Сегодня 40 лет со дня его смерти. 25 июля Владимира Высоцкого не стало. 27-го толпы людей вышли на московские улицы, провожая его в последний путь. С того времени опубликованы бесчисленные фотографии, написано (что не было, к сожалению, сделано при жизни) огромное количество статей, рецензий, книг, в которых специалисты рассуждают о Высоцком-композиторе, о Высоцком-трагике, о Высоцком-поэте, а друзья – о Высоцком-человеке. А уж, сколько снято фильмов о его жизни – страшно представить. Он был и остается кумиром миллионов.
Именем Высоцкого названо столько улиц, домов, горных пиков и каньонов, что их сложно сосчитать. Есть даже астероид «Владвысоцкий». И голос его как звучал, так и продолжает жить. Человек безграничного таланта он был весь на виду – со всеми своими удачами и провалами, сомнениями и убежденностью.
И все же… кем он был больше всего? Об этом четверть века назад я беседовала с другим неординарным человеком – заслуженным артистом Узбекистана, писателем, драматургом, поэтом Владимиром Баграмовым, чей талант был так же глубок и многогранен.
Он работал в Академическом русском драматическом театре Узбекистана, на сцене которого сыграл свыше 30 ролей в спектаклях современной и классической драматургии, снимался в кино, писал пьесы, романы и рассказы, прекрасно пел и играл на гитаре, и был известен как один из лучших бардов Ташкента. Баграмов тоже постоянно что-то сочинял и всегда появлялся с новыми песнями, тем ценнее его мнение о гениальном тезке, как и участие в той давней беседе, которую я предлагаю вашему вниманию, и которая сегодня, на мой взгляд, по-прежнему, актуальна.
— Владимир Игоревич, как вы думаете, есть ли сегодня люди, не знающие Высоцкого?
— Единицы, но это уж, совсем дремучие. Феномен появления поэта такого масштаба загадочен, необъясним. Прошло почти сто лет после ухода Пушкина, и появился Есенин, после него через полвека, Высоцкий. Закономерности в появлении поэтов такого уровня быть не может. Фатальность, божья лотерея… Были до них и в промежутках талантливые, даже очень, но… Покойный Смоктуновский сказал, что это «три вехи боли человеческой».
Точнее не скажешь. Это в равной степени относится и к Владимиру Семеновичу Высоцкому.
— Мне думается, не одно поколение выросло на его песнях…
— В буквальном смысле выросло! Это был какой-то песенный шквал – 60-е-70-е годы! Тайфун! И смех, и слезы, и некая ностальгия по несбывшемуся, и социальная сатира, и лирика…
Студентами ГИТИСа мы часто пели его «Здесь лапы у елей дрожат на весну, здесь птицы щебечут тревожно…» Гимн любви, гимн женщине, в которой поэт увидел свою мечту. Его многогранность удивительна. Поэт, композитор, певец, актер, социолог… Да, и социолог. Потому что каждая его баллада, как он называл песни-монологи, это социальный срез общества, жизни, человека. От полублатного «городского романса» до элегий, баллад, стансов. Песни его всегда сюжетны, в них история, судьба конкретного человека того времени. Не в смысле именно кого-то, но очень узнаваемого, живущего где-то неподалеку.
— Сейчас и раньше много говорится, что власти его боялись…
— Ерунда! Они никогда никого не боялись. Они просто узнавали себя в некоторых его монологах. Это тревожило, озадачивало, настораживало. И было, наверное, обидно. Потом талантливая сатира – явление с далеко идущими социальными последствиями. Копит власть имущий «авторитет», заботится об имидже, мнении, о своем «я» и его непогрешимости, вдруг, меткое слово, фраза, образ, и … все это рушится! Скоропостижно, в одночасье. Высоцкий обладал даром очень точно петь о том, как говорят на Западе, «Ху из ху!», то есть «кто есть кто?!»
— На волне того времени, в котором жил Высоцкий, появлялись всевозможные клубы самодеятельной песни, но Высоцкий не был членом ни одного из них, не участвовал он в фестивалях и «бардовских тусовках».
— Он считал себя профессионалом, а был больше, чем профессионал, он, скорее законодатель авторской песни. От творчества Высоцкого, от его песен «отталкивались» сотни, если не тысячи авторов и исполнителей. Катализатор! Генератор идей.
Нынче «бардов» тьмы и тьма… Три аккорда, глухой голос, песня о палатке, комарах и некой боли где-то «там»… – уже автор. И жюри из таких же «болезненных» говорит о нем – «свежо и вкусно». В переводе на наш язык – «не протухло и съедобно». Нонсенс. А.Вознесенский однажды сказал: «Мы живем в эпоху Высоцкого». Здорово, когда Поэт так говорит о Поэте.
— А артисты, его коллеги, как они к нему относились?
— Актерский цех относился к нему неоднозначно, но это естественно. Профессия ревнивая, живущая вопросом «а почему не я?!», вроде все делаю не хуже… Знаю, что часто тыкали ему же в нос его собственную, Высоцкого, беду – и тяжелые, длительные загулы. Принято в таких случаях говорить о чувстве меры… А кто ее определял? Мало кто вспоминает о мере, когда речь заходит о том, сколько он написал, сыграл, и как спел. Как-то, в Москве, драматург М.Шатров рассказывал нам, молодым писателям, что вот «сидят в компании, ждут от Высоцкого пьяной выходки, скандала, грубости и ждут, молятся, когда он уйдет… Уходит и… Все становится одинаково серым и бездарным».
Представьте поле и миллиарды горящих свечей. Судьбы, люди. Горят! Все. Но одни жарко, ярко, другие так себе, третьи просто тлеют… А есть, которые сразу с двух концов. Сгорают быстро и шумно. Скоропостижно. Но от них и света море, и тепла, и именно они запоминаются.
— 25 июля – день памяти Высоцкого, ушедшего в расцвете лет и творческих сил...
— Кто-то из великих написал: «Лучшие уходят молодыми». Гордая, короткая, яркая жизнь, омытая всенародной любовью и пониманием.
Наверное, таких, простите за метафору, «щук» специально рождает время от времени история, чтобы не дремали в затхлом пруду жирные «караси» ханжества, пошлости и бездарности.
Постскриптум. Вот уже сорок лет мы живем без Высоцкого… Этой дате в музее Владимира Высоцкого в Москве, директором которого является его младший сын Никита, посвящена выставка «Дорога, дорога, счета нет шагам…» – о трех трагических июльских днях 1980 года: 25-го поэта не стало, а 27-го его оглушительными аплодисментами проводили в последний путь.
В этой экспозиции представлены еще неизвестные широкой публике снимки и документы, подтверждающие, что память о кумире жива, и архивы его пополняются. Как сказал в интервью «Известиям» Никита Высоцкий эта выставка станет частью крупного проекта под названием «Сорок лет без Высоцкого». Причем задумано сделать ее передвижной, с большим количеством экспонатов, с возможностью сопровождать программами, концертами, лекториями и встречами. Но в связи с пандемией коронавируса, пока введено ряд ограничений. Однако Никита Владимирович не теряет надежды провезти выставку по России. И не только. Уже несколько городов из ближнего зарубежья обратились в музей с просьбой показать этот проект у себя. Хочется надеяться, что и Узбекистан не останется в стороне, если учесть, что Владимир Высоцкий неоднократно выступал на концертных площадках многих городов нашего многонационального государства. А пока дождемся отмены ограничений или возможности проведения виртуальной выставки «Дорога, дорога, счета нет шагам…».
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета
Как всегда в точку. С удовольствием прочла. Поздравляю