back to top
3 C
Узбекистан
Вторник, 3 декабря, 2024

Самое нескучное место

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,080ПодписчикиПодписаться

Стол — единственное место, за которым мы не скучаем с первой же минуты!
Так однажды с пылу с жару воскликнул знаменитый французский кулинар и писатель Жан Ансельм Брилья –Саварен .

Самое нескучное место

Встречать праздник за французским столом мне пока не доводилось.
Но, полагаю, что он вряд ли по щедрости затмит нарядный узбекский дастархан, накрытый в честь главного праздника весны Навруза!

В отличие от других торжеств обязательными украшениями этого веселого восточного застолья по традиции являются «семь шинов»: шароб- вино, шир- молоко, ширини — сладости, шакар — сахар, шарбат- шербет, шам- свеча и шона- гребень.

Все они символизируют возрождение, радость жизни, чистоту, довольство, прохладу и отдых. Так же на стол в это время ставят свечу в знак света, солнца и огня.

Самое нескучное место

Ведь не зря и Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (Авиценна), выдающийся среднеазиатский врач, ученый, философ и поэт написал, что-

В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном чистом месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

Прошли века, но до сих пор никто так и не опроверг справедливых размышлений двух мудрых граждан Востока и Запада о еде и напитках.
Однако в наш техногенный век человечество сохранило слабость к деликатесам благодаря специальным кулинарным приспособлениям и изысканной посуде, в которых они сначала тщательно готовятся, а затем подаются на радость гостям.

Великолепные блюда узбекской кухни по-прежнему вызывают большой интерес во всем цивилизованном мире.
Но, справедливости ради стоит отметить, что происходит это не только благодаря отзывам многочисленных туристов, посетившим нашу страну, но и некоторым находчивым землякам, которые перебираясь на жительство в заморские страны, взяли с собой чугунные казаны, шашлычницы и касканы (мантышницы) в комплекте с рецептами известных узбекских ошпазов.

В этом меня недавно убедил и мой друг-однокашник Джахангир, недавно вернувшийся из городка на берегу океана. Рассказывая о своем дальнем вояже, он заметил, что его интеллигентные родственники отнюдь не просчитались.
-Потому что, в чужих краях наши дипломы о высшем образовании им еще предстояло нострифицировать, — заметил он, — а это,как оказалось не каждому по плечу.

Далее выяснилось, что смекалка и навыки, приобретенные в ходе изучения новой профессии, помогли его племянникам, среди которых оказались педагоги, инженеры и юристы, выстоять в суровых условиях капиталистического труда и даже открыть собственные чайханы и ресторанчики национальной кухни.

А как же конкуренция…

— Ваҳиманинг кўзи катта – (У страха глаза велики), — заметил мой друг. Уверен, что конкуренция способствует успеху в любом начинании. Нынче многих американцев в их скромные заведения привлекает не только аромат пряных приправ, но и оригинальный интерьер, созданный талантливыми дизайнерами — выходцами из Центрально-Азиатского региона.
-Именно с их легкой руки небольшие помещения, украшенные яркими сюзане, декоративным оружием, предметами из дерева и латуни, напольными керамическими вазами и кувшинами, приобрели своеобразный колорит и уют.
— С годами даже образовался постоянный круг посетителей, желающих вечерней порой отведать разнообразные национальные яства под восточные мотивы. Но особую привлекательность эксклюзивным пунктам питания придают узбекские повара, владеющие своим благодатным ремеслом.

Самое нескучное место

-Так, на виду у многочисленных гостей они, виртуозно орудуя незамысловатой кухонной атрибутикой, умудряются быстро и красиво приготовить на заказ разнообразные восточные яства, а затем с уважением подать заказ на специальной керамической посуде, от которой невозможно глаз отвести.

-У меня дома такой нет, — с сожалением сказал Джахангир, — мы все больше обычными тарелками из Ирана и Поднебесной пользуемся.

Удивительно, — подумала я, — надо же было известному научному работнику выехать за рубеж, чтобы по достоинству оценить кулинарию родной земли.

Однако его «трогательное» внимание к узбекской кухонной утвари и столовой посуде меня очень заинтересовали. И в моей памяти тот час же возникли эпизоды, связанные с некоторыми местными кухонными артефактами.

Каков казан, таков и плов-
— так гласит народная пословица.
Я не даром вспомнила именно про казаны, выставленные однажды по весне на зеленой травке у подножия здания — дворца Государственного музея прикладного искусства республики.

Было заметно, что перед демонстрацией эту первозданную старину никто не начищал до блеска… Но именно эта неброская ориентальная экзотичность привлекала взоры молодых туристов-англичан.

Быстренько водрузив на головы нарядные тюбетейки, купленные в одном из местных магазинчиков, они под весенними солнечными лучами беспрерывно щелкали затворами своих дорогих фотокамер в ожидании … плова.
И все из-за легенды, повествующей о том, что рецепт плова в стародавние времена составил великий Абу али Ибн Сино (Авиценна).

Ведь настоящий узбекский плов сам по себе является знатным кулинарным явлением. И по признанию всемирных специалистов, пожалуй, это одно из тех редких блюд, ингредиенты которого в процессе приготовления проходят три стадии: жарки, варки и запаривания в чудодейственном казане.

Однако «показательное выступление» ошпазов по ряду объективных причин в «музейном меню» не было предусмотрено, так как в этих музейных артефактах, по словам вежливых сотрудников, давненько никто не готовил.

Самое нескучное место

Услышав неблагоприятный verdict, я искренне пожалела уставших и проголодавшихся туристов, которым еще предстояло добираться до нужного пункта питания. А ведь так хотелось по-студенчески воскликнуть: айда ко мне домой, ребята!

Но скромные пиршества моего детства остались в далеком прошлом, как и наш видавший виды казан, который тогда периодически радовал вкусным пловом моих домочадцев и соседей, обитавших в большом общем дворе недалеко от самого знаменитого городского сквера.

Не смогла я их пригласить и на далекую хумсанскую дачу, где несколько десятилетий назад мой хлебосольный отец с коллегами под кронами столетних орешен лихо готовили из свежей горной баранины два удивительных блюда — шашлык и плов.

Самое нескучное место

Разузнав на прощанье, где в нашем мегаполисе можно приобрести старинную национальную посуду и казаны, молодежь села в автобус и отправилась на обед, пообещав, что непременно найдет и увезет в свой туманный Альбион заветный чугунный сувенир .

Я не стала разубеждать в тщетности их усилий. Хотя точно знала, что подобное мероприятие не приведет к успеху. — Ведь в наши дни совершенно нереально найти национальную посуду, отмеченную многовековой историей на столичном «блошином» (янгиабадском) рынке. Однако некоторые местные и приезжие коллекционеры-оптимисты порой часами методично обследуют все его закоулки, надеясь на персональную удачу.

Истоки старины глубокой

Про старинную домашнюю утварь, виденную ранее, я на днях решила разузнать у сотрудников самого занимательного столичного Музея. Но опытный экскурсовод Саера Усманова лишь пожала плечами — такой оригинальный пейзаж с древними казанами она не припомнит, хотя и работает в этом оазисе культуры несколько лет.

— Наверно, в тот день был какой-то праздник, — задумчиво произнесла девушка. А в последнее время на газон возле здания ничего не выставляется.

— В наши дни, -продолжила Саера,- украшением фасада этого роскошного дворца служат деревца, бассейн с прозрачной голубоватой водой, да резные деревянные колонны. Все это вкупе создает неповторимую ауру.

Более семи тысяч образцов прикладного искусства, собранные в запасниках музея, периодически демонстрируются в экспозициях.
Среди них есть и казаны, и касканы (специальные кастрюли со съемными решетками) для приготовления
национальных узбекских блюд (манты и ханумы), готовящихся исключительно на пару.

Хорошо забытое старое

Современным мастерам — керамистам приятно, что их посуда наравне с фарфором и фаянсом вновь обрела своих почитателей.
Но, как определить, на чем сейчас, следуя традициям, нужно подавать все жареное, пареное, вареное или десерты?

Этот вопрос пришелся по вкусу моему экскурсоводу, и она повела меня в один из залов, в котором на специальных горизонтальных и вертикальных витринах демонстрируются разнообразные керамические изделия. При этом отметив ,что
старинной керамической посуды в музее нет. В основном все предметы родом из прошлого века.

Однако музейные экспонаты, даже не обогащенные элементами орнаментальной росписи, поражают специалистов и экскурсантов полетом фантазии былых мастеров, неповторимыми формами и красотой линий.

Предваряя свой рассказ о керамической посуде ХХ- ХХI веков, Саера рассказала, что по выводам археологов, уже в позднем палеолите люди использовали чаши и сосуды, изготовленные из камня и кости для вымачивания некоторых продуктов, для приготовления и хранения готовой пищи.Однако трудозатраты на их производство и проблемы с транспортировкой делали
их менее доступными и удобными по сравнению с удешевленной керамикой.

Чем отличаются керамические наборы?

-Если внимательнее приглядеться, то разница очевидна, — отметила Саера.
На витринах музея керамическая посуда представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурованной керамикой. В минувшем веке конкуренция между художниками-керамистами сыграла определенную роль, направив их усилия на обретение индивидуальной выразительной стилистики и пластики.

Крупнейшими центрами гончарного производства издавна являются Мадр и Багат в Хорезмской, Гиждуван в Бухарской, Риштан в Ферганской областях. Прославились своими высокохудожественными изделиями устозы Ташкента, Коканда, Андижана, Намангана, Карши, Денау и других городов.

Переходя от витрины к витрине, Саера рассказывала, что в каждом регионе определенное влияние на мастеров оказывали не только археологические находки и особенности исторического формирования изделий, но и окружающая среда. Кроме того, внутри керамической отрасли сложилось разделение труда и определились цветовые предпочтения.

Каким же цветам отдают предпочтение мастера?

— Однообразия нет, — заметила девушка. С учетом некоторых особенностей, керамисты Ферганской долины и Хорезма, в основном, используют щелочную глазурь ишкор. Поэтому в их работах доминирует сине-бело-зеленый колорит, так как под этой глазурью разлагаются желто-красные цвета, а вот зеленый и синий дают множество ярких и нежных оттенков.

Зато в Ташкенте, Самарканде и Бухаре предпочтение отдается свинцовой глазури. В результате керамическая роспись мастеров из этих районов поражает пылающей желто-красно-коричневой цветовой гаммой с необычными живописными оттенками.
А вот работы гиждуванцев легко определить по коричневой, белой, желтой, зеленой и красноватой гаммой цветов.

Самаркандские гончарные изделия на вид отличаются глубокой формой и вертикальными бортами, а вот хорезмские — формой, стилем, цветовой гаммой и орнаментами, уходящими своими корнями в античную эпоху.

Самое нескучное место

Накануне народного праздника Навруз, я поинтересовалась у Саеры, а есть ли предметы, украшающие все дастарханы страны?

-Конечно есть. В наши дни во всех регионах используются традиционные плоские блюда — ляганы.
На них принято подавать плов, шашлык, домламу, нарын, манты, чучвару и жареную рыбу.
Для жидких блюд — шурпы, маставы, лагмана, машхурды и шавли — используются разновеликие косы.

Кроме того, в арсенале домовитых узбекских хозяек имеются чаши-пиалы сферической формы, вазы, куза (кувшины) для вина, кумыса, айрана и соков, а для сладостей — специальные вазочки — кандоны и шинидоны.

Все эти изделия своими размерами и изысканными формами хорошо вписываются в быт наших современников. Поэтому их охотно приобретают и многочисленные туристы из ближнего и дальнего зарубежья.

Прощаясь с гостеприимными сотрудниками Музея прикладного искусства, я еще раз вспомнила мудрого Жана Ансельма Брилья – Саварена, который в своей всемирно известной книге о еде и здоровье «Физиология вкуса» заметил:

«Раз мы осуждены на то, чтоб есть, то будем есть хорошо…».

Мне же, под впечатлением удивительных музейных экспонатов, хочется добавить- и только на замечательной посуде, достойно украшающей наш дастархан и в будни и праздники.

Ната АЙРУМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Наша земля, наше будущее»: участие Узбекистана в новой экологической инициативе

Делегация Узбекистана, возглавляемая министром экологии Азизом Абдухакимовым и министром водного хозяйства Шавкатом Хамраевым, принимает участие в открытии 16-й сессии Конференции сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (UNCCD).

Больше похожих статей