back to top
4 C
Узбекистан
Вторник, 23 декабря, 2025

Новая художественная галерея в Шахрисабзе откроется уже 7 июня

0
Новая художественная галерея в Шахрисабзе откроется уже 7 июня

В городе Шахрисабзе открывается новый туристический объект — художественная галерея. Она разместилась в архитектурно-историческом комплексе «Чорсу», построенном в XVI веке.

Открытие галереи состоится 7 июня 2017 года в 18.00. В экспозицию войдут работы молодых ремесленников и художников Узбекистана. Первые посетители галереи смогут познакомиться с произведениями орнаменталистов и ювелиров традиционной гузарской школы. А гвоздём выставки станет двухметровый макет Аксарая, исполненный художником Азизом Ахмедовым

Работы, выставляемые в галерее, планируется обновлять еженедельно, сообщает пресс-служба «Узбектуризма». Кроме того, здесь регулярно будут давать мастер-классы потомственные ремесленники, а раз в месяц можно будет увидеть дефиле молодых узбекистанских дизайнеров.

Анна Ним.

Из-за ремонта в аэропорту Ташкента работает только одна полоса

0
Из-за ремонта в аэропорту Ташкента работает только одна полоса

В международном аэропорту «Ташкент» имени Ислама Каримова начат капитальный ремонт участков взлётно-посадочных полос.

Как сообщает пресс-служба НАК «Узбекистон хаво йуллари» на официальном сайте компании, работы продлятся два месяца, с 1 июня по 31 июля.

Всё это время в аэропорту для полётов будет использоваться только одна полоса. Тем не менее, авиакомпания заверяет пассажиров, что все рейсы будут выполняться согласно графику.

Анна Ним.

Социологи выяснили, сколько детей хотят иметь узбекистанцы

0
Социологи выяснили, сколько детей хотят иметь узбекистанцы

Эксперты Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» узнали, что граждане Узбекистана думают о понятиях «репродуктивное здоровье» и «репродуктивное право», как относятся к планированию семьи и сколько хотят иметь детей.

Дети традиционно остаются наивысшей ценностью семьи. Эту точку зрения поддерживают 77,8 процента узбекистанцев. Количество многодетных семей в целом снижается, однако в каждой седьмой семье — четверо детей, в каждой десятой — пять и более. Всего же за прошлый год в республике родились 726,8 тысячи детей.

Тем не менее, среди молодёжи до 30 лет наиболее популярно мнение, что лучше всего иметь двоих детей. Люди старше 30-ти считают, что детей должно быть трое.

24,3 процента горожан хотели бы иметь двоих детей, 32,2 процента – троих, 31 процент – четверых. Среди сельских жителей эти показатели составляют 23,5 процента, 37,8 процента и 23,3 процента соответственно.

Мнение о том, в каком возрасте женщине следует рожать первого ребёнка, колеблется. Небольшая часть опрошенных высказывается за 18-19 лет, однако в целом узбекистанцы выступают за более поздние сроки. По 25 процентов отдают предпочтение 20-25 и 23-25 годам. Почти треть граждан считает идеальным возрастом 22 года. Статистика показывает, что возраст впервые рожающих женщин в Узбекистане стабильно растёт.

К интересным результатам привёл вопрос о необходимости соблюдения между родами интервала не менее трех лет. В целом эту точку зрения поддерживает половина граждан страны. Однако мнения жителей разных регионов сильно расходятся. О сохранении репродуктивного здоровья женщин заботятся в Андижанской области (72,3 процента респондентов), в Бухарской (71,2 процента) и Самаркандской (66,9 процента). Зато в Кашкадарьинской области необходимость интервала между родами понимает только 39,2 процента населения. Ещё меньше эта цифра в столице: на вопрос положительно ответили только 36 процентов ташкентцев.

Социологи также выяснили, сколько узбекистанцев знакомо с термином «репродуктивное здоровье» — полное физическое, психическое и социальное благополучие, характеризующее способность людей к рождению здоровых детей, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребенка, благополучие матери, возможность планирования следующих беременностей, в том числе предупреждение нежелательной.

Как оказалось, это понятие известно 36,5 процента опрошенных, что существенно меньше, чем в прошлом году. Особенно низкий показатель у 18-19-летней молодёжи.

Была изучена и осведомлённость населения о репродуктивном праве — праве мужчин и женщин на получение информации и доступа к безопасным, эффективным, недорогим способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасную беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка. Главным образом, это право решать, иметь или не иметь ребенка.

51,6 процента респондентов охарактеризовали репродуктивное право как право планирования рождения детей, более трети назвало право на получение должного медицинского обслуживания и планирование деторождения. Социологи отметили, что число людей, одобряющих предохранение от нежелательной беременности, продолжает расти. При этом 48,7 процента высказываются против искусственного прерывания беременности.

По итогам опроса специалисты «Ижтимоий фикр» рекомендовали повысить качество правового и медицинского просвещения граждан, особенно среди молодых людей.

Анна Ним.

«Великая степь» — как фактор, определяющий прошлое нашего региона

1
«Великая степь» - как фактор, определяющий прошлое нашего региона

С целью комплексного изучения истории в Казахстане была создана и успешно функционирует Международная Тюркская академия, которая уже второй год проводит Международный Форум гуманитарных наук «Великая степь» с участием ученых и исследователей со всего мира.

Организаторы Форума определили следующие задачи: анализ и обсуждение вопросов аккумуляции опыта в сфере исследований Тюркского мира и современных тенденций в развитии гуманитарных наук; их оценка в контексте места и роли культурных ценностей Великой степи в развитии человеческой цивилизации через призму обмена идеями; определение фундаментальных направлений исследований, укрепление научных связей, выработка рекомендаций по решению актуальных проблем глобального и регионального уровня.

Как и в прошлом году, Форум состоялся в конце мая в столице республики городе Астана, но на этот раз был посвящён программной статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Президент Казахстана поприветствовал участников ІІ форума гуманитарных наук. Письмо от имени Главы государства зачитала Государственный секретарь РК Гульшара Абдыкаликова. В данном приветствии вновь была подчёркнута мысль о том, что Великая Степь является свидетелем тысячелетних связей между народами, населяющими просторы Евразии, перекрестком всех путей, связавших между собой цивилизации Запада и Востока, а его культурное наследие является общим достоянием всего человечества. В поздравлении президента Казахстана отмечено, что данный форум придаст большой импульс межконтинентальной научной интеграции и окажет благоприятное влияние на развитие взаимопонимания и сотрудничества».

В работе форума принимают участие ученые и эксперты из США, Венгрии, Германии, Японии, Китая, Монголии, Южной Кореи, Индии, России, Великобритании, Узбекистана и других тюркских государств. Среди них были президенты Национальных академий наук, ректора ВУЗов, главы международных организаций и дипломаты, государственные и общественные деятели, депутаты, а также видные ученые-исследователи.

Форум рассматривал проблемные вопросы по следующим направлениям: История, археология и этнография; Фольклор, литература и искусство; Язык и терминология; Великая Степь: перекресток цивилизаций.

На 4-х панельных заседаниях результатами своих исследований поделились около 300 ученых и исследователей. В ходе мероприятия прошло заседание Союза академий наук Тюркского мира.

На встрече среди других поднимались и вопросы развития различных наук, перехода казахского языка на латинский алфавит, программа «Туған жер» («Родная земля»), посвященная сакральной географии. Надо иметь в виду, что соблюдается достаточно демократическая форма участия в Форуме – как очная (публикация и выступление с докладом), так и заочная ( в виде подготовленной публикации).

Интересно, что данный Форум уже даёт основания для более широкого осмысления прошлого всего центрально-азиатского региона. Так, первый вице-министр Академии наук Монголии Гэлэгпил Чулуунбаатар выступил с инициативой создать на базе Международной Тюркской академии отдельный совет, который занимался бы вопросами интеграции научных исследований алтаеведов, монголоведов и тюркологов с целью объединения усилий для сохранения самобытной кочевой цивилизации, ее исторического прошлого, традиций и обычаев.

Стоит отметить, что в рамках проводимых Форумов Международная Тюркская академия (TWESCO) наградила, в частности, золотой медалью государственного и общественного деятеля Мырзатая Жолдасбекова, а также известного ученого, общественного деятеля Республики Татарстан, академика Мирфатыха Закиева за весомый вклад в развитие науки и тюркского мира и укрепление сотрудничества между братскими народами.

Судя по тому, что среди рабочих языков Академии, а ими являются казахский, азербайджанский, киргизский, турецкий, английский и русский языки, Узбекистан пока ещё недостаточно активно сотрудничает с этим международным органом, что вызывает сожаление.

А.ХОДЖАЕВ

Узбекистан может потерять лидирующие позиции по поставкам электроэнергии в страны Южной Азии

3

В рамках Ашхабадского Форума Международной энергетической хартии «На пути многостороннему рамочному соглашению по транзиту энергоресурсов» состоялся Международный энергетический медиафорум, на котором прошла дискуссия на тему торговли электроэнергией между Центральной и Южной Азией.

Узбекистан может потерять лидирующие позиции по поставкам электроэнергии в страны Южной Азии

В ходе медиафорума министр энергетики Туркменистана, заместитель Председателя Конференции по энергетической хартии Чарымурат Пурчеков заявил о намерении Туркменистана расширить поставки электроэнергии в соседние Афганистан и Пакистан.

Детальных подробностей при этом министром указано не было, но из других источников удалось выяснить, что подразумевалось под увеличением поставок электроэнергии в южные страны.

Узбекистан может потерять лидирующие позиции по поставкам электроэнергии в страны Южной Азии
Скорее всего, министр энергетики Туркменистана имел в виду проект ТУТАП (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан), суть которого заключается в поставках электроэнергии центральноазиатскими странами в Афганистан и Пакистан, где Узбекистан является основным поставщиком электроэнергии в Афганистан, ему уступают Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан.

В рамках проекта, Туркменистан заключил соглашение с Афганистаном о строительстве ЛЭП-500 КВ. причем свою часть линии Мары-Атамурад – граница, Туркменистан уже построил. Ожидается завершение афганского участка линии Андхой-Шиберган- Пули-Хумри.

С вводом в эксплуатацию ЛЭП-500, Туркменистан получит возможность напрямую поставлять электроэнергию в южные страны. Для этих стран дешёвая туркменская электроэнергия станет предпочтительней более дорогой из Узбекистана.

К тому же, существующие две нитки ЛЭП-220 из Узбекистана в Афганистан способны передавать электроэнергию на расстояние порядка 220-240 километров, в отличие от ЛЭП-500, которые могут обеспечить доставку до 500 километров.

Таким образом, с вводом новой линии электропередачи, на рынке продаж электроэнергии в южные страны, появится мощный игрок — Туркменистан. Узбекистан же с более дорогой электроэнергией может потерять лидирующие позиции.

М.ДЖАНГИРОВ – г.Ашхабад
Фото автора

Из Самарканда в Астану пустят «летний» поезд

0
Из Самарканда в Астану пустят «летний» поезд

На протяжении всего лета, со 2 июня по 25 августа, из Самарканда в Астану будет ходить новый поезд номер 451/452. Введение нового маршрута связано с международной специализированной выставкой «ЭКСПО-2017», открывающейся в столице Казахстана.

Расписание движения поезда уже определено. Как сообщает «Евразия Эксперт», поезд в Астану будет отправляться каждую пятницу. Из Самарканда он будет выходить ночью в 03.46, из Ташкента — утром в 08.20. В Астану поезд прибудет вечером того же дня, в 17.22.

Обратно в Узбекистан поезд станет отправляться в 19.16 по субботам.

Выставка «ЭКСПО-2017» будет работать с 10 июня по 10 сентября 2017 г.

Анна Ним.

На улицах Новосибирска продают узбекские арбузы

0
На улицах Новосибирска продают узбекские арбузы

В Новосибирске появились арбузы из Узбекистана. Стоимость одного килограмма – 100 российских рублей, что составляет чуть менее двух долларов по курсу ЦБ.

Арбузы привезли три дня назад, торговля ими открыта возле оптово-розничного продовольственного центра «Агропарк» на проезде Энергетиков. Правда, продажей занимается не центр, который ещё только готовится к открытию, а уличные торговцы.

Сейчас арбузы можно найти в Новосибирске в любое время года, пишет газета НГС.Новости. Однако узбекистанские арбузы существенно дешевле, чем те, что привозятся зимой из Таиланда и Израиля.

Анна Ним.
Фото НГС.Новости

Российская газета разыскивает родственников покалеченного самаркандца

0
Российская газета разыскивает родственников покалеченного самаркандца

48-летний самаркандец Насрулло Сохибов, попавший в ДТП, находится в больнице города Солнечногорска (Подмосковье). Мужчина частично потерял память, документов при нём не обнаружено.

Как удалось выяснить, Сохибов поступил в больницу в начале мая с переломом левой ноги и резаными ранами. Только 22 мая его перевели из реанимации в обычную палату. Поиск родственников самаркандца начали его соседи по больнице, затем к ним подключился сайт Клопс.Ru.

Как выяснилось, Насрулло Сохибов нуждается в операции, однако в больнице отказались её делать, поскольку у него нет полиса ОМС. Пострадавшему наложили гипс и зашили раны. При этом, по словам его соседей по палате, он не получает даже обезболивающих средств.

Российская газета разыскивает родственников покалеченного самаркандца

Сохибов смог вспомнить, что жил в Зеленоградске, планировал съездить в Самарканд, где оставил жену и детей. Удалось найти клининговую компанию, в которой он работал. Менеджер Сергей Резников сообщил, что Насрулло являлся сотрудником компании больше трёх лет, причём был трудоустроен легально, со всеми необходимыми документами. Весной у него закончилась регистрация, и он собирался вернуться на три месяца на родину, к семье.

Однако предоставить копии документов Насрулло Сохибова компания не смогла: менеджер объяснил, что их не сумели найти.

Сайт Клопс.Ru выяснил, что заявления о розыске Насрулло Сохибова никто не подавал, и обратился в УМВД Солнечногорска с просьбой помочь восстановить документы и выяснить, не стал ли самаркандец жертвой преступления. Также он подал запрос в МВД Узбекистана.

Всех, у кого есть сведения о родных Сохибова, просят связаться с редакцией Клопс.Ru по телефону +7 (4012) 99-16-42.

Анна Ним.

Дирижер – это работа

1

Работа сложная и тернистая, которая по плечу далеко не каждому. Из истории дирижирования известно, какие трудности на пути к признанию преодолевали такие титаны как Артуро Тосканини, Отто Клемперер, Герберт фон Караян, Валерий Гергиев и многие другие. Нелегкий путь дирижера для себя избрал и молодой, талантливый, перспективный музыкант Руслан Бекмаев.

Дирижер – это работа

В свои двадцать два Руслан – глубокий и серьезный музыкант, прекрасно владеющий двумя специальностями – искусством дирижирования и игрой на кларнете. За его плечами выступления с ведущими музыкальными коллективами Узбекистана, сотрудничество с ансамблем современной музыки «Омнибус», победа в престижных международных конкурсах (по специальности кларнет), участие в концертах Благотворительного фонда Владимира Спивакова и зарубежных мастер-классов (Москва, Германия).
Ну а его недавнее покорение одной из вершин музыкального Олимпа – III премия и специальный приз «Надежда» на V Международном конкурсе дирижеров имени Нургиса Тлендиева в Казахстане стали поводом для увлекательной беседы:

— Руслан, расскажите, пожалуйста, подробнее о своей поездке в Астану.
— Это был очень важный этап в моей жизни. И мой первый конкурс, в котором, подчеркну, я участвовал в качестве дирижера. Признаюсь, это творческое состязание было не из легких. Практически он был четырехтуровым, и каждый из его этапов представлял определенные сложности. Вначале был отбор участников по видеоматериалам. В нем участвовало 60 кандидатов, из которых только 21 человека отобрали на первый тур. География участников была представлена музыкантами из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Словакии. Три основных тура мы провели в недавно отстроенном концертном зале «Астана» с отличной акустикой и с замечательными музыкальными коллективами Астаны. На первом туре довелось работать с Камерным составом Филармонического Симфонического Оркестра, во втором – с Малым Симфоническим Оркестром, а в третьем конкурсантам был предоставлен Большой симфонический оркестр Астаны. На каждом из этих туров участнику нужно было показать по два произведения, в которых оценивались его профессиональные качества – техника, музыкальность, коммуникабельность, умение работать с коллективом. Безусловно, это был очень ценный творческий и жизненный опыт.

— Есть ли у вас кумиры в области дирижирования?

— Для меня моим главным кумиром всегда был и остается мой педагог, профессор Государственной консерватории Узбекистана, Заслуженный наставник молодежи Владимир Борисович Неймер. Я учусь в его классе уже тринадцать лет, и опережая ваш вопрос, скажу, что нет предела совершенству (улыбается). Владимир Борисович видит все мои мельчайшие огрехи, он даже замечает малую толику моей невнимательности или рассеянности. И я этому очень рад, потому что сейчас мы работает уже не над руками, не над техникой, а над психологией, над замыслом произведения. Знаете, наблюдая за дирижерами, которые сейчас очень популярны на Западе, я замечаю, что большинство из них отличает потрясающая техника, однако у многих отсутствует внутреннее содержание, глубина, философское зерно произведения. Да, они делают музыку, объясняют, показывают, но не хватает чего-то настоящего. Кроме того, многие дирижеры чаще наслаждаются самим процессом, находясь за дирижерским пультом. А дирижер – это работа.

Дирижер – это работа

— А как вы считаете у дирижера с оркестром должны быть дружеские отношения или определенная граница?
— Мы подошли к очень важной проблеме взаимоотношения музыкантов и дирижера. Безусловно, должно быть четкое разделение – отношения в оркестре и отношения вне его. Взять, к примеру, мои выступления в Государственной консерватории Узбекистана с различными узбекистанскими коллективами. Внутри нашего музыкального мира мы все знаем друг друга, являясь коллегами, знакомыми, а с некоторыми даже и близкими друзьями. Однако, вставая за дирижерский пульт, необходимо соблюдать дистанцию, которая, к сожалению, не всем приходится по вкусу. Проблема в том, что психология управления оркестром стала со временем исчезать у нас. Во второй половине прошлого века, когда в филармонии работали такие выдающиеся музыканты, как Алексей Козловский, Мухтар Ашрафи, Владимир Неймер, Захид Хакназаров, дистанция в отношениях с оркестрантами соблюдалась очень четко. И во многом это являлось залогом качества.

Мне думается, главное надо иметь чувство меры и такта по отношению к любому человеку, я уже не говорю о целом коллективе. Я понял эту грань, когда был в Германии на мастер-классе по современной музыке. Там находились совершенно разные люди, разной национальности, с различными культурными ценностями, говорящие на различных языках. Присутствуя на мастер-классе у вокалистов, я наблюдал за одной девушкой японкой, которой пытались объяснить технику пения на непонятном ей английском языке. Быстро поняв тщетность своих усилий, педагог продолжил разговор уже на языке музыки, показав ей на практике как именно нужно исполнить данный фрагмент. Для меня это был очень ценный урок в отношении работы с каждым оркестрантом. То есть не спорить, не доказывать, а встав на сторону музыканта, понять его психологию, и показать как и что нужно исполнить.

— Наблюдая за вами на сцене, поражаешься ощущению спокойствия и умиротворения, которые исходят из всего вашего облика. Скажите, так ли это на самом деле?
— Дирижер обязан быть на сцене спокойным. В противном случае своим волнением он рискует «заразить» весь оркестр, передавая по цепочке нервозность и отрицательные флюиды. С психологической точки зрения спокойствие дирижера, его внутренняя сосредоточенность внушают доверие оркестрантам, являясь залогом гармоничного союза на сцене. Поэтому перед началом концерта я стараюсь себя максимально «остудить», уравновесить, сбалансировав таким образом свой эмоциональный мир.

— Известно, что помимо дирижерской деятельности, вы также продолжаете заниматься игрой на кларнете, которым прекрасно владеете. Не боитесь, что со временем кларнет уйдет на второе место?
— Я думаю, время покажет. Но делать какие-либо прогнозы пока боюсь, так как и кларнет, и дирижирование крепко держат меня в своей стихии. На сегодняшний день я пытаюсь две свои ипостаси держать в балансе, хотя, признаюсь, это нелегко.

Дирижер – это работа

— Известно, что в кларнетовой музыке вы прекрасно ориентируетесь в современных течениях 20 века, а какой репертуар вам ближе в дирижерском искусстве?
— Без классики не может быть дирижирования современной музыкой. Она (классика) основа всего. Однако недавно у меня был опыт сотрудничества с ансамблем современной музыки «Омнибус», где я дирижировал произведениями современных американских авторов. Признаюсь, это было довольно необычно и очень сложно. Первые две репетиции я привыкал к необычным для моего слуха созвучиям и новым тембрам, пытаясь найти тот внутренний баланс, который позволил бы мне находиться с музыкантами на одном уровне. К счастью, мне это удалось.

— Как вы думаете, какими основополагающими качествами должен обладать дирижер?
— Качеств на самом деле очень много. Однако главное, без чего не может обходиться ни один дирижер, так это без партитуры в голове.

— А планы на будущее у вас есть?
— Конечно. Совсем недавно я получил приглашение в Москву на мастер-класс к Юрию Ивановичу Симонову — выдающемуся дирижеру, художественному руководителю Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Мне посчастливилось попасть в актив дирижеров, которые будут работать с этим оркестром в июле нынешнего года. Для меня это особое событие, к которому я сейчас тщательно готовлюсь.

— Как вы считаете, нашли ли вы свой путь на этом нелегком дирижерском поприще?
— Безусловно, я понимаю, что «свое место» в будущем мне еще надо заработать, однако главное направление, свой верный курс, думаю, я нашел.

— А какой это курс?
— Только вперед.

Интервью Зарины Хамзиной.

Что-то с памятью у нас стало…

0

На днях мне попалась на глаза афиша о II Фестивале военной музыки военных оркестров Минобороны «Под звуки армейского марша».
Обрадовалась я и стала искать знакомые «имена» в списках участников.

Ведь военных оркестров в нашей республике не так много. А одним из самых известных является отдельный образцово-показательный оркестр, созданный почти четверть века назад Г. Терзяном. Но тщетно, хотя уникальная музыкальная палитра этого коллектива привлекает на концерты большое количество меломанов.

Наконец удалось созвониться с одним из организаторов фестиваля, который четко по-военному отрапортовал, что участниками республиканского фестиваля являются лишь 17 коллективов Минобороны, а вот образцово-показательный, относящийся к другому ведомству – МВД, приглашения не получил даже в качестве почетного гостя.

Что-то  с  памятью у  нас стало…

Удивительно,- подумала я, — ведь в былые времена без всяких фестивалей в теплое время года военные оркестры постоянно выступали в парках. Послушать их собирались целыми семьями, и никто особенно не задумывался, в каком конкретно ведомстве служили музыканты в военной форме.

В детском парке у курантов в одном из таких оркестров играл и наш сосед-ветеран. В те годы у дворовой детворы постепенно сложилась примета: если дядя Коля после обеда выходил во двор и старательно до блеска начищал свою большую трубу, потом принимался за туфли, а его жена тщательно отглаживала форму, то вечером быть очередному концерту .И тогда все весело разбегались по домам, чтобы уговорить родителей на очередной музыкальный поход. Приходить на него следовало заранее, так как лучшие места на парковых скамейках были ограничены.

А вот музыканты приходили всегда ко времени, когда на клумбах окружавших белоснежную эстраду, начинали медленно распускаться удивительные лимонно желтые цветы. Под аплодисменты зрителей мужчины с инструментами ловко взбирались по лесенке, и каждый раз начинали концерт с любимого послевоенного марша.
Удивительно, но они мирно соседствовали в этом летнем цветущем оазисе с шумными молодежными танцплощадками и с летними кинозалами, каждый по-своему знакомя горожан с разными формами искусства. К завершению концертной программы к эстраде подтягивались даже парочки с танцплощадки и под одобрительные аплодисменты зрителей начинали отплясывать современные танцы.

В свете внезапно нахлынувших детских воспоминаний, мне стало интересно, какая же кошка пробежала меж современными музыкантами, если в наше мирное время нужно особое разрешение министерств и ведомств, чтобы в пару майских фестивальных дней люди в военной форме порадовали меломанов своим творчеством на одной сцене Дворца офицеров?

Набрав контактный номер телефона, я задала, на мой взгляд, два очень простых вопроса: почему в числе участников не значится отдельный образцово — показательный оркестр МВД? И как сегодня стать участником очередного Фестиваля военной музыки?

На другом конце провода, выслушав меня, тяжело вздохнул полковник, отвечающий за проведение мероприятия. — Участие в нашем Фестивале задача непростая,- промолвил он. — Для этого необходимо, чтобы еще в начале очередного календарного года в спецплан было включено предложение по составу участников, потом, согласно разнарядке, разработать и утвердить программу выступлений и только после этого можно выпускать участников на сцену. Как понимаете, импровизация не приветствуется, да и по времени никто иной в программу фестиваля не уложится.
-А на сколько часов рассчитывается весь концерт?
— Примерно на полтора часа. — Всего- то, — удивилась я.
И припомнила г-ну полковнику один из недавних музыкальных фестивалей, который проходил в течение трех с половиной часов при полном аншлаге в прежнем Доме офицеров по ул. А.Темура. На нем успешно выступали местные и приезжие профессиональные оркестры и ВИА, как штатские так и военные. Ну, а слушатели и журналисты, обрадованные встречей с искусством, никого не обделяли букетами цветов и вниманием.

— Мы работаем над этим,- опять вздохнули на другом конце трубки.
— И может быт в будущем на о чередной фестиваль будут приглашаться учащиеся музыкальных учебных заведений и даже упомянутый вами образцово-показательный оркестр МВД республики. Если конечн к этому времени они сами не организуют свой фестиваль.

— А зачем же свой, — опять удивилась я? Или у «образцовых» не лады со строевой подготовкой, инструментами или концертными костюмами? Может быть, они проигрывают вашим своими военными званиями? Или ваши бравые оркестранты конкуренции боятся?
И хотя мой собеседник трубку не положил, но все вопросы повисли в воздухе.

Как коротка людская память, — подумала я. — Ведь всего несколько дней назад исполнилось восемь лет со дня смерти славного полковника Г.Е. Терзяна, посвятившего более пяти десятилетий исполнению военных маршей, кантат, пьес и песен о героических людях в погонах. Кроме того, сам Грегор Ервантович написал и аранжировал для военных оркестров множество мелодий в разных жанрах — от фолка до джаза.

Что-то  с  памятью у  нас стало…

Но, самое главное – подготовил для большой сцены сотни учеников, которые в настоящее время профессионально, светло и ясно доносят до слушателей музыкальные шедевры всех времен и народов. За четверть века (без одного года) отдельный образцово-показательный оркестр МВД дал около восьми тысяч концертов, в том числе шефских в детских домах, средних школах, лицеях, колледжах и вузах.

После смерти маэстро его дирижерскую палочку подхватил один из его первых консерваторских учеников теперь уже полковник У. Мамасалиев, а ныне оркестром командует еще один из плеяды его талантливых воспитанников капитан М. Махмудов. Он, уже имея высшее консерваторское образование, так же как все в молодости прошел настоящий кастинг, чтобы влиться в прославленный коллектив.

Улугбек Алиджанович рассказал, что по традиции у образцового оркестра всегда были юные воспитанники, поющие и играющие на музыкальных инструментах, но не все из них становились профессионалами. Критерий отбора в свой звездный коллектив детально продумал сам художественный руководитель и главный дирижер оркестра Г.Терзян, который большое внимание уделял физиологическим особенностям, профессиональным навыкам и коммуникабельности каждого претендента, зачастую привлекая к участию в кастингах и ветеранов своего коллектива.
Многие традиции наработки успешного педагога консерватории и заслуженного работника культуры Узбекистана описаны его соратниками и супругой А.А. Башировой, дипломанта международных и республиканских конкурсов в книге «Легендарный полковник Г. Е.Терзян. Восхождение на Олимп».

Еще при жизни самого маэстро кинорежиссер Э.Давыдов, лауреат Государственной премии республики, снял замечательный документальный музыкальный фильм «Под звуки военного марша». Музыкантов этого образцового оркестра хорошо знают в ближнем и дальнем зарубежье, постоянно приглашая на гастроли и музыкальные фестивали.

А нынче на родной земле случился вот такой облом — для образцово-показательного оркестра его бывшие однокашники, коллеги и ученики не нашли даже пригласительного билета на очередной фестиваль военных оркестров.
Где в это время пребывала Мнемозина — богиня памяти — одному Богу ведомо!

Что-то  с  памятью у  нас стало…

Фестиваль военных оркестров Минобороны состоялся. Наверняка в соответствующем документе появилась заветная галочка о проведениии мероприятия. Правда, не все желающие смогли послушать звуки армейских маршей и полюбоваться военной выправкой участников.- Из-за нынешней дислокации Дома офицеров он прошел в рамках отдаленного района, хотя в центральной части города парковых сцен и площадок для проведения республиканских фестивалей хватает.

Я не случайно вспомнила об известном музыкальном коллективе и о «забытых» дружеских связях. Сами оркестранты говорят, что дружба, между полковниками – руководителями двух самых известных в республике оркестров была, но вот с табачком, как и в известной пословице, вышла большая неувязка. А страдают от этого, конечно же, в первую очередь слушатели.

Кстати, и при проведении других «отраслевых» фестивалей, на которых мне довелось побывать, порой поражает разобщенность наших министерств и ведомств. И хотя на программках порой значатся и Минкультуры и Минобразования, их «содружество» сильно напоминает известную басню Крылова. Правда, в ней герои стремятся произвести хоть какие-то понятные действия, в отличие от ответственных лиц, часто действующих в ущерб совсем юным талантам и их наставникам.

Меня же в этой связи больше волнует людская память, которая как считал один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции Оноре Габриель Мирабо: «…верная и деятельная удваивает жизнь».Казалось бы, спустя столетия эта мысль не должна терять свою актуальность.

Но, увы, в наше время к Mnemosyne — великой древнегреческой богине Памяти все реже обращают свои помыслы современники. А, если и обращают, то лишь для достижения какой-то цели. Пусть даже благородной и объединяющей под своими знаменами всех жаждущих справедливости. Но, вот получив выстраданный заветный дар, подобно избалованным детям обращают свою энергию к другим не менее важным целям. И за примерами далеко ходить не надо.

Не долго музыка играла…

Ведь только год минул со дня установления памятника А. Пушкину в преображенном и ухоженном скверике. Звучала музыка, горожане, обрадованные решением властей, на фоне оригинального постамента солнцу русской поэзии выступали со стихами, делали многочисленные selfie в компании родственников и друзей; к памятнику возлагали пышные букеты власти предержащие и гости столицы.

Но нынче Александр Сергеевич уже с немым укором взирает на ленивых потомков, которым нет дела до пыльного постамента, до урн, переполненных мусором, сломанных скамеек, пожухлых хвойных деревьев, до вырванных под корень экзотических кустарников и цветов.
Воды не хватает для полива,- вздыхают хокимиатовцы,- а спустить воду, накопившуюся в водоемах десятка фонтанов у здания Республиканского НКЦ, никто не догадывается…

Что-то  с  памятью у  нас стало…

А с какой искренней радостью восприняли все горожане решение о «переселении» в центр мегаполиса семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, принявшей в годы войны 15 детей — сирот. 9-го мая в День памяти и почестей этот символ Ташкента был торжественно открыт. Несколько дней на глазах удовлетворенных горожан не просыхали слезы, а сам постамент утопал в цветах.

Но сегодня ухоженным выглядит только сам памятник, а как спустишься со ступеней, то взгляду предстает сплошное запустение: фонтаны, некогда украшавшие главную аллею, кажется, навсегда распрощались с упругими струями воды, с клумб исчезли пышные многолетние розы. Даже малое озеро, в котором по замыслу архитекторов-ландшафтников вечрами должен был бы величаво отражаться знаметитый памятник, стаол опасным мусоросборником, а второе — покрылось плотной тиной, которую уныло рассекают несколько утлых лодочек.

Словом, когда Пушкин и Шамахмудов с некоторыми потерями пребывали на прежних местах, то все было, как говорится, шито- крыто до заветной июньской даты раз в году. Зато в нынешнем их постоянном ракурсе определилась и значительная степень ответственности тех, под чьим руководством они воздвигнуты.

Никто не ведает, по какой причине самоустранились и районный хокимият и дирекция парка от поддержания благоустройства Театральной площади в Яккасарайском районе и небольшого оазиса, получившего всего четыре месяца назад почетный статус – «Парк Дружбы народов».

Однако в наши дни при таком раскладе почивать на лаврах отнюдь небезопасно.
Ведь высокое начальство, по уже установившейся доброй традиции вполне может посетить образовавшиеся запущенные уголки даже в рабочий день с любого входа.

Новые прожекты и их воплощение

Сейчас ум и совесть нашей интеллигенции, воодушевленные значимыми победами, сконцентрировались на восстановлении еще некоторых «исторических справедливостей».

На первом месте это, конечно же, уроженец Ташкента гвардии генерал-майор, Герой Советского Союза Сабир Умар-оглы Рахимов, (12 (25).01 1902 – 26.03. 1945 г.г.). Хлопочут о возвращении славного имени одному из районов мегаполиса, станции метрополитена и установке достойного памятника. И это очень здорово!

Деятели искусства взывают к полной реабилитации Хамзы Хакимзаде Ниёзи — одного из основоположников узбекской советской литературы, поэта, драматурга, общественного деятеля, народного поэта Узбекистана (6.03. 1889 – 18.03.1929г.г.). И здесь речь идет о повторном переименовании городского района, знаменитого узбекского драматического театра, музыкального учебного заведения, улиц и т.д.
И это очень хорошо!

А еще все жаждут вспомнить поименно некоторых театральных — и кинорежиссеров, чьи творческие удачи собирали в залах разных стран рекордное количество зрителей, постоянно пополняя государственную казну. Но, вот их значительные юбилейные даты были отложены на неопределенное время в связи …с нехваткой средств у престарелых родственников.

Да, обращение к народной Памяти требует постоянства и мужества. И не важно музыкальный ли это коллектив, или деятели культуры и науки самой крупной страны в Центрально-азиатском регионе. Но при этом всегда следует помнить предостережение древнегреческого философа Эпикура: всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной (с нами), если исполнится то, чего я ищу..? »

В переводе с древне-философского на наш современный язык это звучит так: прежде чем возжелать чего-либо, следует подумать о последствиях. Например, о достойном содержании объектов культуры. Иначе от потомков нареканий не оберешься.

Кстати, былую традицию «Военные оркестры в парках» возобновили в ближнем зарубежье. Так, не объединиться ли и нашим ведомствам под общим музыкальным стягом, сделав свое искусство всеобщим достоянием. Для подрастающего поколения и дальнейшего развития самой культуры это значительно важнее, чем проведения обособленных мероприятий.

Ната Айрумова

Хорошо темперированный «Жестяной барабан»

0
Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

В театре Марка Вайля «Ильхом» прошли премьерные показы спектакля «Жестяной барабан» по одноименному роману Гюнтера Грасса.

Спектакль обрушил на зрителей поток переживаний, мыслей, ассоциаций. Многослойной предстала и сценография в ильхомовской версии «Жестяного барабана», вызванная сложностью переведенного на театральный язык романа. Каждая из тем, затронутых в романе, полифонически проработана постановочной группой и проиграна артистами во всех возможных тонах и полутонах, как в известном всем «Хорошо темперированном клавире» Баха. Прелюдии, правда, отличаются китчевыми акцентами и медийными врезками – но это от современного театрального языка и его возможностей.

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

Одна из таких прелюдий – пластически решённая сцена рождения главного героя, Оскара Мацерата. Полубалетная эротическая сюита явила залу и миру младенца, который, подрастая, решил отказаться от взросления. Немудрено — может ли дитя желать жизни в мире тайных и явных пороков? Принять как естественное проявление мать, раздваивающуюся между предполагаемым дядей и таким же предполагаемым отцом? Или стремиться к «кулинарному» выражению чувств, или мечтать о торговле колониальными товарами? Правда, в новом веке детские мечты становятся все более земными…

Нет, маленький герой решил отказаться от такого будущего. Трехлетний ребенок предпочитает упасть в подвал, лишь бы остановить свой рост. И жизнь для него выстраивается в отличном от других – собственном измерении и звуковом сопровождении. Крик, вдребезги разбивающий остекленевшую реальность, и барабанная дробь, которой он выражает свои мысли и чувства – инструменты его воздействия на действительность, самовыражения и коммуникации.

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

Мир жесток, абсурден, аморален, отвергает любые каноны и авторитеты? Общество всеми видами этого «оружия» мощной разрушительной силы владеет, но от него же и страдает. Оскар выступает как символ инфантилизма поствоенных поколений. Оказаться на трибуне, а не перед нею – вот принцип жизненного успеха. Есть еще один ракурс удобного существования и сосуществования – следить за событиями «из-под трибун», его-то наш герой и выбирает.

Автор романа, а вместе с ним режиссёр, который высветил в спектакле наиболее важные для себя философские нити повествования, — противники войн и национализма, ханжества и распущенности. Да, действие романа и, соответственно, постановки изобилует эротическими пассажами, но они не вызов морали, а протест против культивируемого в современном мире образа любви.

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

Грасс за свой роман получил Нобелевскую премию и не побоялся в своей речи бросить капиталистическому обществу обвинение в мании величия: «Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга …принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого.»

Итак, абсурдистски-гротескный мир Грасса обрел интересное сценическое воплощение в «Ильхоме». Мы попросили Бориса Гафурова, художественного руководителя театра, осуществившего постановку, рассказать о новом спектакле.


— Поставить «Жестяной барабан» — моя идея. Она родилась после сценической импровизации, которую мы представляли в январе этого года в Дни немецкой культуры в «Ильхоме». Решили сделать полноценный спектакль. И вот 26 мая состоялась премьера, назавтра прошел второй показ… Это не значит, что спектакль продолжит свое существование именно в таком виде, работа над ним будет продолжаться. Он как живой организм, это не фильм, который раз навсегда смонтировал – и всё.

Знаю прекрасно одноименный фильм, снятый в 1979 году немецким кинорежиссером Фолькером Шлёндорфом, он завоевал множество призов, в том числе и премии «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь»… Я в студенческие годы его смотрел и, конечно, боялся браться за этот материал, потому что есть уже шедевр. Мне близка тема этого романа. Гюнтер Грасс писал его в послевоенные годы, после Второй мировой войны, но я нашел в нём отражение сегодняшнего дня, и спектакль делался о сегодняшнем герое. Мы пытались рассказать о современном человеке. Да, мы живем в мирной стране, но это, к сожалению, внутри нас ничего не меняет. Войны вокруг нас продолжают идти и, в моем понимании, из Второй мировой войны человечество ничего не вынесло – ничего…

Мы так же продолжаем прятаться под юбками своих матерей и под своими тоже. Это большой вопрос, который ставит спектакль: «Надо или не надо?» Надо ли чувствовать до конца свою жизнь ? Ведь мы настолько закрыты. Видим на экране, что где-то убивают детей, но мы настолько черствы, настолько «носороги»… И что ты должен в этой жизни делать, чтобы это изменить? Жить по принципу «моя хата с краю»? Как жить сегодня в этом мире? Это большой вопрос. Там много вопросов, встает. Конечно, это и рассказ о самом себе — обо мне. Я часто и сам задаю себе вопрос: «Надо или не надо?»

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

— Видимо надо, раз появился спектакль, — невольно перебила я режиссёра.- Зал полон, и зритель приходит в основном молодой, задавая себе в наше «мирное военное время» тот же вопрос, что и вы: надо — не надо?
— Да, вы правы! — подхватил Борис Гафуров. – Действительно, в «мирное военное время». Я часто спорю с друзьями, когда мы беседуем о том, что не нравится, и слышу: «А зачем это, и что это изменит?» И страшно от этого становится – мы все живем «под юбками».

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

О нашем общем инфантилизме и других сторонах жизни современного человека, считает режиссёр, говорить необходимо.

Спектакль будет дарить зрителю какие-то новые моменты – он проходит стадию шлифовки. Потому каждый просмотр способен удивить нюансами, нам их не предугадать. А вот рассказать подробнее об авторе романа можно.
«Жестяной барабан» давно стали называть великим произведением мировой литературы минувшего, но родного нам века, в котором мы, современные зрители, появились на свет. Автор, в 17 лет став солдатом, попал на поля сражений Второй мировой войны в 1944 году и в 1945 году был ранен, затем пережил американский плен. Вот что сам Грасс говорил об этом: «Благодаря легкому… ранению осколком гранаты я встретил день безоговорочной капитуляции великогерманского рейха на больничной койке. До того мое воспитание сводилось к муштре, которая должна была приобщить меня к идеям и целям национал-социализма. …Кроме умения убивать с помощью военной техники я выучился двум вещам: узнал, что такое страх, и понял, что остался в живых лишь по чистой случайности, — два урока, которые не забыты до сих пор…».

Личность уникальная, Грасс успел побывать в своей жизни после армии каменотесом, джазистом, графиком, скульптором. Учился в Художественной академии Дюссельдорфа и в Институте изобразительных искусств Западного Берлина. В 1959 году после нескольких лет пребывания в Париже издал роман «Жестяной барабан».
К тому моменту Грасс, которому исполнилось 32 года, был малоизвестным автором «абсурдистских» пьес и сборника стихов «Преимущества воздушных кур».

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

Роман «Жестяной барабан» вызвал скандал. Автора нещадно поносили как осквернителя святынь и безбожника, сочинителя мерзостей, совратителя немецкой молодежи. Сенат Бремена даже отказал ему в литературной премии из-за «безнравственности» сочинения. Более того, публицист Курт Цизель подает на писателя в суд «за распространение развратных сочинений». Грасса клеймят как монстра похабщины и непристойностей. Когда вся эта возня критиков останется позади и в романе увидят протест против нацизма, Грасс скажет: «Для меня зло воплощалось не в судебном решении, а в молчании немецкой интеллектуальной общественности, с каким она встретила решение суда… Я полагаю, что такая нетолерантная, ханжеская позиция распространена в интеллектуальной среде так же широко, как и в обывательской».

Хорошо темперированный "Жестяной барабан"

Книга вызвала скандал, но автор реагировал на критику спокойно и, сам того не желая, стал законодателем новой литературной моды. С тех пор минуло немало лет, и вот нобелевский роман получил одно из своих воплощений в Ташкенте — спешите его увидеть.

Режиссер-постановщик спектакля, как мы уже отмечали, — художественный руководитель Театра Марка Вайля «Ильхом» Борис Гафуров, художник — Василий Юрьев, хореография — Флориана Бильбао, видео-арт — Дениса Семенова. В спектакле заняты Владимир Юдин, Христина Белоусова, Бернар Назармухаммедов, Абдулазиз Ходжаев, Анвар Картаев, Максим Фадеев, Наталья Ли, Дамир Фатхулин.

«Жестяной барабан» в «Ильхоме» будет показан до закрытия театрального сезона еще трижды: 1, 15 и 25 июня. Спектакль, с его непредсказуемым сюжетом и трагикомическими историями, заставит вас плакать и смеяться, то сочувствуя его героям, то испытывая острое чувство неприятия абсурдности бытия.

Тамара Санаева
Фото Александра Раевского с сайта театра «Ильхом»
Видео автора

В Астраханской области открыты вакансии для техников и упаковщиц из Узбекистана

0
В Астраханской области открыты вакансии для техников и упаковщиц из Узбекистана

ООО «Каспий Полимер», находящееся в Астраханской области (Российская Федерация), приглашает на работу техников и упаковщиков из Узбекистана. Набор ведёт Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда Республики Узбекистан.

Открыты два вида вакансий, сообщается на странице Агентства.

Техникам-технологам и техникам-механикам, имеющим опыт работы на производстве полиэтилена, предлагается зарплата в 30 000 рублей.

Для упаковщиц (женщин до 35 лет) предусмотрена ставка в 20 000 рублей.

График работы — с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед. Работодатель оплачивает проезд из Узбекистана до места работы, помогает в оформлении разрешительных документов и миграционного учета. Больничные листы оплачиваются, однако проживание и питание работники должны обеспечивать самостоятельно.

По вопросам трудоустройства следует обращаться по телефонам 214-51-87 или 214-47-29, а также в филиалы Агентства по вопросам внешней трудовой миграции.

Анна Ним.

Сборная Узбекистана заняла третье место на играх милитари-КВН в Москве

0
Сборная Узбекистана заняла третье место на играх милитари-КВН в Москве

Сборная команда Министерства обороны Республики Узбекистан «Звезда Востока», сформированная из представителей лучших курсантских команд, успешно выступила на московской сцене.

В играх «КВН-2017» среди военно-образовательных учреждений, проходивших в рамках международного фестиваля «Содружество КВН», приняли участие 32 российские команды. Из них 8 попали в финал. Девятым участником стала сборная Узбекистана. Кроме того, гостем игры в этом году была команда КВН «Фрунзе-1» Военного института вооружённых сил Кыргызстана.

Финальная игра милитари-КВН прошла в Центральном академическом театре Российской Армии в Москве.

Главный приз — Кубок министра обороны Российской Федерации – получила команда «Умные люди» (Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище). На втором месте — «Пензенские артиллеристы», а третье – у узбекистанской «Звезда Востока».

Анна Ним.

Школа-интернат имени Абдуллы Арипова открывается в Карши

0
Школа-интернат имени Абдуллы Арипова открывается в Карши

На базе учебного здания центра «Баркамол авлод» в Карши откроется школа-интернат для одарённых детей. Она начнёт работу уже с нового учебного года.

Постановление Кабинета Министров «О создании в городе Карши специализированной школы-интерната с углубленным обучением родному языку и литературе имени Абдуллы Арипова» принято 24 мая 2017 года, сообщает Norma.uz.

В 2017-2018 учебном году в 5-8 классы школы будет принято 30 детей. Со следующего учебного года в пятый класс планируется принимать по 30 учеников ежегодно, но окончательное решение остаётся за Министерством народного образования. Оно станет определять квоты приёма в зависимости от возможностей школы.

Здание центра «Баркамол авлод» будет реконструировано, рядом построят общежитие и столовую на 50 человек. Школа будет оснащена учебно-лабораторным оборудованием, компьютерами, учебно-методическими комплексами, методическими пособиями и художественной литературой.

Отбором учеников для школы-интерната займутся Министерство народного образования совместно с Государственным центром тестирования. Он включит в себя тестирование по родному и иностранному языку, а также психолого-педагогическую диагностику.

Анна Ним.

Кандидат «АдГ» Александр Гауланд: «Ислам не соотносится с нашими культурными ценностями»

0
Кандидат "АдГ" Александр Гауланд: "Ислам не соотносится с нашими культурными ценностями"

Александр Гауланд, главный кандидат от партии «Альтернатива для Германии», которая, по его словам, «имеет хорошие шансы попасть в Бундестаг уже этой осенью», считает, что исламу не место в Германии. Об этом он заявил в интервью швейцарской газете Tagesanzeiger.

«Конечно, я поддерживаю свободу религий. Но одновременно с этим я задаю себе вопрос, а является ли ислам такой же религией, как, например, евангелическое лютеранство или католицизм? И тут у меня появляются большие сомнения. Ведь ислам устанавливает правила для государства и общества, которые не соотносятся с конституцией», — сказал политик.

На этом месте Гауланд призывает вспомнить об «отношении в исламе к женщине и о том, что некогда в Каире все исламские страны объявили, что права человека имеют силу лишь в тех случаях, когда не противоречат шариату». «Все это значит, что ислам является формирующей силой для государственного и общественного устройства и выходит далеко за рамки частного вероисповедания», — полагает он.

«Вот почему мы говорим, что ислам — это в основном политический ислам. Конституция защищает только частную веру, а не реальную политическую исламизацию страны», — подчеркнул Гауланд.

Также Гауланд уверен, что немецкие турки так и не интегрировались в Германии. «Тот факт, что немецкие турки подавляющим большинством на референдуме Эрдогана проголосовали за изменения в конституции, показывает, что интеграция провалилась. Поэтому я считаю вполне уместным, если пути снова разойдутся и турки будут упражняться в лояльности между Стамбулом и Анкарой, а мы — сохранять нашу идентичность здесь».

Гауланд подтвердил, что был бы рад, если бы турки, голосовавшие за Эрдогана, покинули Германию. «Референдум показал, что они так и не интегрировались в Германии, она не стала их родиной».

«В вашей партии говорят о мусульманах так пренебрежительно, как когда-то в Германии говорили о евреях, — заметил журналист. — Вы отрицательно относитесь к этой травле?»

«Я не занимаюсь травлей, если констатирую, что ислам не соотносится с нашими культурными ценностями», — заявил Гауланд. «При нацистах евреев преследовали не по религиозным соображениям, и из-за национальной принадлежности. От этого мы дистанцируемся категорически. Я не приверженец учений о расовой чистоте. Я просто говорю, что ислам является культурной проблемой в этой стране — и по всей Европе».

Школа мамы Турсуной

0
Школа мамы Турсуной

Турсуной Ахунова родилась 20 мая 1937 года в кишлаке Эски Тошкент Чиназского района столичной области. Она первой среди узбечек села за штурвал хлопкоуборочной машины. За свою печально короткую жизнь – всего 46 лет — стала кумиром миллионов женщин Востока, иконой эмансипации, дважды Героем Социалистического труда, удостоилась трех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, колоды золотых медалей ВДНХ.

Школа мамы Турсуной

Однажды, в 1981 году, я был у неё в гостях в колхозе имени Кирова в Чиназе. У меня было редакционное задание подготовить фоторепортаж о школе девушек-механизаторов, которая была создана по её инициативе.
Жаль, куда-то затерялись эти негативы!

А перед глазами и сейчас эта праздничная стайка девчушек в изящных механизаторских комбинезонах.
Они были так ладно пошиты, что увидев такую униформу, восхитился бы сам Диор!
И среди этих девчонок, как клуша среди цыплят — Турсуной Ахунова.

Я решил снять проходку: группа идёт навстречу мне, а позади – хлопкоуборочный комбайн. Вставил в камеру 200-миллиметровую линзу, которая красиво размывает фон.

Школа мамы Турсуной

в видоискатель. Все не помещаются в кадр. Отбегаю назад, опять вскидываю камеру: в кадре опять только часть группы (тогда еще не было «зумов» — объективов с переменным фокусным расстоянием).
И вот так несколько раз.
Что на наваждение, или у меня крыша поехала?

Опять бегу назад, но в какой-то момент обернулся и вижу: вся эта стайка во главе с дважды Героем Социалистического труда во всю свою прыть бежит вслед за мной.
Я не на шутку разозлился.
А Турсуной Махмудовна хохочет:
— Не сердись, братишка!..

Школа мамы Турсуной

, после того, как миновало более трети века с того потешного эпизода, я понимаю, что Турсуной-опа не глумилась над молодым и симпатичным столичным репортёром, а хотела просто поднять настроение своим девчушкам.
Весёлый была она человек!

И, конечно, труженица, новатор. Она была инициатором почина по механизации всех процессов возделывания хлопчатника. Ровно полвека назад за участие во внедрение в производство хлопкоуборочной четырёхрядной машины «Узбекистан» Турсуной Ахунова была удостоена Ленинской премии.
А первую звезду Героя заработала в двадцать два года!

Школа мамы Турсуной

и почести она получила во многом благодаря первому секретарю ЦК КП Узбекистана Шарафу Рашидовичу Рашидову. Он был мудрый и дальновидный руководитель.
Понимал, что стране нужны национальные герои!
И выбор выпал на неё.

Школа мамы Турсуной

В её жизни было много почестей и встреч со знатными современниками. Её снимки публиковались на первых полосах центральных газет, художники создавали её портреты, а кинохроникеры – документальные фильмы. Но она всегда оставалась простым, земным человеком.

… Турсуной Ахунова ушла из жизни 21 сентября 1983 года. До этого долго лечилась в «кремлевке». Лучшие врачи Союза боролись за её жизнь, но безуспешно. Она похоронена на Чигатайском кладбище в Ташкенте.

Школа мамы Турсуной

ршего поколения хорошо помнят, как её младшая дочь Хилола с высокой трибуны партийного съезда звонко произнесла, сразу ставшую легендарной, фразу:
— Стану первой ученицей в школе мамы Турсуной!

Р.ШАГАЕВ,
фото из интернета.

Впечатления о Ташкенте. часть 2

0
Впечатления о Ташкенте. часть 2

Продолжение. Часть 1

Ну, что, продолжим рассказ?

Мне тут сказали, что я напрасно сравниваю московские и узбекистанские цены. Но очень интересно сравнивать Россию и Узбекистан, поскольку, что же мне еще сравнивать, если я. считай, гражданка обеих стран!

То, что рестораны и чайханы в Узбекистане несравненно лучше — святая истина. Практически все рестораны, кафе и маленькие чайханы национальной кухни — идеальны. И это понятно — конкуренция огромная. нужно выживать. Мне не понравилась кухня только одного ресторана, кстати, как я поняла. недешевого. Но он в центре. и видимо, считается, «туристическим», а с таких что взять? Туристы все слопают и ничего не поймут. Не то, что местные жители. Те в два счета все оценят. Я была и в корейском ресторане — кукси — это да! Оказывается, в магазинах и на рынках продаются продукты для корейской кухни. Были бы физическое возможности — утянула бы и их. Жаль. Я страстно люблю соевую пасту,, намазанную на лепешку. Совершенная роскошь!

О телевидении: есть три телевизионных узбекистанских канала( кажется. это их сейчас закрывают). Вещание ведется на узбекском, гораздо реже — на русском. Реклама, в основном социальная. очень трогательная. Остальные каналы — кабельные, самые разнообразные. числом около пятидесяти. Интересно, что на многих реклама заменяется видовыми роликами, чему я люто позавидовала. Есть же счастье людям, не видят всего этого мусора.

А вот бюрократия здесь поставлена не слишком…. Я узнала. что все, что перечисляется в нашей платежке за квартиру и оплачивается разом, здесь оплачивается отдельно, много мороки. И пока что не введена система единого окна, это то, что у нас называется «МФЦ», многофункциональный федеральный центр, где решаются практически все насущные пробемы: паспорта, квартирные и другие вопросы, и еще много всего. Правда,в Узбекистане регистрацию мне сделали в срок и практически без очередей, но на мой взгляд, в России система лучше отлажена.

Зато при тамошних ЖЭКах существуют мастера на все руки, которые все отладят и исправят, и приходят сразу же, если их вызвать.
Я привыкла к зелени, поэтому для меня не внове тенистые дворы, но в Узбекистане в них поют птицы…. и это счастье. И обилие роз во дворах и на некоторых улицах — тоже счастье.

Кстати, не по теме, но вспомнилось: на следующий день после приезда мы купили белые розы, и они простояли больше недели, что само по себе чудо — никогда такого не видела!

О путешествии в Хиву я уже писала, и это было одним из самых прекрасных впечатлений моей поездки в Узбекистан, Очень приятно было видеть, что в крепости так много посетителей. и не только иностранных туристов, но и школьников и взрослых, как мне объяснили. это приезжие из области, прекрасно, когда люди стремятся узнать свою историю. Но обидно, что настоящее сокровище — сад Нурулло бая фактически заброшен. Мебель вывезена, паркет испорчен, посетителей, фактически нет, хотя доступ открыт, экскурсовод она же смотрительница не слишком сведуща, Дом приходит в упадок, а мог бы стать жемчужиной Хивы.

Я, правда, такого еще не видела! Причудливая смесь Востока и Запада, и чтобы в доме хана — целующиеся парочки и ангелочки… а лепной ганч, а изразцы, а потолочные бордюры…. сказка, Просто сказка, Один из потолков расписан в стиле русского модерна. Но паркет, но почти полное отсутствие обстановки, но век немытые люстры… Требующая пристального внимания драгоценность. Удивительно, что люстры и зеркала уцелели! Но из парадного зала давным давно украдены отделывавшие его бирюза и драгоценные камни, причем, конечно, виноваты большевики. А то, что Асфендияр-хана убил Джунаид-хан, известный бандит, и вероятнее всего, его нукеры и разграбили дворец, это не версия?

И вот еще о чем я хотела сказать. Очень радостно. что отношения между Узбекистаном и Россией так заметно потеплели Мне хотелось плакать, когда памятник кузнецу Шамахмудову увезли с окраины и поставили в парке Дружбы Народов ( бывш. Кирова) По одному из узбекистанских каналов шла о нем передача, в которой участвовала приемная дочь Шамахмудова. уже совсем старенькая. Очень хотелось бы узнать о судьбах остальных.

Мне повезло быть свидетельницей празднования Дня Победы в Узбекистане. Там он называется по-другому, День поминания и почестей, но это по-прежнему День Победы! Военные песни в парке и с грузовиков, толпы народа у Мемориала павшим, концерт на эстраде. татарский ансамбль, играющий «Катюшу», речь Президента на русском и узбекском… незабываемо!
Очень надеюсь, что дальше будет еще лучше….

Кстати, молодежь может мне не верить, но я вызываю какое-то необъяснимое доверие ташкентских таксистов. И все пожилые водители ( подчеркиваю, пожилые) в один голос твердили, что хотели бы вернуться в Советский Союз. Так что не все считают СССР таким уж плохим государством. Молодежи сравнивать не с чем, а вот пожилые — помнят….

Ниже — фрагменты потолка. изразцы из дворца Асфендияр-хана. На последнем снимке — потолок, когда-то украшенный драгоценными камнями. Остался всего один, остальные — стекляшки.

Впечатления о Ташкенте. часть 2
Впечатления о Ташкенте. часть 2
Впечатления о Ташкенте. часть 2

ТАТЬЯНА ПЕРЦЕВА

ПРООН запускает инициативы по развитию женского предпринимательства в Узбекистане

0

Проект ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» запускает новый компонент по расширению правовых и экономических возможностей для развития женского предпринимательства в Узбекистане.

ПРООН запускает инициативы по развитию женского предпринимательства в Узбекистане

Малый бизнес, составляя 56,9% ВВП страны, обеспечивает занятость 78,1% населения Узбекистана. Частный сектор вносит существенный вклад в развитие инноваций, технологий, инфраструктуры, необходимых для повышения качества уровня жизни населения.

Важным и одновременно нереализованным источником экономического роста является женское предпринимательство. Женщины наравне с мужчинами могут и создают новые рабочие места для себя и других и предлагают обществу новые решения проблем в сфере менеджмента, организации бизнеса.

Занимаясь предпринимательством, женщины получают больший доступ к финансовым и другим необходимым для бизнеса ресурсам, влияют на принятие решений, развиваются и самореализуются. При этом доходоприносящая деятельность способствует укреплению устойчивости домохозяйств, повышению их уровня жизни, позволяет выйти на новый уровень потребностей и нужд и развить успешный социально ответственный женский бизнес. Женский бизнес может производить и перерабатывать экологически чистые продукты, а также внести вклад в обеспечение продовольственной и экологической безопасности страны.

Положительным эффектом от развития женского бизнеса является снижение нагрузки на бюджет государства и увеличение его доходной части. Исследования в области женского предпринимательства свидетельствуют, что женщины, как правило, инвестируют в благосостояние семьи (здоровье детей, питание, образование)чаще, чем мужчины, а также осуществляют предпринимательскую деятельность в трудоемких отраслях, способствующих найму большего количества работников, что прямо влияет на повышение занятости населения.

В Узбекистане почти равное соотношение мужчин (49.7%) и женщин (50,3%), что свидетельствует о значительном потенциале для развития женского предпринимательства. Согласно оценкам Торгово-промышленной палаты Узбекистана общее количество женщин-предпринимателей составляет около 52тыс., т.е. примерно 10% всех субъектов предпринимательства.

В целях большего вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность немаловажным является и создание условий для высвобождения женщин от рутинных домашних дел, в частности, создание возможностей по уходу за ребенком. Например, увеличение количества приема детей в дошкольные образовательные учреждения позволили бы женщинам уделять время для организации и ведения своего дела.

В рамках проекта ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» планируется разработать программу мер по совершенствованию условий, способствующих вовлечению женщин в предпринимательскую деятельность. Программа будет включать проведение обучающих семинаров, разработку и распространение бизнес-моделей женского предпринимательства в сельской местности, предоставление типовых бизнес-планов, создание возможностей для получения кредитов на базе движимого имущества.

ПРООН запускает инициативы по развитию женского предпринимательства в Узбекистане

Ранее проект ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана» при финансировании южноафриканской компании «Sasol» поддержали расширение предприятия «Urganch Milliy Tikuvchilik». На предприятии, возглавляемом предпринимательницей из города Ургенч, Хорезмской области, Фарогат Сайдуллаевой прошли обучение навыкам шитья 200 девушек с инвалидностью. Сегодня это небольшое предприятие
инициативной женщины реализует на деле принципы социально-ответственного бизнеса, являясь успешной инклюзивной бизнес-моделью. Здесь работают девушки и женщины с нарушением слуха, которые получают не только возможность финансового обеспечения, но и удовольствие от самореализации.

Другим положительным примером совместного проекта ТПП и ПРООН по поддержке женского предпринимательства стало открытие Центра по дизайну одежды в городе Намангане. Проходя производственную практику в Центре, девушки повышают навыки моделирования и дизайна одежды, востребованные на рынке, что в дальнейшем позволяет им находить достойную работу или открывать собственное дело.

Актуальной является инициатива совместного проекта по вовлечению женщин в организацию интенсивных яблоневых садов. Так, в проведенных семинарах приняли участие около 600 фермеров, включая женщин из Кашкадарьинской, Самаркандской, Ферганской, Андижанской, Наманганской и Ташкентской областей. Тренинги проводились согласно разработанному практическому пособию по выращиванию яблонь по интенсивным методам в условиях Узбекистана и позволили участникам повысить знания о современных технологиях возделывания яблоневых садов, а также развить практические навыки по повышению эффективности садоводства.

Аэропорт «Ташкент» и четыре железнодорожных поста получат сканирующее оборудование по гранту КНР

0
Аэропорт «Ташкент» и четыре железнодорожных поста получат сканирующее оборудование по гранту КНР

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев 24 мая подписал Постановление «О мерах по обеспечению эффективного использования гранта, предоставляемого Правительством Китайской Народной Республики для оснащения таможенных постов Республики Узбекистан».

В состав гранта входят четыре крупногабаритных инспекционно-досмотровых комплекса по контролю за железнодорожными грузами, которые будут использоваться на железнодорожных приграничных таможенных постах «Узбекистан», «Бекабад» (Ташкентская область), «Ходжедавлат» (Бухарская область) и «Сариасия» (Сурхандарьинская область).

Ещё десять комплектов сканирующих систем по контролю за среднегабаритными грузами должны быть установлены на приграничном таможенном посту «Международный аэропорт Ташкент».

Грант КНР включает в себя запасные детали для оборудования, его монтаж и пуско-наладочные работы, гарантийное техобслуживание и обучение операторов. Общая сумма гранта — 126 млн. китайских юаней, что в пересчёте на доллары США составляет 18,3 млн.

Грант предоставлен в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Китайской Народной Республики о технико-экономическом сотрудничестве от 19 августа 2014 года и Обменными нотами между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Китайской Народной Республики от 18 июня 2016 года, указано в Постановлении.

Анна Ним.

Европейские эксперты займутся планировкой исторического центра Бухары

0
Европейские эксперты займутся планировкой исторического центра Бухары

К 2019 году туристский потенциал Бухары и Бухарской области будет выведен на новый уровень. О мерах по его ускоренному развитию сообщается в постановлении Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева от 19 мая 2017 года.

В Программу ускоренного развития города и региона входят строительство гостиниц и других туристических объектов, развитие системы общественного питания, обеспечение вечернего досуга туристов, благоустройство города.

В 2017-2019 годах в республиканских и зарубежных СМИ будет развёрнута рекламная кампания города под слоганом «Священная Бухара — средоточие просвещенного Ислама». Постановление ставит перед руководством области задачу до 2021 года увеличить объем туристских услуг в 2,1 раза, а количество туристов — в 1,9 раза.

Для оказания туристам транспортных услуг в исторической части Бухары будет создана специализированная компания. Предусмотрено увеличение рейсов самолётов и электропоезда «Афросиаб», строительство и ремонт автодорог.

Центр Бухары будет приспособлен к нуждам туристов. Появится специальная «торговая» улица, отведённая под продажу сувениров. На туристических объектах будут установлены банкоматы и терминалы, открыты пункты обмена валюты, а также Wi-Fi-зоны.

Продвижению бренда города будут способствовать фестивали «Шелк и специи», «Ковун сайли», «День города», «Шарк таомлари», «Ремесленники Бухары». На озере Коракир Пешкунского района планируется развивать охотничий, пляжный и спортивный туризм. В экоцентре «Жайрон» отремонтированный «Визит-центр» и новый зоопарк привлекут ценителей экологического туризма.

В городе будет создана туристская зона «Кадимий Бухоро» размером не менее 10 га с малоэтажными гостиницами, культурно-оздоровительными и торгово-развлекательными центрами. Предприниматели, работающие в зоне «Кадимий Бухоро», получат налоговые и другие льготы до 1 января 2020 года. На территории рынка «Шахристон» появятся квартал ремесленников и крытый рынок, выдержанные в традициях национального зодчества.

Постановление предусматривает безотлагательные меры по полной реставрации комплекса «Арк». К 2021 году разрушенная часть внутреннего двора комплекса должна быть полностью расчищена.

«Дорожные карты» реализации Программы развития должны быть созданы в месячный срок. В разработке долгосрочной концепции планировки исторической части Бухары и реставрации архитектурных памятников примут участие крупнейшие европейские эксперты-консультанты. Содействие в их привлечении окажут ЮНЕСКО и международные финансовые институты. Постановление также указывает на необходимость минимального вмешательства в архитектуру исторического центра в соответствии с нормами Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и рекомендациями Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Анна Ним.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,130ПодписчикиПодписаться