9 июля днем на челябинском стадионе «Лидер» под палящим солнцем (столбик термометра показывал далеко за 30С, футболисты то и дело поливали водой бутсы) проводил тренировку команды ФК «Челябинск» только ночью вернувшийся с учебы в Москве новый главный тренер 49-летний Руслан Яркулович Узаков .
Я вспомнил, когда видел его ещё футболистом в новотроицкой «Носте» – знаменитый поединок в Новокузнецке за выход в первую лигу, в поединках в Челябинске и Новотроицке.
Вспомнилась фраза Руслана Узакова (на сайте ФК «Носта»): «Так что ты даешь, футбол? Конечно, потрясение от борьбы, от победы, от воспоминаний, которых с лихвой хватит на всю оставшуюся жизнь». В Новотроицке писали: «Руслан Узаков – своеобразный символ команды. Уже 7 футбольных сезонов он выходит на поле с капитанской повязкой на руке. Он – типичный пример игрока, уважаемого и в клубе, и в городе».
Руслан Узаков родился в Узбекистане в городе Навои . Руслан с отцом – большим любителем футбола – не пропускали ни одного футбольного матча, болели за местный «Зарафшан». С 8 лет родители отдали сына в детскую спортивную школу. С тех самых пор эта игра стала самой большой любовью в его жизни, его работой. Футбольную карьеру начинал в команде мастеров «Зарафшан» (1984 год).
Узаков последние три сезона работал помощником главного тренера ФК «Челябинск» Игоря Владимировича Лазарева, который и пригласил его в команду.
– Руслан Яркулович, когда вас назначили главным тренером ФК «Челябинск»?
– Команда собралась 15 июня. С 15-го я начал исполнять обязанности главного тренера.
ПОМОГЛО ВВЕДЕНИЕ ЦЕНЗА
– Вернёмся в начало вашей футбольной карьеры: вы в 17 лет начали играть за «Зарафшан»?
– Помню, учился в 10-м классе, начал играть за команду мастеров. Как раз в футболе СССР ввели ценз молодого игрока. Мне посчастливилось: я попал в команду на два года раньше своего времени. С этого момента всё пошло-пошло…
Потом увеличили обязательный ценз молодых: два игрока дома, один – на выезде. Конечно, это нововведение дало такой шаг вперед.
– Первый гол вы забили только в пятом сезоне (1988) выступления за команду мастеров…
– Возможно… Не помню.
– В последнем сезоне в «Зарафшане» (1990) – 9 голов за 42 игры. Вы играли в полузащите?
– Я всегда играл центрального защитника. С годами приходит уверенность – стал бить штрафные… Я поймал удачу! (улыбается) Подхожу к мячу и сам себе говорю: должен забить. И чувствую, что забью!
– Какие были точки для голевого удара?
– В основном бил стандарты с позиций неподалеку от штрафной площадки, правее полукруга штрафной. Это моя любимая. Я – левоногий…
– А пенальти приходилось бить?
– Пенальти я начал бить уже в «Носте», с 1995 года… В Новотроицке играл довольно-таки долго – до 2005 года. Там я бил и пенальти, и штрафные…
– В 1991 году вы попали в «Пахтакор» Ташкент – в элиту советского футбола. Как это случилось?
– Правду сказать? Заставили! (улыбается) Они меня несколько лет тащили туда, но я упирался по молодости. Сказали: «Не придешь в «Пахтакор» – то не будешь играть и в «Зарафшане». Пришлось идти.
– Это ведь высшая лига!
– Высшая, но… сейчас не могу сказать, почему упирался. Видно был молодой, дурной… А играть в высшей лиге было очень интересно! И Карен Оганесян был в нашей команде… Команда – по именам…
– Вы попали в высшую лигу в 24 года?
– Да, в 24. Тогда высшая лига в СССР была последний год… И Колыванов, и Юран, и Радченко. Мне приходилось со всеми играть «персонального» защитника. Это запомнилось хорошо!
Помню, в Ташкенте была хорошая игра с киевским «Динамо»… С Юраном пришлось играть персонально. Очень сильно отложилось в памяти! Он провёл на поле 37 минут, получил желтую карточку и Юрана заменили.
– Что случилось?
– Просто я начал «подкусывать» немного Юрана: отобрал у него мяч два или три раза. Отбирал жестко, но в пределах правил. Ему это не понравилось… Моя задача была «выключить» Юрана из игры. А он такой заводной: начал «пихать» всей команде. Он и на меня, и на них – на всех… Таким образом, мы «выключили» его из игры. (улыбается)
– Не помните, как закончился матч?
– Мы выиграли 2:0 или 2:1. Потом весь Ташкент, весь Узбекистан кричал, конечно…
– 11 августа 1979 года в авиакатастрофе погибла ташкентская команда «Пахтакор»: Ан, Базаров, Загуменных …
– Я тогда был молодой. Они вечно в памяти: в Узбекистане постоянно вспоминают этих ребят, ездят на кладбище. Осталась память…
С сокращениями