Молодой сельский узбекский паренек в начале войны закончил курсы младших лейтенантов. В боевых действиях командовал пулеметным взводом в 40-й армии 2-го Украинского фронта.
Тот страшный бой, когда батальон с пулеметчиками Каримова получил приказ атаковать горную высотку в Румынии, узбекский ветеран помнил в самых мелких деталях. Высота была взята, но фашисты решили вновь ею овладеть. Они «утюжили» ее артиллерией, бросали в бой танки, атаковали многократно превосходящими силами пехоты. В один из моментов, когда из 850 бойцов батальона в живых осталось лишь 60 и почти все офицеры были убиты, раздался чей-то панический крик: где командир? И тогда во весь рост встал лейтенант Гулом Каримов, сжимая автомат, и четко с металлическим оттенком в голосе произнес: я командир!
Несколько дней и ночей советские солдаты удерживали высоту, а склоны горы были буквально усыпаны телами противника. Когда подошло подкрепление и бой победно закончился, раненый, истекающий кровью узбекский лейтенант доложил генералу армии: приказ «держаться до последнего» выполнен! В живых тогда из полного состава батальона осталось всего 17 красноармейцев.
Гулом Каримов участвовал в боях за освобождение Венгрии, где также проявил героизм и отвагу. Но получил тяжелое ранение, пролежал в госпитале и вернулся домой в конце 1944 года. До конца жизни его неизменными спутниками стали костыли.
Довольно трагично развивались события, связанные с получением награды. Еще в больнице ему объявили, что он представлен к званию Героя Советского Союза. Когда Гулом вернулся в родной поселок, то поделился с односельчанами этой радостной вестью. А в 1945 незадолго до Дня Победы ему официально объявили о присуждении этого звания.
Но вскоре его вызвали в местное отделение Комитета госбезопасности и стали допрашивать. Дело в том, что все списки награжденных регулярно публиковались в центральной и местной печати, но фамилия Г.Каримова там отсутствовала. «Почему?» – смотря на Гулома как на преступника, спросил особист. Тот в ответ лишь пожал плечами. «Мы разберемся с самозваными героями, а пока вам никуда нельзя выезжать из поселка», – сказали ему голосом, не предвещавшим ничего хорошего.
С тяжелым сердцем возвращался Гулом домой, не понимая, что же происходит. А рано утром к нему пришли друзья и посоветовали куда-то убежать, поскольку принято решение… о его аресте.
– Мне, фронтовику, освобождавшему Белоруссию, Украину, Румынию, Венгрию… бежать? Почему? – недоумевал Г.Каримов.
Он взял костыли и поехал в Ташкент. Решил обратиться в ЦК партии, но там его не приняли, посоветовав обратиться в Среднеазиатский военный округ. У красноармейца не было с собой ни копейки на трамвай, и он пешком на костылях преодолел немалое расстояние. Там его выслушали, забрали документы и приказали… ожидать, никуда не уходя.
Фронтовик и не думал никуда исчезать, а ждать пришлось несколько часов. О многом он передумал и легче становилось лишь когда вспоминал… страшные дни войны. Он перебирал в памяти свой последний бой в Венгрии, в ходе которого был тяжело ранен и очнулся утром, услышав немецкую речь, – фашисты добивали раненых красноармейцев. Гулом закрыл глаза, мысленно попрощался с родными, затаив дыхание. К счастью, фрицы прошли мимо, приняв его за убитого.
Но война кончилась, он в родном Ташкенте, а испытание на него обрушилось похлеще, чем на фронте. Неужели его ждет арест, за что?
Но вот наконец его позвали, и вскоре Г.Каримова принял… командующий округом. Гулома накормили, напоили чаем, генерал расспрашивал о боевых действиях, в которых участвовал узбекский пулеметчик, а потом сказал:
– Мы все проверили, вы настоящий герой, просто по чьей-то ошибке ваша фамилия не попала в опубликованные списки. Можете спокойно возвращаться в свой поселок, а ретивый особист будет наказан.
Бывает, оказывается, в трагических историях счастливый конец!
… Имена многих Героев Советского Союза той страшной войны из Узбекистана сейчас, к сожалению, позабыты. В первую очередь, безусловно, приходит на ум первый узбекский генерал Сабир Рахимов, посмертно награжденный высоким званием. Это, безусловно, наша национальная гордость, это человек, овеянный легендой. Но ведь таких были сотни. Почему про них не пишут проникновенные статьи, не снимают фильмы или телепередачи, не называют их именами улицы, поселки, города?
Ведь они это заслужили…
Чулпон ХАМАТОВ.
Спасибо Вам. Очень хочется больше знать про наших героев Великой войны.
Из Риштанского района вышли 2 Героя. про Казбека — Мамадали Тапвалдыева, снят художественный фильм "Незабытая песня" (1974) с Рустамом Сагдуллаевым в роли
и много много документальных…
Албатта оталаримиз жасоратини унутмаслигимиз керак.
Сабыр Рахимов был казахом по национальности