Памяти Б. А.Тургунова – всемирно известного археолога и настоящего друга
Восточная мудрость гласит — жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при каждом шаге вперед.
Увы, в наше время не многим амбициозным согражданам удается не «наследить», а оставить свой прочный след в жизни, в любимом деле, в сердцах родных и друзей. А вот одному из моих давних знакомых это удалось сполна. Хотя на это ушла целая жизнь, полная тревог и волнений, удивительных приключений, открытий и успехов.
Не так часто журналистские встречи обещают долголетнюю дружбу с человеком занятым, увлеченным своей юношеской мечтой. В этом смысле мне повезло, потому что на протяжении двух десятилетий я постоянно в мыслях возвращалась к своему герою, созванивалась и всегда радовалась его рассказам об очередных экспедициях и находках, о выставках и юбилеях, успехах его супруги, детей и внуков.
Наше знакомство с археологом Б.А. Тургуновым произошло случайно. В то время я по своему рабочему плану отправилась в Научно-исследовательский институт искусствознания АН РУз, чтобы взять интервью у одного из сотрудников.
Встретили меня там приветливо, побеседовали, однако в связи с очередной шумной «перезагрузкой» руководящего состава, быстренько «делегировали» в музей местного значения.
Окрыленная оказанным доверием, я, поднявшись по крутой лестнице на пятый этаж, без всяких видимых препятствий проникла в музей. Побродив в одиночестве по небольшому залу, разделенному арками, изучив настенные карты, экспонаты на открытых импровизированных стендах и полюбовавшись отреставрированной статуей Будды, я откровенно заскучала возле странного предмета, напоминающего безвесельную лодку каноэ.
Именно возле нее меня и застал улыбчивый, аккуратно одетый человек, который, представившись по всей форме и извинившись за своего припозднившегося коллегу, выразил желание ответить на мои вопросы. Вот так состоялась наша первая встреча с заведующим отделом института, кандидатом исторических наук Б.А.Тургуновым.
Я постаралась, как говорится, сходу взять быка за рога и, махнув рукой в сторону каноэ, поинтересовалась у Баходира Азизовича откуда взялась лодка, выставленная у входа в институтский музей?
Нисколько не удивившись началу интервью, археолог подвел меня поближе к этому «каноэ» и объяснил, что я по ошибке приняла хорошо сохранившийся глиняный саркофаг за маломерную лодку. Несколько лет назад этот артефакт был совершенно случайно обнаружен жителем одного из районов Сурхандарьинской области.
— Мы его забрали для плодотворного общения с журналистами, — пошутил мой собеседник. Кстати, на днях мы со студентами и сотрудниками экспедиции отправляемся в те края. Слышал, что и вы когда-то посещали исторический факультет ТашГУ (ныне НУ Уз)? Тогда милости просим в наш коллектив. Обещаю, будет очень интересно, но жарко. Кстати, познакомлю и с японскими коллегами.
Его осведомленность по части моего «дополнительного» образования удивила, но поблагодарив собеседника за приглашение, я спросила, а что конкретно заинтересовало японцев в стране далекой? Ведь Узбекистан и Япония отнюдь не близкие соседи?
— Все очень просто, — ответил археолог. Благодаря его величеству случаю, один любознательный турист из Страны Восходящего солнца в свой самый первый приезд в восьмидесятые годы минувшего столетия в нашу республику, неожиданно для себя обнаружил здесь истоки буддизма. Это был известный археолог, антрополог, историк и этнограф Кюдзо Като из японского университета СОКА.
Кроме того, профессора поразили и ценнейшие артефакты, обнаруженные при раскопках древнейшего городища Дальварзинтепе, которое в III—IV вв. было одним из крупных торгово-ремесленных поселений Кушанского царства, о которых ученый прочитал в научной периодике еще до приезда в Узбекистан.
Но самый большой отклик в его душе вызвали храмы со статуей Будды. Ведь японцы народ верующий и на протяжении многих столетий преданно почитают Будду, посвящая ему самые прекрасные праздники. Однако у них эта религия возникла на шесть веков позже, чем в наших южных краях и столь древними священными находками они, конечно, не располагают.
Кстати. Слово «Будда» — это титул, который буквально значит — «тот, кто пробудился к реальности». По историческим источникам легендарный Будда родился в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии. Живя под именем Сиддхартха Гаутама, он не провозглашал себя богом или пророком, а был человеческим существом, которое познав жизнь глубочайшим из всех возможных способов, стало Буддой, то есть Просветленным.
В своем первом поучении Будда объяснял, что всякий, кто хочет освободиться от страданий, в своем образе жизни должен избегать двух крайностей: аскетизма и излишеств. Если намеренно причинять боль или вред своему телу, осложняя себе жизнь, то невозможно достичь Освобождения. Также невозможно прийти к нему и живя в роскоши.
Баходир Азизович, с Буддой все понятно. А расскажите вкратце о вашей легендарной находке, однажды поразившей все мировое научное сообщество.
— Та памятная история произошла 25 сентября 1972 года. В тот день в результате очередных раскопок на городище Дальварзинтепе в Шурчинском районе Сурхандарьинской области сотрудники институтской археологической экспедиции в доме богатого горожанина откопали богатый клад. Это был глиняный кувшин, до горловины заполненный золотыми предметами.
Среди них основном были женские украшения с драгоценными камнями: пекторали, браслеты, ожерелья, серьги, обручи, бляхи и части ювелирных изделий, а также более двух десятков золотых слитков по 896 гр. каждый.
На некоторых из них были выгравированы древнеиндийские надписи кхароштхи (разновидность древнего индийского письма, развившегося на основе арамейского, читающегося справа налево, а в позднейших надписях — слева направо). Эти древнейшие надписи относятся к III в. до н.э. Всего же мы насчитали 115 предметов весом 35 килограммов 712 граммов.
Практически все находки подтвердили научную гипотезу группы узбекистанских ученых-археологов во главе с академиком Г. Пугаченковой, считавшей, что на юге республики на протяжении нескольких веков до возникновения ислама наряду с зороастризмом, широкое распространение получил и буддизм.
Найденный клад без приключений, в полной сохранности был доставлен молодыми археологами в Ташкент. Но, в связи с тем, что сокровища обнаружили не кладоискатели, а скромные члены археологической экспедиции, то и соответствующих денежных вознаграждений им не полагалось. Однако вскоре самым активным участникам экспедиции, в том числе и Б.А.Тургунову с его многодетной семьей, выделили ордера на типовые квартиры в одном из новых районов столицы.
Кроме того, в тот же сезон на месте раскопок были обнаружены еще пара великолепных шахматных фигурок, выполненных из слоновой кости и датированных, примерно, II веком н.э. В научном мире это находка произвела сенсацию, практически изменив теорию о появлении шахмат в Центрально Азиатском регионе, так как, до этого зарубежные ученые, исходя из фигурки «слона», найденной в Иране, считали, что древняя игра в шахматы возникла лишь в V в. н.э.
Известно, что археологическая экспедиция по следам древнейших поселений — дело трудоемкое и затратное. Чем же мотивируется очередная?
— Вы правы. При планировании каждой экспедиции все имеет значение. В связи с этим, наши сотрудники особое внимание уделяют постоянными неформальными общениями с населением районов, в результате которых и осуществляются выезды.
К примеру, однажды мне позвонил взволнованный хоким г.Денау и сообщил, что один из жителей на своем подворье при рытье канавы вдруг обнаружил еще один саркофаг в виде керамического ящика. В нем лежали останки, предположительно, воина с сорокасантиметровым железным кинжалом на груди. Ну, и как тут было не поехать?
Случалось, что гораздо позже в тех же краях при очередных раскопках удача сопутствовала и нам в виде нескольких захоронений, кладов или различных предметов быта. Поэтому музеи страны постоянно пополняются разнообразными артефактами.
В дальнейшем, благодаря участию японских археологов, наша экспедиция получила определенную материальную помощь в виде современной фото и видеоаппаратуры, новой измерительной техники, материалов для проведения всевозможных экспертиз. Для японской стороны каждая экспедиция, в результате которой появлялись даже самые незначительные находки, становилась в буквальном смысле, «пиршеством богов». А нас спецаппаратура и японский энтузиазм вдохновляли на все новые «научные подвиги». Вскоре постоянное научное общение с коммуникабельным профессором Кюдзо Като и его группой научных работников крепко сдружило не только нас, но и наши семьи.
Баходир Азизович, сравнивая древние музейные экспонаты, среди которых домашняя утварь, глиняная посуда, ключи, стеклянные флаконы для благовоний и духов и ювелирные изделия с современными предметами, невольно приходишь к выводу, что по прошествии веков человечество основательно «застыло» в развитии своего творческого потенциала. Это плохо или хорошо?
— Ни то и ни другое. Дело в том, что практическое использование в нашей жизни опыта древних цивилизаций в очередной раз напоминает о великой культуре народов, ранее обитавших на этой земле и оставивших свой неповторимый след в истории развития всего человечества. Так зачем же заново «изобретать колесо», если некоторые предметы своей функциональностью вполне отвечают потребностям наших современников. К тому же, на многочисленных художественных выставках мы видим, как наши молодые дизайнеры, периодически возвращаясь к истокам и переосмыслив в духе нашего времени самобытное творчество предков, успешно создают свои креативные произведения, пользующиеся успехом как у нашего населения, так и у многочисленных туристов.
Кстати, о международных выставках, в которых вы принимали самое активное участие — чем, конкретно отличалась одна из японских в городе Фукуока «Великий шелковый путь и его наследие»?
— В основном количеством ценных артефактов. Так, на зарубежную вышеупомянутую выставку впервые НИИ искусствознанием АН республики было выделено вместо «традиционных» десяти экспонатов уже 87, частично найденных в ходе узбекско-японской совместной экспедиции. При этом, стоит отметить, что постоянное внимание и успехи аналогичных выставок в Японии весьма предсказуемы, благодаря именно экспонатам, связанным с буддизмом, позволяющим благодарным посетителям еще ближе познакомиться с историей и культурными традициями Центрально Азиатского региона. Думаю, что эти артефакты не случайно дошли до наших дней через тысячелетия, начиная со времен походов Александра Македонского, заложившего начало взаимоотношений между Западом и Востоком.
Вы побывали во многих странах и только в далекую Японию совершили более двух десятков путешествий. Чем страна восходящего солнца Вас так приворожила?
— Наверное, это перст судьбы, так как я убедился, что в этой жизни ничего случайного не бывает. И даже моя встреча с японским профессором Кюдзо Като не является исключением. Именно благодаря нашему содружеству я вместе с супругой неоднократно побывал на его родине и всем сердцем полюбил ее.
Юношеская мечта о путешествиях в далекие экзотические страны, навеянная знаменитым советско-индийским фильмом «Хождение за три моря» и серебряная медаль выпускника средней школы привели меня на археологическое отделение исторического факультета Таш ГУ. А вот работа с первого курса на раскопках древнего античного городища придали мне уверенность в том, что в скором времени я и сам смогу осуществить свою мечту, вдоволь попутешествовав и не только за три моря (смеется).
И действительно ныне известному в Центрально Азиатском регионе ученому-археологу посчастливилось поучаствовать во множестве экспедиций. Правда, сначала с рюкзаком за плечами, да с лопатой и киркой в руках, а со временем уже в роли руководителя одной из самых значимых экспедиций. По количеству стран он давно превзошел не только Афанасия Никитина и Николая Миклухо-Маклая, но многих других известных путешественников.
Безусловно, некоторый элемент везения в его жизни присутствовал — ведь первыми, кто благословил юношу на тернистый археологический путь, стали его наставники — известные академики М.Масон и его супруга Г. Пугаченкова, являющиеся для своих учеников ярким примером самоотверженного служения любимой науке. Именно благодаря их влиянию Б. Тургунов более полувека продолжал свои непростые путешествия-экспедиция, как в прошлое, так и в настоящее разных стран планеты Земля.
За последние годы многое изменилось в нашей республике, но историческая наука и археология, постоянно развиваясь, продолжают удивлять мир все новыми и новыми открытиями, не без многолетнего активного сотрудничества уважаемого и неугомонного японского профессора Кюдзо Като.
Известный японский ученый за четверть века успел посетить полюбившийся край более шестидесяти раз, выучить узбекский язык, принять участие в раскопках и опубликовать книги «Древности Южного Узбекистана», «Городище Дальварзинтепа» и научные работы «На перекрестке Шелкового пути», «Путешествие по Евразийской цивилизации» и «Выдающиеся люди Средней Азии».
А еще вместе с Баходиром Тургуновым этот романтик, к сожалению навсегда покинувший этот подлунный мир, сумел сделать самое главное — передать свою трепетную любовь к истории и археологии большой плеяде талантливых японских и узбекских последователей, ставших маститыми учеными и продолжающими дело двух друзей. Даже перешагнув девятый десяток лет, Кюдзо Като, на пороге вечности продолжал трудиться, оставляя после себя не только глубокий научный след в изучении искусства и культуры Узбекистана, но и ухоженную рощицу сакуры, радующую по весне своим пышным цветением жителей благодатного края.
История с золотым кладом будит воображение и невольно просится в остросюжетный блокбастер. Я в этом смысле не исключение, а повлияла ли она на ваших детей при выборе профессии?
— К сожалению, она их не вдохновила. В общем, никто из моих шестерых детей и многочисленных внуков так и не стал археологом, лишь дочка Хуршида пошла по стопам родителей, став историком. А вот мой единственный наследник Умид, закончив японское отделение Ташкентского государственного института востоковедения и пройдя двухлетнюю стажировку в Японии, создал туристическую фирму, принимающую в наших пенатах японских гостей.
Баходир Азизович, несмотря на солидный возраст и частые археологические экспедиции в сложных климатических условиях вы, на мой взгляд, сегодня находитесь в хорошей физической форме. Наверное, за долгие годы участия в раскопках, вам удалось «докопаться» до таинственных древних рецептов, влияющих на долголетие homo sapins. А не могли бы вы поделиться ими с нашими читателями?
— Тайны никакой нет. Полагаю, что залог здоровья и долголетия это, прежде, всего активный физический труд в экспедиции на свежем воздухе, здоровый режим и питание без излишеств, так как Будда повелел (смеется). И, поверьте, любой археолог или геолог, пропадающий месяцами в экспедициях, всегда это подтвердит.
В нашу последнюю встречу с Б.А. Тургуновым, теперь уже в качестве члена- корреспондента Германского археологического института, профессора японского университета СОКА и бессменного руководителя первой узбекско-японской совместной археологической экспедиции, я поинтересовалась у него, а удалось ли ему осуществить все свои мечты?
— Вполне. Я давно мечтал написать книгу о Японии на основе моих путевых заметок, видеозаписей и фотографий, которая впервые на узбекском языке познакомят жителей республики с обычаями и традициями талантливого народа этой страны, ее памятниками истории и архитектуры, с ее удивительной природой. И мне это удалось — презентация книги «Японлар — кимлар улар?» («Японцы — какие они?») уже состоялась в узбекско-японском культурном центре.
А еще он поделился своими планами, связанными с проведением юбилея по случаю возникновения на нашей многоликой планете города Денау в Сурхандарьинской области. Другая заветная мечта была связана с преемственностью новых поколений ученых, которые просто обязаны успешно продолжить дело всей его и Кюндзо Като жизней. Мечтал он и о том, чтобы знаменитый золотой клад 1972 года был выставлен на всеобщее обозрение в каком-либо музее на длительный период, дабы каждый желающий мог отдать дань уважения таланту далеких предков…
Но, к сожалению, в наступившем году Б.А. Тургунову уже не суждено в конце марта в очередной раз отправиться на базу археологической экспедиции, созданную при участии его верного японского друга, и вместе с ним найти еще одну статую загадочного Будды, предположительно покоящеюся в глубине дальверзинских холмов.
Хотя, кто знает, возможно, встретившись в ином мире с Кюдзо Като они непременно осуществят все ими задуманное и тогда к двум статуям сидящего и стоящего Будды наконец присоединится еще один — лежащий.
НАТА АЙРУМОВА
Фото из архива автора, семьи Тургуновых и музея НИИ искусствознания
P.S. В Сурхандарьинской области уже есть улица и школа им. Кюдзо Като. В 2020 году запланировано открытие Мемориального комплекса с Музеем его имени … В связи с этим, хочется верить, что в этом современном «Храме на все времена» найдут свое отражение и итоги двадцатипятилетней плодотворной совместной работы и дружбы представителей двух талантливых народов – узбека Баходира Тургунова и японца Кюндзо Като.
Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У нас в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли — не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,АДРЕС ДЛЯ ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,ПОСЫЛКУ МОЖНО ОТПРАВИТЬ ДЕЛОВЫМИ ЛИНИЯМИ,данные мои там забиты,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту xxUbahbi4xx@yandex.ru И еще у нас есть петиция,если не затруднит вас подпишите.http://chng.it/cPmmdqsk Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.