back to top
7.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Автобус в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Автобус в Узбекистане

– это транспорт номер один. Даже там, где есть метро и даже ходят электропоезда. Особенно популярен он в сельской местности.

Слово автобус произошло от латинского «омнибус», что означает –всеобщий, для всех. Транспортным термином это слово стало более двухсот лет тому назад, когда появились первые экипажи для общего пользования. Их называли повозками-омнибусами, а впоследствии – просто омнибусами. Дальнейшая трансформация этого слова произошла после появления многоместных автомобилей. В результате получилось – автобус. Во многих странах для краткости говорят и пишут просто «бус». Автобусом считается такое транспортное средство, которое может перевозить не менее семи-десяти пассажиров и движется, как правило, по определенным маршрутам.

Первые автобусы представляли собой грузовые шасси с каретным кузовом, а колеса их были обтянуты сплошным резиновым ободом. Первоначально их стали использовать в Германии, Англии, Франции. Один из них – «Гаггенау» построен фирмой Бенц в 1911 году в Германии. У него было 20 сидячих мест в кузове и 12 на империале, то есть на крыше. А всего вместе со стоящими он мог перевозить 40 пассажиров.

На этом автобусе использовался 4-цилиндровый двигатель, мощностью в 32 лошадиных силы, который развивал скорость до 26 км/час.

По имеющимся сведениям, первые автомобили в Узбекистане появились в начале прошлого века, а именно – в 1902 году. В то время по городу Намангану на собственном автомобиле ездил некто Бакланов, доверенное лицо Андреевского торгово-промышленного товарищества. Первые же сведения об автобусном движении относятся к декабрю 1906 года. Тогда между Ферганой и Маргиланом начал курсировать автобусный маршрут. А через четыре года появились первые автобусы и в Ташкенте, – они являлись собственностью купца Шадыходжаева. Все девять машин были зарубежного производства. Первым ташкентским автовокзалом стал тогда Воскресенский базар (ныне это площадь перед театром имени Алишера Навои).

В 1924 году открылась линия автобусного сообщения: Ташкент – поселок Троицкий, – которую обслуживали автобусы марки «Форд» и «Штейер». Автобаза № 1 города Ташкента, которая имела в 1926 году на своем балансе двадцать один автомобиль, в том числе семь автобусов, организовала регулярную перевозку пассажиров по маршрутам: Никольское – Куйлюк, Никольское – Соборная площадь, Вокзал – Урда и Вокзал – Болгарские огороды. Интересно, что стоимость проезда тогда зависела от количества проследованных остановок.

Рассказывая об истории «автомобиля для всех», необходимо упомянуть об одном из первых автобусов, выпускавшихся в России с прошлого века и успешно эксплуатировавшихся на дорогах Узбекистана. Производство Я-6 осуществлялось с 1928 по 1932 годы на Ярославском автозаводе. Он был рассчитан для перевозки тридцати шести пассажиров, имел двадцать семь сидячих мест. Оборудованный шестицилиндровым двигателем мощностью 73 лошадиных силы, он мог развивать скорость до 40 километров в час. Причем Ярославский автозавод выпускал автобусные шасси, а Московский кузовной – кузова для них, по образцу английских «лейландов».

В последующие четыре года выпускались автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16, по внешнему виду во многом схожие с предыдущей моделью. Их основой служило удлиненное шасси грузовика ЗИС-5. ЗИС-16 отличался модной тогда, обтекаемой формой кузова.

…Ушли в прошлое автобусы с традиционным, выступающим вперед двигателем, их сменили машины вагонного типа. Один из таких автобусов – ЗИС-154 – выпускался с 1947 по 1950 годы. Он мог перевозить шестьдесят два пассажира и имел тридцать шесть сидячих мест. Вместо бензинового двигателя он был оборудован дизелем мощностью 110 лошадиных сил и мог развивать скорость до 65 километров в час. Механическая трансмиссия на нем была заменена на электрическую, а вместо тяжелой рамы установлен несущий кузов.

Потребность в массовых перевозках все возрастала, появились новые специализированные заводы по выпуску автобусов, такие как Львовский, Ликинский и другие. Сегодня по автомобильным дорогам Узбекистана колесят автобусы марком «Мерседес», «ДЭУ», «ЛИАЗ», а также наши, узбекские автобусы, которые выпускаются на самаркандском «АвтоВАЗагрегате», который преобразован в предприятие по выпуску пассажирских автобусов. Многие мидиавтобусы, курсирующие по городам Узбекистана, а также грузовые автомобили и специализированный автотранспорт были выпущены в свое время совместным предприятием «СамКочавто», созданным в Самарканде и выбравшим своим девизом слова: «Мы сделаем вашу жизнь лучше!». Учредителями его выступили ассоциация «Узавтосаноат» и крупнейшая турецкая компания «КочХолдинг». Производство автотранспорта совместное предприятие начало в 1998 году. Среди выпускаемых ими машин – различные виды мидиавтобусов, предназначенных как для городских перевозок, так и для туристического обслуживания, вместимостью от 23 до 50 пассажиров, а также грузовиков – бортовых с тентами и без них, с металлическими и деревянными каркасами; самосвалы, хлебовозы, рефрижераторы, поливальные машины, мусоросборочные и ассенизационные машины.

30 октября 2006 года совместное предприятие было реорганизовано в ООО «СамАвто», доля турецкой стороны была выкуплена АК «Узавтосаноат».Но по-прежнему памятной реликвией для работников завода остается первый выпущенный предприятием автобус, где свои автографы оставили первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов и тогдашний глава Турецкой Республики Сулейман Демирель.

Ну а сегодня на проспектах нашей столицы можно увидеть и красные даблдекеры – эти двухэтажные красавцы, давно ставшие украшением многих столиц мира, ныне курсируют и по улицам Ташкента, позволяя горожанам и гостям города полюбоваться его красотой…

Дилором Нурмухамедова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новая должность президента Шавката Мирзиёева

25 ноября состоялась Генеральная ассамблея Национального олимпийского комитета Узбекистана, на которой были рассмотрены организационные вопросы. На должность председателя Национального олимпийского...

Больше похожих статей