова.

- Да, я хорошо запомнил ту ночь, мне в ту пору шел десятый год, - сказал Александр Александрович. – Проснулся от скрежета. Отец спешно выпроводил нас на улицу.
- Волик , заверни Сашку в одеяло , чтобы не простудился, - велел он старшему сыну, восемнадцатилетнему Валерию, - и брат вынес меня прямо в одеяле . Во дворе толпились выбежавшие, как и мы, соседи. Отец долго не выходил: собирал паспорта, метрики. Чудом не поплатился за это. Стены колебались, рядом с ним с потолка упал увесистый кусок карниза. Прихватив документы, отец спокойно вышел во двор. Видно, сказывалось полученное им кадетское воспитание: не поддаваться панике, сохранять спокойствие и в критической ситуации действовать хладнокровно. Во все трудные минуты жизни отец был очень собран и готов к отражению нападения, даже физическому - такое, как рассказывал, тоже случалось с ним в молодости.
Мы вместе со всеми соседями оставались во дворе всю ночь. В начале ноября было довольно прохладно, и с рассветом люди потянулись под крыши своих устоявших, но поврежденных землетрясением домов. Какие-то здания были полностью разрушены. Позже узнали, что в эпицентре землетрясения – за 200 км от Ташкента, в горах Киргизии, - сила толчка была более 10 баллов, а в Ташкенте достигала 7 – 8 баллов. Года четыре толчки в эпицентре периодически повторялись, но ташкентцы их практически не ощущали. Потом земля успокоилась, трещины в стенах и потолках замазали.
И лишь в 1966 году, когда родителей уже не было живых, наш дом вновь испытал на себе силу подземной стихии.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

А.Н. Волков. Дерево. 1946-1947 гг. Картон, масло

Раскол в творческой среде продолжался. Художник был вынужден уйти из училища и со всех постов в Союзе художников Узбекистана. Он остался могучим, но одиноким деревом, его работы постепенно исчезли из музейных экспозиций. Они еще вернутся, и перед ними будут стоять не только обычные посетители выставок, рассматривая колеса волковской арбы, семь десятилетий катившие по колеям развития и распада прежней, некогда единой страны. Сегодня они вывели «арбу жизни» к становлению новых государств - с их прошлым и настоящим, с искусством, в котором картины Волкова и других туркестанских художников заняли достойное место в музейных залах.

Но так было не всегда. В конце 40-х годов прошлого века все работы Волкова, за исключением приобретенных музеями, делили кров вместе с семьей художника. Сотни полотен, рисунков… Часть была в мастерской – сейчас ее назвали бы сараем. Плоская крыша, обмазанная саманной глиной, протекала, и картины ежегодно на зиму переносили в комнаты.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

В той, что была побольше и одновременно служила супружеской спальней, детской и зимней мастерской, над кроватью младшего сына висела картина «Мать», написанная незадолго до его рождения. Засыпая, он видел улыбку молодой женщины с пухлым, краснощеким младенцем на руках, согревался теплом гранатового цвета, переходящего с платка матери на детские тюбетейки и платье девочки, трогал взглядом каждую ягоду на кисти винограда, которую та держала в руке. Раз, два, три… Картина звучала как вальс: три фигуры, три зеленые кроны за ними, столько же крупно выписанных розовых ягод на кисти… Глаза у Саши слипаются, и сквозь полудрёму он слышит голос отца. Сон рассеивается. Мальчик понимает, родители ждали, когда он заснёт, чтобы спокойно, не травмируя сына, обсудить дела. Но ведь он большой и должен знать сложные житейские обстоятельства, в которые попала их семья. Отец не бывает на работе. В дом перестали приходить художники и ученики. Гуляя с отцом, Саша видел, как бывшие у них некогда в гостях люди переходят на другую сторону улицы. Рука отца при этом чуть крепче сжималась на его плече, да тяжелее становился шаг.

Созвездие художников Волковых. Часть 7

А.Н. Волков. Луна низкая. Пейзаж. 1946 -1947 гг. Картон, масло

По детской хитрости, мальчик делал вид, что спит, замирая в напряженном внимании. Он остро чувствовал несправедливость, о которой отец рассказывал маме, сжимал кулачки под одеялом и думал, как отомстить обидчикам. «Вот будет у отца выставка, - думал он, - придёт на неё товарищ Сталин, увидит папины работы (отец великий художник, я это точно знаю!) и оценит его творчество по достоинству. Все враги будут повержены!»

Саша не знал, какое счастье, что великий вождь не видел картин отца. Приди Сталин на выставку, дело имело бы совсем другой финал, чем представлялось ему в мечтах. Он не догадывался какие неожиданные повороты порою может делать жизнь - представить их не в силах даже детская фантазия. Спустя годы Александр Александрович увидит, как президенты двух родных для него стран, стоя у картины «Арба», внимательно слушают рассказ о творчестве художника Волкова. Видя, с какой гордостью говорят о его отце, он будет думать о нелегкой судьбе художника, о годах унижения, которые тот пережил, не сойдя со своего пути.

- Как несправедливы бывают современники к тем, кого в последующем сочтут гениями, - говорит Александр Александрович. – Возможно, рядом с нами творят талантливейшие люди, в силу своей одаренности и нестандартности не до конца понятые нами. Я вспоминаю, как отец говорил, что хотел бы жить в обществе, построенном на свободе слова, творчества и свободе торговли. Он говорил с нами на все темы и советовался по разным вопросам, приучая задумываться и находить ответы. Мы рано узнали о его, художника, судьбе, сложностях в общественной жизни. Это были очень серьезные разговоры. Отец вёл записи. И в одной из них, датированной 1946 годом, записал мои слова: «Не сдавайся, будем есть сухой хлеб, но ты пиши свои картины».

Тамара Санаева
Фото из архива Волковых
На заставке: Волков А.Н. Автопортрет (Мне 60 лет)


Части 1, 2, 3, 4, 5, 6
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Руководство Республиканского центра акушерства и гинекологии присвоило более 15 миллиардов сумов

Бесчинства по адресу Ок-йул 59 завершены, или как пенсионерке вернули участок

С 1 января услуги централизованного теплоснабжения будут оплачиваться по новой системе

Авиарейс Москва-Фергана совершил вынужденную посадку в Самаре из-за смерти пассажира-узбекистанца

expo
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева, Живопись, Александр Волков