На двадцать четвертом пленарном заседании Сената, состоявшемся 17 марта рассмотрен Закон «О рекламе» в новой редакции.
Необходимость в Законе «О рекламе» в новой редакции заключается в том, что в действующем законодательстве есть нормы как общего характера, так и неработающие нормы, не охватывающие в полной мере отношения, связанные с рекламной деятельностью.
В частности, недостаточность требований к рекламной деятельности, отсутствие четкого определения полномочий государственных и негосударственных организаций в сфере рекламы становятся причиной совершения большого количества правонарушений.
Действующий Закон «О рекламе» принят 25 декабря 1998 года, и на сегодняшний день в него 15 раз вносились изменения и дополнения. Кроме Закона сфера регулируются еще 3 ведомственными актами.
В Закон в новой редакции включены и нормы этих подзаконных актов, благодаря чему Закон стал целостным документом, регулирующим рекламную деятельность.
Отмечалось, что конкретизированы некоторые понятия, которые были причиной неопределенности в применении норм, а также Закон дополнен новыми понятиями.
На территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке, кроме того, ее перевод может дублироваться на других языках.
Закон определяет права и обязанности рекламодателя, изготовителя и распространителя рекламы.
Также устанавливается, что схема размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации должна соответствовать документам градостроительного планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
В частности, схема размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию на официальных сайтах Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.
Исходя из законодательной и правоприменительной практики, а также зарубежного опыта, усиливаются требования к рекламе и вводятся новые нормы.
В частности, запрещается размещение рекламы в учебниках и тетрадях, указание цен на рекламу в иностранной валюте, использование противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов, сокрытие от потребителя информации об основных свойствах товара.
Еще одним важным аспектом Закона является то, что в него вносятся новые нормы о защите несовершеннолетних от рекламы, в частности от ее негативного воздействия, и об ограничении участия несовершеннолетних в рекламе.
В частности, запрещаются использование показа несовершеннолетних в опасных ситуациях, дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних, рекламирование товаров, запрещенных для приобретения или потребления несовершеннолетними, на телеканалах, теле- и радиопередачах, рассчитанных для несовершеннолетних.
Кроме того, в Законе предусмотрены строгие требования к рекламе лекарственных средств. Отныне запрещается использование участия известных лиц, медицинских работников или лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей.
В ходе обсуждения сенаторы также обратили внимание на процессы, связанные с реализацией отдельных статей, изложенных в Законе.
В частности, обстоятельно рассмотрены особенности распространения рекламы посредством отдельных видов рекламных средств, в том числе требования к рекламе, распространяемой на телевидении, радио, в печатных СМИ, телекоммуникационных сетях и всемирной информационной сети Интернет.
Общая продолжительность распространяемой рекламы в эфире телеканалов, не может превышать двадцати процентов времени вещания в течение часа, но не более пятнадцати процентов вещания в сутки.
Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой телепередачи продолжительностью менее десяти минут.
Закон одобрен сенаторами.