Напомним читателям сайта www.nuz.uz, что после четырех интервью с Игнатовым Петром Евгеньевичем – иммунологом, доктором биологических наук, профессором, основателем благотворительного фонда IDEA, California, LA USA, в редакцию поступило множество вопросов, связанных с COVID-19.
Интервью. Часть 1
Интервью. Часть 2
Интервью. Часть 3
Интервью. Часть 4
Редакция сайта объединила и сформулировала все вопросы в два основных:
1. Как правильно подготовить свою иммунную систему, чтобы избежать COVID-19?
2. Как профессор рекомендует лечить COVID-19?
На первый вопрос о профилактике распространения COVID-19 ответил в предыдущей статье.
Сегодня профессор, иммунолог П.Игнатов рассказывает каким будет лечение этого заболевания.
Итак, вы все же \»подцепили\» COVID-19.
В таком случае лечение нужно начинать как можно раньше и интенсивней. Целью лечения в этот период должно быть подавление размножения коронавируса и селективная поддержка иммунитета. Известно, что даже простая задержка в развитии виремии — способна в дальнейшем эффективно профилактировать патологические процессы в легких.
Методы и средства, подавляющие коронавирус сейчас интенсивно разрабатываются во всем мире. Что известно на сегодняшний день и наиболее доступно для применения в такой стране как Узбекистан или Россия?
1.Наиболее эффективным противовирусным средством является плазма (сыворотка) крови рековалесцентов (т.е. переболевших людей), содержащая антитела.
2. Из химических противовирусных средств — хлорохин и его производные, а также Лопанавир/Ритонавир. Китай предлагает в свободной продаже сравнительно недорогой и эффективный Фамиравир (Авиган).
3. Интерфероны альфа, бета, лямбда. Первые два следует применять очень осторожно и, в основном только в ранние сроки, поскольку они могут усиливать воспалительные реакции.
4. Омепразол — защелачивает содержимое эндосом клеток, что затрудняет репликацию вируса.
5. Гисперидин — биофлавоид, содержащийся в кожуре лимонов и апельсинов.
6. Глицерризиновая кислота — содержится в препаратах солодки (лакрицы). Оба препарата затрудняют процесс присоединения вируса к клетке.
Селективная поддержка иммунитета имеет целью усилить выработку противовирусных антител и предотвратить развитие иммунного ответа по клеточному (воспалительному) типу. Ингибиция клеточного ответа, влечет за собой и подавление продукции про-воспалительных цитокинов в организме. (То есть тех, которые участвуют в \» цитокиновом шторме\»).
Для этого следует использовать только стимуляторы гуморального иммунитета. Например:
1. Холекальциферол (витамин Д3). Если наиболее приемлимыми дозами для профилактики были 2-5 тыс. ед., то при лечении доза может быть увеличена до 10-15 тыс. ед. На короткий период времени 10-15 дней это безопасно, но затем она должна быть снижена до профилактической. Следует помнить, что в больших дозах (50 и более тыс. ед. в день) и при длительном приеме препарат может быть токсичен.
Необходимо также учитывать, что эффекты данного препарата связаны с его метаболитами и поэтому развиваются не сразу, а спустя некоторое время. Так, что начинать принимать его надо как можно раньше. (Или употреблять уже его готовый метаболит — кальцитриол, в капсулах). Витамин Д3 действует как гормон, переключающий макрофаги с продукции про-воспалительных цитокинов на выработку анти-воспалительных.
2. Препараты и соли цинка. При лечении, в день по 70-80 мг, в пересчете на чистый цинк.
3. Переливание обыкновенной, неиммунной плазмы крови или введение неспецифического человеческого гамма-глобулина стимулирует выработку антител в организме, в том числе и против коронавируса.
Лучше, если противовирусные препараты и селективные иммуномодуляторы будут применяться комплексно и как можно раньше. Например, продемонстрировано повышение эффективности хлорохина при совместном применении с цинком. Или усиление эффектов химических противовирусных препаратов в присутствии Омепразола.
Показано также преимущество ингаляционного метода доставки препаратов непосредственно в легкие (хлорохина, интерферонов и др.). Данный метод позволял снижать дозы в 8-10 раз и повышал терапевтическую эффективность препаратов.
Мне представляется совершенно недооцененым метод применения гипериммунной сыворотки путем ингаляции при COVID-19. В этом случае также требуются ее небольшие дозы и меньше требования к стерильности и возможности аллергизации организма.
Обычно на 15 -25 день от начала появления клинических симптомов болезни количество противовирусных антител в организме достигает максимальных значений и количество вируса начинает стремительно падать. Он может, как мы говорили, и вовсе исчезнуть.
Еще раз напомню, что если вирусу удается спровоцировать иммунную систему на развитие \»цитокинового шторма\», то болезнь будет только прогрессировать, независимо от наличия вируса в организме. Причем этот процесс не является резким и скачкообразным. Он зарождается еще на стадии вирусного размножения и затем постепенно разгорается.
Следовательно, на этой, второй стадии патогенеза, основная цель лечения — подавление гипертрофированных реакций иммунитета и их последствий. Противовирусная терапия в данный момент второстепенна, да она, как правило, уже и не эффективна.
Вторая стадия начинает разгораться где-то с 7-10 дня от появления симптомов болезни и достигает к 15-30 дню очень значительных проявлений. (Конечно вы меня понимаете, что данные цифры очень усредненные и могут варьировать в зависимости от каких-то индивидуальных особенностей больного. Но они отражают общую тенденцию).
В большинстве случаев, организм распознает \»неправильное\», патологическое развитие иммунных реакций и \»гасит\» их, на той или иной стадии болезни. Но если подавления гипертрофированных реакций не произойдет, то структура и функции жизненно- важных органов человека будут нарушены — и он умирает.
Значит, наша основная задача на данном этапе — уменьшить развитие воспалительных процессов. При этом не стоит забывать, что вирус часто еще присутствует в организме. И если наши действия вместе с воспалительными процессами будут подавлять и противовирусный иммунитет, то коронавирус опять начнет размножаться, вызывая новую волну патологий.
Для подавления воспалительных реакций при СOVID-19 обычно используют:
1. Низкие дозы кортикостероидов (например, по 1-2 мг/кг /день в течении 3-5 дней)
2. Блокаторы про-воспалительных цитокинов (моноклональные антитела к IL-1b; IL-6; TNFa и др.)
3. Улинастатин — природная противовоспалительная субстанция. Считается, что она не ингибирует иммунного ответа.
4. Различные методы очистки крови от низкомолекулярных субстанций (цитокинов).
Для профилактики и лечения патологий, связанных с тромбообразованием:
1. Низкомолекулярные гепарины (апиксабан и др.)
2. Гидроцитрат натрия
3. Кромогликат натрия и теофиллин
4. Активаторы фибринолиза (фибринолизин, стрептокиназа)
5. Аспирин (невысокие дозы и с осторожностью)
6. Растворы фосфатов, нейтрализующие эффекты кальция в плазме крови.
При осложнении дыхания (где-то через 6-10 дней после появления симптомов), при подозрении на наличие секундарной микрофлоры, применяют антибиотики группы азалидов, цефалоспоринов или полусинтетических пенициллинов.
Раннее применение антибиотиков (в том числе и с целью профилактики) весьма дискутабельно. Дело в том, что микрорганизмы обычно вовлекаются в процесс только после того, как вирус нарушает эпителиально-эндотелиальный барьер в легких. До этого, их роль в патогенезе не значительна.
Таким образом, выделив в процессе патогенеза два выраженных его этапа, мы лучше поймем суть происходящих событий при данной болезни. А это, в свою очередь, позволит нам более осмысленно подойти к ее лечению и использовать наиболее рациональные средства и методы, в зависимости от текущего момента.