В своём предыдущем очерке о “Русских басмачах”, я вскольз упомянул о Кокандской атономии, первом на просторах Средней Азии демократическом государственном образовании. Между тем, этот эпизод Гражданской войны, весьма важен, в первую очередь, с точки зрения просвещения молодого поколения, которое в массе своей абсолютно не знает историю своего Отечества. Об этом свидетельствует хотя бы комментарий к моему очерку о крестьянской армии Монстрова, который ярко показывает уровень знаний полученным нынешней молодёжью в современных образовательных учреждениях. Приведу его полностью:
“Интересно, а по каким «историческим документам» написан весь этот бред???
Какая «народовольческая армия» из Коканда??? Всё русскоязычное население в Ферганской долине того времени не превышало СЕМИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК!!!! Из них 70%-женщины и дети! И было мощное Кокандское ханство,которое закончило свою историю только в 1920 году! Что за бредятина здесь написана?”.
По-моему ехать дальше некуда. Молодой человек, уверен, что Кокандское ханство прекратившее своё существование в 1876 году, просуществовало, оказывается, ещё почти полвека. Этому невеже, даже не пришло в голову, прежде чем, писать свой комментарий, посмотреть хотя бы в Википедии и о Константине Монстрове, и о Кокандском ханстве. Нет, зачем, он и так всё знает, утверждая, к примеру, что русскоязчное население Ферганской долины не превышало семь тыс. человек. Откуда он взял эти цифры, Бог весть. Между тем, согласно статистике к 1916 году в Ферганской области появилось 68 селений с 2897 дворами (ЦГИА, ф. ОР. 18, д. 118, л. 114). Посчитать можете сами, учитывая, что среднья семья колониста это 8-10 человек.
Как говорится “Ученнье свет, а неучёных тьма”.
И вот именно поэтому я решил продолжить рассказывать о забытых страницах Гражданской войны в Туркестане.
История Кокандской Туркестанской автономии коротка, — всего три месяца, — но весьма насыщена жёсткой политической борьбой, кровавыми схватками и трагическим финалом.
Крушение Российской империи, захват власти большевиками в октябре 1917 году, откликнулось и на мусульманской окраине некогда единого государства.
Ещё до Октябрьского переворота, под напором штормого ветра Февральской революции, с 16 по 23 апреля 1917 года, в Ташкенте прошёл I Всетуркестанский курултай (съезд) мусульман, на котором было принято решение об образовании центрального руководящего органа — Туркестанского краевого мусульманского совета (Краймуссовета). Временное правительство одобрило это решение и 5 июня 1917 года пост генерал-губернатора Туркестанского края, — которое в то время занимал, А. Н. Куропаткин, — был упразднён. На этом съезде в острой политической борьбе схлестнулись две силы: джадиды (прогрессивные носители идеи независимости, свободы, образования) и кадимистов (приверженцы традиционных исламских устоев). Противостояние привело к победе кадимистов. Тогда же зародилась идея независимого государства – не допустить проникновения в Туркестан революционных преобразований, сохранить феодальный строй, нормы шариата и отделиться от России.
В ноябре 1917 года в ходе III общемусульманского съезда вновь произошла непримиримая борьба между партиями, протвоположно видящими будущее Туркестана, в результате которой, левые мусульманские движения предприняли попытку образования национального местного самоуправления.
И, наконец, в том же ноябре 1917 года в Коканде прошел IV Всетуркестанский курултай (съезд представителей тюркских народов) на котором были избраны органы управления национальной автономии с Временным правительством и столицей в городе Коканд.
В новое государственное образование вошли, кроме Коканда: Наманган, Андижан, Скобелев (Фергана), Чекмент, Ош и Маргилан.
В состав временного правительства автономии вошли 12 человек:
Мухамеджан Тынышпаев — министр-председатель, министр внутренних дел.
Шах-Ислам (Ислам) Шагиахметов — заместитель министра-председателя.
Мустафа Чокаев (Мустафа Шокай) — управляющий отделом внешних сношений.
Магди Чанышев — председатель Военного Совета правительства (глава вооруженных сил).
У. Асадуллаходжаев — управляющий отделом народной милиции и общественной безопасности.
Хидаят-бек Юргули-Агаев — министр землеустройства и водопользования.
Абиджан Махмудов — министр продовольствия.
Абдурахман-бек Уразаев — заместитель министра внутренних дел.
Соломон Герцфельд — министр финансов.
Кичик Эргаш (он же Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев) — начальник уездной милиции, в дальнейшем заменил Магди Чанышева на посту руководителя вооруженных сил автономистов.
В состав правительства, кроме того, входили владельцы крупных хлопковых мануфактур: компаний Кноппе, Вадьяева, Торгового Дома братьев Давыдовых и несколько финансистов.
Орган управления намеревался путем демократического голосования создать новый парламент, состоящий преимущественно из мусульман.
Со стороны европейских государств, а также США и Турции, самопровозглашенная область получила военную поддержку, поскольку являлась врагом большевиков.
Самыой яркой личностью из кокандского правительства являлся, несомненно, Мустафа Чокаев, который был секретарем фракции мусульман в Госдуме 4-го созыва в 1914 году. Ещё в то время он вынашивал планы создания «Туркестанского союза». Цель которого заключалась в объединении степных азиатских народов и мусульман царской России. Эта идея нашла своё воплощение в образовании автономии. Однако мечтой Чокаева, было создание единого Туркестанского мусульманского государства. Но и с Россией он ссорится не хотел. В своей речи на открытии съезда он сказал: «Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное — нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география. Я не приемлю политику Советов, но верю в разрушительную силу большевиков»
Провозглашёнными целями Кокандской автономии были:
— создание независимого государства;
— ликвидация Советской власти в Туркестане.;
— при поддержке со стороны Турции объединение всех мусульман;
— отделение от Советской России и восстановление Кокандского ханства.
В контексте борьбы с Советской властью Кокандская — или как её ещё называли Туркестанская, -автономия сразу же наладила связи со всеми антибольшевистскими силами, в частности с атаманом Бутовым, который взял под контроль важный стратегический объект – железную дорогу, связывающую Ташкент с Кокандской автономией.
Создание независимого мусульманского, по сути, государства, нашло поддержку у жителей не только Коканда, Ферганской долины, но и на большей части территории Туркестана. Митинги в поддержку правительства прошли во многих городах и кишлаках Средней Азии. Однако, среди дехканства временное кокандское правительство доверия не получило. Дехканы ожидали, что будет проведена земельная реформа и земли передадут в собственность тех, кто её обрабатывает. Однако этого в программе правительства автономии не предполагалось. С сомнением восприняли появление нового государственнго образования и русские колонисты, уж восстановление Кокандского ханства их никак не устраивало.
Тем временем, избранное Национальное собрание подготовило проект государственной конституции.
Стали выпускать газеты на русском и узбекском языках, где главной темой стала активная пропаганда и агитация против советской власти. Формируется национальная армия, состоявшая из бывших царских офицеров, курбаши, юнкеров и ополченцев.
Для укрепления и демонстрации симпатии трудящихся автономии к новому правительству был созван краевой съезд рабочих и дехканских депутатов в январе 1918 года.
Однако, двум медведям в одной берлоге ужиться невозможно. Две главные партии, составлявшие правительство — джадиды и кадимисты преследовали абсолютно разные цели. Вскоре вверх одержали прогрессивные силы во главе с Чокаевым, который становится главой правителства . Мусульманское духовенство и местные крупные землевладельцы из партии «Шура-и-Улема» отказались войти в состав правительства.
Большевики, понятно, не могли смирится с суверенной областью, прелдставляющую для них смертельную опасность, и на чрезвычайном съезде в Ташкенте, в конце января 1918 года, было принято решение объявить Кокандское автономное правительство вне закона. Мустафе Чокаеву был предъявлен ультиматум, но он отказался признать власть Советов. 30 января в Коканде начались вооруженные столкновения сторонников автономии и Кокандского Совета. Для ликвидации независимой республики из Москвы в Ташкент прибыло 11 воинских эшелонов с солдатами и вооружением. Командовать предстоящей операцией было поручено военному министру Туркестанской республики К. П. Осипову, тому самому, который через год поднимет восстание в Ташкенте.
6 февраля 1918 года начался штурм Коканда и за три дня древний город был полностью разрушен и разграблен. 22 февраля был заключён мирный договор, согласно которому вооружённым формированиям атономии надлежало сложить оружие. Кокандское суверенное государство прекратило своё существование. Однако, действия большевиков были восприняты населением как агрессия и это положило началу массовому повстанческому движению против Советов.
Один из эпизодв этой борьбы описан в моём предыдущем очерке “Русские басмачи”.
Судьба лидеров автономии сложилась по рзному: кто-то был расстрелян, кто-то отправлен в лагерь, кому-то удалось уклониться от “карающего меча революции”.
Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно бежал в Ташкент. Здесь он два месяца проживал нелегально и тогда же сошёлся со старой знакомой актрисой Марией Гориной, на которой женился в апреле 1918 г. Затем последовало долгие скитания, которые закончились в декабре 1941 года в берлинской больнице, где бывший руоводитель Кокандской автономии был, по всей видимости отравлен, за отказ сотрудничать с нацистами.
Впрочем это уже совсем другая история.
В.ФЕТИСОВ
На заставке. Коканд после разгрома. 1918 г.
Уважаемый Владимир ! Благодарю Вас за очень интересное историческое повествование ,многое узнал впервые . Видимо , Вы историк , у Вас очень обширные познания предмета. Расскажите пожалуйста о себе или редакция расскажет о Вас . И еще , я житель Бухары , многие родственники были джадидами , членами правительства Бухарской народной советской республики — БНСР . Это братья Мусо , Мухтор и Курбон Саиджановы и многие другие , которые позже ,были расстреляны советской властью . Прошу Вас , если будет такая возможность , описать то время . до падения эмирата и после в Бухаре . С уважением -Толиб Рахманов.
-Спасибо, Толиб за добрые слова. Да, я писатель автор нескольких книг по истории Туркестана 19-20 веков. Здесь, общаться не очень удобно, лучше в Фейсбук или Телеграмм. Найдите меня там, пообщаемся. https://www.facebook.com/profile.php?id=100000964936816
OMG
«Как началась Гражданская война в Туркестане»
Гражданская война в Туркестане, как и во всей России, началась сразу после Октябрьской революции. Для Туркестана это было восстание атамана Дутова и похода отряда Зайцева. С разгрома Кокандской автономии началось басмаческое движение.
«Временное правительство одобрило это решение и 5 июня 1917 года пост генерал-губернатора Туркестанского края, — которое в то время занимал, А. Н. Куропаткин, — был упразднён.»
Пост Генерал-губернатора Туркестана был упразднен сразу после Февральской революции, а с поста главнокомандующего войсками Туркестанского округа Куропаткин был снят на объединенном заседании Ташкентского Совета Солдатских Депутатов и Ташкентского Совета Рабочих Депутатов 30 апреля 1917 года. В начале апреля Куропаткин был отправлен под конвоем в Петроград.
«Командовать предстоящей операцией было поручено военному министру Туркестанской республики К. П. Осипову, тому самому, который через год поднимет восстание в Ташкенте.»
Во времена Кокандской автономии Осипов был никому неизвестным офицером из Скобелева. Войсками во время разгрома Кокандской автономии командовал Военный комиссар Перфильев.