Как-то мне пришлось быть невольным свидетелем весьма характерного разговора нескольких подростков. В центре внимания был подросток 15 лет, в связи со служебном пребыванием отца в Бельгии в последние годы обучающийся в интернациональной школе при штаб-квартире НАТО. Находясь на каникулах в Ташкенте, он увлечённо рассказывал сверстникам об условиях западной системы обучения, о строжайшем контроле над выполнением всех заданий и посещаемостью занятий и в то же время об абсолютно свободной, творческой обстановке на уроках, очень ровных, дружелюбных отношениях между педагогами и учащимися. Слушавшие его ребята достаточно живо позавидовали последнему обстоятельству, но саркастически отозвались о тамошней учебной дисциплине. «Чё ты, в натуре, гонишь! – сказал один из экипированных по последнему «писку» моды юнцов. — У нас за «стольник баксов» любые оценки поставят, даже если ты ходишь в школу по настроению». Его дружно поддержали, добавив, что совсем не обязательно за баксы – любая «училка купится» и за сумы, за шмотки. Временно «брюссельский» мальчик недоумевал: а как же знания, ведь ещё в институт поступать надо будет? В ответ ему снисходительно заулыбались. ..
Даже допуская свойственную этому возрасту склонность к преувеличениям и эпатажу, прекрасно сознавая, что нельзя всех школьных работников чернить одной краской, всё же надо объективно признать: подобные факты мздоимства среди преподавателей (не хочется называть их святым именем «учитель») нет-нет, а встречаются. Грустно это очень, потому, что не только слабые знания прививают они подрастающему поколению, но и душевно растлевают ребятишек.
Негоже, наверное, в праздничный день начинать поздравительную статью с такого рассказа, но уместность и своевременность его будет оправдана, если тем самым подчеркнуть, как нелегка и ответственна миссия нашего учительства в условиях молодого, развивающегося государства. Учитывая особо значимое положение учителей в нашей стране, с первых дней её независимости, несмотря на все трудности, общество старалось окружить их вниманием и заботой. Это выразилось, прежде всего, в целом ряде социальных льгот, в официальном статусе и почётном положении, в частности, в учреждении специального ордена «Соглом авлод учун» (За здоровое поколение), которым, а также другими званиями и правительственными наградами ежегодно поощряются самые лучшие, самые достойные «властители умов» наших подростков и юношества. Чувством глубокого уважения к учителям и наставникам пронизано и приветствие Президента страны.
Истинными подвижниками, «рыцарями» благородного дела обучения и воспитания нашей детворы можно и нужно гордиться. И их вовсе не так уж мало – учителей, фанатично преданных своему редкому призванию, своему изнурительно трудному делу, творческих, пытливых, всю жизнь не устающих искать самые надёжные и удобные «ключи» к детскому разуму, сознанию и душе. Таких я видел на августовском совещании в Чирчике, но там же я услышал и призыв к учителям самих учащихся: не отвергать так называемых «трудных» детей, не отворачиваться от них раздражённо и устало – ведь удаляя неугодного парнишку из школы, колледжа или лицея, мы тем самым способствуем отделению их от всего здорового общества. Оставляя его без должных знаний и привития нравственных принципов, мы рискуем иметь среди нас неполноценных граждан, лишённых в нужной степени профессиональной, патриотической и моральной вооруженности.
Как не согласиться с расхожим, но оттого ничуть не теряющим свою актуальность мнением, что сегодняшние сбои, брак, недоделки в работе учителя впрямую скажутся завтра на уровне всего нашего общества, темпах его развития, достижениях и обретениях. В этом особенность несравнимого назначения учительства, его роли в жизни государства.
За это коленопреклонённо мы вас благодарим и славим, дорогие учителя, и молим Бога, чтоб он даровал вам силы, здоровье, доброту, терпение и огромную, всепоглощающую любовь к своей работе, ко всем детям – разным и всяким, поскольку они и есть наше Будущее!
А. ХОДЖАЕВ