Через тернии — к звёздам
Ежегодно в последний день лета, 31 августа, к бюсту Волкова на Боткинском кладбище в Ташкенте ложатся земные символы небесных светил – астры, словно напоминая, через какие испытания довелось пройти художнику на пути к звёздной славе. Да, дороги к прекрасному тернисты и не всем по плечу. Мастеру «Гранатовой чайханы» трудностей в жизни выпало немало, но его творения, выдержав проверку временем, стали достоянием вечности, а судьба – примером верности творческому предназначению.
Потомки Александра Николаевича Волкова унаследовали таланты своих предков, чьё дело они достойно продолжают. Сыновья Валерий и Александр, внук Андрей служат искусству – они художники, известные в России и за её рубежами. Внук Дмитрий выбрал профессию прадеда, генерала военно-медицинской службы, и стал высокопрофессиональным хирургом.
Какую стезю изберут в будущем правнуки, покажет время, но краски и кисти, картины, рисунки, музеи и выставочные проекты для них привычные общесемейные атрибуты и события.
Путь в искусстве оказался непрост не только для Волкова, но и его сыновей. Они изначально отличались от других художников независимостью в творчестве. Культуру несли в себе на уровне генетического кода, постигая её в семье и в художественных мастерских, по книгам и выставкам, а со временем и в поездках в мировые культурные центры. Словно по предназначению свыше выбрали по себе и спутниц жизни.
Валерий женился на Светлане Завадовской, дочери известного востоковеда Юрия Николаевича Завадовского, поселившегося в Ташкенте после возвращения из эмиграции. Александр добился руки Марии Бубновой — внучки Алексея Александровича Рыбникова, художника и руководителя реставрационных мастерских Третьяковской галереи, дочь известных московских театральных артистов Степана Кузьмича Бубнова и Прасковьи Алексеевны Рыбниковой.
Детство, юность и молодость Валерия и Александра прошли в трудные годы. Недолгая оттепель, за которой последовали «бульдозерные» гонения на современную живопись, тоже не принесла истинной творческой свободы. Как и отец, братья не были приверженцами социалистического реализма и, хотя не входили в круг участников выставок «неофициальных» художников, в своих работах никогда не копировали действительность. С младых ногтей впитали любовь к родной для них среднеазиатской земле и, воспитанные в духе творческой независимости на примере незаурядной личности отца, органично соединили в своем искусстве яркую многокрасочность и поэтику Востока со свободой европейских художественных направлений.
Земное и небесное, восточное и европейское неразрывно соединены в творчестве Волковых. Одну из первых картин Валерия Волкова абстрактного характера — «Гранаты и солнце» (1961) — можно смело трактовать как синтез Запада и Востока. В композиции — древние символы космоса и любви, начала начал и основы жизни, ориентальность и экспрессия.
Главным собеседником для Валерия и Александра был и остаётся отец. Как при жизни, он смотрит на сыновей со своих автопортретов доброжелательным и поддерживающим взглядом. На полотнах Александр Николаевич моложе сыновей. Первенцу, Валерию, 1 мая 2018 года исполняется 90, Александр 27 августа 2017 года отмечает 80-летие. Отец навсегда остался для них Мастером и главным мерилом, по которому Волковы сверяют поступки, жизнь и творчество. Не подражая, не копируя, а словно спрашивая его же словами: «Ну как»? Братья верны клятве, данной друг другу в холодный декабрьский день похорон отца: сделать всё, чтобы его творчество заняло достойное место.
Эта борьба продолжается и сегодня: «Давно признан ранний период, наступает признание среднего. А поздние работы до сих пор по-настоящему не оценены», — напишет в 2012 году младший из сыновей в своей книге «Александр Волков» (М., 2012). Мне довелось увидеть небольшие картины позднего периода творчества А.Н. Волкова на выставке «Очарованные Востоком» в галерее современного искусства «Artstory». Долго всматривалась в них, ощущая невероятные сгустки энергии в пастозных, резким движением кисти оставленных на картоне или фанере мазках. Тёмные азийские ночи, серебристая луна, космическая тоска по невозможности выплеснуть все силы и восторг перед величием природы…
Рамки очерка не позволяют описать каждую работу и оценить мастерство живописи, да и как передать таящуюся в красках глубину мыслей и чувств художника? Передать сопереживаемые с ним вместе восторг, печаль, любовь… Недосказанность влечёт к другим картинам — ищу в них продолжения истории, обращаюсь к стихам художника-поэта, работам и книгам его сыновей и внука.
Валерий с детства был серьёзно поглощён творчеством. Первые уроки получил в кружке под началом отца, а с 15 лет в Ташкентской художественной студии, у эвакуированного в тыл М.Ф. Шемякина. Московский художник школы Серова и Коровина, он помог юноше развить художественное видение и понимание света, открыл секреты работы с белилами.
Поступив в художественное училище, Валерий вновь продолжил профессиональное становлению под началом отца, обучавшего студентов рисунку и живописи.
Высшее образование получил в Среднеазиатском университете, став специалистом по истории искусств, но не расставался с кистями и красками. В 1949 году показал свои работы на выставке в Союзе художников Узбекистана, в тот же год в университете была организована экспозиция рисунков, сделанных им в юности в Ташкентском зоопарке. Молодой художник и искусствовед публикует критические статьи, анализируя художественное творчество современников.
Внимательно всматривается в народную жизнь, открывая её внутреннюю сущность в красочных образах восточных арлекинов-маскарабозов, канатоходцев. И еще при жизни отца начинает отстаивать его место и роль в истории искусства.
Пылающий кармин, который главенствует в палитре художников Волковых, нередко трансформируется в абстракции, сохраняя некое «фамильное», чувственное постижение гранатового цвета.
Александр, как и брат, не мыслил себя вне изобразительного искусства. Признавался, что общение с отцом и его живописью помогло ему и брату легко принять как классиков, так и новое искусство, определило безупречный вкус и взгляды, которые стали для них путеводными на всю жизнь, но и вызывали трудности, связанные с упрёками в пристрастном, «семейном» отношении к искусству отца.
«Сейчас в эту сложную жизнь включается мой сын Андрей, — пишет он в своей книге, — художник, впитавший от нас многое, что делает его настоящим Волковым. Во всяком случае, сейчас в мире нет экспертов, кроме нас, кто может достоверно атрибутировать творчество А.Н. Волкова. Да, его творчество и жизнь сформировали наши личности очень рано. Но то мерило ценностей, которое он в нас заложил, никогда не мешало, а наоборот, помогало искать и двигаться в поисках своих путей в жизни».
В 1959 году, 23 апреля, братья простились с тяжело болевшей после кончины мужа Еленой Семёновной. Александру пришлось собрать всё душевные силы, чтобы закончить учёбу в Республиканском художественном училище имени Бенькова. Он вспоминал, как незадолго до болезни мамы побывал с нею в Москве и, впечатлённый столицей и её музеями, стал задумываться о будущем. Свою дипломную работу на отделении скульптуры, защищённую на отлично, он назвал «Мать и дитя». Фигуры композиции сливались, передавая единении и любовь матери и ребёнка.
Помогая ташкентскому скульптору Н.К. Крымской лепить монументальную, в 3,5 метра высотой «Женщину с голубем», Александр заработал на следующую поездку в Москву и повёз показать московским художникам десять работ отца. Побывал у С.А. Чуйкова, скульптора Е.Ф. Белашовой. Показал ей также фото своих авторских работ, и она воодушевила: «Если вы так «по-взрослому» будете лепить, из вас получиться хороший скульптор. Надо приезжать в Москву, учиться».
Оглушённый потерей мамы, с дипломом об окончании училища на руках, Александр отправился погостить к родным в Одессу. Лишь в конце августа, когда в вузах уже прошли экзамены, добрался до Москвы. В Ташкент возвращаться не хотелось и, по совету друга отца, художника З. Комиссаренко, он поступил на только что открывшиеся курсы художников-мультипликаторов при Союзмультфильме. С полгода проучился вместе с будущими звёздами советской мультипликации Ю. Норштейном и другими, но окончательно утвердился в желании заниматься скульптурой и начал готовиться к поступлению в 1960 году на факультет скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского).
Побывав на ошеломившей его американской промышленной выставке в Сокольниках, пытался подражать вдоховившим его в павильоне изобразительного искусства произведениям абстракицонистов, экспрессионистов и поп-арта. Особенно восхитил Александра Дж. Поллок, и будущий скульптор со свойственной ему страстью отдался подражательной графике. Валерий, тогда занимавшийся фигуративной живописью, приехав навестить младшего брата, раскритиковал его абстракции — переживал, что Саша может отойти от принятых в семье ценностей. Но, несмотря на горячие споры с младшим братом о направлениях современного искусства, позднее и сам увлёкся экспериментами в абстракции, разработав, в итоге, своё творческое направление — «нефигуративный реализм».
В первые же зимние каникулы Александр устремился в родные края. Валерий, как некогда отец, решил создать Вторую бригаду Волкова. В неё вошли Александр со своим другом-живописцем и скульптором Дамиром Рузыбаевым и художник Евгений Кравченко. Главой бригады, атмосфера в которой была весьма демократичной, стал, конечно же, Валерий, и, надо отдать должное, он оказал большое влияние на своих молодых собратьев.
В летние месяцы бригада объездила и исходила немало дорог, работая на пленэре. От воспоминаний А.А. Волкова о Маргилане невозможно оторваться! Улицы, на которых яркими павлиньими хвостами развешивали для просушки крашеные шёлковые нити для хан-атласа; старинные ткацкие станки в глинобитных домах; вечера в чайханах, где собирались музыканты; пёстрые уличные представления, первобытной красоты рассветы и закаты, испепеляющее до звонкости горячее солнце и дрожащее над дорогой марево… Нагруженные этюдниками, молодые художники выходили спозаранку и возвращались, обожженные солнцем, с набросками и рисунками. Как-то, повесив на грудь дощечки с надписью «Дайте нам работу!», привели в ужас администрацию местного художественного комбината, заявившись туда в самый свой бессеребренный день. Люмпенам от искусства тут же поручили иллюстрировать сказки, чтобы не накликать на комбинат гнев соответствующих органов.
Волковы и Кравченко после землетрясения1966 года переехали в Москву, но каждый год Вторая бригада совершала всё новые поездки по Средней Азии, возвращаясь с богатейшими впечатлениями, этюдами и картинами. Встречаясь с другом юности Дамиром Рузыбаевым, Александр Александрович вспоминает массу историй о «бригадных» поездках и походах: квартирной бригадной выставке в Москве в 1968 году; проживании в Нукусском музее у И.В. Савицкого; выставке в Нукусе, которую волковцы провели по предложению директора Каракалпакского музея искусств в 1973 году.
Окончание следует
Тамара Санаева
Фото автора и из архива семьи Волковых
На заставке: Александр (второй слева), Валерий и Андрей Волковы на выставке в музее «Новый Иерусалим» (Истра, РФ)
Спасибо Тамаре Санаевой, опубликовавшей серию эссе, посвященную Художникам, династии легендарной семьи Волковых! Она скрупулезно собрала и тонко объединила в одно целое не простую жизнь и пути развития, становления творчества каждого в отдельности своих героев! Узбекистан, его народ гордится теми, кто много лет назад , приехал из России помочь нам, потомкам Улугбека, Беруни, Ибн-Сина, Ал-Хоразми в становлении нового искусства, литературы, науки, театра. Тем, кто полюбил Узбекистан и отдал свою жизнь на благо нашего народа. Один из них был художник Александр Николаевич Волков основоположник династии Волковых. Вот откуда корни! Поздравляем Александра Александровича Волкова с этим красивым юбилеем! Здоровья, дальнейших творческих проектов, удачи и хорошего настроения! С уважением Джасур и Мастура Исхаковы.
Спасибо, Мастура! Волков нашему краю еще ближе: родился в Скобелеве (Фергане) в 1886 году; затем отца, военного медика, перевели служить в самую южную точку Средней Азии; подростком учился в Ташкенте, и лишь потом уехал в Россию, поступив в Оренбургский кадетский корпус. Затем были университет и художественное училище в Питере, Киеве. Родители оставались здесь, так что художник был коренным туркестанцем. В 1916 году году вернулся в Ташкент, и 41 год прожил на улице Садовой (Советской).