В Узбекистане поэтапно внедряется система цифровой маркировки товаров. Что этот такое, для чего это нужно государству, какую пользу от нововведения получат потребители, на какие товары код маркировки будет нанесен в первую очередь, в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия» мы поговорили с генеральным директором Центра развития перспективных технологий, председателем наблюдательного совета CRPT TURON Андреем Кирилловым.
Цифровая маркировка – это нанесение на упаковку товара специального Data Matrix кода и его фиксация на каждом участке пути: от производственной линии до конечного потребителя.
Информация о каждом продукте сохраняется в электронной базе данных, которая может быть просканировано как потребителем, так и производителем.
Цифровая маркировка защищает и интересы покупателей, так как с ее помощью потребитель может узнать все о продукте, что снижает риск покупки опасного или некачественного товара.
— За 2022 год произошел ряд событий, повлиявших на систему национальной маркировки. Можете выделить самые значимые из них?
— Одним из самых значимых достижений, на мой взгляд, является введение цифровой маркировки бытовой техники в апреле 2022 года. Узбекистан – это единственная страна на постсоветском пространстве, которая это сделала, но его уже догоняет Армения. Исследования показали, что техника активно подделывается подпольными производителями, и поэтому этот шаг – хороший способ защитить покупателей от приобретения нелегальных товаров.
Очень важным, я бы сказал, стратегическим стал запуск цифровой маркировки фармацевтической продукции. Причем, если проводить сравнение, то в соседнем Казахстане сейчас маркируются 80 видов фармацевтических изделий, и, по сути, этот проект можно назвать пилотным. В Узбекистане же система внедрена практически на все товары этой категории, за исключением орфанных — очень дорогих препаратов от редких заболеваний. И это сильно повышает защиту жизни и здоровья населения.
— Насколько значимой является цифровая маркировка для Узбекистана?
— Благодаря президенту, его экономической международной политике, Узбекистан находится на фазе взрывного экономического роста, сотрудничает более чем с 200 странами мира, работает не только со странами СНГ, но и Тюркским миром, Китаем, Европой. Соответственно, для защиты внутренних рынков и интересов потребителей цифровая маркировка является очень эффективным инструментом – это недорогое, реально работающее решение, которое позволяет потребителю приобрести качественный товар, не опасаясь подделок. Это уверенность в том, что если вы купили некачественную вещь, то тот, кто ее продал, будет наказан. Благодаря мобильному приложению, можно сфотографировать свою покупку, подать заявку в контролирующие органы и сообщить о том, что в той или иной торговой точке реализуется контрафакт.
Как сообщить о контрафакте и получить вознаграждение?
Потребители Узбекистана могут проверить подлинность товара и получать подробные сведения о товаре: информацию о производителе, составе и другую информацию, а если будет найдена подделка - сообщать о нарушении.
Для этих целей создано мобильное приложение Asl Belgisi.
Стоит отметить, что подобные системы активно используются в Бразилии, Аргентине, Канаде, Республике Беларусь, на Филиппинах, России и Казахстане.
— Что получает государство от цифровой маркировки?
Несомненная польза для государства и общества состоит в том, что, благодаря маркировке деньги предпринимателей не вращаются в криминальных кругах, не направляются на финансирование терроризма и прочих преступных сфер, а улучшают фискальный учет, увеличивают собираемость налогов, которые идут на оплату труда населения, развитие образования и другие благие цели.
Немаловажно и то, что государство получит цифровой двойник отрасли. Это программный аналог физического устройства, производства. Цифровая модель помогает менять параметры работы объекта, вносить улучшения гораздо быстрее и безопаснее, чем при экспериментах на реальных объектах. Говоря проще, цифровой двойник — это копия в виртуальной среде. Он с высокой точностью воспроизводит процессы и операции на предприятии и позволяет решать широкий спектр бизнес‑задач.
На примере лекарственных средств – цифровая маркировка формирует их единый реестр, который позволяет отследить оснащенность того или иного медучреждения, в любом населенном пункте, теми или иными лекарственными препаратами, узнать, где, когда и в каких условиях они были произведены, были ли соблюдены условия хранения и транспортировки.
Важно отметить, что между Узбекистаном и Россией в скором времени осуществится взаимное признание кодов маркировки. Сейчас правительства обеих стран активно работают над этим вопросом, и надеемся, он решится в ближайшие недели. Тогда производителям будет намного проще поставлять лекарственные препараты, в особенности, для социально уязвимых слоев населения, поскольку большая их часть сейчас производится в России. Не придется печатать разные коды, получать специальные разрешения, согласовывать упаковки -все это занимает очень много времени. Это будет огромной пользой для населения Узбекистана.
— Насколько процесс внедрения маркировки является ощутимыми для нелегального рынка?
Нарушение производителями и продавцами правил маркировки несет наложение штрафа в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале. То есть вся прибыль за этот период уходит на оплату штрафа. Это очень болезненно, и в этом плане Узбекистан – самое суровое и жесткое к недобросовестным производителям и реализаторам государство. И это, пожалуй, самый реальный путь от серого рынка к белому.
— В процессе внедрения цифровой маркировки, по каким критериям проходит выбор той или иной товарной группы?
— Чаще всего, степень важности и первостепенности определяет правительство, исходя из того, какие группы товаров более остро нуждаются в контроле за их производством и реализацией. В Узбекистане первыми были акцизные товары – табачная и алкогольная продукция – те категории товаров, которые наиболее сильно подвержены уклонению от уплаты налогов со стороны их производителей.
Маркировка встали также на защиту жизни и здоровья населения, была введена для лекарственных препаратов, а теперь – и для воды. То есть самые чувствительные для страны сферы – в приоритете.
— Совсем скоро в Узбекистане стартует маркировка воды и напитков. Какие конкретно виды продукции будут маркироваться и какие будут требования?
— С 1 июля, в соответствии с Постановление Кабинета Министров Узбекистана, в республике запускается цифровая маркировка воды и безалкогольных напитков, кроме тех, которые продаются в алюминиевых банках – для них установлен отдельный, более поздний срок.
Для чего это нужно? Не могу назвать точную статистику по Узбекистану, но в России она удручающая. В жаркий сезон – с мая по октябрь более половины воды, которая реализуется – подделка. То есть, потребитель, покупая продукт недешевых марок, вместо этого, по сути, получает воду из-под крана, ведь мы не знаем и не можем контролировать процесс производства и состав контрафактных товаров. Это огромный риск для здоровья людей.
Подавляющее большинство производителей Узбекистана уже оснащено системой маркировки, и с 1 июля она будет запущена. Встречи с руководством страны показывают, что оно нацелено на обеление этого рынка, где люди покупают то, за что они готовы заплатить, и продукт соответствует их потребностям и ожиданиям. Честные производители с нетерпением ждут начала внедрения цифровой маркировки воды, чтобы их продукция была защищена. А у серого рынка есть два пути и выхода – стать белым, или уйти.
— Какая ответственность ждет производителя и импортера за нарушение правил цифровой маркировки воды и прохладительных напитков?
— Ровно та же, что и нарушителей правил цифровой маркировки в принципе. Это крайне высокие штрафы, которые больно бьют по доходам недобросовестных производителей, импортеров и продавцов. О ней я уже упомянул, но могу привести конкретный пример. Не так давно в Узбекистане один довольно крупный завод по производству алкогольных напитков получил штраф за нарушение, связанное с маркировкой, в размере 1 миллиона долларов США.
— Будет ли бить по карману потребителей введение маркировки? Ведь производители, потратившие средства на установку специального оборудования, могут сделать наценку на свои товары?
— Мы проводили ряд исследований в самых разных сферах. Доказано, что ни в одной отрасли введение цифровой маркировки не вносит вклад в себестоимость более, чем в размере 1% и эта цифра постоянно снижается. Если это массовое производство, товары народного потребления, то на единицу продукции оснащение системой цифровой маркировки обходится буквально в копейки.
— Чего стоит ожидать от маркировки Узбекистану в ближайшем будущем?
— Если все наши планы реализуются, и государство, и население получит широкий спектр исключительно положительных изменений. Пользователь может подтвердить подлинность продукции, которую он покупает, что снижает риск приобретения опасного или некачественного товара. Для бизнес-среды внедрение маркировки выравнивает условия для производителей и приводит к честной конкурентной борьбе. Правообладателям запуск этой системы поможет отслеживать нелегальное использование своих товарных знаков, а правоохранительным органам — предотвращать нелегальный оборот продукции. То есть все участники товарооборота — государство, производители, продавцы и потребители получают свои плюсы.