back to top
11.7 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Бача-пош: как одежда может дать свободу и счастье в Афганистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В комнату входит невысокий миловидный юноша, похожий на корейца. Он в джинсах и лимонно-желтом свитере, на голове шапочка с помпоном, на носу очки. Он удобно устраивается на стуле, закинув ногу на ногу, и начинает отвечать на вопросы. Юноша ничуть не смущается, и от широкой улыбки на щеках играют ямочки.

На самом деле юношу зовут Фатима. Она хазарейка из провинции Бамиан и первая бача-пош, которую я вижу собственными глазами.

Кто они такие и откуда взялись?

«Бача-пош» в переводе с фарси «одетая мальчиком», «одетая как мальчик». Это девочка или девушка, которая носит мужскую одежду и получает права и привилегии, положенные мужчине. Она сопровождает своих сестер и мать, если им нужно выйти из дома. В школе, где мальчики и девочки учатся в разных классах, она сидит за партой с мальчиками. Она запускает змеев, гуляет, где захочет, и приходит домой поздно вечером. Она не касается домашней работы, за столом ей достается лучший кусок, а ее отец хвастается достижениями «сына» перед друзьями. Все это продолжается до тех пор, пока не настанет время выйти замуж — и тут ей придется попрощаться со свободой (правда, некоторые носят мужскую одежду до старости).

Бача-пош стали частью афганской жизни во времена «Талибана». Радикалы запретили женщинам не только работать и учиться, но и появляться на улице без мужчин. Тысячи женщин, потерявших на войне мужей и сыновей, оказались перед лицом голодной смерти, а тысячи девочек обрезали волосы и переоделись в одежду своих погибших братьев, чтобы иметь возможность помогать родным. Западному зрителю такие истории известны по фильмам «Усама» и «Добытчица».

Дети на улице Кабула. Федеральное агентство новостей / Афганская голубка

Но и сегодня, двадцать лет спустя после падения режима талибов, бача-пош не канули в прошлое. Причин для этого несколько. Во-первых, в традиционном обществе сыновья повышают социальный статус семьи. Отец пяти дочерей вызывает жалость, а вот отец четырех дочерей и сына уже достоин уважения, хотя все знают, что «сын» буквально вчера носил косы. Во-вторых, в переодевании есть магическая составляющая: если нарядить младшую дочь мальчиком, то следующий ребенок будет сыном (и в Афганистане, где на календаре 1399 год, многие в это верят). В-третьих, некоторые девочки превращаются в мальчиков по собственной воле, чтобы хотя бы несколько лет пожить так, как им хочется. Но это скорее исключение, чем правило.

Пойди туда, не знаю куда

Идея отыскать бача-пош не вызывает у кабульских журналистов ни малейшего энтузиазма.

— Почему вы, русские, так любите эту тему? Недавно RT снимали про них сюжет, теперь ты ищешь… Что в них особенного? Это мрачная история, которую к тому же уже много раз рассказывали.

На самом деле мной движет скорее личное любопытство. О бача-пош мне известно из университетских лекций по этнографии Афганистана, книги Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула» и многочисленных видео на YouTube, но одно дело — знать, а другое — видеть своими глазами.

Мирная жизнь в Кабуле. Федеральное агентство новостей / Афганская голубка

Их и в Афганистане видят далеко не все, хотя слышал о них практически каждый. Поговорить в Кабуле хотя бы c одной девушкой в мужской одежде оказывается делом непростым. Выглядит это примерно так: «…у сестры друга моего брата есть подруга, которая, кажется, именно то, что вы ищете…». Но нет, сюда она не придет и свое фото вам тоже не покажет. Если каким-то чудом удается договориться о встрече, то она переносится на следующую неделю, а потом на неопределенный срок. Многие перестают брать трубку, когда до назначенного времени остается час-полтора. Подпольные девочки оказываются неуловимыми.

С мнением местных коллег тоже трудно не согласиться: история действительно мрачная. Почти наверняка в ней будут семейные секреты, страхи, сомнения, моральные травмы и то, о чем обычно стараются умолчать.

И тут до меня доходит слух: в общинах хазарейцев к бача-пош относятся совсем иначе, а если девочка решает стать одной из них, то семья ее поддерживает. Слух кажется вполне правдоподобным, потому что хазарейцы, потомки воинов Чингисхана и многострадальные афганские шииты, славятся своим вольнодумством. В Бамиане даже во времена талибов продолжал работать местный университет, где преподавательницы носили, по западной моде, юбки и каблуки. В хазарейских кварталах Кабула часто можно увидеть молодых людей с охапкой книг и девушек без платков.

Так в офисе редакции неожиданно появляется Фатима в желтом свитере. 

Луч света в темном царстве

Я слушаю ее, и кабульское солнце за окном начинает светить ярче.

Идея о «превращении» принадлежала самой Фатиме: у нее четыре сестры и три брата, так что в семье нет недостатка в сыновьях. Ей двадцать четыре года, регулярно носить мужскую одежду она начала лет восемь назад. В детстве, когда ей хотелось поиграть в футбол с мальчиками, ей говорили: «Уходи, ты девчонка», зато теперь большая часть ее друзей — парни, потому что с ними гораздо интереснее. Правда ведь?

Фатима. Федеральное агентство новостей / Афганская голубка

— Друзья относятся к тебе как к парню или как к девушке?

— Хм, сложный вопрос. Наверное, скорее все-таки как к девушке. Но они мне доверяют, секретами делятся и не пытаются кокетничать.  

— А что говорят о твоем выборе родители?

— Папа одобряет. Мама у меня немножко традиционная, поэтому ворчит: «Ты же девочка, одевайся как девочка». Знаете, в чем главная сложность? В Афганистане родители хотят, чтобы мы жили точно так же, как они. Чтобы были похожи на них во всем.

Фатима задумывается на пару секунд.

— У меня почти нет подруг. Девочки меня дразнят. Как ты можешь, говорят, вести себя вот так, у нас с тобой нет ничего общего, и вообще не понятно, кто ты такая. Много чего обидного говорят.  

— Может, они хотели бы быть такой, как ты, но у них просто смелости не хватает?

— Точно, может быть! — Фатима кивает, помпон на шапочке покачивается.

— Ты всегда ходишь по улицам вот так?

— Да.

— И как реагируют люди?

— По-разному. Некоторые дают понять, что не верят, что я парень. Кто-то просто глазеет. Некоторые пытаются дотронуться, чтобы проверить, но я могу за себя постоять. Если будут совсем бессовестно себя вести, получат пинка.

— Ты видишь какую-нибудь разницу в отношении — как было восемь лет назад и как сейчас?

— Сейчас стало получше. Общество у нас, конечно, очень консервативное, но все-таки люди потихоньку привыкают в новому. К тому, что у женщины тоже может быть свобода. Конечно, если бы мы объединились, то добились бы гораздо большего, но в одиночку тоже можно бороться.

Торговля на улицах столицы Афганистана. Федеральное агентство новостей / Афганская голубка

«Это просто одежда»

Мы беседуем по-английски, и Фатима говорит бегло, только изредка задумываясь перед тем, как подобрать нужное слово. Она учится на политолога в Бангладеш, в университете города Читтагонга (сейчас, конечно, дистанционно, но надеется скоро туда вернуться). Планирует освоить китайский и много путешествовать. Этот разговор удивительно нормален для измученного войной города, и в нем не появляется ни семейных страхов, ни темных тайн, ни описанных Дженни Нордберг эмоциональных расстройств. Просто живая и умная девочка, которая делится планами на будущее.

— И долго ты планируешь одеваться так, как сейчас?

— Посмотрим. Пока мне все нравится.

— А когда выйдешь замуж? Вдруг муж попросит перестать?

— Нет уж, пусть примет меня такой. Если любит, должен принять, иначе зачем мне такой муж?

Перед тем как допить зеленый чай и попрощаться, Фатима говорит неожиданное:

— Знаете, я не считаю себя бача-пош. Это не совсем правильно. Я — это просто я. Я одеваюсь так, чтобы у меня было право выбора и независимость, чтобы я сама решала, когда и что мне делать и куда ходить. А вообще-то это просто одежда.

Мы отвозим ее домой. Фатима выбирается из машины, пожимает нам руки и уходит, исчезая среди сутолоки. Помпон и желтый свитер исчезают в уличной толпе — толпе мужчин, среди которых изредка мелькает платок или край длинного платья.

— Вот тебе и не мрачная история про бача-пош, — прерывает молчание водитель. — Надеюсь, твоему редактору понравится. 

Афганская голубка, ФАН

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Как правильно представить цифровое доказательство

21 ноября 2024 года Президент подписал Закон № ЗРУ-1003 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

Больше похожих статей