back to top
8 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Кто и как определяет церемонию встреч глав государств: аэропорт, резиденция, «встреча без галстуков», вручение верительных грамот. Всё о службе протокола в интервью с Адхамом Расуловым

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Сегодняшний гость редакции – Адхам Гафурович Расулов, карьерный дипломат, Советник второго класса, доцент кафедры «Международные отношения» УМЭД, в котором ведет  курс «Дипломатический протокол».

На дипломатической работе с 1972 года. В периоды с 1990 по 1992 годы, а потом с 1996 по 2000 годы — руководитель Управления государственного протокола МИД Республики Узбекистан. С 1992 по 1995 годы работал Генеральным Консулом–Советником посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, .

В 2000 году перешел на работу в Университет мировой экономики и дипломатии на должность директора Дипломатических курсов. Является автором ряда статей по вопросам дипломатической и консульской служб, подготовки и переподготовки дипломатических кадров. Автор учебных пособий «Дипломатический протокол, церемониал, этикет. Теория, основы, практика» и «Современный деловой протокол и этикет. Этика и культура служебных отношений».

Уважаемый Адхам Гафурович, сегодня в социальных сетях много высказывается разных мнений о том, кто, как и где встречает главу нашего государства. Вообще встречи глав государств широко обсуждаются в новостной ленте. Комментарии свидетельствуют, что все мы плохо представляем себе порядок таких встреч и поэтому интерпретируем их в вольном порядке. Нам кажется, что читателям интересно узнать, что означают слова — государственный визит, официальный визит. В чем состоит разница?

Адхам Расулов: Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одни из важнейших составляющих дипломатической деятельности государств. При нынешнем ритме визитов и встреч на высшем уровне трудно представить себе, что еще в начале XX века, даже в 30-40-е годы, поездка за рубеж главы государства или правительства практически относились к разряду необычных и даже исторических событий.

С конца 90-х годов прошлого века при государственных и официальных визитах церемония встречи и проводов глав государств и правительств проводится не в аэропорту, а в официальных резиденциях или специально предназначенных для этой цели местах. В аэропорту, а это, как правило правительственная авиагавань, церемониальная часть встречи сводится к минимуму, т.е. без почетного караула и исполнения гимнов.

Число встречающих официальных лиц с принимающей стороны определяется в зависимости от уровня гостя и статуса визита. Как правило, это один из членов правительства, представители администрации главы государства или правительства, а также руководители столичных властей. Например, во время ноябрьского визита в Россию главу нашего государства в московском аэропорту встретили помощник президента РФ — Максим Орешкин и другие официальные лица.

Это общемировая протокольная практика. Такое изменение правил протокола продиктовано, в первую очередь, интенсивностью визитов и встреч на высшем уровне, сложностями, связанными с организацией официальной церемонии встречи с участием главы государства или правительства, других необходимых протокольно- церемониальных мероприятий, а также из соображений обеспечения безопасности при проведении такого рода мероприятий.

Сегодня визиты на высшем уровне — вполне обычное явление, а их интенсивность отражает, как правило, степень состояния политических, экономических и других отношений государств-участников встречи.

Современная международная протокольная практика четко определяет категории визитов. Визиты на высшем уровне подразделяются по характеру приема на государственные, официальные, рабочие (деловые), неофициальные (частные) и визиты проездом.

Высшей категорией визита является государственный визит— наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий. Официальный визит проводится при официальном посещении иностранного государства главой государства или правительства или в том случае, когда политическое содержание визита выходит за обычные рабочие рамки.

Разница между этими двумя категориями визитов в том, что формат государственного визита предусмотрен только для глав государств. Общим для этих двух категорий визитов является приглашение высоким гостем принимающему его лицу нанести соответствующий ответный визит в представляемое им государство.

Программа государственных и официальных визитов включает в себя такие официальные мероприятия, как официальная церемония встречи, встреча (переговоры) один на один, переговоры в расширенном составе, подписание документов, встреча с представителями средств массовой информации, возложение высоким гостем венка или корзины цветов к монументам или другим объектам, символам памяти, другим национальным ценностям принимающей страны, прием от имени главы государства.

По договоренности сторон в программу визита могут быть включены и другие мероприятия, например, встреча с представителями деловых кругов, этнической диаспоры, посещение промышленных и культурных и исторических объектов.

Под рабочим (деловым) визитом подразумевается прибытие главы государства или правительства, министра иностранных дел, других государственных чиновников на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений, на другие подобные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с главой государства.

Церемониальная сторона в ходе таких визитов сводится к минимуму, т.е. такие протокольно-церемониальные элементы, предусмотренные при государственных и официальных визитах, как церемония официальной встречи, возложение венка, не проводятся.

Неофициальным (частным) визитом считается приезд в страну главы государства, правительства, других государственных деятелей по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на спортивных соревнованиях, участия в других мероприятиях, а также на отдых или лечение в качестве гостя главы государства или правительства.

Визит проездом когда глава государства (правительства), министр иностранных дел следуют в другую страну, делая в столице или в другом пункте страны кратковременную, как правило техническую остановку. Если в этом случае гость не высказывает какие-либо особые просьбы, ему оказывается внимание без участия официальных лиц государства. Не проводятся также протокольно- церемониальные мероприятия.

Не исключается, что проезжающий через столицу высокий гость заранее обращается с просьбой об организации встречи с соответствующим представителем. Такая встреча может иметь место в аэропорту или в городе, в зависимости от времени стоянки самолёта или планов гостя и принимающего его официального лица. Иногда визиты проездом приобретают важное политическое значение, особенно когда встречаются главы государств.

Помимо перечисленных выше визитов практикуются некоторые другие формы встреч на высшем уровне, например, саммиты, т.е. встречи в верхах. Термин “саммит”(от англ. “summit” — вершина, верх, предел) впервые употребил У.Черчилль в своей речи в Эдинбурге в феврале 1950 года. Саммиты принято считать новым словом в дипломатии. Сегодня саммиты, т.е. встречи в верхах, стали частью многосторонней дипломатии особого рода. Примерами могут быть встречи «Большой семерки», «Двадцатки», региональные саммиты АСЕАН, ЛАГ, ШОС.

 При визитах и встречах на высшем уровне часто говорится о переговорах один на один (по-французски «tête-a- tête»). Это особый аспект встреч глав двух государств, правительств при любом визите. Данное мероприятие в той или иной форме предусматривается в протокольной практике большинства государств мира, в том числе и в нашей стране. Наряду с главами делегаций в таких переговорах участвуют не более двух- трех официальных лиц, как правило министры иностранных дел, послы с обеих сторон и естественно переводчик, если в этом есть необходимость.

В последние годы на самом высоком уровне стали практиковаться так называемая встречи без галстуков». Особенность таких встреч состоит в неформальном характере их проведения, когда в непринужденной, свободной от многих протокольных формальностей обстановке, руководители двух или нескольких государств могут обсудить с глазу на глаз наиболее острые вопросы межгосударственных отношений, а также широкий спектр международных проблем. Кроме того, такие встречи позволяют отойти от официального церемониала, сделать встречу более дружеской, теплой и необычной (пикник на свежем воздухе, обращение по именам, вольности в одежде).

Использование таких форм общения в качестве элементов протокола во многом помогает добиться от партнера доверительности, которая позволял бы выйти на конструктивные решения проблем двусторонних и международных отношений.

Таких примеров в современной дипломатии немало.

Такой формат общения лидеров государств имел место и раньше, но в нынешней форме и под таким определением встречи стали практиковаться с начала 90-х годов прошлого века межу руководителями великих держав, а в последние годы также и в ходе региональных саммитов на высшем уровне: АТЭС, ШОС, СНГ и некоторых других.

Встреча «без галстуков» лидеров стран Восьмерки(G-8), 17-18 июня 2013 год,  Эннискиллен, Северная Ирландия

 

Всегда удивляет четкость, с которой происходят встречи в верхах. Понятно, что подготовка таких мероприятий сложная и ответственная работа. Кто и как готовит такие встречи?

Адхам Расулов: Протокольная практика организации зарубежных визитов Президента Республики Узбекистан и приема в республике иностранных делегаций на высшем уровне уже полностью сформировалась. В работе по их подготовке и проведению задействованы Служба протокола, Управление делами Аппарата Президента, Управление государственного протокола и другие подразделения МИД, посольство Узбекистана в посещаемой стране, а также представители ряда служб и ведомств, отвечающие за безопасность, финансово-хозяйственные и иные практические вопросы.

После принятия принципиального решения о приеме высокой зарубежной делегации или визита за рубеж главы государства начинается разработка программы пребывания. Работа над проектом программы ведется подготовительной группой с принимающей стороны с участием передовой группы прибывающей страны. В состав таких групп обычно входят представители служб протокола, безопасности, связи, информации.

Программа должна составляться в строгом соответствии с нормами дипломатического протокола и международной вежливости, с учетом традиций национального протокола и церемониала принимающей стороны.

В проекте программы, как правило, учитываются предварительные пожелания главного гостя. Здесь исключительно важное значение имеет продуманная до мельчайших деталей организационная сторона этой работы. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и посольства РУз в стране, помимо детальной проработка проекта программы, выполняет следующие задачи: осмотр объектов, посещение которых предусмотрено программой, обсуждение всего комплекса организационно-технических и хозяйственных вопросов, включая размещение в резиденции, гостиницах, питание, предоставление транспорта, определение других необходимых условий проведения визита исходя из существующих норм, а также по принципу взаимности.

Как и кем освещается в СМИ встречи глав государств?

Адхам Расулов: При подготовке к визиту на высшем уровне особо стоит вопрос о его информационном обеспечении. В соответствии с правилами международного протокола, а также исходя из принципа взаимности, стороны накануне визита одновременно в обеих столицах информируют общественность о предстоящем визите.

Например, в газетах «Правда Востока и Халк сўзи» и других СМИ от 4 декабря 2021 года сообщалось о государственном визите Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева в Республику Казахстан, который состоялся 5 – 6 декабря 2021 года. Кроме подобного информационного сообщения, как правило, публикуются статьи, очерки и другие материалы о состоянии и перспективах двустороннего сотрудничества между двумя государствами. Сам визит, его ход и результаты широко освещается в СМИ, с этой целю в состав сопровождающих служб включается и представители различных СМИ.

Их работу, как в период подготовки визита, так в её ходе, регулирует пресс-служба главы государства в тесном взаимодействии со службой протокола. Например, на переговоры в узком составе, а также с участием делегаций пресса присутствуют лишь для «протокольной съемки» начала переговоров — это общепринятое правило. В целом же, при освещении таких визитов пресса должна неукоснительно соблюдать не только требования протокола, но и правила журналисткой этики: на пресс–конференции и других встречах с высоким гостем не принято затрагивать вопросы или темы, не имеющие отношение к визиту и двусторонним отношениям; задавать провокационные вопросы.

Вы работали в службе протокола со дня Независимости. Можно сказать, вы стояли у истоков создания службы протокола Независимого Узбекистана. С какими трудностями пришлось столкнуться в этой работе?

Адхам Расулов: Считаю правильным начать ответ на этот вопрос с объяснений понятий «протокол», «протокольная служба», закрепившиеся в практике межгосударственных отношений.

Современный протокол (дипломатический протокол) – это свод норм и правил, которыми государства руководствуются в практике международных отношений. Протокол, регулирует, прежде всего формы взаимоотношений между правительствами суверенных государств, их руководителями на высшем уровне, определяет порядок приема глав иностранных государств, правительств, министров иностранных дел, других государственных деятелей и различных делегаций.

Протокол регламентирует деятельность иностранных, постоянных или временных, дипломатических миссий, их персонала, представительств международных организаций, их должностных лиц, аккредитованных при МИД, устанавливает правила официальной и личной переписки, контактов и общения (в том числе неформальных), а также регулирует и управляет ходом ведения официальных, дипломатических и других приёмов и церемоний,

Дипломатический протокол лежит также в основе протокольных норм и правил, принятых в международных организациях, таких как ООН и его специализированные организациях, а также во многих региональных и субрегиональных организациях, таких как АСЕАН, ЛАГ, ЕС, ШОС.  

Конечно, эти области применения протокола не являются исчерпывающими, можно только отметить, что ни одна из форм деятельности в межгосударственных и международных отношениях не осуществляется без соблюдения правил протокола.

Теперь о протокольной службе. Такая служба или ее прообраз появилась, как можно предполагать, давно. Очевидно, что такая служба существовала в том или ином виде с тех пор, как появилась необходимость в соблюдении определенных официальных ритуалов и церемоний.

В мировой практике служба дипломатического протокола. присутствует в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления, например, аппаратах глав государств, правительств, МИД, парламентов, а также в структурах различных государственных учреждений, осуществляющих ведомственное международное сотрудничество. Должность руководителя службы протокола МИД формально называется директор (или начальник), на практике во всем мире в дипломатической среде обычно обозначается как шеф протокола. В странах с монархической формой правления протокольная служба функционирует не только при МИД, а также при дворе монарха, возглавляется гофмаршалом (маршал двора)

Формирование и становление Государственного протокола и протокольной практики Республики Узбекистан непосредственно связано с обретением государственной независимости, когда требовался соответствующий новым усло­виям протокол и церемониал. Их предстояло выработать, при­чем срочно, как говорится, «на ходу», по сути дела заново на основе мировой практики, а так­же обобщая наработанную ранее практи­ку и опыт.

Обращу внимание, что в вопросах формирования государственного протокола и офи­циального церемониала любой страны определяю­щую роль играет глава государства. Президент Ре­спублики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев проявля­ет постоянное внимание к вопросам государственного протокола и церемониала, их совершенствованию. Требова­ние главы государства поставить Узбекистан в ряд демократи­ческих, цивилизованных стран неизбежно затрагивает и госу­дарственный протокол. Главное здесь — отказ от пышных и помпезных церемоний, стремление к максимальной простоте и дело­витости государственного протокола и церемониала, гармоничному включению в них национальных традиций и обы­чаев.

Не вдаваясь в детали каждодневной работы протокольной службы, скажу только, что объём работы, которую сотрудники службы обычно проводят — разнообразен и огромен. Ежедневно эта служба решает множество вопросов и проблем, связанных с визитами на высоком уровне за рубеж и приездом (проездом) иностранных делегаций, поддержанием деловых контактов с дипломатическими представительствами иностранных государств. Протокольная служба каждого государства является решающим в вопросах протокола и церемониала, связанных с приемом в стране делегаций на высшем и высоком уровнях и присутствием в стране дипломатического корпуса.

Протокол — это специфическая, трудоемкая, чрезвычайно ответственная и целиком командная работа. Эффективность коллектива службы протокола во многом связана со способностью ее членов работать в команде при индивидуальной самоотдаче и профессионализме каждого работника.

Есть такая категория дипломатов, которым приходится заниматься протокольной работой профессионально и повседневно — это сотрудники Служб протокола главы государства и МИД. В большинстве своем — это выпускники УМЭД и Института востоковедения, учебные программы которых в обязательном порядке включают курс «дипломатический протокол и этикет» и иные спецдисциплины.

Основываясь на опыте, можно утверждать, что к такой работе годен далеко не всякий работник. Здесь требуется тактичность и сдержанность, четкость и дисциплинированность, а главное — хладнокровие и находчивость в нестандартных, непредвиденных ситуациях и, конечно, профессионализм. Руководитель протокольной службы, да любой протокольный работник, должен уметь включаться в рабочий процесс на любой его стадии, владеть собой в самых сложных, непредвиденных ситуациях, ведь в ходе организации и проведения ответственных протокольных мероприятий события могут развиваться по-разному. Если все идет гладко, многие относят это к своим заслугам, а если появляются «накладки», то все записывается на «счет» протокольной службы, в первую очередь на ее руководителя. Об этом как нельзя точнее высказался бывший президент США Джон Кеннеди: «У победы много отцов, поражение всегда сирота» («Victory has many fathers, defeat is always orphan»).

Расскажите об известных казусных историях, которые случаются во время встреч с главами государств. С какими сложностями сталкиваются служба протокола и как выходит из сложных ситуаций?

Адхам Расулов: Практика показывает, что в нелегкой протокольной работе возникают самые неожиданные ситуации, особенно при визитах на высшем уровне. Поэтому исключительно важное значение имеет продуманная до мельчайших деталей их организационная сторона. Как пример можно привести казус, происшедший во время возложения венка к могиле Неизвестного солдата в Москве с бывшим президентом Украины В. Януковичем.

Много неожиданных и совершенно непредвиденных ситуаций могут возникнуть при проведении одного из самых сложных и ответственных протокольных мероприятий — вручение вновь назначенным послом верительных грамот главе государства.

Послы, особенно те, которые делают это впервые, испытывают сильное волнение, особенно в монархических странах, где верительные грамоты вручается самому монарху.

Это сложная, многоступенчатая, довольно помпезная церемония. Бывший посол одной из стран СНГ в Королевстве Бельгия рассказал о казусе, случившимся с ним во время вручения верительных грамот королю Бельгии Альберту II. После традиционного представления шефом королевского протокола: «Чрезвычайный и Полномочный Посол (название страны) прибыл для вручения Вашему Величеству верительных грамот» посол должен был, сделав два шага, подойти к королю, поклониться и вручить ему верительные грамоты. Но от волнения и замешательства он продолжал стоять на месте с верительной грамотой в руке, воцарилась неловкая и довольно долгая пауза, и тогда король тихо сказал послу: «Ну, вручайте!». Никаких последствий этот случай не имел, однако он весьма поучителен с точки зрения протокола.

Бывали случаи, когда послы забывали взять с собой верительные грамоты, что выяснялось уже после их прибытия во дворец главы государства, где предстояло вручение (слава Богу не у нас, и не с нашими послами). Но это уже не казус, а чистый ляпсус, прокол со стороны службы протокола. Протокольный работник, который обычно сопровождает посла на это мероприятие должен был лично убедиться в наличии документа у посла или дипломата посольства, сопровождавшего посла до выезда на церемонию, а не после прибытия во дворец.

В одном из таких случаев, чтобы спасти честь и престиж   посла, представляемую им страну (может быть даже двусторонние отношения, а также дальнейшую судьбу посла) договорились, что посол вручит пустой конверт, а уже потом передаст сам документ.

В начале 70-х годов английское телевидение подготовило фильм о после США в Лондоне У.Анненберга, в котором были кадры того, как посол приехал к королеве без верительных грамот (он оставил их в посольстве).

Несмотря на четкость и обязательность, дипломатический протокол в определенном смысле весьма маневренный. В зависимости от состояния отношений между странами или поставленных государством внешнеполитических задач и государственных интересов правила протокола могут меняться, особенно если тем самым достигается лучший для страны внешнеполитический результат.

Во время государственного визита в первого Президента И.А. Каримова Турцию 16-19 декабря 1991 г. на церемонии официальной встречи в аэропорту не были исполнены государственные гимны. Дело в том, что тогда Узбекистан, некоторые другие союзные республики, объявившие независимость, формально еще оставались в составе бывшего СССР. Поэтому при визите руководителя союзной республики в иностранное государство во время церемонии встречи обязательно предусматривалось исполнение гимнов СССР, союзной республики и принимающей страны, именно в такой последовательности.

Тогда в Анкаре еще не было посольства Узбекистана, визит готовился только рабочей группой в составе которой был и я. Перед нами была поставлена задача все протокольно-организационные вопросы решать с учетом независимого статуса республики, не выходя в то же время за рамки правил, действующих в стране. С учетом этого при разработке программы визита с турецким протоколом договорились несколько упростить церемонию встречи в аэропорту, а именно вместо исполнения трех гимнов исполнять только военный марш, поскольку исполнение гимнов Узбекистана и Турции без исполнения гимна СССР могло рассматриваться советским посольством в Анкаре, как преднамеренное нанесение ущерба престижу Советского Союза.

Для узбекской же стороны исполнение гимна РУз вместе с советским гимном нанесло бы ущерб престижу республики, как суверенного и независимого государств. Здесь для нас было важнее не исполнять все три гимна вообще, чем исполнять их вместе с советским.

В свою очередь для турецкой стороны это было компромиссное решение, чтобы избежать возможные осложнения в отношениях с посольством СССР. Кстати 16 декабря исполняется ровно 30 лет этому историческому событию. Именно в этот день Турция официально признала Узбекистан в качестве независимого государства, несмотря на то, что республика формально была в составе бывшего СССР. Для Узбекистана все это имело исключительно важное внешнеполитическое значение.

Достаточно примеров, подтверждающих, что протокол не так уж строг и черств, как многие привыкли считать, и что люди, ограниченные строгими рамками протокола, знают, когда и как выйти за эти рамки.

Рассуждая о гибкости, маневренности протокола, имея ввиду возможности отступления от устоявшихся норм, необходимо помнить о том, что это явление в международной практике крайне редкое и может быть продиктовано только совершенно исключительными обстоятельствами. Более того, простодушные или волюнтаристские эксперименты в сфере протокола могут рикошетом отразиться на взаимоотношениях стран, на статусе и престиже их официальных представителей.

Все это и многие другие примеры из дипломатической и протокольной практики свидетельствуют о том, что протокол – это не просто свод выработанных веками норм международной вежливости и церемониальных правил, а важнейший политический инструмент дипломатии, своеобразная культурная форма выражения одобрения или порицания, сближения или ухудшения отношений.В этом планедипломатический протокол может приобретать политическое значение, именно поэтому знание норм дипломатического протокола, его правильное и умелое применение в практической деятельности—один из важных элементов дипломатической квалификации и дипломатического мастерства.

Вы рассказали многое о службе протокола, и мне показалось, что это сложная и запутанная штука, или я не прав?

Адхам Расулов: Вообще протокол, дипломатический протокол мало изучен. Это главным образом потому, что доступ к исследованиям и анализу многих сторон этой сферы затруднен. Во многом это связано с деятельностью первых лиц государства, обычно такие документы и материалы становятся доступными после истечения значительного времени, если становятся таковыми вообще.

Видимо поэтому многие считают, что протокол, этикет — это некое бремя, которые нужно знать и соблюдать только в дипломатических или каких-то высших кругах. Это ошибочное мнение. Протокол— это правильная организация и регулирование не только дипломатических актов и церемоний, но и проведение и четкое регулирование различных ритуальных и церемониальных мероприятий, да и событий в повседневной жизни. Протокол придают им последовательность и порядок, торжественность и достоинство, безупречность и красоту. Кажущаяся сложность, строгость протокола и этикета не более чем простое нежелание вникнуть в их суть. Известный французский дипломат Жюль Камбон много лет назад писал: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными. Но не соблюдать их также глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть».

Беседовал Виктор Михайлов

Последние новости

COP-29: сколько стран заявили о намерении утроить атомные мощности к 2050 году?

В Баку завершила свою работу международная конференция ООН по изменению климата COP29. Одним из ее итогов стало подписание со...

Больше похожих статей