Эксперты отмечают, что крупнейшие китайские банки продемонстрировали снижение прибыли на 10% за I полугодие 2020 г. и потеряли миллиарды долларов прибыли из-за роста безнадёжных кредитов во время пандемии, пишет The National Interest.
По данным Национального бюро статистики Китая,
в I квартале т.г. ВВП страны сократился на 6,8% в годовом исчислении. Во II квартале наблюдался рост на 3,2%. В действительности экономика продолжала сокращаться, хотя и более медленными темпами, чем в первом квартале.
Большинство аналитиков в т.г. прогнозируют рост экономики КНР всего на 1% в связи с неустойчивостью показателей двух основных факторов экономического роста – экспорта и инвестиций.
Во-первых, экспорт сейчас растёт, но перспективы плохие. Благодаря продажам медицинского оборудования экспорт подскочил на 7,2% в июле т.г. Теперь ожидается, что продажи медицинского оборудования сократятся и перспективы дальнейшей реализации произведённых дешёвых медицинских товаров из-за слабого внешнего спроса становятся неясными.
Финансовые аналитики ожидают сокращения экспорта Китая в ближайшие месяцы, потому что экономики основных экспортных рынков КНР – США и ЕС тоже сильно пострадали от пандемии.
Во II квартале т.г. цены в США упали на 31,7% по сравнению с предыдущим кварталом, а в ЕС цены снизились на 11,9%.
Во-вторых, внешним конкурентам КНР не нравится, что Пекин продолжает политику финансовой поддержки госпредприятий, чтобы дать толчок развитию экономики. Эти расходы могут привести к катастрофе из-за постоянных вложений в недостаточно эффективные активы и последующего накопления безнадёжных долгов.
В 2007 г. в КНР признали, что экономика страны «нестабильна, несбалансирована, нескоординирована и неустойчива». С тех пор Пекин пытается «сбалансировать» свой экономический рост.
Идея Си Цзиньпина о «реформе государственных предприятий» состоит в том, чтобы выделить ещё больше ресурсов на крупные госкорпорации. Это неизбежно приведет к отнятию денег у простых граждан и соответственно ограничению потребительских расходов населения страны.
В руководящих кругах Пекина зреет недовольство в связи с тем, что отказ от перехода к экономике, основанной на потреблении, чреват долговым кризисом, а долговой кризис – это прямой финансовый риск для банков.
Банки находятся в гораздо худшем состоянии. Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая сообщила, что в конце июня т.г. средний коэффициент просроченных кредитов всех китайских коммерческих банков составлял 1,94%. Это был самый высокий показатель с 2009 г.
Тем не менее этим банкам не пришлось классифицировать многие из своих безнадёжных ссуд как таковые из-за государственного моратория на выплату процентов и погашение основной суммы долга. Мораторий закончится в марте следующего года, и официальные показатели доли необслуживаемых кредитов непременно вырастут в случае дефолта заёмщиков.
Мораторий или отсутствие моратория, коэффициенты неэффективности намного выше, чем сообщалось. Нью-йоркская компания J Capital Research отметила: «Бухгалтерская отчётность в Китае, как и вся китайская статистика, представляет собой целевую задачу, а не сводку данных».
Усугубляя проблемы, Пекин продолжает смотреть на крупнейшие банковские учреждения Китая, как на копилки. Пекин дал приказ банкам отказаться от прибыли в размере 219 млрд. долл. за счёт снижения процентных выплат и отсрочки погашения в этом году. «Их попросили поддержать экономику за счёт собственных операционных резервов».
«Попросили пока вежливо». В условиях всё более централизованной экономики Китая у крупных государственных банков нет выбора, кроме как делать то, что от них требует правительство КНР.
Так что у китайских «мегабанков» огромные проблемы. Если у крупных банков проблемы, то и у экономики Китая тоже. Сегодня банки и экономика – одно и то же.