В 17 лет вышел ее первый поэтический сборник «Страницы жизни», в который вошли стихи о молодежи, дружбе и красоте человеческой души. В своем художественном творчестве Зульфия воспевала свой народ и его многовековые традиции, прославляла мать, как хранительницу семейного очага.
Одаренный художник, будучи тонким знатоком человеческих душевных порывов, она создала произведения различных жанров: поэмы, баллады, элегии, лирические стихотворения, рассказы, очерки, публицистические статьи и газетные корреспонденции. Многие ее стихотворения были посвящены борьбе за мир и дружбе народов. В годы войны она писала высокопатриотические мобилизующие стихи.
В 1944 году в автокатастрофе погиб ее прославленный муж — поэт Хамид Алимджан — это был жестокий удар судьбы для 29-летней молодой женщины, которая осталась с двумя детьми.
Прекрасный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал: “Когда к Зульфие пришла большая неожиданная беда, она не опустила крыл, не сломалась. Так чаще всего поступали крупные художники. А у них мы должны учиться не только художественному мастерству, но и жизненной стойкости».
Многие достойные мужчины, плененные ее красотой и талантом, пытались завоевать ее расположение, но она, оставаясь очень милой и общительной женщиной, была непреклонна: памяти своего любимого мужа она никогда не изменит!
Трагические нотки стали характерной особенностью поэзии Зульфии после смерти супруга:
«Мой друг, ты спишь в земле.
Но как мне нужен ты!
Поговорю с тобою, посижу я.
Давно ли ты, мой друг, мне приносил цветы?
Теперь к тебе с цветами прихожу я».
Современники отмечали, что проникновенные стихи, посвященные Хамиду Алимджану, написаны любящим, страдающим сердцем. Но не сломленным! Оно живет и вмещает в себя огромную любовь за двоих.
Много замечательных стихотворений написала за свою долгую творческую жизнь поэтесса Зульфия, но цикл, посвященный Хамиду Алимджану, лучшее, что создано ею.
Я имел счастье знать Зульфию-апа лично, мы, пусть даже редко, но разговаривали с ней и о поэзии и о проблемах женщин в нашем обществе. Более того, я хорошо знаю ее весьма одаренную дочь Хулькар, и ее сына — бывшего крупного советского работника Омона Хамидовича. У них замечательные дети и внуки, которые гордятся своей причастностью к этой выдающейся династии.
Когда Зульфия Исраиловна нежданно скончалась, я не мог не откликнуться на эту скорбную весть в поэтической форме. Думаю, что в стихах было легче и органичнее отразить уникальный образ, судьбу и талант этой редкостной женщины с красивым и волнующим именем Зульфия!
Ушла из жизни
Зульфия,
Оставив нас навеки.
Скорбят родные и друзья,
И с ними все узбеки.
Горюет вся моя страна —
И страждет вся отчизна,
По той, что так наделена
Святой любовью к жизни,
Любовью к людям и земле,
Где довелось родиться,
С талантом видеть и во мгле
Грядущие зарницы.
По той, чья песнь «Мушоиры»
Звучит победным гимном,
Чья тайна чувственной зари
Преданьем стала дивным.
Судьба жестока и добра
Всегда была к поэту.
Как важно — в стужу и в ветра —
Лучиться ровным светом.
Как важно свой найти язык,
Достичь свою вершину,
Хоть счастье, краткое как миг,
Как дар — в одном мужчине.
Один избранник, но мильон —
В том высший Божий гений —
Всех тех, кто преданно влюблен
В нее, в ее творенья.
И нет сомнений, что всегда —
В любое время года —
Как хлеб, как чистая вода,
Она нужна народу.
Вне мишуры, вне суеты, —
Ведь нежность тоже сила!..
Поэзии и красоты —
Она бессмертный символ!
А. ХОДЖАЕВ.
P.S. Сегодня, 27 февраля, в ресторане «Версаль» даётся поминальный
плов в память Зульфии.
Спасибо за статью, Ало Максумович, и за Ваши стихи, за афористическую точность слов, что "нежность тоже сила". Символично, что днем рождения поэтессы Зульфии у нас отмечено начало весны. И 17-летние девочки, пробующие перо, продолжают традиции ее лирики и за высокую честь почитают заслужить литературную премию Зульфии.
Стихи Зульфии живут, как и память народная, как ваша личная память о ней. Жаль, что памятник, установленный ей в Ташкенте, не успели перелить в бронзу при жизни скульптора, Равшана Миртаджиева, создавшего ее образ. Вспомнилось и о нем — мир его душе. Замысел памятника, как говорил скульптор,был поначалу несколько иной.