Первое выступление узбекистанца Бехзода Давронов в опере «Царская невеста» на исторической сцене Большого театра в Москве пришлось на 1146 показ, начиная с премьеры 1916 года., и 44 со времени постановки в 2014 году.
После спектакля, несмотря на позднее время, молодой солист Большого театра дал эксклюзивное интервью нашему изданию
— Поздравляем с дебютом в партии Лыкова на исторической сцене Большого театра. Какие ощущения после спектакля?
— Очень ответственный спектакль, шедевр русской классики. В этой опере всё должно быть – и музыка, и действие, и подача голоса. Очень приятные ощущения, оттого что не просто пел, а передал образ как актёр. На разборе после спектакля воодушевили. Но всегда есть куда расти, надеюсь, дальше будет лучше.
— Каким хотели представить своего героя – Ивана Лыкова?
— Ваня Лыков моложе меня, — улыбнулся Бехзод. – Его послали учиться в Германию, там он насмотрелся на диковины европейской жизни, «сами немцы ходят богато и жён нарядно водят, и взаперти не держат, как у нас». Это умные речи, за них можно было поплатиться смертью от рук верного поданного Ивана Грозного, головореза Малюты Скуратова – другого персонажа оперы. Иван романтик. Молодой, неискушенный, влюблённый в свою невесту Марфу Васильевну. Искренний, правдивый юноша, который верит, что нужно учиться хорошему на стороне, он восхваляет царя за обретенный в поездке опыт, считая его к добру. Лыков — новый человек на Руси.
— Как работали над образом?
— Я очень люблю историю. Это всегда был один из моих любимых предметов. Просмотрел массу книг и фильмов об эпохе Ивана Грозного. Это было время, когда в один момент можно было поплатиться головой за любое неугодное слово или провинность. Мой персонаж доверчив и эмоционален, все близко принимает к сердцу. Римский-Корсаков — гений. Если закрыть глаза и просто слушать музыку и солистов, можно понять, что делают персонажи. Музыка сама говорит тебе о действии и характере героя. В начале первой арии сразу чувствуется восторженное повествование, а в сцене смерти Марфы – трагедия.
— Партия Лыкова для вас не новая, вы её уже исполняли в Ташкенте. Чем на другой сцене обогатился образ вашего героя?
— Да, в мае 2017 года я пел Лыкова в «Царской невесте» на сцене ГАБТа имени Навои. Это тоже достойная постановка. Но московская отличается простотой и основательностью, декорациями и сценографией, достоверностью и богатством исторических костюмов. которые бережно сохраняются на протяжении десятилетий. Здесь большой и очень профессиональный состав исполнителей, хор, оркестр.
Образ моего героя выкристаллизовался за это время. В Ташкенте пел молодой и не очень опытный стажёр. Здесь я тоже начинающий, но в музыкальном плане глубже стал понимать драматургию и пою как актёр. В Ташкенте для меня главным было спеть арии. Теперь лучше понимаю роль оперного певца на сцене. Публику не завоюешь только красотой голоса. Публика смотрит в твои глаза и видит, как ты играешь, понимаешь ли драматургию образа.
— Чувствуете ли вы во время спектакля зал, публику?
— Пока пою и играю, погружён в реальность действия. Музыка сама расставляет акценты,где и какую энергию отдать. Есть во второй арии Лыкова такие слова: « Стану тебя я и холить и нежить, стану лелеять голубку мою». Обычно тенора стараются вытянуть верхние ноты. Зачем об этом думать? Нужно просто проживать каждую фразу, не думая о верхах. Это главное.
— Могут ли события, мысли, чувства героев времен эпохи Ивана Грозного быть созвучны современности?
— Конечно. Любовь и ревность, благородство и коварство, дружба и предательство были и будут во все времена. Грязной тоже полюбил Марфу, невесту моего героя. Он коварно хочет добиться её любви с помощью приворотного зелья. Притворяется другом Лыкова и, оговорив, предаёт, его. Любаша идёт на всё, вплоть до измены и преступления, желая вернуть Грязного. Опера учит, что нельзя любой ценой обрести любовь и счастье, нельзя преступать некие моральные барьеры. Расплата наступит, раскаяние придёт, и совесть лишит душевного покоя. Искупление неизбежно.
— Вы молоды, талантливы, добились большего, чем многие из ровесников. О чём мечтаете?
— О многом. Но самое главное – я мечтаю о мире во всём мире. И чтобы были здоровы мои родители. И всё. Это главное моё желание. А в профессиональном плане… Мечтать не вредно, но нужно всего добиваться своими силами. И не мечтать, а работать. Если человек трудится, все ему удаётся.
— Вам хватит упорства на постоянный труд? Большой театр – предел возможностей или вы хотите выступать и на других сценах?
— Конечно, упорства хватит. Я оптимист. Большой театр за год стал для меня домом. Я даже жил в нём целых четыре месяца в студии для приглашённых артистов. И зарегистрирован по адресу Театральная площадь, 1. В связи с этим расскажу интересную историю. Как-то, решив отдохнуть от бритья, я оброс жгуче-черной бородой. Отправился по делам, и меня остановили полицейские. Спросили документы и регистрационную карточку. Прочитав всем известный адрес, очень удивились. Отпустили. Большой театр для меня дом, в котором и стены помогают. Но кто из артистов не мечтает выступать на других сценах мира? Всегда хочется большего. Бывают взлёты, случаются неудачи. Не надо впадать в депрессию. Лучше думать о хорошем, и оно обязательно настанет. Главное, надеяться.
— Завидный у вас характер. Расскажите немного о себе.
— Я родился в Самарканде в 1993 году. Семья у нас музыкальная. Мама, Антонина Исмаилова, педагог по классу скрипки. Папа, Дамир Облобердиев, отлично играл на дойре, кларнете, был также талантливым художником. Дедушка, Даврон Облобердиев, работал директором музыкальной школы. Он мастерски играл на узбекских народных инструментах (таре, рубабе), пел народную классику, макомы.
Музыкантом в детстве я себя не видел. Учился в музыкальной школе, но увлекался футболом. Травма ноги охладила спортивный азарт. Шесть лет учился по классу фортепиано, потом поступил в колледж искусств на отделение хорового дирижирования. Слушал, как поют однокурсники и думал: «Может, я тоже так смогу?» Пел эстрадные песни, и как-то несерьёзно относился к вокалу.
— Что побудило отнестись серьезнее?
— Когда учился на втором курсе, к нам приехали с концертом студенты консерватории – класс моего будущего педагога. Мне понравилось исполнение оперных арий, очень тронула музыка. Захотелось петь так же. На втором курсе перевелся на вокальное отделение. Педагог по вокалу, Галина Раззакова, раскрыла мой голос: сначала баритон, потом я начал петь как тенор. Мне это было интересно, и всегда хотелось петь. Окончив колледж, поехал в Ташкент поступать в консерваторию. Музыкальных баллов давалось всего 60 — судьбу будущих музыкантов решают тесты, и учиться пришлось по контракту.
Педагогом оказалась Софья Анатольевна Цой, которая приезжала в Самарканд со своим классом. Она заложила очень хорошую базу: старалась заинтересовать, каждый день давала новые партии, арии, ариозо. Показывала, как владеть голосом, мы занимались с нею вокальной техникой. На втором-третьем курсе меня заметил профессор Владимир Неймер.
— Вам повезло. Профессор обладает чудодейственным секретом взращивания талантов. Каково учиться у него?
— Всегда было интересно и комфортно. Помню, как мы с Фирузой Аджиметовой готовили под его руководством финальную сцену из оперы «Кармен» Бизе. Мы репетировали всего один день, у меня не было даже оркестровой репетиции перед концертом. Но он чувствует исполнителя и ведет за ним оркестр.
— Владимир Борисович отметил 80-летие, он и сейчас работает со студентами, учит мастерству нового юного дирижера и полон замыслов.
— Я с удовольствием поздравляю дорогого наставника с юбилеем. Обожаю его. Он учил нас сценическому и исполнительскому мастерству, научил петь в сопровождении оркестра. Он строгий, пока вы не станете для него близким человеком. Эмоциональный — может и накричать, и прощения попросить. Любит пошутить. Дирижёр и музыкальный руководитель, он учил нас, как петь, вкладывая в исполнение смысл, как чувствовать музыку, а не воспроизводить «голые ноты». Учил выразительности, передаче музыкальной драматургии, построению образа, давал возможность выступать с оркестром.
Это великий педагог и человек, открывший путь в большое искусство молодым узбекистанским исполнителям и дирижёрам. На его требовательности держится уровень студенческого оркестра, постановок, интересных концертных программ. Долголетия и здоровья дорогому Владимиру Борисовичу. Он и Софья Анатольевна дали мне всё необходимое для творческого развития. Благодаря им я полюбил музыку.
— Участвовали в республиканских конкурсах?
— На третьем курсе стал лауреатом второй премии «Ешлик бахори». И сразу же получил приглашение дирижера и художественного руководителя Молодежного симфонического оркестра Узбекистана Камолиддина Уринбаева выступить с его коллективом во Дворце Форумов «Узбекистан». Пел партию Калафа из «Принцессы Турандот» Пуччини. При прослушивании маэстро похвалил за четкость исполнения, но это заслуга моих требовательных педагогов. Петь с этим оркестром тоже очень комфортно — оркестр как единое целое с тобой. Много ездил с коллективом по республике.
— Как работается в Большом театре?
— Выпало счастье работать с главный дирижером — музыкальным руководителем Туганом Сохиевым. Приглашенный дирижер ведущих европейских оркестров — Берлинского и Венского филармонических оркестров, Лондонского симфонического оркестра, он Музыкант с большой буквы. Волнуюсь, даже если он просто на меня смотрит — заметит любую ошибку и в музыке, и в артистическом образе. Концентрируюсь на 300 процентов! Работаю в Большом и с Антоном Гришаниным. Он приглашенный дирижер в Немецкой опере и Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, был приглашённым и в Большом театре, в этом сезоне стал штатным дирижером.
— Петь в Большом театре – мечта для оперного певца. Как удалось добиться милости Фортуны, ведь она весьма избирательна и улыбается далеко не всем.
— Наверное, помог случай. И любовь… С 24 ноября по 2 декабря 2017 года в России проходил VIII Международный конкурс оперных певцов «Санкт-Петербург». Конкурс очень популярен, в нём участвует много молодых музыкантов, желая заявить о себе в мире оперного искусства. Организатор и президент конкурса, председатель жюри — народная артистка СССР, профессор Ирина Богачева. В 2017 году подали заявки 200 певцов из 15 стран мира, в их числе — моя сокурсница. Мы дружили, вместе выступали на студенческих концертах, после окончания консерватории были приглашены стажерами в ГАБТ имени Навои. И когда она поехала на конкурс в Питер, следом отправился и я – признаться, хотелось увидеться.
Не ожидал, что займу какое-либо место в конкурсе, и когда после финала на торжественной церемонии объявили мою фамилию, не поверил своим ушам! Первое место разделил с баритоном из Монголии Бадралом Чулуунбаатаром. Народный артист России Сергей Лейферкус, член жюри, отметил, что в истории конкурса это редчайший случай, когда первую премию получили два участника – тенор и баритон.
— Приятно, что представительное международное жюри не только присудило вам звание лауреата и первую премию, но отметило эмоциональность и хорошую выучку. Это ведь не первая ваша международная победа?
— Да, к тому времени я имел звание лауреата и Гран-при Международного конкурса «Русская Романсиада». В петербургском конкурсе по условиям I тура кроме арии (выбрал каватину Фауста из одноименной оперы Гуно ) следовало спеть романс — обязательно на стихи петербургского поэта XVIII-XX веков. В III туре исполнил ариозо Германна из «Пиковой дамы».
— Став лауреатом, вы принимали участие в концертах в Санкт-Петербурге. А как стали солистом Большого театра?
— В составе жюри была заведующая творческими коллективами оперной труппы Большого театра Людмила Таликова. Предложила прослушаться в Большом театре. Я сомневался – думал, не слышно будет меня на такой большой сцене. Обменялись адресами и телефонами. Перед новогодними праздниками пришло сообщение из Москвы, с вопросом, готов ли приехать. Назначили дату. Меня послушал главный дирижер Большого театра Туган Сохиев и сразу сказал, что хочет взять в труппу. Теперь вот расту потихоньку, работаю.
Не забываю ташкентских наставников – они сыграли очень большую роль в моем творческом становлении. Прежде всего, мой педагог в консерватории Софья Анатольевна Цой. И Владимир Борисович Неймер. Для оперных певцов главный учитель – сцена. На сцене иные ощущения, чем в классе — на сцене певец растет.
— Сцена театра Навои тоже явилась школой?
— Конечно! В постановке режиссёра Андрея Слонима я впервые спел Лыкова в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Пел партию молодого цыгана в «Алеко » Рубинштейна – тоже в постановке А. Слонима. Выступил в роли Алладина в «Волшебной лампе Алладина» С. Вареласа в постановке Георгия Дмитриева. Были и другие партии.
Благодарен заслуженному артисту Узбекистана Кириллу Борчанинову за поддержку – думаю, все стажёры ему очень признательны. Это истинный профессионал, большой оперный артист и настоящий человек, не отказывающий молодым в помощи.
Продолжаю учиться в Большом театре. Поработал с замечательным пианистом Энрико Риджиолли . Он прекрасно разбирается в стилистике, учит, как надо петь итальянскую музыку. Очень благодарен помощнику главного дирижера — музыкального руководителя, народной артистке СССР Маквале Каcрашвили. Она гастролировала о многих странах мира, сотрудничала с выдающимися дирижёрами. Её советы для меня бесценны.
У нас в Узбекистане очень богатые голоса, и они ценятся в мире. Но у нас мало музыки, меньше возможностей раскрыться. Приехав в Москву, понял, что еще ничего не знаю. Столько всего в музыкальной культуре, чего мы не слышали. Я был удивлен, что много опер, о которых я ничего не слышал.
— Что бы посоветовали коллегам в Ташкенте?
— Увеличить репертуар, приглашать разных постановщиков и дирижеров. Ставить оперы на языке оригинала, обеспечив построчный перевод на табло. Изучать литературу. Нужны стажировки в других театрах. Желательно приглашать педагогов, чтобы, например, итальянцы передали умение выразить текучесть музыки.
— С кем из узбекистанских музыкантов довелось встретиться в Большом театре?
— В лучших постановках на исторической сцене можно услышать блистательного тенора Нажмиддина Мавлянова, мы земляки. В июле, 19 и 20 числа, он поёт в «Пиковой даме» Чайковского. В зале не будет ни одного свободного места. Недавно Азиз Шохакимов дирижировал оперу «Богема» в Большом театре. Эти встречи очень приятны и воодушевляют.
— Артисты нередко верят в приметы, бывают суеверны. А вы?
— Я не суеверен. Но прижилась привычка, привитая моим педагогом. Софья Афанасьевна учила, если упали ноты, поднять и непременно посидеть на них. И перед выходом на сцену я обязательно пью холодную воду. Не могу без этого петь.
— Есть ли планы выступить в Ташкенте?
— Как только у моего педагога будет концерт, обязательно выступлю. Приглашаю вас.
— А я оповещу наших читателей, если заранее сообщите дату. Что пожелаете соотечественникам?
— Скоро День Независимости нашей республики, как гражданин Узбекистана хочу пожелать, чтобы наша страна процветала. И творческие люди занимались творчеством, а не другими вещами. ГАБТ имени Навои вскоре откроет 90-й, юбилейный сезон. Желаю родному театру новых премьер, новых голосов. И чтобы удержали эти голоса. Удачи!
Тамара Санаева
Хотеть процветания Узбекистану из Москвы — это пустые слова.
Андрис Лиепа поднимает балет в ГАБТ имени Навои — причем без пустозвонства — это дела. Только об этом местная пресса не пишет, настолько привыкли хвалить переметнувшуюся за рубеж узбекскую творческую молодежь.
Андрис Лиепа поднимает балет в ГАБТ имени Навои — причем без пустозвонства — это дела. Только об этом местная пресса не пишет, настолько привыкли хвалить переметнувшуюся за рубеж узбекскую творческую молодежь.
Уважаемая roza!
Нужно понимать, что наши соотечественники за рубежом представляют и прославляют нашу культуру, а музыканты — нашу музыкальную школу. Артисты — это люди мира, и чем больше стран и сцен, на которых они выступают, тем больше чести их родине.
Что касается Андриса Лиепы, если вы не читали статьи о нём в наших СМИ, это не значит, что никто не писал и не пишет. У меня в nuz uz пять материалов связано с его творчеством и личностью.
Есть интервью с хореографом от 28 января, это часть 1, а вторая опубликована 25 января.
Прежде чем выступать с нареканиями в адрес артистов и журналистов, не мешает вникнуть в тему и изучить публикации.
Желаю вам любить искусство и артистов и понимать их предназначение.
Бехзод очень талантливый молодой солист, и то, что его пригласили в Большой театр, делает честь узбекской вокальной школе.
Спасибо за статью
Опера "Алеко" — Рубинштейна? Может автору обратить свой собственный совет — "не мешает вникнуть в тему" -к себе самой?
Так,рот быстренько закрыли! И попробуйте сами чего то в жизни добиться! А на автора ,и тем более на моего ребёнка ,рот открывать не позволю,нам это так просто не досталось,Понятно? Кровью и потом,трудом! Понятно?Хотите поговорить,пишите,отвечу на все интересующие вопросы.И запомните ,никому ничего так просто в жизни не даётся!
спасибо Антонина, за такого сына! гордость Самарканда! Узнала Нажмединна, рада что он тоже достиг таких высот. Помню его выступал на конкурсе красоты Мисс Самарканда 2001-2002 году.аж сама его объявляла,,Самаркандским Басковым,, вот и поёт там где пел Басков))))
Спасибо нашим учителям : Раззаковой Галине Джураевне в Самаркандском коллежде искусств,которая направила в нужное русло и помогла определиться с решением поступать в консерваторию и Цой Софье Анатольевне, светлая ей память и царствия небеснаго,которая была хорошим педагогом. Мы благодарны им безмерно.
Прекрасный голос, отлично держится на сцене и такой красавец, приятно слушать и смотреть!
О Розе ! Ее месеж показывает ее уровень культуры и развития ! Даже не стоит о ней писать ! Когда Я увидела в первый раз Бехзода ,то просто обалдела ! Узбек, или не важно кто по национальности поет чисто, видно что добрый по характеру, говорит о Мире во всем Мире! Я влюбилась как в своего сына ! Его ждет большое будущее и дай Бог или Аллах или Судьба берегла бы его всю жизнь. Счастливого тебе творческого пути милый БЕХЗОД, здоровья твоим родителям , которых ты так уважаешь. Узбеки в Лос Анджелесе слушают твой голос с удовольствием . С наилучшими пожеланиями — Р. РАЖАБИЙ
Интересное интервью, голос его пока не слышал, послушаю сегодня, но чувствуется, что он умён и эрудирован, молод и сценичен. Успехов ему в не легком труде!