back to top
12.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Менять ли убеждения?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Менять ли убеждения?Согласен с основными выводами статьи А. Ходжаева «Безнравственно не менять убеждения» от 18 декабря 2015года, которая, наверняка, заинтересовала и других читателей. Действительно, наши идеи, научные и политические теории, являются отражением (адекватным или приближенным) существующей действительности. Но она ведь находится в постоянном развитии, изменении. Еще выдающийся древнегреческий философ-материалист, диалектик Гераклит (540-483 годы до н.э.) писал: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его ученик Кратил «пошел» еще дальше: «В одну и ту же реку нельзя войти и один раз».

К тому же, человеческое познание безгранично, и от уровня знаний зависит наше понимание вещей. Бывают такие открытия, общественные катаклизмы, которые буквально переворачивают существующие теории и отбрасывают их напрочь. Это особенно относится к общественному развитию, которое более динамично, чем природа. Меняется историческая эпоха, общественно-политическая ситуация. И то, что вчера было или представлялось верным, сегодня становится ложным, что для одной страны благо – для другой вредно. Что для одного человека хорошо – для другого плохо. Как говорится «Что русскому здорово – то немцу смерть». (И наоборот)

Поэтому неприемлемы насильственные попытки некоторых западных стран навязать другим народам свои «ценности». (Еще вопрос: ценности ли это?). Или приносить демократию на крыльях бомбардировщиков. «Демократия канонерских лодок», если можно так выразится по аналогии с известным крылатым выражением. У общества, отдельных людей не могут не меняться какие-то концепции, взгляды, подходы, отражающие новый этап познания мира. Другое дело, как пишет А. Ходжаев, «чтобы человек не торговал своими убеждениями, не спекулировал ими, не менял их коньюктурно, как хамелеон». Во все времена с презрением относились к ренегатам, перебежчикам, предателям. У еврейского народа есть мудрое изречение: «Выкрест хуже инородца». (Выкрест – крещеный еврей, продавший свою веру ради мнимого преуспеяния).

Интересно в плане адекватности меняющейся обстановке обратиться к Новому Завету. Иисус Христос наставляет: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфей, глава 5 стих 39). Но в другой ситуации Он провозглашает: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (глава 10, стих 34). Так что Евангелие учит нас диалектике.

Несколько слов о демократии. Я лично убежден, что будущее человечества за демократическим устройством, но это «будущее». А что в настоящем? Мне кажется, что человечество еще не доросло до демократии. В действительности ее еще не было. Правда, историографы ссылаются на античные Афины времен Перикла (род 492 году до н.э., правил 40 лет с 461 года), называя их золотым веком афинской демократии, расцветом литературы и искусства. С первым я бы поспорил. Прежде всего, это была рабовладельческая демократия. Раб не имел никаких прав и не считался человеком. К нему относились как к домашней утвари, корове, лошади. Раб был выведен из юрисдикции государства. Наказать его или простить даже за убийство мог только его владелец. Существовало специальное учреждение, которое по заказу хозяина и за соответствующую плату подвергало провинившегося телесному наказанию, или лишению жизни (Обычно сбрасывали несчастного со скалы).

А за что приговорили к смертной казни великого философа Сократа (родился 469 году) – за инакомыслие.

В частности , к существующему пантеону языческих богов он осмелился присовокупить «своих». Но ведь право на свое мнение, отличное от мнения властей, и высказывать его, не важнейшая ли черта демократии? А сколько философов, политиков, военачальников, даже полководцев вынуждены были бежать в другие страны, спасаясь от преследования афинского суда, скорого на расправу.

Жители афинского города-государства делились на граждан и неграждан (совсем как в нынешней Латвии). Статус гражданина Афин имели те, у кого оба родителя являлись афинскими гражданами. Все остальные – не граждане (О рабах, которые составляли значительную часть населения, вообще нет и речи). Так вот, граждане имели право на долю военной добычи (драгоценные металлы, изделия, зерно, скот, масло, рабы и проч.), а неграждане получали кукиш с маслом. Не случайно, древнегреческий историк Фукидид писал об эпохе Перикла: «На словах это была демократия, на деле — правление одного лица».

Но, вернемся к современности. Во многих западных «продвинутых» странах, для выборов в члены парламента, местного самоуправления, достаточна явка избирателей менее 50 ;процентов голосуют «за» еще меньше. Какое уж тут волеизьявление народа!

В нашей стране законодатель в целях развития самоуправления граждан, их общественной активности упразднил жэки и принял закон «О товариществах частных собственников жилья». Логично: своим жильем должны управлять сами владельцы. Но беда в том, что они не хотят им управлять. Например, проводятся выборы правления ТЧСЖ или его отчет, из тысячи жильцов являются 3-4 десятка человек. Остальных даже не интересует, как расходует дирекция их кровные денежки (членские взносы). А на собрание жильцов стоквартирного жилого дома по выборам председателя домового комитета являются чуть более десятка человек. Так насколько оправдано на практике такое подобие демократии?

Григорий Айрапетянц

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей