Интервью с социологом Катажина Андреюк, исследующей вопросы польской иммиграционнй политики, а также ситуацию иммигрантов из мусульманских стран в Польше.
«Политика в отношении мусульманских иммигрантов в Польше», — такую тему представила на Фестивале науки в Варшаве социолог Катажина Андреюк из Института философии и социологии Польской академии наук. Я пригласила Катажину Андреюк к беседе.
— Вы занимаетесь исследованием вопросов иммиграционной политики, но также ситуацией людей, прибывающих в Польшу из мусульманских стран. Начнем с того, из каких стран больше всего мигрантов или беженцев прибывают в Польшу?
Катажина Андреюк: Если говорить о мусульманских странах, то есть, о таких, где ислам является официальной или господствующей религией, которую исповедуюет большинство населения, можно назвать несколько таких стран, создающих достаточно большие иммигрантские общины в Польше. Прежде всего, Турция, из которой прибывает самое большое количество иммигрантов-мусульман. Это примерно 4 тысячи человек в данный момент проживающих в Польше. Другие страны, такие как Узбекистан, Казахстан, Пакистан, Египет, Ирак, Сирия также являются странами, в случае которых иммигрнатские общины в Польше составляют более тысячи человек в каждом из этих случаев. Можно сказать, что иммигранты из мусульманских стран явно не составляют большинство этой категории в Польше, поскольку самой большой иммигрантской группой являются украинцы. При этом мусульманские общины постепенно увеличиваются. Например, что касается турков, то между 2010 и 2018 годом турецкая община в Польше выросла в два раза.
— А как выглядит ситуация в случае чеченцев? В своем докладе Вы упомянули, что они не выступают в статистиках именно как иммигранты из мусульманских стран. Почему?
Катажина Андреюк: Конечно, статистические данные могут служить нам подкреплением, но они не говорят обо всем. Приезжие из таких стран, как Казахстан или Узбекистан могут быть лицам польского происхождения, католиками, приехавшими в рамках программы репатриации, а значит, это не обязательно мусульмане. В свою очередь, беженцы из Чечни действительно представляют собой одну из самых многочисленных мусульманских групп в Польше, при этом в официальных данных соответствующих учреждений фигурируют как граждане Российской Федерации. А значит, по статистике, являются иммигрантами из христианской страны. И по самым новым данным Управления по делам иностранцев в 2019 году, статус беженца в Польше имеет около 400 человек из России, а почти 1300 (тысяче тремстам) российским гражданам обеспечена дополнительная защита в Польше. Можно догадаться, что это именно иммигранты из Чечни, исповедущие ислам.
— Какие основные факторы или причины людей из мусульманских стран являются решающими в выборе Польши как страны проживания?
Катажина Андреюк: Если говорить о Польше, то она за последние годы стала страной более привлекательной для иммигрантов по причине вместительного рынка труда. Иностранцы приезжают к нам в поисках работы. Также большое значение имеет членство Польши в Европейском союзе. После 2004 года мы наблюдаем увеличение потока иммигрантов, не только из мусульманских стран, но также из других стран. Приезжают, с одной стороны, экономические иммигранты, на заработки, с другой стороны — люди, вынужденные бежать из своей страны в связи с политической ситуацией. При этом они не обязательно имеют статус беженцев, поскольку мотивация международной мобильности может быть смешанной, объединяющей как экономические, так и политические факторы. Иностранцы активно прибывают также на учебу, потому что диплом вузов Польши как страны ЕС признается во всей Европе. Так что это тоже важный фактор, привлекающий молодежь, которую социологи называют образовательными иммигрантами. Учитывается также причина воссоединения семьи. То есть, люди, прибывающие к своим супругам, детям, родителям, уже поселившимся в Польше. Так что миграция, в том числе индивидуальная, вызвана целым комплексом фактором, и сложно ограничиваться лишь одним.
— А что Вы можете сказать относительно адаптации приезжих мусульман к польским условиям?
Катажина Андреюк: Говоря о том, каким образом они интегрируются, или адаптируются к жизни в Польше, то по моим исследованиям и данным рынка труда вытекает, что они очень разными способами функционируют на этом рынке и в быту. Некоторые приспосабливаются к главному тренду рынка труда, но существует также довольно заметная сфера так называемой этнической экономики. Создается много фирм, базирующихся на этнических продуктах, услугах, связанных со страной происхождения иммигрантов. Это важно с точки зрения возможности обеспечить себе достойную жизнь. Кроме того, иммигранты с высокими квалификациями, как из мусульманских стран, так и из других, очень востребованы, и занимают высокие должности, требующие больших компетенций, чем только знакомство польского языка и культуры.
— И главный вопрос: какова же политика польского государства в отношении мусульманских иммигрантов и специфика этой политики? Ведь в Польше издавна существуют традиции большой толерантности к людям других вероисповеданий, в частности, к мусульманам…
Катажина Андреюк: Можно говорить о двух измерениях этой политики — о политике дискурсивной, то есть, о политическом нарративе, представлениях, функционирующих в СМИ, и о политике регуляторной. То есть такой, которая проявляется в правовом поле, в законодательных нормах и в деятельности учреждений, нацеленных на интеграцию иммигрантов. И выразительно видны две тенденции. В дискурсе не всегда это отношение проявляется как однозначно позитивное. При этом регуляторная политика, правовые решения в отношении мусульманских иммигрнатов весьма позитивны и открыты. Признание и защита различий вероисповедания в Польше очень сильны и развиты. Они формировались еще во времена присутствия татарского этнического меньшинства в Польше. Государство обеспечивает широкий масштаб религиозной свободы и возможности ассимиляции без утраты национального самосознания. И в этом отношении Польша верна своим традициям.
Автор передачи: Ирина Завиша