Опубликовав «Открытое коллективное обращение группы инициативных граждан ко всем узбекистанцам», редакция сайта nuz.uz обратилась к читателям с просьбой высказать свое мнение по сути данного Обращения.
Читатели и пользователи социальных сетей продолжают бурно обсуждать содержание Обращения, что говорит о важности заданных вопросов и высказанного мнения, которое полностью или частично поддерживают, а также не приемлют его в принципе.
Редакция публикует мнение Рустама Мананова, который по иному относится к процессам, протекающим в Узбекистане и не согласен с точкой зрения, высказанной в Обращении.
Со своей стороны редакция nuz.uz продолжает считать дискуссию по такой важной, тонкой и хрупкой теме для нашей страны не исчерпанной и, по всей видимости, назревает необходимость организовать круглый стол, участниками, которого должны быть авторитетные теологи, юристы, законодатели, представители Правительства, узбекской интеллигенции и СМИ.
Участники такого круглого стола должны решить, в каком направлении должна развиваться страна, определить роль Ислама, а может быть и других моноатеистических религий (не будем забывать, что Узбекистан многоконфессионален и многонационален) в образовании, культуре и жизни общества в целом.
Ниже приводим текст ответа Рустама Мананова на ранее опубликованное открытое Обращение.
«Уважаемые инициаторы данного открытого коллективного обращения! В первую очередь, хотел бы поблагодарить Вас за участие и старания во благо процветания нашей общей великой страны Узбекистан, а так же за ваш патриотизм. Искренне верю, что вами двигало только благое намерение.
В то же время хотел бы обратить внимание читателя и комментаторов на некоторые не очень понятные и не обоснованные высказывания. К примеру, возьмем данный абзац «Как много наша молодежь на проповедях в мечетях слышит о Великой Исламской философии, Великой Исламской культуре, Великой Исламской Архитектуре, Великой Исламской математике или медицине? Кто из нынешних более чем 2 тыс. имамов может рассказать о жизни великих суфиев, живших и творивших в этих краях? Ответ – считанные по пальцам.»
Кто вам дал право давать такую самоуверенную оценку работе и уровню просвещенности имамов мечетей нашей страны?! Среди вас (58-людей) есть знатоки религии Ислам, что вы можете настолько уверенно и весомо оценить их деятельность? Или кто-нибудь из вас регулярно посещает жума-намазы и проповеди в мечетях? Неужели вы с такой иронической самоуверенностью ставите под сомнение работу целой системы обучения, отбора, аттестации, оценки уровня духовного и светского образования имамов нашей страны, которая проводится комитетом по делам религии при Кабинете Министров и других ответственных на то религиозных учреждений нашей страны?! Попахивает высокомерием и скрытыми стараниями оскорбления чести верующих и ответственных учреждений.
Конечно, вы наверняка ждете, что сейчас я буду пользоваться такими же методами и начну поливать грязью проповедников и идеологов других вер или атеистов? Но нет! Будучи мусульманином, скажу с уверенностью, что ислам миролюбивая и гуманная религия, относящаяся с уважением ко всем религиям и верам, что подтверждается многочисленными достоверными хадисами пророка (мир и благословение ему) и примерами из жизни его последователей.
Так же эта мысль подтверждается и в священном Коране (сура «Кафирун», где говориться, что каждому своя вера). Никогда истинный мусульманин не будет враждовать с иноверцем или осквернять его чувства и веру. Вам своя вера, мне моя. Но не надо без доказательств разглагольствовать об уровне и подготовке имамов, не имея под рукой оснований. Не спорю, не все имамы одинаково на высоком уровне осведомлены об исламе и мирских науках. Но это никоим образом не дает право никому давать оценку всем имамам, используя словосочетания «считанные по пальцам». Есть случаи, когда среди высоких рангов епископов и проповедников выявлялись педофилы и гомосексуалы. Но это ни дает право ни одному мусульманину, буддисту или атеисту говорить что все проповедники христиане той страны «такие», нормальных пальцами посчитать.
Следующий абзац «Давайте посмотрим правде в глаза. Сегодня, по крайней мере в Ташкенте, среди прихожан на пятничных молитвах более половины молодые ребята от 18 до 21 года. Для большинства из них джума-намаз – мода, а для меньшинства? Продолжим смотреть правде в глаза – религиозная радикализация молодых людей, к глубочайшему сожалению, происходит именно в мечетях. Причина этому, как раз низкий образовательный уровень многих имамов, которые сегодня забывают говорить о толерантности, любви к ближнему, стремлению к знаниям.» Как бы грубо это не было, но я скажу, что просто пустой бред неосведомленного человека или группы людей. Кто-нибудь из вас вообще слышал проповеди имамов в мечети? Вам не обязательно посещать мечеть. Достаточно поискать в просторах узнета на официальных источниках, и вы с легкостью найдете тему и тезисы текстов пятничной проповеди, которыми снабжаются имамы мечетей, и которым они в целом строго соответствуют. Эти темы и тезисы проходят соответствующую проверку и анализ на соответствие светским принципам, конституционному праву и всестороннему уважению каждого члена нашего общества, вне зависимости от вероисповедания и социального статуса.
И что за безрассудные высказывания про то, что «посмотрим правде в глаза… Радикализация проходит в мечетях…» Вы вообще в Узбекистане живете? Такое ощущение, что текст (или некоторые части его) был написан каким-то «умником», а наивные люди просто поверили в это и подписались под текстом… Что за абсурдные обвинения в адрес религиозной структуры и системы страны, которая находиться под чутким контролем государства и непосредственно Президента страны?!
Если честно, даже не хочется комментировать весь текст этого обращения.
В конце своих мыслей скажу следующее:
— Согласен, что принудительно никого вербовать в ту или иную верю нельзя. Но никто об этом и не говорит. Предлагается изучение исламской веры. Да, согласен, нужно чуток изменить механизм. Лично я за то, чтобы, если даже и в ВУЗах введут изучение веры Ислама, то только на ряду с другими широко распространенными вероисповеданиями. Что бы разумный человек мог сделать свой осознанный выбор «правильной» и «чистой» веры для себя;
— Инициаторам обращения предлагаю для начала поближе познакомиться с верой ислама и деятельностью официальных имамов, прежде чем делать громогласные и необоснованные выводы, вводящие в заблуждение обычного читателя. Просто ради интереса зайдите в мечеть, побеседуйте с имамом, узнайте каноны и основы ислама, и вы поймете, что ислам эта чистая, миролюбивая религия, которая относиться с уважением к каждому члену общества. И не надо делать выводы исходя из разных фанатиков и радикалов из разных самопровозглашенных течений и группировок (кстати, запрещенных), которые очерняют ислам и прогибают религию под свои интересы.
Это лишь «бизнес-проекты» определенных кругов лиц, которые стремятся развеять вражду среди общества и верующих, нотки которых уже слышны в некоторых высказываниях этого обращения и комментариях к нему. Не поддавайтесь на провокацию. Если хотите улучшить общество и развить страну — давайте начнем с малого, с самого себя. Давайте для начала не будем мусорить на улицах, научимся уступать пожилым и беременным в общественном транспорте, перестанем лгать, не будем давать и брать взятки, научимся соблюдать банальную очередь в том или ином месте, давайте будем побольше читать книг, научимся уважать окружающих, научимся честности, трудолюбию и т.д.;
— И в конце концов, если мы так сильно стремимся быть развитыми и всесторонне грамотными, перенимать опыт развитых стран (той же Европы), то я предлагаю для начала организовать открытое коллективное обращению против «ценностей развитых европейских стран», которые уже сегодня узаконили однополые браки, которые уже сегодня в программу школьного образования ввели такое понятие как родитель 1 и родитель 2 вместо таких великих и ценных понятий как мама и папа. Вы же не хотели бы что бы ваш сын завтра создал семью с другим таким же сыном другого человека и у них была любовь и гармоничная семья?! С таким энтузиазмом искоренения религиозных ценностей, как в этом обращении, и ярым согласием «перенимания повсеместного опыта развитых стран» мы в один прекрасный день к этому и придем… В то время как религия, тот же ислам, и христианство и большинство других религий придерживаются самых чистых, правильных, справедливых принципов жизни, которые и являются залогом развития общества и процветания государства.
P.S. Еще один момент, который меня смутил. В целом по-сути обращения можно сделать вывод, что группа инициативных людей против изучения ислама в ВУЗах. лично для меня это не понятно. К примеру, если бы в стране где я живу предложили бы изучение какой-либо веры в ВУЗах, у меня возникло бы желание, что бы на ряду этой веры изучали бы и мою веру. Почему инициаторы не предлагают изучать на ряду ислама другие свои веры или атеизм как науку? Почему в целом смысл обращения «Нет исламу, который в Узбекистане представлен чуть ли не радикализмом, терроризмом, фундаментализмом, который ко всему этому еще и зарождается в официальных мечетях страны?»
Стоит заметить, что Коран написан не самым легким языком и без понимания контекста, связи аятов друг с другом и связи с историей и появляется неправильное толкование и рождаются побочные (и нередко радикальные) течения. Поэтому имеет смысл создать единое верное толкование и обучать ему все желающих. Особо поддержу послесловие, в плане того, что такие курсы (дрбровольные) должны быть не по одной религии, а по всем представленным в нашей многокультурной и многоконфессиональной стране
Связь материальных наук с духовностью неразрывна.И последовательность изучения, думаю, та же..Сперва мы изучаем материальные науки, духовность приобретаем позже, но, тоже изучая или знакомясь с духовными науками. Вера должна быть в сердце каждого человека. Это безусловно. Великие ученые, тоже верили в существование Великого разума -Творца природы, изобретая что либо они учились у Природы. Их Вера это — постижение изобретений Великого разума, Истины, постижение понятия Совести, различие добра и зла. У нас то же самое, Однако, это понимание приходит, чаще с возрастом, но всё же, после сопоставления одного и того же понятия с материальной точки зрения и объяснениями духовных наук. Однако, уровень всех наших наук известен Об этом доказывает привлечение иностранных ВУЗов, изучающих материальные науки. Вряд ли наши теологи Ислама (будучи из того же огорода и того же сезона) преуспели выше наших материалистов. Кто нибудь может доказать, что в теологии ислама наши духовники очень сильны и смогут удержать свободную аудиторию как Папа Римский или патриарх Алексий по 4- 5 часов без догматических нравоучений, а наоборот внятно объяснить тому же материалисту суть учений Религии? Не воровать, не убивать,не оскорблять и уважать старших может научить хорошая мать, воспитывая своё дитя с детства. А сможет ли наш духовник дать ответы молодому материалисту с его естественными вопросами "А каким образом Творец создал окружающее", Как он наказывает за грехи на Том Свете? Есть ли этому подтверждение? Как молодой верующий воспримет просьбу к Творцу "отпустить на Том Свете грехи за содеянное на Этом" и мн. др., на первый взгляд, каверзные, но вполне понятные предсказуемые вопросы любопытного (а как же иначе) молодого человека? В народе говорят: — "Иман-ислам токлыкта (в сытости)". Хоть и грубовато, но, думаю, мысль понятна — слава Аллаху, обеспеченный первым необходимым материально, молодой народ, без глубоких душевных поисков внутри себя, пошел в то, что ближе и по соседству. Ранее я вспомнил Альберта Эйнштейна с его высказыванием: " Наука без Религии хрома, а Религия без Науки слепа" Оказывается Наука,хоть и хромая но,до Великого разума, все же, сама дойдет. Однако Религия без Науки может уйти в сторону (от Великого Разума, создавшего Природу). Из этого следует, что в ВУЗах, изучающих материальные науки, изучение Религии как программной науки, нет необходимости. Если материалист поймет смысл Религии, он и так её (Религию) найдет и даст поселится Творцу в своей душе или будет пропагандировать публично. Примером может быть русский ученый В.Ф. Войно-Ясенецкий (святой Лука Севастопольский).
У нас в Узбекистане есть несколько работ по толкованию священного Корана (тафсиры), официально изданных на территории страны, авторами которых являются авторитетные ученые страны (Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф и другие авторы). Они находятся в свободной продаже в книжных магазинах. Можно обратиться в официальный фирменный магазин "Хилол-Нашр" (https://hilolnashr.uz/).