back to top
20 C
Узбекистан
Среда, 22 мая, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Три голоса «Садо». Не «русские арабески», а «САДО» из Узбекистана  

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

История двадцатая. Часть 3

Продолжаем рассказ о поп-группе «Садо», красивом, самобытном коллективе, который оставил яркий след в истории музыкальной эстрады Узбекистана.

Драматичный эпизод, едва не закончившийся трагедией, случился с Милой Романиди. Произошёл он прямо на сцене перед одним из концертов в г. Навои, в Доме культуры «Фархад». Мила не любила о нем рассказывать, но все-же поделилась подробностями с «Собеседником» и Газетой.ру.

«В тот вечер уже в концертном костюме я готовилась к саундчеку. Вышла на сцену проверить микрофон. Взяла его правой рукой, левой – металлическую стойку, на которой он держится. Но провод где-то коротнул и меня пробил разряд тока. Мгновенная темнота и я куда-то улетела. Ребята-музыканты рассказывали потом, что все происходило как в фильме ужасов: «Ты повисла над сценой сантиметров на тридцать! У тебя были такие большие глаза на выкате! Это продолжалось секунд двадцать. Полная темнота, я ничего не вижу, набрала воздуха, а вдали тоннель яркий. И потом уже вижу себя, с меня спадают туфли на сцене. Как будто видела себя со стороны и понимала все, что происходит. Помог барабанщик: он был в кроссовках и выбил шнур от микрофона. А бас-гитарист Григорий Пушен, стал делать непрямой массаж сердца. Он знал, как это делается.

Пока оживляли, треснули три ребра. Но главное – запустили сердце. Ребята мне потом говорили: «Когда у тебя из глаз потекли слезы и ты закрыла веки, мы поняли, что тебя оживили!» Помню их крик: «У нее слезы потекли!» Они просили: «Моргай глазами, чтобы мы тебя понимали». А мне было холодно, не чувствовала ни рук, ни ног. После страшного разряда я вообще могла не проснуться. Пролежала месяца два в больнице. Врачи ждали, как отреагирует сердце. Но я вернулась к жизни. Правда, первое время не разговаривала – не могла произнести ни слова».

К самым известным песням ансамбля относится написанная в традициях советской эстрады распевная «Счастья первому дому» из тематического винилового альбома «Ташкентская легенда», записанного ансамблем  в 1985 г., (до того был выпущен также миньон с несколькими песнями). Удивляет, правда, что на обложке не указаны имена и фамилии исполнителей.

Музыка «Легенды» – тринадцать песен-зонгов, связанных единой идеей — была лейтмотивом одноименного спектакля, поставленного в Академическом театре русской драмы им. М. Горького в Ташкенте. Автор пьесы, известный поэт Лев Ошанин, в основу сюжета положил непростой эпизод в истории любви молодого архитектора Джамала и балерины Гюльчехры, пострадавшей во время ташкентского землетрясения 1966 г. Оно произошло за четыре дня до их свадьбы.

Жизнеутверждающая «Счастья первому дому» звучит в финале, символизируя восстановление Ташкента после стихийного бедствия. Узбекской столице помогали возродиться все республики СССР, реально превратив город в «Звезду Востока».

Безусловно, самая известная песня ансамбля – «Наманганские яблоки». Очень заводная и очень народная. Очень колоритна уже упомянутая лирическая «Не смущайся».

Но по мне, лучшая песня «Садо» — «Сойляр, дутар!» («Пой, мой дутар»), хорошо прозвучавшая на IV Телевизионном конкурсе молодых исполнителей (1984). Музыку к ней написал Хамракул Шакуров. А вот автором текста был… Хайдар Яхьяев, министр внутренних дел Узбекистана с 1964 по 1979 гг. Это не единственное его стихотворение, положенное на музыку. Впрочем, по другой версии автором текста называют поэта Ядгара Абидова. Возможно, это связано с тем, что Яхьяев был арестован по знаменитому «хлопковому делу». По окончании процесса он стал единственным оправданным подозреваемым.

«Дутар» — реальный хит. Очень стильный, по-дискотечному упругий, по-хорошему «западный», по-восточному колоритный. Хорошо снятый. Искрящие золотом платья. Жаль, песня прошла мимо меня, когда я был диск-жокеем, с удовольствием поставил бы в сет. Кроме сцены, «Дутар» прозвучал и с киноэкрана — в уже упомянутой любовной мелодраме «Невеста из Вуадиля» Али Хамраева.

На пике карьеры, чтобы как-то определить стиль «Садо», их иногда называли в Европе русскими «Арабесками». Но «Садо» никогда не стремились подражать этой известной женской группе. У ансамбля было очень милое собственное лицо. Восточные музыкальные интонации придавали их песням особое очарование. Они прекрасно двигались и каждую песню превращали в пластичный танцевальный спектакль. «Садо» и сегодня замечательно смотрятся в You tube. Их хореография ничуть не устарела.

«Садо» в фильме «Невеста из Вуадиля»

Сценические костюмы «Садо» достойны особого внимания: яркие, со вкусом и выдумкой сшитые в своем оригинальном стиле… «Костюмером ансамбля была Роза Темирбаева из Узбекконцерта, — рассказывает Кумуш Раззакова. — Сейчас живет в США. Она также одевала «Яллу», «Наво»… Роскошными нарядами тех лет они обязаны ее золотым рукам, ее творчеству и преданности своему делу. Она могла, как Золушка сшить для вокалисток за ночь по три комплекта костюмов, а это девять платьев. Привлекала, если надо к этому свою семью. Все вместе пришивали блестки, «драгоценные камни» и другие украшения. Она одевал, можно сказать, всю эстраду Узбекистана. Некоторые костюмы для нас шили в узбекистанском Доме моделей».

Во второй половине 1980-х гг. ансамбль вошел в зону турбулентности. Впрочем, тогда уже трясло всю страну. В коллективе начались трения по поводу того, что и как петь дальше, как строить отношения с внешним миром. Страсти разгорались. Одни предлагали активнее следовать новым веяниям, появившимся на эстраде, другие — не забывать об уже сложившихся традициях опоры на национальный колорит. Вмешалось даже  ЦК КП УзССР. В аккомпанирующем составе появились новые музыканты. Но споры продолжались. В конечном итоге Владимир Барамыков вместе с Кумуш Раззаковой (они были за сохранение традиций) ушли в ансамбль «Наво», который Владимиру предложили возглавить. А “Садо” возглавил Эдуард Мендельсон. На освободившемся месте Кумуш в «Садо» сменились несколько вокалисток. В ансамбль пришел Ренат Насыров с сольными репризами. Ренат – выпускник театрального института, творческий парень, не только пел, но и хорошо двигался на сцене, стилизуя свой номера под Марселя Марсо и напоминая по энергетике Валерия Леонтьева. Позднее он стал называть себя Рено Миграно. Спустя какое-то время уехал в США.

В обновленном составе к осени 1987 г. была создана программа из двух частей: «Восточные фрески» и «Музыкальный лабиринт». Я побывал тогда на сдаче программы худсовету, проходившей в информационно-культурном центре «Интуриста», что находился за гостиницей «Узбекистан».

В зале собрались человек пятьдесят, в основном родственники, друзья музыкантов, ну и, худсовет, естественно. Поначалу ироничная соседка пыталась вызвать у меня чувства скептицизма и недоверия. Но когда прямо из зала на сцену стремительно выбежал новый участник группы Ренат Насыров и закружился в головокружительной песне-танце (балетмейстер-постановщик А. В. Рыженко), соседка только и вздохнула восторженно: «Ах! Молодец!». Понравились и другие номера.

В основе программы лежал принцип «нон-стоп». Он помог сохранить напряженную динамику действия и соединить обе части выступления в единое, органичное целое. Порадовало насыщенное, чистое звучание.

Фреска, как известно, один из самых трудоемких видов живописи. Художниками «Садо» оказались весьма умелыми, а по лабиринту музыкальных стилей и направлений во второй части они передвигались уверенно и со знанием дела! В их музыке появились рок-интонации. Порадовали сценический облик музыкантов, их пластика, как всегда со вкусом подобранные костюмы. Художественным руководителем ансамбля на тот момент был Адыл Камалходжаев. Он, в частности, посетовал, что на сдаче программы не оказалось комсомольских работников, которых, естественно, приглашали.

А вот, что сказал член худсовета композитор Владимир Милов: «Меня давно привлекает умение этого коллектива чувствовать пульс новых музыкальных идей и преданность делу. Характерно, что «Садо» уже не один год вполне успешно конкурируют с мужскими коллективами, которые составляют большинство у нас на эстраде. Сейчас, как мне кажется, ансамбль на «подлете» к новым высотам». «Садо» тогда пригласили на рок-фестиваль в Ереване.

Но композитор ошибся. Турбуленция продолжалась, включая проблемы с записью фонограмм, с аппаратурой… Были неурядицы, так сказать, и на внешнем контуре. Как мне рассказывала Азиза, в июне 1988 г., их раз за разом обещали обеспечить аппаратурой, но воз так и стоял на месте. Полный комплект пришлось собирать по всей республике.. Мало того, эстрадные власти никак не могли определиться, в какую государственную структуру должен входить коллектив. «Нас прикрепляют то к Узбекконцерту, то к Узгосфилармонии говорила мне тогда Азиза,и все кивают друг на друга. Вот и сейчас назревает очередная «перестройка».«Перестройка» не случилась.Звезда «Садо» закатилась в 1988 г.

Азиза в передаче «Утренняя почта» (1989)

Александр ПОПОВ

Автор благодарит за помощь при подготовке материала Азизу Мухамедову, Кумуш Раззакову, Милу Романиди и Сергея Алешина. 

Фотографии из архивов Кумуш Раззаковой, Сергея Алешина и открытых источников

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

 Россия остается для стран Центральной Азии альтернативным источником поставки газа

21 мая площадки международного мультимедийного пресс-центра Sputnik, расположенные в Москве, Ташкенте, Астане и Бишкеке, связал видеомост, в ходе которого...

Больше похожих статей