После обретения независимости страны СНГ пересматривают политику опоры на единого партнера, выступая за нейтралитет и диверсификацию в отношениях с миром.
Для этой цели во всех отношениях подходит Китай — ближайший сосед, с которым их связывают многолетние узы дружбы. Об этом пишет УзА со ссылкой на статью китайского политического обозревателя И Фаня «Центральная Азия и Китай: сотрудничество, основанное на равноправии и взаимопомощи».
В начале января 1992 года Китай в числе первых установил дипломатические отношения с пятью странами. Защита общей границы между Китаем и Центральной Азией протяженностью 3300 километров имеет решающее значение для национальной безопасности и экономического планирования. Для обеих сторон в равной степени важное значение приобретает вопрос очистки своей территории от извечной угрозы терроризма, сепаратизма и экстремизма.
Это стремление и привело к созданию Шанхайской организации сотрудничества и встрече министров соседних с Афганистаном стран. Государства-члены, исходя из своей истории, осознали, что военно-политическое превосходство является началом бедствий. Поэтому очередное соглашение было построено на основе равенства, уважения и взаимной выгоды.
В качестве развивающихся стран Центральная Азия — «С5» и Китай стремятся улучшить жизнь своего народа. Наши страны приходят к единому мнению о том, что вопрос безопасности можно решить только посредством развития.
В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Казахстан и впервые заявил о целесообразности совместного строительства экономического пояса вдоль Великого шелкового пути. Через месяц после восстановления Морского шелкового пути инициатива получила название «Один пояс, один путь».
Документ о сотрудничестве с Китаем в рамках этой инициативы сначала подписал Таджикистан. Вскоре этому примеру последовали еще четыре страны. Это плодотворное сотрудничество продолжается уже десять лет.
«Один пояс, один путь» активно работает, потому что этот процесс открыт и прозрачен. Партнеры обсуждают детали на каждом этапе, действуют на основе согласованной «дорожной карты». Всем участникам предоставляются права собственности, преобладает дух равенства и взаимной выгоды.
Кроме того, эта идея обеспечивает беспрецедентную поддержку координации логистики. Реализуются крупные инфраструктурные проекты, такие как газопровод «Китай-Центральная Азия», автомобильная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», Камчикский тоннель.
В результате общий объем продаж в 2022 году достиг рекордного уровня – 700 миллионов долларов. Для сравнения, аналогичный показатель в 1992 году составлял всего 460 миллионов долларов, отмечено, в частности, в публикации.
В. Новиков