back to top
5.7 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Страницы Истории Музыкальной Эстрады Узбекистана. Евгений Живаев. Маэстро из Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История первая

История вторая

История третья

История четвертая

История пятая

История шестая

История седьмая

История восьмая

История девятая

История десятая

История одиннадцатая

В ташкентской консерватории 1 февраля 2023 г. прошел памятный концерт, посвященный юбилейной дате — 85 лет со дня рождения замечательного композитора, аранжировщика, дирижера и организатора музыкальной жизни, Заслуженного артиста Узбекистана Евгения Петровича Живаева, легенды музыкальной эстрады республики. Музыка звучала в исполнении Джаз-оркестра Государственной филармонии Узбекистана во главе с его художественным руководителем Народным артистом Узбекистана Мансуров Ташматовым. При жизни Евгений Живаев был дирижером этого оркестра. Но уже 11 лет выдающегося музыканта, феномена эстрады Узбекистана, нет с нами. Он трагически ушел из жизни в январе 2012 г.

Евгений Живаев. Фото из архива Андрея Хохлова

Где возник первый в СССР диксиленд? Из тех, кто в теме, одни уверено скажут — в Ленинграде, другие, те, что тоже в теме, возразят – в Ташкенте. И будут правы. Потому что оба оркестра возникли в 1958 г. Сторонники ташкентской версии утверждают, что музыканты из столицы Узбекистана опередили ленинградцев на месяц, другой. В Ташкенте такой коллектив появился в конце лета, в Ленинграде – в октябре. Москва в любом случае опоздала. Инициатором создания диксиленда в Узбекистане вместе с Альбертом Малаховым (тогда студентом композиторского факультета консерватории) был сын офицера Красной Армии, молодой музыкант Евгений Живаев, будущая звезда узбекской эстрады. Именно они организовали первый в СССР диксиленд, состоявший из студентов консерватории.

Диксиленд Ташкентской государственной консерватории, 1958 г. За роялем Евгений Живаев, далее С. Порецкий, Р. Гафаров, Эдуард Горожанин, Виктор Казаков, Юрий Живаев, В. Свиридов. Фото из архива Рауфа Кадырова

Творческая биография Евгения Живаева началась в музыкальной школе им. В. А. Успенского при Ташкентской государственной консерватории. Закончив ее и получив среднее образование в школе № 50, Евгений Живаев в 1955 г. поступил в консерваторию. Ко времени ее окончания Евгений уже имел хорошую репутацию аранжировщика в музыкальном мире города. Здесь отметим, что он был дважды дипломированный выпускник консерватории: сначала по специальностям теория и музыковедение, а позже, когда работал в радиокомитете — дирижирование и хоровое пение.   

Еще во время учебы в консерватории Евгений выступал пианистом в танцевальном оркестре клуба Окружного Дома Офицеров (ОДО), здесь стал делать первые аранжировки, а позже стал руководителем коллектива. Здание ОДО хорошо сохранилось до наших дней. Теперь здесь размещаются факультеты Ташкентского Государственного Юридического университета.

Клуб ОДО был очень прогрессивным местом. Здесь был большой концертный зал с качественной акустикой, хорошая танцплощадка под открытым небом. Оркестр считался одним из лучших в городе, в его исполнении звучали международные хиты тех лет «Текила» и «Бесаме мучо». В так называемых «паузах» Евгений Живаев играл на фортепиано клавиры из джазовой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (она была его дипломной работой), музыку Петра Ильича Чайковского, к примеру, вальс из оперы «Евгений Онегин». Музыкантов называли виртуозами, чародеями… Хотя были и другие мнения. В ОДО постоянно проходили концерты, танцевальные вечера, другие развлекательные мероприятия. Здесь выступали первые ташкентские рок-группы, рок-ансамбли, приезжавшие в Ташкент, на  сцене ОДО проходили джэм-сейшны с музыкантами Ташкента и джазменами, гостившими в столице Узбекистана. В ОДО играли ведущие ташкентские джазовые музыканты: И. Алёшин, Ю. Ананьев, Сергей  Гилёв,  Михаил Гольденцвейг, Эдуард Горожанин, Юрий Живаев, Р. Клеблеев, Л. Хавкин, Б. Шамшидов, М. Шапиро…

Здание ОДО в те годы. Фото: baiki rusicha

В начале 1960-х гг. на танцах в ОДО оркестр Живаева собирал до двух тысяч человек. Также при ОДО во второй половине 1980-х гг. была создана одна из первых, если не первая, в городе официальная студия звукозаписи с очень обширным плейлистом, где предлагалось «все», что было тогда на слуху.  

В 1962 (63?) г. после отъезда Анатолия Кролла в Тульскую филармонии Евгению Живаеву предложили должность дирижера в Эстрадном оркестре Узбекистана. Впервые он вошел в его состав в декабре 1959 г. и проработал в этой должности относительно недолго. Может еще и потому, что заняв эту позицию не оставил других увлечений.  Молодой, талантливый музыкант был в Ташкенте, что называется нарасхват. Сейчас уже трудно восстановить хронологию событий, но до, во время и после работы в Эстрадном оркестре Узбекистана он играл с разными составами в Клубе КГБ в оркестре Анатолия Францкевича, в кинотеатре «Молодая гвардия» в оркестре Евгения Жданова, работал в оркестре Дворца культуры железнодорожников…

Вместе с Альбертом Малаховым (тогда студентом композиторского факультета консерватории) он, как уже было сказано, организовал первый в СССР диксиленд, состоявший из студентов консерватории. Это были (цитирую по mytashkent.uz):   «Р. Гафаров,  Ф. Мамышев — трубы, В. Свиридов—кларнет, Юрий Живаев — тенор-саксофон, Виктор Казаков, Г. Вергилесов — тромбон, С. Порецкий — контрабас, Эдуард Горожанин — ударные и сам Евгений Живаев — фортепиано». С диксилендом выступала выпускница консерватории Ольга Бардина. И этот состав репетировал и выступал, прежде всего, в том же ОДО. Играли традиционный джаз, аранжировки произведений Дунаевского, Скорадомского, Цфасмана… «Музыканты Ленинградского Государственного оркестра под управлением Бадхена, — вспоминал Евгений Живаев, приехав на гастроли в Ташкент и послушав наш диксиленд, … были поражены умением наших музыкантов самостоятельно импровизировать, что было большой редкостью в те годы»

Солистки Эстрадно-симфонического оркестра Узбекского радио и телевидения Мухаббат Шамаева (слева) и Рано Шарипова. Фото из архива Рауфа Кадыров

Как руководитель Евгений Живаев прекрасно проявил себя, помог подняться и занять высокие места на культурном Олимпе Узбекистана многим выдающимся деятелям Узбекской эстрады. Среди них Мухаббат Шамаева, Рано Шарипова, Мансур Ташматов…

Он был требователен и скромен, не просил для себя, но был настойчив, если требовалось кому-то помочь. По характеру перфекционист, говорил своей дочери: «Или делай хорошо или вообще не делай». Любил жизнь, пользовался успехом у женщин.

Конфликтовал с композитором Муталем Бурхановым. Тому ужасно не нравилось, что в оркестровом переложении его песни из фильма «Дорога за горизонт» появился саксофон. С гитарным соло он, скрепя сердце, согласился, но развратный саксофон!?

Прекрасно чувствовал музыку, мог простую мелодию превратить в большое произведение. Легко записывал песни на ноты со слуха.

Десятки песен, исполненных в блистательной оркестровке Евгения Живаева, хранятся в «золотом фонде» узбекского радио. В их числе музыка диксиленд-ансамбля, созданного Евгением Живаевым при консерватории. Этот коллектив первым в Узбекистане стал стремиться исполнять музыку в духе «Третьего течения», смысл которого был определен в 1961 г. его основателем американским джазменом Гюнтером Шулером, как «новый жанр музыки, расположенный примерно на перепутье джаза и классической музыки». В записи, организованной музыкальной редакцией Госкомитета по радиовещанию, участвовал молодой дирижер Государственного оркестра Узбекистана Анатолий Кролл, не так давно приехавший в Ташкент. А инициатором выступил Станислав Мансуров, который в первой половине 1960-х гг. (!) вел передачи о джазе на Узбекском радио. Всего вышло 16 передач.   

В 1964 г. Евгений Живаев и композитор Энмарк Салихов организовали эстрадный оркестр Узбекского Радиокомитета. Евгений стал его дирижером, Энмарк – художественным руководителем. (К слову, Энмарк не узбекское имя, а аббревиатура «Энгельс/Маркс»).  Позже Оркестр Радиокомитета превратился в Эстрадно-симфонической оркестр Узбекского радио и телевидения. Впоследствии значительная часть творческой жизни Живаева была связана с биг-бэндом им. Батыра Закирова (худ. рук. Мансур Ташматов), где он также дирижировал.

Биг-бэнд им. Батыра Закирова. Дирижер — Евгений Живаев. Худ. рук.- Мансур Ташматов.

Жизненный путь Евгения Живаева закончился на должности главного дирижера джаз-оркестра «Узбекистан» им. Батыра Закирова. Выдающийся музыкант, феномен эстрады Узбекистана, Евгений Петрович Живаев был убит в ночь с 7 на 8 января 2012 г.

Заслуженная артистка Узбекистана Рано ШАРИПОВА назвала Живаева «монументальным музыкантом», который делал «бесподобные аранжировки с огромным уважением к каждому штриху мелодии, к каждому слова текста, душу вкладывал в узбекские песни, с которыми работал. Благодаря знакомству и работе с Евгением Петровичем духовно обогатились бесчисленное множество певцов».

Фотоочерк о Евгении Живаеве в формате видео. Автор Андрей Хохлов, супруг Елены Живаевой. 

Образно охарактеризовал творчество Живаева Фарух Закиров: «Если включить воображение…, его партитуры представляются мне в виде деревьев. Представьте себе дерево с ветками, где каждый листочек и стебелёк похожи на ноты, «четвертушки», «шестнадцатые», «целые». Каждые знаки, диезы – это, как лепесточки цветов. И если собрать воедино эти «партитуры-деревья», какой же потрясающей красоты и масштаба был бы сад! И в этом саду не было бы ни одного повторяющегося дерева! Вот такое наследие оставил Евгений Петрович».

Биг-бэнд им. Батыра Закирова. Дирижер — Евгений Живаев. Худ. рук.- Мансур Ташматов.  Соло на трубе — Инар Исфандияров.

Заслуженная артистка Узбекистана Куммуш Раззакова, начинавшая в знаменитом ансамбле «Садо» вместе с Азизой Мухамедовой и Милой Романиди, возвела Евгения

Петровича Живаева в ранг Стража, Кавалера музыки.

Маэстро Живаев и его оркестр. Фото Е. Скляревского, Р.Шагаева

Автор благодарит за помощь при подготовке материала супругов Андрея Хохлова и Елену Живаеву, Грега Пушена и Рауфа Кадырова.   

Александр Попов

Продолжение следует

На заставке: Фото 6 Эстрадно-симфонический оркестр Узбекского радио и телевидения под управлением Евгения Живаева. Фото из архива Андрея Хохлова

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Предпринимателей, внедривших высокотехнологичное производство, могут освободить от уплаты налога на имущество и прибыль на три года

Президент Шавкат Мирзиёев 11 января ознакомился с презентацией о достигнутых результатах и дальнейших задачах в электротехнической отрасли. Доля электротехнической промышленности...

Больше похожих статей