back to top
4.6 C
Узбекистан
Понедельник, 22 декабря, 2025

МУТВ 2017 готова к приему гостей

0

11 апреля 2017 года в гостинице «Wyndham» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию V международной узбекской туристической выставки «Мир отдыха».

МУТВ 2017 готова к приему гостей

Весенняя выставка МУТВ становится одним из популярных событий в туристической сфере Узбекистана. Впервые на юбилейной выставке будет представлен Национальный павильон, где будет организована сцена, на которой будут проводиться фольклорные представления и показы национальной одежды.

Интересной обещает презентация от итальянской организации ENIT MOSCOW на тему «Итальянский калейдоскоп». Национальный офис по туризму представит все многообразие Италии, как туристического направления.

Уже становится традицией организация специализированной программы «Профессиональный покупатель/ Hosted Buyers». В этом году в составе программы примут участие представители более 50 крупных компаний из Азербайджана, Великобритании, Германии, Франции, России, Финляндии, Эстонии и других стран.

Фестиваль национальной кухни, ранее проводившийся в рамках МУТВ, в этом году расширил свой формат и трансформировался в Tashkent Food Festival.

В ходе пресс-конференции было озвучено намерение о предоставлении школьникам и учащимся колледжей скидки до 50% на туры по Узбекистану во время летних каникул, проект постановления которого внесен на рассмотрение в Кабинет министров республики.

Ожидается, что общее число экспонентов составит 150 компаний, которые разместят свои экспозиции в двух павильонах НВК «Узэкспоцентра» на площади 3800 кв.м.

Выставка будет работать два дня 13 и 14 апреля. В последний день состоится гастрономический ужин «Узбекские вина и блюда», представляющий совместную инициативу проекта «Вкусныый Узбекистан» и сети ресторанов Caravan Group.

Китайские кинематографисты рассказали о планах сотрудничества с Узбекистаном

0
Китайские кинематографисты рассказали о планах сотрудничества с Узбекистаном

Делегация кинематографистов Китайской Народной Республики посетила нашу страну, чтобы обсудить возможности сотрудничества с Узбекистаном.

На творческой встрече, которая состоялась в ташкентском Доме кино, о дальнейших планах в сфере кинематографа рассказали генеральный директор Национального агентства «Узбеккино» Отабек Мусаев и генеральный директор компании «China Film Promotion International» Гу Гуоцин.

В числе возможных проектов – обмен опытом и подготовка специалистов, совместные съёмки фильмов. Год назад в Китае состоялись «Дни узбекского кино», а перед этим в Узбекистане прошли «Дни китайского кино». Оба проекта вызвали большой интерес у публики, и планируется продолжить работу в этом направлении. Кроме того, работы китайских режиссёров могут быть представлены на готовящемся фестивале короткометражных фильмов.

Среди ближайших планов – съёмки совместного узбекско-китайского фильма в рамках проекта «Один пояс — один путь», посвященного Великому Шелковому пути, сообщает kultura.uz.

Анна Ним.

AddReality: визуализация успеха

0
AddReality: визуализация успеха

Реклама повсюду: стоит поднять голову – взгляд упирается в билборд, посмотреть на дорогу – проезжает автобус с ярким рекламным объявлением. Реклама сопровождает каждый наш шаг: дома, офисы, магазины, журналы, люди. Этот поток невозможно остановить, конвейерная система продолжает расти с невероятной скоростью. Но все это – однотипно, создающее впечатление «это я уже видел». Однако, компания Star Screen привезла в Узбекистан кое-что новое: она стала официальным партнером платформы AddReality, которая управляет интерактивной рекламой на экранах и планшетах.

AddReality: визуализация успеха

С Digital Signage (представление текстовой и видео информации на электронных носителях) наш рекламный рынок знаком весьма поверхностно, только по экранам в торговый центрах и по проектору одного местного сотового оператора прямо на здании. Между тем, по всему миру Digital Signage признан одним из самых эффективных инструментов маркетинга. Посудите сами: постоянно меняющийся контент максимально привлекает внимание, а свободная замена содержания добавляет динамичности. Платформа AddReality помогает создавать контент и управлять им, собирает данные и анализирует аудиторию. На выходе вы получаете возможность дистанционно управлять хоть тысячью устройствами, используя один медиаплан.

AddReality повышает конверсию. С помощью платформы можно изучить отчеты по кампаниям, аудитории, просмотрам и истории пользователей, помимо прочего есть возможность использования прогнозов для медиапланирования.

Несомненным плюсом является тот факт, что платформа AddReality работает в зоне Tas-Ix и позволяет управлять оборудованием из любой точки мира. А наличие возможности таргетирования в зависимости от пола и возраста – в разы повышают эффективность рекламы. Сферы, где можно использовать платформу – просто огромны по масштабу: бренды и розничная торговля, банки, финансовые учреждения, торговые центры, кинотеатры, АЗС, автосервис, рестораны и кафе, медицинские центры – это далеко не полный список тех областей, которые могут повысить эффективность своей деятельности.

AddReality: визуализация успеха

На российском рынке в монобрендовом ритейле этот инструмент сокращает расходы на рекламу на местах, позволяя экономить от 10 000 рублей с одной точки продаж, а в мультибрендовом ритейле дает возможность увеличить доход с торговой площади за счет продажи рекламы поставщикам. В Узбекистане эта платформа только набирает обороты. Для того, чтобы понять, насколько успешна программа, надо ее внедрить. Наша логика устроена так, что нам нужен чей-то позитивный опыт, чтобы захотеть использовать что-то на практике. Здесь будет уместно рассказать о компаниях, которые уже работают на платформе AddReality в России: LUKOIL, Loreal, Рив Гош, Biotherm, Nike, и еще более 50 компаний уже оценили преимущества работы программы, как качественный инструмент Digital Signage.

Кажется, пора менять представление о рекламе в Узбекистане. Начните делать это вместе с AddReality.

Узнать подробнее о платформе можно по телефонам: +(95) 145-40-04; +(95) 145-40-05 или на сайтах: www.starscreen.uz; www.addreality.ru.

на правах рекламы

Певец священного города

0
Певец священного города

Новую серию работ привез из поездки в Бухару ташкентский график Марат Садыков. Акварели этого художника хорошо знают в Европе и Америке, в Австралии и Японии.

Бухара – родной город Марата. Здесь прошли его детство и юность, здесь он начал рисовать, нашел призвание.

— Этот город нельзя не любить, — признается он, — если несколько раз в году не увижу Бухару – не нахожу себе места.

Певец священного города

Бухара. В самом этом названии есть что-то магическое. Существует много версий происхождения имени города. Одни считают, что это название восходит к санскритскому слову «Вихара», что означает «Монастырь», другие полагают, что в основе лежат слова Бу Ора – в переводе со староузбекского это означает «середина». Действительно, в средневековье город оказался в золотой середине Великого шелкового пути: на Востоке – Ташкент, Бишкек, Алматы, на Западе – Ашхабад, Тегеран, Багдад. Все дороги от Европы до Китая сходились здесь – в благословенной Бухаре! А где торговля – там и расцвет экономики, взаимопроникновение ремесел, искусств, научной мысли.

Певец священного города

Много раз я бывал в этом городе. Люблю его памятники зодчества, замысловато, казалось бы, стихийно проложенные, улочки. Потом уже в книгах прочитал, что эта непредсказуемость поворотов улиц – самый опасный барьер для врага.

В Бухаре можно бесконечно вглядываться в двух-, трехэтажные древние строения. Здесь и сейчас живут люди: каждый дом – своя крепость. Над входом — балхана, а внизу за резными двустворчатыми дверями юлак – своеобразная прихожая. Вечером дворик поливают водой, и в доме – микроклимат, прохлада.

И когда приходит гость, вместе с ним в распахнутую калитку врывается горячий ветер. И этот порыв на добрых полметра приподнимает тонкую железную чашу, свисающую на цепи в конце прихожей. И, как много веков назад, раздается звон гонга. Когда-то он заменял звонок: «Гость пришел!»

Но Марат открыл для меня Бухару в другом измерении. Одно дело, когда ты посетишь город как турист, и совсем другое, когда живешь в нем – тогда познаешь его изнутри.

Певец священного города

Однажды он пригласил меня в Бухару на свою персональную выставку. Вернисаж состоялся в городском музее искусств, было много гостей, выступлений. Но запомнились дни, которые мы провели с Маратом уже после открытия выставки.

С утра мы шли завтракать на базар. Радушный повар угощал нас нухотом – разваренным горохом с мясом – фирменным блюдом Бухары. Так, если Самарканд славится лепешками и чакки – соленым творогом, то в Бухаре деликатес – нухот и жареные косточки.

Один знакомый рассказывал мне, как однажды, улетая из Бухары, решил купить домой детишкам эти косточки. Дело было ранним утром, и у продавца не оказалось под рукой весов. Мой знакомый спешил на первый рейс и предложил:

— Отец, куплю мешок.

Старик не стал торговаться: «Ладно, сынок, почин», — и уступил мешок за полцены.

В Бухаре свято верят в примету: если первый покупатель – мужчина – к добру, а раз почин – надо сбросить цену. У восточного базара мудрые законы: кто рано встает – тому Бог дает…

После завтрака мы шли с Маратом в Арк – я готовил фоторепортаж об историко-архитектурном музее-заповеднике. Здесь собрана уникальная коллекция костюмов и оружия средневековья, греко-бактрийских монет II-III веков до нашей эры и личные вещи бухарского эмира. Всего потрясающего, что есть в запасниках, не хватит места перечислить на газетной полосе!

Певец священного города

Отсюда, с крепостных стен Арка, мы любовались городом. Открывался удивительный вид: над мечетями и медресе, над всем белым городом возвышался минарет Калян – величавый символ Бухары. Марат делал в блокноте зарисовки, а я не мешал ему.

…Казалось бы, наши профессии схожи: я запечатлеваю окружающий мир фотокамерой, а он – кистью и карандашом. Но в итоге у меня получается просто документальный снимок, а у него – произведение искусства. Много думал над этим, а понял на следующий день: в своих акварелях он как бы парит над городом на высоте птичьего полета. Поэтому в его листах объемность, бесконечное пространство.

Певец священного города

На следующий день мы поднялись с Маратом на вершину Каляна. Через крышу одноименной мечети – самой большой в Бухаре – мы прошли на каменный мостик, а оттуда – на винтовую лестницу. Поднимались долго и осторожно, полусогнувшись в низком проходе. Одинокие маленькие оконца едва освещали путь. На вершину вели 105 ступенек. Но поднялись мы не зря – вот откуда снимать и снимать!

Много веков подряд, каждую пятницу, сюда поднимались четыре муэдзина и призывали к молитве. С остальных 365 минаретов (сколько дней в году – столько мечетей было в этом городе) начинали вторить им местные азанчи.

47-метровый красавец Калян – жемчужина средневековья – был построен в 1127 году во время правления караханидов. Марат поведал мне сказание о том, что мастер Усто Бако, выложив десятиметровое основание на растворе из ганча и верблюжьего молока, сбежал. И вернулся только через два года, когда фундамент окончательно окаменел.

Какие это гениальные открытия – арка и купол, какой инженерный расчет: камень – вечный материал – работающий на сжатие!

Певец священного города

Мавзолей Саманидов был построен в девятом веке. Но как соразмерны его стороны и высота – квадрат всегда считался классической формой. Куб с накрытым куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной моделью мира. Более тысячи лет стоит это здание, и ни одной трещины: ширина стен – почти два метра. А сколько фантазии в кладке из простого кирпича.

Мастер, возводивший мавзолей, был художником высочайшего класса!

Певец священного города
Певец священного города

Марат открыл мне этот город в новом измерении. С ним впервые я увидел Чор-бакр – седые некрополи шейханов Джуйбари.

Певец священного города

Ездили мы и в пригород Бухары – Убу. Смотрели, как создаются глиняные игрушки-свистульки, какие не встретишь больше нигде. Он познакомил меня с удивительно доброжелательными бухарцами – резчиками по дереву. И я наблюдал, как без единого гвоздя и клея – из цельного куска дерева – вырезают лавхи – складывающуюся подставку для книг.

В бухарских акварелях Марата – особая теплота, проникновенность. Когда смотришь на них, то начинаешь понимать, почему Бухару называют благословенным городом!

Р.ШАГАЕВ,
фото автора

Подозреваемый в теракте в Петербурге был депортирован из Турции

0
Подозреваемый в теракте в Петербурге был депортирован из Турции

Подозреваемый в совершении теракта в метро Санкт-Петербурга Акбаржон Джалилов был депортирован из Турции в декабре 2016 года. Об этом сообщает турецкая газета Yeni Akit, со ссылкой на материалы суда. Информацию подтвердил и близкий к турецкому правительству источник РБК.

По данным газеты, Джалилов прибыл в Турцию в ноябре 2015 года и пробыл там чуть более года. В декабре турецкие правоохранительные органы внесли его в «черный список», запретили въезд в страну на пять лет и депортировали. По информации источника РБК, Джалилов превысил сроки пребывания в стране. Ему предложили заплатить большой штраф либо запрет на въезд и депортацию. Он выбрал второй вариант. Чтобы уехать в Россию, ему пришлось обращаться в российское генконсульство Турции, — сообщил собеседник РБК. В генконсульстве России на запрос агентства пока не ответили.

3 апреля в вагоне петербургского метро произошел взрыв. Погибли 14 человек, в том числе смертник. Около 50 человек получили ранения.Еще одно несработавшее взрывное устройство нашли на станции «Площадь Восстания» и обезвредили. По данным следствия, генетические следы Джалилова были обнаружены на сумке со второй бомбой. Ссылаясь на экспертизы и данные видеокамер, следствие пришло к выводу, что совершил взрыв в вагоне и оставил на платформе второе взрывное устройство один и тот же человек.

Узбекистан снизил акцизы на казахстанскую муку

0
Узбекистан снизил акцизы на казахстанскую муку

Узбекистан с 1 апреля 2017 года снизил акцизный налог на казахстанскую муку с 11% до 5%. Об этом говорится в постановлении Президента страны «О дальнейших мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан от 31 марта 2017 года.

Как отмечено в документе, постановление принято для создания благоприятных условий для устойчивого развития отечественного производства на основе применения общепризнанных в мировой практике методов таможенно-тарифного регулирования.
По мнению казахстанских аналитиков, предпринятый Узбекистаном шаг по снижению акцизов на муку послужит развитию мельничного производства в Казахстане.

Как следует из материалов казахстанской прессы, в 2012 году каждые три экспортных вагона муки из четырех были предназначены для Узбекистана — доля этой страны в общем объеме экспорта достигала 75%.

Затем экспорт муки в Узбекистан стал из года в год сокращаться. По итогам первого квартала 2016 года доля Узбекистана в общих объемах экспорта сократилась до 42%. Главной причиной такого сокращения является введение Узбекистаном акцизного налога на всю ввозимую муку в размере 15%. В 2014 году Узбекистан после заседания межправительственной комиссии по инициативе казахстанской стороны снизил эту норму с 15 до 11%.
Введение акцизного налога на ввозимую из Казахстана муку привело к тому, что Узбекистану стало выгоднее закупать зерно, а не муку. Как следствие — бурный рост мельничного производства в Узбекистане и, соответственно, рост производства узбекской муки из казахстанского зерна.
За последние четыре года Узбекистан вошел в список стран, экспортирующих муку в Афганистан, тем самым сокращая долю экспорта казахстанской муки в этой стране.

В ходе государственного визита Президента Узбекистана в Казахстан 22-23 марта текущего года отмечалось, что Казахстан является одним из важных партнеров нашей страны в торгово-экономической сфере. Узбекистан экспортирует в Казахстан природный газ, автомобили, транспортные средства, минеральные удобрения, текстильную, электротехническую, плодоовощную продукцию, строительные материалы и другие различные товары и услуги. Из Казахстана в нашу страну импортируются нефть, металлы, мука, масложировая продукция.

В нашей стране действует около 230 предприятий с участием капитала Казахстана, в Казахстане — более 130 предприятий, созданных совместно с предпринимателями Узбекистана.

По итогам 2016 года объем взаимного товарооборота между нашими странами составил $2 млрд. Отмечалось, что этот показатель не соответствует имеющемуся потенциалу, есть возможность увеличить торговый оборот минимум в два раза. Экономики наших стран не конкурируют, а наоборот, взаимодополняют друг друга. Для этого необходимо активизировать деятельность межправительственной комиссии и совместных торговых домов, организацию новых рынков сбыта.

В. НОВИКОВ

Автобус в Узбекистане

0
Автобус в Узбекистане

– это транспорт номер один. Даже там, где есть метро и даже ходят электропоезда. Особенно популярен он в сельской местности.

Слово автобус произошло от латинского «омнибус», что означает –всеобщий, для всех. Транспортным термином это слово стало более двухсот лет тому назад, когда появились первые экипажи для общего пользования. Их называли повозками-омнибусами, а впоследствии – просто омнибусами. Дальнейшая трансформация этого слова произошла после появления многоместных автомобилей. В результате получилось – автобус. Во многих странах для краткости говорят и пишут просто «бус». Автобусом считается такое транспортное средство, которое может перевозить не менее семи-десяти пассажиров и движется, как правило, по определенным маршрутам.

Первые автобусы представляли собой грузовые шасси с каретным кузовом, а колеса их были обтянуты сплошным резиновым ободом. Первоначально их стали использовать в Германии, Англии, Франции. Один из них – «Гаггенау» построен фирмой Бенц в 1911 году в Германии. У него было 20 сидячих мест в кузове и 12 на империале, то есть на крыше. А всего вместе со стоящими он мог перевозить 40 пассажиров.

На этом автобусе использовался 4-цилиндровый двигатель, мощностью в 32 лошадиных силы, который развивал скорость до 26 км/час.

По имеющимся сведениям, первые автомобили в Узбекистане появились в начале прошлого века, а именно – в 1902 году. В то время по городу Намангану на собственном автомобиле ездил некто Бакланов, доверенное лицо Андреевского торгово-промышленного товарищества. Первые же сведения об автобусном движении относятся к декабрю 1906 года. Тогда между Ферганой и Маргиланом начал курсировать автобусный маршрут. А через четыре года появились первые автобусы и в Ташкенте, – они являлись собственностью купца Шадыходжаева. Все девять машин были зарубежного производства. Первым ташкентским автовокзалом стал тогда Воскресенский базар (ныне это площадь перед театром имени Алишера Навои).

В 1924 году открылась линия автобусного сообщения: Ташкент – поселок Троицкий, – которую обслуживали автобусы марки «Форд» и «Штейер». Автобаза № 1 города Ташкента, которая имела в 1926 году на своем балансе двадцать один автомобиль, в том числе семь автобусов, организовала регулярную перевозку пассажиров по маршрутам: Никольское – Куйлюк, Никольское – Соборная площадь, Вокзал – Урда и Вокзал – Болгарские огороды. Интересно, что стоимость проезда тогда зависела от количества проследованных остановок.

Рассказывая об истории «автомобиля для всех», необходимо упомянуть об одном из первых автобусов, выпускавшихся в России с прошлого века и успешно эксплуатировавшихся на дорогах Узбекистана. Производство Я-6 осуществлялось с 1928 по 1932 годы на Ярославском автозаводе. Он был рассчитан для перевозки тридцати шести пассажиров, имел двадцать семь сидячих мест. Оборудованный шестицилиндровым двигателем мощностью 73 лошадиных силы, он мог развивать скорость до 40 километров в час. Причем Ярославский автозавод выпускал автобусные шасси, а Московский кузовной – кузова для них, по образцу английских «лейландов».

В последующие четыре года выпускались автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16, по внешнему виду во многом схожие с предыдущей моделью. Их основой служило удлиненное шасси грузовика ЗИС-5. ЗИС-16 отличался модной тогда, обтекаемой формой кузова.

…Ушли в прошлое автобусы с традиционным, выступающим вперед двигателем, их сменили машины вагонного типа. Один из таких автобусов – ЗИС-154 – выпускался с 1947 по 1950 годы. Он мог перевозить шестьдесят два пассажира и имел тридцать шесть сидячих мест. Вместо бензинового двигателя он был оборудован дизелем мощностью 110 лошадиных сил и мог развивать скорость до 65 километров в час. Механическая трансмиссия на нем была заменена на электрическую, а вместо тяжелой рамы установлен несущий кузов.

Потребность в массовых перевозках все возрастала, появились новые специализированные заводы по выпуску автобусов, такие как Львовский, Ликинский и другие. Сегодня по автомобильным дорогам Узбекистана колесят автобусы марком «Мерседес», «ДЭУ», «ЛИАЗ», а также наши, узбекские автобусы, которые выпускаются на самаркандском «АвтоВАЗагрегате», который преобразован в предприятие по выпуску пассажирских автобусов. Многие мидиавтобусы, курсирующие по городам Узбекистана, а также грузовые автомобили и специализированный автотранспорт были выпущены в свое время совместным предприятием «СамКочавто», созданным в Самарканде и выбравшим своим девизом слова: «Мы сделаем вашу жизнь лучше!». Учредителями его выступили ассоциация «Узавтосаноат» и крупнейшая турецкая компания «КочХолдинг». Производство автотранспорта совместное предприятие начало в 1998 году. Среди выпускаемых ими машин – различные виды мидиавтобусов, предназначенных как для городских перевозок, так и для туристического обслуживания, вместимостью от 23 до 50 пассажиров, а также грузовиков – бортовых с тентами и без них, с металлическими и деревянными каркасами; самосвалы, хлебовозы, рефрижераторы, поливальные машины, мусоросборочные и ассенизационные машины.

30 октября 2006 года совместное предприятие было реорганизовано в ООО «СамАвто», доля турецкой стороны была выкуплена АК «Узавтосаноат».Но по-прежнему памятной реликвией для работников завода остается первый выпущенный предприятием автобус, где свои автографы оставили первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов и тогдашний глава Турецкой Республики Сулейман Демирель.

Ну а сегодня на проспектах нашей столицы можно увидеть и красные даблдекеры – эти двухэтажные красавцы, давно ставшие украшением многих столиц мира, ныне курсируют и по улицам Ташкента, позволяя горожанам и гостям города полюбоваться его красотой…

Дилором Нурмухамедова.

Фестиваль искусства стартует через неделю

0
Фестиваль искусства стартует через неделю

Традиционный «Фестиваль изобразительного и прикладного искусства Узбекистана» пройдёт в республике с 18 по 22 апреля. В этом году фестиваль, организованный Академией Художеств в сотрудничестве с министерствами и организациями, посвящается Году диалога с народом и интересов человека.

В Ташкенте экспозиции развернутся в Центральном выставочном зале, в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, Ташкентском доме фотографии, парке-музее Камолиддина Бехзода, Международном караван-сарае культуры. Кроме того, фестивальные работы можно будет увидеть на территории вокруг Центрального выставочного зала, в историко-архитектурных комплексах и парках города.

Такие же выставки в эти пять дней пройдут во всех регионах страны и в Республике Каракалпакстан.

В фестивале примут участие дипломатические представительства, аккредитованные в нашей стране, которые представят собственные выставки.

Кроме того, в программе — мастер-классы, концерты, показы одежды в национальном стиле. Состоятся обсуждения проблем современного изобразительного искусства, в которых примут участие искусствоведы и художники. Также во время фестиваля в выставочных залах будут демонстрироваться документальные фильмы, рассказывающие о культуре и искусстве нашей страны.

Анна Ним.

Здание ООН украсили статуи восточных учёных

0
Здание ООН украсили статуи восточных учёных

Перед зданием ООН в Вене появилась скульптурная композиция, посвящённая выдающимся учёным Востока: Абу Али Ибн Сино, Омару Хайяму, Абу Рейхан аль-Бируни и Закарии ар-Рази.

Памятник учёным сделан в виде крытой беседки со статуями. Он преподнесён в дар от правительства Ирана, сообщает Служба новостей ООН на свой странице в Facebook.

Абу Али Ибн Сино, учёный, философ, и врач, родился в городе Афшана неподалёку от Бухары. Сейчас на его родине работает музей Ибн Сино.

Аль-Бируни, учёный-энциклопедист, обладал широчайшими познаниями. Он также родился на территории, относящейся к современному Узбекистану, точнее, к республике Каракалпакстан — в хорезмийском городе Кят. Сейчас этот город носит название Беруни.

Омар Хайям, получивший наибольшую известность как поэт, являлся также астрономом и математиком. Он родился в Нишапуре в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави).

Закария ар-Рази, персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Его родина — город Рей близ Тегерана.

Анна Ним.

В столице пройдут Дни туркменского кино

0
В столице пройдут Дни туркменского кино

11-13 апреля в Ташкенте будут проходить Дни туркменского кино. Открытые показы фильмов состоятся во Дворце кино имени Алишера Навои.

11 апреля после торжественной церемонии открытия ташкентцы увидят фильм об ахалтекинских лошадях «Ат-мырат».

12 апреля будут представлены картины «Магтумкули», «Копетдаг – мечта солдата» и «Сейис» («Коневод»).

13 апреля пройдут показы фильмов «Наследие любви» и «Песни кумли-гелин».

Как сообщают организаторы, фильмы будут идти на туркменском языке с русскими субтитрами.

Анна Ним.
На фото: кадр из фильма «Сейис».

У нас есть такой праздник!

1
У нас есть такой праздник!

В моем фотоархиве хранятся снимки, сделанные в моменты съемок разных документальных лент, когда я брала интервью, снимала со съемочной группой эпизоды дня будущих фильмов. По прошествии многих лет я уже подзабыла о многих, ведь не каждый же день пересматриваешь свой архив.

Но вот несколько дней назад в свежем выпуске » Аргументов и фактов” читаю интервью с известным российским актером Евгением Мироновым, снявшимся в выходящем на экраны фильме «Время первых”.

Цитирую его горькие слова: «Мы были во многом первыми: первые запустили спутник, первыми полетели в космос. Первая женщина — космонавт наша Валентина Терешкова. Самый долгий полет — тоже наш. Я читал про один из опросов, который провели в Лондоне, Нью-Йорке и Берлине. Людей спрашивали, показывая фото Юрия Гагарина, знают ли они, кто это. Из тысячи лишь человек пять сказали, что это первый в мире космонавт. Мне обидно, что наше молодое поколение про этих героев не знает”.

Мне тоже стало горько и обидно. Кумиры нескольких поколений, настоящие звездные герои почему-то незаметно уходят в тень. Для нас, рожденных в СССР, космонавты всегда были окутаны ореолом романтики: небожители, герои!

А это в памяти из далекого детства -ощущение чего-то сверхреального, восторженного от происходящего в тот апрельский день 1961 года: голос диктора радио, сообщающего, что впервые в истории человечества нашу планету из космоса видит Юрий Гагарин, толпы ликующих людей в едином порыве заполняющих улицы и площади города. Такого праздника, всеобщего вдохновения и радости я больше не видела ни разу.

Так вот, о моем фотоархиве. Здесь я не претендую на какую-то исключительность. У многих ташкентцев хранятся подобные фотографии. Солнечный, гостеприимный и щедрый народ Узбекистана восторженно встречал многих звездных героев. Вот и мне посчастливилось встретится с космонавтами.

Съемочная группа киностудии документальных фильмов снимала пребывание в Ташкенте Владимира Джанибекова и Жан-Лу Кретьена. Дружба этих космонавтов родилась на околоземной орбите.

Жан-Лу Кретьен — первый гражданин Франции, полетевший в 1982 году в космос на корабле «Союз». Командиром корабля был Владимир Джанибеков. После триумфального полета Владимир Александровна пригласил друга на свою родину, в Узбекистан. Мы, киношники, не могли пропустить такое событие. Интервью, которое я брала у космонавтов ,вошло в одну из документальных лент нашей студии.

Жан-Лу Кретьен еще раз побывал в космосе со свом другом, а в 1988 году Жан-Лy Кретьен уже в качестве космонавта-исследователя вместе с россиянином А.Волковым вышел в открытый космос.

Третий полет Жан-Лу Кретьена в космос был уже на американском корабле ”Атлантик» в 1997 году.

Закончил свою звездную карьеру первый французский космонавт, Герой Советского Союза бригадным генералом.

С Владимиром Джанибековым мне посчастливилось встретиться еще раз когда он работал над проектом полета на воздушном шаре. Мы с ним оговаривали возможность создания документального фильма, на основе киносъемок, которые должен был вести Владимир Александрович. К сожалению, экспедиция, несмотря на очень серьезную подготовку, не состоялась, не случился и фильм. Остался в памяти разговор с очень умным и красивым человеком.

О Владимире Джанибекове написано, кажется, все, поэтому просто напомню, что он был командиром корабля во всех своих пяти полетах.

За 30 лет в истории мировой космонавтики этот рекорд никем не был повторен. 0 его подвиге в одном из полетов на неуправляемом корабле сейчас снимается художественный фильм. Это будет замечательный подарок настоящему герою к его юбилею. В этом году нашему земляку Владимиру Джанибекову исполняется 75 лет. Здоровья и счастья легендарному покорителю космоса!

У нас есть такой праздник!

На фото:

Космонавты В.Джанибеков и Жан-Лу Кретьен в Ташкенте. Космонавт, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза В.Джанибевов со съемочной группой у ташкентского селекционера З.Фахрутдинова в его лимонарии.

ЛАРИСА САМАРЦЕВА

Тотальный диктант прошел в Намангане

0
Тотальный диктант прошел в Намангане

Три поколения говорящих на языке Пушкина наманганцев объединил сегодня тотальный диктант.

Это уже вторая такая акция, прошедшая в этом городе. Впервые Наманган присоединился к всемирной акции в прошлом году. Тогда испытать свою грамотность решили 37 человек, большей частью преподаватели областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Заметим к случаю, что тогда Наманган стал единственным городом в Узбекистане, где писали тотальный диктант. А в этом году к нам присоединился и Ташкент.

– На этот раз число участников выросло почти вдвое – до 64 человек. Самым старшим супругам Лоле Расуловой и Ильдару Абдураззакову 55 и 58 лет, а их внучке Согдиане – всего семь лет, – говорит организатор тотального диктанта, активистка Русского культурного центра Азиза Мирзаназарова.
На этот раз было аж три площадки. Первая площадка была организована в частной школе «Истикбол замон болалари», что в третьем микрорайоне Намангана. Здесь в роли «диктатора» – чтеца диктанта – выступила учительница русского языка и активистка НРКЦ Лариса Шевченко. Среди пришедших писать диктант были как учителя, так и студенты колледжей, школьники.

Вторая площадка находилась на кафедре языков института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Там диктант написали учителя Наманганской области, «диктатором» стал член Союза журналистов Республики Узбекистан писатель Нариман Искандаров.

Третья площадка в специализированной школе № 1 города Намангана, «диктатор» – преподаватель русского языка Юлия Матвеева. Диктант в этой школе объединил как учеников, так и учителей, родителей, бабушек, дедушек.
Интерес публики, по словам Азизы Мирзаназаровой, превзошел предварительные ожидания. Так, школа № 1 присоединилась к акции практически в последний момент.

Все, а особенно школьники, отнеслись к заданию ответственно, да и текст для многих оказался весьма непростым: много непонятных слов, сложное построение предложений. Но тем интереснее было.

Во всяком случае, младшие участники акции с нетерпением ждут оценок. Ну а те, кто писал диктант в режиме онлайн, свою отметку узнали сразу, как автор этих строк, тоже решивший проверить свои познания в русском языке.

«Тотальный диктант» — ежегодная образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Идея такого диктанта родилась в Новосибирске в 2000 году. Акция превратилась в масштабное международное событие.

Участвовать в «Тотальном диктанте» может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов.

В 2016 году ее участниками стали более 145 тысяч человек по всему миру. В этом году в акции приняли участие по предварительным оценкам организаторов, около 200 000 человек в 866 городах на шести континентах.

И. РЕШЕТНИКОВ
Фото автора

В Самарканде прошла конференция ко дню рождения Амира Темура

0
В Самарканде прошла конференция ко дню рождения Амира Темура

В Самарканде прошла научная конференция, посвященная 681-летию со дня рождения Амира Темура. На ней принимали участие гости из соседней страны – члены общества дружбы Казахстан-Узбекистан и Южно-казахстанского филиала Международного общественного фонда, носящего имя видного государственного деятеля и великого полководца.

Конференцию организовали Международный общественный фонд Амира Темура, Союз писателей Узбекистана и Самаркандский государственный университет.

На открытии форума выступили председатель Международного общественного фонда Амира Темура Нозим Хабибуллаев, глава Самаркандского отделения фонда профессор Кузибой Мамарахимов, председатель Союза писателей Узбекистана Мухаммад Али, председатель общества дружбы Казахстан-Узбекистан и Южно-казахстанского филиала Международного общественного фонда Амира Темура Икром Хашимджанов, заместитель хокима города Самарканда Бехзод Рахматуллаев, профессор Самаркандского госуниверситета Зиядулла Мукимов.

В Самарканде прошла конференция ко дню рождения Амира Темура

Выступившие говорили о колоссальной роли и месте Амира Темура в истории, в частности, отметили, что именно он полностью освободил Мавераннахр и прилегающие районы от монгольского ига, создал сильное централизованное государство, а благодарная Европа до сих пор почитает его в качестве героя-спасителя, отодвинувшего турецкое завоевание на полвека. Отдельно была подчеркнута созидательная деятельность Амира Темура: при его правлении получили небывалое развитие наука, культура, искусство, архитектура.

Казахстанский гость И.Хашимджанов в начале своего выступления заметил, что это первая встреча общественных организаций двух стран после визита Президента Шавката Мирзиёева в Астану. «Встреча двух наших президентов и принятие в ходе данного визита документов открывают широкие возможности для углубления наших отношений в гуманитарной сфере», – сказал он. По его словам, в Казахстане с большим уважением относятся к памяти Амира Темура. Об этом говорит тот факт, что несколько населенных пунктов носят его имя. Гость также отметил, что одним из почитаемых мест в мусульманском мире является город Туркестан, где захоронен Ходжа Ахмад Ясави, над могилой которого Амир Темур возвел величественный надгробный мемориал.

В Самарканде прошла конференция ко дню рождения Амира Темура

Б.Рахматуллаев подчеркнул, что хокимият города Самарканда утвердил план мероприятий по случаю 681-летия со дня рождения Амира Темура. В частности, во всех учебных заведениях проводятся встречи и беседы с учеными, организуются походы учащихся и студентов в музеи.

Профессор З.Мукимов отметил, что Амир Темур объединил 27 государств и правил в течение 35 лет в мире и согласии. Причина такого мирного развития огромной территории на протяжении долгого времени заключается, по мнению ученого, в том, что Амир Темур всегда и во всем опирался на закон. Это – предписание шариата, который является системой мусульманского законодательства и адат – нормы обычного права.

В Самарканде прошла конференция ко дню рождения Амира Темура

Далее трибуна была предоставлена поэтам двух стран: конференция плавно перешла в мушоиру – в своеобразное состязание поэтов. Как бывает в таких случаях – в итоге победила дружба.

Казахские друзья выступили также с театрализованными представлениями, рассказывающими о жизни и деятельности Амира Темура.

Т. РАХМАТУЛЛАЕВ

У самаркандцев отказались принимать жалобы в Народной приемной

3
У самаркандцев отказались принимать жалобы в Народной приемной

Юрист Народной приемной Президента Республики Узбекистан Самаркандской области Шоира Султанова отказала в приеме жалоб от двух граждан Самаркандского района. Она потребовала, чтобы они обратились в приемную своего района, т.е. по месту жительства.

В самом начале, когда узнал о создании районных, городских и областных народных приемных, был сильно удивлен. «Раз приемные являются подотчетными Аппарату Президента, тогда их районные и городские подразделения напрямую могут отправить документы, туда куда надо. Зачем нужна областная приемная? Чем она будет заниматься?», – говорил я тогда про себя.

К сожалению, мои опасения оправдались. 7 апреля жители Самаркандского района Рустам Ганиев и Рахим Каримов обратились письменно в областную Народную приемную с жалобой на решение Самаркандского областного суда по гражданским делам. Ознакомившись с документами, юрист приемной Шоиста Султанова велела им обратиться в Народную приемную Самаркандского района. «Она нам сказала: идите вы в свой район, там есть тоже Народная приемная, туда же сдавайте свои заявления», – говорит Р.Ганиев.

Узнав об этом случае, решил найти ответ на свой вопрос касательно задачи и функции областной приемной. Здесь встретился с Ш.Султановой. На мой вопрос, почему она не приняла заявление Ганиева и Каримова из Самаркандского района, ответила, что им надо было обратиться сначала в народную приемную по месту своего жительства. «Но они жаловались на решение областного суда по гражданским делам, а у вас как раз областная организация», – сказал я. На это юрист ответила, что недовольные на решение областного суда должны обратиться в вышестоящую инстанцию, т.е. в Верховный суд. «Если бы Ганиев и Каримов подали бы свое заявление в Народную приемную района, тогда им объяснили бы это», – добавила она.

«О том, что им надо обратиться в вышестоящую организацию они и сами знают, но они, выбирая Народную приемную Президента, были уверены, что им окажут реальную помощь». Это мое обращение осталось без ответа. Решил поговорить с заведующим Народной приемной Шухратом Узаковым.

Выслушав меня, он спокойно сказал: «В чем вопрос? Пусть придут, мы примем их документы». На мой вопрос, почему ее сотрудница отказала в приеме заявлений, еще раз повторил: «пусть придут, примем».

На просьбу ознакомить со статусом областной приемной Шухрат Шарапович реагировал так: «Сегодня у меня было много журналистов из газет и телевидения. Я всем рассказал о том, чем мы занимаемся, в чем заключается функция Народной приемной областного уровня. Если вы с сайта, приходите в другой раз, на ваши вопросы ответит наш пресс-секретарь».

Не получив разумного ответа у новоиспеченных чиновников, был вынужден еще раз внимательно прочитать официальный документ – Указ Президента Шавката Мирзиёева от 28 декабря 2016 года «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц».

Согласно данному документу одной из основных задач Народных приемных является «организация прямого диалога с населением, обеспечение функционирования качественно новой и эффективной системы работы с обращениями физических и юридических лиц, направленной на полноценную защиту их прав, свобод и законных интересов». Вместе с тем, согласно Указу, Народные приемные должны создать условия для безусловной реализации конституционных прав граждан на обращение к Президенту Республики Узбекистан и разным вышестоящим организациям.

Спросил мнение знакомого юриста о заведующем областной Народной приемной. «Ш.Узаков по многим параметрам является самым подходящим кандидатом на этот пост, – сказал собеседник. – Он долгое время работал на должности заместителя генерального прокурора — военного прокурора Узбекистана. А в августе 2016 года был назначен Начальником Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Узбекистана».

Остается только верить, что Народные приемные находят для себя таких сотрудников, которые своим добросовестным трудом заслуживают и доверие Президента, и – простых людей. Пусть они, выполняя возложенные на них обязательства, помнят, что Народные приемные созданы в целях практического утверждения в деятельности государственных органов всех уровней принципа «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», а также внедрения качественно новой системы работы с обращениями физических и юридических лиц.

Т. РАХМАТУЛЛАЕВ

Обычаи разных народов. От рабства к свободе. Песах – великий праздник победы духа

0
Обычаи разных народов. От рабства к свободе. Песах – великий праздник победы духа

Продолжая тему о народных традициях, пришло время рассказать об одном из важнейших еврейских праздников, символизирующем обретение свободы. Это Песах.

Праздник – это веселье и радость, но также и повод вспомнить историю, задуматься об истоках. История Песаха рассказывается в Торе. В течение многих веков мы осмысливаем значение событий, послуживших его основой. И находим все новые аспекты его влияния на историческую судьбу народа и на его современную жизнь.

Более трех тысяч лет назад евреи были рабами фараона, выполняли самую тяжелую изнурительную работу. Но даже когда рабство физически не угнетает, оно калечит души, убивает морально, не оставляя шанса на сохранение внутреннего ощущения свободы, превращая человека с памятью и традициями в манкуртов.

Над евреями Египта со временем нависла страшная угроза: фараон, напуганный предсказаниями, приказал убивать каждого мальчика-первенца, родившегося в еврейской семье. Первым мальчиком в семье был и Моше. Лишь подбросив ребенка египетской принцессе, матери Моше удалось спасти сына. Когда же он вырос и узнал о своем происхождении, он решил помочь своему народу избавиться от тягостного рабства. Это «задание» он получил и от Всевышнего. Фараон, не поверил в миссию Моше и всячески сопротивлялся просьбам отпустить рабов на свободу. Они нужны ему были именно как рабы. Его упрямство навлекло на египтян самые суровые кары, получивших собственное имя — «десять казней египетских».
Моисей родился в 2368 году по еврейскому летосчислению в семье из колена Леви. Чудом спасшийся ребенок воспитывался во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа. За убийство египтянина, жестоко избивавшего еврея, он был приговорен к смерти. Бежал. Много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. После того, как из горящего куста Моисей услышал повеление Всевышнего отправиться в Египет и вывести евреев из рабства, начали происходить удивительные события — стала разваливаться могучая империя.

В душах евреев забрезжил свет надежды, их вера в себя и убежденность в помощи Всевышнего окрепла.
Следующий урок, который им был преподан на века: дом рабства надо покидать быстро! Поэтому в дорогу они взяли не обычный хлеб, а лепешки, испеченные из муки с водой без закваски. В память об этом и как знак того, что мы помним преподнесенные уроки, каждый год в течение всех семи дней праздника Песах верующие не едят никаких изделий из теста, а употребляют только мацу.

Известно, что странствия народа по пустыне длились многие годы. Немало испытаний пришлось вынести евреям за это время. Но преодоление трудностей укрепляет дух, воспоминания о рабстве постепенно искоренялись, поколение, жившее в нем, уходило, и только тогда освобожденные внутренне люди получили право войти в обещанную им землю. Ведь как писал Евгений Евтушенко «Дитя неволи для свободы слаб». Но чтобы восхождение к родной земле — Эрец Исраэль наполнилось подлинным смыслом, в дороге евреев ожидало самое главное — получение Торы -кладезя мудрости, знаний и идеалов. Это произошло у той самой горы Синай, где Моисей когда-то увидел несгораемый куст и услышал весть о предстоящем избавлении.

Дорога была непростая, но теперь идти по ней предстояло уже по-настоящему свободным людям. Дом рабства остался позади. Навсегда.
Еще одна важная заповедь, полученная «на дорогу» перед Исходом, — это обязанность передавать рассказ об Исходе из поколения в поколение, с тем чтобы они никогда больше не соблазнились рабской долей. Поэтому в первый вечер праздника люди садятся за праздничный, особенно красиво и торжественно накрытый стол и не просто приступают после Б-гослужения к праздничной трапезе, а, соблюдая порядок ведения этого вечера, вспоминают историю освобождения от пут рабства. Эта история изложена в специальной книжке — Пасхальной Агаде. Молитвы, блогословения, рассказ о разных представителях еврейского народа – объективный, без идеализации, о рабстве и жизни в пустыне, вопросы и ответы, песни, четыре бокала вина – все это составляющие пасхальной церемонии. Дети играют важную роль в ритуале Седера, задают вопросы по поводу Исхода, и это подчеркивает преемственность поколений.

НИНА ШПОЛЯНСКАЯ

Марин Ле Пен заявила, что Франция не отвечает за аресты евреев во время Второй мировой войны

0
Марин Ле Пен заявила, что Франция не отвечает за аресты евреев во время Второй мировой войны

Председатель партии «Национальный фронт» и кандидат на пост президента Франции Марин Ле Пен заявила в интервью телеканалу LCI, что Франция не несет ответственности за облавы в Париже на евреев, отправленных впоследствии в лагеря смерти.

Бывший президент Франции Жак Ширак, а также настоящий президент Франсуа Олланд принесли свои извинения за роль французской полиции в массовых арестах евреев в ходе так называемой облавы «Вель д’Ив», когда в 1942 году по приказу нацистского командования были арестованы более 13 тысяч человек, не менее трети из которых были детьми.

«Я не считаю, что Франция несет ответственность за «Вель д’Ив». Виновны те, кто были в то время у власти. Это не Франция», — заявила Ле Пен.

Независимый кандидат в президенты и один из ведущих лидеров гонки Эммануэль Макрон в ответ заявил, что слова Ле Пен являются серьезной ошибкой и что «некоторые уже забыли, что Марин Ле Пен дочь Жана-Мари Ле Пена».

Напомним, что отец Марин Ле Пен, в 1972 году основавший «Национальный фронт», известен своими антисемитскими взглядами и в частности тем, что называл Холокост «деталью истории».

Джихад, медиа и молодёжь. Часть 1

0
Джихад, медиа и молодёжь. Часть 1

В статье рассматриваются темы:
 джихад в современном обществе, на фоне так и не разрешимых странами третьего мира вызовов модернизации;
 вопросы терроризма и как они сегодня отражаются в средствах массовой информации и в сознании современной молодёжи;
 Какое психологическое воздействие терроризм оказывает на молодёжь.

Средства массовой информации в статье рассматриваются как инструмент, через который радикальные группы усиливают своё действие на общество.

В современном мире Ислам распространяется по всей планете. Корни конфликта в мусульманском мире надо искать в древней истории Ислама.Источники мирового терроризма и конфликт на Ближнем Востоке,как детонатор конфликта во всем мире,исходит из того,мусульманский мир не справился с модернизацией и с её множеством вызовов.Страны третьего мира не смогли благополучно встроиться в международную экономическую и политическую систему,основанную на принципах конкуренции.
Они не вписались в эту систему не только в экономическом и политическом смысле,но и по всем остальным показателям,таким как детская смертность,уровень и продолжительность жизни,уровень образования.Дополнительным вызовом для общества становится и глобализация радикального ислама.

Ислам,огромная цивилизация объединяющая 1.5 миллиона верующих.Представители ислама одновременно пребывают,как в оппозиции по отношению к либеральным западным ценностям и массовой культуре,так,отчасти,стремятся вписаться в общество,проповедующее эти ценности.
В век глобализации,когда развиваются крупные международные финансовые системы,спутниковые каналы телевидения и интеренет,сети быстрого питания,религиозный фактор ислама остаётся основным фактором и последней территорией свободы для населения этих стран. Поскольку молодёжь составляет практически половину населения стран третьего мира она часто ищет в исламе возможность самовыражения.
Радикальные версии ислама проникают везде.Такие его проявления ,как смертный приговор Аятоллы Хомейни, вынесенный писателю Салману Рушди,смерть голландского режиссера Тео Ван Гога,ресстрел редакции французского юмористического журнала Шарли Эбдо и множество других террористических актов, это реалии современной жизни.Мир все больше приходит к пониманию,что исламский фундаментализм и радикальный ислам не иак даелко от нас,как представлялось раньше.Это угроза сегодня присутствует везде как в центре либеральной Европе,так и во всех крупных городах мира, как Нью-Йорк,Мадрид,Париж,Берлин,Рим,Брюссель,Москва, Санкт-Петербург, Стокгольм.

А в странах Ближнего востока ситуация ещё более удручающая,поскольку именно на этих территориях великие и малые державы демонстрируют своё влияние,что приводит к гибели огромного количества людей.
Правительства европейских стран принимают мигрантов,часто выходцев из своих бывших колоний, и ищут спсособы их интеграции в общество. Пребывающие мигранты привносят на запад свои ценности и стремятся их сохранить и даже развивать,одновременно пытаясь жить новой жизнью и адаптировать основные европейские ценности и культуру в свою жизнь.У мдетей мигрантов выросших или уже родившихся на западе,формируется многофасетная ментальность,когда будучи европейцами,они ищут связь с культурой своих предков.Будучи мусульманами по рождению,они чувствуют свою униженность,осознавая,что экономически и политически их страны потерпели крах,а в Европе или в Америке они пожизненно остаются людьми второго сорта.Европейцы,в свою очередь,ощущают,что их ценности свободы,равенства и братства,проекты толерантности и мультикультурализма попадают под угрозу радикального исламизма.

1. Джихад и современное общество.

Вызовы модернизации в странах ,с преимущественно мусульманским населением,остаются непреодолимой задачей для этих стран уже на протяжении 200 лет.В этом явлении нет ничего нового.
На фоне демографического роста, когда огромное число молодого населения готово выйти на рынок труда в поисках достойной работы,государство и общество не в состоянии соответствовать их ожиданиям.Возрастает рост недовольства, протестное настроение,дестабилизация и угроза безопасности.
Молодежь, которая составляет практически половину населения этих стран, пребывает в состоянии фрустрации, без возможности создать семью и обрести достойную жизнь.

Страны,с преимущественно репрессивными режимами,где правительства, в соответствии с «социальным контрактом», который они заключают с населением в обмен на послушание,обещают им обеспечить достойный уровень существования,не справляются со своими обязательствами.
Персоналистическая система правления,замешанная на коррупции и клептократии становится основной причиной общественного недовольства. Подобная неспособность правительства удовлетворить законные ожидания, растущего населения, способствует тому,что различные радикальные течения искусно эксплуатируют протестные настроения населения,особенно молодёжи,которая пытается обрести себя и смысл своего существования.
Радикальные группы эксплуатируют энергию и кипучесть молодёжи, их идеализм и пассионарность, недовольство и фрустрацию и предлагают им решения, которые кажутся им привлекательными, как например,участие в построении «идеального» общества, такого как Исламский Халифат. Подобные способы разрешения их проблем не кажутся для молодых людей утопией, а конъюнктурное подкрепление идеологии джихада цитатами из Корана и хасидов, умело манипулируемые вербовщиками, способствует тому, что под их патронажем, молодые люди созревают для борьбы и даже для самопожертвованию во имя построения этого идеального «рая на земле». В борьбе за так, называемый «подлинный ислам» молодые люди легко становятся «живым орудие».

В мировой истории много примеров, когда подвергая идеологической обработке молодежь, которая ищет духовные ориентиры и лидеров, за которыми она была готова следовать, часто становились жертвами их харизматического обаяния. Организации«Исламское государство», например очень похожи по своей сути на секту Ассасинов под предводительством Хасана Бин Сабаха(1090-1257), который жил в одно время с Имамом Аль Газали, и подвергался критике с его стороны. Секта называлась «Секта Хашишинов» .Такое название они получили за ежедневное употребление гашиша,который позволял им не только впадать в экстаз и реально ощущать себя « в раю»,а также был средством,чтобы « не впадать в слабость» в момент расправы над теми,которых они обозначали как своих врагов,которых обозначали как «чужие».Гашиш был также и средством для Мэтра группы держать в подчинении тех,кого обозначали как «своих»,а именно учеников и последователей секты.

Термин «хашишин» постепенно трансформировался в слово «ассасин»,что на французском языке означало слово убийца- «assasin”.Организатор секты Хашишинов и и вдохновитель религиозно-политических убийств, Хасан бин Сабах создал строго иерархизированную группу, где в вершине структуры находился он сам-Великий Мэтр,а ниже выстраивалась пирамида из его последователей.Иерархия была организованна по уровню идеологической обработки,в соответствии с тем,насколько хладнокровно каждый из «своих» был способен убить «чужого» и насколько бесстрастно он мог принести себя в жертву.Члены секты не считали жизнь тем,что принадлежит им и поэтому принесение себя в жертву не считалось самоубийством. Их каждодневная жизнь состояла из идеологической обработки и интенсивной физической подготовки,которая делала из них идеальных убийц.Все о чем они мечтали и грезили сводилось к «идеальной утопии» для себя и своих близких.

Подобная системная стратегия базировалась на:
1.Спектакулярном «показательном» убийстве,когда «идеальный убийца» мог в любой момент «оказаться в раю» по приказу своего Мэтра. Само убийство или акт самопожертвования совершался в местах большего скопления народа,таким образом,чтобы очевидцами стали наибольшее количества людей. Это были мечети во время службы или оживленные рынки и городские площади. Акт убийства или самопожертвования гарантированно сеял ужас и страх. Для этого требовалась тщательная предварительная подготовки,а акт самопожертвование был идеальным средством уничтожения большого количества людей,когда даже не требовалось искать решения для спасения того,кто его совершал.
Одним из дополнительных компонентов данного акта считалось необходимость дать народу ощущение того,что сторонники секты Хашишинов присутствуют повсюду. Это создавало ощущение панических предчувствий,которые усиливались распространением легенд и фантасмагорий.
В том,как действуют современные радикальные группы тоже присутствуют все эти составляющие. К ним сегодня добавляются и современные информационно- технические возможности очень эффективно используемые террористами.

2.Основные аспекты притягательности радикальных течений,мотивация и идеологическая обработка новичков.
Сегодня принципиальной территорией вербовки боевиков стали не только страны Европы,но и Россия.
А несколько миллионов выходцев из стран Центральной Азии, а это преимущественно молодёжь,которая приехала в Россию на заработки, стала основным объектом вербовки джихад истов.
Почти все «новоиспеченные» джихадисты уверенны,что примкнув к радикальным группам, они делают «благое дело,во имя Пророка». Далеко от своих стран,маргинализированные и регулярно отвергаемые обществом в странах,где они ищут работу,эти молодые находятся в уязвимой ситуации и достаточно легко подвергаются пропаганде джихадистов(зачастую по интернету и в социальных сетях).
Вербовщики радикальных групп умело манипулируют фундаментальными и символическими представлениями и понятиями ислама,довольно привлекательными по своей силе и влиянию.

Принципы вербовки сторонников радикальных сект основаны на «трехуровневом» психологическом механизме:
1-й уровень -это отключение «рацио», когда у подопечного-новоприбывшего искусственно снижается уровень критического и рационального мышления.
2-й уровень-вызывание страха и угрозы, создание у жертвы ощущения безысходности.
3-уровень-поддевание человека на крючок «спасателя»-предложение выхода из сложной ситуации.

Человек лишенный нормальных условий жизни, и нормальной пищи, в чужой стране изолированный от привычного окружения достаточно легко впадает в депрессию. Его прежние установки и убеждения не подкрепляются извне.В новой стране он попадает в полную зависимость от работодателя. Американский исследователь Роберт Джей Лифтон,называет этот феномен «Теорией исторической дислокации».Этот феномен объясняет ту степень уязвимости в которую впадают молодые люди,которые находятся далеко от дома,когда система ценностей,которую они усвоили в своей стране не работает в той стране в которую они прибывают. Они отрываются от своей культуры,но не становятся своими в новой среде и не усваивают систему ценностей страны в которой они ищут заработки. Таким образом, они пребывают в состоянии социализации и особо уязвимы,в виду отсутствия духовной опоры для построения собственной идентичности в новых условиях. Попадая под влияние опытных вербовщиков, они постепенно превращаются в «испуганных детей»,которым внушаются «новые истины».
В результате иррационального чувства неопределенности и страха,запуганные люди идут на все.

Основными составляющими их мотивация становится утопическая идея создания Халифата-Исламского государства,которое основано на законах шариата,божественном откровении,которое обязательно выиграет войну с западным миром и режимами атакующими ислам. Такое государство,которое предлагает исламский порядок,основанный на закону базирующихся на божественном откровении, а не объективных и рациональных законах экономики и права, сильно впечатляет тех,кто разочарован авторитарными режимами,отсутствием справедливого распределения благ и коррупцией. Утопия построения идеального и справедливого общества кажется молодым людям на распутье, идеей,которой можно посвятить свою жизнь и даже отдать её в дар. А смерть за эту идею перестает быть для них нелепой,особенно если в их жизни было мало чего привлекательно,для того чтобы продолжать ее влачить. Манипуляторы воздействуют на свою жертву на фоне их неуверенности в новом общества,обращаясь к подсознанию, ко всем страхам и предрассудкам,мифам, живущим в каждой «раненной душе».После такой обработки жертвы принимают новую систему ценностей и постепенно соглашаются сотрудничать с радикалами.
Но зачастую молодёжь даже в своих странах чувствует себя неуверенно и становится маргинализированной,как например чувствуют себя дети мигрантов в странах Европы.

Европейская молодёжь тоже также легко поддаётся обработке вербовщиков, потому что современное общество не в состоянии предложить что-либо в ответ на их духовные запросы и поиски смысла жизни.
Часто система ценностей поколения их родителей уже не может быть больше опорой для формирования их собственной системы ценностей и идентичности.

Почему же она априори отвергается ими или предаётся сомнению?
Почему молодые люди ищут что-то другое?
Что сегодня государство и общество в состоянии предложить взамен того, что предлагают вербовщики?

Саида АРИФХАНОВА

Продолжение следует

Драматический театр привёз на фестиваль «Встречи в России» спектакль «Лю.»

0
Драматический театр привёз на фестиваль "Встречи в России" спектакль «Лю.»

Государственный Академический русский драматический театр Узбекистана участвует в XIX Международном театральном фестивале «Встречи в России» стран СНГ и Балтии. Фестиваль проходит с 7 по 13 апреля в театре «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге.

Программу открыл съезд Ассоциации русских театров зарубежья. После этого свои спектакли представили русские театры из Латвии, Грузии, Литвы, Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии, Эстонии, Узбекистана и Таджикистана. Всего в фестивале участвует 13 театральных коллективов.

Смотр проходит под девизом «Вся власть театру». В качестве традиционной фестивальной постановки, которую готовят молодые актёры, в этом году была выбрана «Мистерия-буфф» Маяковского. Поставленный за неделю «эскиз спектакля», как охарактеризовали его организаторы, был сыгран не на сцене, а в гардеробе театра.

Государственный Академический русский драматический театр Узбекистана будет представлять свой спектакль 12 апреля. Актёры привезли на фестиваль постановку «Лю.» по рассказам А.П. Чехова, режиссёрами которой выступили Тимур Шарафутдинов и Аскар Урманов.

Анна Ним.

Сардор Милано вышел в финал конкурса «Новая волна»

0
Сардор Милано вышел в финал конкурса «Новая волна»

Закончились полуфинальные прослушивания Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна». В числе финалистов – узбекистанский певец Сардор Милано.

Вместе с ним в финал конкурса вышли Василий Уриевский из Саратова, Станислав Даньшин, Саша Титов, Людмила Чеботина, а также Сюзанна Мелкоян из Еревана, Эрна Мирзоян из Степанакерта, Рустем Жугусов из Казахстана, Лилу из Вьетнама, Артем Иванов из Украины, Екатерина Ришкова (Катя Рише) из Румынии, группа DoReDos из Молдавии и другие исполнители.

Конкурс предназначен для артистов в возрасте от 16 до 35 лет. Финал «Новой волны» состоится 8-15 сентября. Как и в 2016 году, он снова пройдёт в Сочи, сообщает evrazesnews.ru.

Анна Ним.

Выставки узбекистанских художников проходят в Англии и Франции

0
Выставки узбекистанских художников проходят в Англии и Франции

Сразу в двух европейских странах открылись выставки узбекистанских художников.

Выставка заслуженного работника культуры Узбекистана Ларисы Даватц представлена в здании дипломатической миссии нашей республики в Великобритании. В экспозицию под названием «Путешествия» («Journeys») вошли более тридцати полотен художницы, которая свыше полувека в оригинальной и яркой манере рисует Узбекистан и его жителей.

В эти же дни во Франции, в городе Руэй-Мальмезон представлены работы художника-миниатюриста Давлата Тошева. Выставка, посвящённая 25-летию установления дипломатических отношений между странами, организована дипломатической миссией нашей страны во Франции в сотрудничестве с мэрией города и хокимиятом Бухары.

С января 1999 года Бухара и Руэй-Мальмезон стали партнёрами, регулярно организуя совместные проекты. Выставка «Искусство узбекской миниатюры XXI века» стала очередным этапом развития культурного сотрудничества, сообщает ИА «Жахон».

Анна Ним.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться