back to top
14 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Что ждет архитектурное наследие Бухары?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Что ждет архитектурное наследие Бухары?

В последнее время произошло немало событий, затронувших архитектурное достояние древней Бухары. Сегодня наверняка каждый житель города вспоминает ремонтные работы в старой его части и с болью в сердце наблюдает за разрушающимся там медресе Абдулазизхана. Не дает покоя и ситуация с периодическим подтоплением дождевой водой знаменитого на весь мир медресе Чор-Минор.

Какова дальнейшая судьба этих архитектурных объектов? Какие вызовы сегодня стоят перед многовековым наследием узбекского народа, и как им отвечать нашему корреспонденту рассказал начальник Межрегиональной Государственной инспекции по Бухарской и Навоийской областям главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Сухроб Бабаев:

— Сухроб Туйгунович, разрешите Вас поздравить с назначением на эту ответственную должность. С чего планируете начинать?

— Благодарю Вас! На сегодняшний день есть некоторые вопросы, которые пришло время пересмотреть в плане подхода к деятельности организации по охране культурного наследия. Нужен свежий взгляд, чтобы сделать эту систему более эффективной. Есть огромный материал, огромный объем работы, который нам необходимо выполнить.

Исторический центр сейчас находится под пристальным вниманием не только нашей организации, но и всего правительства. Наши дальнейшие шаги обозначены соответствующим постановлением.

В частности, — по соблюдению требований ЮНЕСКО и ИКОМОС. Это международная организация, которая является консультативным органом ЮНЕСКО. Она включает в себя более десяти тысяч специалистов. Считаю, что наша первостепенная задача — интегрировать нашу систему под все эти требования.
В планах, конечно, усилить материально-техническую базу нашей организации, привлечь молодое поколение. Планируется привлечение опытных иностранных экспертов. Наши зарубежные коллеги с удовольствием откликнулись на наше приглашение.

— Скажите, пожалуйста, какие сегодня вызовы стоят в деле сохранения культурного наследия?

— Самый главный наш вызов — это время. Памятники, как известно, построены не вчера. Очень много факторов влияет на их сохранность. Среди них – и человеческий. Кроме того, большое значение имеет осведомленность населения о важности и значимости того, что их окружает. Надо работать над этим, потому что осведомленность населения решающий фактор сохранения культурного наследия.

Бухара — это уникальный объект, потому что в его историческом центре живут люди, многие объекты находится в использовании. И это очень хорошо, потому что любое здание, как только его покидают люди, приходит в негодность.

Очень важно в деле сохранения культурного наследия работать сообща. Если мы будем сверять часы с Госкомтуризмом, соответствующими организациями, которые занимаются развитием туризма, это в дальнейшем обязательно отразиться на памятниках.

И работа в этом плане ведется. У нас сейчас очень плотные контакты с комитетом, который тоже пытается с нами сверяться, дабы не навредить культурному наследию, чтобы оно сохранило свою аутентичность, свой изначальный вид, свою функциональную нагрузку. Это очень важно.

— Два года подряд мы писали о подтоплении медресе Чор-Минор в дождливую погоду. Что сделано на сегодняшний день для того, чтобы этого не повторялось?

— Мы изучили вопрос очень детально. Даже более чем. Подняли историю, старую планировка улиц, на профессиональном уровне здесь работали и архитекторы, которые очень скрупулезно изучали проблему.

Поставить один насос — это не решение, как оказалось. Там есть ряд негативных факторов. Это и жилая застройка, которая стала причиной поднятия уровня улиц. Тем самым нарушился естественный рельеф, который в прошлом к этому не приводил.

Понятное дело, люди строят дома, стелят асфальт… При этом не учитываются такие факторы, как естественные водные потоки. В этом году мы попытались провести некую работу, изучить вопрос и сделать выводы. Наши действия были направлены на то, чтобы отвести воду от объекта. Но при этом, нужно понимать, что мы ограничены в своих полномочиях и территорией.

Мы подняли планы, уровень ландшафта посмотрели, сделали альтернативный вариант автономного электропитания, поставили “движок”, грубо говоря, который будет работать в случае отключения электропитания в данном районе. Провели ревизию установленного насоса. Он вполне пригоден, и по нашим расчетам должен справиться со своей задачей.

Обратились за помощью к городским властям с просьбой сделать ревизию подземных трасс, по которым вода отводится. Наша просьба была услышана.
Также актуален вопрос отвода подпочвенных вод. Там тоже есть насос, который отводит их. Эти воды не видны визуально, но играют свою решающую негативную роль. Ревизию провели и на этой дренажной системе.

Сегодня я практически уверен, что в этом году подтопления этого объекта не будет. Мы даже исключили эту охранную зону из списка рисков. То есть по нашим расчетам объект должен оставаться сухим. Конечно, вода собираться будет, но подтопления не будет.

Работы начались еще летом. При этом на них повлияли и Ваши материалы, которые, как мне известно, вызвали широкий резонанс, думаю, что это справедливо.

— Больная тема — обвал стены медресе Адбулазизхана…

— Да. Мы очень скрупулезно изучали причину произошедшего. Ведь была идея именно сохранить объект, не разрушить его. Уровень грунта вокруг объекта понижали по очень конкретной причине, а обрушившаяся стена технически была в очень плохом состоянии. Вопрос обрушения был всего лишь вопросом времени, потому что уровень грунта там был очень высоким. Из-за этого все осадки направлялись в сторону стены. Это не могло не сказаться. Влага всё время присутствовала, а она губительна для любого объекта. Это был лишь вопрос времени.

— Может быть трагедию можно было бы избежать, если такие работы проводились бы в тандеме со специалистами? Не хватает отечественных — пригласить зарубежных. Может быть такие тандемы необходимы? И если необходимы, почему мы ими пренебрегаем?

— Вы абсолютно правы. Сразу скажу, что у нас есть очень хорошие специалисты. Но сейчас также рассматривается вопрос, во избежание и предотвращение таких случаев, приглашать и зарубежных специалистов, чтобы они работали в тандеме со своими коллегами из Узбекистана. Любой совместный проект очень полезен в плане позитивного опыта, который он накапливает.

Совместно с ними согласно требованием ЮНЕСКО и ИКОМОС будет разрабатываться план сохранения объектов культурного наследия, который будет включать в себя мероприятия, в том числе исследовательского характера. Ну и консервационного тоже.

Одно из требований ЮНЕСКО — наличие менеджмент-плана, который в ближайшее время будет утвержден, наличие плана консервации и плана развития туризма. Работа над ними ведется. Я лично в этом процессе участвую, являюсь координатором этого процесса в Бухаре.

— Как бы вы оценили масштабы этого разрушения?

— Масштабы того разрушения — это результат многолетних подпочвенных вод, которые в Бухаре расположены очень близко к поверхности земли. Если смотреть на обратную сторону с западной стороны (или фасадной), мы видим, что там есть какие-то проблемы, но они не настолько масштабны. Все это, а также масштаб разрушения, безусловно, будет изучено в ближайшее время, и мы сделаем соответствующие выводы.

— Было ли ошибкой использовать тяжелую технику вблизи объекта?

— Обобщать будет неправильно. Каждый случай индивидуален, как и каждое здание. Это огромный ряд факторов. И обобщать было бы непрофессионально. Как я уже говорил, все будет изучено и обязательно учтено.

— В Бухаре довольно много памятников архитектуры. Многие из них пустуют и стоят закрытыми. Что планируется с ними делать?

Мы проводим сейчас детальную инвентаризацию. И будем смотреть, какие объекты у нас в каком состоянии, какие из них можно использоваться, какие — нельзя. Есть соответствующее постановление Кабинета Министров. Там очень четко прописаны правила инвестирования. А некоторые проекты нуждается в огромных финансовых вливаниях.

Работа уже ведется, есть некоторые объекты, которые взяли в аренду с условием вложения инвестиций. Конечно, будем стараться максимально задействовать эти объекты, так как любое здание без человека — это не здание.

В. СИДОРЕНКО,
собкор по Бухарской области

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей