4 августа в Международном пресс-клубе состоялась международная пресс-конференция на тему «Достижения в области дошкольного образования в 2017-2021 гг. и дальнейшие перспективы». В ней приняли участие должностные лица Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан, зарубежные гости и представители СМИ.
Пресс-конференция организована в сотрудничестве с международными партнерами для обсуждения реформ в сфере дошкольного образования на 2017-2021 годы, внедрения инновационных педагогических технологий в данной сфере, результатов эффективной работы по увеличению охвата. Пресс-конференция явилась своего рода отчётом министра дошкольного образования Агриппины Шин о проделанной работе за три прошедших года.
Колоссальные преобразования, происходящие в системе дошкольного образования, являются ярким примером удачной и результативной административной реформы в Узбекистане.
Сухие цифры статистики убедительно говорят сами за себя, так в 2017 году в Узбекистане насчитывалось 5211 дошкольных образовательных организаций, к 2018 году — 7104, в 2019 году — 13 530, в 2020 году — 18 254, а в июне 2021 года — 19 316. Из них 6 258 — государственные дошкольные образовательные организации (32%) и 13 058 — негосударственные дошкольные образовательные организации.
Что касается частного сектора, количество частных дошкольных образовательных организаций составляет 795 (6%), количество государственно-частных негосударственных дошкольных образовательных организаций составляет 1051 (8%), а количество семейных дошкольных образовательных организаций составляет 11212 (86%).
Охват детей дошкольным образованием и обучение
Общепризнано, что основы интеллектуального развития человека закладываются в детском возрасте с 3 до 7 лет. Учитывая, что население нашей страны составляет 34,5 миллиона человек, 2,8 млн из которого составляют дети от 3 до 7 лет, при ежегодном приросте 800 000 детей, то проблема дошкольного воспитания приобретает актуальный характер.
Согласно международным стандартам, для дошкольного образования нижний порог начинается с 3-х лет. В Узбекистане придерживаются этих стандартов, и существующая система подразделяется на дошкольные образовательные организации общего типа для детей 3-7 лет, дошкольные образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями для детей 2-7 лет и бесплатная обязательная одногодичная подготовка к начальному образованию для детей 6 лет.
Работа по охвату детей 3-7 лет проводится масштабно по всей республике. Вновь обратимся к статистике.
В 2017 году дошкольным образованием были охвачены 708,247 детей (27,7%),
в 2018 году – 932,310 (37,7%),
в 2019 году – 1,413,290 (52,3%),
в 2020 году – 1,699,566 (60,9 %),
по состоянию на июнь 2021 года – 1,760,808 (62,4%).
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» к 2030 году планируется обеспечить охват дошкольным образованием 80,8% детей в возрасте 3-7 лет.
Продвигалась идея о том, что у ученика, поступающий в первый класс средней школы, должны быть базовые основы начального образования. Это подразумевает охват дошкольным образованием 6-летних детей. С запуском программы обучения 6-летних детей в 2018 году было охвачено 250,669 ребёнка (44,8%), в 2019 году – 436,003 (69,1%), в 2020 году – 507,145 (77,0%), а в 2021 году – 567,129 (82,0%). Ожидается, что к 2025 году будет охвачено 744,532 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет и данный показатель достигнет 100%.
Специально для системы дошкольного образования, на основе международных стандартов разработана учебная программа «Илк кадам», в строгом соответствии с Государственными требованиями к развитию детей раннего и дошкольного возраста. Учебный процесс этой программы поставлен на игровой основе. Ведь личные качества ребенка развиваются посредством игры, общения и социальных навыков.
Что очень важно, в рамках государственной учебной программы «Илк кадам» в каждой дошкольной образовательной организации создано 5 развивающих центров, где педагоги-воспитатели обучают детей строительству и математике, искусству, науке и природе, языку и речи, сюжетно-ролевым играм.
В настоящее время разработан план внедрения альтернативных форм дошкольного образования, согласно которому запланирована апробация в сотрудничестве с Детским фондом ООН (UNICEF) альтернативных форм образования. План уже реализовывается в 2021 году.
В то же время начали свою деятельность игровые группы в дошкольных учреждениях разного возраста в Касанском, Туракурганском, Чустском и Нарынском районах Наманганской области, а также в Багатском и Кушкупирском районах Хорезмской области.
Проект Всемирного банка «Улучшение дошкольного образования», который реализовывается с 2020 года, сосредоточен на различных альтернативных формах дошкольного образования, включая посещения на дому и потребности в специальном образовании, с упором на детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в отдаленных районах страны. Планируется опробовать «Центры раннего развития» для детей с ограниченными возможностями.
Для охвата детей в труднодоступных районах по всем регионам республики созданы мобильные дошкольные образовательные организации под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU.
Кроме того, для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 142 площадки, которые оборудованы всем необходимым игровым оборудованием и дидактическими материалами. Все это позволило охватить около 4 706 детей. В свою очередь подобного рода инновационная альтернативная форма дошкольного образования позволила повысить качество и привлекательность предоставляемых дошкольных образовательных и воспитательных услуг.
Для детей Приаралья создана единственная дошкольная образовательная организация в Центральной Азии «Имкон» с реабилитационным центром. В учреждении, рассчитанном на 3000 детей в год, есть кабинет мелкой моторики и визуальной деятельности, дефектологии, проводятся уроки голоса, а также физиотерапия, тренажерный зал, музыкальная терапия, сенсорные комнаты и крытый бассейн.
Строительство и финансирование
Развитию системы дошкольного образования государством уделяется большое внимание. Так доля расходов государственного бюджета на образование по отношению к ВВП увеличилась с 15,5% в 2017 году до 21,8% к 2021 году.
Высокими темпами строятся новые и модернизируются действующие детские учреждения. В рамках Инвестиционной целевой программы капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта и средств Антикризисного фонда, в течение 2017-2021 гг. осуществлены строительно-ремонтные работы 1449 дошкольных образовательных организаций и создано 32 428 новых рабочих мест.
Только по итогам 2020 года строительно-монтажные работы выполнены на 376 объектах, в том числе за счет строительства 17 ДОО создано 2460 новых рабочих мест, 15 895 — за счет реконструкции 122 пустующих объектов, 11 073 новых мест за счет реконструкции 237 пустующих ДОО, общий объем финансирования составил 1,357,5 млрд сумов.
Для привлечения иностранных инвестиций в сферу дошкольного образования достигнуты международные договоренности на общую сумму в размере 141 млн долларов США.
Эти инвестиции представлены в виде грантов, спонсорских средств, прямых иностранных инвестиций и кредитов под гарантии государства, достигнуты соглашения на предоставление 73,8 млн. долларов США от Республикой Корея, 21,5 млн долларов – от правительства США, 12 млн — Россия (Лукойл), 10.9 млн — Саудовский фонд развития и 4,3 млн от других организаций.
Также ведется работа с международными организациями и финансовыми институтами, как UNICEF, UNESCO, KOICА, JICA, TIKA, EXHT, Группа Всемирного банка, Саудовский фонд развития, «Россотрудничество».
Кроме того, министерством ведутся договоры с Исламским банком развития (30 миллионов долларов) и Кувейтским фондом арабского экономического развития (20 миллионов долларов) о привлечении иностранных инвестиций для расширения сети негосударственного дошкольного образования по реализации проектов на общую сумму 50 млн долларов США.
Педагогические кадры
Роль педагогов в системе дошкольного образования неоценима. По словам Агриппины Шина, общее число сотрудников, занятых в системе дошкольного образования в 2017 году составляло 53 тысячи, а в 2021 уже 120 тысяч. Из них число педагогов воспитателей с высшим образованием в 2018 году составляло 23 272, а на сегодняшний день — 40 254 человек.
В ближайшие годы имеются планы по охвату еще более одного миллиона детей, что требует привлечения большего числа педагогических кадров. Для этого в регионах созданы факультеты и специальные заочные группы обучения студентов по специальностям дошкольного образования. В целях стимулирования педагогического состава, заработная плата педагогов и воспитателей постепенно повышена до 70%.
Кроме того, увеличены квоты на поступление в высшие учебные заведения, создан университет Пучон и филиал РГПУ им. А.И.Герцена для подготовки специалистов в данной сфере. В Университете Пучон обучаются в общей сложности 1198 студентов. Филиал РГПУ им. И.А.Герцена планирует принять 405 студентов на 2021-2022 учебный год. Для ускоренной подготовки специалистов организована трехлетняя программа бакалавриата.
Как сказала Агриппина Шин, «педагог является ключевой фигурой в дошкольном образовании, и наша вектор направлен на повышение качества педагогов. В этом плане мы тесно сотрудничаем с международными организациями».
В этом направлении Министерство наладило сотрудничество с Республикой Корея, Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Японией, Сингапуром, Турцией, Польшей и другими странами. На сегодняшний день между Министерством и зарубежными партнерами подписано 66 меморандумов и соглашений, направленных на развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан.
Учитывая стремительную и положительную динамику развития дошкольного образования в республике, UNESCO планирует в 2022 году провести в Ташкенте II Всемирную конференцию по дошкольному образованию детей раннего возраста.
Здоровое питание
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей, в 2019 — 2020 гг. Министерств совместно с экспертами ВОЗ пересмотрели стандарты питания детей, включая нормативы и перечень продуктов питания, технологию приготовления блюд. С целью внедрения этих принципов в практику и обеспечения детям здорового питания была разработана Книга рецептов для дошкольных образовательных организаций, в которой были учтены ожидания родителей и потребности детей.
Министр отметила ключевые изменения в новых стандартах питания детей — это снижение уровня соли и сахара в рационе дошкольников, увеличение количества овощей и фруктов, и исключение вредных жиров из рациона детей. Также изменены физиологические нормы калорийности белков, углеводов и жиров (в том числе насыщенных/ненасыщенных), введены йодированная соль, клетчатка и микроэлементы.
Книга рецептов ломает устоявшиеся понятия относительно питания детей, например, компот или напитки могут быть без сахара, но вкусными и даже полезными, если они приготовлены из фруктов или сухофруктов; тыква может придать сладкий вкус каше или подаваться в качестве десерта, салат можно не солить, а заправить лимонным соком, использовать естественные красители, такие как сок свеклы, зелени или шпината. Представленные блюда являются здоровыми, питательными и привлекательными и даже веселыми.
Изучены виды организации питания и приготовленных по ним рецептов блюд в дошкольных учреждениях и с целью обеспечения норм и потребностей детей в питательных веществах и необходимых источниках энергии, белках, жирах, углеводах, витаминах и минералах, основных пищевых продуктах.
Для учета их качественных характеристик, признаков низкого качества, требований к их транспортировке, приему, хранению, безопасности, сырью, их составу, маркировке, питанию и применению всех этих принципов на практике и здоровье детей разработана книга «Рецепты блюд для детского сада «Аклвой ошпаз», презентация которой состоялась 1 июня 2021 года.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора